Стратегия развития кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ как учебно-научно-консалтингового комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Процесс формирования и содержание стратегии развития кафедры «Коммерция и логистика» как одного из подразделений Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, играющего важную роль среди ведущих экономических университетов России, лучше всего подчинить канонам теории менеджмента.
Ключевые слова: стратегическое планирование, высшая школа, логистизация предпринимательства, СПбГУЭФ, источники доходов
Процесс формирования и содержание стратегии развития кафедры «Коммерция и логистика» как одного из подразделений Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, играющего важную роль среди ведущих экономических университетов России, лучше всего подчинить канонам теории менеджмента.
Проведенный анализ проблемы развития кафедры определил следующие основные характеристики элементов контура стратегического планирования (рис. 1):
‑ миссия кафедры – оказание образовательных услуг в подготовке специалистов коммерции и логистики по принципу «учить учиться и учить предприимчивости» через основные, дополнительные программы и программы послевузовского образования;
‑ базовая стратегия - развитие кафедры как учебно-научно-консалтингового комплекса с учетом приоритета образовательной деятельности;
‑ функциональные (обеспечивающие) стратегии – стратегия кадрового обеспечения, стратегия материально-технического обеспечения, стратегия информационного обеспечения, стратегия финансового обеспечения и др.;
‑ образовательные, научные и консультационные программы и проекты, согласованные с предметным профилем кафедры.
Образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, являющихся некой формой социального заказа на подготовку специалистов, а также запросов работодателей и частных лиц, выявляемых маркетинговыми исследования рынка труда. Новации содержательного плана вводятся в образовательный процесс через фундаментальную науку, развивающуюся на кафедре на госбюджетной, хоздоговорной основе и в инициативном порядке с учетом накопленного научно-исследовательского потенциала преподавателей кафедры (пример: подготовка учебно-методического обеспечения курса «Логистика снабжения» с использованием результатов НИР «Разработка методологии логистических систем снабжения в транзитивной экономике»).
Активное начало научной деятельности в функционировании кафедры проявляется также через ее участие в оказании консультационных услуг предпринимательским структурам и органам государственного и регионального управления. При этом сама подготовка консультационных проектов строится на реализации схемы трансформации достижений фундаментальной науки в прикладную науку с выходом на конкретные научно-практические разработки. Связь консалтинга с образованием проявляется через использование в проектах интеллектуального потенциала (знаний и опыта) преподавателей, студентов, аспирантов и докторантов кафедры.
Особой формой взаимодействия элементов данного комплекса является целевая подготовка и переподготовка специалистов, способных, в том числе, осуществлять на практике трансфер результатов фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок кафедры (рис. 2).
Сегодня уже деятельность кафедры строится на реализации функциональной стратегии, связанной с кадровым обеспечением. Лучшие выпускники рекомендуются для преподавательской работы и обучения в аспирантуре. Коллектив кафедры, в первую очередь, опирается на кадровый потенциал своих выпускников, которые знают традиции ее коллектива и смогут в будущем их продолжить. Ресурсной поддержкой стратегии кадрового обеспечения является открытие магистратуры по специальностям «Коммерция» и «Логистика» в составе трех программ: «Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг», «Логистика» и «Международная торговля». Лучшие из магистрантов в перспективе должны стать преподавателями кафедры и крепить ее кадровый состав.
В условиях, когда постоянно ощущается «недофинансирование» Высшей школы, важнейшими для осуществления базовой стратегии становятся функциональные стратегии материально-технического и финансового обеспечения. Без их успешной реализации невозможна организация качественного учебного процесса. Децентрализованные денежные средства могут проистекать от двух основных источников: доходы от консалтинговой деятельности и спонсорская помощь. Эффективная реализация первого источника требует того, чтобы дать большую экономическую самостоятельность кафедрам и факультетам университета. В организации спонсорской помощи ставка делается на выпускников кафедры, которые достигли успехов в бизнесе и могут направить реальные финансовые потоки на удовлетворение нужд своей «альма-матер».
Без эффективной реализации двух вышеназванных стратегий нам трудно представить осуществление стратегии информационного обеспечения, которая в условиях глобализации рынков и широкого распространения Интернет-технологий становится одной из ключевых в образовательной и научной деятельности, а также в реальном бизнесе (что подтверждается, например, широким внедрением электронной коммерции). В этих условиях необходимо создание современного медиа-класса при кафедре с подключением его к сети Интернет. Учитывая, что такой проект является дорогостоящим мероприятием, его осуществление связывается, в том числе со спонсорской помощью выпускников кафедры и партнеров в организации научной и консалтинговой деятельности, поставки совместных проектов.
Предложение по международному сотрудничеству.
Наши представления о перспективах международного сотрудничества раскрываются предложениями, которые мы высказываем в адрес заинтересованных в решении проблем коммерции и логистики организаций и лиц.
С начала своего преобразования в кафедру «Коммерция и логистика» (начало 90-х гг.) в своей научно-педагогической деятельности мы стали руководствоваться логистической концепцией коммерции, что определяет широкое толкование логистики. Согласно указанной концепции, логистика есть наука не только и не столько об управлении материальными потоками, она занимается проблема организации и управления процессами товародвижения как коммерческими процессами. Поэтому ключевое место в системе логистических научных дисциплин занимает коммерческая логистика, объектами управления в которой являются материальные (товарные) и неразрывно связанные с ними финансовые и информационные потоки.
Кроме того, кафедра разрабатывает концепцию логистизации предпринимательской деятельности, которая представляет производственно-коммерческую деятельность в виде потоковых процессов с последующей их оптимизацией методами логистики. Мы исходим из того, что принципы и методы логистики применимы в сферах производства и обращения, обслуживания, социально-культурной, научной сфере, на транспорте и других отраслях инфраструктуры.
Именно такой, широкой интерпретацией логистики отличается отечественная и, прежде всего, Петербургская научная школа логистики. В то время как за рубежом логистика традиционно рассматривается в более узком смысле, в частности, как снабжение и управление запасами, отчасти как организация поставок, при этом основной упор делается на рационализацию погрузочно-разгрузочных и складских работ, на организацию транспортных процессов. В свете этих воззрений на предмет логистики за рубежом сложилась развитая организационная структура с мощными логистическими центрами и торгово-складскими комплексами, дилерскими сетями.
По результатам сравнений мы делаем вывод, что отечественная школа сильна теоретическими исследованиями, а зарубежная ‑ практическим применением. Кафедра же коммерции и логистики обладает большим теоретическим потенциалом и основательным научным заделом. Эти позиции создают благоприятные условия для международного сотрудничества, а точнее для международной кооперации в области логистических исследований кафедры с зарубежными партнерами.
На основании изложенного кафедра «Коммерция и логистика» Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов предлагает следующие темы для совместных научных исследований и разработок:
1. Оптимизация закупок материальных ресурсов и товаров для нужд производства и торговли;
2. Трансакционная составляющая логистики и оптимизация хозяйственных связей;
3. Организация сбыта продукции производственного назначения;
4. Сетевая торговля и организация дилерских сетей;
5. Дистрибьюция технически сложной продукции (машиностроения, радиоэлектроники и т.п.);
6. Аутсрорсинг: оказание услуг в процессе оптового товародвижения (допродажное обслуживание, сопутствующие услуги при поставках, послепродажный сервис);
7. Экономика и организация функционирования крупных Логистических Центров;
8. Лизинг;
9. Компьютерные технологии в управлении процессами товародвижения;
10. Логистика государственных закупок;
11. Логистические инновации.
Кафедра считает целесообразным ознакомить потенциальных зарубежных партнеров с содержанием настоящего Предложения, готова рассмотреть встречные предложения и соответствующим образом скорректировать представленный список тем.
Кроме того, кафедра считает для себя важным и необходимым международное сотрудничество в области организации учебного процесса подготовки экономистов с высшим образованием по специальностям «Коммерция» и «Логистика». Для заинтересованных зарубежных партнеров кафедра может предоставить учебные планы и рабочие программы.
Форма международного сотрудничества может быть определена и согласована при личных контактах сторон.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 10:50:15