Налоговый стимул нововведений
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (3), Март 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Дагаев А.А. Налоговый стимул нововведений // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 3. – С. 89-95.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 2 2000.)
Выполненные в США в 1992 году специальные оценки показали, что объем средств, которые недоплачивали в бюджет частные фирмы благодаря действию налогового кредита, составляли в этот период примерно 1,6 млрд. долл. Три четверти этой суммы приходились на долю фирм обрабатывающей промышленности, в том числе 17% - на фармацевтические компании, 14% - на фирмы, производящие энергетическое и транспортное оборудование, 11% - на прочие машиностроительные фирмы.
Ключевые слова: США, инновации, налоговое стимулирование
Основные сведения об использовании налогового кредита для стимулирования затрат на исследования и разработки в частном секторе некоторых индустриально развитых стран представлены в таблице 2.
Таблица 2
Дополнительные налоговые льготы, стимулирующие увеличение
финансирования исследований и разработок в частном секторе.
(данные первой половины 90-х годов; по материалам ОЭСР)
Страна |
Дополнительные налоговые льготы на НИОКР | ||
США
|
приростная
|
20 % от суммы прироста затрат на НИОКР за определенный период;
|
вычитается из налога с прибыли корпораций
|
Япония
|
приростная
объемная |
20 %, но не более 10 % от суммы налоговых обязательств;
6 % от затрат на НИОКР, но не более 15 % от суммы налоговых обязательств; |
вычитается из налога с прибыли корпораций;
вычитается из налога с прибыли малых и средних предприятий |
Франция
|
приростная
|
50 %, но не более 40 млн. фр. франков;
|
вычитается из налога с прибыли корпораций
|
Нидерланды
|
объемная
|
25 % от затрат на зарплату научных работников в диапазоне до 100 тыс. гульденов и 12% - сверх этого лимита, но не более 10 млн. гульденов;
|
вычитается из налога с прибыли корпораций и отчислений по социальному страхованию
|
Канада
|
объемная
|
20 % от суммы затрат на НИОКР;
35 % с первых 200 тыс. канадских долл. затрат на НИОКР для малых и средних предприятий; |
вычитается из налога с прибыли корпораций
|
Выполненные в США в 1992 году специальные оценки показали, что объем средств, которые недоплачивали в бюджет частные фирмы благодаря действию налогового кредита, составляли в этот период примерно 1,6 млрд. долл. Три четверти этой суммы приходилось на долю фирм обрабатывающей промышленности, в том числе 17 % - на фармацевтические компании, 14 % - на фирмы, производящие энергетическое и транспортное оборудование, 11 % -на прочие машиностроительные фирмы. Согласно другой оценке, с 1981 по 1994 гг. промышленность дополнительно получила за счет действия механизма налогового кредита 24 млрд. долл., что примерно эквивалентно 3 процентам прямых ассигнований на НИОКР из федерального бюджета за тот же период времени [1].
На первый взгляд может показаться, что налоговый кредит - это не более чем “благотворительная акция” со стороны государства в отношении предприятий, позволяющая им уменьшать обязательные платежи в бюджет с прибыли при увеличении расходов на исследования и разработки. Предлагая налоговую скидку, государство как бы поощряет предприятия на повышение научно-технического и технологического потенциала. Однако можно предположить это только надводная часть рассматриваемого айсберга.
На самом деле государство действует здесь еще и как стратегический инвестор, просчитывающий экономическую выгоду на достаточно большом отрезке времени. Представим себе такой гипотетический пример. В результате действия налогового кредита государство “недополучает” от предприятия p условных денежных единиц налоговых поступлений. Если бы эти средства попали в доходную часть бюджета, они в лучшем случае принесли бы по прошествии t лет без учета инфляции доход d=p (1+r)t денежных единиц, где r - ставка банковского процента.
Когда же эти средства будут инвестированы предприятием в проведение исследований и разработок можно надеяться на получение более высоких финансовых результатов. В самом деле, эти НИОКР должны быть a priori связаны с конкретным коммерческим проектом, который, согласно составленному специалистами предприятия бизнес-плану, должен иметь норму прибыли q (опять же без учета инфляции) не меньше, чем r. В противном случае начинать этот коммерческий проект просто не имело бы смысла.
Через t лет новый проект должен принести прибыль Q=P (1+q)t , где P ‑ объем вложенных в проект собственных или привлеченных средств предприятия, включая те средства, которые были высвобождены благодаря действию налоговой льготы.
С полученной суммы прибыли предприятие заплатит в бюджет налог по ставке a. Таким образом, государство получит D = a P (1+q)t условных денежных единиц. Cравнивая величины d и D, нетрудно заметить, что d/D £ p/aP.
Допустим, что отношение p/P=0,2, что соответствует ставке объемного налогового кредита на НИОКР в размере 20 %. Величину ставки налога на прибыль предприятия a примем равной 35 %. Тогда отношение d/D £ 0,57. Иными словами, на одну условную денежную единицу, предоставленную предприятию дополнительно в качестве налогового кредита на НИОКР, государство получит доход не менее 0,75 денежных единиц. На пятилетнем отрезке времени (t=5 годам) это обеспечит государству норму прибыли почти в 12 %!
Конечно, представленные оценки имеют очень упрощенный, главным образом иллюстративный, характер. Но они наводят на весьма любопытную мысль: помогая предприятиям осуществлять НИОКР, государство не только поддерживает национальную промышленность, но и не забывает свои финансовые интересы. Оно “зарабатывает” средства для бюджета, выступая стратегическим финансовым партнером и по существу кредитуя на долгосрочной основе высокодоходный, но всегда рискованный бизнес - проведение научных исследований и разработок.
При этом автоматически снимается и проблема инвестиционного выбора. Куда вкладывать деньги решают более искушенные в этом вопросе профессионалы из предпринимательского сектора. Они же косвенным образом страхуют вложения государства, обеспечивая основную часть инвестиций и необходимую экспертизу проекта.
В итоге, предоставление различных налоговых льгот, стимулирующих увеличение затрат на НИОКР со стороны частных компаний, является достаточно распространенным инструментом научно-технической и промышленной политики индустриально развитых стран.
Вместе с тем, следует отметить, что существует еще целый ряд до конца не выясненных вопросов, касающихся эффективности налогового стимулирования и взаимодействия этого механизма с другими формами государственной поддержки НИОКР [2].
Рассматривая значение налоговых льгот и стимулов для развития прикладных исследований и разработок, нельзя хотя бы кратко не упомянуть о важной роли, которую сыграл в развитии малого наукоемкого бизнеса и инновационной сферы США в целом весьма далекий на первый взгляд от рассматриваемой проблемы налог на приращение капитала от операций с ценными бумагами (capital gains tax). Увеличение максимальной ставки этого налога с 25 до 49,1 % в ходе налоговой реформы 1969 г. всего за несколько лет практически уничтожило рынок венчурного капитала и вместе с ним надежды многих предпринимателей на получение средств для осуществления новых наукоемких проектов. В итоге американскому правительству пришлось срочно снижать ставку налога на приращение капитала от операций с ценными бумагами сначала до 28 %, а затем - до 20 % (для индивидуальных инвесторов) в 1981 г. Это, вместе с другими принятыми мерами, позволило не только столь же быстро возродить венчурный бизнес, но даже стимулировало невиданный ранее количественный рост его основных количественных показателей, что сыграло в дальнейшем важную роль в развитии новых информационных технологий и генной инженерии [3, 4].
Льготы на инновационную деятельность в российском Налоговом Кодексе
За последние годы в России сложилось далеко не однозначное отношение к налоговым льготам. С одной стороны, много говорилось и писалось об их жизненной необходимости в условиях переходной экономики для поддержания оказавшихся в тяжелом материальном положении учреждений и организаций культуры, образования, науки, ряда промышленных предприятий и даже целых отраслей производства. С другой стороны, имевшие место случаи отдельных злоупотреблений, а главное - острый дефицит государственного бюджета, порожденный в значительной мере низкой собираемостью установленных налогов, делали до последнего времени саму постановку вопроса о предоставлении новых налоговых льгот если не утопичной, то уж во всяком случае лишенной больших шансов на успешное продвижение в коридорах власти.
Тем не менее, вступившая в силу с начала 1999 г. первая часть Налогового Кодекса содержит определенные льготы для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Например, Статьи 66-68 предоставляют организациям возможность получить инвестиционный налоговый кредит, т.е. уменьшить в течение определенного срока и в определенных пределах соответствующие платежи по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Предусматриваются различные основания для получения такого налогового кредита. Одно из них ‑ проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. Другое ‑ осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
В первом случае можно расчитывать на сумму кредита, равную 30 процентам стоимости приобретенного для проведения НИОКР либо технического перевооружения оборудования. Во втором суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Предприятие может получить несколько инвестиционных налоговых кредитов по различным основаниям. Однако при этом устанавливаются некоторые формальные ограничения. В частности, в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. Оговаривается также, что накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляется на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на сумму кредита, не должны быть менее одной второй и более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка (с 24 января 2000 года она составляет 45%).
Субъектам Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления дано право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе, сроки действия и ставки процентов за кредит) по региональным и местным налогам, соответственно.
По существу Налоговый Кодекс берет на себя определенные индикативные функции и подсказывает коммерческим организациям направление инвестиций. Ведь затраты на НИОКР, перевооружение производства и инновации - это основной путь повышения конкурентоспособности и подъема производства в условиях рыночных отношений. Надо полагать, что многие российские предприятия сумеют воспользоваться этой подсказкой при налоговом планировании.
Ряд дополнительных налоговых льгот для инновационной сферы содержался и в различных обсуждавшихся проектах второй части Налогового Кодекса. Вероятно, что немалая часть из них сохранится и в окончательном варианте.
Источники:
2. Наука и государственная научная политика : Монография. - М.: Наука, 1998.
3. Дагаев А.А. Налог на прибыль и развитие инновационного предпринимательства. Проблемы прогнозирования. № 5. С. 41-47, 1991.
4. Дагаев А.А. О налоговых порогах для развития малого бизнеса. США: экономика, политика, идеология. № 2. С. 36-44, 1992.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:01:11