Планирование как организационная координация развития экономики

Добрынин А.И., Ивлева Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (73), Январь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Добрынин А.И., Ивлева Е.С. Планирование как организационная координация развития экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 1. – С. 59-62.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2005) Плановый подход к анализу и прогнозированию экономических процессов - относительно новое явление в современной науке. За основу его принято положение о том, что экономика не изолирована от иных сфер деятельности людей и находится под их постоянным воздействием. В этом отношении плановый подход тождественен институциональному. В совокупности продуктом их систематизации и обобщения явилось выделение наиболее существенных в экономическом отношении категорий общесоциального плана национальных образований. В литературе эти категории получили название институций (институтов) (от лат. «instituto» - наставление, указание), или способов действий, органически объединяющих многообразные направления производства, распределения и потребления.

Ключевые слова: прогнозирование, финансовый анализ, прогнозирование экономических процессов, экономический анализ



Плановый подход к анализу и прогнозированию экономических процессов ‑ относительно новое явление в современной науке. За основу его принято положение о том, что экономика не изолирована от иных сфер деятельности людей и находится под их постоянным воздействием. В этом отношении плановый подход тождественен институциональному. В совокупности продуктом их систематизации и обобщения яви­лось выделение наиболее существенных в экономическом отношении категорий общесоциального плана национальных образований. В литературе эти категории получили название институций (институтов) (от лат. «instituto» ‑ наставление, указание), или способов действий, органически объединяющих многообразные направления производства, распределения и потребления.

Плановые и институциональные методы оценки экономической системы.

Вся совокупность институций при наличии частного предпринимательства выражается через нормы, правила, законы, этикет и т.д. Под экономической нормой понимается санкционированный способ поведения в конкретной ситуации распределения и использования ограниченных ресурсов.

Нормы ‑ это продукт деятельности человека как производителя и потребителя. При использовании планирования в хозяйственной практике применяется централи­зованное создание норм государством. Но государство лишь регла­ментирует предпринимательскую деятельность и инициативу. Поэтому в современной экономике используются децентрализованные нормы. Они продукт творчества отдельных агентов: фирм, корпораций, профессиональных и социальных групп. В любом случае, формирование норм либо структурой, либо государством отвечает принципу рациональности выбора.

Плановая норма как условие экономического поведения представляет собою предписание определенного порядка действий. Она носит общий характер, распространяется на все сходные ситуации и регулирует действия многих агентов, функционирующих в сходных обстоятельствах. Предписания эти могут выступать в форме запрета на альтернативу поведения, разрешения на использование части альтернатив, возможности применения вариантов и т.д. Этим современное планирование в частном предпринимательстве отличается от директивно-централизованного планирования командной экономики, где формальные нормы представляли собой документально зафиксированные правила, отступление от которых не допускалось. Все они соответствовали идеологическим установкам.

Нормативное планирование в рамках частного предпринимательства выделяет формальные (законодательные) и неформальные правила, без которых невозможно существование и воспроизводство экономики как системы. В рамках институциональной системы они выполняют особую функцию и называются конституционными нормами.

Используемые нормы в плановой практике отдельных стран характеризуются:

‑ содержанием описания действия; того, что должен или не должен делать агент в соответствующей ситуации;

‑ типом процесса взаимодействия, в рамках которого действует данная норма, и кругом агентов, чье поведение должно соответствовать установленным правилам;

‑ задачей, целью и стратегией вы­полнения планируемого предписания;

‑ точностью выполнения преду­смотренных обязательств по отношению к государству, другим субъектам предпринимательства, обществу в целом. Этот признак предусматривает использование санкций, штрафов и стимуляторов, обеспечивающих единство дисциплинарных положений.

Теория планирования предполагает разработку направлений, рассматривающих экономику как эволюционирующую открытую систему, находящуюся под влиянием внешней среды (технологий, культуры, политики, природных факторов и т.д.).

Реакция на них внутренних (эндогенных) сил порождает в системе напряженность, устойчивость или неустойчивость, бесконечный процесс изменения и развития. План не становится догмой, а статическое равновесное состояние экономики выступает как момент эволюционного динамичного развития. Так план реагирует на изменение соотношений совокупных спроса и предложения, изменения в техническом базисе, распределении личного и располагаемого дохода общества, появление структурной безработицы.

Особенность плана состоит в том, что эволюция в нем рассматривается как типичное состояние общества, порождающее прямые и обратные связи. В процессе целенаправленной деятельности меняется стратегия, тактика экономического роста и сам человек.

Так, переломный период в экономике России 2002–2004 гг. обусловил переход от стратегии выживания периода 90-х гг. XX в. к стратегии повышения уровня жизни и борьбы с бедностью. Это потребовало перенаправления бюджетных расходов 2005 г. на увеличение минимальной заработной платы, повышение пенсий, пособий, монетизацию льгот и т.д.

Институционально-плановая теория допускает возможность резких изменений в экономической системе и траектории экономического роста. Наступление дискретных изменений всегда обусловлено особенностями протекания эволюционных процессов. При определенных условиях многие варианты эволюционного развития могут быть заблокированы или развиваться по неоптимальному варианту. В таком случае устойчивость нарушается, и происходят кардинальные изменения экономической ситуации. Это случается тогда, когда внутренние и внешние факторы подрывают взаимосвязь и совместимость элементов экономической системы как в рамках отдельных микроструктур, так и экономики в целом. Чаще всего фактором, дестабилизирующим экономику, выступает технологическое развитие, связанное с использованием информации, интернет-технологий, нано- и биотехнологий и других технических достижений. Эти изменения надо прогнозировать на начальных этапах разработки плана, определяя организационные институты, которые обеспечат приоритетность форм и способов поведения экономических агентов.

Планирование в российской экономике.

Система планового управления микро- и макропроцессами впервые сложилась и стала использоваться в России в 30-х гг. прошлого столетия. За годы функционирования командно-административной экономики были разработаны методы и методики межотраслевого, отраслевого и территориального соотнесения показателей развития хозяйства с финансовыми возможностями государства. Широкую мировую известность и одобрение получила методика определения эффективности капитальных вложений, разработанная авторским коллективом АН СССР под руководством академика Т. Хачатурова.

В 70-х гг. XX в. впервые были разработаны и использованы в научном анализе межотраслевые балансы производства и распределения продукции как для целостной экономики, так и отдельных регионов (авторы акад. С. Шаталин, профессора Э. Баранов, В. Феодоритов, А. Гранберг, А. Добрынин и др.) [1; 2].

Несомненный научно-практический интерес представляют предложенные методы регулирования занятости, комплексного использования территориального потенциала и размещения отраслей, строительства транспортных магистралей, нефте- и газопроводов и другие научные обоснования формирования единого народно-хозяйственного комплекса.

К сожалению, разработанная система планирования не имела реально стимулирующих факторов и импульсов заинтересованного использования ресурсов. Бюрократические барьеры, высокая степень централизации и директивность планов порождали большую затратность производства. Они сковывали инициативу и творчество коллективов производителей, что вело к увеличению формальности при выполнении плана.

Главным ускорителем краха командно-административного планирования послужило господствующее монопольное положение государственной собственности, отрицающей предпринимательскую инициативу, поиск и творчество производителя.

В переходной экономике России отсутствуют специальные органы как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики и торговли, которое определяет важнейшие направления-индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, степень стабилизации экономики и повышения уровня жизни различных слоев населения. В наследство от командно-административной системы России досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой и добывающей промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизма и сырьевой ориентации экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы.

Эти негативные особенности российской экономики, с одной стороны, затрудняют действие объективного автоматического рыночного механизма, с другой ‑ дают дополнительные возможности ее государственного регулирования. Положение усугубляется сохранением национального федерализма, недостаточной самостоятельной активностью регионов и финансово-кредитных рынков.


Источники:

1. Добрынин А. И. Региональные пропорции воспроизводства. - Л.: Изд. ЛГУ, 1977.
2. Социально-экономическое прогнозирование развития региона. - Л.: Лениздат, 1977.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:30