Integral competitiveness: new challenges for information technology specialists

Virina I.V.1
1 Московский университет им.С.Ю. Витте

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 6 (June 2025)

Citation:

Abstract:
Nowadays, there is a need to provide the professional engineering and technical personnel required by the national economy at the federal, regional, and individual levels. The author develops an integral model of specialist competitiveness, which includes three levels of abilities: the consumer properties of the labor force, mastery of modern job search and employment technologies, and compliance with the objective needs of the national economy, a particular industry, and a workplace. An analysis of the competitiveness of information and communication technology specialists in modern conditions is carried out. It was revealed that specialists are in a state of continuous education and acquisition of new skills and professional competencies. Such specialists are characterized by rapid professional aging and burnout. Despite the shortage, there is still high competition for individual jobs in the field of information and communication technologies. Young specialists are in demand due to their low prices, high learning ability, and flexibility. The author concludes that additional education and retraining are increasingly important, especially in light of the development of artificial intelligence technologies. Employers must also stimulate women's employment and develop corporate pension programs to reduce the shortage of personnel in the field of information and communication technologies.

Keywords: labor force competitiveness, information and communication specialist, labor potential, staff shortage

JEL-classification: J21, J23, J24



Введение

Актуальность. Внедрение новых технологий и цифровизация производственных процессов, часто называемое «четвертой промышленной революцией», оказывает влияние на общество, изменяет образ жизни, рабочие места и взаимодействия людей друг с другом. Так в феврале 2025 года в «Перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию» Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было поручено Правительству РФ «обеспечить расчет дополнительной кадровой потребности субъектов Российской Федерации и отраслей экономики для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в том числе национальной цели «Технологическое лидерство» [19], тем самым подчёркивается, что проблема обеспечения конкурентоспособными инженерными и техническими кадрами, востребованными национальной экономикой и соответствующими требованиям современных рабочих мест и выступает важнейшей задачей бизнеса, субъектов РФ и федерального правительства, без решения которой невозможно достижение более высоких темпов роста страны и увеличения эффективной занятости и доходов граждан. Эта проблема особенная актуальна в сфере информационно-коммуникационных технологий, где на сегодняшний момент ежемесячная потребность российского рынка в специалистах составляет примерно100 тыс. человек [21].

Кроме того, профессионально-квалификационные компетенции и социально-психологические характеристики специалистов информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-специалистов) достаточно часто не соответствуют рабочему месту, а для поддержания этого соответствия требуются определенные усилия самого специалиста, направленные на постоянное совершенствование профессиональных умений, поддержание корпоративной культуры, развитие навыков работы в условиях многозадачности и удаленности рабочего места.

ИКТ уже стали причиной значительных изменений в методах производства и моделях занятости во многих странах. По данным Всемирного экономического форума, достижения в области технологий, в частности искусственного интеллекта и обработки информации окажут разнонаправленное влияние на рабочие места, стимулируя рост на технологические навыки, включая искусственный интеллект (ИИ) и большие данные, сети и кибербезопасность, технологическую грамотность, одновременно они будут способствовать и замене рабочей силы на ИИ и в последующем сокращать рабочие места, массовые случаи которых уже фиксирует международная статистика [27].

В то же время, в научных теориях и практических рекомендациях преобладают социально-психологические составляющие в структуре конкурентоспособности ИКТ-специалистов, а влиянию сложившегося спроса, предложения и эффективности проводимой политики занятости ИКТ-специалистов уделяется меньше внимания, хотя эти показатели важны для оценки количества и качества рабочей силы доступной на рынке, предоставляя информацию о состоянии рынка труда и спроса на определенные профессиональные навыки и квалификации в этой сфере.

Цель этой статьивыявление новых устойчивых элементов в системе конкурентоспособности специалистов информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-специалисты), как важных условий для формирования будущего трудового потенциала страны.

Объектом исследования выступают социально-экономические факторы, влияющие на конкурентоспособность ИКТ-специалистов на современном рынке труда. Предмет исследования - управление процессом формирования и развития конкурентоспособности ИКТ-специалистов.

Методы исследования

Теоретико-методологической основой анализа новых устойчивых элементов в системе конкурентоспособности ИКТ-специалистов как важной составляющей в формировании трудового потенциала выступает авторская интегральная модель конкурентоспособности специалиста на рынке труда, разработанное положение о трёх уровнях конкурентоспособности: 1) потребительные свойства товара «рабочая сила»; 2) умение находить рабочее место и выдержать конкуренцию за рабочее место; 3) соответствие качества рабочей силы требованиям рабочего места [6]. Кроме того, были проанализированы научные труды современных ученых об особенностях формирования и развития рабочей силы в сфере информационно-коммуникационных технологий

При проведении исследования использовались следующие научные методы: комплексный, системный, структурный, сравнительный и метод обобщения.

Информационной базой исследования являются данные о ключевых показателях российского сектора ИКТ за январь-сентябрь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и официальные отчетные документы Всемирного экономического форума 2025 года «Future of Jobs Report».

Основная часть

Россия на современном этапе развития сталкивается с быстрым демографическим спадом, усугубляющим существующую нехватку рабочей силы во многих отраслях и на разных уровнях квалификации работников, что ставит под угрозу экономический рост и конкурентоспособность страны. Такой дисбаланс между спросом и предложением приводит к недоиспользованию ресурсов, повышению затрат и задержке внедрения информационных технологий, что в конечном итоге снижает производительность во всех секторах.

В этих условиях, становится важным провести анализ основных составляющих, основываясь на интегральной модели конкурентоспособности специалистов. Первый уровень конкурентоспособности характеризует потребительную стоимость ИКТ-специалиста; второй уровень – это технологии самомаркетинга ИКТ-специалиста, применяемые с целью эффективного трудоустройства, адаптации на рабочем месте и дальнейшего профессионального развития; третий уровень включает в себя особенности сложившегося спроса на современном российском рынке труда в ИКТ сфере и наличия конкуренции за рабочие места, формируя, тем самым, объективную сторону конкурентоспособности.

Таким образом, на первом уровне конкурентоспособности можно определить, что рабочая сила в области ИКТ это специалисты, которые обладают способностью разрабатывать, эксплуатировать и поддерживать системы ИКТ и для которых ИКТ составляют основную часть их работы. Информационные и коммуникационные технологии охватывают все технические средства, используемые для обработки информации и обеспечения коммуникации. Сюда входят как компьютерное и сетевое оборудование, так и их программное обеспечение.

Следует заметить, что на сегодняшний день, ученые выделяют «определенные пробелы в текущих образовательных программах, которые не всегда охватывают множество востребованных на рынке навыков и компетенций» [9]. Автор Алтынник Н. И. утверждает, что именно «IT-компетенций в период школьного обучения формирует мотивацию к профессиональному самоопределению в условиях цифровой трансформации» [3]. Безусловно, такие меры образовательной политики, как увеличение часов в образовательных программах по ИТ, более тесное сотрудничество между школами и промышленностью могут стабилизировать и еще больше усилить недавний рост интереса к ИКТ-профессиям. Например, почти на «18% за последние пять лет выросло число ИТ-выпускников в вузах; каждый десятый выпускник имеет ИТ-специальность» [13].

Кроме того, ученые считают, что «в сфере IT новые технологии и требования довольно быстро вытесняют старые, что требует постоянного обучения и переподготовки работников, чтобы они могли оставаться конкурентоспособными на рынке труда» [20]. Обласова И. Н. подчеркивает, что «работа с современными технологиями – это процесс постоянного обучения lifelong» [15].

Ряд современных научных работ Зудиной Б. А., Шестовой Е. П., Гнатюк С. Н. посвящен непрерывности профессионального образования и постоянному обновлению навыков ИКТ-специалистов [10, 25, 8]. Следует заметить, что ИКТ-специалистов отличают «продвинутые» цифровые компетенции, но они должны постоянно обновляться и совершенствоваться, либо рабочая сила будет устаревать.

Автор Надеждина С. Д. утверждает, что учетом ускоряющегося развития технологий особое внимание будет «уделяться способности работников к постоянной адаптации» к различным организационным изменениям [14]. С точки зрения социально-психологических черт работников в сфере ИКТ, то «это люди, которые не любят лишний раз контактировать с кем-либо, не любят менять круг общения» [18]. Такой тип профессиональной деятельности, где работники взаимодействуют с техническими объектами используя определённые технические навыки, характеризуется как «человек-техника». В этой связи, часто ИКТ-специалисты менее коммуникабельны, сложно идут на сотрудничество и менее адаптивны к окружению, чем представители других профессиональные типы. По мнению ученых, «гибкость и более быстрая адаптивность специалистов к рабочим процессам организации, особенно важны в области информационных технологий» [28].

Таким образом, ИКТ-специалисты вынуждены находится в постоянном напряжении из-за быстрых изменений технологий в их рабочей среде и поддерживать и постоянно развивать профессиональные компетенции, включающие языки программирования, фреймворки и другие технологии. Такое давление на технических специалистов, чтобы они всегда были впереди, приводит к техническому выгоранию, широко известной проблеме отрасли, вызванной постоянно меняющимися требованиями внешней среды. Некоторые исследования показывают, что до 2 из 5 технических работников могут испытывать выгорание. Кроме того, со временем можно говорить и о снижение профессиональной эффективности ИКТ-специалистов или «профессиональном увядании». По данным информационного агентства «Хабр», в мире средний возраст сотрудника в IT-корпорации — составил 29 лет, в России ИКТ-специалисты начинают свою карьеру в 20-22 года, сразу после окончания вуза и раньше [17]. Карьера ИКТ-специалистов начинается достаточно рано, но и «старение» наступает достаточно быстро. Если сравнить карьерный путь специалистов по кадрам и ИКТ- специалистов, то в первом случае опыт работы будет накапливаться, а мастерство только расти, а во втором, нужно прикладывать множественные усилия, чтобы соответствовать рабочему месту.

Так, можно сделать вывод, что для рабочей силы в сфере ИКТ характерно быстрое «старение», если не заниматься развитием своих компетенции с учетом современного развития техники и технологий и карьерным ростом в целом. Такое «профессиональное увядание» еще больше усугубляет дефицит, сокращая предложение рабочей силы и потенциально затрудняя способность работников адаптироваться к технологическим достижениям.

Второй уровень конкурентоспособности ИКТ-специалиста, включает ряд мероприятий, связанных трудоустройством, прохождением испытаний при приеме на работу. Безусловно, что даже в современных условиях дефицита рабочей силы на рынке труда, необходима прежде всего активность специалиста, который самостоятельно выбирает более конкурентное профессиональное направление обучения, активно занимается поиском работы, поддерживает и развивает свои профессиональные навыки. С учетом того, что достаточно сложно предугадать потребности экономики в определенной рабочей силе, необходимо овладевать смежными профессиями и специальностями, современными технологиями поиска работы, быть мобильными и активно принимать участие в производственных практиках работодателей. Ученые считают, что «для рыночной экономики важны инженеры не только как технологи и организаторы производства, но и как предприниматели, обеспечивающие качество, конкурентоспособность и экономическую эффективность производства» [16]. Кроме того, по мнению экспертов, «системы образования, несмотря на увеличение приема в учебные заведения, не соответствуют запросам бизнеса в IT-специалистах» [23]. В этой связи, активность ИКТ- специалиста на рынке труда, несомненно, важна. Более того, квалифицированные работники быстрее адаптируются к технологическим изменениям, приобретают новые компетенции и эффективно выполняют возникающие задачи.

Далее следует третий уровень конкурентоспособности — это объективные требования, предъявляемые к современным ИКТ-специалистам со стороны работодателей, с учетом потребностей национальной и региональной экономики. Как уже отмечалось выше, проблема производства конкурентоспособных специалистов в области ИКТ затрагивает разные уровни управления: федеральный, региональный, коммерческие организации и непосредственного самого ИКТ-специалиста. На федеральном и региональном уровне управления основной проблемой в области трудового потенциала является дефицит ИКТ-специалистов, «по данным Минцифры нехватка такого рода специалистов составляет от 500 до 700 тыс. человек» [21]. Ученые отмечают, что, «необходимость внедрять мощные технологии увеличила потребность в таких кадрах и рост оплаты их труда» [24]. Кроме того, спрос на ИКТ- специалистов «обусловлен необходимостью развития инновационных решений и технологических продуктов для удовлетворения растущих потребностей рынка» [22]. У ведущих ученых вызывает опасения недостаток квалифицированных кадров в IT-сфере, который «может привести к утечке технологий и потери национального технологического суверенитета» [11].

Так, в 2022 году в России насчитывалось около 1,4 млн. ИКТ-специалистов высшей и средней категории, из которых 1,1 млн человек составляли мужчины (80%) и всего 267 тысяч человек – женщины (20%) [7]. В 2024 г. среднесписочная численность работников сектора ИКТ в России выросла до 1,5 млн. человек, а среднемесячная заработная плата работников сектора ИКТ составляла 162.6 тыс. руб. (Рис. 1.).

Рис. 1. Доля мужчин и женщин в ИКТ-сфере в 2022-2024 г., от общей численности специалистов этой сферы, в тыс. чел.

Составлено автором по данным [1].

С другой стороны, «нарастающий дефицит кадров в стране очерчивает отрасль ИКТ востребованной и перспективной для молодых специалистов» [5]. Увеличению числа молодых специалистов без опыта работы в ИКТ-сфере способствовала «приостановка стажерских программ в крупных иностранных компаниях и большое число различных обучающих курсов» [2]. По разным оценкам в 2024 году, большую часть соискателей в ИКТ-сфере представляли «специалисты, которые прошли переквалификацию, но не имели необходимого опыта работы» [26]. При этом сохраняется, «дефицит опытных кадров высокого уровня подготовки» [4]. В высоком спросе работодателей на молодых специалистов в ИКТ сфере важное значение имеет тот факт, что на рынке труда такая рабочая сила более «дешевая», более адаптивная и обучаемая по сравнению с опытными специалистами. Одновременно с ростом числа молодых специалистов и сохраняющийся стабильно низкий уровень занятости женщин в этой сфере ИКТ способствовали, тому, что работодатели начинают активнее заменять недостающих работников на технологии с применением искусственного интеллекта (ИИ), что в конечном счете приведет к уменьшению дефицита работников этой сферы, а в конечном счете и к её высвобождению.

Ученые Минцаев М. Ш. и Усамов И. Р. в своей работе о решении проблемы дефицита ИТ-кадров, сформулировали комплексный подход, который включает «развитие образования, поддержку персонала, стимулирование разными механизмами, оптимизацию рабочих процессов и сотрудничество с внешними ресурсами» [12].

Таким образом, быстрые темпы технологических изменений и потребность в постоянном обучении означает иметь рабочую силу, которая всегда в курсе постоянно развивающихся достижений. Эта потребность в постоянном развитии больше увеличивает давление на ИКТ сотрудников, которые часто изо всех сил пытаются справиться с существующими рабочими нагрузками и должны также найти способ удовлетворить требования к профессиональному развитию, либо уходить из этой сферы. Со стороны работодателей, последствия высокой текучести кадров в сфере ИКТ также могут быть дорогостоящими. Если люди уходят из-за высокого уровня стресса, оставшаяся рабочая сила может начать работать неэффективно.

Заключение

В рамках проведенного исследования на основе авторской интегральной модели конкурентоспособности специалистов, состоящих из трех уровней: 1) потребительная стоимость товара «рабочая сила» и её основные характеристики; 2) умение выдержать конкуренцию за рабочее место как на внешнем рынке труда так и на внутреннем; 3) необходимость соответствия рабочей силы рабочему месту в современных условия, предложен авторский подход к изучению конкурентоспособности ИКТ-специалистов. Такая интегральная модель позволяет систематизировать и актуализировать основные элементы конкурентоспособности ИКТ-специалистов, она может быть использована федеральными, региональными органами власти при формировании политики занятости и трудоустройства. Данную модель можно применить не только для анализа конкурентоспособности ИКТ-специалистов, но и в других сферах и отраслях национальной экономики.

В этой связи, ИКТ-специалисту рекомендуется сосредоточится на повышении квалификации, переподготовке на смежные специальности, руководящие позиции в организации, предложении более гибкой работы и внутренней мобильности. Работодателям следует в корпоративной политике предусмотреть разработку пенсионной политики, которая поощряла бы людей работать после достижения ими стандартного пенсионного возраста, так же принять меры по привлечению большего числа женщин в ИКТ-сферу, например, путем предоставления инфраструктуры по уходу за детьми.


References:

Aleksandrova N. A. (2023). Tools for IT-specialists’ retaining in the labor market transformation context. Human Progress. 9 (2). 1. doi: 10.34709/IM.192.1.

Altynnik N. I., Chikileva E. N. (2023). The specifics of continuous training for the it industry in the school - university - enterprise system. Vestnik of Orenburg State University. (4). 110-117. doi: 10.25198/1814-6457-240-110.

Astafev Ya. U. (2024). Young specialists on the labor market of information and computer technologies. Professional education in the modern world. 13 (4). 637-647.

Future of Jobs Report. Insight report january 2025. Retrieved May 21, 2025, from https://reports.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_Report_2025.pdf

Gnatyuk S. N. (2023). Competitiveness of the workforce in the context of global digitalization Economy and business in the context of digital transformation and new challenges. 431-436.

Katulskiy E. D., Ivanov A. A. (2023). Human capital in the IT industry, economic security and technological sovereignty. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (3). 130-137.

Mintsaev M. Sh., Usamov I. R. (2023). Solving the personnel shortage problems within the framework of the growing burden on the organizations departments in the digital transformation era. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki. 19 (3). 66.

Nadezhdina S. D., Chistyakova O. A., Chistyakov A. A. (2024). Labor market transformation and demand for a new type of it specialists in digital economy trend. Bulletin of Kemerovo State University. 9 (1). 84-94. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-1-84-94.

Oblasova I.N., Shiryaeva N.V., Timofeeva E.F. (2021). Actual issues of modern science: the practice of professional self-determination in the field of computer science. Innovatsionnye nauchnye issledovaniya. (4-3). 185-192. doi: 10.5281/zenodo.4782157.

Osokina E. V. (2023). Integration of business education into it specialists training. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (4). 102-109. doi: 10.52772/25420291_2023_4_102.

Parshukov A. E. (2023). Headhunting of IT specialists in Russia: stages and defence. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (8). 162-168. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.01.019.

Robert Demeter, Attila Kovari (2024). Labor Market Analysis for IT Jobs Acta Polytechnica Hungarica. 21 (3). 93-107. doi: 10.12700/APH.21.3.2024.3.7.

Salova T. L., Titov D. A. (2024). Analysis of the labor market in modern Russia (within the framework of IT specialties). Vectoreconomy. (1). 33.

Shestova E. P. (2024). The peculiarities of the labor market of IT specialists in the economy of the Russian Federation. Russian Journal of Labour Economics. 11 (3). 349-360. doi: 10.18334/et.11.3.120612.

Tasueva Kh.Z.A., Natalson A.V., Garipova G.R. (2024). Impact of the it revolution on the labor market: prospects for growth of demand for IT specialists and challenges for traditional professions. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 5 (1). 89-95. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.05.011.

Tomakova R.A., Tomakov V.I. (2022). The russian labor market in the information technology industry in 2021. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. (12). 150-166. doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-1-150-166.

Trukhina L. I., Kichigina I. M. (2024). Instrumental analysis of the labour market and salaries of IT specialists. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. (9). 101-118.

Tsomartova M. E., Volik M. V. (2024). Consequences of the shortage of specialists in the labor market and challenges of 2024. Discussion. (4). 128-138.

Vasileva E. V., Kamanina A. N. (2023). The shortage of IT personnel in Russia at the present stage: causes and ways of overcoming. Discussion. (2). 108-118.

Virina I. V., Yakimov V. N. (2008). Formation and development of competitiveness of young specialists

Zatonskiy A.V., Shakleina P.A., Krasovskiy R.V. (2025). Modern methods of collecting and analyzing employers requirements for training IT workers. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika. 25 (1). 69-82. doi: 10.14529/ctcr250106.

Zudin B. A., Kuznetsov-Serbskiy M. K. (2024). Features of the labor market for IT specialists in russia: review, dynamics, forecast. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 21 (12). 18-27. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.12.21.003.

Страница обновлена: 08.07.2025 в 17:53:22