Возможности оптимизации бизнес-процессов в организациях IT-сферы и маркетинга на основе использования искусственной нейросети
Мелихова Л.А.1, Рюмшин А.В.2, Думм Д.В.3
1 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
2 Курский государственный университет
3 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В представленной статье рассмотрены теоретические и практические вопросы использования искусственной нейросети для повышения эффективности бизнес-процессов ИТ-сферы, маркетинга и розничной торговли. Целью статьи является исследование практической возможности оптимизации бизнес-процессов в современной организации на основе использования искусственной нейросети. Для достижения цели поставленные задачи ориентированы на изучение теоретических и практических аспектов применения искусственной нейросети в деятельности организаций, а также систематизацию исследований по данному вопросу с целью формирования объективной базы. Методология данного исследования включает изучение современной литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизацию, структурно-динамический статистический анализ использования нейросети в практике современных организаций. В рамках статьи описывается технология разработки и значение искусственной нейросети для обеспечения эффективности деятельности, рассматривается ее влияние на ключевые бизнес-процессы в ИТ-проектах, маркетинговых компаниях и управления цепочками поставок. Анализируются современные статистические данные о применении нейросети в практической деятельности специалистов и организаций, включая автоматизацию создания контента, анализ данных и оптимизацию операций. По итогу в заключении формулируются итоговые выводы. Установлено, что в современных условиях оптимизация процессов и включение в них современных технологий на основе искусственной нейросети позволяет современной организации не только функционировать стабильно в изменяющихся внешних условиях, но и переходить к качественному новому состоянию процессов во внутренней среде, к новому способу управления процессами, способствующих увеличению получаемой прибыли и уменьшению издержек. Результаты проведенного и изложенного в данной статье исследования могут быть использованы при системном изучении применения искусственной нейросети для оптимизации бизнес-процессов в практической деятельности современных компаниях технологического и коммерческого профиля
Ключевые слова: нейросеть, цифровизация, интернет, ИТ-технологии, бизнес-процессы, маркетинг, эффективность, оптимизация
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение.
В условиях высокой конкуренции каждый предприниматель и собственник бизнеса должен понимать принципы использования новейших цифровых инструментов на основе искусственных нейросетей, так как именно использование данной инновации способно обеспечить повышение эффективности и получение дополнительных конкурентных преимуществ. При этом современные достижения в этой сфере позволяют использовать искусственную нейросеть во все больших сферах хозяйственной деятельности [6].
Цель статьи – исследование теоретических и практических аспектов оптимизации бизнес-процессов в современной организации на основе использования искусственной нейросети.
Задачи:
- изучение теоретических аспектов применения искусственной нейросети в деятельности организаций;
- систематизация исследований по данному вопросу с целью формирования объективной базы.
Методология исследования: изучение современной литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизацию, структурно-динамический статистический анализ использования нейросети в практике современных организаций.
Научная новизна представленного исследования заключается в разработке методики оценки сокращения времени на выявление «узких» мест в системе бизнес-процессов ИТ-организации и оптимизацию бизнес-процессов ИТ-организации, а также на эффективный и быстрый поиск нужного решения использования искусственной нейросети. Авторы исследования предполагают, что данная методика даст возможность более эффективно для метрики «затраченное время на поиск и оптимизацию бизнес-процессов» оценивать траекторию моделирования бизнес-процессов организации ИТ-сферы с использованием искусственной нейросети, что снизит в целом себестоимость услуг ИТ-организации, срок окупаемости инвестиций в оптимизацию бизнес-процессов и увеличит рентабельность. Для таких целей необходимо использовать гибридный подход для работы с искусственными нейросетями. В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.
Основная часть.
В современных условиях на эффективность деятельности организации важную роль играет не только автоматизация и роботизация, но и полная компьютеризация и использование различных видов методов и ИТ-технологий [11], таких как математическое и ограниченное программирование, интеллектуальный анализ данных и искусственный интеллект, которые делают возможным эффективное управление отраслью и оптимизацию производственных процессов. Необходимо учитывать различные неопределенные бизнес- и рыночные факторы, такие как колебания значений мировых экономических показателей, изменения рыночной среды, колебания значений доходов и затрат и т. д [3].
Повышение эффективности бизнес-процессов как таковую следует рассматривать, как главную силу, которая движет развитие хозяйствующего субъекта, вынуждая руководящие лица вести постоянную работу, направленную на повышение качественного уровня продукции и услуг. При этом в последнее время основным фактором, обеспечивающим конкурентные позиции, стали инновации на основе цифровых технологий [13]. Одной из наиболее распространенных являются искусственные нейросети, которые обеспечивают эффективное использование большого массива данных и способствуют интенсификации всех бизнес-процессов на предприятии [9]. Учет этих факторов требует разработки новых методов и систем для поддержки принятия решений и оптимизации бизнес-процессов. Предприятие должно рассматриваться как единое целое, принимая во внимание взаимосвязь между его технологическими и бизнес-слоями. Изменение, вызванное распространением цифровизации, позволяет современным системам идентифицировать и группировать различные производственные ресурсы, определять типы индивидуальных взаимосвязей между продуктами и ресурсами и управлять набором этих взаимосвязей.
Одним из известных средств цифровизации является искусственная нейронная сеть – это программа или модель машинного обучения, которая принимает решения аналогично человеческому мозгу, используя процессы, имитирующие совместную работу биологических нейронов для выявления явлений, взвешивания вариантов и получения выводов [7].
Искусственные нейронные сети (иногда называемые просто нейронными сетями или коннекционистскими моделями) предоставляют средства для решения сложных шаблонно-ориентированных задач как категоризации, так и временных рядов (анализа тенденций) [10]. Непараметрическая природа нейронных сетей позволяет разрабатывать модели без каких-либо предварительных знаний о распределении совокупности данных или возможных эффектах взаимодействия между переменными, как того требуют широко используемые параметрические статистические методы [5].
Задачи, решаемые с помощью искусственной нейросети перечислены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Наиболее распространенные задачи, решаемые с помощью нейросети [18, с.383]
По мере роста научной изученности искусственной нейросети ее применение стало приобретать все более практический характер. На ее основе стали разрабатываться программные инструменты, имеющие прикладное значение в деятельности современных организаций и преследующие достижение вполне конкретных целей [2]. Конечно, в первое время применение таких программных средств получило в IТ-сфере, однако впоследствии все больше компаний из других отраслей экономики стали применять данную концепцию для решения проблем или повышения эффективности ряда бизнес-процессов.
Изначально применение искусственной нейросети было ориентировано на сбор, систематизацию и анализ информации. При этом по мере увеличения информационной нагрузки во всех сферах хозяйственной деятельности, применение функций искусственной нейросети стало набирать все большую популярность [14]. Сферы применения искусственной нейросети в деятельности организации перечислены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сферы применения искусственной нейросети, имеющей влияние на оптимизацию бизнес-процессов [12, с.211-212]
Являясь мощным техническим инструментом, нейросетевые технологии помогают принимать важные и неочевидные решения в условиях неопределенности, нехватки времени и ограниченных информационных ресурсов [1].
При внедрении технологий искусственной нейросети в бизнес-процессы организации можно добиться следующей оптимизации (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Проявления положительного влияния использования нейросети на бизнес-процессы [4; 7]
Для оценки использования нейросети в практической деятельности современных организаций обратимся к статистическим данным. Американская компания, разработчик программного обеспечения для маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, «HubSpot» в 2024 г. опросила 1350 маркетологов, специалистов по продажам и службы поддержки, SEO-специалистов из разных стран мира. Данные, характеризующие сферы применения искусственной нейросети, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Данные, характеризующие сферы применения искусственной нейросети [19]
Согласно опросу, возможности искусственной нейросети в настоящее время преимущественно используют для создания нового контента – 48%. Это свидетельствует о том, что современные модели нейросети уже не просто собирают, систематизируют и анализируют информацию, но и способны более эффективно чем человек создавать что-то новое [16].
Согласно исследованиям «HubSpot», при создании контента с помощью нейросети маркетологи экономят до 3 часов работы на каждом материале. 20% используют технологии при создании текстов, 20% ― изображений, 18% составляют план материала.
Более половины (53%) опрошенных специалистов перед публикацией вносят только незначительные правки в сгенерированный текст, 39% в значительной степени редактируют контент, 5% полностью меняют текст, 4% вообще не вносят изменений.
Абсолютное большинство (83%) опрошенных ответили, что используемая нейросеть помогает им создавать значительно больше контента, чем они смогли сделать без него. Еще применение данной технологии упрощает процесс локализации и персонализации создаваемого контента.
21% специалистов генерируют выдержки из текстов, что полезно при повторном использовании материалов на других площадках. 37% опрошенных используют нейросети для анализа контента и поиска инсайтов.
Согласно исследованию компании «Sprout Social», 71% респондентов внедряют искусственный интеллект в рабочие процессы, и 82% из них отмечают положительное влияние технологий [19].
Исходя из данных исследования «The State of AI in Marketing», 68% директоров по маркетингу считают, если полностью внедрить в работу искусственный интеллект и автоматизацию, бизнес покажет беспрецедентный рост. 62% респондентов уже инвестируют в искусственную нейросеть. 71% из них отмечают увеличение ROI, 72% ― повышение продуктивности компании.
Результаты применения нейросети в практической деятельности, согласно опросу «The State of AI in Marketing», представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты применения нейросети в практической деятельности, согласно опросу «The State of AI in Marketing» [19]
Итак, 90% опрошенных заявили, что использование нейросети и позволяет им меньше времени тратить на решение рутинных задач. 80% ответили, что нейросеть позволяет им больше времени уделять творческому процессу, а 79% отметили возможность сконцентрироваться на креативных обязанностях.
Применение нейросетей в среднем позволяет сотрудникам экономить до двух с половиной часов рабочего времени в день [17].
Исходя из представленного материала можно сделать вывод, что использование искусственных нейросетей обладает ярко выраженным свойством влиять на эффективность бизнес-процессов. При этом объективные статистические данные по этому вопросу есть преимущественно только в маркетинговой сфере, что обусловлено возможностью маркетологов непосредственно самим проводить подобные исследования и отслеживать результат. Однако без всякого сомнения, и в большинстве других сфер деятельности использование искусственной нейросети позволит повысить эффективность бизнес-процессов за счет тех возможностей, которые сегодня предоставляют вычислительные возможности и разработанные платформы искусственного интеллекта.
Заключение.
Таким образом, искусственные нейросети являются новейшей технологией, которая по аналогии с естественными нейросетями анализирует информацию на основе алгоритмов [15]. Использование нейросети в современных условиях является важным фактором повышения эффективности типовых бизнес-процессов. За счет внедрения инструментов на основе нейросети собственники бизнеса могут добиться сокращения затрат, оптимизации затрат времени, повышения скорости принятия решений и повышения эффективности учета, анализа и контроля. Помимо этого, согласно проведенным опросам, современные нейросети все больше используются для создания нового контента и разработки новых идей. Развитие вычислительных мощностей и специализированных платформ искусственного интеллекта открывает новые горизонты для применения данной технологии в деятельности хозяйствующих субъектов [8]. Без всякого сомнения исследования по данному вопросу будут продолжаться и использование искусственной нейросети будет находить все большее применение в нашей повседневной жизни.
Источники:
2. Аксенов А. В. Синтез нейронной сети на основе сети Петри при решении задач оптимизации. Проблематика синтеза искусственных нейронных сетей // Научный аспект. – 2024. – № 5. – c. 2137-2146.
3. Болдычева А. Г. Нейросети и искусственный интеллект в управлении предприятием. / учебное пособие. - Курск : ЗАО Университетская книга, 2024.
4. Гафаров Ф.М., Галимянов А.Ф. Искусственные нейронные сети и приложения. / учеб. пособие. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 121 c.
5. Голованова Е.Н., Петрова В.А. Использование искусственного интеллекта в управлении предприятием // Актуальные проблемы социально-экономического и технологического развития России: теория и практика: Материалы научно-практической конференции. 2023. – c. 53-57.
6. Головин С. А., Паршина Ю. Д. Интеграция информационных технологий в современное управление предприятием // Научный Лидер. – 2024. – № 9. – c. 10-13.
7. Горбаченко В.И. Искусственный интеллект, нейронные сети и перспективные направления их применения // Новые информационные технологии и системы (НИТиС-2023): Сборник научных статей
Пенза, 16–17 ноября 2023 года. Пенза, 2023. – c. 97-105.
8. Демьянов С. А. Специфика применения искусственного интеллекта в интернет-маркетинге // Инжиниринг: теория и практика: Материалы IV международной научно-практической конференции, Пинск, 25 апреля 2024 года. – Пинск: Полесский государственный университет. Пинск, 2024. – c. 33-35.
9. Кузнецов И.А., Шевяков А.Ю., Баранова Е.Д. Использование искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации бизнес-процессов в сфере сервиса // Вопросы отраслевой экономики. – 2024. – № 3. – c. 8-16. – doi: 10.24888/2949-2793-2024-7-8-16.
10. Ляпунцова Е. В., Семенюта А. Н. Оптимизация рекрутинговых процессов путем внедрения интеллектуальных технологий анализа данных // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2024. – № 3. – c. 56-58. – doi: 10.24412/2071-6168-2024-3-56-57.
11. Махов И.С., Чумакова Е.В., Корнеев Д.Г. Проектирование методов оценки критичности операционных рисков на основе нейросетевых ансамблей и технологий объяснимого искусственного интеллекта // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2024): сборник научных трудов XXVII Российской научной конференции : в 2 т., Москва, 28–29 ноября 2024 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2024. – c. 220-227.
12. Мирошниченко М.А. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики. - Краснодар, КГУ, 2021. – 224 c.
13. Морозов М.М. Цифровая трансформация сервисной экономики. - М.: Русайнс, 2022. – 100 c.
14. Пискун Е.С., Нуансенгси Д.В., Котько Е.Н. Оптимизация бизнес-процессов в электронной коммерции с применением методов и алгоритмов искусственного интеллекта // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники. – 2024. – № 6. – c. 103-111. – doi: 10.35596/1729-7648-2024-22-6-103-111.
15. Пугачева О. В. Использование искусственного интеллекта в экономике и обществе: направления, проблемы и регулирование // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2024. – № 5. – c. 136-141.
16. Савина С.А., Заварыкин К.В., Мелихова Л.А. Развитие экономики региона на основе инновационной политики современных коммерческих организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6849-6858. – doi: 10.18334/epp.14.11.122023.
17. Суслова В.С. Использование искусственного интеллекта для повышения эффективности развития бизнеса // Республиканский институт инновационных технологий. – 2024. – c. 52-53.
18. AI Insights for Marketers. [Электронный ресурс]. URL: https://offers.hubspot.com/ai-marketing (дата обращения: 25.03.2025).
19. Analytics-automated-and-martech. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketingcharts.com/customer-centric/analytics-automated-and-martech-229442 (дата обращения: 25.03.2025).
Страница обновлена: 14.04.2025 в 23:02:30