Формирование модели экономики на основе религиозного догмата
Екатериновская М.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 7 (Июль 2025)
Аннотация:
В текущих условиях капиталистическая модель экономики исчерпала себя, в связи с чем актуализировался поиск новой модели посткапиталистической экономики и уточнения в ней роли государства. Религия, по нашему мнению, может стать стрежнеобразующим фактором, проецирующим духовно-нравственные смыслы на экономические институты, определяющие хозяйствование посткапиталистической экономической системы.
Проведенный анализ религиозных воззрений позволил сделать вывод о взаимосвязи религий (протестантизма, католицизма, православия, иудаизма, ислама, конфуцианства) и экономических институтов.
Автором представлен подход к использованию духовно-нравственных принципов религиозного догмата к конструированию модели государства посткапиталистической экономики.
Заслуживают интереса разработанные предложения в части формирования эко-модели государства, отвечающей критериям устойчивости (доверия) и генерации (развития).
Представленное исследование представляет интерес для научных сотрудников, интересующихся вопросами государственного управления, и представителей органов исполнительной власти федерального, регионального уровней.
Ключевые слова: религия, труд, собственность, богатство, предпринимательство, экономические развитие
JEL-классификация: O11, Z12, Z13, Z14
Введение
В современных условиях капиталистическая модель экономики столкнулась с пределами роста и подошла к завершению своего развития. В этой связи требуется проработка подходов к формированию экономической модели посткапиталистического периода, отвечающая новым требованиям современного мира и заимствующая все лучшее из прошлого. В новой парадигме ключевыми вопросами должны стать духовно-нравственные ценности и смыслы.
В ходе исследования автор исследует религии православия, ислама, конфуцианства, иудаизма, протестантизма, католицизма с точки зрения выделения общих духовно-нравственных принципов, проецирующихся на экономическую деятельность. Выделяются экономические институты труда, предпринимательства, собственности, богатства, социального равенства (социальной обеспеченности) и особенности их функционирования под воздействием религий.
Актуальность обусловлена необходимостью поиска подходов к формированию новой модели государства посткапиталистической экономики, в авторской трактовке «эко-модель» государства, используя потенциал духовно-нравственных ценностей.
Современные исследователи широко исследуют вопросы взаимосвязи религии и экономики. Следует отметить глубоко теоретические из них, в которых авторами определяются методологические основы исследования роли религии в экономической науке, выявляются источники и формы их проявления [12], [16], [1].
Учеными широко исследовались вопросы влияния отдельных религий на экономику разных типов [5], [15]. Особое внимание в работах уделялось анализу религиозного влияния на становление отдельных институтов, в частности, труда и предпринимательства [10], [11].
Следует отметить, что в российской экономической мысли вопросы влияния религии на экономическую деятельность и ментальность российского предпринимателя стали предметом исследования в последние два десятилетия в условиях перехода к рыночной экономике, так как вопросы встраивания России в капиталистический уклад потребовали переосмысления [5], [9], [11], [15]. При этом, отечественные работы характеризуются нормативным философским характером, так как в странах с переходной экономикой принцип свободной конкуренции не стал институциональной нормой.
Сегодня в условиях перехода к посткапиталистической экономике интерес к религии как фактору, конструирующему экономические институты в России, растет [20], [6]. Так, следует отметить возрастающее внимание исследователей к институту исламского банкинга, который объединяет кредитование с инвестированием на основе мусульманского представления о справедливости и недопустимости ростовщичества. Однако, это носит скорее фрагментарный характер по отношению к отдельным религиям, а также к отдельным экономическим институтам.
Таким образом, как показал анализ публикаций последних лет, вопросы имплементации духовно-нравственных принципов в экономические институты недостаточно раскрыты, а проблемы комплексного переосмысления модели экономики и государства на основе религиозных догматов требуют более глубокого изучения.
Целями настоящего исследования являются разработка комплексного подхода к формированию эко-модели государства, обеспечивающей переформатирование базовых экономических институтов на духовно-нравственной основе.
Научная новизна заключается в авторской разработке эко-модели государства на основе религиозного догмата, способствующей повышению устойчивости (доверия) и генерации (развития).
Автор полагает возможным для построения эко-модели государства посткапиталистической экономики использовать институциональный подход основываясь на духовно-нравственных смыслах. Разработанные критерии устойчивости (доверия) и генерации (развития) позволяют модели государства отвечать новым вызовам перехода к посткапиталистической экономике.
В процессе исследования был использован диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Также применялись методы сравнения религий и системного анализа их воздействия на экономические институты.
Основная часть
Несмотря на кажущиеся глубинные отличия между «сущим, материальным» в экономике и «должном, высшем духовном» в религии, между ними есть неразрывная связь. Вся история человеческого развития свидетельствует о глубоком воздействии религии на экономическое поведение индивидуумов и социумов, определяя отношение к труду, собственности и богатству. Можно утверждать, что религия через призму духовной культуры определяет вектор экономической деятельности и цивилизационный код нации.
В течение многих столетий ученые исследовали вопросы влияния религий на экономическое развитие [2], [3], [18]. Как показывает анализ религиозных воззрений, в этических системах мы можем видеть достаточно много общего во взглядах на институты труда, предпринимательства, собственности, богатства и др.
Так, труд признается во всех религиях добродетелью, которая должна справедливо вознаграждаться тем, кто имеет капитал и распоряжается им во благо общества. Что касается благотворительности, то во всех монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) она становится важнейшей заповедью, равной всем остальным заповедям вместе взятым и важнейшей из всех этических норм. Разнится отношение к собственности и богатству между религиями, однако везде устанавливается критерий умеренности.
В Таблице 1 представлен сравнительный анализ взглядов религий на основные экономические институты, на основе которого можно выделить несколько общих принципов социально-экономической этики, основанных на религиозных воззрениях [19].
1. Доминирование духовного над материальным.
Для человека и общества важна правильная иерархия ценностей, основанная на понимании, что все дается по воле Бога. Обеспокоенность и богатством, и бедностью отвлекают от высших смыслов.
2. Свобода человека по отношению к богатству.
Чувство меры как основное мерило жизнедеятельности человека и общества.
3. Благотворительность как основа благочестия.
Как показывает анализ, капиталистическая модель формировалась, используя накопление капитала за счет неэквивалентного обмена и спекулятивно-ростовщической прибыли. В этой связи в рыночной экономике цели и у самого индивидуума сводятся к максимизации только личного комфорта. Таким образом, следует констатировать, что капитализм, по своей сути, противоречит общему религиозному догмату.
Таблица 1
Сравнительная характеристика религиозных воззрений на экономические категории
|
Православие
|
Ислам
|
Иудаизм
|
Протестантство
|
Католицизм
|
Конфуцианство
|
Труд
|
Заповедь
труда формулируется из призвания человека в преображении Земли
|
Придается
труду глубокий духовный смысл, рассматривается как часть поклонения Аллаху и
служения обществу
|
Поощряется
физический и духовный труд.
Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться, ибо тогда человек будет работать не ради денег, а из любви к труду |
Определяется
высшая ценность труда
|
Добросовестный
честный труд, усердие и профессионализм имеют самостоятельную ценность, рассматриваются
как добродетели, необходимые для обретения спасения
|
Представляется
трудовая этика, содержащая традицию методичного самоиспытания
|
Собственность
|
Православие
устанавливает норму принятия собственности в качества дара Божьего, который
надлежит использовать не только в свое благо, но и для ближних. Приветствие
творческого и интеллектуального труда. Предостережение от служения
материальным благам.
|
Ислам
позволяет владеть имуществом, т.к. это не отвлекает от служения Аллаху.
Ограничения на виды имущества, например, дороги и кладбища, которые должны
принадлежать обществу.
При этом ислам устанавливает некоторые ограничения права собственности (алкоголь, свинина, игровые автоматы). Ростовщичество запрещается, кредитование под проценты. |
Иудаизм
позволяет иметь достаточное количество материальных благ, но чрезмерное
накопительство благ не приветствуется.
Иудаизм признаёт право человека на собственность и осуждает посягательство на неё, но всякую собственность нужно воспринимать как взятую у Бога в пользование. Иудаизм приветствует интеллектуальный и творческий труд для общественного блага. |
В
протестантизме произошло переосмысление положений раннего христианства о
частной собственности и богатстве.
Обязательным условием считается правильное использование результатов профессиональной деятельности. Протестантство наряду с поддержкой трудолюбия устанавливала уважение и к собственности, практичности, а также даже к расчетливости. |
Католицизм требует уважения к праву частной собственности и
предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда с
любовью, и справедливостью.
Долгое время частная собственность рассматривалась как бремя для вхождения в Царство Божие. Обладатели используемых и потребляемых благ должны пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю, больному, бедному. Содействие общему благу. Собственность на определённое благо делает обладателя его управляющим, который должен заботиться о том, чтобы благо приносило плоды и другие люди имели от них пользу. Осуждаются ростовщичество и масштабная (оптовая) торговля. |
Отношение конфуцианства к собственности характеризуется идеями
о равенстве при разделе собственности, материальной справедливости, порицании
участия чиновников в получении доходов.
. |
Богатство
|
Богатство
от слова «Бог», дается создателем человеку, накладывая на него одновременно и
ответственность за разумное распоряжение им во благо ближних.
Стремление к накоплению сверх необходимого считается грехом. Также в православии подчёркивается, что главное богатство человека - его душа, а внешнее богатство, которое пытаются приобрести за счёт вещей и имущества, может искажать истинное самоощущение человека. |
В
исламе богатство считается приемлемым для человека, если только это оно не
идёт вразрез с религиозными установками.
|
С
точки зрения иудаизма, богатство является не целью, а средством, которое
позволяет человеку не думать о хлебе насущном и заниматься духовным и
нравственным самоусовершенствованием. Богатство даёт чувство независимости и
открывает возможности для жизни в соответствии с высокими представлениями о
морали и гуманизме.
|
Богатство
не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом, является признаком
избранности и угодности Богу.
При этом богатство должно использоваться рационально и утилитарно, на благо каждого человека и общества в целом. Ограничение в потреблении. |
Католицизм
призывал к нестяжательству и благотворительности. При этом восхваляется
бедность и, наоборот, порицается богатство, которое должно направляться на
благо общества.
|
Конфуцианство
поддерживает тезис о равенстве распределения богатства во имя снижения
бедности. Подчеркивается необходимость бережливости.
|
Социальное
равенство
|
Равенство
на финише жизни
|
Ислам
не провозглашает абсолютного равенства между людьми и рассматривает идею
равенства всех людей от природы как не соответствующую действительности.
Вместе с тем мусульманин видит во всех людях равных себе.
|
В
иудаизме есть учение о равенстве всех людей в их отношениях к
Богу.
Однако, иудаизм определяет избранность еврейского народа как проповедника Божьих истин человечеству. |
Равенство
на старте жизни; равенство гражданское, не исключая экономические и
имущественные дифференциации.
|
Поддерживает
идею равенства людей, что отражено в социальном учении Римско-католической
церкви, в котором обсуждаются вопросы социальной справедливости и равенства,
включая бедность и богатство, экономику, социальную организацию и роль
государства
|
Общество
и государство в конфуцианстве отождествлялись с семьёй, в которой не
могло существовать равенство, т.к. устанавливалась четкая иерархичность.
|
Предпринимательство
|
Доверительные
отношения в предпринимательстве, беспроцентный кредит, «честное купеческое
слово», благодатное отношение к конкурентам.
|
Ислам
поддерживает порядочность и честность, в т.ч. в части контрактов.
|
Иудаизм
не рассматривает коммерческую деятельность как абсолютное зло. В рамках
еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию. Иудаизм
устанавливает ряд законов, регулирующих коммерческую деятельность.
Среди запретов следует выделить ростовщичество для представителей своей религии, а также мошенничество. |
Протестантизм
стимулирует верующих к занятию предпринимательством: деловой успех и честное
обогащение человека считаются признаком его угодности Богу.
Только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. |
Католицизм положительно относится к предпринимательству,
признаёт его важность для экономического развития и благополучия
общества.
В социальной доктрине католической церкви предпринимательство определяется как особый вид служения обществу, предпринимательство основано на принципах справедливости, заботы о бедных и уважения к человеческому достоинству. |
Конфуцианство
не старается разделять этические нормы от экономических интересов. При этом
религия устанавливает приоритет государства, общества и общественных благ.
|
Формируя же методологический каркас новой модели посткапиталистической экономики сегодня, необходимо отталкиваться от системы духовно-нравственных ценностей в нашем обществе. Нам нужна не хищническая экономика, а созидающая и сберегающая природу и ресурсы для будущих поколений.
В этой связи модель государства должна быть переориентирована на воспроизводство ценностей, исходя из высших смыслов.
На Рисунке 1 представлена графическая интерпретация построения эко-модели государства, базирующейся на духовно-нравственных принципах.
Эко-модель
государства
| ||
Духовно-нравственный
базис
| ||
принципы:
| ||
Доминирование
духовного над материальным
|
Свобода
человека над богатством
|
Благотворительность
как основа жизни
|


основные институты
Предпринимательство
|
Собственность,
богатство
|
Социальное
равенство (социальная обеспеченность)
|
В
фокусе не прибыль ради прибыли, а вклад в развитие общества.
|
В фокусе не
максимизация накопительства, а умеренность
|
В
фокусе человек, каждый человек дорог власти, социальные гарантии
|


института
Создание
|
Владение
|
Распределение
|

госрегулирования
Преференциальные
режимы, субсидии
|
Государственные
гарантии
|
Трансферты
|



института на
экономическую систему
Устойчивость
(доверие), генерация (развитие)
|
Устойчивость
(доверие)
|
Устойчивость
(доверие), генерация (развитие)
|
Рисунок 1. Эко-модель государства
Источник: составлено автором
Сегодня сущность посткапиталистического государства должна определяться функциями, гарантирующими обеспечение устойчивости и генерации (развития), сохранности национального культурного кода через формирование государственной идеологии, поддержку религии, культуры, истории, традиций и единства нации [7].
Мы должны перейти к формированию эко-модели экономики, способной к устойчивости и генерации. Эко-модель государства, основанная на духовно-нравственных принципах в неразрывной связи с религиозной основой. Ее реализация потребует переформатирования смыслового содержания базовых институтов экономики: собственности, предпринимательства и др. Механизмы позволят обеспечить достижение целей развития в новой духовно-нравственной парадигме [8].
Эко-модель государства, по нашему мнению, призвана формировать такие институциональные условия, в которых каждая экономическая система с максимальной отдачей реализует свой потенциал для достижения высших целей, поддерживая устойчивость и генерацию (развитие) высшего порядка. Государство должно стать устроителем и творцом общественной жизни, обеспечить гармоническое единство общества и государства.
Заключение
Религия, после языка, основная характеристика макрокультуры. Разные культуры и конфессии дают разные экономические результаты, в связи с чем необходимо определить ведущую роль именно духовно-нравственным принципам как конструкту эко-модели государства посткапиталистической экономики.
Необходимо вернуться к традиционным устоям и ценностным координатам России. Важно отойти от бездуховного, хищнического отношения к ресурсам во имя прибыли любой ценой и конкуренции, ведущим к асоциальной экономике и ее кризису. Российская соборность (с ее служением и солидарностью) несовместима с конкуренцией, которая питается индивидуализмом, приводя к разобщению. В основе единения российского общества должны стать нравственные начала из духовных ценностей.
Сегодня нашей экономике необходим новый импульс к развитию, которым может стать возвращение к религиозным истокам в преломлении к современным реалиям. Новое содержание экономической деятельности должно быть основано на духовно-нравственных смыслах - скрепах общества.
Источники:
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 34-39 c.
3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий. / Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. – 104-105 c.
4. Гильманов А.З., Соловьев М.М. Православие как фактор развития рыночных отношений в современной России // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 3. – c. 191-194.
5. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. – 1993. – № 8. – c. 113-125.
6. Дерзаева Г.Г., Алеткин П.А. Исламский банкинг как феномен: религия в экономике или экономика в религии? // Теория и практика общественного развития. – 2025. – № 2(202). – c. 102-108. – doi: 10.24158/tipor.2025.2.13.
7. Екатериновская М.А. Трансформация экономической модели государства в посткапиталистической экономике // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2024. – № 6(125). – c. 107-111.
8. Екатериновская М.А. Дискурс власти в пространственном развитии // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 203-220. – doi: 10.18334/ce.19.2.122692.
9. Жунин М.М. Просвещенный купец – украшение старой веры // Мир России. Социология. Этнология. – 1998. – № 3. – c. 91-116.
10. Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. Социология. Этнология. – 1994. – № 2. – c. 12-18.
11. Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. – 28-33 c.
12. Корнейчук Б.В. Влияние религиозных идей на экономическую теорию и практику // Журнал экономической теории. – 2017. – № 4. – c. 259-265.
13. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. – 2000. – № 8. – c. 38-44.
14. Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях // Вопросы экономики. – 1993. – № 8. – c. 82-96.
15. Платонов О.А. Русская цивилизация. - М.: Рада, 1992. – 181 c.
16. Розанова Н.М. Экономический анализ института церкви // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2005. – № 3. – c. 24-35.
17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2009. – 956 c.
18. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. – 350 c.
19. Смит Хьюстон Мировые религии. - М.: Эксмо, 2022. – 45-101 c.
20. Алиева Е.И. Современные концепции исламского банкинга // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 12-1(118). – c. 12-16. – doi: 10.24412/2411-0450-2024-12-1-12-16.
Страница обновлена: 07.07.2025 в 14:09:08