Стратегии применения нейросетей при обучении дизайну

Тарханова Е.Г.1, Баева О.Н.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74511228

Аннотация:
В статье рассматривается изменение стратегического поведения субъектов, предлагающих обучение в области дизайна в связи с распространением искусственного интеллекта. Исследование, проведенное на базе популярной платформы Telegram, включало в себя контент-анализ постов фирм, которые предлагают курсы дизайна. В результате анализа тематики постов в годовом разрезе и динамики за более короткие промежутки времени, а также изучения топовых постов Telegram-каналов фирм в указанной отрасли за 2023-2024 гг. удалось сделать вывод о рутинизации услуги по обучению работе с нейросетями: ее предлагают и крупные, и средние, и мелкие субъекты. Субъекты при этом либо диверсифицируют свою деятельность или развивают имеющийся курс, либо используют нейросети как маркетинговую «приманку». Со стороны спроса, если судить по вовлеченности и активности пользователей каналов, интерес к теме нейросетей постепенно снижается. При этом обучение работе с нейросетями профессионализируется. Выводы и результаты проведенного исследования могут быть интересны региональным игрокам, действующим на рынке обучения дизайну, кроме того, их можно применить при дальнейшем изучении темы с помощью тематического моделирования.

Ключевые слова: нейросеть, Telegram-канал, стратегия, дизайн, обучение, курсы

JEL-классификация: C45, C80, L86, L80



Введение

Природа и масштаб проблемы. В настоящее время нейросети распространяются семимильными шагами во всех отраслях экономики. Одной из самых популярных сфер их приложения является дизайн. Исследования [1] показывают, что 59% дизайнеров Центральной части России используют в своей работе нейросети и 45% дизайнеров по всей стране прибегают к их использованию. В 2023 г. спрос на нейросети в среде дизайнеров вырос в восемь раз [2].

При этом, по мнению экспертов [13], о замене дизайнерского труда машинным речи не идет. В большинстве своем нейросети воспринимаются в качестве дополнительного орудия труда, которое ускоряет процесс работы дизайнера и делает его более конкурентоспособным. Вместе с тем ограниченный личный опыт использования искусственного интеллекта показывает, что добиться приемлемого результата даже для референса не получается неискушенному пользователю нейросетей. Сейчас развитие нейросетей и желание повысить свою конкурентоспособность среди дизайнеров открывает поле возможностей еще одному субъекту в данной сфере.

Школы и всевозможные акторы, предлагающие курсы дизайна, создают новую нишу рынка образовательных услуг, связанных с нейросетями. Насколько она популярна и какие изменения стратегического поведения следует провести тем организациям, работающим в сфере дизайнерского образования, которые еще не ступили на путь принятия нейросетей как неотъемлемой данности современного мира, в том числе дизайнерского, – это основная проблемная канва данного исследования. Недооценка роли новых технологий и противопоставление себя им может дорого обойтись особенно региональным игрокам в период расцвета интернет-образования.

Проблемы исследования. В данном исследовании нужно выявить, каково влияние развития искусственного интеллекта на рынок (спрос и предложение) в сфере обучения дизайну. Кроме того, следует определить, как это развитие изменяет стратегического поведения фирм, предлагающих курсы дизайна.

Проверяемые гипотезы:

1) популярность профессии «Дизайнер» не снизится в связи с развитием нейросетей;

2) в связи с развитием искусственного интеллекта акцент в обучении дизайну сместится на нейросети.

Контекст, цели и задачи исследования. В связи с тем, что проблематика исследования предполагает не просто оценку действий игроков образовательного рынка со стороны предложения, прибегающих к тематике нейросетей, но и изучение спроса, то в качестве информационной базы выбраны каналы социальной сети Telegram.

Этот выбор можно обосновать наличием данных об отношении подписчиков к постам, возможностью выгружать и анализировать посты, в том числе посредством различных программных средств и сервисов. В сравнении с опросами Telegram-каналы способны дать более дешевую и доступную информацию в достаточно большом объеме. Сайты школ дизайна тоже имеют ограничение, поскольку по их данным невозможно отследить обратную связь со стороны спроса. Кроме того, по данным опросов Telegram популярен среди дизайнеров (92% дизайнеров в центральной России используют его как источник информации [1]), молодежи как основного потребителя услуг рассматриваемых школ (например, по исследованию 2022 г. 80% молодежи Красноярского края использует его [3]). После 2022 г. в связи с политическими событиями в стране Telegram в два раза нарастил свой контингент [12].

В соответствии с проблематикой и информационной базой исследования были сформулированы его цели: определить тематику постов субъектов, предлагающих курсы дизайна; определить тематику постов по нейросетям, которые публикуются на каналах школ и субъектов, работающих и предлагающих обучение в сфере дизайна.

Общими задачами являются следующие положения:

1) обзор методов анализа данных социальных сетей (в частности Telegram) и методологии исследования;

2) выгрузка и анализ информации;

3) рекомендации фирмам-производителям курсов по дизайну.

Одной из самых сложных с технической точки зрения является задача анализа информации. Ниже представлены частные задачи, которые входят в задачу анализа:

1) выявление субъектов-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна в Telegram;

2) сбор постов выявленных каналов в нескольких временных срезах по тематике нейросетей;

3) классификация выявленных постов по нейросетям для определения их тематики;

4) определение структуры и динамики популярности темы нейросетей по каналам с курсами дизайна;

5) выгрузка всех топ-популярных постов выявленных каналов в нескольких временных срезах;

6) выявление постов, посвященных нейросетям, из числа топовых и определение их тематики;

7) определение места темы обучения в рамках анализа по ключевому слову «нейросеть» и анализа топовых тем;

8) анализ темы обучения нейросетям по набору программ и платформ;

9) анализ темы обучения и определение места нейросетей в ней;

10) определение стратегии субъектов, предлагающих курсы дизайна.

Обзор литературы. При подготовке к исследованию был рассмотрен ряд источников, касающихся методологии и информационной базы контент-анализа данных социальных сетей. А.В. Чугунов и др. на платформе Telegram с помощью сервиса TGStat выгрузили статистику политических каналов (по 98,5 тыс. постов) и провели их анализ с помощью инструментов PolyAnalyst: они строили сценарии кластеризации и создавали облака тегов для определения темы постов [17]. Л.Д. Забокрицкая и др. изучали ценности молодежи посредством анализа персональных данных анкет в социальной сети «Вконтакте» с помощью метода users.get и последующей обработки в IBM SPSS Statistics Base 22.0 [6]. О.В. Золотарев и А.Х. Хакимова составляли облака слов и n-граммы для определения весов тематических групп в динамике с целью последующего определения основных вопросов и терминов, которые обсуждались в Твиттере в период пандемии коронавируса [7]. А.Д. Кавеева использовала метод тематического моделирования LDA для определения тем материнских чатов в сети «Вконтакте» [8]. Л.А. Шайгерова и др. при выявлении этнокультурной идентичности подростков посредством анализа данных сети «Вконтакте» для решения проблемы неравномерности публикации постов, включаемых в выборку, предлагается ее ограничивать n-количеством последних для последующего статистического анализа [18]. В исследовании социальных связей социальной сети «Вконтакте» Д.А. Казанцева также используется ограничение выборки путем исключения закрытых аккаунтов [9]. О.А. Митрофанов описывает программные средства, позволяющие из набора текстовых данных формировать совокупность тем, которая их описывает [10]. Б.А. Низомутдинов и Л.А. Видясова при автоматизированном анализе социальных медиа социальных сетей не ограничиваются специфическим инструментарием типа формирования облака слов, привлекая традиционные показатели для анализа динамики относительных показателей (например, среднее количество комментариев на пост) и структуры участников сообществ [11]. Б.А. Низомутдинов и О.Г. Филатова анализировали комментарии пользователей политических Telegram-каналов и проводили тематическое моделирование с помощью инструментов Yandex Data Lens и модели Gensim, основанной на алгоритме LDA [12]. Хлопотов М.В. и др. проводили кластеризацию кинолюбителей по данных специализированных социальных сетей с использованием пакета NbClust R и дальнейшим определением качества кластеризации [16].

Как видно, в исследованиях, связанных с социальными сетями и контент-анализом, в частности, активно используется тематическое моделирование и различные программные средства. Последние используются для классификации, кластеризации и прогнозирования на основе больших данных. В этой работе в связи с тем, что исследование является пилотным, возможности применения искусственного интеллекта ограничены. Это связано с тем, что имеется потребность его дообучить в соответствии с целями этой работы: тематика постов не всегда является очевидной, что требует ручного анализа. Как пишет Е.Ю. Виноградова, «задачи классификации очень плохо алгоритмизируются» [4]. Возможность дообучения, например, имеется у платформы PolyAnalyst [17].

Использование нейросетей позволит заниматься мониторингом среды для принятия управленческих решений и понимания стратегии развития фирм. А.Ф. Шуплецов и др., в частности приводят теоретическое обоснование возможности применения искусственного интеллекта в целях прогнозирования стратегий [19]. В целом формулировка стратегии и предполагает анализ внешней среды. Поэтому использование Telegram как полигона исследования стратегий выглядит весьма обоснованной.

Методология и информационная база исследования. Для выявления Telegram-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна и публикующих посты о нейросетях, был использован сервис TGStat. Поиск публикаций осуществлялся с помощью ключевого слова «нейросеть». Анализ был ограничен тематикой дизайна с января по февраль 2024 г. Далее из найденного перечня (1145 постов) вручную выявлялись каналы, в которых упоминается обучение или курсы по дизайну. В итоге было выявлено 123 поста, касающихся нейросетей, 42 каналов (табл. 1). После этого также вручную выявлялась тематика найденных постов. Аналогично определялась тематика указанных 42 каналов по временным срезам: с января по февраль 2023 г. По этим же 42 каналам в годовом разрезе определялась активность, вовлеченность и средний охват публикации. Кроме этого, были добавлено четыре канала, которые очевидно связаны с обучением дизайну и которые не были выявлены в первоначальной выборке.

Таблица 1

Информационная база исследования

Характеристика запросов
Количество
Структура, проц.
Поисковый запрос: тематика поиска «дизайн»
каналов
6518
-
Первоначальный запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2024
постов
1145
х
каналов
429
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

5
110
176
138

1,2
25,6
41,0
32,2
Выборка
постов
123
х
каналов
42
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
12
25
4

2,4
28,6
59,5
9,5
Запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2023
постов
722
х
каналов
285
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

6
87
111
81

2,1
30,5
38,9
28,4
Выборка
постов
95
х
каналов
15
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
8
5
1

6,7
53,3
33,3
6,7
Запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», с марта 2023 по март 2024
постов
5001
х
каналов
942
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

7
185
358
392

0,7
19,6
38,0
41,6
Выборка
постов
502
х
каналов
46
100,0
подписчиков
свыше 100 000
от 10 000 до 99 999
от 1000 до 9 999
от 0 до 999

1
12
26
7

2,2
26,1
56,5
15,2
Источник: составлено автором по [14].

Активность пользователей складывается из всех видов реакций на посты: пересылки, комментарии, реакции. Вовлеченность показывает, сколько активностей пользователей приходится на один просмотр. Показатель среднего охвата одной публикации представляет собой соотношение среднего числа просмотров на один пост к числу подписчиков.

Далее по каждому из 42 выявленных каналов был сгенерирован отчет с 10 топовыми публикациями в двух временных срезах: за февраль 2023 и 2024 гг. Фильтрация данных проводилась по показателю вовлеченности подписчиков. Этот показатель помогает рассматривать исследуемый рынок не только с позиции предложения: кроме этого, учитываются характеристики спроса. Самые высокие и самые низкие значения индекса вовлеченности отметались, поскольку они могут быть связаны с равенством активностей и просмотров или нулевыми их значениями.

После этих действий формировался общий файл с топовыми публикациями. По итогу этих действий удалось определить динамику топовых публикаций с упоминанием нейросетей.

Кроме этого, данные публикации подверглись структурному анализу: по каждому посту из числа топовых с упоминанием нейросетей определялась тема в динамике по указанным ранее временным срезам. Среди тем особое значение уделялось теме обучения.

Выявленные данные понадобились для определения стратегического развития фирм-производителей курсов по дизайну. Для этого по выявленным топовым публикациям с темой обучения нейросетям определялся список каналов. На основе анализа выявленных сообщений и сайтов найденных субъектов определялась стратегия их поведения в соответствии с классификацией, приведенной у О.С. Виханского и А.И. Наумова [5], приводилось описание продуктов, связанных с нейросетями и сам их перечень.

Основная часть

Результаты. При выполнении задач, поставленных в исследовании, были получены следующие результаты.

1. В период с марта 2023 по март 2024 гг. было выявлено 46 каналов, которые публикуют посты про обучение и нейросети. За указанный период было опубликовано 502 поста по тематике, связанной с нейросетями. Число подписчиков выявленных каналов составляет более 597 тыс. человек. Вовлеченность в целом по всем каналам равна 1,94%, что является средним ее уровнем. При этом средний охват одной публикации составляет 0,41% (табл. 2).

Таблица 2

Статистика каналов


Название источника
Посты
Подписчиков
Просмотров
Активностей
Вовлеченность, проц.
Средний охват одной публикации, проц.
1
Што такое фотошоп?
13
110421
134885
1032
0,77
9,40
2
Figma | Дизайн
22
96308
193983
2788
1,44
9,16
3
Phhh Phhh | Фотошоп
14
70332
104578
684
0,65
10,62
4
Секретный канал Логомашины
21
36472
78344
1303
1,66
10,23
5
Оди
9
34356
39220
741
1,89
12,68
6
4Design
25
31053
98098
2335
2,38
12,64
7
Tilda Publishing News
4
27377
29698
622
2,09
27,12
8
unid | графический дизайн
9
26381
68719
1339
1,95
28,94
9
JCenterS - Компьютерная графика (CG, VFX, 3D)
23
16289
91185
1416
1,55
24,34
10
CONTENTED — школа дизайна
14
15693
34787
957
2,75
15,83
11
Школа инфографики Bek.Five
3
15022
1954
66
3,38
4,34
12
Наука Дизайна
10
12969
22135
541
2,44
17,07
13
Щёлочь
13
12208
47559
1890
3,97
29,97
14
Дизайнер презентаций с Bonnie&Slide
2
9604
5030
39
0,78
26,19
15
KHS | Digital Art
33
9429
108282
2435
2,25
34,80
16
Школа дизайна НИУ ВШЭ
6
8474
13926
272
1,95
27,39
17
Hot Motion
3
7459
2380
12
0,50
10,64
18
Photofox
5
6662
12855
318
2,47
38,59
19
PixelMap
4
5995
4782
160
3,35
19,94
20
PROSLIDES SCHOOL | Презентации, дизайн
7
4369
6754
94
1,39
22,08
21
Школа Видео
2
3961
4132
164
3,97
52,16
22
MDA
2
3509
2309
138
5,98
32,90
23
Successfulstocker | офишл 😎
7
2632
10714
364
3,40
58,15
24
BEAUTY STORIES • Leshankseniya
1
2422
1618
35
2,16
66,80
25
Design not fabricated
11
2302
4305
228
5,30
17,00
26
Дизайн с Krona.Studio
9
2166
2048
194
9,47
10,51
27
Карточки Одуванова
1
2007
3897
62
1,59
194,17
28
Марат Нуриев — Карточки, но не банковские
4
1900
7483
526
7,03
98,46
29
ХранилищеЗнаний
7
1781
403
22
5,46
3,23
30
Влада про дизайн и продажи💸
3
1661
4141
96
2,32
83,10
31
AlexHappy3D
9
1538
13302
416
3,13
96,10
32
Полищук Александр | Дизайнер инфографики
2
1535
3125
105
3,36
101,79
33
tak pobedim.design
5
1503
4685
305
6,51
62,34
34
Инфографика и Нейросети
79
1398
50968
1384
2,72
46,15
35
Школа СтокМастер
2
1303
1342
24
1,79
51,50
36
Art Glück Education / Дизайн и архитектура
19
1214
9539
377
3,95
41,36
37
Moi3d not pomoi
1
1171
1019
51
5,00
87,02
38
ШКОЛА ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ ILCONA
1
1142
394
29
7,36
34,50
39
Русджоновская
2
1056
500
12
2,40
23,67
40
SARGAZM | design by Kopasova
2
889
702
76
10,83
39,48
41
🫨 Небинарный Дизайнер
22
862
7772
205
2,64
40,98
42
Школа 3D-моделирования 3D CLUB
23
835
1663
18
1,08
8,66
43
Цитадель • онлайн-школа дизайна
6
683
1807
34
1,88
44,09
44
Artways.bootcamp
17
515
3779
204
5,40
43,16
45
Школа 3D-графики | 3D Club
24
355
688
3
0,44
8,08
46
Школа дизайна DH
1
341
254
6
2,36
74,49
47
Общий
502
597554
1241743
24122
1,94
0,41
Источник: составлено автором по [14].

Почти по 70% каналов уровень вовлеченности в тему нейросетей выше среднего по выборке (рис.). У 30% каналов наблюдается очень высокий уровень вовлеченности аудитории: больше 3,5% активностей приходится на один просмотр. Вовлеченность меньше 1% демонстрирует всего 5 каналов. Максимальная вовлеченность составила больше 10,8% и связана в большей мере с особенностями расчета, чем фактической характеристикой популярности темы у аудитории. Поэтому фактически вовлеченность колеблется от 0,44 до 9,47%.

Направленность изменения среднего охвата и вовлеченности в целом совпадают. При этом имеет место более широкий размах значений по вовлеченности подписчиков. Если не учитывать экстремальные значения среднего охвата, то разброс его значений меньше в сравнении с разбросом вовлеченности.

Рис. Вовлеченность и средний охват одной публикации по выборке Telegram-каналов

Источник: составлено автором по [14].

2. Популярность темы нейросетей в январе-феврале 2024 г. в Telegram сократилась в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (число постов увеличилось на 29,5%, но при этом их количество в расчете на один канал сократилось в два раза). Размер каналов, поднимающих исследуемую тему, тоже изменился: если в 2023 г. о нейросетях писали в основном средние и крупные каналы, посвященные дизайну (60% каналов: подписчиков больше 10 000), то в 2024 число подписчиков на один канал сократилось на 51%. Основная часть прироста числа постов была обеспечена каналами с числом подписчиков от 1000 до 10 000 (им принадлежит 58% постов) (табл. 3).

Таблица 3

Динамика популярности постов о нейросетях в январе-феврале, 2023-2024 гг.

Показатель
2023 г.
2024 г.
Темп роста, проц.
Изменение, проц.
Постов
95
123
129,47
29,47
Подписчиков
442305
589373
133,25
33,25
Просмотров
336623
285667
84,86
-15,14
Активностей
8299
6415
77,30
-22,70
Количество каналов
15
42
262,50
162,50
Постов на один канал
5,94
2,93
49,32
-50,68
Подписчиков на один канал
27644,06
14032,69
50,76
-49,24
Просмотров на один канал
21038,94
6801,60
32,33
-67,67
Активностей на один канал
518,69
152,74
29,45
-70,55
Просмотров на один пост
3543,4
2322,496
65,54
-34,46
Активностей на один пост
87,36
52,15
59,70
-40,30
Вовлеченность, проц.
2,47
2,25
х
-0,22
Средний охват одной публикации, проц.
0,80
0,39
х
-0,41
Источник: составлено автором по [14].

При относительном снижении популярности темы нейросетей среди Telegram-каналов имело место абсолютное снижение интереса к ней со стороны подписчиков. Просмотры и активность пользователей сократились на 15,1 и 22,7% соответственно.

При снижении числа подписчиков на один канал на 49,2% их активность и просмотры в расчете на один канал сократилась в еще большей мере: на 70,5 и 67,8% соответственно. При этом вовлеченность имеющихся пользователей изменилась не так кардинально: соотношение активностей и просмотров сократилось на 0,22 процентных пункта. Стоит учитывать, что активность на один пост сократилась в большей мере, чем число просмотров на один пост (40 в сравнении 34%).

Таким образом, относительная популярность темы нейросетей в 2024 г. снизилась не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. При этом спрос на эту тему сократился в большей мере, чем предложение за счет роста популярности темы среди мелких и средних по размеру Telegram-каналов.

3. Тематика постов за анализируемый период значительно изменилась. Если в 2023 г. только четверть постов касалась обучения, то в 2024 г. это цифра равна 57% (табл. 4).

Таблица 4

Тематика постов с упоминанием нейросетей

Тематика
Январь-февраль
2023 г.
Январь-февраль 2024 г.
Изменение, проц.
Число
Доля, проц.
Число
Доля, проц.
Конкурс
5
5,26
3
2,44
-2,82
Материалы
17
17,89
13
10,57
-7,33
Обучение
25
26,32
70
56,91
30,59
Работы
9
9,47
9
7,32
-2,16
Новости
13
13,68
4
3,25
-10,43
Обсуждение
12
12,63
8
6,50
-6,13
Реклама
6
6,32
8
6,50
0,19
Опрос
6
6,32
2
1,63
-4,69
Статьи
2
2,11
6
4,88
2,77
Всего
95
100,00
123
100,00
-
Источник: составлено автором по [14].

На втором месте в структуре находятся посты с упоминанием нейросетей в качестве инструментов и материалов: их доля за анализируемый период сократилась на 7%.

4. Несмотря на количественный рост темы нейросетей в числе топовых постов анализируемых Telegram-каналов в феврале 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, качественных сдвигов в популярности темы не произошло (табл. 5). Просмотры и активности в расчете на один пост о нейросетях снижаются, причем последние в большей мере. Положительная динамика по ряду качественных показателей обеспечена прежде всего увеличением числа Telegram-каналов, в которых стала освещаться тема нейросетей в дизайне.

Таблица 5

Динамика популярности нейросетей в топ-10 постов, февраль 2023-2024 гг.

Показатель
2023 г.
2024 г.
Темп роста, проц.
Изменение
Постов всего
299,00
456,00
152,51
157,00
- о нейросетях
24,00
58,00
241,67
34,00
- доля, проц.
8,03
12,72
х
4,69
Подписчиков всего
518274,00
593377,00
114,49
75103,00
- по постам о нейросетях
162644,00
307458,00
189,04
144814,00
- доля, проц.
31,38
51,81
х
20,43
Просмотров всего
881260,00
884001,00
100,31
2741,00
- по постам о нейросетях
75220,00
128871,00
171,33
53651,00
- доля, проц.
8,54
14,58
х
6,04
Активностей всего
37747,00
39822,00
105,50
2075,00
- по постам о нейросетях
4117,00
6608,00
160,51
2491,00
- доля, проц.
10,91
16,59
х
5,69
Количество каналов всего
30,00
47,00
156,67
17,00
- по постам о нейросетях
10,00
24,00
240,00
14,00
- доля, проц.
33,33
51,06
х
17,73
Постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
2,40
2,42
100,69
0,02
Постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
0,80
1,23
154,26
0,43
Подписчиков с постами о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
16264,40
12810,75
78,77
-3453,65
Подписчиков с постами о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
5421,47
6541,66
120,66
1120,19
Просмотров постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
7522,00
5369,63
71,39
-2152,38
Просмотров постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
2507,33
2741,94
109,36
234,60
Активностей на посты с упоминанием нейросетей на один канал с упоминанием нейросетей
411,70
275,33
66,88
-136,37
Активностей на посты с упоминанием нейросетей на один канал без упоминания нейросетей
137,23
140,60
102,45
3,36
Просмотров на один пост о нейросетях
3134,17
2221,91
70,89
-912,25
Активностей на один пост о нейросетях
171,54
113,93
66,42
-57,61
Вовлеченность по постам о нейросетях, проц.
5,47
5,13
93,68
-0,35
Средний охват одной публикации о нейросетях, проц.
1,93
0,72
37,50
-1,20
Источник: составлено автором по [14].

Вместе с тем стоит отметить, что интерес к теме использования нейросетей в дизайне сохраняется, о чем свидетельствует в целом наличие постов о них в числе топовых.

5. Февральские топовые посты о нейросетях в 2024 г. в большей мере посвящаются вопросам обучения (табл. 6). Если в 2023 г. за исследуемый месяц подписчиков больше интересовали информационные посты о возможностях различных нейросетей, то в 2024 г. высокий интерес у аудитории вызывают не только их описание, но и различные вопросы, связанные с обучением работе с нейросетями. Вопросы обучения и информационные материалы составляют более 70% всех рассмотренных постов.

Таблица 6

Тематика топовых постов о нейросетях

Тематика
Февраль 2023 г.
Февраль 2024 г.
Изменение, проц.
Число
Доля, проц.
Число
Доля, проц.
Конкурс
-
-
2
3,45
3,45
Материалы
14
58,33
21
36,21
-22,13
Обучение
6
25,00
21
36,21
11,21
Работы
-
0,00
2
3,45
3,45
Новости
1
4,17
2
3,45
-0,72
Обсуждение
3
12,50
2
3,45
-9,05
Реклама
-
-
2
3,45
3,45
Опрос
-
-
-
-
-
Статьи
-
-
6
10,34
10,34
Всего
24
100,00
58
100,00
-
Источник: составлено автором по [14].

6. Обучающий контент по нейросетям, продвигаемый в Telegram-каналах, можно разделить на три группы. Первая группа – это мини-курсы с учебной программой и целым набором нейросетей, которые по ней будут рассматриваться слушателями. Вторая группа – это небольшие по длительности интенсивы, в которых рассматривается одна-две нейросети в приложении к какой-либо дизайнерской программе, или информационные блоки о нейросетях в рамках уже освоенного фирмой курса. Наконец, третья группа – это, скорее, бесплатный промо-контент, содержащий общую характеристику нейросетей или уроки по ним, к основному курсу фирмы.

Таким образом, фирмы используют либо стратегию диверсифицированного роста, либо концентрируются на имеющемся продукте (табл. 7), добавляя к курсам контент по нейросетям, чтобы не отставать от лидеров рынка и быть в тренде изменений, диктуемых внешней средой.

Таблица 7

Стратегии фирм по работе с нейросетями

Стратегия
Примеры каналов
Подписчиков
Описание
Нейросети
Горизонтальная диверсификация
KHS Digital Art
9350
Отдельные курсы от 1,5 до 2 месяцев.
Поддерживающие бесплатные ролики.
ChatGPT
Synthesia
Midjourney
AE
Stable Diffusion
Щёлочь
12222
Отдельный курс на 2 месяца.
Мини-инструкции и промты в Telegram-канале.
Dalle
Dalle 3
Krea
Vector Chatgpt
Phygital+ stable diffusion
Phygital+ Controlnet
Midjourney
Art Glück Education Дизайн и архитектура
1163
Отдельный курс на 2 месяца.
Обсуждение возможностей применения.
Midjourney
Stable Diffusion
Invoke.AI
Секретный канал Логомашины
36955
Отдельный мини-курс на 3 месяца.
Бесплатный онлайн-интенсив.
Kandinsky
Dall-E
BlueWillow
Leonardo
Playground
SDXL Dreamstudio
Bing Image Creator
Adobe Firefly
Развитие продукта
Artways.bootcamp
552
Отдельный блок в курсе «Бренд-дизайнер».
Запись мастер-классов
MIdJourney
Adobe Firefly
🫨 Небинарный Дизайнер
770
Отдельный интенсив на 2 недели по Figma c возможностью пользоваться подпиской на нейросети. Конкурс с оплатой работ.
MidJourney
Усиление позиций на рынке
Photofox
6661
Бесплатные ролики по нейросетям. Основной курс по Photoshop.
чат GPT
Инфографика и Нейросети
1339
Специализированный курс по применению нейросетей в инфографике. Бонусный модуль за систему «приведи друга». Розыгрыши на места в курсе. Награды за репосты.
Леонардо
Школа Видео
3961
Подарки – обучающие материалы по нейросетям для поддержки основного курса.
чат GPT
Источник: составлено автором по [14].

Зачастую общие стратегии выявленных фирм являются «комбинированными» [15], поскольку включают в себя дифференциацию, диверсификацию, разные виды интеграции и концентрацию на разных продуктах или рынках. Причем нейросети в этих общих стратегиях не занимают главенствующих позиций.

Выводы. В целом рынок обучения дизайну в плане использования нейросетей стабилизировался. Всего за год произошла рутинизация рассматриваемой инновационной технологии. Сейчас фирмы разных размеров прибегают к теме нейросетей, используя их либо для диверсификации своей деятельности и развития имеющихся продуктов, либо для поддержания интереса к себе в целом.

Со стороны спроса имеет место спад вовлеченности в тему нейросетей. Об этом свидетельствует также тот факт, что фирмы начинают использовать по отношению к самой теме нейросетей поддерживающие маркетинговые инструменты. В то же время потенциал роста спроса к исследуемой теме имеется, поскольку нейросети по-прежнему находятся среди топовых вопросов, а доля активностей по постам, посвященных этой теме, увеличилась за анализируемый период.

Рассматриваемые организации все больше уводят тему нейросетей в коммерческое русло, поскольку доля темы обучения в постах увеличивается, а вес вопросов, связанных с обсуждением и бесплатным снабжением материалами и инструментами, снижается. Можно сказать, что тема обучения работе с нейросетями профессионализируется. У фирм, которые продают небольшие курсы по нейросетям, имеется достаточно большой перечень соответствующих сервисов в программе обучения, а также вопросов, которые заявляются к рассмотрению (от правил составления промтов до вопросов бесплатного использования программ).

Соотнесение выводов с первоначальной гипотезой. В результате проведенного исследования первоначальные гипотезы подтвердились частично. Популярность обучения дизайну не снизилась в связи с развитием искусственного интеллекта. Об этом свидетельствует общий рост числа подписчиков на Telegram-каналы дизайнерских школ. Вместе с тем и акцент в обучающих программах изменились не сильно. Нейросети используются для создания мини-курсов в дополнение к основной их линейке, для дополнения имеющихся курсов, а также в качестве маркетинговых приманок.

В целом базовое дизайнерское образование сейчас сложно заменить нейросетями. Кроме того, оно дает возможность разговаривать с последними на одном языке: например, не имея представления о стилях дизайна сложно что-то генерировать в соответствии с ними. В то же время региональным игрокам не стоит нивелировать значение новых технологий, поскольку главное, на что рассчитаны нейросети сейчас – это увеличение скорости и снижение рутины, и этому стоит обучать. Это увеличивает рынок для самих школ, ведь не каждый умеет писать картины, но число «умельцев» однозначно возрастет при использовании искусственного интеллекта.

Сильные и слабые стороны исследования. Сильной стороной проведенного исследования является большая информационная база. В то же время использованный сервис для создания этой базы является довольно дорогим в использовании, поэтому стоит привлекать и другие бесплатные сервисы, упомянутые в теоретической части работы.

Заключение

Важность результатов. Результаты данного исследования важны с двух точек зрения. Во-первых, они могут пригодиться школам дизайна в плане выбора стратегии при использовании нейросетей, а также применения в практике обучения отдельных их видов. Во-вторых, исследование важно с методологической точки зрения. Поскольку работа проводилась без привлечения программных средств при классификации тем, вручную, то в дальнейших исследованиях можно применять средства искусственного интеллекта, обучив его созданной базой классификации тем, для проведения тематического моделирования.

Понимание области и необходимости дальнейших исследований. Исследование может быть продолжено уже с использованием систем искусственного интеллекта. Это позволит решать задачи классификации тем постов за более длительные периоды времени, а также с большим числом каналов и постов, что не только повысит достоверность результатов, но и даст возможность прогнозировать стратегическое поведение фирм на рассмотренном рынке.


Источники:

1. 45% российских дизайнеров используют в своей работе нейросети. Sostav независимый проект брендингового агентства Depot: Маркетинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/dizajnery-61754.html?ysclid=lzs1imn410862480067 (дата обращения: 13.08.2024).
2. Price.ru: в 2023 году в 8 раз вырос спрос на нейросети для решения задач в дизайне. Площадка vc.ru: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/910359-priceru-v-2023-godu-v-8-raz-vyros-spros-na-neiroseti-dlya-resheniya-zadach-v-dizaine?ysclid=ltf5eszex9163496369 (дата обращения: 13.08.2024).
3. Васильева О.В., Никитина Н.А., Павлов А.П. Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края // Южно-российский журнал социальных наук. – 2022. – № 4. – c. 70-99. – doi: 10.31429/26190567-23-4-70-99.
4. Виноградова Е.Ю. Методология проектирования нейросетей для поддержки принятия управленческих решений // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – c. 182-186.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. / Учебник – 5-е изд., стереотипн. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 576 c.
6. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 2(156). – c. 148-167. – doi: 10.14515/monitoring.2020.2.692.
7. Золотарев О.В., Хакимова А.Х. Анализ социальных сетей и статистическая обработка твитов о COVID-19 // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2022. – № 2. – c. 84-98. – doi: 10.18137/RNU.V9187.22.02.P.084.
8. Кавеева А.Д. Онлайн-сообщества мам в социальной сети «Вконтакте»: структура и тематика // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2018. – № 6(35). – c. 39-42. – doi: 10.24153/2079-5912-2018-9-6-39-42.
9. Казанцев Д.А. Социальные связи и самопрезентация молодежных политических лидеров Алтайского края и Новосибирской области в социальной сети «ВКонтакте» // История и современное мировоззрение. – 2021. – № 1. – c. 100-113. – doi: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-100-113.
10. Митрофанова О.А. Моделирование тематики специальных текстов на основе алгоритма LDA // Xlii международная филологическая конференция: Избранные труды. Санкт-Петербург, 2014. – c. 220-233.
11. Низомутдинов Б.А., Видясова Л.А. Применение автоматизированного сбора информации из сообществ социальных сетей для выявления активных пользователей // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 12. – c. 15-20.
12. Низомутдинов Б.А., Филатова О.Г. Тестирование методов обработки комментариев из Telegram-каналов и пабликов ВКонтакте для анализа социальных медиа // International Journal of Open Information Technologies. – 2023. – № 5. – c. 137-145.
13. Перестать бояться и полюбить нейросети. Skillbox Media: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/ai-vs-designers/?ysclid=lzs1ou2dzq193816338 (дата обращения: 13.08.2024).
14. Поисковый запрос «Нейросеть». Каталог Telegram-каналов и чатов. Россия — TGStat. [Электронный ресурс]. URL: https://tgstat.ru/?ysclid=lzs5xqsx7z521419959 (дата обращения: 13.08.2024).
15. Туренко Б.Г., Туренко Т.А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 484-490. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).484-490.
16. Хлопотов М.В., Старцева Н.В., Макаренко А.А. Исследование кластеров кинолюбителей и их тематических сообществ в социальных сетях // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 80.
17. Чугунов А.В., Низомутдинов Б.А., Будяк А.А. Telegram каналы глав субъектов Российской Федерации: тестирование исследовательского инструментария // International Journal of Open Information Technologies. – 2022. – № 11. – c. 141-146.
18. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – c. 4-16. – doi: 10.11621/npj.2019.0302.
19. Шуплецов А.Ф., Матвеева М.В., Буров К.О. О периодичности мониторинга и обновлении стратегических планов развития бизнеса компании // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).14.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:16:55