Внедрение инноваций как фактор повышения экономической безопасности регионов
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)
Введение
Актуальность темы. Обеспечение экономической безопасности обусловлено существующими проблемами, такими как низкая конкурентоспособность регионов на внутреннем и внешнем рынках, высокая зависимость от импорта и устаревших технологии. Внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов решить данные трудности, позволяющим создать совершенно новые продукты и услуги, повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и обеспечить экономический рост.
Литературный обзор. Теоретической и методологической основой статьи явились научные труды исследователей, оказавших значительное влияние на повышение уровня экономической безопасности с помощью внедрения инновационных технологий: Авдийский В.И. [1, с. 254-317], Бабурина О.Н. [3, с. 56-89], Богатырев В.А. [4, с. 106-135], Валько Д.В. [5, с. 28-39], Вороишлов Н.В. [7, с. 173-179], Ефимова Е.Г. [8, с. 54-63], Кучина Е.В. [10, с. 88-94], Лихолетов В.В. [11, с. 78-97], Нетёсова О.Ю. [13, с. 45-73], Одинцов Б.Е. [14, с. 76-93], Положихина М.А. [16, с. 67-79], Ример В.Л. [17, с. 18-22], Пьянкова С.Г. [18, с. 114-139], Сенчагов В.К. [19, с. 569-614], Уразгалиев В.Ш. [20, с. 439-470], Урасова А.А. [21, с. 248-276].
Научный пробел. Разработано недостаточно инструментов, которые позволят комплексно оценить влияние конкретных инновационных проектов на различные аспекты экономической безопасности, такие как: устойчивость к внешним шокам, диверсификация экономики, технологическая независимость, уровень жизни населения.
Цель исследования. Определить какое влияние на экономическую безопасность окажет внедрение инноваций в различных сферах экономики региона.
Научная новизна. Определены факторы и новые тенденции в развитии инновационной деятельности, оказывающих влияние на экономическую безопасность регионов.
Авторская гипотеза. Государственная поддержка инновационной деятельности (финансовая, нормативно-правовая, информационная) оказывает ключевое влияние на темпы внедрения инноваций и их вклад в обеспечение экономической безопасности регионов.
Методология. Для написания статьи были использованы количественные методы (статистический анализ, моделирование, сортировка данных), качественные методы (анализ документов, экспертное интервью), а также специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы).
1. Экономическая безопасность региона: сущность, структура и методы оценки
В условиях экономической нестабильности все более важным становится задача укрепления безопасности экономики на региональном уровне. Регионы – это не просто географические единицы или местность, которая обладает определенным запасом природных ресурсов, они представляют собой социально-экономические системы с собственными производственными циклами, каналами распределения и моделями потребления, которые гарантируют укрепление экономической безопасности на региональном уровне, и в конечном счете – на национальном.
Экономическая безопасность региона – это умении территории стабильно и последовательно развиваться, сохраняя при этом экономическую независимость и оставаться частью российской экономики, даже при воздействии неблагоприятных факторов, которые составляют угрозу безопасности, но при этом смягчать и блокировать их воздействие [5].
Система экономической безопасности региона, которая способна эффективно и своевременно реагировать на появляющиеся в экономике отрицательные процессы, должна базироваться на следующих структурных составляющих:
- технологическая составляющая: наличие у региона необходимой научно-технической базы, которая позволит производить конкурентоспособные товары и услуги, которые будут востребованы на отечественном рынке;
- сырьевая составляющая: наличие у экономики региона необходимого уровня сырья, который позволит обеспечить бесперебойную работу экономики и удовлетворить региональное хозяйство;
- экологическая составляющая: состояние региональной экономики, при котором пресекаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба региональному экономическому потенциалу;
- финансовая составляющая: стабильность финансовой системы и сбалансированный бюджет, позволяющие региону развиваться в социально-экономическом плане и обеспечивать нужды населения;
- социально-демографическая составляющая: реальное развитие регионального рынка труда, которое показывает уровень занятости, бедности, социальной дифференциации населения, доступность образования, обеспечения жильем, медицинского обслуживания [2].
Для оценки экономической безопасности региона выделяют несколько групп методов, каждая из которых фокусируется на определенных аспектах и использует различные инструменты анализа:
1) Методы, в основе которых лежат отслеживание ключевых макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, уровень безработицы, ставка рефинансирования) и сравнение их с установленными «безопасными» значениями;
2) Методы, позволяющие изучить изменения экономических показателей региона во времени, для выявления тенденций и возможных угроз;
3) Методы экспертной оценки, которые позволяют привлечь специалистов для выявления наиболее серьезных угроз и ранжирования их по степени опасности;
4) Методы, базирующиеся на использовании экономического инструментария для оценки убытков, которые понесла региональная экономика после случившихся угроз безопасности (стихийного бедствия или экономического кризиса);
5) Методы, в основе которых лежит применение математических методов (теория игр, статистический анализ) для оценки экономических процессов и прогнозирования рисков;
6) Методы, рассматривающие экономическую безопасность с точки зрения экономического пространства, в котором функционируют предприятия, расположенные в регионе [22].
Невозможно представить экономически безопасное развитие территорий без инноваций. Инновационная составляющая играет ключевую роль в процессе обеспечения экономической безопасности, которая определяется в способности экономической системы существовать и совершенствоваться в условиях воздействия угроз различного типа, в том числе носящих научно-технологический характер, не допуская их чрезмерного накопления, справляясь с негативными внешними и внутренними вызовами.
Обеспечение экономической безопасности региона следует рассматривать как системный процесс, протекающий в соответствии с функцией целеполагания и представляющий последовательную трансформацию явлений и состояний. Экономику региона, в данном случае, необходимо рассматривать как многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, которые имеют тесные связи с работают для достижения общей цели. Следовательно, обеспечение экономической безопасности региона представляет собой процесс формирования взаимосвязей устойчивых к внешним воздействиям, представленных в виде автономных подсистем региональной экономики, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию, имеет свои собственные ресурсы, механизмы и законы развития. Все они стремятся к максимальной устойчивости, обмениваясь энергией друг с другом. С одной стороны, подсистемы не могут существовать изолированно, нуждаясь с информационном, материальном и энергетическом обмене, а с другой стороны, они стремятся минимизировать негативные последствия этой взаимозависимости. Реализация системного подхода предполагает организацию последовательных действий, укрепляющих связи между хозяйствующими субъектами региональной экономики, выявление и использование механизмов, повышающих их взаимозависимость и устойчивость [23].
Для повышения экономической безопасности регионы активно инвестируют в технологические инновации. Для понимания ключевых направлений развития и эффективности инвестиций, целесообразно рассмотреть структуру инновационных затрат в 2024 году (Рис. 1), показатели которой используются Федеральной службой государственной статистики.
Рис. 1. Структура затрат регионов на технологические инновации в 2024 году. Составлено автором на основе данных Росстата.
При анализе структуры инновационных затрат становится очевидным приоритет вложений в приобретение оборудования (44,2%). На втором месте расположена группа «прочие затраты» (25,8%), которая включает оплату консультаций и специализированные услуги, которых сложно отнести к более конкретной категории. На третьем и четвертом местах расположились затраты на инжиниринг (15,3%), и на исследования и разработки (12,8%). Незначительный удельный вес занимают расходы на дизайн, приобретение технологий и программного обеспечения, а также маркетинговые исследования (1,9%).
2. Развитие инновационных процессов в регионах
Для создания необходимой экономической модели регионов, подходящей под условия российской экономики, модернизация которой будет строиться на основе инноваций, нужны принципиально новые методы и принципы её развития. Ключевыми направлениями здесь являются:
· разработка законопроектов, способствующих стимулированию конкуренции в промышленности и снижению бюрократических барьеров для ведения бизнеса;
· модернизация инфраструктуры для инвестиционного потока, включая информационные и технические сети;
· привлечение инвесторов в перспективные отрасли промышленности;
· создание тесной связи между наукой, образованием и бизнесом, которая позволит готовить квалифицированные кадры, в чьих силах будет создание и развитие экономики знаний;
· обеспечить условия, которые позволять эффективно использовать интеллектуальный потенциал региона
· установление льготных условий кредитования и налогообложения, вплоть до временного освобождения от налога на прибыль, но только при условии, что осуществляются большие вложения в инновационные технологии;
· модернизация нормативных актов различного уровня по защите интеллектуальной собственности, упрощение регистрации патентов в высокотехнологичных отраслях [8].
Создание экономической модели требует поэтапного выполнения ряда действий. Процесс разработки и реализации начинается с анализа ситуации внутри региона и за его пределами, определения приоритетных направлений. Затем необходимо сформулировать конкурентные цели и детальный стратегический план. Ключевым этапом является анализ стартовых условий, который включает внедрений мероприятий и привлечение необходимых ресурсов. Завершается мониторингом и оценкой полученных результатов, что позволит скорректировать стратегию в соответствии с изменяющимися условиями. Благодаря такой модели получится улучшить экономические показатели региона, создать благоприятную среду для инноваций, повысить его конкурентоспособность (Рис. 2).
Рис. 2. Модель процесса разработки и реализации инновационной стратегии региона. Составлено автором.
Огромное влияние на развитие инновационных процессов в регионе оказывает государственная политика в сфере науки и инноваций. Стимулировать инновационную деятельность государство может прямыми и косвенными мерами воздействия. Стимулирование региональных инновационных процессов прямыми меры предполагает непосредственное влияние на конкретные исследовательские организации или определенный инновационный проект. К таким методам можно отнести государственные заказы, целевые субсидии, и широко используемую в последнее время систему государственных грантов. Финансирование инновационных проектов за счет средств государства позволит активизировать инновационные процессы у отдельных организаций и предприятий, а также простимулировать развитие кооперации науки и производства. Косвенные меры государственной инновационной политики проявляются в создании необходимых условий для формирования благоприятного климата для инновационной деятельности и укрепления инновационного потенциала. К косвенным методам можно отнести либерализацию налогового законодательства, создание и развитие свободных экономических зон и технопарков, льготное кредитование, модернизацию законодательной базы для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности [6].
Следует отметить ключевое значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов, которое выражается в том, что она выступает в качестве катализатора идей, открывает пути и возможности в новые области знания. Необходимо учитывать, что результативность фундаментальных исследований имеет невысокий процент, всего 10% могут иметь положительный результат, из которых ещё меньше находят свое практическое применение на практике. В современных рыночных реалиях не располагают достаточным количеством ресурсов ни отраслевая, ни заводская наука, чтобы заниматься фундаментальными исследованиями. Финансирование данной сферы должно осуществлять из средств государственного бюджета на конкурсной основе, с привлечением внебюджетных источников.
3. Роль инноваций в повышении уровня экономической безопасности региона
Интересы национальной и экономической безопасности нашей стран заключаются в создании профицита темпа по научно-техническому и социально-экономическому развитию. Влияние инноваций на экономическую безопасность просматривается в ключевом нормативном документ – «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года». В третьем разделе данного документа предполагается, что развитие национальной системы инноваций и усовершенствование ведущих отраслей народного хозяйства, являются стратегическими целями в части национальной экономической безопасности. Основные усилия направлены на развитие науки, техники и образования, которые способствуют экономическому росту, и достижению необходимого уровня национальной безопасности [15].
Практика мирового опыта свидетельствует о том, что повышение уровня экономической безопасности региона должно обеспечивать не за счет непрерывного привлечения средств из общегосударственных резервов, а благодаря созданию устойчивой базы собственных источников дохода. В этой связи, важной мерой, направленной на противодействие усилению депрессивных явлений и предотвращению кризисной ситуации в экономике региона и государства в целом, должно стать создание приоритетных центров развития инноваций в субъектах нашей страны. Основой для них должны стать конкурентные преимущества региона, которые будут способны осуществлять и модернизировать инновационные процессы.
Для обеспечения экономической безопасности стоит сосредоточиться на следующих мерах по развитию инновационного сектора в регионе и формированию экономики инноваций:
· Разработка мер, которые будут направлены на поддержку инновационных компаний малого и среднего размера;
· Разработка схемы последовательной поддержки, выбранных ключевых научных направлений развития инновационного потенциала региона;
· Использование косвенных инструментов для расширения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· Разработка современных программ обучения, которые позволят изучить опыт мировых лидеров в области инноваций;
· Создать прозрачный механизм конкурсного отбора проектов при ограниченных бюджетных ассигнованиях;
· Расширение условий и возможностей для участия университетов в инновационной деятельности в отраслях экономики региона [16].
Огромное значение инновации играют в обеспечение диверсификации экономики. Региона, которые опираются на несколько отраслей, сильно уязвимы к экономическим изменениям. Благодарю развитию новых, инновационных секторов экономики, снизится зависимость от традиционных отраслей, экономическая структура станет более устойчивой и диверсифицированной. Это могут быть развитие IT-сектора, биотехнологий, робототехники, новых материалов и других направлений, которые характерен высокий потенциал роста. Появление собственных инновационных производств приведет к снижению импортозависимости от критически важных товаров и технологий, повышая экономическую независимость региона и устойчивость к санкциям. Развитие таких отраслей и предприятий будет являться стимулом модернизации смежных с ними отраслей, привлечет инвестиции, поспособствует созданию новых рабочих мест и компетенций.
Эффекты от внедрения инноваций как меры повышения экономической безопасности на разных уровнях представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Эффекты от внедрения инноваций как меры повышения экономической безопасности на разных уровнях. Составлено автором.
Вид инноваций
|
Уровни экономической безопасности
| ||
Государство
|
Регион
|
Организация
| |
Экономические
|
·
увеличение
ВВП;
· приток средств в федеральный бюджет; · повышение доли инновационных предприятий; · рост доли отечественной инновационной продукции; · повышение уровня конкурентоспособности страны; · появление новых отраслей экономики; · укрепление позиции на мировом рынке |
·
увеличение
ВРП;
· приток средств в региональный бюджет; · рост доли инновационных предприятий в регионе; · увеличение в общем объеме производимой продукции доли инновационной; · повышение уровня конкурентоспособности региона; |
уменьшение себестоимости продукции
благодаря внедрению новых технологий;
прирост рентабельности и чистой прибыли; повышение уровня конкурентоспособности организации внутри страны и за её пределами; повышение качества продукции |
Экологические
|
·
сохранение
природных ресурсов страны;
· снижение рисков, связанных с изменением климата |
·
сохранение
природных ресурсов региона;
· снижение рисков, связанных с изменением климата |
·
повышение
инвестиционной привлекательности;
· повышение эффективности использования материалов |
Социальные
|
·
улучшение
уровня жизни населения;
· формирования положительного имиджа · высокий уровень образования и науки; · увеличение продолжительности жизни населения; · конкурентоспособное качество жизни |
·
формирование
положительного имиджа региона;
· высокий уровень образования и науки в регионе; · конкурентоспособное качество жизни населения региона; · повышение инновационной активности |
·
положительное
общественное мнение;
· большой спрос на продукцию; · улучшение репутации и бренда; · повышение производительности труда и снижение текучести кадров |
Важно отметить, что одной из главных трудностей стабильного развития экономики на основе развития инновационной сферы является комплекс негативных последствий экстенсивного роста экономики. К ним можно отнести преобладание морально устаревших основных фондов с высоким уровнем износа и значительная доля производств с устаревшими технологиями в структуре российской экономики. Эти факторы приводят к снижению уровня конкурентоспособности отечественных организаций, предприятия с такой производственной базой проигрывают по показателям производительности труда и качеству производимой продукции, которая не соответствует конкурентным требованиям мировых товарных рынков. Такую экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать снижением уровня конкуренции продукции и услуг, дефицитом финансовых источников и снижением интереса к проведению мероприятий в инновационной сфере .
Для повышения инновационной составляющей экономики региона в контексте обеспечения экономической безопасности принципы, на которых строится финансирования инноваций, должны быть ориентированы на разнообразие источников финансирования и предусматривать быстрое и эффективное внедрение инноваций. Ключевым аспектом является подобная оценка реализуемости инновационных проектов как с научно-технической, так и с точки зрения всех необходимых ресурсов, что поддерживают маркетинговую стратегию развития. А так как основным источником финансирований остается государственный бюджет, то можно сделать вывод, что спрос на научно-техническую продукцию снижается, что влечет за собой тяжелое финансовое положение многих научных организаций и уменьшение числа научных исследований, из-за чего регион не может быть конкурентоспособным на мировом рынке [17].
Не менее важным аспектом при формировании инновационной экономики является решение проблем, которые препятствуют развитию научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, которые обладают значительным инновационным потенциалом. Приоритетная задача состоит в поддержке и стимулировании вузовской науки как одного из главных элементов национальной инновационной системы, которая потребует консолидированных усилий со стороны государства и научного сообщества.
Нестабильна и ситуация с инвестициями: периоды притока прямых и портфельных инвестиций сменяются их оттоками, что имеет непосредственную связь с опасением крупных инвесторов и соответствует изменениям в санкционной политике. Несмотря на то, что российская экономика привлекательна для иностранного капитала, и потенциал отечественного фондового рынка существенен, в ближайшее время её нельзя рассматривать в качество безопасного источника развития. В сложившейся ситуации ключевыми предпосылками по реализации развития экономики России в «инновационном мире» станут развитие НИОКР, техническое перевооружение предприятий, реформирование системы управления кадрами, ориентированной на инновационную деятельность [19].
Чтобы преодолеть имеющийся разрыв между научными исследованиями и рынком, необходимы организации, которые содействуют продвижению технологий. Их функция заключается в коммерциализации научных разработок, выступая связующим звеном между промышленностью и исследовательскими институтами. К данным организациям относятся технопарки, на базе которых научные идеи превращаются в конкурентоспособную продукцию; бизнес-инкубаторы, которые создают условия для успешного старта и развития малых инновационных предприятий, используя предоставление аренды на льготных условиях, консультационные и информационные услуги; венчурные фирмы, осуществляющие финансирование инновационных проектов и уменьшают связанные с ними риски. Важным инструментом, который обеспечивает инновационный трансфер, являются программы, реализуемые Фондом содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Заключение
В заключении следует отметить, что приведенное исследование выявило ряд проблем, связанных с внедрением инноваций и экономической безопасности региона. Несмотря на то, что инновации является одним из ключевых факторов повышения уровня безопасности, в сфере их влияния можно столкнуть со следующими проблемами: низкий уровень активности предприятий, который обуславливается недостаточной заинтересованностью, нехваткой средств, высокими рисками и консервативным управлением, нехватка квалифицированных кадров, связанные с дефицитом инновационных менеджеров, низкими зарплатами и оттоком специалистов, неравномерность внедрения инноваций, когда они сосредоточены в высокотехнологических отраслях, а социальная сфера и традиционная экономика остаются в стороне, слабое взаимодействие науки и бизнеса, проявляющееся в разрыве между разработками и потребностями.
Можно выделить следующие рекомендации для решения данных проблем: необходимо увеличить число программ финансовой поддержки (льготные кредит и гранты), вводить налоговые льготы и организовывать конкурсы, важно обеспечить доступ предприятий к финансовым ресурсам, создавая региональные фонды, развивая венчурное финансирования и привлекая частные инвестиции. Для модернизации управления необходимо разработать образовательные программы, которые соответствуют новым специальностям, организовывать стажировки и привлекать консультантов по инновациям, следует создавать больше площадок для общения представителей науки и бизнеса, организовывать конференции и создавать совместные исследовательские центры, важно обеспечить сбалансированное внедрение инноваций, стимулируя их применение в социальной сфере и традиционных отраслях экономики через соответствующие программы поддержки и льготные условия.
В дальнейшем исследования в области внедрения инноваций как фактор повышения экономической безопасности региона могут углубиться в изучение лучших практик, описывающих внедрение инноваций в регионах с различным уровнем развития. Провести анализ барьеров, которые препятствуют инновационному развитию, выявить механизмы их преодоления. Исследовать роль предприятий малого и среднего бизнеса в инновационном обеспечении экономической безопасности, оценить инструменты государственной поддержки инновационной деятельности. Разработать методику оценки влияния конкретных инноваций на различные аспекты экономической безопасности, и стратегию адаптации к новым вызовам.
Страница обновлена: 28.03.2025 в 13:11:00