Формирование модели экономики на основе религиозного догмата

Екатериновская М.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В текущих условиях капиталистическая модель экономики исчерпала себя, в связи с чем актуализировался поиск новой модели посткапиталистической экономики и уточнения в ней роли государства. Религия, по нашему мнению, может стать стрежнеобразующим фактором, проецирующим духовно-нравственные смыслы на экономические институты, определяющие хозяйствование посткапиталистической экономической системы. Проведенный анализ религиозных воззрений позволил сделать вывод о взаимосвязи религий (протестантизма, католицизма, православия, иудаизма, ислама, конфуцианства) и экономических институтов. Автором представлен подход к использованию духовно-нравственных принципов религиозного догмата к конструированию модели государства посткапиталистической экономики. Заслуживают интереса разработанные предложения в части формирования эко-модели государства, отвечающей критериям устойчивости (доверия) и генерации (развития). Представленное исследование представляет интерес для научных сотрудников, интересующихся вопросами государственного управления, и представителей органов исполнительной власти федерального, регионального уровней.

Ключевые слова: религия, труд, собственность, богатство, предпринимательство, экономические развитие

JEL-классификация: O11, Z12, Z13, Z14



Введение

В современных условиях капиталистическая модель экономики столкнулась с пределами роста и подошла к завершению своего развития. В этой связи требуется проработка подходов к формированию экономической модели посткапиталистического периода, отвечающая новым требованиям современного мира и заимствующая все лучшее из прошлого. В новой парадигме ключевыми вопросами должны стать духовно-нравственные ценности и смыслы.

В ходе исследования автор исследует религии православия, ислама, конфуцианства, иудаизма, протестантизма, католицизма с точки зрения выделения общих духовно-нравственных принципов, проецирующихся на экономическую деятельность. Выделяются экономические институты труда, предпринимательства, собственности, богатства, социального равенства (социальной обеспеченности) и особенности их функционирования под воздействием религий.

Актуальность обусловлена необходимостью поиска подходов к формированию новой модели государства посткапиталистической экономики, в авторской трактовке «эко-модель» государства, используя потенциал духовно-нравственных ценностей.

Современные исследователи широко исследуют вопросы взаимосвязи религии и экономики. Следует отметить глубоко теоретические из них, в которых авторами определяются методологические основы исследования роли религии в экономической науке, выявляются источники и формы их проявления [12], [16], [1].

Учеными широко исследовались вопросы влияния отдельных религий на экономику разных типов [5], [15]. Особое внимание в работах уделялось анализу религиозного влияния на становление отдельных институтов, в частности, труда и предпринимательства [10], [11].

Следует отметить, что в российской экономической мысли вопросы влияния религии на экономическую деятельность и ментальность российского предпринимателя стали предметом исследования в последние два десятилетия в условиях перехода к рыночной экономике, так как вопросы встраивания России в капиталистический уклад потребовали переосмысления [5], [9], [11], [15]. При этом, отечественные работы характеризуются нормативным философским характером, так как в странах с переходной экономикой принцип свободной конкуренции не стал институциональной нормой.

Сегодня в условиях перехода к посткапиталистической экономике интерес к религии как фактору, конструирующему экономические институты в России, растет [20], [6]. Так, следует отметить возрастающее внимание исследователей к институту исламского банкинга, который объединяет кредитование с инвестированием на основе мусульманского представления о справедливости и недопустимости ростовщичества. Однако, это носит скорее фрагментарный характер по отношению к отдельным религиям, а также к отдельным экономическим институтам.

Таким образом, как показал анализ публикаций последних лет, вопросы имплементации духовно-нравственных принципов в экономические институты недостаточно раскрыты, а проблемы комплексного переосмысления модели экономики и государства на основе религиозных догматов требуют более глубокого изучения.

Целями настоящего исследования являются разработка комплексного подхода к формированию эко-модели государства, обеспечивающей переформатирование базовых экономических институтов на духовно-нравственной основе.

Научная новизна заключается в авторской разработке эко-модели государства на основе религиозного догмата, способствующей повышению устойчивости (доверия) и генерации (развития).

Автор полагает возможным для построения эко-модели государства посткапиталистической экономики использовать институциональный подход основываясь на духовно-нравственных смыслах. Разработанные критерии устойчивости (доверия) и генерации (развития) позволяют модели государства отвечать новым вызовам перехода к посткапиталистической экономике.

В процессе исследования был использован диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Также применялись методы сравнения религий и системного анализа их воздействия на экономические институты.

Основная часть

Несмотря на кажущиеся глубинные отличия между «сущим, материальным» в экономике и «должном, высшем духовном» в религии, между ними есть неразрывная связь. Вся история человеческого развития свидетельствует о глубоком воздействии религии на экономическое поведение индивидуумов и социумов, определяя отношение к труду, собственности и богатству. Можно утверждать, что религия через призму духовной культуры определяет вектор экономической деятельности и цивилизационный код нации.

В течение многих столетий ученые исследовали вопросы влияния религий на экономическое развитие [2], [3], [18]. Как показывает анализ религиозных воззрений, в этических системах мы можем видеть достаточно много общего во взглядах на институты труда, предпринимательства, собственности, богатства и др.

Так, труд признается во всех религиях добродетелью, которая должна справедливо вознаграждаться тем, кто имеет капитал и распоряжается им во благо общества. Что касается благотворительности, то во всех монотеистических религиях (иудаизме, христианстве и исламе) она становится важнейшей заповедью, равной всем остальным заповедям вместе взятым и важнейшей из всех этических норм. Разнится отношение к собственности и богатству между религиями, однако везде устанавливается критерий умеренности.

В Таблице 1 представлен сравнительный анализ взглядов религий на основные экономические институты, на основе которого можно выделить несколько общих принципов социально-экономической этики, основанных на религиозных воззрениях [19].

1. Доминирование духовного над материальным.

Для человека и общества важна правильная иерархия ценностей, основанная на понимании, что все дается по воле Бога. Обеспокоенность и богатством, и бедностью отвлекают от высших смыслов.

2. Свобода человека по отношению к богатству.

Чувство меры как основное мерило жизнедеятельности человека и общества.

3. Благотворительность как основа благочестия.

Как показывает анализ, капиталистическая модель формировалась, используя накопление капитала за счет неэквивалентного обмена и спекулятивно-ростовщической прибыли. В этой связи в рыночной экономике цели и у самого индивидуума сводятся к максимизации только личного комфорта. Таким образом, следует констатировать, что капитализм, по своей сути, противоречит общему религиозному догмату.

Таблица 1

Сравнительная характеристика религиозных воззрений на экономические категории


Православие
Ислам
Иудаизм
Протестантство
Католицизм
Конфуцианство
Труд
Заповедь труда формулируется из призвания человека в преображении Земли
Придается труду глубокий духовный смысл, рассматривается как часть поклонения Аллаху и служения обществу
Поощряется физический и духовный труд.
Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться, ибо тогда человек будет работать не ради денег, а из любви к труду
Определяется высшая ценность труда
Добросовестный честный труд, усердие и профессионализм имеют самостоятельную ценность, рассматриваются как добродетели, необходимые для обретения спасения
Представляется трудовая этика, содержащая традицию методичного самоиспытания
Собственность
Православие устанавливает норму принятия собственности в качества дара Божьего, который надлежит использовать не только в свое благо, но и для ближних. Приветствие творческого и интеллектуального труда. Предостережение от служения материальным благам.
Ислам позволяет владеть имуществом, т.к. это не отвлекает от служения Аллаху. Ограничения на виды имущества, например, дороги и кладбища, которые должны принадлежать обществу.
При этом ислам устанавливает некоторые ограничения права собственности (алкоголь, свинина, игровые автоматы).
Ростовщичество запрещается, кредитование под проценты.
Иудаизм позволяет иметь достаточное количество материальных благ, но чрезмерное накопительство благ не приветствуется.
Иудаизм признаёт право человека на собственность и осуждает посягательство на неё, но всякую собственность нужно воспринимать как взятую у Бога в пользование.
Иудаизм приветствует интеллектуальный и творческий труд для общественного блага.
В протестантизме произошло переосмысление положений раннего христианства о частной собственности и богатстве.
Обязательным условием считается правильное использование результатов профессиональной деятельности.
Протестантство наряду с поддержкой трудолюбия устанавливала уважение и к собственности, практичности, а также даже к расчетливости.
Католицизм требует уважения к праву частной собственности и предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда с любовью, и справедливостью.
Долгое время частная собственность рассматривалась как бремя для вхождения в Царство Божие.
Обладатели используемых и потребляемых благ должны пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю, больному, бедному.
Содействие общему благу. Собственность на определённое благо делает обладателя его управляющим, который должен заботиться о том, чтобы благо приносило плоды и другие люди имели от них пользу.
Осуждаются ростовщичество и масштабная (оптовая) торговля.
Отношение конфуцианства к собственности характеризуется идеями о равенстве при разделе собственности, материальной справедливости, порицании участия чиновников в получении доходов.
.
Богатство
Богатство от слова «Бог», дается создателем человеку, накладывая на него одновременно и ответственность за разумное распоряжение им во благо ближних.
Стремление к накоплению сверх необходимого считается грехом.
Также в православии подчёркивается, что главное богатство человека - его душа, а внешнее богатство, которое пытаются приобрести за счёт вещей и имущества, может искажать истинное самоощущение человека.
В исламе богатство считается приемлемым для человека, если только это оно не идёт вразрез с религиозными установками.
С точки зрения иудаизма, богатство является не целью, а средством, которое позволяет человеку не думать о хлебе насущном и заниматься духовным и нравственным самоусовершенствованием. Богатство даёт чувство независимости и открывает возможности для жизни в соответствии с высокими представлениями о морали и гуманизме.
Богатство не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом, является признаком избранности и угодности Богу.
При этом богатство должно использоваться рационально и утилитарно, на благо каждого человека и общества в целом. Ограничение в потреблении.
Католицизм призывал к нестяжательству и благотворительности. При этом восхваляется бедность и, наоборот, порицается богатство, которое должно направляться на благо общества.
Конфуцианство поддерживает тезис о равенстве распределения богатства во имя снижения бедности. Подчеркивается необходимость бережливости.
Социальное равенство
Равенство на финише жизни
Ислам не провозглашает абсолютного равенства между людьми и рассматривает идею равенства всех людей от природы как не соответствующую действительности. Вместе с тем мусульманин видит во всех людях равных себе.
В иудаизме есть учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу.
Однако, иудаизм определяет избранность еврейского народа как проповедника Божьих истин человечеству.
Равенство на старте жизни; равенство гражданское, не исключая экономические и имущественные дифференциации.
Поддерживает идею равенства людей, что отражено в социальном учении Римско-католической церкви, в котором обсуждаются вопросы социальной справедливости и равенства, включая бедность и богатство, экономику, социальную организацию и роль государства
Общество и государство в конфуцианстве отождествлялись с семьёй, в которой не могло существовать равенство, т.к. устанавливалась четкая иерархичность.
Предпринимательство
Доверительные отношения в предпринимательстве, беспроцентный кредит, «честное купеческое слово», благодатное отношение к конкурентам.
Ислам поддерживает порядочность и честность, в т.ч. в части контрактов.
Иудаизм не рассматривает коммерческую деятельность как абсолютное зло. В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию. Иудаизм устанавливает ряд законов, регулирующих коммерческую деятельность.
Среди запретов следует выделить ростовщичество для представителей своей религии, а также мошенничество.
Протестантизм стимулирует верующих к занятию предпринимательством: деловой успех и честное обогащение человека считаются признаком его угодности Богу.
Только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу.
Католицизм положительно относится к предпринимательству, признаёт его важность для экономического развития и благополучия общества.
В социальной доктрине католической церкви предпринимательство определяется как особый вид служения обществу, предпринимательство основано на принципах справедливости, заботы о бедных и уважения к человеческому достоинству.
Конфуцианство не старается разделять этические нормы от экономических интересов. При этом религия устанавливает приоритет государства, общества и общественных благ.
Источник: составлено автором

Формируя же методологический каркас новой модели посткапиталистической экономики сегодня, необходимо отталкиваться от системы духовно-нравственных ценностей в нашем обществе. Нам нужна не хищническая экономика, а созидающая и сберегающая природу и ресурсы для будущих поколений.

В этой связи модель государства должна быть переориентирована на воспроизводство ценностей, исходя из высших смыслов.

На Рисунке 1 представлена графическая интерпретация построения эко-модели государства, базирующейся на духовно-нравственных принципах.

Эко-модель государства
Духовно-нравственный базис
принципы:
Доминирование духовного над материальным
Свобода человека над богатством
Благотворительность как основа жизни
«перепрошивка» институтов через призму духовно-нравственных принципов

основные институты

Предпринимательство
Собственность, богатство
Социальное равенство (социальная обеспеченность)
В фокусе не прибыль ради прибыли, а вклад в развитие общества.
В фокусе не максимизация накопительства, а умеренность
В фокусе человек, каждый человек дорог власти, социальные гарантии
базовая функция

института

Создание
Владение
Распределение
механизм

госрегулирования

Преференциальные режимы, субсидии
Государственные гарантии
Трансферты
Результат воздействия

института на

экономическую систему

Устойчивость (доверие), генерация (развитие)
Устойчивость (доверие)
Устойчивость (доверие), генерация (развитие)

Рисунок 1. Эко-модель государства

Источник: составлено автором

Сегодня сущность посткапиталистического государства должна определяться функциями, гарантирующими обеспечение устойчивости и генерации (развития), сохранности национального культурного кода через формирование государственной идеологии, поддержку религии, культуры, истории, традиций и единства нации [7].

Мы должны перейти к формированию эко-модели экономики, способной к устойчивости и генерации. Эко-модель государства, основанная на духовно-нравственных принципах в неразрывной связи с религиозной основой. Ее реализация потребует переформатирования смыслового содержания базовых институтов экономики: собственности, предпринимательства и др. Механизмы позволят обеспечить достижение целей развития в новой духовно-нравственной парадигме [8].

Эко-модель государства, по нашему мнению, призвана формировать такие институциональные условия, в которых каждая экономическая система с максимальной отдачей реализует свой потенциал для достижения высших целей, поддерживая устойчивость и генерацию (развитие) высшего порядка. Государство должно стать устроителем и творцом общественной жизни, обеспечить гармоническое единство общества и государства.

Заключение

Религия, после языка, основная характеристика макрокультуры. Разные культуры и конфессии дают разные экономические результаты, в связи с чем необходимо определить ведущую роль именно духовно-нравственным принципам как конструкту эко-модели государства посткапиталистической экономики.

Необходимо вернуться к традиционным устоям и ценностным координатам России. Важно отойти от бездуховного, хищнического отношения к ресурсам во имя прибыли любой ценой и конкуренции, ведущим к асоциальной экономике и ее кризису. Российская соборность (с ее служением и солидарностью) несовместима с конкуренцией, которая питается индивидуализмом, приводя к разобщению. В основе единения российского общества должны стать нравственные начала из духовных ценностей.

Сегодня нашей экономике необходим новый импульс к развитию, которым может стать возвращение к религиозным истокам в преломлении к современным реалиям. Новое содержание экономической деятельности должно быть основано на духовно-нравственных смыслах - скрепах общества.


Источники:

1. Афанасьев Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики // Вопросы экономики. – 1993. – № 8. – c. 54.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 34-39 c.
3. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий. / Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. – 104-105 c.
4. Гильманов А.З., Соловьев М.М. Православие как фактор развития рыночных отношений в современной России // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 3. – c. 191-194.
5. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. – 1993. – № 8. – c. 113-125.
6. Дерзаева Г.Г., Алеткин П.А. Исламский банкинг как феномен: религия в экономике или экономика в религии? // Теория и практика общественного развития. – 2025. – № 2(202). – c. 102-108. – doi: 10.24158/tipor.2025.2.13.
7. Екатериновская М.А. Трансформация экономической модели государства в посткапиталистической экономике // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2024. – № 6(125). – c. 107-111.
8. Екатериновская М.А. Дискурс власти в пространственном развитии // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 203-220. – doi: 10.18334/ce.19.2.122692.
9. Жунин М.М. Просвещенный купец – украшение старой веры // Мир России. Социология. Этнология. – 1998. – № 3. – c. 91-116.
10. Коваль Т.Б. Православная этика труда // Мир России. Социология. Этнология. – 1994. – № 2. – c. 12-18.
11. Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. – 28-33 c.
12. Корнейчук Б.В. Влияние религиозных идей на экономическую теорию и практику // Журнал экономической теории. – 2017. – № 4. – c. 259-265.
13. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. – 2000. – № 8. – c. 38-44.
14. Платонов Д. Православие в его хозяйственных возможностях // Вопросы экономики. – 1993. – № 8. – c. 82-96.
15. Платонов О.А. Русская цивилизация. - М.: Рада, 1992. – 181 c.
16. Розанова Н.М. Экономический анализ института церкви // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2005. – № 3. – c. 24-35.
17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2009. – 956 c.
18. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. – 350 c.
19. Смит Хьюстон Мировые религии. - М.: Эксмо, 2022. – 45-101 c.
20. Алиева Е.И. Современные концепции исламского банкинга // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 12-1(118). – c. 12-16. – doi: 10.24412/2411-0450-2024-12-1-12-16.

Страница обновлена: 07.07.2025 в 14:09:08