Институциональные вехи создания единого цифрового рынка Европейского союза
Глазьева С.С.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
В статье проанализирована институциональная архитектура единого цифрового рынка Европейского союза и механизмы её внешней проекции на глобальное цифровое пространство. Новизна исследования заключается в систематизации ключевых правовых и организационных инструментов Европейского союза в области управления процессами цифровой трансформации и реализации экспортного потенциала цифровой модели Европейского союза. Решена научная проблема определения роли интеграционных объединений в глобальном цифровом пространстве. Сделан вывод о том, что цифровое пространство Европейского союза формируется через целенаправленную институционализацию правового регулирования данных, кибербезопасности, платформ и цифровых инфраструктур. Синтезированы механизмы экспорта европейских стандартов и подходов в области управления цифровой трансформацией экономики. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения моделей управления цифровой трансформацией экономики в интеграционных объединениях
Ключевые слова: единый цифровой рынок, цифровая трансформация экономики, институционализация цифрового пространства, интеграционные объединения, единое цифровое пространство, Европейский союз
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Актуальность исследования
Актуальность исследования обусловлена тем, что последнее десятилетие мы наблюдаем возрастающую роль интеграционных объединений [3], которые становятся важнейшими субъектами глобального цифрового пространства, реализующими наднациональную цифровую политику, осуществляющими международное регулирование цифровизации, а также реализующими совместные проекты цифровой трансформации. Европейский союз (далее – ЕС) стал первым интеграционным объединением, включившим цифровую трансформацию в интеграционную повестку, и на текущий момент остается интеграционным объединением с наиболее развитой цифровой архитектурой. С середины 2010-х годов ЕС выстраивает общеевропейское цифровое пространство, основанное на европейских институтах, единой регуляторной политике, общей системе финансовой поддержки цифровой трансформации Европы. ЕС предпринимает попытки выступать на глобальной арене в качестве нормативного лидера, транслирующего европейские подходы в области стандартизации и регулирования цифрового пространства. В этой связи предлагается рассмотреть европейскую интеграционную модель цифрового управления и ее институциональную основу.
Литературный обзор
В научной литературе цифровая стратегия Европейского союза широко изучена. Так, общим вопросам развития единого цифрового рынка ЕС посвящен ряд работ российских и иностранных исследователей [1, 4, 10]. Стратегические подходы ЕС к цифровой интеграции также являются важным объектом исследований [2]. Отдельные исследования посвящены вопросам соотнесения цифровой стратегии ЕС с европейскими стратегиями достижения устойчивого экономического развития [28]. Общеевропейская стратегия цифрового развития соотнесена с национальными стратегиями стран ЕС в работах зарубежных исследователей [13].
Исследованы такие ключевые аспекты цифровой архитектуры ЕС, как цифровая идентичность [27], регулирование трансграничного оборота данных (GDPR) [31], кибербезопасность [8], искусственный интеллект [29]. Регуляторная политика ЕС в отношении цифрового рынка в целом глубоко исследована [12, 32]. Проблематика глобального нормативного влияния Европейского союза отражена в работах зарубежных авторов [30, 6, 7].
Исследовательская проблема
Под влиянием стремительного развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий формируется глобальное цифровое пространство, которое уже сегодня является движущей силой экономических, социальных и политических изменений. Глобальное цифровое пространство – это совокупность цифровых инфраструктур, платформ, правовых режимов, оборота данных, обеспечивающая мировую торговлю цифровыми товарами и услугами. Субъектность цифрового пространства – дискуссионный вопрос в связи с широким кругом акторов, которые способны действовать в цифровом пространстве, влиять на его архитектуру, регулирование и институциональную структуру. К таким субъектам относятся, в первую очередь, национальные государства, реализующие национальные цифровые стратегии и регулирование, а также международные организации (Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития), в том числе международные организации стандартизации (Международная организация по стандартизации, Международный союз электросвязи), транснациональные технологические корпорации, гражданское общество и некоммерческие/негосударственные организации, пользователи, научное сообщество и, наконец, интеграционные объединения. Роль интеграционных объединений в глобальных цифровых процессах возрастает.
Между тем, наблюдается научный пробел, а именно отсутствие комплексного представления об интеграционных объединениях как о субъектах глобального цифрового пространства, обладающих институционализированный нормативной властью. В этой связи, необходимо изучение международного опыта, в данном исследовании предлагается сконцентрироваться на опыте европейской модели управления процессами цифровой интеграции как одной из наиболее развитых.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования состоит в том, что Европейский союз выстраивает цифровое пространство как многоуровневую институционально систему, обладающую способностью к институциональному воздействию как внутри, так и вовне интеграционного объединения. Архитектура европейского цифрового пространства позволяет ЕС выступать в роли глобального нормативного лидера.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать институциональную архитектуру европейского цифрового пространства, а также выявить механизмы ее проекции в глобальном цифровом пространстве.
Научная новизна
Научная новизна исследования состоит в систематизации и концептуализации институциональной основы цифрового пространства ЕС. Кроме того, в исследовании раскрыты механизмы экспорта европейской модели управления цифровой трансформацией на примере сотрудничества по линии Европейский союз – Африканский союз (далее – АС).
Методы и материалы исследования
В исследовании использовались нормативные акты Европейского союза, стратегические документы Европейского союза и Африканского союза, официальные отчеты Европейского инвестиционного банка, зарубежные и российские научные публикации. Основу исследования составили методы анализа и синтеза, исторический анализ, сравнительный анализ.
Результаты исследования
Единый цифровой рынок Европейского союза как фундамент цифрового пространства ЕС
Цель формирования единого европейского цифрового пространства была впервые сформулирована в стратегии Digital Single Market, принятой в 2015 г. Стратегия направлена на формирование свободного и безопасного цифрового рынка ЕС для европейского бизнеса и общества, повышение связанности государств-членов ЕС и снижение барьеров для торговли цифровыми товарами и услугами [14]. По оценкам, реализация стратегии принесет европейской экономике около 415 млрд евро ежегодно [9].
В качестве приоритетов стратегии были определены:
1. Создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства (МСП) и стартапов.
2. Содействие цифровизации европейской промышленности.
3. Цифровизация государственного управления.
4. Инвестиции в цифровую инфраструктуру.
5. Оценка влияния налогового регулирования на цифровизацию.
6. Адаптация европейского законодательства [9].
Ключевыми вехами цифровой интеграции в ЕС стало несколько этапов, предпринятых для повышения связанности, трансграничности цифровых процессов в ЕС и интероперабельности европейского пространства [1]:
1. Отмена роуминга (2017 г.);
2. Введение запрета на необоснованную геоблокировку (2018 г.);
3. Внедрение единого цифрового шлюза – принятие регламента, обеспечивающего онлайн-доступ к информации, административным процедурам и услугам помощи, которые могут понадобиться гражданам и предприятиям ЕС в другом государстве ЕС (2018 г.);
4. Совершенствование трансграничного доступа к онлайн-услугам;
5. Введение обязательств по обеспечению прозрачности для онлайн-платформ;
6. Реформирование системы защиты прав потребителей в цифровом пространстве (2017 г.).
Предпринятые меры были направлены на повышение бесшовности цифрового пространства Европейского союза [2], доступности цифровых услуг для населения и содействие трансграничной электронной торговле [4].
По мере развития интеграционных процессов в цифровом пространстве Европейского союза усиливался интерес научного сообщества к единому цифровому рынку Европы. Данные о количестве публикаций, посвященных вопросам развития цифрового рынка ЕС, свидетельствуют о более чем двукратном росте исследовательской активности в этой сфере за последние 10 дет (Рис.1).
Рисунок 1. Количество публикаций по тематике «цифровое пространство Европейского союза в электронной библиотеке Elibrary, 2015–2024 гг.
Источник: составлено автором на основе данных электронной библиотеки Elibrary.
Институциональные основы и архитектура цифрового рынка ЕС вызывают интерес у научного сообщества в качестве наиболее зрелой формы управления трансграничными цифровыми процессами.
Регуляторная политика ЕС как институциональная основа европейского цифрового пространства
Институциональная основа европейского цифрового пространства состоит из общеевропейских регламентов, в первую очередь в области регулирования оборота данных, защиты прав потребителей, кибербезопасности. Европейский союз стремится к созданию единых и предсказуемых правил игры в общем цифровом рынке [13]. Наиболее важные для европейского цифрового пространства акты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Нормативно-правовая база единого цифрового пространства Европейского союза
Документ
|
Цель регулирования
|
Год принятия
|
General Data
Protection Regulation (GDPR) [20]
|
Защита персональных данных и
регулирование потоков персональной информации
|
2016
|
Cybersecurity Act [21]
|
Создание рамок для сертификации
кибербезопасности и усиление безопасности продуктов и услуг
|
2019
|
Open Data Directive [22]
|
Открытие доступа к данным,
находящимся в распоряжении органов государственного сектора
|
2019
|
Digital Europe Programme
Regulation [23]
|
Финансирование цифровой
трансформации в ключевых областях: ИИ, кибербезопасность, суперкомпьютеры
|
2021
|
Digital Services
Act (DSA) [26]
|
Обеспечение ответственности
онлайн-платформ за контент, усиление прав пользователей
|
2022
|
Digital Markets Act (DMA) [25]
|
Предотвращение злоупотреблений
со стороны крупных цифровых платформ
|
2022
|
Data Governance Act (DGA)
|
Создание доверенной среды для
обмена данными и функционирования общих пространств данных
|
2022
|
Data Act [24]
|
Установление правил доступа,
использования и интероперабельности данных промышленных и IoT систем
|
2024
|
eIDAS Regulation/eIDAS 2.0 [19]
|
Обеспечение кросс-граничной
электронной идентификации и услуг
|
2014/2024
|
Artificial
Intelligence Act (AI Act) [17]
|
Регулирование разработки,
применения и маркетинга систем ИИ в соответствии с принципами безопасности и
этики
|
2024
|
Анализ регуляторной основы единого цифрового рынка Европейского союза позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, ЕС двигается по пути унификации подходов к обеспечению прав граждан в цифровой среде. GDPR стал основой глобального стандарта защиты персональных данных. На наднациональном уровне закреплены права субъектов данных и обязательства операторов данных.
Во-вторых, в ЕС определена ответственность и контроль цифровых платформ. Digital Services Act и Digital Markets Act стали основой цифрового рынка ЕС. Эффект от их принятия эксперты сравнивают с созданием внутреннего рынка в 1990-х годах [10]. Регулирование направлено на обеспечение справедливой конкуренции и безопасности в цифровой среде, защиту прав и свобод пользователей.
В-третьих, основа цифровой архитектуры ЕС – кибербезопаность. Регулирование в этой области направлено на защиту критической инфраструктуры, компаний, данных и граждан от киберугроз. Cybersecurity Act устанавливает сертификацию безопасности цифровых товаров и услуг.
Таким образом, Европейский союз обладает комплексной и взаимосвязанной нормативной экосистемой, выстроенной на принципах защиты прав пользователей, обеспечения свободной конкуренции в цифровой среде и кибербезопасности [28]. Такой подход позволяет обеспечить бесшовность и интероперабельность в цифровом пространстве ЕС. Регуляторная политика ЕС в этой области обладает высокой степенью зрелости и экспортной ориентированности.
Экспорт европейских подходов и стандартов в области цифровизации на примере сотрудничества Европейского союза и Африканского союза
Важная часть политики Европейского союза в области цифровизации заключается в распространении европейских подходов и стандартов в глобальном цифровом пространстве. Европейский союз в качестве «регуляторной сверхдержавы» обладает наиболее развитой системой управления цифровой трансформацией и в своей цифровой стратегии ставит цель становления нормативным лидером глобальных цифровых процессов.
Европейский союз наращивает глобальную экспансию через «Брюссельский эффект». Потребительский рынок ЕС – один из крупнейших в мире, и компаниям приходится адаптироваться под регулирование и стандарты ЕС. Таким образом, европейские стандарты становятся глобальными. Даже без активного продвижения европейских стандартов на международной арене, не европейские компании адаптируются к ним для доступа на европейский рынок.
Среди механизмов, которые способствуют экспорту европейских подходов, также необходимо выделить:
- торговые соглашения и программы технической помощи;
- партнёрства по развитию цифровой экономики с государствами вне ЕС;
- консультации и дипломатическая активность;
- участие в международных организациях (ОЭСР);
- финансирование проектов через Европейский инвестиционный банк [18] и по программе Digital Europe Programme.
Яркий пример влияния европейских подходов в области цифровой трансформации – Африка. Африка является стратегическим приоритетом для Европейского союза. Растущий цифровой рынок и запрос на формирование устойчивых цифровых инфраструктур на основе регулирования делает Европейским союз значимым партнером для африканских стран. В свою очередь ЕС заинтересован в формировании совместимого и безопасного цифрового пространства для торговли и оборота данных [15].
В основе Стратегии цифровой трансформации Африки на 2020-2030 гг. (Digital Transformation Strategy for Africa 2020-2030) [5] – европейский опыт регулирования данных, цифровой идентичности и интероперабельности. Европейский союз также опирается на финансовые механизмы, инвестируя в развитие цифровой инфраструктуры в регионе через Европейский инвестиционный банк, например, в создание дата-центров, оптоволоконные сети). Механизмы экспорта европейских подходов в области цифровизации в африканском регионе систематизированы в Табл. 2.
Таблица 2. Механизмы экспорта европейских подходов и стандартов в области цифровой трансформации на примере стран Африканского союза
Механизм
|
Описание
|
Примеры
применения механизма
|
Формализованные
партнерства
|
Принятие
совместных стратегических документов
|
Совместная
целевая группа Африканского союза и Европейского союза по цифровой экономике
(Joint AU–EU Digital Economy Task Force,
(DETF) [16]
|
Финансовые
механизмы
|
Кредиты и
гранты на развитие цифровой инфраструктуры
|
Инвестиции
через Европейский инвестиционный банк в развитие цифровой инфраструктуры в
Африке южнее Сахары
|
Трансфер
знаний
|
Программы
обучения и техническая помощь
|
Диалоги
Африканского союза и Европейского союза по регулированию данных
|
Регуляторные
механизмы
|
Поддержка
адаптации европейского регулирования
|
GDPR как основа для национального регулирования оборота
данных (Нигерия, Кения и др.)
|
Таким образом, Европейский союз стремится к повышению «совместимости» цифрового пространства ЕС и АС. Институциональная проекция ЕС в Африканский союз основывается на внедрении GDPR-подобных регламентов, инвестициях в развитие цифровой инфраструктуры в соответствии с европейскими стандартами и выстраивании общих рамок обеспечения кибербезопасности.
Заключение
Управление процессами цифровой трансформацией в Европейском союзе представляет собой многоуровневую систему, охватывающую экономическую, регуляторную и дипломатические плоскости. Европа обладает структурированной цифровой архитектурой, институционально основанной на таких ключевых актах, как GDPR, Data Governance Act, Data Act, Digital Services Act и Cybersecurity Act. Эта институциональная основа обеспечивает защиту прав граждан в цифровом пространстве, безопасное управление трансграничным потоком данных, регулирование деятельности цифровых платформ на основе принципов прозрачности и свободной конкуренции, а также устойчивость и безопасность критической инфраструктуры.
Принятие Стратегии единого цифрового рынка ознаменовало начало этапа системной интеграции цифрового пространства Европейского союза. Меры, предпринятые в рамках Стратегии, позволили повысить бесшовность европейского цифрового пространства, снизить барьеры как для пользователей, так и для компаний, оперирующих в цифровой среде.
Одновременно с консолидацией внутренних процессов цифровой интеграции Европейский союз выступает на глобальной арене как нормативный лидер, экспортируя свои подходы. Через стратегические партнёрства с государствами вне ЕС и другими интеграционными объединениями, образовательные программы и техническую помощь, инвестиции в цифровую инфраструктуру Европейский союз стремится сформировать глобальное цифровое пространство, выстроенное на основе европейских стандартов. Таким образом, Европейский союз проявляет влияние в глобальном цифровом пространстве не столько через технологическое лидерство и капитал, сколько через нормативное и институциональное лидерство.
Источники:
2. Гущин Е. С. Регулирование цифровой экономики в ЕС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 9. – c. 122-132.
3. Камолов С.Г., Глазьева С.С. Умные города на повестке интеграционных объединений // Право и управление. XXI век. – 2020. – № 16. – c. 98-105.
4. Кондратьева Н. Б. Единый цифровой рынок ЕС // Европейский Союз: факты и комментарии. – 2019. – № 95. – c. 13-16.
5. African Union. Digital Transformation Strategy for Africa (2020–2030). Addis Ababa, 2020
6. Casano, G., Panizza, E. (2024). The Global Gateway Africa-Europe Investment Package and the Future of EU-AU Relations. In: Akinola, A.O., Liaga, E.A. (eds) Development and Regional Stability in Africa. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-56695-0_12 URL: https://doi.org/.
7. Cervi G.V. Why and How Does the EU Rule Global Digital Policy: an Empirical Analysis of EU Regulatory Influence in Data Protection Laws // Diso. – 2022. – № 1. – p. 18. – doi: 10.1007/s44206-022-00005-3.
8. Chiara P.G. The Cyber Resilience Act: the EU Commission’s proposal for a horizontal regulation on cybersecurity for products with digital elements // Int. Cybersecur. Law Rev. – 2022. – № 3. – p. 255–272. – doi: 10.1365/s43439-022-00067-6.
9. Brussels, 2020. Council of the European Union. Digital Single Market for Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/digital-single-market/ (дата обращения: 25.03.2025).
10. Dąbrowski M., Suska M. The European Union Digital Single Market: Europe’s Digital Transformation. - London: Routledge, 2024.
11. Brussels, 2024. Data Spaces Support Centre. 11 Foundation of the European Data Economy Concepts. [Электронный ресурс]. URL: https://dssc.eu/space/bv15e/766062714/11+Foundation+of+the+European+Data+Economy+Concepts (дата обращения: 25.03.2025).
12. De Elizalde, F. Fragmenting Consumer Law Through Data Protection and Digital Market Regulations: The DMA, the DSA, the GDPR, and EU Consumer Law. J Consum Policy (2025). https://doi.org/10.1007/s10603-025-09584-3 URL: https://doi.org/.
13. Duarte M., Carvalho F. How digital transformation shapes European union countries’ national systems of innovation: A configurational moderation approach // Journal of Innovation & Knowledge. – 2024. – № 9. – p. 100578. – doi: 10.1016/j.jik.2024.100578.
14. European Commission. A Digital Single Market Strategy for Europe. Brussels, 2015
15. European Commission. Global Gateway: Africa – Digital Transition. Factsheet. Brussels, 2023
16. European Commission. New Africa-Europe Digital Economy Partnership. Report of the EU–AU Digital Economy Task Force. Brussels, 2020
17. European Commission. Proposal for a Regulation on Artificial Intelligence (Artificial Intelligence Act). COM(2021) 206 final. Brussels, 2021
18. European Investment Bank. Digital Economy for Africa Initiative. Luxembourg, 2022
19. European Parliament and Council. Regulation (EU) No 910/2014 (eIDAS Regulation) on electronic identification and trust services for electronic transactions in the internal market. Official Journal of the European Union. L257/73. Brussels, 2014
20. European Parliament and Council. Regulation (EU) 2016/679 (General Data Protection Regulation – GDPR). Official Journal of the European Union. L119/1. Brussels, 2016
21. European Parliament and Council. Regulation (EU) 2019/881 (Cybersecurity Act). Official Journal of the European Union. L151/15. Brussels, 2019
22. European Parliament and Council. Directive (EU) 2019/1024 (Open Data Directive) on open data and the re-use of public sector information. Official Journal of the European Union. L172/56. Brussels, 2019
23. European Parliament and Council. Regulation (EU) 2021/694 establishing the Digital Europe Programme and repealing Decision (EU) 2015/2240. Official Journal of the European Union. L166/1. Brussels, 2021
24. European Parliament and Council. Proposal for a Regulation (EU) 2022/68 (Data Act). Brussels, 2022
25. European Parliament and Council. Regulation (EU) 2022/1925 (Digital Markets Act – DMA). Official Journal of the European Union. L265/1. Brussels, 2022
26. European Parliament and Council. Regulation (EU) 2022/2065 (Digital Services Act – DSA). Official Journal of the European Union. L277/1. Brussels, 2022
27. Inza, J. (2025). The European Digital Identity Wallet as Defined in the EIDAS 2 Regulation. In: Pastor Sempere, C. (ed.) Governance and Control of Data and Digital Economy in the European Single Market. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-74889-9_19 URL: https://doi.org/.
28. Kamolov, S., Stepnov, I. (2020). Sustainability through digitalization: European strategy. E3S Web of Conferences, 208. DOI: 10.1051/e3sconf/202020803048
29. Ramos S., Ellul J. Blockchain for Artificial Intelligence (AI): enhancing compliance with the EU AI Act through distributed ledger technology // Nt. Cybersecur. Law Rev. – 2024. – № 5. – p. 1-20. – doi: 10.1365/s43439-023-00107-9.
30. Torres Jarrín, M. (2025). EU-LAC Digital Alliance and Global Tech Governance: An Interregionalism 4.0 for a Global Governance 4.0. In: Sanahuja, J.A., Domínguez, R. (eds) The Palgrave Handbook of EU-Latin American Relations. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-80216-4_21 URL: https://doi.org/.
31. Voigt P., Bussche A. Scope of Application of the GDPR. / In: The EU General Data Protection Regulation (GDPR). - Springer, Cham, 2024.
32. Zekos G.I. Digital Politics, GDPR, and AI. / In: Political, Economic and Legal Effects of Artificial Intelligence. - Springer, Cham, 2022.
Страница обновлена: 07.05.2025 в 16:48:32