Цифровая платформа как инструмент оптимизации бизнес-процессов вуза и внешних партнеров
Круглов Д.В.1, Ляшенко В.Е.1
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2025)
Аннотация:
В настоящее время вузовский сектор образования выступает центром создания инновационных знаний, предлагающим внешним партнерам эффективные проекты, является базой проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. В этой связи ключевую роль приобретает формирование моделей взаимодействия вуза с внешними партнерами. Использование цифровых технологий, а именно цифровых платформ, открывает новые возможности как внешним партнерам, так и вузам, повышая качество и эффективность взаимодействия всех ее участников. В статье приведены результаты исследований в области организации взаимодействия между вузами и внешних партнеров, которые позволили сделать вывод, что существующие формы взаимодействия демонстрирует высокую эффективность, создают уникальную синергию между производством и образованием, способствуя подготовке кадров, полностью соответствующих требованиям современного рынка труда. Вместе с тем, в статье рассмотрено предложение по формированию цифровой платформы, которая может выступить тем инструментом, который позволит интегрировать бизнес-процессы образовательных организаций с внешними партнерами, расширяя границы сотрудничества, в том числе активное включение в них субъектов малого и среднего бизнеса, органов власти и других заинтересованных сторон. Моделирование и визуализация бизнес-процессов работы платформы проведена с помощью нотации BPMN.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, внешние партнеры, взаимодействие, бизнес-процессы, цифровая платформа, интеграция, эффективность
JEL-классификация: I21, I23, I25
Введение.
В последние несколько десятков лет в вузовском секторе образования произошли значительные изменения, при которых высшие учебные заведения являются не только учреждением, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных специалистов, способных принимать управленческие решения в сложных условиях неопределенности экономики, но и выступают центром создания инновационных знаний, предлагающим внешним партнерам эффективные проекты, базой проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Наличие современного оборудования, инновационных лабораторий, квалифицированных научных работников выступает важным потенциалом для выстраивания эффективных бизнес-процессов во взаимодействии с внешними партнерами.
В этой связи ключевую роль приобретает формирование моделей взаимодействия вуза с бизнес-сообществом, реальным сектором экономики. Одной из существенных проблем, с которой сталкиваются обе стороны – это, с одной стороны, отсутствие у организаций, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, четкого понимания механизма поиска образовательных организаций, как научных партнеров, для выстраивания эффективного сотрудничества в области разработки бизнес-планов, проектов, консультаций, проведения экспериментов и т.д., а с другой стороны, многие вузы, особенно небольшие, сталкиваются с проблемой привлечения бизнес-партнеров для реализации потенциала своих инновационных возможностей. Использование цифровых технологий, а именно цифровых сервисов или платформ, открывает новые возможности как для внешних партнеров, так и для вузов, повышая качество и эффективность взаимодействия всех ее участников.
На протяжении длительного времени проблема организации эффективного партнерства между вузами и предприятиями изучалась, дополнялась российскими и зарубежными учеными. Данная проблематика раскрывается в работах таких зарубежных авторов, как Кольер А., Грей Б. Дж., Ан М. Дж. [11], Ицковиц Х., Лейдесдорф Л. [12], Зара Ш. А., Э. Ван Де Вельде, Ларранета Б. [13]. Среди отечественных ученых следует выделить труды Вертиновой А. А., Лебедевой В. М. [2], Головиной Т. А., Остроуховой Д. К. [3], Лаптевой С. В. [5], Сагиновой О. В. [6], Штыхно Д. А. [10].
Современные условия характеризуются активацией научного интереса в области исследования цифровых технологий и их интеграции в образовательно-предпринимательскую сферу. Такой подход прослеживается в научных трудах таких ученых как Бурцев Д. С., Афанасьева Д И., Коваленко М Е. [1], Кетоева Н Л., Знаменская М А., Драницына В К. [4], Семин А. Н. [7], Смирнова С. Б. [8], Шелепаева А. Х. [9].
Актуальность настоящего исследования позволила сформулировать цель – разработать модель, оптимизирующую бизнес-процессы взаимодействия вузов с внешними партнерами с использованием инструмента цифровой платформы.
Для изучения взаимодействия вузов и бизнеса применялись методы анализа, сравнения, обобщения и синтеза, графического представления данных, а также аналитические инструменты.
Основная часть
Современный университет довольно качественно решает задачи в части выполнения запросов со стороны государства и бизнеса, используя различные оперативные и эффективные механизмы. Например, практико-ориентированная система образования демонстрирует высокую эффективность в части профессионального роста студентов, реализации студенческих стартапов, направленных на развитие предпринимательских инициатив. Эти инициативы активно поддерживаются представителями бизнес-сообщества, которые выступают в роли наставников и членов жюри.
Также следует выделить опыт создания бизнес-инкубаторов, основная идея которых сводилась в предоставлении возможностей в реализации бизнес-проектов с использованием механизмов консультационной, информационной и имущественной поддержки молодых предпринимателей.
Одним из наиболее перспективных направлений интеграции образования и экономики, на наш взгляд, стало создание совместных научно-образовательных структур, например, таких как научные лаборатории, базовые кафедры и учебно-производственные центры, которые объединили ресурсы вузов и предприятий. Здесь уже прослеживается активное участие внешних партнеров в организации качественного взаимодействия, выстраивания бизнес-процессов.
Согласны, что подобные формы взаимодействия демонстрирует высокую эффективность, создают уникальную синергию между производством и образованием, способствуя подготовке кадров, полностью соответствующих требованиям современного рынка труда.
Однако также считаем, что данный подход не в полной мере удовлетворяет всем потребностям внешних партнеров, охватывает в основном крупнейшие вузы и корпорации. Аргументируем свою точку зрения тем фактом, что в основном здесь задействованы крупнейшие вузы, а ключевым фактором успешного функционирования выступает участие работодателей в образовательном процессе, которые своей целью преследуют подготовку кадров адаптированных под их потребности. Также основной инвестиционный поток сосредоточен в крупнейших вузах. Это доказывает и исследования, проведенные аналитическим центром «Эксперт» (рисунок 1). В построении рейтинга учувствовало 49 высших учебных заведений из 16 городов. Как видно из рисунка, лидирующие позиции по совокупности критериев занимает МФТИ, при этом по данным Центра в данном вузе создано более 250 стартапов с объемом инвестиций – почти 3,4 млрд дол. МГУ им. Ломоносова и СПбГУ привлекло более 4,2 млрд долл. Замыкает двадцатку лидеров Томский государственный университет.
Рисунок 1 – Рейтинг вузов по привлечению инвестиций, стартапов, поддержки проектов (топ-20), 2023 г. (составлено автором на основе источника [12])
Следует отметить, что стартапы являются одной из успешных моделей взаимодействия вузов с внешними партнерами, которыми выступают частные инвесторы, государство, венчурные организации. Ключевой задачей для стартапа является его финансирование, но оно часто не находит отклика среди бизнес-сообществ. Если обратиться к рейтингу, то в нем поучаствовало только 4,6 % от общего числа высших учебных заведений, охвачено 16 городов из 270, где располагаются вузы, а если учитывать число зарегистрированных предприятий – более 2,6 млн ед., то становится очевидным факт, что потенциал участников бизнес-процессов не реализован в полной мере.
По мнению ученых [4, 8, 10], модели взаимодействия вузов с внешними партнерами могут быть разных форматов:
- инновационные модели взаимодействия, демонстрирующие комплексное сотрудничество между университетами, бизнесом, государством, обществом и экологическими инициативами [4];
- модель непрерывного партнёрства, предусматривающую поэтапное развитие и долгосрочное сотрудничество между вузами и внешними партнерами (бизнес-структурами) [8];
- модели, ориентированные на взаимодействие сторон, учитывающее специфику и необходимость территориального и отраслевого развития. Например, широкое распространение получила практика взаимодействия вузов с предприятиями определенных отраслей или их объединений для решения профильных задач;
- модель регионального партнерства вузов с региональными властями или предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в конкретном регионе для реализации инициатив, способствующих социально-экономическому развитию территорий [10];
- модель, основанная на реализации проектов в интересах бизнеса. Данная модель основывается на разработке и реализации проекта по техническому заданию и, как правило, может носить краткосрочный характер.
Эти модели способствуют укреплению связей между образовательными учреждениями, бизнесом и органами власти, но их реализация может быть более эффективной с использованием цифровых сервисов.
Цифровая платформа, на наш взгляд, может выступить тем инструментом, который позволит интегрировать бизнес-процессы образовательных организаций с внешними партнерами, расширяя границы сотрудничества, в том числе активное включение в них субъектов малого и среднего бизнеса, органов власти и других заинтересованных сторон. Цифровые платформы позволяют привлекать участников в бизнес инициативы независимо от географического положения, размеров вуза или предприятия, сложности поставленных задач (рисунок 2).
Рисунок 2 – Схема взаимодействия вузов и внешних партнеров с использованием цифровой платформы (составлено автором)
Платформа позволяет организовать единое пространство для координации проектов, обмена информацией и совместной работы с партнерами, включая компании, исследовательские центры и общественные организации.
Внешние партнеры могут выбрать услугу или проект на платформе или ознакомится с базой вузов – участников платформы. Высшие учебные заведения могут предоставлять доступ к передовым технологиям и компетенциям, а предпринимательские структуры – возможность инвестировать в долгосрочные проекты с фиксированной доходностью. В дополнение используется метод компактификации информационного взаимодействия, заключающийся в упрощении обмена электронными документами между участниками.
В качестве основных бизнес-процессов взаимодействия вузов с партнерскими организациями, с использованием платформы можно выделить следующие.
1 Разработка вузами специализированных программ или курсов, ориентированных на подготовку специалистов, отвечающим конкретным запросам партнеров.
2 Организации совместных исследований и разработок, в том числе разработка вузами проектов по заданию партнера, создание новых технологий или новых продуктов, а также получение партнерами результатов интеллектуальной деятельности.
3 Формирование базы данных и содействие в организации прохождения практики или возможности стажировки в партнерских организациях, позволяющей получить профессиональный опыт или подготовку на выбранном участником предприятии.
4 Оказание консультационных и информационных услуг, сотрудничество в рамках профессиональных сообществ, обмен опытом.
Сервисы могут уточняться и дополняться в зависимости от стратегических ориентиров взаимодействующих сторон. Платформенный подход к взаимодействию способствует укреплению связей между вузами и внешними партнерами, ускоряет внедрение инноваций и повышает качество бизнес-процессов.
Моделирование и визуализация бизнес-процессов работы платформы в статье проведена с помощью нотации BPMN, как стандарта, позволяющего создать понятный язык для описания бизнес-процессов.
Цифровая платформа позволит внешним партнерам передать выполнение заданий компании-провайдеру, которая предлагает широкий спектр услуг зарегистрированных на платформе участником. Бизнес-процесс приведен на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 – Схема регистрация пользователей на платформе (составлено автором)
На рисунке изображен механизм регистрации пользователей на платформе. В данной схеме участвуют два субъекта: администратор платформы и клиент.
Клиент в данном случае может выступать лицом, представляющим интересы компании, организации, предприятия, так и лицом, представляющим высшее учебное заведение. Для регистрации пользователю необходимо указать точные данные стороны, которой он выступает, наименование, а также контактную информацию. Все эти данные необходимы для дальнейшей коммуникации как участников друг с другом, так и участников с администратором платформы.
При регистрации клиенты заносятся в базы данных. В случае ввода ошибочной, некорректной или несуществующей информации участнику будет направлено уведомление с просьбой проверить заявку и записать ее заново.
На рисунке 4 представлена работа платформы в общем виде. В данном случае выступают три участника: клиент (от лица университета), клиент (от лица компании), администратор платформы.
Платформа представлена в виде многостраничного сайта. Для участников-клиентов функционал страницы будет отличаться.
Пользователь как университет после авторизации на странице получает следующий функции: работа с заявкой пользователя (компании) и публикация своего проекта.
В первом случае пользователю приходит уведомление, чтобы его выбрали в качестве исполнителя заявки. В дальнейшем пользователь сможет связаться с внешним партнером, который полностью предоставляет свои данные и потенциальные возможности, с целью обозначить важные критерии реализации проекта. Также пользователю доступна публикация проекта. Данная функция предполагает и предоставление стартапов, и имеющийся инновационный потенциал высшего учебного заведения, который позволяет потенциальному партнеру идентифицировать вуз, как субъекта дальнейшего взаимодействия. Данные проекты должны сохраняться в базе данных администратора.
Клиенту-компании, как участнику бизнес-процесса, после авторизации доступна возможность просмотреть список университетов. Данный процесс позволяет сделать выбор в пользу того учебного заведения, которое, с точки зрения потенциального партнера, обладает необходимыми для реализации поставленных задач потенциалом. Данная функция справедлива в случае, если компания-партнер понимает направленность вуза или точно знает, что учебное заведение выполнит техническое задание.
Рисунок 4 – Модель работы цифровой платформы в общем виде (составлено автором)
В рамках демонстрации потенциала и возможностей высшего учебного заведения предусмотрена функция публикации имеющихся проектов. Также пользователь может сразу создать заявку, в которой он описывают идею проекта, компетенции необходимые для успешной реализации, контактную информацию и теги. Теги необходимы для того, чтобы проводить фильтрацию университетов, чтобы пользователю демонстрировались самые подходящие их всех возможных. Далее пользователю демонстрируется экран с отфильтрованными университетами. Пользователь может ознакомиться и выбрать подходящий.
Данный механизм позволит привлечь в сферу взаимодействия вузов и внешних партнеров большое число участников, позволит сформировать эффективные долгосрочные бизнес-процессы между малым и средним бизнесом и вузами, которые обладают потенциалом, но не имеют сильных позиций в рейтинге крупнейших устойчивых вузов.
Выводы
Использование цифровой платформы открывает следующие возможности:
- усиление интеграции вуза с внешними партнерами, в ом числе предприятиями малого и среднего бизнеса, способствуя более тесному взаимодействию;
- удовлетворение потребностей партнерских организаций в повышении кадрового, научного и инновационного потенциала на качественно новом уровне, а также в реализации технических заданий, адаптированных под потребности конкретной организации;
- формирование механизма для выявления перспективных направлений взаимовыгодного сотрудничества с внешними партнерами в области науки, образования и инноваций.
Таким образом, цифровые платформы выступают ключевым инструментом для интеграции бизнес-процессов высших образовательных учреждений с внешними партнерами, обеспечивая высокую степень охвата заинтересованных сторон, гибкость и устойчивость их взаимодействия, а также способствующих достижению стратегических целей бизнеса и вуза. Современные университеты, выполняя функции центров образования, науки и инноваций, активно укрепляют и расширяют сотрудничество с бизнес-сообществом, государственными структурами и другими заинтересованными сторонами, а использование цифровых платформ позволяет автоматизировать процессы коммуникации, управления проектами и обмена информацией, снижая затраты, создавая условия для эффективного взаимодействия всех участников экосистемы.
Источники:
2. Вертинова А.А., Лебедева В.М. Характеристика взаимодействий университета с субъектами экономики региона // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1721-1736. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110557.
3. Головина Т. А., Остроухова Д. К. Бизнес-процессы образовательных услуг в условиях модернизации экономики и новых вызовов // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – № 3. – c. 184-210. – doi: 10.22394/2071-2367-2022-17-3-184-210.
4. Кетоева, Н Л., Знаменская, М А., Драницына В К. Модель трансформации управления образовательной деятельностью в условиях цифровой экономики // Экономика и качество систем связи. – 2024. – № 2. – c. 44-58. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/model-transformatsii-upravleniya-obrazovatelnoy-deyatelnostyu-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki.
5. Лаптева С. В. Партнерство бизнеса и вуза в обучении будущих специалистов: инновационные технологии в образовании // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 4. – c. 6-9.
6. Сагинова О. В., Максимова С. М. Опыт взаимодействия вузов и предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 377-387. – doi: 10.18334/rp.18.3.37304.
7. Семин А. Н. О взаимодействии выпускающих кафедр университета с предпринимательскими структурами и некоммерческими организациями // Теория и практика мировой науки. – 2022. – № 4. – c. 2-7.
8. Смирнова С. Б. Основные управленческие модели взаимодействия университетов и индустриальных партнеров // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2019. – № 1-1. – c. 193-195.
9. Шелепаева А. Х. Управление цифровой трансформацией в системе высшего образования: мировая практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 580-604. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2023.406.
10. Штыхно Д.А., Петров А.М. Взаимодействие вузов с индустриальными партнерами // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 5. – c. 85-97. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-243-5-85-97.
11. Collier A., Gray B. J., Ahn M. J. Enablers and barriers to university and high technology SME partnerships // Small Enterprise Research. – 2011. – № 18(1). – p. 2–18. – doi: 10.5172/ser.18.1.2.
12. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: From National Systems and 'Mode 2' to a Triple Helix of university-industry-government relations // Research Policy. – 2000. – № 2. – p. 109.
13. Zahra Sh. A., Van De Velde E., Larraneta B. Knowledge conversion capability and the performance of corporate and university spin-offs // Industrial and Corporate Change. – 2007. – № 4. – p. 569.
14. Аналитический центр «Эксперт». [Электронный ресурс]. URL: https://acexpert.ru/ (дата обращения: 16.12.2024).
15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2024).
Страница обновлена: 31.01.2025 в 23:56:20