Проблемы и перспективы применения искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности российских хозяйствующих субъектов

Кудрова Н.А., Кузминых Ю.В.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

На фоне цифровой трансформации мирового сообщества размежевание экономического прогресса и инновационного развития любого государства не представляется возможным. Именно инновации выступают одним из важнейших драйверов современной экономики. При постановке основных задачах государственной инновационной политики важная роль отдается применению сквозных цифровых технологий, включая искусственный интеллект и нейротехнологии [1]. Это продиктовано тем, что успешное внедрение передовых цифровых технологий обеспечивает инновационный характер развития экономики, благоприятно влияя на все ее сферы, включая и внешнеэкономическую деятельность внешнеэкономической деятельности. Цифровизация процесса реализации внешнеторговых сделок, а также информационно-коммуникативного взаимодействия таможенных органов и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) (хозяйствующих субъектов) позволит снизить их временные и стоимостные затраты, увеличить внешнеторговый оборот и, как результат, улучшить финансовое состояние российских экспортеров и импортеров. Все перечисленное выше определяет актуальность тему данной статьи

Проблемные вопросы применения передовых цифровых технологий в разные сферы экономики, включая и внешнеэкономическую деятельность, ранее исследовались в работах российских и зарубежных ученых. Ведущие российские и зарубежные учёные, занимающиеся данными вопросами: Дж. Голуба и Ч. Ван Лоана [8],, Д. А. Поспелов [11], [12], [13] и др.

Изучению отдельных аспектов и элементов применения передовых цифровых технологий в разных сферах экономики посвящены работы российских и китайских ученых. Основные материалы ученых, которые использовались в исследовании являются работы – Дороговцева, А. А. [5], Дробот, Е. В. [6], [7], Лукичёв П.М. [12], Широковских, С. А. [18], Ян, Ю. [26], Яо, Я. [25].

Источниками данных стали статистические базы Global Innovation Index 2024, «Дорожная карта» развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект».

Нормативно-правовой основой написания статьи послужили – Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2024 № 124), Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 12.07.2024) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», Федеральный закон от 27.11.2023 N 540-ФЗ (ред. от 12.07.2024) «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте РФ – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» от 24.04.2020 № 123-ФЗ (последняя редакция).

Целью представленной работы является исследование процесса цифровизации ВЭД, направленное на выявление перспективных направлений применения искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности российских экспортеров и импортеров. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- оценить уровень инновационного развития российской экономики посредством использования глобального инновационного индекса (ГИИ);

- проанализировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы применения потенциала технологии искусственного интеллекта во внешнеэкономической деятельности;

- выявить проблемные места применения искусственного интеллекта в современных условиях функционирования таможенных органов и ведения внешнеэкономической деятельности;

- определить перспективы применения технологий искусственного интеллекта в деятельности российских предприятий-участников внешнеэкономической деятельности.

Для достижения поставленной цели и решения перечисленных задач использовались экономико-статистические методы обработки информации, а также общенаучные методы анализа, систематизации и обобщения.

Элементы научной новизны заключается в том, что в данном исследовании на основе научного анализа применения искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности российских экспортеров и импортеров выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы применения потенциала технологии искусственного интеллекта во ВЭД, а также определить перспективы их применения в деятельности российских предприятий-участников внешнеэкономической деятельности.

Современный инновационный потенциал и эффективность его использования находят свое отражение в глобальном ежегодном рейтинге инновационного развития стран «ГИИ». В табл. 1 отражено место Российской Федерации в сфере инновационной деятельности среди 132 стран мира.

Таблица 1

Рейтинг России по ГИИ [2]

Наименование показателя
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Снижение позиций (пунктов) за 2021-2024 гг.
Снижение позиций (пунктов) за 2018-2024 гг.
Итоговый показатель
46
46
47
45
47
51
59
- 14
- 13
Вклад в инновации
(ресурсный показатель)
43
41
42
43
46
58
76
- 33
- 33
Результаты инноваций (результативный показатель)
56
59
58
52
50
53
56
- 4
-

Источник: составлено авторами на основе Global Innovation Index 2024 // URL: https://www.wipo.int. (дата обращения 21.11.2024) – Текст электронный.

Данные табл. 1 демонстрируют не только значительное отставание России от стран-лидеров рейтинга, которыми в настоящее время являются Швеция, Швейцария и США, но и ухудшение позиций страны, произошедшее в 2023–2024 гг. по отношению к 2021–2022 гг. как по инновационным затратам (снижение на 33 позиции), так и по инновационным результатам (ухудшение на 4 позиции). При этом, наиболее стремительное падение показал ресурсный показатель, что свидетельствует об ослабление инновационной активности национального бизнеса и его поддержки со стороны государства. Следует отметить, что в период 2018–2021 гг. рейтинг Российской Федерации по анализируемому индексу оставался достаточно стабильным и даже имело место некоторое улучшение позиций, которое в последствии было утрачено.

Существенное снижение инновационного рейтинга страны негативно отражается на конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны на международном уровне. Данная ситуация является сигналом к усилению инновационной ориентированности государственной политики России и активизации инновационной деятельности со стороны хозяйствующих субъектов.

В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года указано, что в настоящее время искусственного интеллекта входит в число передовых технологий, которые уже сейчас доступны для использования обществом, и имеет большой потенциал для формирования инновационного вектора развития экономики. Благодаря искусственному интеллекту происходит рост мировой экономики, ускорение инноваций во всех областях науки, повышение качества жизни населения, качества образования, производительности труда и т.д. [3]

Конкретизация государственной политики в сфере искусственного интеллекта находит свое проявление в «дорожных картах» развития данной сквозной цифровой технологии. Следует отметить, что первоначально на российском рынке искусственного интеллекта прогнозировался стремительный рост всех его субтехнологий, что отражено на рис. 1.

Рис. 1. Российский рынок субтехнологий искусственного интеллекта и нейротехнологии, млрд руб. [4]

Источник: составлено авторами на основе «Дорожная карта» развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: http://www.digital.gov.ru. (дата обращения 22.11.2024) – Текст электронный.

Представленные на рис. 1 данные наглядно демонстрируют, что на государственном уровне планировался стремительный прогресс искусственного интеллекта как сегмента «сквозных» цифровых технологий, которые призваны активно воздействовать на социально-экономическое развитие России. Указанные выше передовые субтехнологии искусственного интеллекта в 2024 г. должны были показать рост более чем в 60–170 раз по сравнению с 2018 г. При этом наибольший спрос прогнозировался для субтехнологии искусственного интеллекта «Компьютерное зрение», расчётная доля которой в 2024 г. должна была составить более трети (37,5,8%) изучаемого цифрового технологического сектора экономики Российской Федерации.

Необходимо особо подчеркнуть, что позднее в 2022 г. была выполнена корректировка прогнозных оценок «дорожной карты» 2019 г. в сторону уменьшения (см. табл. 1). Планируемый объем рынка искусственного интеллекта согласно «дорожной карте» 2022 г. (14 млрд руб.) существенно меньше аналогичного показателя, предусмотренного в 2019 г. (160,1 млрд руб.). Тем не менее, он выше его фактической величины 2018 г. (2,1 млрд руб.) почти в семь раз. Информация, размещенная в табл. 1, показывает наличие проблемных моментов в процессе формирования рынка искусственного интеллекта в России.

Таблица 1

Ключевые показатели развития технологии ИскИнт [9]

Показатели
«Дорожная карта» (2019 г.) развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект»
«Дорожная карта» (2022 г.) развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект»
Российский рынок технологий искусственного интеллекта в 2024 г. (прогноз)
160,1 млрд руб.
14 млрд руб.
Бюджетное финансирование
56,8 млрд руб. до 2024 г.
24,6 млрд руб. до 2030 г.
Внебюджетное финансирование
334 млрд руб. до 2024 г.
111 млрд руб. до 2030 г.

Источник: составлено авторами на основе Искусственный интеллект пошел на убыль // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5773647. (дата обращения 23.11.2024) – Текст электронный.

Несмотря на снижение темпов внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сегменты национальной экономики, она является одной из наиболее востребованных «сквозных» цифровых технологий благодаря ее потенциалу к самообучению на основе анализа значительных массивов информации с последующей адаптацией к выполнению новых задач и функций, сравнимых с итогами мыслительной работы людей.

При анализе современного состояния применения искусственного интеллекта во внешнеэкономической деятельности можно выделить два укрупненных направления:

- при осуществлении внешнеторговых сделок на мировом рынке;

- в сфере взаимодействия российских хозяйствующих субъектов (участников ВЭД) с таможенными органами [16], [17].

Необходимо подчеркнуть, что субтехнологии искусственного интеллекта на сегодняшний день уже используется при осуществлении торговых операций на международном уровне в таких сферах, как переводческие услуги и анализ данных о ситуации на мировых товарных рынках, что способствует поддержанию надлежащей степени конкурентоспособности российских предприятий-участников ВЭД [15], [16].

Вместе с тем, возможности искусственного интеллекта, снижающие торговые барьеры и положительно воздействующие на скорость и объемы экспортно-импортных операций, могут найти свое применение по следующим векторам развития:

1.Формироване сценариев многосторонних переговоров взаимодействующих контрагентов, представляющих разные страны.

2. Управление рисками в сфере ВЭД на базе оценке существующих и прогноза будущих рыночных условий, отслеживания изменений в национальных законодательствах и т.д.

3.Выстраивание международных производственных и транспортно-логистических цепочек и их трансформация.

4.Реализация коммерческих операций на базе цифровых платформ, аналогичных eBay.

В сфере взаимодействия таможенных органов и российских предприятий-участников ВЭД наиболее востребованной интеллектуальной технологией выступает автоматическое распознавание товаров на снимках, полученных в процессе прохождения таможенного контроля посредством использования инспекционно-досмотровых комплексов. При этом, степень цифровизации деятельности таможенной службы России отстает от таких стран как Китай, США, Япония, Финляндия и ряда других [17].

В то же время, перспективный потенциал искусственного интеллекта в области коммуникаций таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности включает в себя:

– мониторинг администрирования процесса поступления таможенных платежей в бюджетную систему страны;

– формирование наиболее благоприятных условий для прохождения таможенного контроля участниками внешнеэкономической деятельности на базе электронного документооборота и безостановочного перемещения товаров низкого уровня риска;

– трансформацию пунктов пропуска посредством создания «интеллектуального» пункта пропуска;

– создание единой интегрированной информационной системы в сфере внешнеэкономической деятельности;

– организацию информационного взаимодействия с представителями иностранных государств [18].

Изучение современного состояния и перспектив внедрения субтехнологий искусственного интеллекта в сфере внешнеэкономической деятельности с использование метода SWOT–анализа позволило оценить, как их сильные стороны и возможности, так и выделить слабые стороны (недостатки) и угрозы (риски) при практическом применении (см. табл. 2).

Таблица 2

SWOT–анализ использования искусственного интеллекта российским бизнесом при взаимодействии с таможенными органами при осуществлении внешнеторговых операций [7], [10]

Внутренняя среда
Сильные стороны
– сокращение временного промежутка процессов таможенного оформления и таможенного контроля и экономия транспортно-складских затрат участников ВЭД;
– экономия бюджетных ассигнований на оплату труда в результате сокращения численности персонала таможенных органов вследствие передачи их функций интеллектуальной системе;
– минимизация субъективного подхода к принятию решений в отношении участников ВЭД со стороны таможенных органов;
– ускорение обмена данными между структурными подразделениями таможенных органов.
Слабые стороны
– значительные затраты на внедрение субтехнологий искусственного интеллекта и их использование;
– опасность утраты данных и сложности обеспечения их конфиденциальности;
– ограниченная цифровая подготовленность кадров как со стороны бизнеса, так и со стороны таможенных органов.
Внешняя среда
Возможности
– повышение конкурентоспособности товаров и услуг, поставляемых российскими компаниями на мировой рынок в результате роста производительности труда и снижения текущих затрат на производство и реализацию продукции;
– преодоление языковых барьеров в ходе заключения внешнеторговых сделок и реализации внешнеторговых операций;
– ускорение и оптимизация принятия решений в транспортно-логистической сфере.
Угрозы
̶ недостаточное бюджетное финансирование государственных программ и ведомственных проектов;
– ограничения или полный запрет высокотехнологичного импорта со стороны недружественных стран;
̶ недостаточно разработанная нормативная правовая база;
– негативные социальные последствия как результат сокращения штатной численности таможенных органов.

Источник: составлено авторами на основе Искусственный интеллект пошел на убыль // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5773647. (дата обращения 23.11.2024) – Текст электронный.

Анализ слабых сторон и угроз успешной цифровизации ВЭД показывает, что, в первую очередь, негативное влияние на данный процесс имеет его недостаточное финансовое обеспечение как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, что подтверждается данными табл.1.

В табл. 2 представлено соотношение объемов бюджетного финансирования Федеральной таможенной службы (ФТС) России и финансового обеспечения реализации ее цифровой трансформации. Имеет место существенное снижение затрат на реализацию данного ведомственного проекта, что негативным образом отразится на темпах формирования интеллектуальной таможни.

Таблица 2

Бюджетные ассигнования на содержание ФТС России (в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета), млрд руб. [21]

Показатели
2024 г.
2025 г.
2026 г.
Общий объем финансирования
101,68
88,79
92,00
в том числе ведомственный проект «Реализация проектов ведомственной программы цифровой трансформации ФТС»
0,61
0,25
0,25

Источник: составлено авторами на основе Федеральный закон от 27.11.2023 N 540-ФЗ (ред. от 12.07.2024) «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462891/. (дата обращения: 26.11.2024) – Текст электронный.

Для минимизации рисков и снижения уровня проблем в сфере внедрения искусственного интеллекта во ВЭД представляется целесообразным реализация следующего комплекса мероприятий:

- финансово-экономическая государственная поддержка инновационной деятельности российских импортеров и экспортеров посредством льготного кредитования и налогообложения выпуска инновационной продукции, целевого финансирования инновационных проектов, предоставления государственных гарантий и др.;

- разработка профильных образовательных программ и курсов, как с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями в области практического использования субтехнологий искусственного интеллекта, так и переподготовки высвобождающегося в результате цифровой трансформации персонала таможенных органов;

- непрерывная модернизация мер по кибербезопасности для обеспечения конфиденциальности баз данных и используемых интеллектуальных технологий;

- активизация государственной политики в сфере импортозамещения высоких технологий и оборудования и повышение ее эффективности;

- совершенствование нормативной правовой базы и выработка новых подходов по регулированию практического внедрения искусственного интеллекта опережающими темпами по отношению к сфере его применения [22], [23]. Стоит отметить, что в настоящее время осуществляется эксперимент по установлению специального регулирования необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в г. Москве [25].

Заключение.

Исходя из выше изложенного, можно определить основные направления развития и использования искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности российских экспортеров и импортеров:

1. SWOT–анализ использования искусственного интеллекта российским бизнесом при взаимодействии с таможенными органами при осуществлении внешнеторговых операций показывает, что, в первую очередь, негативное влияние на процесс цифровизации имеет недостаточное финансовое обеспечение инновационных разработок, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Следовательно, не менее важным направлением развития искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности является усиление инновационной ориентированности государственной политики России и активизации инновационной деятельности со стороны хозяйствующих субъектов. Данные аспекты отражены в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

2. Наиболее перспективными направлениями разработки и использования искусственного интеллекта в области взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД являются: мониторинг администрирования процесса поступления таможенных платежей в бюджетную систему страны; формирование наиболее благоприятных условий для прохождения таможенного контроля участниками внешнеэкономической деятельности на базе электронного документооборота и безостановочного перемещения товаров низкого уровня риска и трансформация пунктов пропуска посредством создания «интеллектуального» пункта пропуска; создание единой интегрированной информационной системы в сфере внешнеэкономической деятельности; организацию информационного взаимодействия с представителями иностранных государств.

Все выше изложенное позволяет сделать следующее заключение. Интеллектуальные технологии способствуют развитию всех сфер экономики, включая сектор ВЭД. искусственного интеллекта во внешнеторговой деятельности российского бизнеса и в сфере его взаимодействия с таможенными органами уже имеет практическое применение и существенный потенциал для расширения зоны использования, что обеспечит в будущем повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов России на международном уровне. Активная государственная политика, направленная на стимулирование использования интеллектуальных технологий, позволит минимизировать риски их внедрения во внешнеэкономической деятельности.


Страница обновлена: 05.12.2024 в 11:53:31