Possibilities of business process optimization in IT and marketing organizations based on an artificial neural network

Melikhova L.A.1, Ryumshin A.V.2, Dumm D.V.3
1 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
2 Курский государственный университет
3 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
The article considers theoretical and practical issues of applying artificial neural network to improve the efficiency of business processes in IT, marketing and retail. The purpose of the article is to study the practical possibility of optimizing business processes in a modern organization based on the use of artificial neural network. To achieve this goal, the tasks set are focused on the study of theoretical and practical aspects of the application of artificial neural network in the activities of organizations, as well as the systematization of research on this issue in order to form an objective basis. The methodology of this research includes the study of modern literature, observation, comparison, generalization, systematization, structural and dynamic statistical analysis of the use of neural network in the practice of modern organizations. The article describes the technology of development and the importance of artificial neural network for ensuring the efficiency of operations, considers its impact on key business processes in IT projects, marketing companies and supply chain management. Current statistical data on the application of neural networks in practical activities of specialists and organizations, including automation of content creation, data analysis and optimization of operations are analyzed. It is established that in modern conditions optimization of processes and integration of modern technologies on the basis of artificial neural network allows modern organization not only to function stably in changing external conditions but also to move to a qualitative new state of processes in the internal environment, to a new way of process management, contributing to increase of profit and cost reduction. The results of the research can be used in the systematic study of the application of artificial neural networks for the optimization of business processes in the practical activities of modern companies of technological and commercial profile.

Keywords: neural network, digitalization, Internet, IT technology, business process, marketing, efficiency, optimization

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение.

В условиях высокой конкуренции каждый предприниматель и собственник бизнеса должен понимать принципы использования новейших цифровых инструментов на основе искусственных нейросетей, так как именно использование данной инновации способно обеспечить повышение эффективности и получение дополнительных конкурентных преимуществ. При этом современные достижения в этой сфере позволяют использовать искусственную нейросеть во все больших сферах хозяйственной деятельности [6].

Цель статьи – исследование теоретических и практических аспектов оптимизации бизнес-процессов в современной организации на основе использования искусственной нейросети.

Задачи:

- изучение теоретических аспектов применения искусственной нейросети в деятельности организаций;

- систематизация исследований по данному вопросу с целью формирования объективной базы.

Методология исследования: изучение современной литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, систематизацию, структурно-динамический статистический анализ использования нейросети в практике современных организаций.

Научная новизна представленного исследования заключается в разработке методики оценки сокращения времени на выявление «узких» мест в системе бизнес-процессов ИТ-организации и оптимизацию бизнес-процессов ИТ-организации, а также на эффективный и быстрый поиск нужного решения использования искусственной нейросети. Авторы исследования предполагают, что данная методика даст возможность более эффективно для метрики «затраченное время на поиск и оптимизацию бизнес-процессов» оценивать траекторию моделирования бизнес-процессов организации ИТ-сферы с использованием искусственной нейросети, что снизит в целом себестоимость услуг ИТ-организации, срок окупаемости инвестиций в оптимизацию бизнес-процессов и увеличит рентабельность. Для таких целей необходимо использовать гибридный подход для работы с искусственными нейросетями. В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.

Основная часть.

В современных условиях на эффективность деятельности организации важную роль играет не только автоматизация и роботизация, но и полная компьютеризация и использование различных видов методов и ИТ-технологий [11], таких как математическое и ограниченное программирование, интеллектуальный анализ данных и искусственный интеллект, которые делают возможным эффективное управление отраслью и оптимизацию производственных процессов. Необходимо учитывать различные неопределенные бизнес- и рыночные факторы, такие как колебания значений мировых экономических показателей, изменения рыночной среды, колебания значений доходов и затрат и т. д [3].

Повышение эффективности бизнес-процессов как таковую следует рассматривать, как главную силу, которая движет развитие хозяйствующего субъекта, вынуждая руководящие лица вести постоянную работу, направленную на повышение качественного уровня продукции и услуг. При этом в последнее время основным фактором, обеспечивающим конкурентные позиции, стали инновации на основе цифровых технологий [13]. Одной из наиболее распространенных являются искусственные нейросети, которые обеспечивают эффективное использование большого массива данных и способствуют интенсификации всех бизнес-процессов на предприятии [9]. Учет этих факторов требует разработки новых методов и систем для поддержки принятия решений и оптимизации бизнес-процессов. Предприятие должно рассматриваться как единое целое, принимая во внимание взаимосвязь между его технологическими и бизнес-слоями. Изменение, вызванное распространением цифровизации, позволяет современным системам идентифицировать и группировать различные производственные ресурсы, определять типы индивидуальных взаимосвязей между продуктами и ресурсами и управлять набором этих взаимосвязей.

Одним из известных средств цифровизации является искусственная нейронная сеть – это программа или модель машинного обучения, которая принимает решения аналогично человеческому мозгу, используя процессы, имитирующие совместную работу биологических нейронов для выявления явлений, взвешивания вариантов и получения выводов [7].

Искусственные нейронные сети (иногда называемые просто нейронными сетями или коннекционистскими моделями) предоставляют средства для решения сложных шаблонно-ориентированных задач как категоризации, так и временных рядов (анализа тенденций) [10]. Непараметрическая природа нейронных сетей позволяет разрабатывать модели без каких-либо предварительных знаний о распределении совокупности данных или возможных эффектах взаимодействия между переменными, как того требуют широко используемые параметрические статистические методы [5].

Задачи, решаемые с помощью искусственной нейросети перечислены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Наиболее распространенные задачи, решаемые с помощью нейросети [18, с.383]

По мере роста научной изученности искусственной нейросети ее применение стало приобретать все более практический характер. На ее основе стали разрабатываться программные инструменты, имеющие прикладное значение в деятельности современных организаций и преследующие достижение вполне конкретных целей [2]. Конечно, в первое время применение таких программных средств получило в IТ-сфере, однако впоследствии все больше компаний из других отраслей экономики стали применять данную концепцию для решения проблем или повышения эффективности ряда бизнес-процессов.

Изначально применение искусственной нейросети было ориентировано на сбор, систематизацию и анализ информации. При этом по мере увеличения информационной нагрузки во всех сферах хозяйственной деятельности, применение функций искусственной нейросети стало набирать все большую популярность [14]. Сферы применения искусственной нейросети в деятельности организации перечислены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сферы применения искусственной нейросети, имеющей влияние на оптимизацию бизнес-процессов [12, с.211-212]

Являясь мощным техническим инструментом, нейросетевые технологии помогают принимать важные и неочевидные решения в условиях неопределенности, нехватки времени и ограниченных информационных ресурсов [1].

При внедрении технологий искусственной нейросети в бизнес-процессы организации можно добиться следующей оптимизации (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Проявления положительного влияния использования нейросети на бизнес-процессы [4; 7]

Для оценки использования нейросети в практической деятельности современных организаций обратимся к статистическим данным. Американская компания, разработчик программного обеспечения для маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, «HubSpot» в 2024 г. опросила 1350 маркетологов, специалистов по продажам и службы поддержки, SEO-специалистов из разных стран мира. Данные, характеризующие сферы применения искусственной нейросети, представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Данные, характеризующие сферы применения искусственной нейросети [19]

Согласно опросу, возможности искусственной нейросети в настоящее время преимущественно используют для создания нового контента – 48%. Это свидетельствует о том, что современные модели нейросети уже не просто собирают, систематизируют и анализируют информацию, но и способны более эффективно чем человек создавать что-то новое [16].

Согласно исследованиям «HubSpot», при создании контента с помощью нейросети маркетологи экономят до 3 часов работы на каждом материале. 20% используют технологии при создании текстов, 20% ― изображений, 18% составляют план материала.

Более половины (53%) опрошенных специалистов перед публикацией вносят только незначительные правки в сгенерированный текст, 39% в значительной степени редактируют контент, 5% полностью меняют текст, 4% вообще не вносят изменений.

Абсолютное большинство (83%) опрошенных ответили, что используемая нейросеть помогает им создавать значительно больше контента, чем они смогли сделать без него. Еще применение данной технологии упрощает процесс локализации и персонализации создаваемого контента.

21% специалистов генерируют выдержки из текстов, что полезно при повторном использовании материалов на других площадках. 37% опрошенных используют нейросети для анализа контента и поиска инсайтов.

Согласно исследованию компании «Sprout Social», 71% респондентов внедряют искусственный интеллект в рабочие процессы, и 82% из них отмечают положительное влияние технологий [19].

Исходя из данных исследования «The State of AI in Marketing», 68% директоров по маркетингу считают, если полностью внедрить в работу искусственный интеллект и автоматизацию, бизнес покажет беспрецедентный рост. 62% респондентов уже инвестируют в искусственную нейросеть. 71% из них отмечают увеличение ROI, 72% ― повышение продуктивности компании.

Результаты применения нейросети в практической деятельности, согласно опросу «The State of AI in Marketing», представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты применения нейросети в практической деятельности, согласно опросу «The State of AI in Marketing» [19]

Итак, 90% опрошенных заявили, что использование нейросети и позволяет им меньше времени тратить на решение рутинных задач. 80% ответили, что нейросеть позволяет им больше времени уделять творческому процессу, а 79% отметили возможность сконцентрироваться на креативных обязанностях.

Применение нейросетей в среднем позволяет сотрудникам экономить до двух с половиной часов рабочего времени в день [17].

Исходя из представленного материала можно сделать вывод, что использование искусственных нейросетей обладает ярко выраженным свойством влиять на эффективность бизнес-процессов. При этом объективные статистические данные по этому вопросу есть преимущественно только в маркетинговой сфере, что обусловлено возможностью маркетологов непосредственно самим проводить подобные исследования и отслеживать результат. Однако без всякого сомнения, и в большинстве других сфер деятельности использование искусственной нейросети позволит повысить эффективность бизнес-процессов за счет тех возможностей, которые сегодня предоставляют вычислительные возможности и разработанные платформы искусственного интеллекта.

Заключение.

Таким образом, искусственные нейросети являются новейшей технологией, которая по аналогии с естественными нейросетями анализирует информацию на основе алгоритмов [15]. Использование нейросети в современных условиях является важным фактором повышения эффективности типовых бизнес-процессов. За счет внедрения инструментов на основе нейросети собственники бизнеса могут добиться сокращения затрат, оптимизации затрат времени, повышения скорости принятия решений и повышения эффективности учета, анализа и контроля. Помимо этого, согласно проведенным опросам, современные нейросети все больше используются для создания нового контента и разработки новых идей. Развитие вычислительных мощностей и специализированных платформ искусственного интеллекта открывает новые горизонты для применения данной технологии в деятельности хозяйствующих субъектов [8]. Без всякого сомнения исследования по данному вопросу будут продолжаться и использование искусственной нейросети будет находить все большее применение в нашей повседневной жизни.


References:

AI Insights for Marketers. Retrieved March 25, 2025, from https://offers.hubspot.com/ai-marketing

Aksenov A. V. (2024). Synthesis of a neural network based on a Petri net in solving optimization problems. Problems of synthesis of artificial neural networks. Nauchnyy aspekt. 16 (5). 2137-2146.

Alimov R.A. (2023). Artificial Intelligence and Data Structure Learning: How Machine Learning is Changing Approaches to Learning Young science. 18-20.

Analytics-automated-and-martech. Retrieved March 25, 2025, from https://www.marketingcharts.com/customer-centric/analytics-automated-and-martech-229442

Boldycheva A. G. (2024). Neural networks and artificial intelligence in enterprise management

Demyanov S. A. (2024). The specifics of the use of artificial intelligence in Internet marketing Engineering: theory and practice. 33-35.

Gafarov F.M., Galimyanov A.F. (2018). Artificial neural networks and applications

Golovanova E.N., Petrova V.A. (2023). The use of artificial intelligence in enterprise management Actual problems of socio-economic and technological development of Russia: theory and practice. 53-57.

Golovin S. A., Parshina Yu. D. (2024). Iintegration of information technologies into modern enterprise management. Nauchnyy Lider. (9). 10-13.

Gorbachenko V.I. (2023). Artificial intelligence, neural networks and promising areas of their application New Information Technologies and Systems. 97-105.

Kuznetsov I.A., Shevyakov A.Yu., Baranova E.D. (2024). Using artificial intelligence and machine learning to automate decision-making and optimize business processes in the service sector. Voprosy otraslevoy ekonomiki. (3). 8-16. doi: 10.24888/2949-2793-2024-7-8-16.

Lyapuntsova E. V., Semenyuta A. N. (2024). Optimization of recruitment processes through the implementation of intellectual data analysis technologies. \. (3). 56-58. doi: 10.24412/2071-6168-2024-3-56-57.

Makhov I.S., Chumakova E.V., Korneev D.G. (2024). Designing methods for assessing operational risk criticality based on neural network ensembles and explicable artificial intelligence technologies Enterprise Engineering and Knowledge Management. 220-227.

Miroshnichenko M.A. (2021). Digital transformation: Russian priorities for the formation of the digital economy

Morozov M.M. (2022). Digital transformation of the service economy

Piskun E.S., Nuansengsi D.V., Kotko E.N. (2024). Optimization of business processes in e-commerceusing artificial intelligence methods and algorithms. Doklady Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta informatiki i radioelektroniki. 22 (6). 103-111. doi: 10.35596/1729-7648-2024-22-6-103-111.

Pugacheva O. V. (2024). Use of artificial intelligence in the economy and society: directions, problems and regulation. Izvestiya Gomelskogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny. (5). 136-141.

Savina S.A., Zavarykin K.V., Melikhova L.A. (2024). Development of the regional economy based on the innovation policy of modern commercial organizations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6849-6858. doi: 10.18334/epp.14.11.122023.

Suslova V.S. (2024). Using artificial intelligence to improve business development efficiency. Respublikanskiy institut innovatsionnyh tekhnologiy. 52-53.

Страница обновлена: 03.06.2025 в 00:51:54