Стратегии применения нейросетей при обучении дизайну
Тарханова Е.Г.1
, Баева О.Н.1![]()
1 Байкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 21
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74511228
Аннотация:
В статье рассматривается изменение стратегического поведения субъектов, предлагающих обучение в области дизайна в связи с распространением искусственного интеллекта. Исследование, проведенное на базе популярной платформы Telegram, включало в себя контент-анализ постов фирм, которые предлагают курсы дизайна. В результате анализа тематики постов в годовом разрезе и динамики за более короткие промежутки времени, а также изучения топовых постов Telegram-каналов фирм в указанной отрасли за 2023-2024 гг. удалось сделать вывод о рутинизации услуги по обучению работе с нейросетями: ее предлагают и крупные, и средние, и мелкие субъекты. Субъекты при этом либо диверсифицируют свою деятельность или развивают имеющийся курс, либо используют нейросети как маркетинговую «приманку». Со стороны спроса, если судить по вовлеченности и активности пользователей каналов, интерес к теме нейросетей постепенно снижается. При этом обучение работе с нейросетями профессионализируется. Выводы и результаты проведенного исследования могут быть интересны региональным игрокам, действующим на рынке обучения дизайну, кроме того, их можно применить при дальнейшем изучении темы с помощью тематического моделирования.
Ключевые слова: нейросеть, Telegram-канал, стратегия, дизайн, обучение, курсы
JEL-классификация: C45, C80, L86, L80
Введение
Природа и масштаб проблемы. В настоящее время нейросети распространяются семимильными шагами во всех отраслях экономики. Одной из самых популярных сфер их приложения является дизайн. Исследования [1] показывают, что 59% дизайнеров Центральной части России используют в своей работе нейросети и 45% дизайнеров по всей стране прибегают к их использованию. В 2023 г. спрос на нейросети в среде дизайнеров вырос в восемь раз [2].
При этом, по мнению экспертов [13], о замене дизайнерского труда машинным речи не идет. В большинстве своем нейросети воспринимаются в качестве дополнительного орудия труда, которое ускоряет процесс работы дизайнера и делает его более конкурентоспособным. Вместе с тем ограниченный личный опыт использования искусственного интеллекта показывает, что добиться приемлемого результата даже для референса не получается неискушенному пользователю нейросетей. Сейчас развитие нейросетей и желание повысить свою конкурентоспособность среди дизайнеров открывает поле возможностей еще одному субъекту в данной сфере.
Школы и всевозможные акторы, предлагающие курсы дизайна, создают новую нишу рынка образовательных услуг, связанных с нейросетями. Насколько она популярна и какие изменения стратегического поведения следует провести тем организациям, работающим в сфере дизайнерского образования, которые еще не ступили на путь принятия нейросетей как неотъемлемой данности современного мира, в том числе дизайнерского, – это основная проблемная канва данного исследования. Недооценка роли новых технологий и противопоставление себя им может дорого обойтись особенно региональным игрокам в период расцвета интернет-образования.
Проблемы исследования. В данном исследовании нужно выявить, каково влияние развития искусственного интеллекта на рынок (спрос и предложение) в сфере обучения дизайну. Кроме того, следует определить, как это развитие изменяет стратегического поведения фирм, предлагающих курсы дизайна.
Проверяемые гипотезы:
1) популярность профессии «Дизайнер» не снизится в связи с развитием нейросетей;
2) в связи с развитием искусственного интеллекта акцент в обучении дизайну сместится на нейросети.
Контекст, цели и задачи исследования. В связи с тем, что проблематика исследования предполагает не просто оценку действий игроков образовательного рынка со стороны предложения, прибегающих к тематике нейросетей, но и изучение спроса, то в качестве информационной базы выбраны каналы социальной сети Telegram.
Этот выбор можно обосновать наличием данных об отношении подписчиков к постам, возможностью выгружать и анализировать посты, в том числе посредством различных программных средств и сервисов. В сравнении с опросами Telegram-каналы способны дать более дешевую и доступную информацию в достаточно большом объеме. Сайты школ дизайна тоже имеют ограничение, поскольку по их данным невозможно отследить обратную связь со стороны спроса. Кроме того, по данным опросов Telegram популярен среди дизайнеров (92% дизайнеров в центральной России используют его как источник информации [1]), молодежи как основного потребителя услуг рассматриваемых школ (например, по исследованию 2022 г. 80% молодежи Красноярского края использует его [3]). После 2022 г. в связи с политическими событиями в стране Telegram в два раза нарастил свой контингент [12].
В соответствии с проблематикой и информационной базой исследования были сформулированы его цели: определить тематику постов субъектов, предлагающих курсы дизайна; определить тематику постов по нейросетям, которые публикуются на каналах школ и субъектов, работающих и предлагающих обучение в сфере дизайна.
Общими задачами являются следующие положения:
1) обзор методов анализа данных социальных сетей (в частности Telegram) и методологии исследования;
2) выгрузка и анализ информации;
3) рекомендации фирмам-производителям курсов по дизайну.
Одной из самых сложных с технической точки зрения является задача анализа информации. Ниже представлены частные задачи, которые входят в задачу анализа:
1) выявление субъектов-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна в Telegram;
2) сбор постов выявленных каналов в нескольких временных срезах по тематике нейросетей;
3) классификация выявленных постов по нейросетям для определения их тематики;
4) определение структуры и динамики популярности темы нейросетей по каналам с курсами дизайна;
5) выгрузка всех топ-популярных постов выявленных каналов в нескольких временных срезах;
6) выявление постов, посвященных нейросетям, из числа топовых и определение их тематики;
7) определение места темы обучения в рамках анализа по ключевому слову «нейросеть» и анализа топовых тем;
8) анализ темы обучения нейросетям по набору программ и платформ;
9) анализ темы обучения и определение места нейросетей в ней;
10) определение стратегии субъектов, предлагающих курсы дизайна.
Обзор литературы. При подготовке к исследованию был рассмотрен ряд источников, касающихся методологии и информационной базы контент-анализа данных социальных сетей. А.В. Чугунов и др. на платформе Telegram с помощью сервиса TGStat выгрузили статистику политических каналов (по 98,5 тыс. постов) и провели их анализ с помощью инструментов PolyAnalyst: они строили сценарии кластеризации и создавали облака тегов для определения темы постов [17]. Л.Д. Забокрицкая и др. изучали ценности молодежи посредством анализа персональных данных анкет в социальной сети «Вконтакте» с помощью метода users.get и последующей обработки в IBM SPSS Statistics Base 22.0 [6]. О.В. Золотарев и А.Х. Хакимова составляли облака слов и n-граммы для определения весов тематических групп в динамике с целью последующего определения основных вопросов и терминов, которые обсуждались в Твиттере в период пандемии коронавируса [7]. А.Д. Кавеева использовала метод тематического моделирования LDA для определения тем материнских чатов в сети «Вконтакте» [8]. Л.А. Шайгерова и др. при выявлении этнокультурной идентичности подростков посредством анализа данных сети «Вконтакте» для решения проблемы неравномерности публикации постов, включаемых в выборку, предлагается ее ограничивать n-количеством последних для последующего статистического анализа [18]. В исследовании социальных связей социальной сети «Вконтакте» Д.А. Казанцева также используется ограничение выборки путем исключения закрытых аккаунтов [9]. О.А. Митрофанов описывает программные средства, позволяющие из набора текстовых данных формировать совокупность тем, которая их описывает [10]. Б.А. Низомутдинов и Л.А. Видясова при автоматизированном анализе социальных медиа социальных сетей не ограничиваются специфическим инструментарием типа формирования облака слов, привлекая традиционные показатели для анализа динамики относительных показателей (например, среднее количество комментариев на пост) и структуры участников сообществ [11]. Б.А. Низомутдинов и О.Г. Филатова анализировали комментарии пользователей политических Telegram-каналов и проводили тематическое моделирование с помощью инструментов Yandex Data Lens и модели Gensim, основанной на алгоритме LDA [12]. Хлопотов М.В. и др. проводили кластеризацию кинолюбителей по данных специализированных социальных сетей с использованием пакета NbClust R и дальнейшим определением качества кластеризации [16].
Как видно, в исследованиях, связанных с социальными сетями и контент-анализом, в частности, активно используется тематическое моделирование и различные программные средства. Последние используются для классификации, кластеризации и прогнозирования на основе больших данных. В этой работе в связи с тем, что исследование является пилотным, возможности применения искусственного интеллекта ограничены. Это связано с тем, что имеется потребность его дообучить в соответствии с целями этой работы: тематика постов не всегда является очевидной, что требует ручного анализа. Как пишет Е.Ю. Виноградова, «задачи классификации очень плохо алгоритмизируются» [4]. Возможность дообучения, например, имеется у платформы PolyAnalyst [17].
Использование нейросетей позволит заниматься мониторингом среды для принятия управленческих решений и понимания стратегии развития фирм. А.Ф. Шуплецов и др., в частности приводят теоретическое обоснование возможности применения искусственного интеллекта в целях прогнозирования стратегий [19]. В целом формулировка стратегии и предполагает анализ внешней среды. Поэтому использование Telegram как полигона исследования стратегий выглядит весьма обоснованной.
Методология и информационная база исследования. Для выявления Telegram-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна и публикующих посты о нейросетях, был использован сервис TGStat. Поиск публикаций осуществлялся с помощью ключевого слова «нейросеть». Анализ был ограничен тематикой дизайна с января по февраль 2024 г. Далее из найденного перечня (1145 постов) вручную выявлялись каналы, в которых упоминается обучение или курсы по дизайну. В итоге было выявлено 123 поста, касающихся нейросетей, 42 каналов (табл. 1). После этого также вручную выявлялась тематика найденных постов. Аналогично определялась тематика указанных 42 каналов по временным срезам: с января по февраль 2023 г. По этим же 42 каналам в годовом разрезе определялась активность, вовлеченность и средний охват публикации. Кроме этого, были добавлено четыре канала, которые очевидно связаны с обучением дизайну и которые не были выявлены в первоначальной выборке.
Таблица 1
Информационная база исследования
|
Характеристика
запросов
|
Количество
|
Структура,
проц.
|
|
Поисковый
запрос: тематика поиска «дизайн»
| ||
|
каналов
|
6518
|
-
|
|
Первоначальный
запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн»,
январь-февраль 2024
| ||
|
постов
|
1145
|
х
|
|
каналов
|
429
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
5 110 176 138 |
1,2 25,6 41,0 32,2 |
|
Выборка
| ||
|
постов
|
123
|
х
|
|
каналов
|
42
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 12 25 4 |
2,4 28,6 59,5 9,5 |
|
Запрос:
текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2023
| ||
|
постов
|
722
|
х
|
|
каналов
|
285
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
6 87 111 81 |
2,1 30,5 38,9 28,4 |
|
Выборка
| ||
|
постов
|
95
|
х
|
|
каналов
|
15
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 8 5 1 |
6,7 53,3 33,3 6,7 |
|
Запрос:
текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», с марта 2023 по март
2024
| ||
|
постов
|
5001
|
х
|
|
каналов
|
942
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
7 185 358 392 |
0,7 19,6 38,0 41,6 |
|
Выборка
| ||
|
постов
|
502
|
х
|
|
каналов
|
46
|
100,0
|
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 12 26 7 |
2,2 26,1 56,5 15,2 |
Активность пользователей складывается из всех видов реакций на посты: пересылки, комментарии, реакции. Вовлеченность показывает, сколько активностей пользователей приходится на один просмотр. Показатель среднего охвата одной публикации представляет собой соотношение среднего числа просмотров на один пост к числу подписчиков.
Далее по каждому из 42 выявленных каналов был сгенерирован отчет с 10 топовыми публикациями в двух временных срезах: за февраль 2023 и 2024 гг. Фильтрация данных проводилась по показателю вовлеченности подписчиков. Этот показатель помогает рассматривать исследуемый рынок не только с позиции предложения: кроме этого, учитываются характеристики спроса. Самые высокие и самые низкие значения индекса вовлеченности отметались, поскольку они могут быть связаны с равенством активностей и просмотров или нулевыми их значениями.
После этих действий формировался общий файл с топовыми публикациями. По итогу этих действий удалось определить динамику топовых публикаций с упоминанием нейросетей.
Кроме этого, данные публикации подверглись структурному анализу: по каждому посту из числа топовых с упоминанием нейросетей определялась тема в динамике по указанным ранее временным срезам. Среди тем особое значение уделялось теме обучения.
Выявленные данные понадобились для определения стратегического развития фирм-производителей курсов по дизайну. Для этого по выявленным топовым публикациям с темой обучения нейросетям определялся список каналов. На основе анализа выявленных сообщений и сайтов найденных субъектов определялась стратегия их поведения в соответствии с классификацией, приведенной у О.С. Виханского и А.И. Наумова [5], приводилось описание продуктов, связанных с нейросетями и сам их перечень.
Основная часть
Результаты. При выполнении задач, поставленных в исследовании, были получены следующие результаты.
1. В период с марта 2023 по март 2024 гг. было выявлено 46 каналов, которые публикуют посты про обучение и нейросети. За указанный период было опубликовано 502 поста по тематике, связанной с нейросетями. Число подписчиков выявленных каналов составляет более 597 тыс. человек. Вовлеченность в целом по всем каналам равна 1,94%, что является средним ее уровнем. При этом средний охват одной публикации составляет 0,41% (табл. 2).
Таблица 2
Статистика каналов
|
№
|
Название источника
|
Посты
|
Подписчиков
|
Просмотров
|
Активностей
|
Вовлеченность, проц.
|
Средний охват одной
публикации, проц.
|
|
1
|
Што
такое фотошоп?
|
13
|
110421
|
134885
|
1032
|
0,77
|
9,40
|
|
2
|
Figma
| Дизайн
|
22
|
96308
|
193983
|
2788
|
1,44
|
9,16
|
|
3
|
Phhh
Phhh | Фотошоп
|
14
|
70332
|
104578
|
684
|
0,65
|
10,62
|
|
4
|
Секретный
канал Логомашины
|
21
|
36472
|
78344
|
1303
|
1,66
|
10,23
|
|
5
|
Оди
|
9
|
34356
|
39220
|
741
|
1,89
|
12,68
|
|
6
|
4Design
|
25
|
31053
|
98098
|
2335
|
2,38
|
12,64
|
|
7
|
Tilda
Publishing News
|
4
|
27377
|
29698
|
622
|
2,09
|
27,12
|
|
8
|
unid
| графический дизайн
|
9
|
26381
|
68719
|
1339
|
1,95
|
28,94
|
|
9
|
JCenterS
- Компьютерная графика (CG, VFX, 3D)
|
23
|
16289
|
91185
|
1416
|
1,55
|
24,34
|
|
10
|
CONTENTED
— школа дизайна
|
14
|
15693
|
34787
|
957
|
2,75
|
15,83
|
|
11
|
Школа
инфографики Bek.Five
|
3
|
15022
|
1954
|
66
|
3,38
|
4,34
|
|
12
|
Наука
Дизайна
|
10
|
12969
|
22135
|
541
|
2,44
|
17,07
|
|
13
|
Щёлочь
|
13
|
12208
|
47559
|
1890
|
3,97
|
29,97
|
|
14
|
Дизайнер
презентаций с Bonnie&Slide
|
2
|
9604
|
5030
|
39
|
0,78
|
26,19
|
|
15
|
KHS |
Digital Art
|
33
|
9429
|
108282
|
2435
|
2,25
|
34,80
|
|
16
|
Школа
дизайна НИУ ВШЭ
|
6
|
8474
|
13926
|
272
|
1,95
|
27,39
|
|
17
|
Hot
Motion
|
3
|
7459
|
2380
|
12
|
0,50
|
10,64
|
|
18
|
Photofox
|
5
|
6662
|
12855
|
318
|
2,47
|
38,59
|
|
19
|
PixelMap
|
4
|
5995
|
4782
|
160
|
3,35
|
19,94
|
|
20
|
PROSLIDES
SCHOOL | Презентации, дизайн
|
7
|
4369
|
6754
|
94
|
1,39
|
22,08
|
|
21
|
Школа
Видео
|
2
|
3961
|
4132
|
164
|
3,97
|
52,16
|
|
22
|
MDA
|
2
|
3509
|
2309
|
138
|
5,98
|
32,90
|
|
23
|
Successfulstocker
| офишл 😎
|
7
|
2632
|
10714
|
364
|
3,40
|
58,15
|
|
24
|
BEAUTY
STORIES • Leshankseniya
|
1
|
2422
|
1618
|
35
|
2,16
|
66,80
|
|
25
|
Design
not fabricated
|
11
|
2302
|
4305
|
228
|
5,30
|
17,00
|
|
26
|
Дизайн
с Krona.Studio
|
9
|
2166
|
2048
|
194
|
9,47
|
10,51
|
|
27
|
Карточки
Одуванова
|
1
|
2007
|
3897
|
62
|
1,59
|
194,17
|
|
28
|
Марат
Нуриев — Карточки, но не банковские
|
4
|
1900
|
7483
|
526
|
7,03
|
98,46
|
|
29
|
ХранилищеЗнаний
|
7
|
1781
|
403
|
22
|
5,46
|
3,23
|
|
30
|
Влада
про дизайн и продажи💸
|
3
|
1661
|
4141
|
96
|
2,32
|
83,10
|
|
31
|
AlexHappy3D
|
9
|
1538
|
13302
|
416
|
3,13
|
96,10
|
|
32
|
Полищук
Александр | Дизайнер инфографики
|
2
|
1535
|
3125
|
105
|
3,36
|
101,79
|
|
33
|
tak pobedim.design
|
5
|
1503
|
4685
|
305
|
6,51
|
62,34
|
|
34
|
Инфографика
и Нейросети
|
79
|
1398
|
50968
|
1384
|
2,72
|
46,15
|
|
35
|
Школа
СтокМастер
|
2
|
1303
|
1342
|
24
|
1,79
|
51,50
|
|
36
|
Art
Glück Education / Дизайн и архитектура
|
19
|
1214
|
9539
|
377
|
3,95
|
41,36
|
|
37
|
Moi3d
not pomoi
|
1
|
1171
|
1019
|
51
|
5,00
|
87,02
|
|
38
|
ШКОЛА
ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ ILCONA
|
1
|
1142
|
394
|
29
|
7,36
|
34,50
|
|
39
|
Русджоновская
|
2
|
1056
|
500
|
12
|
2,40
|
23,67
|
|
40
|
SARGAZM | design by Kopasova
|
2
|
889
|
702
|
76
|
10,83
|
39,48
|
|
41
|
🫨
Небинарный Дизайнер
|
22
|
862
|
7772
|
205
|
2,64
|
40,98
|
|
42
|
Школа
3D-моделирования 3D CLUB
|
23
|
835
|
1663
|
18
|
1,08
|
8,66
|
|
43
|
Цитадель
• онлайн-школа дизайна
|
6
|
683
|
1807
|
34
|
1,88
|
44,09
|
|
44
|
Artways.bootcamp
|
17
|
515
|
3779
|
204
|
5,40
|
43,16
|
|
45
|
Школа
3D-графики | 3D Club
|
24
|
355
|
688
|
3
|
0,44
|
8,08
|
|
46
|
Школа
дизайна DH
|
1
|
341
|
254
|
6
|
2,36
|
74,49
|
|
47
|
Общий
|
502
|
597554
|
1241743
|
24122
|
1,94
|
0,41
|
Почти по 70% каналов уровень вовлеченности в тему нейросетей выше среднего по выборке (рис.). У 30% каналов наблюдается очень высокий уровень вовлеченности аудитории: больше 3,5% активностей приходится на один просмотр. Вовлеченность меньше 1% демонстрирует всего 5 каналов. Максимальная вовлеченность составила больше 10,8% и связана в большей мере с особенностями расчета, чем фактической характеристикой популярности темы у аудитории. Поэтому фактически вовлеченность колеблется от 0,44 до 9,47%.
Направленность изменения среднего охвата и вовлеченности в целом совпадают. При этом имеет место более широкий размах значений по вовлеченности подписчиков. Если не учитывать экстремальные значения среднего охвата, то разброс его значений меньше в сравнении с разбросом вовлеченности.
Рис. Вовлеченность и средний охват одной публикации по выборке Telegram-каналов
Источник: составлено автором по [14].
2. Популярность темы нейросетей в январе-феврале 2024 г. в Telegram сократилась в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (число постов увеличилось на 29,5%, но при этом их количество в расчете на один канал сократилось в два раза). Размер каналов, поднимающих исследуемую тему, тоже изменился: если в 2023 г. о нейросетях писали в основном средние и крупные каналы, посвященные дизайну (60% каналов: подписчиков больше 10 000), то в 2024 число подписчиков на один канал сократилось на 51%. Основная часть прироста числа постов была обеспечена каналами с числом подписчиков от 1000 до 10 000 (им принадлежит 58% постов) (табл. 3).
Таблица 3
Динамика популярности постов о нейросетях в январе-феврале, 2023-2024 гг.
|
Показатель
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Темп роста, проц.
|
Изменение, проц.
|
|
Постов
|
95
|
123
|
129,47
|
29,47
|
|
Подписчиков
|
442305
|
589373
|
133,25
|
33,25
|
|
Просмотров
|
336623
|
285667
|
84,86
|
-15,14
|
|
Активностей
|
8299
|
6415
|
77,30
|
-22,70
|
|
Количество каналов
|
15
|
42
|
262,50
|
162,50
|
|
Постов на один канал
|
5,94
|
2,93
|
49,32
|
-50,68
|
|
Подписчиков на один канал
|
27644,06
|
14032,69
|
50,76
|
-49,24
|
|
Просмотров на один канал
|
21038,94
|
6801,60
|
32,33
|
-67,67
|
|
Активностей на один канал
|
518,69
|
152,74
|
29,45
|
-70,55
|
|
Просмотров на один пост
|
3543,4
|
2322,496
|
65,54
|
-34,46
|
|
Активностей на один пост
|
87,36
|
52,15
|
59,70
|
-40,30
|
|
Вовлеченность, проц.
|
2,47
|
2,25
|
х
|
-0,22
|
|
Средний охват одной публикации, проц.
|
0,80
|
0,39
|
х
|
-0,41
|
При относительном снижении популярности темы нейросетей среди Telegram-каналов имело место абсолютное снижение интереса к ней со стороны подписчиков. Просмотры и активность пользователей сократились на 15,1 и 22,7% соответственно.
При снижении числа подписчиков на один канал на 49,2% их активность и просмотры в расчете на один канал сократилась в еще большей мере: на 70,5 и 67,8% соответственно. При этом вовлеченность имеющихся пользователей изменилась не так кардинально: соотношение активностей и просмотров сократилось на 0,22 процентных пункта. Стоит учитывать, что активность на один пост сократилась в большей мере, чем число просмотров на один пост (40 в сравнении 34%).
Таким образом, относительная популярность темы нейросетей в 2024 г. снизилась не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. При этом спрос на эту тему сократился в большей мере, чем предложение за счет роста популярности темы среди мелких и средних по размеру Telegram-каналов.
3. Тематика постов за анализируемый период значительно изменилась. Если в 2023 г. только четверть постов касалась обучения, то в 2024 г. это цифра равна 57% (табл. 4).
Таблица 4
Тематика постов с упоминанием нейросетей
|
Тематика
|
Январь-февраль
2023 г. |
Январь-февраль
2024 г.
|
Изменение,
проц.
| ||
|
Число
|
Доля, проц.
|
Число
|
Доля,
проц.
| ||
|
Конкурс
|
5
|
5,26
|
3
|
2,44
|
-2,82
|
|
Материалы
|
17
|
17,89
|
13
|
10,57
|
-7,33
|
|
Обучение
|
25
|
26,32
|
70
|
56,91
|
30,59
|
|
Работы
|
9
|
9,47
|
9
|
7,32
|
-2,16
|
|
Новости
|
13
|
13,68
|
4
|
3,25
|
-10,43
|
|
Обсуждение
|
12
|
12,63
|
8
|
6,50
|
-6,13
|
|
Реклама
|
6
|
6,32
|
8
|
6,50
|
0,19
|
|
Опрос
|
6
|
6,32
|
2
|
1,63
|
-4,69
|
|
Статьи
|
2
|
2,11
|
6
|
4,88
|
2,77
|
|
Всего
|
95
|
100,00
|
123
|
100,00
|
-
|
На втором месте в структуре находятся посты с упоминанием нейросетей в качестве инструментов и материалов: их доля за анализируемый период сократилась на 7%.
4. Несмотря на количественный рост темы нейросетей в числе топовых постов анализируемых Telegram-каналов в феврале 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, качественных сдвигов в популярности темы не произошло (табл. 5). Просмотры и активности в расчете на один пост о нейросетях снижаются, причем последние в большей мере. Положительная динамика по ряду качественных показателей обеспечена прежде всего увеличением числа Telegram-каналов, в которых стала освещаться тема нейросетей в дизайне.
Таблица 5
Динамика популярности нейросетей в топ-10 постов, февраль 2023-2024 гг.
|
Показатель
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Темп роста, проц.
|
Изменение
|
|
Постов
всего
|
299,00
|
456,00
|
152,51
|
157,00
|
|
- о
нейросетях
|
24,00
|
58,00
|
241,67
|
34,00
|
|
- доля,
проц.
|
8,03
|
12,72
|
х
|
4,69
|
|
Подписчиков
всего
|
518274,00
|
593377,00
|
114,49
|
75103,00
|
|
- по
постам о нейросетях
|
162644,00
|
307458,00
|
189,04
|
144814,00
|
|
- доля,
проц.
|
31,38
|
51,81
|
х
|
20,43
|
|
Просмотров
всего
|
881260,00
|
884001,00
|
100,31
|
2741,00
|
|
- по
постам о нейросетях
|
75220,00
|
128871,00
|
171,33
|
53651,00
|
|
- доля,
проц.
|
8,54
|
14,58
|
х
|
6,04
|
|
Активностей
всего
|
37747,00
|
39822,00
|
105,50
|
2075,00
|
|
- по
постам о нейросетях
|
4117,00
|
6608,00
|
160,51
|
2491,00
|
|
- доля,
проц.
|
10,91
|
16,59
|
х
|
5,69
|
|
Количество
каналов всего
|
30,00
|
47,00
|
156,67
|
17,00
|
|
- по
постам о нейросетях
|
10,00
|
24,00
|
240,00
|
14,00
|
|
- доля,
проц.
|
33,33
|
51,06
|
х
|
17,73
|
|
Постов о
нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
2,40
|
2,42
|
100,69
|
0,02
|
|
Постов о
нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
0,80
|
1,23
|
154,26
|
0,43
|
|
Подписчиков
с постами о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
16264,40
|
12810,75
|
78,77
|
-3453,65
|
|
Подписчиков
с постами о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
5421,47
|
6541,66
|
120,66
|
1120,19
|
|
Просмотров
постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
7522,00
|
5369,63
|
71,39
|
-2152,38
|
|
Просмотров
постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
2507,33
|
2741,94
|
109,36
|
234,60
|
|
Активностей
на посты с упоминанием нейросетей на один канал с упоминанием нейросетей
|
411,70
|
275,33
|
66,88
|
-136,37
|
|
Активностей
на посты с упоминанием нейросетей на один канал без упоминания нейросетей
|
137,23
|
140,60
|
102,45
|
3,36
|
|
Просмотров
на один пост о нейросетях
|
3134,17
|
2221,91
|
70,89
|
-912,25
|
|
Активностей
на один пост о нейросетях
|
171,54
|
113,93
|
66,42
|
-57,61
|
|
Вовлеченность
по постам о нейросетях, проц.
|
5,47
|
5,13
|
93,68
|
-0,35
|
|
Средний
охват одной публикации о нейросетях, проц.
|
1,93
|
0,72
|
37,50
|
-1,20
|
Вместе с тем стоит отметить, что интерес к теме использования нейросетей в дизайне сохраняется, о чем свидетельствует в целом наличие постов о них в числе топовых.
5. Февральские топовые посты о нейросетях в 2024 г. в большей мере посвящаются вопросам обучения (табл. 6). Если в 2023 г. за исследуемый месяц подписчиков больше интересовали информационные посты о возможностях различных нейросетей, то в 2024 г. высокий интерес у аудитории вызывают не только их описание, но и различные вопросы, связанные с обучением работе с нейросетями. Вопросы обучения и информационные материалы составляют более 70% всех рассмотренных постов.
Таблица 6
Тематика топовых постов о нейросетях
|
Тематика
|
Февраль
2023 г.
|
Февраль
2024 г.
|
Изменение,
проц.
| ||
|
Число
|
Доля,
проц.
|
Число
|
Доля,
проц.
| ||
|
Конкурс
|
-
|
-
|
2
|
3,45
|
3,45
|
|
Материалы
|
14
|
58,33
|
21
|
36,21
|
-22,13
|
|
Обучение
|
6
|
25,00
|
21
|
36,21
|
11,21
|
|
Работы
|
-
|
0,00
|
2
|
3,45
|
3,45
|
|
Новости
|
1
|
4,17
|
2
|
3,45
|
-0,72
|
|
Обсуждение
|
3
|
12,50
|
2
|
3,45
|
-9,05
|
|
Реклама
|
-
|
-
|
2
|
3,45
|
3,45
|
|
Опрос
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Статьи
|
-
|
-
|
6
|
10,34
|
10,34
|
|
Всего
|
24
|
100,00
|
58
|
100,00
|
-
|
6. Обучающий контент по нейросетям, продвигаемый в Telegram-каналах, можно разделить на три группы. Первая группа – это мини-курсы с учебной программой и целым набором нейросетей, которые по ней будут рассматриваться слушателями. Вторая группа – это небольшие по длительности интенсивы, в которых рассматривается одна-две нейросети в приложении к какой-либо дизайнерской программе, или информационные блоки о нейросетях в рамках уже освоенного фирмой курса. Наконец, третья группа – это, скорее, бесплатный промо-контент, содержащий общую характеристику нейросетей или уроки по ним, к основному курсу фирмы.
Таким образом, фирмы используют либо стратегию диверсифицированного роста, либо концентрируются на имеющемся продукте (табл. 7), добавляя к курсам контент по нейросетям, чтобы не отставать от лидеров рынка и быть в тренде изменений, диктуемых внешней средой.
Таблица 7
Стратегии фирм по работе с нейросетями
|
Стратегия
|
Примеры
каналов
|
Подписчиков
|
Описание
|
Нейросети
|
|
Горизонтальная
диверсификация
|
KHS Digital Art
|
9350
|
Отдельные курсы от
1,5 до 2 месяцев.
Поддерживающие бесплатные ролики. |
ChatGPT
Synthesia Midjourney AE Stable Diffusion |
|
Щёлочь
|
12222
|
Отдельный курс на 2
месяца.
Мини-инструкции и промты в Telegram-канале. |
Dalle
Dalle 3 Krea Vector Chatgpt Phygital+ stable diffusion Phygital+ Controlnet Midjourney | |
|
Art Glück Education
Дизайн и архитектура
|
1163
|
Отдельный курс на 2
месяца.
Обсуждение возможностей применения. |
Midjourney
Stable Diffusion Invoke.AI | |
|
Секретный канал
Логомашины
|
36955
|
Отдельный мини-курс
на 3 месяца.
Бесплатный онлайн-интенсив. |
Kandinsky
Dall-E BlueWillow Leonardo Playground SDXL Dreamstudio Bing Image Creator Adobe Firefly | |
|
Развитие продукта
|
Artways.bootcamp
|
552
|
Отдельный блок в
курсе «Бренд-дизайнер».
Запись мастер-классов |
MIdJourney
Adobe Firefly |
|
🫨
Небинарный Дизайнер
|
770
|
Отдельный интенсив
на 2 недели по Figma c возможностью пользоваться
подпиской на нейросети. Конкурс с оплатой работ.
|
MidJourney
| |
|
Усиление позиций на
рынке
|
Photofox
|
6661
|
Бесплатные ролики
по нейросетям. Основной курс по Photoshop.
|
чат GPT
|
|
Инфографика и
Нейросети
|
1339
|
Специализированный
курс по применению нейросетей в инфографике. Бонусный модуль за систему
«приведи друга». Розыгрыши на места в курсе. Награды за репосты.
|
Леонардо
| |
|
Школа
Видео
|
3961
|
Подарки – обучающие
материалы по нейросетям для поддержки основного курса.
|
чат GPT
|
Зачастую общие стратегии выявленных фирм являются «комбинированными» [15], поскольку включают в себя дифференциацию, диверсификацию, разные виды интеграции и концентрацию на разных продуктах или рынках. Причем нейросети в этих общих стратегиях не занимают главенствующих позиций.
Выводы. В целом рынок обучения дизайну в плане использования нейросетей стабилизировался. Всего за год произошла рутинизация рассматриваемой инновационной технологии. Сейчас фирмы разных размеров прибегают к теме нейросетей, используя их либо для диверсификации своей деятельности и развития имеющихся продуктов, либо для поддержания интереса к себе в целом.
Со стороны спроса имеет место спад вовлеченности в тему нейросетей. Об этом свидетельствует также тот факт, что фирмы начинают использовать по отношению к самой теме нейросетей поддерживающие маркетинговые инструменты. В то же время потенциал роста спроса к исследуемой теме имеется, поскольку нейросети по-прежнему находятся среди топовых вопросов, а доля активностей по постам, посвященных этой теме, увеличилась за анализируемый период.
Рассматриваемые организации все больше уводят тему нейросетей в коммерческое русло, поскольку доля темы обучения в постах увеличивается, а вес вопросов, связанных с обсуждением и бесплатным снабжением материалами и инструментами, снижается. Можно сказать, что тема обучения работе с нейросетями профессионализируется. У фирм, которые продают небольшие курсы по нейросетям, имеется достаточно большой перечень соответствующих сервисов в программе обучения, а также вопросов, которые заявляются к рассмотрению (от правил составления промтов до вопросов бесплатного использования программ).
Соотнесение выводов с первоначальной гипотезой. В результате проведенного исследования первоначальные гипотезы подтвердились частично. Популярность обучения дизайну не снизилась в связи с развитием искусственного интеллекта. Об этом свидетельствует общий рост числа подписчиков на Telegram-каналы дизайнерских школ. Вместе с тем и акцент в обучающих программах изменились не сильно. Нейросети используются для создания мини-курсов в дополнение к основной их линейке, для дополнения имеющихся курсов, а также в качестве маркетинговых приманок.
В целом базовое дизайнерское образование сейчас сложно заменить нейросетями. Кроме того, оно дает возможность разговаривать с последними на одном языке: например, не имея представления о стилях дизайна сложно что-то генерировать в соответствии с ними. В то же время региональным игрокам не стоит нивелировать значение новых технологий, поскольку главное, на что рассчитаны нейросети сейчас – это увеличение скорости и снижение рутины, и этому стоит обучать. Это увеличивает рынок для самих школ, ведь не каждый умеет писать картины, но число «умельцев» однозначно возрастет при использовании искусственного интеллекта.
Сильные и слабые стороны исследования. Сильной стороной проведенного исследования является большая информационная база. В то же время использованный сервис для создания этой базы является довольно дорогим в использовании, поэтому стоит привлекать и другие бесплатные сервисы, упомянутые в теоретической части работы.
Заключение
Важность результатов. Результаты данного исследования важны с двух точек зрения. Во-первых, они могут пригодиться школам дизайна в плане выбора стратегии при использовании нейросетей, а также применения в практике обучения отдельных их видов. Во-вторых, исследование важно с методологической точки зрения. Поскольку работа проводилась без привлечения программных средств при классификации тем, вручную, то в дальнейших исследованиях можно применять средства искусственного интеллекта, обучив его созданной базой классификации тем, для проведения тематического моделирования.
Понимание области и необходимости дальнейших исследований. Исследование может быть продолжено уже с использованием систем искусственного интеллекта. Это позволит решать задачи классификации тем постов за более длительные периоды времени, а также с большим числом каналов и постов, что не только повысит достоверность результатов, но и даст возможность прогнозировать стратегическое поведение фирм на рассмотренном рынке.
Источники:
2. Price.ru: в 2023 году в 8 раз вырос спрос на нейросети для решения задач в дизайне. Площадка vc.ru: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/910359-priceru-v-2023-godu-v-8-raz-vyros-spros-na-neiroseti-dlya-resheniya-zadach-v-dizaine?ysclid=ltf5eszex9163496369 (дата обращения: 13.08.2024).
3. Васильева О.В., Никитина Н.А., Павлов А.П. Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края // Южно-российский журнал социальных наук. – 2022. – № 4. – c. 70-99. – doi: 10.31429/26190567-23-4-70-99.
4. Виноградова Е.Ю. Методология проектирования нейросетей для поддержки принятия управленческих решений // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – c. 182-186.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. / Учебник – 5-е изд., стереотипн. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 576 c.
6. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 2(156). – c. 148-167. – doi: 10.14515/monitoring.2020.2.692.
7. Золотарев О.В., Хакимова А.Х. Анализ социальных сетей и статистическая обработка твитов о COVID-19 // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2022. – № 2. – c. 84-98. – doi: 10.18137/RNU.V9187.22.02.P.084.
8. Кавеева А.Д. Онлайн-сообщества мам в социальной сети «Вконтакте»: структура и тематика // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2018. – № 6(35). – c. 39-42. – doi: 10.24153/2079-5912-2018-9-6-39-42.
9. Казанцев Д.А. Социальные связи и самопрезентация молодежных политических лидеров Алтайского края и Новосибирской области в социальной сети «ВКонтакте» // История и современное мировоззрение. – 2021. – № 1. – c. 100-113. – doi: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-100-113.
10. Митрофанова О.А. Моделирование тематики специальных текстов на основе алгоритма LDA // Xlii международная филологическая конференция: Избранные труды. Санкт-Петербург, 2014. – c. 220-233.
11. Низомутдинов Б.А., Видясова Л.А. Применение автоматизированного сбора информации из сообществ социальных сетей для выявления активных пользователей // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 12. – c. 15-20.
12. Низомутдинов Б.А., Филатова О.Г. Тестирование методов обработки комментариев из Telegram-каналов и пабликов ВКонтакте для анализа социальных медиа // International Journal of Open Information Technologies. – 2023. – № 5. – c. 137-145.
13. Перестать бояться и полюбить нейросети. Skillbox Media: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/ai-vs-designers/?ysclid=lzs1ou2dzq193816338 (дата обращения: 13.08.2024).
14. Поисковый запрос «Нейросеть». Каталог Telegram-каналов и чатов. Россия — TGStat. [Электронный ресурс]. URL: https://tgstat.ru/?ysclid=lzs5xqsx7z521419959 (дата обращения: 13.08.2024).
15. Туренко Б.Г., Туренко Т.А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 484-490. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).484-490.
16. Хлопотов М.В., Старцева Н.В., Макаренко А.А. Исследование кластеров кинолюбителей и их тематических сообществ в социальных сетях // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 80.
17. Чугунов А.В., Низомутдинов Б.А., Будяк А.А. Telegram каналы глав субъектов Российской Федерации: тестирование исследовательского инструментария // International Journal of Open Information Technologies. – 2022. – № 11. – c. 141-146.
18. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – c. 4-16. – doi: 10.11621/npj.2019.0302.
19. Шуплецов А.Ф., Матвеева М.В., Буров К.О. О периодичности мониторинга и обновлении стратегических планов развития бизнеса компании // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).14.
Страница обновлена: 28.08.2025 в 19:27:53
Download PDF | Downloads: 21
Strategies for the application of neural networks in design training
Tarkhanova E.G., Baeva O.N.Journal paper
Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2024)
Abstract:
The article examines the change in the strategic behavior of subjects offering design education in connection with the spread of artificial intelligence. The study, conducted on the popular Telegram platform, included a content analysis of posts from companies offering design courses. As a result of analyzing the topics of posts on an annual basis and dynamics over shorter periods of time, as well as studying the top posts of Telegram channels of companies in this industry for 2023-2024, it was possible to draw a conclusion about the routine of neural network training services: they are offered by large, medium-sized and small companies. At the same time, the subjects either diversify their activities or develop an existing course or apply neural networks as a marketing tool. On the demand side, judging by the engagement and activity of channel users, interest in neural networks is gradually declining. Simultaneously, training in the use of neural networks becomes more professional. The conclusions and results of the conducted research may be of interest to regional players operating in the market of design training; in addition, they can be applied in further study of the topic using thematic modeling.
Keywords: neural network, Telegram channel, strategy, design, training, course
JEL-classification: C45, C80, L86, L80
