Оценка факторов роста внешнеторгового оборота субъектов РФ
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (69), Сентябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Талаев М.С., Котилко В.В. Оценка факторов роста внешнеторгового оборота субъектов РФ // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 9. – С. 11-15.
Аннотация:
Среди условий, влияющих на объемы товарооборота между российскими регионами и странами СНГ, следует обратить внимание на характер договоров, соглашений, концепций и программ межгосударственного (в том числе приграничного) сотрудничества, в которых, как правило, перечислены цели, задачи, принципы, направления и основные мероприятия, создающие благоприятную обстановку для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
Ключевые слова: постсоветская Россия, внешняя торговля, внешний товарооборот, межгосударственное взаимодействие, взаимовыгодные отношения, страны СНГ, взаимовыгодное сотрудничество
Среди условий, влияющих на объемы товарооборота между российскими регионами и странами СНГ, следует обратить внимание на характер договоров, соглашений, концепций и программ межгосударственного (в том числе приграничного) сотрудничества, в которых, как правило, перечислены цели, задачи, принципы, направления и основные мероприятия, создающие благоприятную обстановку для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
Увеличению товарооборота в рамках межрегионального сотрудничества на просторах СНГ способствуют согласованность действий органов государственной власти и местных администраций, координация и регулирование торгово-экономических, научно-технических, культурных и информационных связей. Однако, имеют место проблемы юридического, административного и технического характера, затрудняющие товарообмен между приграничными районами. При этом, следует выделить те из них, которые препятствуют движению товаров и услуг, оказываемых в пределах приграничных регионов.
Особое значение имеют протоколы, прилагаемые к соглашениям, которые отражают не только намерения сторон, стимулирующие условия и соответствующие мероприятия по сотрудничеству, но и количественные параметры, характеризующие экспортно-импортные позиции взаимных поставок.
На объемы товарооборота между субъектами государств СНГ влияют не только нормативно-правовая база, но и такие условия, как развитие объектов экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях, в том числе обустройство пунктами пропуска через государственную границу. Кроме того, немаловажное значение имеет обеспечение приграничных территорий объектами транспортной инфраструктуры, таможенными складами и другими сопутствующими взаимной торговле сооружениями.
Факторы, влияющие на формирование объемов товарооборота регионов России со странами СНГ можно подразделить на общие и специфические (отраслевые, территориальные, приграничные, экологические и геополитические). Они могут иметь количественное выражение через макроэкономические, внешнеэкономические, натуральные и стоимостные показатели, прямо или косвенно влияющие на величину товарооборота субъектов государств СНГ.
В нормативно-правовых и законодательных документах, посвященных внешнеэкономическому и межрегиональному сотрудничеству, как правило, выделяют следующие факторы:
‑ природно-ресурсные;
‑ социально-экономические;
‑ военно-политические,
а также факторы, отражающие:
‑«режимность» государственной границы;
‑ исторически сложившиеся связи, традиции и обычаи;
‑ уровень развития межрегиональной экономической кооперации.
Специфические факторы межрегионального (приграничного) сотрудничества подразделяются на:
а) факторы, связанные с реформированием экономики и уровнем институциональных преобразований в той или иной стране;
б) факторы, носящие макроэкономический, отраслевой, региональный и производственно-кооперационный характер;
в) факторы геополитического и географического характера.
Первая группа специфических факторов связана не только с тем, как сами государства оценивают уровень торгово-экономических отношений, но и с тем, как их оценивают в других странах мира.
Проведенный анализ этой группы факторов позволил оценить страны СНГ по отношению к экспортно-импортным процессам, по удельному весу экспорта в государствах, которые ранее составляли СССР, а также по преимущественному использованию административных или экономических рычагов и стимулов.
Так, государства Закавказья имеют преимущественно импортную ориентацию. Здесь налицо отрицательное сальдо торгового оборота. А экспортная квота колеблется в пределах от 15% у Грузии до 34% у Армении (по отношению к использованному ВВП).
Удельный вес импорта из стран СНГ в общем объеме импорта стран Закавказья колеблется в пределах 20% у Армении и 34% у Грузии, что указывает на большую долю поставок из стран дальнего зарубежья. Доля экспорта в страны СНГ у этих государств колеблется от 13% у Азербайджана до 40% у Грузии.
Тем не менее, несмотря на заверения официальных лиц, соглашения, договора и межрегиональные договоренности о поставках, складывающаяся в целом ситуация лимитирует дальнейший рост товарооборота между субъектами России и государств Закавказья.
Другое дело Белоруссия, Украина и Казахстан. Они имеют проэкспортную ориентацию во внешней торговле (как и Россия). Если в отдельные годы у них и бывает отрицательное сальдо экспорта и импорта товаров и услуг (к использованию ВВП), то оно незначительное. Удельный вес экспорта в страны СНГ достаточно высок и колеблется от 26% у Казахстана до 60% у Белоруссии. Удельный вес импорта из стран СНГ очень высок: он колеблется от 55-58% у Казахстана и Украины до 70% и выше у Белоруссии.
Все это указывает на явную заинтересованность в поставках из стран СНГ, а, следовательно, объективно содействует росту товарооборота между субъектами этих государств, что подтверждается обилием программ, концепций и соглашений по межрегиональному (приграничному) сотрудничеству. Более того, в данном случае задействуются элементы госрегулирования внешнеторговой деятельности, которые представлены широкой гаммой мер: от воздействия на ценообразование, освобождения экспорта от таможенных пошлин в Белоруссии до введения госрегулирования и квотирования, в первую очередь, по стратегическим видам товаров и услуг на Украине и в Казахстане.
Вторая группа факторов оказывает не опосредованное, а прямое влияние на рост товарооборота между субъектами России и стран СНГ.
Они позволяют: а) выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами ближнего зарубежья; б) проранжировать их влияние по мере убывания их значений; в) сгруппировать регионы России по показателю внешнеторгового оборота со странами СНГ. Среди специфических факторов этой группы следует различать три вида показателей, каждый из которых в зависимости от целей анализа использует свой набор показателей:
I вид показателей, позволяющих не только выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами СНГ, но и расположить их по мере убывания влияния на объемы товарооборота:
‑ объем валового регионального продукта субъекта РФ (ВРП);
‑ территориальное расположение региона России по отношению к странам СНГ;
‑ приграничное расположение региона (как субъекта, регулируемого своей нормативно-правовой базой);
‑ отраслевая промышленная и сельскохозяйственная структура региона;
‑ уровень производственно-кооперационных связей региона со странами СНГ;
‑ транспортная инфраструктура, обеспечивающая доставку товаров из регионов в страны СНГ;
‑ объем инвестиций региона в страны СНГ.
II вид показателей, позволяющих оценить макроэкономические аспекты торгово-экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ (в разрезе федеральных округов и их субъектов), а также расположить их по мере убывания по душевому товарообороту региона со странами СНГ (в долларах США):
‑ валовой региональный продукт;
‑ численность населения субъекта внешней торговли;
‑ внешнеторговый оборот всего;
‑ внешнеторговый оборот со странами СНГ;
‑ доля внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем товарообороте (в %);
‑ экспорт региона в страны СНГ;
‑ внешнеторговая квота региона России со странами СНГ (%);
‑ экспортная квота региона со странами СНГ (%);
‑ душевой товарооборот региона РФ со странами СНГ.
III вид показателей, позволяющих оценить значение каждого фактора в формировании уровня экономического взаимодействия регионов России со странами СНГ на основе расчетов корреляционной зависимости между объемом товарооборота и показателями, характеризующими все факторы в отдельности.
В ходе экспериментальных расчетов удалось выявить достаточно тесную корреляционную взаимозависимость объема товарооборота регионов России с Украиной и годового объема ВРП. Теснота связи выражалась показателями, превышающими коэффициент, равный 0,76. Коэффициент корреляции между объемом товарооборота и удаленностью региона от границ Украины оказался умеренным, равным 0,36.
Окончание следует
Источники:
Котилко В.В., Нефедьев Д.Д. Россия и страны ЕврАзЭС: проблемы интеграции. – М.: Компания «Спутник+», 2004. – 132 с.
Вашанов В.А., Бровчук Г.Ю. Экономическое сотрудничество России и Украины. – М.: СОПС, 2004. - 257 с.
Котилко В.В. Транспортная система России и стран СНГ: международные транспортные коридоры. ‑ М.: Русская деревня, 2005. – 178 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:38