Качество управления бизнес-процессами в условиях цифровой трансформации экономики
Хаирова С.М.1,2, Хаиров Б.Г.2,3
, Паравян М.К.1
, Байда Е.А.1
, Авадэни Ю.И.1
1 Сибирский государственный Автомобильно-дорожный университет (Сиб АДИ)
2 Омский институт водного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта»
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
В настоящее время цифровизация бизнес-процессов стала ключевым фактором конкурентоспособности для многих организаций, позволяя им снижать затраты и улучшать эффективность работы, включая в себя автоматизацию задач, оптимизацию коммуникаций и улучшенный анализ данных. Управление бизнес-процессами в контексте цифровой трансформации является сложным и многогранным процессом, учитывающим теоретические концепции управления процессами, так и специфические особенности развития экономики в России.
Статья исследует синергетический эффект, достигаемый при одновременном внедрении и согласовании методов управления бизнес-процессами, принципов управления качеством и современных цифровых инструментов. Также были систематизированы методы управления бизнес-процессами в новых областях, связанных с цифровой трансформацией.
В статье разработано единое информационное пространство для обеспечения качества бизнес-процессов для любой организации, построенное по примеру цифровой платформы, включающее в себя различные инструменты, процессы и данные в рамках взаимодействия контрагентов.
Ключевые слова: инструменты управления качеством, развитие бизнес-процессов, цифровая трансформация экономики
JEL-классификация: L15, O14
Введение
В условиях цифровой трансформации и экономической неопределенности достижение качества для каждой организации является ключевым фактором успешного функционирования и укрепления позиций на рынке. Для любой организации качество управления бизнес-процессами может быть достигнуто соответствием стандартам продукции или услуги, которое возможно через внедрение эффективных информационных технологий, применяемых в Индустрии 5.0. Данные технологии способствуют контролю, регулярному мониторингу результатов деятельности и постоянному повышению квалификации персонала.
Управление качеством бизнес-процессов при условиях неопределённости направлено на создание среды, обеспечивающей достижение запланированных показателей их эффективности, обеспечивая при этом удовлетворенность всех контрагентов.
На сегодняшний день источниками исследования управления качества в рамках неопределенности являются научные работы – Вертиновой А.А. [1], Горбашко Е.А. [2], Хаирова Б.Г. [3].
Цель цифровой трансформации заключается в повышении эффективности и конкурентоспособности бизнеса посредством внедрения инновационных цифровых технологий, оптимизации внутренних процессов, улучшения взаимодействия с клиентами и адаптации к изменениям рыночной среды. Эти действия приводят к повышению уровня обслуживания клиентов, сокращению издержек и увеличению конкурентоспособности организаций. В периодических изданиях последних лет выделяются научные работы развитию цифровой трансформации – Куликовой О.М. [4], Сергеевой И.Г. [5], Ястребова А.П. [6].
Анализ научных источников по тематике исследования выделяет работы по управлению качеством в рамках цифровой трансформации экономики, которые направлены на повышение конкурентоспособности отечественных брендов через государственную поддержку импортозамещения – Васина С.А., Пантюхина О.В. [7], Ватолкиной Н.Ш., Салимовой Т.А. [8], Хаировой С.М. [9, 10].
Лучшие зарубежные практики занимаются вопросами автоматизации бизнес-процессов, которые связанные с внедрением систем управления бизнес-процессов (BPM) [11, 12].
Актуальность исследования заключается в обеспечении качества управления бизнес-процессами для цифровой трансформации экономики.
Переход к новым условиям цифровой трансформации бизнеса требует единой интерпретации термина «качество бизнес-процессов» и пересмотра методов и инструментов оценки качества бизнес-процессов. Необходим комплексный подход, направленный на повышение качества управления в условиях цифровой трансформации.
Цель данного исследования заключается в нахождении инструментов, направленных на управления бизнес-процессами в контексте цифровой трансформации.
Научная новизна заключается в систематизации методов управления бизнес-процессами в новых областях, связанных с цифровой трансформацией.
Авторской гипотезы. Качество управления бизнес-процессами в условиях цифровой трансформации экономики достигается на основе одномоментного внедрения и согласования методов управления бизнес-процессами, принципов управления качеством и современных цифровых инструментов.
Методология исследования заключается в применении метода табличной визуализации, который был положен в основу обобщения и систематизации результатов.
Основная часть
Теоретический анализ
Многие исследователи предложили свои определения понятиям «бизнес-процесс» и «качество». Однако, следует придерживаться определений, которые содержатся в официальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [13] и ГОСТ Р ИСО 9004-2019 [14], которые обеспечивают единообразие терминологии и подходов и закреплены на законодательном уровне.
В соответствии с данными стандартами «процессом» является совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [13] управление качеством рассматривается как часть менеджмента качества, сосредоточенная на достижении поставленных целей в области качества посредством осуществления последовательных управленческих функций. Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Следовательно, существующие определения требуют адаптации для более конкретного описания «качества бизнес-процессов». Качеством бизнес-процессов является совокупность характеристик и свойств, определяющих уровень эффективности, надежности и результативности функционирования её бизнес-процессов в организации. Для любой организации повышение качества всех процессов способствует оптимизации её системы менеджмента качества, что приводит к успеху благодаря удовлетворению высоких потребностей потребителей. Следовательно, возрастает продолжительность жизнедеятельности организации, что позволяет ей дольше сохранять конкурентные позиции на рынке и поддерживать высокий уровень прибыльности и устойчивости к внешним воздействиям.
Организации очень часто сталкиваются с серьезными трудностями, возникающими при управлении качеством бизнес-процессов [15]:
1. Нечеткое представление о структуре и работе бизнес-процессов является основной сложностью при определении их последовательности и взаимозависимости, приводящее к снижению качества всей организации.
2. К снижению эффективности и согласованности выполнения бизнес-процессов в организации, а также к применению сотрудниками различных интерпретаций процедур приводит недостаток отсутствия унифицированных стандартов.
3. Проблемы с внедрением и адаптацией информационных технологий, а также с нехваткой специалистов препятствуют полной автоматизации в организации.
Модели оценки качества бизнес-процессов выступают значимыми средствами, используемыми для их совершенствования с целью увеличения производительности труда и усиления конкурентных позиций организации на рынке. На рисунке 1 систематизированы инструменты оценки эффективности бизнес-процессов для любой организации, составленные на основе исследований [16, 17], в которых их классифицировали по влиянию на конечный результат и по направленности на улучшение процессов или на совершенствование их главных целей.
Рисунок. 1. Инструменты по этапам улучшения бизнес-процессов.
Источник: составлено авторами по источнику [16, 17]
Управление качеством бизнес-процессов представляет собой ключевое направление стратегического развития любой организации. Была сделана попытка классифицировать все инструменты для анализа бизнес-процессов по отношению к типовым стандартам, которые могут использоваться для нескольких целей (см. рисунок 2). Данные методологии и инструменты могут помочь контрагентам достичь высокого уровня качества и эффективности бизнес-процессов. Эти идеи закладываются в основу организации с момента её основания и сохраняются на протяжении всего её функционирования. Применение инструментов для управления качеством бизнес-процессов способствует повышению эффективности работы всей организации.
Рисунок. 2. Модели анализа состояния процесса по отношению
к типовым требованиям стандарта
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
Результаты исследования
Управление бизнес-процессами является сложным и многогранным процессом, учитывающим в себе как теоретические концепции управления процессами, так и специфические особенности развития экономики. Развитие бизнес-процессов необходимо рассматривать совместно с управлением качеством и цифровой трансформации. На рисунке 3 изображён график Венна, отражающий синергетический эффект возникающий при взаимодействии трех концепций «управления бизнес-процессами», «управления качеством» и «использования цифровых технологий».
Рисунок. 3. График Венна «Развитие бизнес-процессов – Качество –
Цифровая трансформация»
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
Центральная область, где пересекаются все три концепции, представляет собой наиболее эффективную стратегию, которая заключается в применении цифровых технологий для управления бизнес-процессами с целью повышения качества. Также, эта область в себя включает использование данных для выявления узких мест и непрерывного улучшения процессов.
Область между «Развитием бизнес-процессов» и «Управлением качеством» показывает инструменты необходимые для улучшения качества бизнес-процессов.
Область между «Развитием бизнес-процессов» и «Цифровая трансформация» определяет цифровые технологии, которые используются для автоматизации, мониторинга и оптимизации бизнес-процессов.
Область между «Управлением качеством» и «Цифровая трансформация» демонстрирует цифровые технологии, которые позволяют контролировать и улучшать качество.
Ученые предлагают различные, нередко расходящиеся, трактовки эволюции бизнес-процессов. Далее на основе взаимосвязи рисунка 3 в рамках этапов развития цифровой трансформации, построен генезис развития составляющих управления бизнес-процессами и качеством на основе цифровых технологий [18-20].
Таблица 1
Генезис развития цифровой трансформации в рамках управления бизнес-процессами
и качеством на основе цифровых технологий.
|
Индустрия 1.0; 2.0
до 1959 г. |
Индустрия 3.0
с 1960 – 1989 гг. |
Индустрия
4.0
с 2010 – настоящее время |
Индустрия
5.0
находится на стадии становления |
Основные моменты развития бизнес-процессов
|
1.0. Массовое
производство, стандартизация продукции, появление фабричной системой,
концентрация производства
2.0. Массовое производство, конвейерное производство, рост крупных корпораций, появление менеджмента |
Автоматизация,
оптимизация процессов, интеграция систем, ускорение темпов производства
|
Интеллектуальная
автоматизация, управление данными, персонализация, развитие сервисов,
сетевые бизнес-модели
|
Взаимодействие между человеком и
технологиями
Искусственный интеллект и большие данные (настоящее время) |
Управление качеством
|
Система
Тейлора (1905 г.).
Статическое управление качеством (1924 г.). Концепция всеобщего контроля качества TQC (1957 г.). |
Программа
«ноль дефектов» (1960 – 1969 гг.)
Всеобщее управление качеством. Международные стандарты систем качества – ISO 9000 (1980 – 1989 гг.). Интересы общества. Серия стандартов ISO 14000. (1990 – 1999 гг.) |
Повсеместное
распространение стандартов ISO серий 9000 и 14000, а также созданием
различных корпоративных систем управления качеством.
| |
Цифровые технологии
|
Эпоха ручной обработки информации
(до 1940-х годов)
Электромеханические компьютеры (1940-е – начало 1950-х годов) Эпоха мейнфреймов (1950-е – 1960-е годы) |
Появление Мини-Компьютеров
(1960-е – 1970-е годы)
Эпоха персональных компьютеров (1980-е – 1990-е годы) Эпоха сетей и интернета (1990-е – начало 2000-х годов) |
Эпоха облачных технологий
(2010-е – настоящее время) |
Источник: составлено авторами в ходе исследования на основе источников [18-20].
Индустрии 5.0 в сфере производства предполагает объединение передовых цифровых технологий с человеческим потенциалом, акцентируя внимание на устойчивом развитии и возможности создания персонализированной продукции. Основная идея данного подхода заключается в гармоничном взаимодействии человека и машины [21].
В условиях цифровой трансформации экономики, для обеспечения устойчивости и повышения эффективности деятельности необходимо выработать новые подходы к управлению бизнес-процессами и исследовать методы, способы и закономерности их развития. Использование методов и инструментов совершенствования бизнес-процессов позволит определить оптимальные условия функционирования предприятия и организовать его хозяйственную деятельность в эпоху цифровизации. Повышению производительности, сокращению издержек производства способствует внедрение в бизнес-процессы цифровых технологий, что приводит к созданию устойчивой бизнес-модели организации, способной адаптироваться к цифровым изменениям и осуществлять эффективную деятельность в новых экономических условиях [22].
Для выявления недостатков и направлений становления Индустрии 5.0 представляется необходимым провести анализ закономерности использования программных продуктов в развитии бизнес-процессов. Обобщенные результаты анализа статистических данных по использованию в работе организаций программных средств, представлены на сайте Федеральной службы государственной статистики [23] в разделе «Наука, инновации и технологии». Расчёт производился по данным формы федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» (таблица 2).
Таблица 2
Удельный вес организаций, использовавших информационные технологии
(в процентах от общего числа обследованных организаций)
|
2021
|
2022
|
2023
|
Цифровые платформы
|
14,7
|
14,9
|
17,1
|
Технологии сбора,
обработки и анализа больших данных
|
25,8
|
30,4
|
15,3
|
Технологии искусственного
интеллекта
|
5,7
|
6,6
|
4,9
|
"Облачные"
сервисы
|
27,1
|
28,9
|
26,7
|
Интернет вещи
|
13,7
|
10,0
|
11,2
|
Другие цифровые
технологии
|
19,1
|
14,8
|
15,1
|
CRM –
системы
|
13,4
|
21,9
|
20,7
|
ERP –
системы
|
13,8
|
21,9
|
20,5
|
SCM –
системы
|
4,8
|
14,3
|
12,3
|
Источник: составлено авторами по источнику [23]
Из таблицы 2 видно, что наиболее применимыми являются технологии «облачных» сервисов в основе, которых лежит способ, обеспечивающий гибкий и экономичный доступ к информационным ресурсам через интернет. Однако, в организациях из-за высокой сложности и специфичности меньше применяются технологии искусственного интеллекта, основанных на способности обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту.
Умеренные темпы роста российского рынка развития бизнес-процессов, вследствие ряда обстоятельств, связанны с нестабильной политической ситуацией, недостаточной информированностью организаций. Это способствует замедлению применения инструментов Индустрии 5.0. ввиду неполной автоматизации бизнес-процессов. Например, применение информационных технологий для хранения, поиска и обработки информации поможет организациям снизить риски потери необходимой информации, что может привести к адаптации к изменениям внешней среды.
Методом моделирования бизнес-процессов является набор инструментов, который позволяет представить последовательность бизнес-процессов в графическом или тестовом виде с целью исследования и дальнейшего их усовершенствования. На рисунке 4 представлены основные категории информационных технологий, применяемые в развитии бизнес-процессов, способные обеспечить качество в организациях и цепи поставок в рамках цифровой трансформации экономики [24].
Рисунок. 4. Основные категории информационных технологий,
применяемые в развитии бизнес-процессов
Источник: составлено авторами по источнику [24]
Внедрение в своей работе инструментов Индустрии 5.0. для управления качеством бизнес-процессов позволяет организациям значительно повысить эффективность работы за счет улучшения взаимодействия между подразделениями на всех этапах жизненного цикла продукции благодаря постоянной актуализации данных и процедур.
Для обеспечения качества бизнес-процессов наибольшее распространение получили информационные технологии, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Информационных технологии, применяемые в развитии бизнес-процессов
Информационные технологии
|
Преимущества
|
Недостатки
|
ERP-системы /
планирование ресурсов предприятия |
- централизация
информационных потоков;
- автоматизация бизнес-процессов; - повышение качества решений; - эффективное распределение ресурсов; - улучшение обслуживания клиентов; - соблюдение нормативных требований; - глобальная координация; - доступ к единым данным организации; - снижение операционных расходов. |
-могут
возникнуть сложности при внедрении;
- высокие требования к оборудованию; - требуются мощные сервисы, быстродействующая инфраструктура. |
RPA /
роботизированная автоматизация процессов |
- высокая
производительность и эффективность;
- уменьшение количества ошибок - повышенная гибкость при изменении бизнес-процессов; - абсолютная точность выполнения; - повышение удовлетворенности клиентов; - повышение вовлеченности сотрудников; - экономическая выгода; - при необходимости доступность обновления. |
- замена ручного
труда автоматизированным;
- увеличении числа проблемных процессов; - проблемы, которые носят преимущественно организационный характер. |
BI-системы /
системы бизнес-аналитики |
- работа с
большим объёмом данных;
- увеличение скорости и принятии решений; - рост удовлетворенности пользователей; - безопасность данных; - оптимизация процессов. |
- высокие затраты;
- трудности у обычных пользователей; - необходимы специальные знания и подготовка сотрудников. |
Big Data /
большие данные |
- работать с большими объёмами информации;
- строить более точные прогнозы и принимать более взвешенные решения; - мгновенно реагировать на сбои и уязвимости; - строить долгосрочные стратегии; - исправлять ошибки и улучшать продукт. |
- трудности с масштабированием;
- высокие риски; - высокие затраты. |
Искусственный
интеллект
|
- высокая скорость
и эффективность;
- способен принимать объективные решения на основе данных, обходя предвзятость и эмоциональное влияние; - автоматизация рутинных и монотонных процессов работы; - развитие новых технологий; - способен анализировать и интерпретировать сложные данные, обнаруживать скрытые закономерности и делать предсказания. |
- потенциальная
потеря рабочих мест;
- этических вопросов, связанных с приватностью и безопасностью данных; - недостаток творческого мышления; - зависит напрямую от качества и объёма доступных данных; - угроза безопасности; - значительное потребление энергии; - высокая стоимость. |
Источник: составлено авторами по источникам [21, 24, 25].
Рисунок. 5. Единое информационное пространство для обеспечения
качества бизнес-процессов
Источник: составлено авторами в ходе исследования.
Организация не может эффективно функционировать без отлаженного управления бизнес-процессами, так как именно они, представляют собой последовательность взаимосвязанных действий сотрудников и обеспечивают выполнение необходимых бизнес-функций и достижение поставленных целей.
Доступность информации для всех участников возможно обеспечить с помощью применения единого информационного пространства, позволяя при этом отслеживать качество на всех этапах жизненного цикла продукции или услуги.
Единое информационное пространство для обеспечения качества бизнес-процессов, изображенное на рисунке 5, представляет комплексную систему, объединяющую в себе данные, инструменты и процессы, направленные на повышения эффективности и конкурентоспособности любой организации.
Представление единого информационного пространства как цифровой платформы является современным и перспективным подходом, который позволяет создать более эффективную и удобную среду для работы с информацией, Также возможно создание потребительской ценности, прозрачности и открытость рынка, сокращение времени транзакций и повышение эффективности всех организаций, которые входят в него.
Также единое информационное пространство позволит контрагентам быстро реагировать на изменения рынка и конкурентной среды, а также улучшить качество продукции и услуг. Однако, не следует забывать об обучении персонала, закупки и установки необходимого оборудования и программного обеспечения, об проведении аудита и ревизии текущих бизнес-процессов [26].
Заключение
1. В современных условиях развития цифровой трансформации экономики в различных областях промышленности необходимо использовать инструменты, созданные на основе современных научных достижений.
2. На основе график Венна выявлена синергия между концепциями управления бизнес-процессами и управлением качеством в рамках применения цифровых технологий.
3. Использование различных методологий Индустрии 5.0. позволяет организациям совершенствовать свои бизнес-процессы и достигать высоких результатов. Исследование будет интересно специалистам различных областей, которым необходимо в своей работе применить инновационные методы управления качеством в зависимости от особенностей каждого конкретного бизнес-процесса.
4. В статье разработано единое информационное пространство для управления качеством бизнес-процессов, которое является мощным инструментом для обеспечения качества бизнес-процессов, предоставляя организации возможность управлять информацией, оптимизировать процессы и принимать обоснованные решения в рамках взаимодействия контрагентов.
Источники:
2. Горбашко Е.А., Камынина Н.Р., Титова А.В. Управление устойчивым развитием на основе стандартизации. Часть 1 // Стандарты и качество. – 2025. – № 2. – c. 54-61. – doi: 10.35400/0038-9692-2025-2-209-24.
3. Perskaya V.V., Revenko N.S., Khairov B.G., Khairova S.M. Role of the people’s republic of China in the activities of the shanghai cooperation organization // East Asia. – 2022. – № 2. – p. 149-160. – doi: 10.1007/s12140-021-09373-y.
4. Kulikova O.M., Shamis V.A., Sidorova T.P. Identifying clusters in innovative engineering on the base of data mining and chaos theory // International Journal for Quality Research. – 2020. – № 2. – p. 505-522. – doi: 10.24874/IJQR14.02-11.
5. Maneesh K.P., Sergeeva I.G. Digital technology management for sustainable development of emerging economies // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2023. – № 1. – p. 85-95. – doi: 10.17586/2310-1172-2023-16-1-85-95.
6. Ястребов А.П. Развитие процессов цифровой трансформации экономики регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2023. – № 2(73). – c. 108-112. – doi: 10.52897/2411-4588-2023-2-108-112.
7. Васин С.А., Пантюхин О.В. Цифровые технологии в управлении качеством // Качество. Инновации. Образование. – 2021. – № 1(171). – c. 22-27. – doi: 10.31145/1999-513x-2021-1-22-27.
8. Белобрагин В.Я., Салимова Т.А., Комшин А.С., Ватолкина Н.Ш. Качество и метрология в проекции индустрии 4.0 // Стандарты и качество. – 2024. – № 5. – c. 62-65. – doi: 10.35400/0038-9692-2024-5-114-24.
9. Perskaya V.V., Khairov B.G., Revenko N.S., Khairova S.M. Shaping a comprehensive government-supported country brand program // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – 2020. – № 2. – p. 163-181. – doi: 10.9770/jesi.2020.8.2(10).
10. Khairova S.M., Kovalev V.A., Khairov B.G., Shimohin A.V. Selecting service providers with neural networks: evidence from car service providers // Industrial Engineering and Management Systems. – 2019. – № 3. – p. 454-462. – doi: 10.7232/iems.2019.18.3.454.
11. Wil M.P. Business process management: a comprehensive survey // ISRN Software Engineering. – 2013. – № 1. – p. 507984. – doi: 10.1155/2013/507984.
12. Fouzia Kahloun, Sonia Ayachi Ghannouchi Improvement of Quality for Business Process Modeling Driven by Guidelines // Procedia Computer Science. – 2018. – № 126. – p. 39-48. – doi: 10.1016/j.procs.2018.07.207.
13. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: национальный стандарт российской федерации: дата введения 2015-11-01. - Москва: Стандартинформ, 2019. – 53 c.
14. ГОСТ Р ИСО 9004-2019. Менеджмент качества. Качество организации. руководство по достижению устойчивого успеха организации: национальный стандарт российской федерации: дата введения 2020-10-01. - Москва: Стандартинформ, 2020. – 62 c.
15. Рукавишникова Ю.Н., Бурханова Ю.Н. Управление качеством бизнес-процессов: методологии и инструменты // Школа молодых новаторов: Сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Том 1. Курск, 2023. – c. 170-173.
16. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. / Перевод с английского – 5-е изд. - Москва: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 271 c.
17. Чулкова Г.В. Организация бизнес-процессов. - Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2022. – 114 c.
18. Маркова И.А. Управление качеством. Курс в схемах. / Учебное пособие. - Омск: ООО «Оскбланкиздат», 2013. – 312 c.
19. Основные этапы развития информационных систем. Iis.guu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iis.guu.ru/blog/osnovnie-etapi-razvitya-informacionnih-sistem/ (дата обращения: 13.05.2025).
20. Dr. Abhijit Chakraborty, Nabankur Mandal Introduction of industry 4.0 Introduction of industry 4.0 // Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry. – 2022. – № 9. – p. 8342-8350.
21. Adel A., Alani N.Hs., Jan T. Factories of the future in industry 5.0 – Softwarization, Servitization, and Industrialization // Internet of Things (Netherlands). – 2024. – p. 101431. – doi: 10.1016/j.iot.2024.101431.
22. Астафьева О.Е. Методология развития бизнес-процессов в условиях цифровой экономики при формировании механизма устойчивого развития промышленности // Управление. – 2021. – № 4. – c. 65-74. – doi: 10.26425/2309-3633-2021-9-4-65-74.
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 13.05.2025).
24. Типы основных ИТ-систем. Chelidze-d.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chelidze-d.com/post/it-systems (дата обращения: 13.05.2025).
25. Стельмах С. В чем заключаются преимущества и недостатки RPA?. Itweek.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=217105 (дата обращения: 13.05.2025).
26. Литвин А.Ю. Цифровая трансформация систем управления бизнес-процессами в российских компаниях // Вестник евразийской науки. – 2023.
Страница обновлена: 07.06.2025 в 10:24:14