Kachestvo upravleniya biznes-protsessami v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki

Khairova S.M., Khairov B.G., Paravyan M.K., Bayda E.A., Avadeni Yu.I.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 6 (June 2025)

Citation:



Введение

В условиях цифровой трансформации и экономической неопределенности достижение качества для каждой организации является ключевым фактором успешного функционирования и укрепления позиций на рынке. Для любой организации качество управления бизнес-процессами может быть достигнуто соответствием стандартам продукции или услуги, которое возможно через внедрение эффективных информационных технологий, применяемых в Индустрии 5.0. Данные технологии способствуют контролю, регулярному мониторингу результатов деятельности и постоянному повышению квалификации персонала.

Управление качеством бизнес-процессов при условиях неопределённости направлено на создание среды, обеспечивающей достижение запланированных показателей их эффективности, обеспечивая при этом удовлетворенность всех контрагентов.

На сегодняшний день источниками исследования управления качества в рамках неопределенности являются научные работы – Вертиновой А.А. [1], Горбашко Е.А. [2], Хаирова Б.Г. [3].

Цель цифровой трансформации заключается в повышении эффективности и конкурентоспособности бизнеса посредством внедрения инновационных цифровых технологий, оптимизации внутренних процессов, улучшения взаимодействия с клиентами и адаптации к изменениям рыночной среды. Эти действия приводят к повышению уровня обслуживания клиентов, сокращению издержек и увеличению конкурентоспособности организаций. В периодических изданиях последних лет выделяются научные работы развитию цифровой трансформации – Куликовой О.М. [4], Сергеевой И.Г. [5], Ястребова А.П. [6].

Анализ научных источников по тематике исследования выделяет работы по управлению качеством в рамках цифровой трансформации экономики, которые направлены на повышение конкурентоспособности отечественных брендов через государственную поддержку импортозамещения – Васина С.А., Пантюхина О.В. [7], Ватолкиной Н.Ш., Салимовой Т.А. [8], Хаировой С.М. [9, 10].

Лучшие зарубежные практики занимаются вопросами автоматизации бизнес-процессов, которые связанные с внедрением систем управления бизнес-процессов (BPM) [11, 12].

Актуальность исследования заключается в обеспечении качества управления бизнес-процессами для цифровой трансформации экономики.

Переход к новым условиям цифровой трансформации бизнеса требует единой интерпретации термина «качество бизнес-процессов» и пересмотра методов и инструментов оценки качества бизнес-процессов. Необходим комплексный подход, направленный на повышение качества управления в условиях цифровой трансформации.

Цель данного исследования заключается в нахождении инструментов, направленных на управления бизнес-процессами в контексте цифровой трансформации.

Научная новизна заключается в систематизации методов управления бизнес-процессами в новых областях, связанных с цифровой трансформацией.

Авторской гипотезы. Качество управления бизнес-процессами в условиях цифровой трансформации экономики достигается на основе одномоментного внедрения и согласования методов управления бизнес-процессами, принципов управления качеством и современных цифровых инструментов.

Методология исследования заключается в применении метода табличной визуализации, который был положен в основу обобщения и систематизации результатов.

Основная часть

Теоретический анализ

Многие исследователи предложили свои определения понятиям «бизнес-процесс» и «качество». Однако, следует придерживаться определений, которые содержатся в официальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [13] и ГОСТ Р ИСО 9004-2019 [14], которые обеспечивают единообразие терминологии и подходов и закреплены на законодательном уровне.

В соответствии с данными стандартами «процессом» является совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [13] управление качеством рассматривается как часть менеджмента качества, сосредоточенная на достижении поставленных целей в области качества посредством осуществления последовательных управленческих функций. Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.

Следовательно, существующие определения требуют адаптации для более конкретного описания «качества бизнес-процессов». Качеством бизнес-процессов является совокупность характеристик и свойств, определяющих уровень эффективности, надежности и результативности функционирования её бизнес-процессов в организации. Для любой организации повышение качества всех процессов способствует оптимизации её системы менеджмента качества, что приводит к успеху благодаря удовлетворению высоких потребностей потребителей. Следовательно, возрастает продолжительность жизнедеятельности организации, что позволяет ей дольше сохранять конкурентные позиции на рынке и поддерживать высокий уровень прибыльности и устойчивости к внешним воздействиям.

Организации очень часто сталкиваются с серьезными трудностями, возникающими при управлении качеством бизнес-процессов [15]:

1. Нечеткое представление о структуре и работе бизнес-процессов является основной сложностью при определении их последовательности и взаимозависимости, приводящее к снижению качества всей организации.

2. К снижению эффективности и согласованности выполнения бизнес-процессов в организации, а также к применению сотрудниками различных интерпретаций процедур приводит недостаток отсутствия унифицированных стандартов.

3. Проблемы с внедрением и адаптацией информационных технологий, а также с нехваткой специалистов препятствуют полной автоматизации в организации.

Модели оценки качества бизнес-процессов выступают значимыми средствами, используемыми для их совершенствования с целью увеличения производительности труда и усиления конкурентных позиций организации на рынке. На рисунке 1 систематизированы инструменты оценки эффективности бизнес-процессов для любой организации, составленные на основе исследований [16, 17], в которых их классифицировали по влиянию на конечный результат и по направленности на улучшение процессов или на совершенствование их главных целей.

Рисунок. 1. Инструменты по этапам улучшения бизнес-процессов.

Источник: составлено авторами по источнику [16, 17]

Управление качеством бизнес-процессов представляет собой ключевое направление стратегического развития любой организации. Была сделана попытка классифицировать все инструменты для анализа бизнес-процессов по отношению к типовым стандартам, которые могут использоваться для нескольких целей (см. рисунок 2). Данные методологии и инструменты могут помочь контрагентам достичь высокого уровня качества и эффективности бизнес-процессов. Эти идеи закладываются в основу организации с момента её основания и сохраняются на протяжении всего её функционирования. Применение инструментов для управления качеством бизнес-процессов способствует повышению эффективности работы всей организации.

Рисунок. 2. Модели анализа состояния процесса по отношению

к типовым требованиям стандарта

Источник: составлено авторами в ходе исследования.

Результаты исследования

Управление бизнес-процессами является сложным и многогранным процессом, учитывающим в себе как теоретические концепции управления процессами, так и специфические особенности развития экономики. Развитие бизнес-процессов необходимо рассматривать совместно с управлением качеством и цифровой трансформации. На рисунке 3 изображён график Венна, отражающий синергетический эффект возникающий при взаимодействии трех концепций «управления бизнес-процессами», «управления качеством» и «использования цифровых технологий».

Подпись: цикл PDCA, RCA,
Six Sigma,
Подпись: RPA, ERP-системы, BPM-системы

Подпись: SSCQM, TQM, искусственный интеллект

Рисунок. 3. График Венна «Развитие бизнес-процессов – Качество –

Цифровая трансформация»

Источник: составлено авторами в ходе исследования.

Центральная область, где пересекаются все три концепции, представляет собой наиболее эффективную стратегию, которая заключается в применении цифровых технологий для управления бизнес-процессами с целью повышения качества. Также, эта область в себя включает использование данных для выявления узких мест и непрерывного улучшения процессов.

Область между «Развитием бизнес-процессов» и «Управлением качеством» показывает инструменты необходимые для улучшения качества бизнес-процессов.

Область между «Развитием бизнес-процессов» и «Цифровая трансформация» определяет цифровые технологии, которые используются для автоматизации, мониторинга и оптимизации бизнес-процессов.

Область между «Управлением качеством» и «Цифровая трансформация» демонстрирует цифровые технологии, которые позволяют контролировать и улучшать качество.

Ученые предлагают различные, нередко расходящиеся, трактовки эволюции бизнес-процессов. Далее на основе взаимосвязи рисунка 3 в рамках этапов развития цифровой трансформации, построен генезис развития составляющих управления бизнес-процессами и качеством на основе цифровых технологий [18-20].

Таблица 1

Генезис развития цифровой трансформации в рамках управления бизнес-процессами

и качеством на основе цифровых технологий.


Индустрия 1.0; 2.0
до 1959 г.
Индустрия 3.0
с 1960 – 1989 гг.
Индустрия 4.0
с 2010 – настоящее время
Индустрия 5.0
находится на стадии становления
Основные моменты развития бизнес-процессов
1.0. Массовое производство, стандартизация продукции, появление фабричной системой, концентрация производства
2.0. Массовое производство, конвейерное производство, рост крупных корпораций, появление менеджмента
Автоматизация, оптимизация процессов, интеграция систем, ускорение темпов производства
Интеллектуальная автоматизация, управление данными, персонализация, развитие сервисов, сетевые бизнес-модели
Взаимодействие между человеком и технологиями
Искусственный интеллект и большие данные (настоящее время)
Управление качеством
Система Тейлора (1905 г.).
Статическое управление качеством (1924 г.).
Концепция всеобщего контроля качества TQC (1957 г.).
Программа «ноль дефектов» (1960 – 1969 гг.)
Всеобщее управление качеством. Международные стандарты систем качества – ISO 9000 (1980 – 1989 гг.).
Интересы общества. Серия стандартов ISO 14000.
(1990 – 1999 гг.)
Повсеместное распространение стандартов ISO серий 9000 и 14000, а также созданием различных корпоративных систем управления качеством.
Цифровые технологии
Эпоха ручной обработки информации (до 1940-х годов)
Электромеханические компьютеры (1940-е – начало 1950-х годов)
Эпоха мейнфреймов (1950-е – 1960-е годы)
Появление Мини-Компьютеров (1960-е – 1970-е годы)
Эпоха персональных компьютеров (1980-е – 1990-е годы)
Эпоха сетей и интернета (1990-е – начало 2000-х годов)
Эпоха облачных технологий
(2010-е – настоящее время)

Источник: составлено авторами в ходе исследования на основе источников [18-20].

Индустрии 5.0 в сфере производства предполагает объединение передовых цифровых технологий с человеческим потенциалом, акцентируя внимание на устойчивом развитии и возможности создания персонализированной продукции. Основная идея данного подхода заключается в гармоничном взаимодействии человека и машины [21].

В условиях цифровой трансформации экономики, для обеспечения устойчивости и повышения эффективности деятельности необходимо выработать новые подходы к управлению бизнес-процессами и исследовать методы, способы и закономерности их развития. Использование методов и инструментов совершенствования бизнес-процессов позволит определить оптимальные условия функционирования предприятия и организовать его хозяйственную деятельность в эпоху цифровизации. Повышению производительности, сокращению издержек производства способствует внедрение в бизнес-процессы цифровых технологий, что приводит к созданию устойчивой бизнес-модели организации, способной адаптироваться к цифровым изменениям и осуществлять эффективную деятельность в новых экономических условиях [22].

Для выявления недостатков и направлений становления Индустрии 5.0 представляется необходимым провести анализ закономерности использования программных продуктов в развитии бизнес-процессов. Обобщенные результаты анализа статистических данных по использованию в работе организаций программных средств, представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики [23] в разделе «Наука, инновации и технологии». Расчёт производился по данным формы федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» (таблица 2).

Таблица 2

Удельный вес организаций, использовавших информационные технологии

(в процентах от общего числа обследованных организаций)


2021
2022
2023
Цифровые платформы
14,7
14,9
17,1
Технологии сбора, обработки и анализа больших данных
25,8
30,4
15,3
Технологии искусственного интеллекта
5,7
6,6
4,9
"Облачные" сервисы
27,1
28,9
26,7
Интернет вещи
13,7
10,0
11,2
Другие цифровые технологии
19,1
14,8
15,1
CRM – системы
13,4
21,9
20,7
ERP – системы
13,8
21,9
20,5
SCM – системы
4,8
14,3
12,3

Источник: составлено авторами по источнику [23]

Из таблицы 2 видно, что наиболее применимыми являются технологии «облачных» сервисов в основе, которых лежит способ, обеспечивающий гибкий и экономичный доступ к информационным ресурсам через интернет. Однако, в организациях из-за высокой сложности и специфичности меньше применяются технологии искусственного интеллекта, основанных на способности обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту.

Умеренные темпы роста российского рынка развития бизнес-процессов, вследствие ряда обстоятельств, связанны с нестабильной политической ситуацией, недостаточной информированностью организаций. Это способствует замедлению применения инструментов Индустрии 5.0. ввиду неполной автоматизации бизнес-процессов. Например, применение информационных технологий для хранения, поиска и обработки информации поможет организациям снизить риски потери необходимой информации, что может привести к адаптации к изменениям внешней среды.

Методом моделирования бизнес-процессов является набор инструментов, который позволяет представить последовательность бизнес-процессов в графическом или тестовом виде с целью исследования и дальнейшего их усовершенствования. На рисунке 4 представлены основные категории информационных технологий, применяемые в развитии бизнес-процессов, способные обеспечить качество в организациях и цепи поставок в рамках цифровой трансформации экономики [24].

Рисунок. 4. Основные категории информационных технологий,

применяемые в развитии бизнес-процессов

Источник: составлено авторами по источнику [24]

Внедрение в своей работе инструментов Индустрии 5.0. для управления качеством бизнес-процессов позволяет организациям значительно повысить эффективность работы за счет улучшения взаимодействия между подразделениями на всех этапах жизненного цикла продукции благодаря постоянной актуализации данных и процедур.

Для обеспечения качества бизнес-процессов наибольшее распространение получили информационные технологии, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Информационных технологии, применяемые в развитии бизнес-процессов

Информационные технологии
Преимущества
Недостатки
ERP-системы /
планирование ресурсов предприятия
- централизация информационных потоков;
- автоматизация бизнес-процессов;
- повышение качества решений;
- эффективное распределение ресурсов;
- улучшение обслуживания клиентов;
- соблюдение нормативных требований;
- глобальная координация;
- доступ к единым данным организации;
- снижение операционных расходов.
-могут возникнуть сложности при внедрении;
- высокие требования к оборудованию;
- требуются мощные сервисы, быстродействующая инфраструктура.
RPA /
роботизированная автоматизация процессов
- высокая производительность и эффективность;
- уменьшение количества ошибок
- повышенная гибкость при изменении бизнес-процессов;
- абсолютная точность выполнения;
- повышение удовлетворенности клиентов;
- повышение вовлеченности сотрудников;
- экономическая выгода;
- при необходимости доступность обновления.
- замена ручного труда автоматизированным;
- увеличении числа проблемных процессов;
- проблемы, которые носят преимущественно организационный характер.
BI-системы /
системы бизнес-аналитики
- работа с большим объёмом данных;
- увеличение скорости и принятии решений;
- рост удовлетворенности пользователей;
- безопасность данных;
- оптимизация процессов.
- высокие затраты;
- трудности у обычных пользователей;
- необходимы специальные знания и подготовка сотрудников.
Big Data /
большие данные
- работать с большими объёмами информации;
- строить более точные прогнозы и принимать более взвешенные решения;
- мгновенно реагировать на сбои и уязвимости;
- строить долгосрочные стратегии;
- исправлять ошибки и улучшать продукт.
- трудности с масштабированием;
- высокие риски;
- высокие затраты.
Искусственный интеллект
- высокая скорость и эффективность;
- способен принимать объективные решения на основе данных, обходя предвзятость и эмоциональное влияние;
- автоматизация рутинных и монотонных процессов работы;
- развитие новых технологий;
- способен анализировать и интерпретировать сложные данные, обнаруживать скрытые закономерности и делать предсказания.
- потенциальная потеря рабочих мест;
- этических вопросов, связанных с приватностью и безопасностью данных;
- недостаток творческого мышления;
- зависит напрямую от качества и объёма доступных данных;
- угроза безопасности;
- значительное потребление энергии;
- высокая стоимость.

Источник: составлено авторами по источникам [21, 24, 25].

Блок-схема: альтернативный процесс: УЧАСТНИКИ
•	поставщики;
•	производители;
•	перевозчики;
•	экспедиторы
•	логистические операторы;
•	 3PL- и 4PL- провайдеры;
•	склад общего пользования;
•	производители;
•	дистребьютеры;
•	клиенты и т.д.
Блок-схема: альтернативный процесс: ОСНОВНЫЕ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
•	планирование, прогнозирование и управление спросом;
•	закупки, управление поставками;
•	производство;
•	складское хранение, управление запасами;
•	 транспортировка, логистика;
•	мониторинг и оптимизация;
•	управление рисками.

Рисунок. 5. Единое информационное пространство для обеспечения

качества бизнес-процессов

Источник: составлено авторами в ходе исследования.

Организация не может эффективно функционировать без отлаженного управления бизнес-процессами, так как именно они, представляют собой последовательность взаимосвязанных действий сотрудников и обеспечивают выполнение необходимых бизнес-функций и достижение поставленных целей.

Доступность информации для всех участников возможно обеспечить с помощью применения единого информационного пространства, позволяя при этом отслеживать качество на всех этапах жизненного цикла продукции или услуги.

Единое информационное пространство для обеспечения качества бизнес-процессов, изображенное на рисунке 5, представляет комплексную систему, объединяющую в себе данные, инструменты и процессы, направленные на повышения эффективности и конкурентоспособности любой организации.

Представление единого информационного пространства как цифровой платформы является современным и перспективным подходом, который позволяет создать более эффективную и удобную среду для работы с информацией, Также возможно создание потребительской ценности, прозрачности и открытость рынка, сокращение времени транзакций и повышение эффективности всех организаций, которые входят в него.

Также единое информационное пространство позволит контрагентам быстро реагировать на изменения рынка и конкурентной среды, а также улучшить качество продукции и услуг. Однако, не следует забывать об обучении персонала, закупки и установки необходимого оборудования и программного обеспечения, об проведении аудита и ревизии текущих бизнес-процессов [26].

Заключение

1. В современных условиях развития цифровой трансформации экономики в различных областях промышленности необходимо использовать инструменты, созданные на основе современных научных достижений.

2. На основе график Венна выявлена синергия между концепциями управления бизнес-процессами и управлением качеством в рамках применения цифровых технологий.

3. Использование различных методологий Индустрии 5.0. позволяет организациям совершенствовать свои бизнес-процессы и достигать высоких результатов. Исследование будет интересно специалистам различных областей, которым необходимо в своей работе применить инновационные методы управления качеством в зависимости от особенностей каждого конкретного бизнес-процесса.

4. В статье разработано единое информационное пространство для управления качеством бизнес-процессов, которое является мощным инструментом для обеспечения качества бизнес-процессов, предоставляя организации возможность управлять информацией, оптимизировать процессы и принимать обоснованные решения в рамках взаимодействия контрагентов.


Страница обновлена: 20.05.2025 в 11:36:18