Introduction of innovation as a factor of regional economic security
Melmont D.D.1
1 Волгоградский государственный университет
Download PDF | Downloads: 5
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 4 (April 2025)
Abstract:
The article examines one of the factors of increasing the economic security of the region - innovations, their impact on the economic component of various spheres of the region, and key factors stimulating the introduction of innovations. Unstable conditions and growing external threats require strengthening of the regional economy, which will lead to an increase in the competitiveness of regional enterprises. The author analyzes the main problems that hinder the effective implementation of innovations and the use of innovative potential in various areas of the regional economy. The research is aimed at identifying mechanisms for stimulating innovation, strengthening links between business and science, and developing R&D and companies' technical re-equipment. On the basis of the analysis, it is determined that the implementation of measures to form an effective innovation policy aimed at ensuring the sustainable development of the regional economy and its protection requires an integrated approach and coordinated efforts on the part of government authorities, business and scientific organizations.
Keywords: economic security, innovation, innovative process, R&D, innovative technology, innovative potential, stock market
JEL-classification: O30, O31, O32, O39
Введение
Актуальность темы. Обеспечение экономической безопасности обусловлено существующими проблемами, такими как низкая конкурентоспособность регионов на внутреннем и внешнем рынках, высокая зависимость от импорта и устаревших технологии. Внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов решить данные трудности, позволяющим создать совершенно новые продукты и услуги, повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и обеспечить экономический рост.
Литературный обзор. Теоретической и методологической основой статьи явились научные труды исследователей, оказавших значительное влияние на повышение уровня экономической безопасности с помощью внедрения инновационных технологий: Авдийский В.И. [1, с. 254-317], Бабурина О.Н. [3, с. 56-89], Богатырев В.А. [4, с. 106-135], Валько Д.В. [5, с. 28-39], Вороишлов Н.В. [7, с. 173-179], Ефимова Е.Г. [8, с. 54-63], Кучина Е.В. [10, с. 88-94], Лихолетов В.В. [11, с. 78-97], Нетёсова О.Ю. [13, с. 45-73], Одинцов Б.Е. [14, с. 76-93], Положихина М.А. [16, с. 67-79], Ример В.Л. [17, с. 18-22], Пьянкова С.Г. [18, с. 114-139], Сенчагов В.К. [19, с. 569-614], Уразгалиев В.Ш. [20, с. 439-470], Урасова А.А. [21, с. 248-276].
Научный пробел. Разработано недостаточно инструментов, которые позволят комплексно оценить влияние конкретных инновационных проектов на различные аспекты экономической безопасности, такие как: устойчивость к внешним шокам, диверсификация экономики, технологическая независимость, уровень жизни населения.
Цель исследования. Определить какое влияние на экономическую безопасность окажет внедрение инноваций в различных сферах экономики региона.
Научная новизна. Определены факторы и новые тенденции в развитии инновационной деятельности, оказывающих влияние на экономическую безопасность регионов.
Авторская гипотеза. Государственная поддержка инновационной деятельности (финансовая, нормативно-правовая, информационная) оказывает ключевое влияние на темпы внедрения инноваций и их вклад в обеспечение экономической безопасности регионов.
Методология. Для написания статьи были использованы количественные методы (статистический анализ, моделирование, сортировка данных), качественные методы (анализ документов, экспертное интервью), а также специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы).
1. Экономическая безопасность региона: сущность, структура и методы оценки
В условиях экономической нестабильности все более важным становится задача укрепления безопасности экономики на региональном уровне. Регионы – это не просто географические единицы или местность, которая обладает определенным запасом природных ресурсов, они представляют собой социально-экономические системы с собственными производственными циклами, каналами распределения и моделями потребления, которые гарантируют укрепление экономической безопасности на региональном уровне, и в конечном счете – на национальном.
Экономическая безопасность региона – это умении территории стабильно и последовательно развиваться, сохраняя при этом экономическую независимость и оставаться частью российской экономики, даже при воздействии неблагоприятных факторов, которые составляют угрозу безопасности, но при этом смягчать и блокировать их воздействие [5].
Система экономической безопасности региона, которая способна эффективно и своевременно реагировать на появляющиеся в экономике отрицательные процессы, должна базироваться на следующих структурных составляющих:
- технологическая составляющая: наличие у региона необходимой научно-технической базы, которая позволит производить конкурентоспособные товары и услуги, которые будут востребованы на отечественном рынке;
- сырьевая составляющая: наличие у экономики региона необходимого уровня сырья, который позволит обеспечить бесперебойную работу экономики и удовлетворить региональное хозяйство;
- экологическая составляющая: состояние региональной экономики, при котором пресекаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба региональному экономическому потенциалу;
- финансовая составляющая: стабильность финансовой системы и сбалансированный бюджет, позволяющие региону развиваться в социально-экономическом плане и обеспечивать нужды населения;
- социально-демографическая составляющая: реальное развитие регионального рынка труда, которое показывает уровень занятости, бедности, социальной дифференциации населения, доступность образования, обеспечения жильем, медицинского обслуживания [2].
Для оценки экономической безопасности региона выделяют несколько групп методов, каждая из которых фокусируется на определенных аспектах и использует различные инструменты анализа:
1) Методы, в основе которых лежат отслеживание ключевых макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, уровень безработицы, ставка рефинансирования) и сравнение их с установленными «безопасными» значениями;
2) Методы, позволяющие изучить изменения экономических показателей региона во времени, для выявления тенденций и возможных угроз;
3) Методы экспертной оценки, которые позволяют привлечь специалистов для выявления наиболее серьезных угроз и ранжирования их по степени опасности;
4) Методы, базирующиеся на использовании экономического инструментария для оценки убытков, которые понесла региональная экономика после случившихся угроз безопасности (стихийного бедствия или экономического кризиса);
5) Методы, в основе которых лежит применение математических методов (теория игр, статистический анализ) для оценки экономических процессов и прогнозирования рисков;
6) Методы, рассматривающие экономическую безопасность с точки зрения экономического пространства, в котором функционируют предприятия, расположенные в регионе [22].
Невозможно представить экономически безопасное развитие территорий без инноваций. Инновационная составляющая играет ключевую роль в процессе обеспечения экономической безопасности, которая определяется в способности экономической системы существовать и совершенствоваться в условиях воздействия угроз различного типа, в том числе носящих научно-технологический характер, не допуская их чрезмерного накопления, справляясь с негативными внешними и внутренними вызовами.
Обеспечение экономической безопасности региона следует рассматривать как системный процесс, протекающий в соответствии с функцией целеполагания и представляющий последовательную трансформацию явлений и состояний. Экономику региона, в данном случае, необходимо рассматривать как многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, которые имеют тесные связи с работают для достижения общей цели. Следовательно, обеспечение экономической безопасности региона представляет собой процесс формирования взаимосвязей устойчивых к внешним воздействиям, представленных в виде автономных подсистем региональной экономики, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию, имеет свои собственные ресурсы, механизмы и законы развития. Все они стремятся к максимальной устойчивости, обмениваясь энергией друг с другом. С одной стороны, подсистемы не могут существовать изолированно, нуждаясь с информационном, материальном и энергетическом обмене, а с другой стороны, они стремятся минимизировать негативные последствия этой взаимозависимости. Реализация системного подхода предполагает организацию последовательных действий, укрепляющих связи между хозяйствующими субъектами региональной экономики, выявление и использование механизмов, повышающих их взаимозависимость и устойчивость [23].
Для повышения экономической безопасности регионы активно инвестируют в технологические инновации. Для понимания ключевых направлений развития и эффективности инвестиций, целесообразно рассмотреть структуру инновационных затрат в 2024 году (Рис. 1), показатели которой используются Федеральной службой государственной статистики.
Рис. 1. Структура затрат регионов на технологические инновации в 2024 году. Составлено автором на основе данных Росстата.
При анализе структуры инновационных затрат становится очевидным приоритет вложений в приобретение оборудования (44,2%). На втором месте расположена группа «прочие затраты» (25,8%), которая включает оплату консультаций и специализированные услуги, которых сложно отнести к более конкретной категории. На третьем и четвертом местах расположились затраты на инжиниринг (15,3%), и на исследования и разработки (12,8%). Незначительный удельный вес занимают расходы на дизайн, приобретение технологий и программного обеспечения, а также маркетинговые исследования (1,9%).
2. Развитие инновационных процессов в регионах
Для создания необходимой экономической модели регионов, подходящей под условия российской экономики, модернизация которой будет строиться на основе инноваций, нужны принципиально новые методы и принципы её развития. Ключевыми направлениями здесь являются:
· разработка законопроектов, способствующих стимулированию конкуренции в промышленности и снижению бюрократических барьеров для ведения бизнеса;
· модернизация инфраструктуры для инвестиционного потока, включая информационные и технические сети;
· привлечение инвесторов в перспективные отрасли промышленности;
· создание тесной связи между наукой, образованием и бизнесом, которая позволит готовить квалифицированные кадры, в чьих силах будет создание и развитие экономики знаний;
· обеспечить условия, которые позволять эффективно использовать интеллектуальный потенциал региона
· установление льготных условий кредитования и налогообложения, вплоть до временного освобождения от налога на прибыль, но только при условии, что осуществляются большие вложения в инновационные технологии;
· модернизация нормативных актов различного уровня по защите интеллектуальной собственности, упрощение регистрации патентов в высокотехнологичных отраслях [8].
Создание экономической модели требует поэтапного выполнения ряда действий. Процесс разработки и реализации начинается с анализа ситуации внутри региона и за его пределами, определения приоритетных направлений. Затем необходимо сформулировать конкурентные цели и детальный стратегический план. Ключевым этапом является анализ стартовых условий, который включает внедрений мероприятий и привлечение необходимых ресурсов. Завершается мониторингом и оценкой полученных результатов, что позволит скорректировать стратегию в соответствии с изменяющимися условиями. Благодаря такой модели получится улучшить экономические показатели региона, создать благоприятную среду для инноваций, повысить его конкурентоспособность (Рис. 2).
Рис. 2. Модель процесса разработки и реализации инновационной стратегии региона. Составлено автором.
Огромное влияние на развитие инновационных процессов в регионе оказывает государственная политика в сфере науки и инноваций. Стимулировать инновационную деятельность государство может прямыми и косвенными мерами воздействия. Стимулирование региональных инновационных процессов прямыми меры предполагает непосредственное влияние на конкретные исследовательские организации или определенный инновационный проект. К таким методам можно отнести государственные заказы, целевые субсидии, и широко используемую в последнее время систему государственных грантов. Финансирование инновационных проектов за счет средств государства позволит активизировать инновационные процессы у отдельных организаций и предприятий, а также простимулировать развитие кооперации науки и производства. Косвенные меры государственной инновационной политики проявляются в создании необходимых условий для формирования благоприятного климата для инновационной деятельности и укрепления инновационного потенциала. К косвенным методам можно отнести либерализацию налогового законодательства, создание и развитие свободных экономических зон и технопарков, льготное кредитование, модернизацию законодательной базы для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности [6].
Следует отметить ключевое значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов, которое выражается в том, что она выступает в качестве катализатора идей, открывает пути и возможности в новые области знания. Необходимо учитывать, что результативность фундаментальных исследований имеет невысокий процент, всего 10% могут иметь положительный результат, из которых ещё меньше находят свое практическое применение на практике. В современных рыночных реалиях не располагают достаточным количеством ресурсов ни отраслевая, ни заводская наука, чтобы заниматься фундаментальными исследованиями. Финансирование данной сферы должно осуществлять из средств государственного бюджета на конкурсной основе, с привлечением внебюджетных источников.
3. Роль инноваций в повышении уровня экономической безопасности региона
Интересы национальной и экономической безопасности нашей стран заключаются в создании профицита темпа по научно-техническому и социально-экономическому развитию. Влияние инноваций на экономическую безопасность просматривается в ключевом нормативном документ – «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года». В третьем разделе данного документа предполагается, что развитие национальной системы инноваций и усовершенствование ведущих отраслей народного хозяйства, являются стратегическими целями в части национальной экономической безопасности. Основные усилия направлены на развитие науки, техники и образования, которые способствуют экономическому росту, и достижению необходимого уровня национальной безопасности [15].
Практика мирового опыта свидетельствует о том, что повышение уровня экономической безопасности региона должно обеспечивать не за счет непрерывного привлечения средств из общегосударственных резервов, а благодаря созданию устойчивой базы собственных источников дохода. В этой связи, важной мерой, направленной на противодействие усилению депрессивных явлений и предотвращению кризисной ситуации в экономике региона и государства в целом, должно стать создание приоритетных центров развития инноваций в субъектах нашей страны. Основой для них должны стать конкурентные преимущества региона, которые будут способны осуществлять и модернизировать инновационные процессы.
Для обеспечения экономической безопасности стоит сосредоточиться на следующих мерах по развитию инновационного сектора в регионе и формированию экономики инноваций:
· Разработка мер, которые будут направлены на поддержку инновационных компаний малого и среднего размера;
· Разработка схемы последовательной поддержки, выбранных ключевых научных направлений развития инновационного потенциала региона;
· Использование косвенных инструментов для расширения финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· Разработка современных программ обучения, которые позволят изучить опыт мировых лидеров в области инноваций;
· Создать прозрачный механизм конкурсного отбора проектов при ограниченных бюджетных ассигнованиях;
· Расширение условий и возможностей для участия университетов в инновационной деятельности в отраслях экономики региона [16].
Огромное значение инновации играют в обеспечение диверсификации экономики. Региона, которые опираются на несколько отраслей, сильно уязвимы к экономическим изменениям. Благодарю развитию новых, инновационных секторов экономики, снизится зависимость от традиционных отраслей, экономическая структура станет более устойчивой и диверсифицированной. Это могут быть развитие IT-сектора, биотехнологий, робототехники, новых материалов и других направлений, которые характерен высокий потенциал роста. Появление собственных инновационных производств приведет к снижению импортозависимости от критически важных товаров и технологий, повышая экономическую независимость региона и устойчивость к санкциям. Развитие таких отраслей и предприятий будет являться стимулом модернизации смежных с ними отраслей, привлечет инвестиции, поспособствует созданию новых рабочих мест и компетенций.
Эффекты от внедрения инноваций как меры повышения экономической безопасности на разных уровнях представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Эффекты от внедрения инноваций как меры повышения экономической безопасности на разных уровнях. Составлено автором.
Вид инноваций
|
Уровни экономической безопасности
| ||
Государство
|
Регион
|
Организация
| |
Экономические
|
·
увеличение
ВВП;
· приток средств в федеральный бюджет; · повышение доли инновационных предприятий; · рост доли отечественной инновационной продукции; · повышение уровня конкурентоспособности страны; · появление новых отраслей экономики; · укрепление позиции на мировом рынке |
·
увеличение
ВРП;
· приток средств в региональный бюджет; · рост доли инновационных предприятий в регионе; · увеличение в общем объеме производимой продукции доли инновационной; · повышение уровня конкурентоспособности региона; |
уменьшение себестоимости продукции
благодаря внедрению новых технологий;
прирост рентабельности и чистой прибыли; повышение уровня конкурентоспособности организации внутри страны и за её пределами; повышение качества продукции |
Экологические
|
·
сохранение
природных ресурсов страны;
· снижение рисков, связанных с изменением климата |
·
сохранение
природных ресурсов региона;
· снижение рисков, связанных с изменением климата |
·
повышение
инвестиционной привлекательности;
· повышение эффективности использования материалов |
Социальные
|
·
улучшение
уровня жизни населения;
· формирования положительного имиджа · высокий уровень образования и науки; · увеличение продолжительности жизни населения; · конкурентоспособное качество жизни |
·
формирование
положительного имиджа региона;
· высокий уровень образования и науки в регионе; · конкурентоспособное качество жизни населения региона; · повышение инновационной активности |
·
положительное
общественное мнение;
· большой спрос на продукцию; · улучшение репутации и бренда; · повышение производительности труда и снижение текучести кадров |
Важно отметить, что одной из главных трудностей стабильного развития экономики на основе развития инновационной сферы является комплекс негативных последствий экстенсивного роста экономики. К ним можно отнести преобладание морально устаревших основных фондов с высоким уровнем износа и значительная доля производств с устаревшими технологиями в структуре российской экономики. Эти факторы приводят к снижению уровня конкурентоспособности отечественных организаций, предприятия с такой производственной базой проигрывают по показателям производительности труда и качеству производимой продукции, которая не соответствует конкурентным требованиям мировых товарных рынков. Такую экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать снижением уровня конкуренции продукции и услуг, дефицитом финансовых источников и снижением интереса к проведению мероприятий в инновационной сфере .
Для повышения инновационной составляющей экономики региона в контексте обеспечения экономической безопасности принципы, на которых строится финансирования инноваций, должны быть ориентированы на разнообразие источников финансирования и предусматривать быстрое и эффективное внедрение инноваций. Ключевым аспектом является подобная оценка реализуемости инновационных проектов как с научно-технической, так и с точки зрения всех необходимых ресурсов, что поддерживают маркетинговую стратегию развития. А так как основным источником финансирований остается государственный бюджет, то можно сделать вывод, что спрос на научно-техническую продукцию снижается, что влечет за собой тяжелое финансовое положение многих научных организаций и уменьшение числа научных исследований, из-за чего регион не может быть конкурентоспособным на мировом рынке [17].
Не менее важным аспектом при формировании инновационной экономики является решение проблем, которые препятствуют развитию научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, которые обладают значительным инновационным потенциалом. Приоритетная задача состоит в поддержке и стимулировании вузовской науки как одного из главных элементов национальной инновационной системы, которая потребует консолидированных усилий со стороны государства и научного сообщества.
Нестабильна и ситуация с инвестициями: периоды притока прямых и портфельных инвестиций сменяются их оттоками, что имеет непосредственную связь с опасением крупных инвесторов и соответствует изменениям в санкционной политике. Несмотря на то, что российская экономика привлекательна для иностранного капитала, и потенциал отечественного фондового рынка существенен, в ближайшее время её нельзя рассматривать в качество безопасного источника развития. В сложившейся ситуации ключевыми предпосылками по реализации развития экономики России в «инновационном мире» станут развитие НИОКР, техническое перевооружение предприятий, реформирование системы управления кадрами, ориентированной на инновационную деятельность [19].
Чтобы преодолеть имеющийся разрыв между научными исследованиями и рынком, необходимы организации, которые содействуют продвижению технологий. Их функция заключается в коммерциализации научных разработок, выступая связующим звеном между промышленностью и исследовательскими институтами. К данным организациям относятся технопарки, на базе которых научные идеи превращаются в конкурентоспособную продукцию; бизнес-инкубаторы, которые создают условия для успешного старта и развития малых инновационных предприятий, используя предоставление аренды на льготных условиях, консультационные и информационные услуги; венчурные фирмы, осуществляющие финансирование инновационных проектов и уменьшают связанные с ними риски. Важным инструментом, который обеспечивает инновационный трансфер, являются программы, реализуемые Фондом содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Заключение
В заключении следует отметить, что приведенное исследование выявило ряд проблем, связанных с внедрением инноваций и экономической безопасности региона. Несмотря на то, что инновации является одним из ключевых факторов повышения уровня безопасности, в сфере их влияния можно столкнуть со следующими проблемами: низкий уровень активности предприятий, который обуславливается недостаточной заинтересованностью, нехваткой средств, высокими рисками и консервативным управлением, нехватка квалифицированных кадров, связанные с дефицитом инновационных менеджеров, низкими зарплатами и оттоком специалистов, неравномерность внедрения инноваций, когда они сосредоточены в высокотехнологических отраслях, а социальная сфера и традиционная экономика остаются в стороне, слабое взаимодействие науки и бизнеса, проявляющееся в разрыве между разработками и потребностями.
Можно выделить следующие рекомендации для решения данных проблем: необходимо увеличить число программ финансовой поддержки (льготные кредит и гранты), вводить налоговые льготы и организовывать конкурсы, важно обеспечить доступ предприятий к финансовым ресурсам, создавая региональные фонды, развивая венчурное финансирования и привлекая частные инвестиции. Для модернизации управления необходимо разработать образовательные программы, которые соответствуют новым специальностям, организовывать стажировки и привлекать консультантов по инновациям, следует создавать больше площадок для общения представителей науки и бизнеса, организовывать конференции и создавать совместные исследовательские центры, важно обеспечить сбалансированное внедрение инноваций, стимулируя их применение в социальной сфере и традиционных отраслях экономики через соответствующие программы поддержки и льготные условия.
В дальнейшем исследования в области внедрения инноваций как фактор повышения экономической безопасности региона могут углубиться в изучение лучших практик, описывающих внедрение инноваций в регионах с различным уровнем развития. Провести анализ барьеров, которые препятствуют инновационному развитию, выявить механизмы их преодоления. Исследовать роль предприятий малого и среднего бизнеса в инновационном обеспечении экономической безопасности, оценить инструменты государственной поддержки инновационной деятельности. Разработать методику оценки влияния конкретных инноваций на различные аспекты экономической безопасности, и стратегию адаптации к новым вызовам.
References:
Abroskin A.S., Zaytsev Yu.K., Idrisov G.I., Knobel A.Yu., Ponomaryova E.A. (2019). Ekonomicheskoe razvitie v tsifrovuyu epokhu [Economic development in the digital age] Moscow: Delo. (in Russian).
Avdiyskiy V.I. (2021). Natsionalnaya i regionalnaya ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [National and regional economic security of Russia] Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Baburina O.N. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Bogatyrev V.A. (2022). Informatsionnye sistemy i tekhnologii. Teoriya nadezhnosti [Information systems and technologies. Reliability theory] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Efimova E.G., Obolenskaya A.G. (2022). Regionalnaya ekonomika [Regional economy] Yekaterinburg: Izd-vo UrGEU. (in Russian).
Goncharenko L.N. i dr. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Kuchina E.V., Ulyakina N.A. (2021). Assessment and mechanism of ensuring the economic security of the region. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 15 (3). 86-97. (in Russian). doi: 10.14529/em210309.
Kuznetsova E.I. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Likholetov V.V. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost innovatsionnoy politiki [Economic security of innovation policy] Chelyabinsk: Izdatelskiy tsentr YuUrGU. (in Russian).
Makhovikova G.A. i dr. (2022). Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Netyosova O.Yu. (2022). Informatsionnye sistemy i tekhnologii v ekonomike [Information systems and technologies in economics] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Odintsov B.E. (2022). Informatsionnye sistemy upravleniya effektivnostyu biznesa [Business Performance Management Information Systems] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Polozhikhina M.A. (2019). State regulation of digitalization of the economy: european and russian experience. Rossiya i sovremennyy mir. (4(101)). 64-81. (in Russian). doi: 10.31249/rsm/2018.04.06.
Pyankova S.G. (2023). Dokumentirovanie v sfere ekonomicheskoy bezopasnosti i upravlenii riskami [Documentation in the field of economic security and risk management] Yekaterinburg: Izd-vo UrGEU. (in Russian).
Rimer V.L. (2007). Formation of innovative tools for regional development. Spatial Economics. (4). 79-87. (in Russian).
Senchagov V.K. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [Russia's economic security] Moscow: Laboratoriya znaniy. (in Russian).
Senchagov V.K. i dr. (2018). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [Russia's economic security] M.: BINOM. (in Russian).
Urasova A.A. (2021). Metodologiya modelirovaniya protsessov tsifrovizatsii ekonomiki regionov RF: tekhnologicheskie dominanty i otraslevaya transformatsiya [Methodology of modeling the processes of digitalization of the economy of the regions of the Russian Federation: technological dominants and industry transformation] Yekaterinburg: In-t ekonomiki URO RAN. (in Russian).
Urazgaliev V.Sh. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Valko D.V. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost [Economic security] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Vlasova M.A. (2019). Some aspects of the implementation of digital technologies in the basic sectors of the russian economy. Drukerovskij vestnik. (1(27)). 106-116. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2019-1-106-116.
Voroshilov N.V. (2015). Management of development of territories: problems and methodological support. Problems of Territory’s Development. (6(80)). 171-185. (in Russian).
Страница обновлена: 06.05.2025 в 20:44:44