Человек как носитель экономических ресурсов общества
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (34), Октябрь 2009
Цитировать:
Мельников О.Н. Человек как носитель экономических ресурсов общества // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 46-54.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038148
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Человек – единственный биовид на Земле, который, обладая незначительными физическими ресурсами, сумел благодаря своим интеллектуальным и креативным ресурсам преобразовать окружающий его мир. Это стало возможным потому, что создаваемый им предметный мир стал основой для возникновения и развития социальных и экономических отношений в обществе. То есть созидательные (креативные) способности человека являются главной движущей силой, способствующей сохранению человека как биовида на Земле.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, креативность, интеллектуально-креативные ресурсы, собственность, мотивация
«Человек – это звучит гордо!», «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ‑ эти известнейшие слова М.А. Горького и А.П. Чехова с позиции социальной экономики можно интерпретировать так: «Человек и материально, и духовно должен быть велик и богат». Развивая эту мысль дальше, можно сказать: «Человек – это не просто величайшее творение природы, он одновременно и носитель, и проводник, и преобразователь ее мощнейшей духовной и материальной энергии». Поэтому он живет вечно, принимая либо духовную, либо материальную форму перевоплощения.
Удивительно, но человек, обладая незначительными и весьма ограниченными физическими возможностями (ресурсами), способен увеличивать их за счет преобразования и использования в целях своего выживания различные виды энергий окружающего мира. И делает он это, благодаря тому, что обладает практически безграничными (по отношению к физическим) интеллектуально-креативными ресурсами, которые он может бесконечно воспроизводить и развивать. Эта его удивительная способность является единственным и решающим преимуществом перед всеми другими биовидами, живущими на Земле. Причем использование этого своего ресурса он осуществляет во всех видах своей деятельности, но оправданность их целесообразности происходит в большинстве случаев лишь в экономической сфере.
Справедливости ради отметим, что и физические, и интеллектуальные ресурсы человека между собой связаны. Недаром говорят: «В здоровом теле – здоровый дух!». По словам Джерома Хартингана, «физическое, моторное обучение – основа для всех других видов обучения… без моторного обучения мозг просто не может развиваться». Хартиганы утверждают, что определенные виды движений «налаживают коммуникации» во всем мозге, вот почему так важно, чтобы физические упражнения были связаны с процессом роста и развития мозга» [1, с. 305].
Отсюда можно понять, почему йога использует особые физические упражнения для духовного развития личности. Следовательно, человек как носитель физической и творческой (креативной, созидательной) энергии, являющихся как его собственным, так и общественно значимым экономическим ресурсом, должен развивать свои и физические, и интеллектуально-креативные способности практически всю жизнь.
В своих работах я уже неоднократно описывал природу этого явления, увязывая в единую энергетическую связь биоэнергию человека с различными видами энергий окружающего мира, имеющимися на Земле. Этим самым подтверждается справедливость Закона сохранения энергий.
Связующим элементом («проводником») между ними выступает творческая энергия человека, проявляемая через его созидательные действия преобразования окружающего мира в предметный/духовный, который, в свою очередь, является объектом социально-экономических отношений, устанавливаемых людьми между собой [2, 3 и др.].
В этой статье, посвященной 100-летию моей незабвенной родительницы, мне хотелось бы поделиться с читателями идеей, которую я уже давно развиваю в своих выступлениях, о том, каким образом экономисты должны понимать природу экономических отношений (действий) со стороны субъектов, то есть людей, без которых эти отношения не могут возникать и развиваться.
Итак, человек!
Уже достаточно давно специалисты по теории мозга, физиологи установили, что кора головного мозга отвечает за организацию, планирование, оценку, память, сообщения, творчество, формирует и развивает высшие интеллектуальные навыки человека [4, с. 250]. То есть практически за все действия человека. Поэтому ее можно назвать «интегральным», или объединяющим «механизмом» всех действий человека. Там же в [4], как и в других работах, мы находим, что приоритет левого полушария – логика. Оно обеспечивает сознание, то есть мышление, познание точных наук, решение проблем, возникающих перед человеком, ответственно за аналитическое мышление.
Приоритет же правого полушария – чувства человека, интуиция, развитие его творческого потенциала, синтетического, интегрального, системного мышления.
И, наверное, подспудно чувствуя разницу в работе правого и левого полушария (шутка – О.М.), Эрих Мария Ремарк писал: «Человек живет на 75 процентов, исходя из своих фантазий, и только на двадцать пять – исходя из фактов; в этом его сила и слабость».
Если на открытие специалистов-физиологов о том, что мозг человека следует рассматривать состоящим из левого и правого полушарий, посмотреть с экономической точки зрения, то можно увидеть, что левое полушарие, в основном, развивается в результате использования таких социальных инструментов, как:
‑ образование, которое человек получает до периода своей активной экономической деятельности,
‑ приобретения навыков по приходе на работу в ту или иную организацию.
Эти два инструмента в экономике относятся к затратной части и обеспечивают развитие у человека интеллектуального капитала. То есть развитие интеллектуального капитала, главным образом, «поглощает» ресурсы общества и его, образно, можно сравнить с накопителем потенциальной энергии человека.
Важно подчеркнуть, что накопление знаний, являющихся «сырьем» для производства интеллектуального капитала, которым затем будет обладать человек, становятся его собственностью (независимо от того кто нес экономические затраты на их приобретение). То есть, как и его физические (мышечные) ресурсы, интеллектуальный капитал становится неотчуждаемой собственностью каждого человека.
Правое полушарие, в основном, отвечая за развитие, а затем и отдачу творческого потенциала личности, позволяет человеку начать проявлять в начале свое умение делать ту или иную интеллектуальную работу, которое по прошествии какого-то периода времени, преобразуется в «опыт», то есть в высшую степень умения.
Но и умение, и опыт являются внешним проявлением, или отдачей накопленных знаний, то есть интеллектуального капитала (потенциала) человека. Образно их можно сравнить с кинетической энергией, которая направлена на преобразование окружающего природного мира в тот или иной экономический продукт ‑ либо материального, либо духовного содержания.
Таким образом, созидательные, творческие, или, как сегодня принято говорить, креативные действия человека приводят к получению доходной части экономики. Отсюда следует, что креативный капитал личности, который «накапливается» в правом полушарии мозга, с точки зрения экономики, является ее движущей силой. Именно в правом полушарии рождаются новые идеи, которые затем, соединяясь с социальными запросами и информационными инструментами общества, превращаются в инновации.
Поэтому очень интересными представляются выводы, сделанные рядом психологов, что правое полушарие в III тысячелетии будет развиваться активнее левого. Это объективно подтверждают и те модели, которые были разработаны автором еще в 2000-м году [3].
В них утверждалось, что чем ближе по своим свойствам предметный мир, создаваемый человеком, будет приближаться к свойствам окружающего мира [1], тем от человека потребуется все более возрастающие затраты творческой (или креативной) энергии. То есть в контексте настоящей статьи – работы правого полушария мозга. Отсюда следует, что в настоящее время от всех институтов (и экономических, и социальных, и политических), действующих в составе всех государств, потребуется переосмысление философских основ развития общества.
Поэтому нельзя не согласиться с авторами [4], которые, на наш взгляд, сделали с одной стороны революционное, но с другой стороны, совершенно логичное заключение о том, что «лозунг левого полушария (II-го тысячелетия) – если я существую, значит, я мысли: бытие определяет сознание» потеряет свою актуальность. Ему на смену приходит лозунг правого полушария: «если я мыслю, значит, я существую: сознание определяет бытие».
Это еще раз подчеркивает уже известную мысль о том, что человечество переходит на новый этап развития экономики. Автор в своих работах [например, 5, 6, 7] неоднократно доказывал объективность перехода к креативному этапу такого развития, когда производство интеллектуальных, то есть духовных экономических продуктов будет значительно превосходить производство материальных экономических продуктов. В настоящее время это подтверждается и теорией и практикой. Все большую долю в различных материальных экономических продуктах занимает интеллектуальная составляющая (автомобили – 70%, зерно – 55% и т.д.).
Эти факты объясняют пусть пока разрозненные, но направленные к одной цели, интересы различных наук. Сегодня исследованием интеллектуального (менее креативного) капитала занимаются многие ученые: психологи, социологи, политологи, экономисты. Развивая вышесказанное можно, например, расширить модель, предложенную Терезой М. Амабайл [8] с позиций работы левого и правого полушария.
Многие знают, сколько внимания психологи уделяют исследованию и разработке многочисленных методик, направленных на определение компетентности принимаемых на работу специалистов, а также их компетенции. Нужно это делать? Конечно, нужно. Но давайте посмотрим на это с позиций, изложенных выше.
Компетентность – это те знания, которыми обладает испытуемый. То есть это больше характеристики левого полушария, поскольку чаще всего она исследуется с позиции логического мышления претендента.
Компетенция – это то, что человек способен (может) исполнять в организации, то есть это его потенциал. Да он способен, он может, организация на него надеется. Но это опять левое полушарие, его «потенциальная энергия». Разве этого достаточно для организации?
Ответ очевиден. Надо идти дальше.
С этой целью автором было предложено идти дальше ‑ оценивать креативные, то есть созидательные способности специалистов, которые можно определять с помощью динамического коэффициента творческой энергии личности. Его суть проста.
Человек, обладающий определенным уровнем компетенции, должен оцениваться с позиций его творческой активности. Другими словами, он должен не просто быть способным, скажем, к инновационной деятельности, а делать это в конкурентоспособное время.
Многие считают, что это само собой разумеется. Но очень часто практика показывает обратное. Человек обладая достаточным уровнем компетенции, однако, мягко говоря, не всегда проявляет ее вовремя и в достаточном количестве. Мы это определяем следующим образом [2].
Коэффициент творческой энергии специалиста Кэ есть отношение предлагаемой им новизны в той или иной области его компетенции (∆N = Nнов – Nстар) к конкурентоспособному времени (∆t). Как видим, в данном случае, мы оцениваем не «потенциальную», а его «кинетическую» энергию правого полушария, которая и нужна организации.
Опять же, если вернемся к использованным выше терминам, компетенция – это неотчуждаемая собственность специалиста, в то время как творческая энергия (или еще мы ее трактуем как инновационная активность) специалиста является его отчуждаемой собственностью, которую он и «продает» организации. Следовательно, это подтверждает мысль о том, что в третьем тысячелетии именно правое полушарие становится ведущим.
Данный подход, на взгляд автора, является единственно оправданным в условиях креативной или как мы ранее предложили более «мягкий» термин – инновационно-креативной ‑ экономики.
Теперь, что касается мотивации. Это очень важная составляющая успеха. Тереза М. Амабайл, как и многие другие, справедливо делит их на внутренние и внешние. И то, что внутренние чаще важнее внешних, тоже справедливо. Однако и внутренние мотивации можно разделить на собственные и несобственные.
К собственным мотивациям мы относим те из них, которые в работе [5] автором были названы физиологическими. Это связано с тем, что каждый специалист по-разному способен проявлять свою творческую энергию, так как каждый из них обладает индивидуальным векторным полем, интегрально характеризующим данную энергию. В частности, совпадением, как мы назвали в более ранних работах генного (природного) и социально приобретенного векторов творческой энергии. А также, к какому виду деятельности предрасположен человек – в материальной, духовной или организационно-управленческой сферах. Здесь же учитываются физические возможности человека (здоровье), его психологические характеристики и т.д., которые влияют на уровень проявления человеком своих созидательных (креативных) способностей.
Все остальные виды мотиваций, которые можно назвать традиционными, следует отнести к несобственным мотивациям, поскольку они формируются во внешней (по отношению к человеку) среде.
При этом следует еще раз подчеркнуть принципиально важный посыл автора. Интеллект (ум, разум) является неотчуждаемой собственностью человека. Он, главным образом, развивается на этапах получения человеком образования и навыков. Креативность же человека, оцениваемая, в конечном счете, уровнем проявления его творческих способностей, автор относит к его отчуждаемой собственности, которую человек и выставляет не рынок, то есть на продажу в качестве своего экономического ресурса.
Конечно, интеллект и креативные способности человека неразделимо между собой связаны, но играют разную роль в его жизни. Отсюда и появилась в какой-то степени для большинства людей уничижительная пословица-прибаутка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Ум (интеллект), как было сказано выше в данной статье, человек приобретает, а креативность, или свою творческую энергию, продает. И, если человек не умеет продавать свой «ум», он никогда не сможет стать богатым.
Поэтому автором еще в 2004 году было предложено данный вид человеческих ресурсов классифицировать как интеллектуально-креативные ресурсы личности [в частности, 5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек, обладая не только интеллектуальным, а, главное, креативным ресурсом (капиталом), является единственным биовидом на Земле, который благодаря своей творческой энергии способен осуществлять инновационную деятельность, поддерживающую и развивающую необходимый ему уровень научно-технического прогресса. И, как следствие, ‑ постоянно эволюционирующие экономические и социальные системы и отношения.
То есть наличие у человека творческой энергии является единственным условием сохранения его жизнеспособности как уникального, биосоциального вида, отличающегося от других биовидов тем, что он может постоянно совершенствовать и создавать себе такой предметный мир, который значительно увеличивает его «физическую силу», обеспечивая ему выживание в окружающей природной среде.
Источники:
2. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функция творческой энергии субъектов рынка. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2000.
3. Мельников О.Н. Природа творческой энергии человека и ее влияние на социально-экономическое развитие общества // Российское предпринимательство. – 2000. – №2. – С. 104-110.
4. Интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие / Н.П. Белецкий. – Мн. Новое знание, 2001. – 320 с.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004.
6. Мельников О.Н. От трудовых к интеллектуально-креативным ресурсам // Человек и труд. – 2005. – №1. – С. 36-42.
7. Мельников О.Н. Творческая (креативная) энергия субъектов рынка – основа развития «новой» экономики // Теоретическая экономика. – 2008. – №8. – С. 133-136.
8. Амбайл Т. Креативное мышление в бизнесе: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:19:07