Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Жабина С.Б., Полянская Я.В. Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 73-79.
Аннотация:
B условиях стремительного развития рыночной экономики и, в частности, роста конкуренции среди оптово-посреднических фирм все большее внимание уделяется применению концепции взаимодействия маркетинга и логистики в организации оптово-посреднической деятельности.
Ключевые слова: логистика, маркетинг, конкурентоспособность
B условиях стремительного развития рыночной экономики и, в частности, роста конкуренции среди оптово-посреднических фирм все большее внимание уделяется применению концепции взаимодействия маркетинга и логистики в организации оптово-посреднической деятельности.
Концепция «взаимодействия» маркетинга и логистики напрямую связана с быстро развивающимся научно-техническим прогрессом. Внедрение новых технологий ведет к более динамичному выпуску современных товаров и услуг. Потребители быстро реагируют на последние предложения рынка, поэтому главной задачей и для оптово-посреднических фирм, и для производителей становится систематизация процессов товарообращения, а также поддержание текущего потребительского спроса.
Взаимосвязь маркетинга и логистики выгодна тем, что логистические модели производства и товаропродвижения формируются на основе точных математических и статистических расчетов. Маркетинговая методология предоставляет исходные данные для этих расчетов. К ним относятся: прогнозирование текущего спроса и товарной номенклатуры; выявление целевых рынков и определение занимаемой доли рынка; формирование цены на основе жизненных циклов товаров (ЖЦТ); расчеты расхода по стимулированию сбыта; разработка методов повышения конкурентоспособности предприятия; выбор поставщиков; оценка уровня сервиса; выявление сильных и слабых сторон компаний и многое другое.
Маркетинговый инструментарий позволяет получить более точную первичную информацию о внешних изменениях рынка. Точные маркетинговые исследования становятся основой для логистической деятельности, так как в качестве одного из основных приоритетов логистики выступает точность. Маркетинг является своего рода фильтром, который перерабатывает внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для фирм, причем, если рассматривать предприятия как взаимодействующие звенья логистической системы, маркетинг связывает сбытовые функции одного предприятия с закупочными функциями другого, а логистика экономически и технологически систематизирует эти связи. Поэтому очень важно не только поддерживать, но и способствовать развитию взаимосвязей маркетинга и логистики, Особенно актуальна такая взаимная связь в деятельности оптово-посреднических фирм, так как они являются своеобразным буфером между производителями и конечными потребителями. Поэтому от того, насколько точно и быстро будет поступать информация о текущих потребностях конечных пользователей, проходя через оптово-посредническое звено, зависит степень своевременности и гибкости реакции производителей на эти потребности, а также предложение новых товаров и услуг.
Деятельность торговых посредников должна быть направлена на согласование производства и потребления, а также на удовлетворение различных требований к ассортименту, возникающих на разных уровнях системы распределения. Это ведет к сокращению разрыва между временем и местом производства, временем и местом потребления или реализации изделий.
Процессы снабжения и сбыта, осуществляемые оптовиками и другими посредниками, являются основными элементами, определяющими их экономическую жизнеспособность. Очень часто объем произведенных товаров не соответствует общему объему спроса, а характеристики продукции не отвечают пожеланиям конечных потребителей. Поэтому оптовые и розничные предприятия должны направлять свою деятельность на устранение несоответствия между ассортиментом товаров и услуг, которые необходимы промышленным предприятиям и индивидуальным потребителям, и ассортиментом, предлагаемым отдельными производителями.
Концепция «взаимодействия маркетинга и логистики», главным образом, должна быть направлена на обмен информацией между всеми участниками в товаропроводящей цепочке. Розничные торговцы передают информацию об объемах продаж оптово-посредническим фирмам, последние, в свою очередь, обмениваются информацией с производителями товаров, т.е. происходит циркуляция информационных потоков во всей системе товарообмена. Целесообразнее сначала проанализировать входные и выходные информационные потоки относительно конечных потребителей с помощью маркетинговой методологии.
Маркетинговая аналитика даст точный прогноз текущих потребительских возможностей и потребностей, что позволит использовать логистический инструментарий, который поможет оптимизировать движение товарных потоков и рационально использовать транспортно-складские ресурсы. В конечном итоге у предприятий, входящих в процесс товаропродвижения, появляется возможность своевременно реагировать на изменения, происходящие как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это позволяет им быть более конкурентоспособными и прибыльными. Поэтому очень важно правильно произвести проектирование систематизации товарообмена между всеми участниками в товаропроводящих сетях, сопрягая технологические особенности и экономические возможности предприятий. При этом оптово-посредническим фирмам при стимулировании сбыта целесообразнее использовать совокупность маркетинговых инструментов и логистических приемов, объединяя их в общий комплекс распределительных мероприятий.
К числу основных функций маркетинга и логистики при организации сбыта можно отнести:
а) для маркетинга в сбытовой деятельности:
‑ поиск потенциальных потребителей;
‑ стимулирование сбыта;
‑ выбор метода распределения продукции потребителям;
‑ сегментирование рынка;
‑ разработку сбытовой стратегии;
‑ изучение спроса;
‑ анализ сбыта.
б) для логистики в сбытовой деятельности:
‑ выбор каналов товародвижения готовой продукции;
‑ нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения, внутреннее распределение;
‑ разработку планов перевозки продукции и организация их выполнения;
‑ выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
‑ разработку сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением;
‑ разработку качественной и количественной гибкости предприятия;
‑ планирование закупаемой продукции.
Для осуществления эффективной деятельности оптово-посреднической фирме необходимо уделять особое внимание выбору поставщиков товаров и стремиться к организации такой системы закупок, которая позволяла бы бесперебойно поставлять продукцию. Эффективно разработанная система закупок позволяет иметь нужное количество товара в требуемом ассортименте и в нужное время, что помогает привлекать большее число потенциальных потребителей.
При рассмотрении закупочной деятельности в оптово-посреднических фирмах можно объединить маркетинговые и логистические составляющие в единый комплекс задач.
Маркетинговые составляющие, прежде всего, будут направлены на выбор поставщиков продукции, сегментацию рынка и анализ закупаемой продукции. К задачам маркетинга в области организации закупок можно также отнести и анализ рынка, который позволяет выявить те группы товаров, которые пользуются наибольшим спросом. Немаловажное значение здесь также будет иметь и определение требований, которые потребители предъявляют к покупаемой продукции. Именно на основе данных, полученных в процессе проведения маркетинга закупок, происходит формирование основных требований к закупаемой продукции, а также выявляются те поставщики, которые могут обеспечить доставку этой продукции.
Таким образом, маркетинговая деятельность оптово-посреднической фирмы в сфере закупок продукции должна быть нацелена на осуществление комплекса мероприятий по осуществлению процесса закупки товаров.
При организации закупочной деятельности можно выделить следующие функции маркетинга и логистики:
а) маркетинг в закупочной деятельности включает в себя:
‑ поиск поставщиков;
‑ сегментацию рынка;
‑ анализ закупаемой продукции;
‑ анализ требований потребителей к закупаемой продукции.
б) логистика в закупочной деятельности включает в себя:
‑ планирование и организацию закупочной деятельности;
‑ рациональную организацию складирования и хранения продукции;
‑ установление рациональных отношений с поставщиками;
‑ осуществление методов по снижение расходов на хранение и приобретение продукции;
‑ контроль за выполнением закупок и сметы затрат;
‑ контроль за выполнением сметы затрат закупок.
Необходимо отметить, что выбор приоритетных функций маркетинга и логистики при организации оптово-посреднической деятельности является достаточно сложной задачей. В связи с этим наибольший эффект от реализации маркетингово-логистических мероприятий в рамках организации оптово-посреднической деятельности может быть достигнут только в процессе интеграции логистики и маркетинга. Такая интеграция концепций позволит объединить усилия маркетинга и логистики, направленные на достижение общих стратегических и оперативных целей фирмы, в единую структуру управления – маркетинговую логистику. Она обеспечит единство деятельности по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов и относящейся к ним информации от места их производства до места их потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и получения большей прибыли.
Интеграция логистики и маркетинга будет заключаться в исполнении одного из основных правил эффективной деятельности предприятий: «Маркетинг диктует спрос, логистика его реализует».
Интеграция маркетинговых и логистических функций неизбежно приведет к объединению всех экономически и технологически сопряженных структурных подразделений как на микро-, так и на макроуровнях. На микроуровне будут происходить внутренние интеграционные процессы на предприятии. На макроуровне будет трансформироваться цепь поставок.
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что различные оптово-посреднические фирмы используют схожие каналы распределения продукции. Выбор оптимального канала распределения является очень важным для оптово-посреднической фирмы, так как с увеличением протяженности канала распределения происходит увеличение конечной цены продукции, что, в свою очередь, может повлиять на снижение товарооборота оптово-посреднической фирмы. На сегодняшний день выгоднее сокращать число участников каналов распределения. Для этого наиболее выгодно объединять транспортные и складские предприятия.
По данному принципу могут объединяться и производители. Основными целями в этом случае будут: взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками сырья; четкое определение объемов производства; распределение товаропотоков между оптово-посредническими фирмами. При этом происходит более быстрый обмен информацией, участники логистических систем товаропродвижения оперативнее реагируют на нужды потребителей, соответственно более стремительно развиваются новые технологии производства и т.д.
Сегодня во многих экономически развитых странах широкое распространение получает процесс создания оптовых предприятий на основе горизонтальной и вертикальной интеграции. Главное и принципиальное их отличие состоит в том, что горизонтальная интеграция охватывает только оптовые предприятия, а вертикальная ‑ оптовые и промышленные фирмы, а также розничных торговцев (дистрибьюторов, дилеров), что приводит к существенной диверсификации торговых функций.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:00:10