Стратегии применения нейросетей при обучении дизайну
Тарханова Е.Г.1, Баева О.Н.1
1 Байкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74511228
Аннотация:
В статье рассматривается изменение стратегического поведения субъектов, предлагающих обучение в области дизайна в связи с распространением искусственного интеллекта. Исследование, проведенное на базе популярной платформы Telegram, включало в себя контент-анализ постов фирм, которые предлагают курсы дизайна. В результате анализа тематики постов в годовом разрезе и динамики за более короткие промежутки времени, а также изучения топовых постов Telegram-каналов фирм в указанной отрасли за 2023-2024 гг. удалось сделать вывод о рутинизации услуги по обучению работе с нейросетями: ее предлагают и крупные, и средние, и мелкие субъекты. Субъекты при этом либо диверсифицируют свою деятельность или развивают имеющийся курс, либо используют нейросети как маркетинговую «приманку». Со стороны спроса, если судить по вовлеченности и активности пользователей каналов, интерес к теме нейросетей постепенно снижается. При этом обучение работе с нейросетями профессионализируется. Выводы и результаты проведенного исследования могут быть интересны региональным игрокам, действующим на рынке обучения дизайну, кроме того, их можно применить при дальнейшем изучении темы с помощью тематического моделирования.
Ключевые слова: нейросеть, Telegram-канал, стратегия, дизайн, обучение, курсы
JEL-классификация: C45, C80, L86, L80
Введение
Природа и масштаб проблемы. В настоящее время нейросети распространяются семимильными шагами во всех отраслях экономики. Одной из самых популярных сфер их приложения является дизайн. Исследования [1] показывают, что 59% дизайнеров Центральной части России используют в своей работе нейросети и 45% дизайнеров по всей стране прибегают к их использованию. В 2023 г. спрос на нейросети в среде дизайнеров вырос в восемь раз [2].
При этом, по мнению экспертов [13], о замене дизайнерского труда машинным речи не идет. В большинстве своем нейросети воспринимаются в качестве дополнительного орудия труда, которое ускоряет процесс работы дизайнера и делает его более конкурентоспособным. Вместе с тем ограниченный личный опыт использования искусственного интеллекта показывает, что добиться приемлемого результата даже для референса не получается неискушенному пользователю нейросетей. Сейчас развитие нейросетей и желание повысить свою конкурентоспособность среди дизайнеров открывает поле возможностей еще одному субъекту в данной сфере.
Школы и всевозможные акторы, предлагающие курсы дизайна, создают новую нишу рынка образовательных услуг, связанных с нейросетями. Насколько она популярна и какие изменения стратегического поведения следует провести тем организациям, работающим в сфере дизайнерского образования, которые еще не ступили на путь принятия нейросетей как неотъемлемой данности современного мира, в том числе дизайнерского, – это основная проблемная канва данного исследования. Недооценка роли новых технологий и противопоставление себя им может дорого обойтись особенно региональным игрокам в период расцвета интернет-образования.
Проблемы исследования. В данном исследовании нужно выявить, каково влияние развития искусственного интеллекта на рынок (спрос и предложение) в сфере обучения дизайну. Кроме того, следует определить, как это развитие изменяет стратегического поведения фирм, предлагающих курсы дизайна.
Проверяемые гипотезы:
1) популярность профессии «Дизайнер» не снизится в связи с развитием нейросетей;
2) в связи с развитием искусственного интеллекта акцент в обучении дизайну сместится на нейросети.
Контекст, цели и задачи исследования. В связи с тем, что проблематика исследования предполагает не просто оценку действий игроков образовательного рынка со стороны предложения, прибегающих к тематике нейросетей, но и изучение спроса, то в качестве информационной базы выбраны каналы социальной сети Telegram.
Этот выбор можно обосновать наличием данных об отношении подписчиков к постам, возможностью выгружать и анализировать посты, в том числе посредством различных программных средств и сервисов. В сравнении с опросами Telegram-каналы способны дать более дешевую и доступную информацию в достаточно большом объеме. Сайты школ дизайна тоже имеют ограничение, поскольку по их данным невозможно отследить обратную связь со стороны спроса. Кроме того, по данным опросов Telegram популярен среди дизайнеров (92% дизайнеров в центральной России используют его как источник информации [1]), молодежи как основного потребителя услуг рассматриваемых школ (например, по исследованию 2022 г. 80% молодежи Красноярского края использует его [3]). После 2022 г. в связи с политическими событиями в стране Telegram в два раза нарастил свой контингент [12].
В соответствии с проблематикой и информационной базой исследования были сформулированы его цели: определить тематику постов субъектов, предлагающих курсы дизайна; определить тематику постов по нейросетям, которые публикуются на каналах школ и субъектов, работающих и предлагающих обучение в сфере дизайна.
Общими задачами являются следующие положения:
1) обзор методов анализа данных социальных сетей (в частности Telegram) и методологии исследования;
2) выгрузка и анализ информации;
3) рекомендации фирмам-производителям курсов по дизайну.
Одной из самых сложных с технической точки зрения является задача анализа информации. Ниже представлены частные задачи, которые входят в задачу анализа:
1) выявление субъектов-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна в Telegram;
2) сбор постов выявленных каналов в нескольких временных срезах по тематике нейросетей;
3) классификация выявленных постов по нейросетям для определения их тематики;
4) определение структуры и динамики популярности темы нейросетей по каналам с курсами дизайна;
5) выгрузка всех топ-популярных постов выявленных каналов в нескольких временных срезах;
6) выявление постов, посвященных нейросетям, из числа топовых и определение их тематики;
7) определение места темы обучения в рамках анализа по ключевому слову «нейросеть» и анализа топовых тем;
8) анализ темы обучения нейросетям по набору программ и платформ;
9) анализ темы обучения и определение места нейросетей в ней;
10) определение стратегии субъектов, предлагающих курсы дизайна.
Обзор литературы. При подготовке к исследованию был рассмотрен ряд источников, касающихся методологии и информационной базы контент-анализа данных социальных сетей. А.В. Чугунов и др. на платформе Telegram с помощью сервиса TGStat выгрузили статистику политических каналов (по 98,5 тыс. постов) и провели их анализ с помощью инструментов PolyAnalyst: они строили сценарии кластеризации и создавали облака тегов для определения темы постов [17]. Л.Д. Забокрицкая и др. изучали ценности молодежи посредством анализа персональных данных анкет в социальной сети «Вконтакте» с помощью метода users.get и последующей обработки в IBM SPSS Statistics Base 22.0 [6]. О.В. Золотарев и А.Х. Хакимова составляли облака слов и n-граммы для определения весов тематических групп в динамике с целью последующего определения основных вопросов и терминов, которые обсуждались в Твиттере в период пандемии коронавируса [7]. А.Д. Кавеева использовала метод тематического моделирования LDA для определения тем материнских чатов в сети «Вконтакте» [8]. Л.А. Шайгерова и др. при выявлении этнокультурной идентичности подростков посредством анализа данных сети «Вконтакте» для решения проблемы неравномерности публикации постов, включаемых в выборку, предлагается ее ограничивать n-количеством последних для последующего статистического анализа [18]. В исследовании социальных связей социальной сети «Вконтакте» Д.А. Казанцева также используется ограничение выборки путем исключения закрытых аккаунтов [9]. О.А. Митрофанов описывает программные средства, позволяющие из набора текстовых данных формировать совокупность тем, которая их описывает [10]. Б.А. Низомутдинов и Л.А. Видясова при автоматизированном анализе социальных медиа социальных сетей не ограничиваются специфическим инструментарием типа формирования облака слов, привлекая традиционные показатели для анализа динамики относительных показателей (например, среднее количество комментариев на пост) и структуры участников сообществ [11]. Б.А. Низомутдинов и О.Г. Филатова анализировали комментарии пользователей политических Telegram-каналов и проводили тематическое моделирование с помощью инструментов Yandex Data Lens и модели Gensim, основанной на алгоритме LDA [12]. Хлопотов М.В. и др. проводили кластеризацию кинолюбителей по данных специализированных социальных сетей с использованием пакета NbClust R и дальнейшим определением качества кластеризации [16].
Как видно, в исследованиях, связанных с социальными сетями и контент-анализом, в частности, активно используется тематическое моделирование и различные программные средства. Последние используются для классификации, кластеризации и прогнозирования на основе больших данных. В этой работе в связи с тем, что исследование является пилотным, возможности применения искусственного интеллекта ограничены. Это связано с тем, что имеется потребность его дообучить в соответствии с целями этой работы: тематика постов не всегда является очевидной, что требует ручного анализа. Как пишет Е.Ю. Виноградова, «задачи классификации очень плохо алгоритмизируются» [4]. Возможность дообучения, например, имеется у платформы PolyAnalyst [17].
Использование нейросетей позволит заниматься мониторингом среды для принятия управленческих решений и понимания стратегии развития фирм. А.Ф. Шуплецов и др., в частности приводят теоретическое обоснование возможности применения искусственного интеллекта в целях прогнозирования стратегий [19]. В целом формулировка стратегии и предполагает анализ внешней среды. Поэтому использование Telegram как полигона исследования стратегий выглядит весьма обоснованной.
Методология и информационная база исследования. Для выявления Telegram-каналов, предлагающих обучение в сфере дизайна и публикующих посты о нейросетях, был использован сервис TGStat. Поиск публикаций осуществлялся с помощью ключевого слова «нейросеть». Анализ был ограничен тематикой дизайна с января по февраль 2024 г. Далее из найденного перечня (1145 постов) вручную выявлялись каналы, в которых упоминается обучение или курсы по дизайну. В итоге было выявлено 123 поста, касающихся нейросетей, 42 каналов (табл. 1). После этого также вручную выявлялась тематика найденных постов. Аналогично определялась тематика указанных 42 каналов по временным срезам: с января по февраль 2023 г. По этим же 42 каналам в годовом разрезе определялась активность, вовлеченность и средний охват публикации. Кроме этого, были добавлено четыре канала, которые очевидно связаны с обучением дизайну и которые не были выявлены в первоначальной выборке.
Таблица 1
Информационная база исследования
Характеристика
запросов
|
Количество
|
Структура,
проц.
|
Поисковый
запрос: тематика поиска «дизайн»
| ||
каналов
|
6518
|
-
|
Первоначальный
запрос: текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн»,
январь-февраль 2024
| ||
постов
|
1145
|
х
|
каналов
|
429
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
5 110 176 138 |
1,2 25,6 41,0 32,2 |
Выборка
| ||
постов
|
123
|
х
|
каналов
|
42
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 12 25 4 |
2,4 28,6 59,5 9,5 |
Запрос:
текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», январь-февраль 2023
| ||
постов
|
722
|
х
|
каналов
|
285
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
6 87 111 81 |
2,1 30,5 38,9 28,4 |
Выборка
| ||
постов
|
95
|
х
|
каналов
|
15
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 8 5 1 |
6,7 53,3 33,3 6,7 |
Запрос:
текст для поиска «нейросеть», тематика поиска «дизайн», с марта 2023 по март
2024
| ||
постов
|
5001
|
х
|
каналов
|
942
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
7 185 358 392 |
0,7 19,6 38,0 41,6 |
Выборка
| ||
постов
|
502
|
х
|
каналов
|
46
|
100,0
|
подписчиков
свыше 100 000 от 10 000 до 99 999 от 1000 до 9 999 от 0 до 999 |
1 12 26 7 |
2,2 26,1 56,5 15,2 |
Активность пользователей складывается из всех видов реакций на посты: пересылки, комментарии, реакции. Вовлеченность показывает, сколько активностей пользователей приходится на один просмотр. Показатель среднего охвата одной публикации представляет собой соотношение среднего числа просмотров на один пост к числу подписчиков.
Далее по каждому из 42 выявленных каналов был сгенерирован отчет с 10 топовыми публикациями в двух временных срезах: за февраль 2023 и 2024 гг. Фильтрация данных проводилась по показателю вовлеченности подписчиков. Этот показатель помогает рассматривать исследуемый рынок не только с позиции предложения: кроме этого, учитываются характеристики спроса. Самые высокие и самые низкие значения индекса вовлеченности отметались, поскольку они могут быть связаны с равенством активностей и просмотров или нулевыми их значениями.
После этих действий формировался общий файл с топовыми публикациями. По итогу этих действий удалось определить динамику топовых публикаций с упоминанием нейросетей.
Кроме этого, данные публикации подверглись структурному анализу: по каждому посту из числа топовых с упоминанием нейросетей определялась тема в динамике по указанным ранее временным срезам. Среди тем особое значение уделялось теме обучения.
Выявленные данные понадобились для определения стратегического развития фирм-производителей курсов по дизайну. Для этого по выявленным топовым публикациям с темой обучения нейросетям определялся список каналов. На основе анализа выявленных сообщений и сайтов найденных субъектов определялась стратегия их поведения в соответствии с классификацией, приведенной у О.С. Виханского и А.И. Наумова [5], приводилось описание продуктов, связанных с нейросетями и сам их перечень.
Основная часть
Результаты. При выполнении задач, поставленных в исследовании, были получены следующие результаты.
1. В период с марта 2023 по март 2024 гг. было выявлено 46 каналов, которые публикуют посты про обучение и нейросети. За указанный период было опубликовано 502 поста по тематике, связанной с нейросетями. Число подписчиков выявленных каналов составляет более 597 тыс. человек. Вовлеченность в целом по всем каналам равна 1,94%, что является средним ее уровнем. При этом средний охват одной публикации составляет 0,41% (табл. 2).
Таблица 2
Статистика каналов
№
|
Название источника
|
Посты
|
Подписчиков
|
Просмотров
|
Активностей
|
Вовлеченность, проц.
|
Средний охват одной
публикации, проц.
|
1
|
Што
такое фотошоп?
|
13
|
110421
|
134885
|
1032
|
0,77
|
9,40
|
2
|
Figma
| Дизайн
|
22
|
96308
|
193983
|
2788
|
1,44
|
9,16
|
3
|
Phhh
Phhh | Фотошоп
|
14
|
70332
|
104578
|
684
|
0,65
|
10,62
|
4
|
Секретный
канал Логомашины
|
21
|
36472
|
78344
|
1303
|
1,66
|
10,23
|
5
|
Оди
|
9
|
34356
|
39220
|
741
|
1,89
|
12,68
|
6
|
4Design
|
25
|
31053
|
98098
|
2335
|
2,38
|
12,64
|
7
|
Tilda
Publishing News
|
4
|
27377
|
29698
|
622
|
2,09
|
27,12
|
8
|
unid
| графический дизайн
|
9
|
26381
|
68719
|
1339
|
1,95
|
28,94
|
9
|
JCenterS
- Компьютерная графика (CG, VFX, 3D)
|
23
|
16289
|
91185
|
1416
|
1,55
|
24,34
|
10
|
CONTENTED
— школа дизайна
|
14
|
15693
|
34787
|
957
|
2,75
|
15,83
|
11
|
Школа
инфографики Bek.Five
|
3
|
15022
|
1954
|
66
|
3,38
|
4,34
|
12
|
Наука
Дизайна
|
10
|
12969
|
22135
|
541
|
2,44
|
17,07
|
13
|
Щёлочь
|
13
|
12208
|
47559
|
1890
|
3,97
|
29,97
|
14
|
Дизайнер
презентаций с Bonnie&Slide
|
2
|
9604
|
5030
|
39
|
0,78
|
26,19
|
15
|
KHS |
Digital Art
|
33
|
9429
|
108282
|
2435
|
2,25
|
34,80
|
16
|
Школа
дизайна НИУ ВШЭ
|
6
|
8474
|
13926
|
272
|
1,95
|
27,39
|
17
|
Hot
Motion
|
3
|
7459
|
2380
|
12
|
0,50
|
10,64
|
18
|
Photofox
|
5
|
6662
|
12855
|
318
|
2,47
|
38,59
|
19
|
PixelMap
|
4
|
5995
|
4782
|
160
|
3,35
|
19,94
|
20
|
PROSLIDES
SCHOOL | Презентации, дизайн
|
7
|
4369
|
6754
|
94
|
1,39
|
22,08
|
21
|
Школа
Видео
|
2
|
3961
|
4132
|
164
|
3,97
|
52,16
|
22
|
MDA
|
2
|
3509
|
2309
|
138
|
5,98
|
32,90
|
23
|
Successfulstocker
| офишл 😎
|
7
|
2632
|
10714
|
364
|
3,40
|
58,15
|
24
|
BEAUTY
STORIES • Leshankseniya
|
1
|
2422
|
1618
|
35
|
2,16
|
66,80
|
25
|
Design
not fabricated
|
11
|
2302
|
4305
|
228
|
5,30
|
17,00
|
26
|
Дизайн
с Krona.Studio
|
9
|
2166
|
2048
|
194
|
9,47
|
10,51
|
27
|
Карточки
Одуванова
|
1
|
2007
|
3897
|
62
|
1,59
|
194,17
|
28
|
Марат
Нуриев — Карточки, но не банковские
|
4
|
1900
|
7483
|
526
|
7,03
|
98,46
|
29
|
ХранилищеЗнаний
|
7
|
1781
|
403
|
22
|
5,46
|
3,23
|
30
|
Влада
про дизайн и продажи💸
|
3
|
1661
|
4141
|
96
|
2,32
|
83,10
|
31
|
AlexHappy3D
|
9
|
1538
|
13302
|
416
|
3,13
|
96,10
|
32
|
Полищук
Александр | Дизайнер инфографики
|
2
|
1535
|
3125
|
105
|
3,36
|
101,79
|
33
|
tak pobedim.design
|
5
|
1503
|
4685
|
305
|
6,51
|
62,34
|
34
|
Инфографика
и Нейросети
|
79
|
1398
|
50968
|
1384
|
2,72
|
46,15
|
35
|
Школа
СтокМастер
|
2
|
1303
|
1342
|
24
|
1,79
|
51,50
|
36
|
Art
Glück Education / Дизайн и архитектура
|
19
|
1214
|
9539
|
377
|
3,95
|
41,36
|
37
|
Moi3d
not pomoi
|
1
|
1171
|
1019
|
51
|
5,00
|
87,02
|
38
|
ШКОЛА
ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ ILCONA
|
1
|
1142
|
394
|
29
|
7,36
|
34,50
|
39
|
Русджоновская
|
2
|
1056
|
500
|
12
|
2,40
|
23,67
|
40
|
SARGAZM | design by Kopasova
|
2
|
889
|
702
|
76
|
10,83
|
39,48
|
41
|
🫨
Небинарный Дизайнер
|
22
|
862
|
7772
|
205
|
2,64
|
40,98
|
42
|
Школа
3D-моделирования 3D CLUB
|
23
|
835
|
1663
|
18
|
1,08
|
8,66
|
43
|
Цитадель
• онлайн-школа дизайна
|
6
|
683
|
1807
|
34
|
1,88
|
44,09
|
44
|
Artways.bootcamp
|
17
|
515
|
3779
|
204
|
5,40
|
43,16
|
45
|
Школа
3D-графики | 3D Club
|
24
|
355
|
688
|
3
|
0,44
|
8,08
|
46
|
Школа
дизайна DH
|
1
|
341
|
254
|
6
|
2,36
|
74,49
|
47
|
Общий
|
502
|
597554
|
1241743
|
24122
|
1,94
|
0,41
|
Почти по 70% каналов уровень вовлеченности в тему нейросетей выше среднего по выборке (рис.). У 30% каналов наблюдается очень высокий уровень вовлеченности аудитории: больше 3,5% активностей приходится на один просмотр. Вовлеченность меньше 1% демонстрирует всего 5 каналов. Максимальная вовлеченность составила больше 10,8% и связана в большей мере с особенностями расчета, чем фактической характеристикой популярности темы у аудитории. Поэтому фактически вовлеченность колеблется от 0,44 до 9,47%.
Направленность изменения среднего охвата и вовлеченности в целом совпадают. При этом имеет место более широкий размах значений по вовлеченности подписчиков. Если не учитывать экстремальные значения среднего охвата, то разброс его значений меньше в сравнении с разбросом вовлеченности.
Рис. Вовлеченность и средний охват одной публикации по выборке Telegram-каналов
Источник: составлено автором по [14].
2. Популярность темы нейросетей в январе-феврале 2024 г. в Telegram сократилась в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (число постов увеличилось на 29,5%, но при этом их количество в расчете на один канал сократилось в два раза). Размер каналов, поднимающих исследуемую тему, тоже изменился: если в 2023 г. о нейросетях писали в основном средние и крупные каналы, посвященные дизайну (60% каналов: подписчиков больше 10 000), то в 2024 число подписчиков на один канал сократилось на 51%. Основная часть прироста числа постов была обеспечена каналами с числом подписчиков от 1000 до 10 000 (им принадлежит 58% постов) (табл. 3).
Таблица 3
Динамика популярности постов о нейросетях в январе-феврале, 2023-2024 гг.
Показатель
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Темп роста, проц.
|
Изменение, проц.
|
Постов
|
95
|
123
|
129,47
|
29,47
|
Подписчиков
|
442305
|
589373
|
133,25
|
33,25
|
Просмотров
|
336623
|
285667
|
84,86
|
-15,14
|
Активностей
|
8299
|
6415
|
77,30
|
-22,70
|
Количество каналов
|
15
|
42
|
262,50
|
162,50
|
Постов на один канал
|
5,94
|
2,93
|
49,32
|
-50,68
|
Подписчиков на один канал
|
27644,06
|
14032,69
|
50,76
|
-49,24
|
Просмотров на один канал
|
21038,94
|
6801,60
|
32,33
|
-67,67
|
Активностей на один канал
|
518,69
|
152,74
|
29,45
|
-70,55
|
Просмотров на один пост
|
3543,4
|
2322,496
|
65,54
|
-34,46
|
Активностей на один пост
|
87,36
|
52,15
|
59,70
|
-40,30
|
Вовлеченность, проц.
|
2,47
|
2,25
|
х
|
-0,22
|
Средний охват одной публикации, проц.
|
0,80
|
0,39
|
х
|
-0,41
|
При относительном снижении популярности темы нейросетей среди Telegram-каналов имело место абсолютное снижение интереса к ней со стороны подписчиков. Просмотры и активность пользователей сократились на 15,1 и 22,7% соответственно.
При снижении числа подписчиков на один канал на 49,2% их активность и просмотры в расчете на один канал сократилась в еще большей мере: на 70,5 и 67,8% соответственно. При этом вовлеченность имеющихся пользователей изменилась не так кардинально: соотношение активностей и просмотров сократилось на 0,22 процентных пункта. Стоит учитывать, что активность на один пост сократилась в большей мере, чем число просмотров на один пост (40 в сравнении 34%).
Таким образом, относительная популярность темы нейросетей в 2024 г. снизилась не только со стороны спроса, но и со стороны предложения. При этом спрос на эту тему сократился в большей мере, чем предложение за счет роста популярности темы среди мелких и средних по размеру Telegram-каналов.
3. Тематика постов за анализируемый период значительно изменилась. Если в 2023 г. только четверть постов касалась обучения, то в 2024 г. это цифра равна 57% (табл. 4).
Таблица 4
Тематика постов с упоминанием нейросетей
Тематика
|
Январь-февраль
2023 г. |
Январь-февраль
2024 г.
|
Изменение,
проц.
| ||
Число
|
Доля, проц.
|
Число
|
Доля,
проц.
| ||
Конкурс
|
5
|
5,26
|
3
|
2,44
|
-2,82
|
Материалы
|
17
|
17,89
|
13
|
10,57
|
-7,33
|
Обучение
|
25
|
26,32
|
70
|
56,91
|
30,59
|
Работы
|
9
|
9,47
|
9
|
7,32
|
-2,16
|
Новости
|
13
|
13,68
|
4
|
3,25
|
-10,43
|
Обсуждение
|
12
|
12,63
|
8
|
6,50
|
-6,13
|
Реклама
|
6
|
6,32
|
8
|
6,50
|
0,19
|
Опрос
|
6
|
6,32
|
2
|
1,63
|
-4,69
|
Статьи
|
2
|
2,11
|
6
|
4,88
|
2,77
|
Всего
|
95
|
100,00
|
123
|
100,00
|
-
|
На втором месте в структуре находятся посты с упоминанием нейросетей в качестве инструментов и материалов: их доля за анализируемый период сократилась на 7%.
4. Несмотря на количественный рост темы нейросетей в числе топовых постов анализируемых Telegram-каналов в феврале 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, качественных сдвигов в популярности темы не произошло (табл. 5). Просмотры и активности в расчете на один пост о нейросетях снижаются, причем последние в большей мере. Положительная динамика по ряду качественных показателей обеспечена прежде всего увеличением числа Telegram-каналов, в которых стала освещаться тема нейросетей в дизайне.
Таблица 5
Динамика популярности нейросетей в топ-10 постов, февраль 2023-2024 гг.
Показатель
|
2023 г.
|
2024 г.
|
Темп роста, проц.
|
Изменение
|
Постов
всего
|
299,00
|
456,00
|
152,51
|
157,00
|
- о
нейросетях
|
24,00
|
58,00
|
241,67
|
34,00
|
- доля,
проц.
|
8,03
|
12,72
|
х
|
4,69
|
Подписчиков
всего
|
518274,00
|
593377,00
|
114,49
|
75103,00
|
- по
постам о нейросетях
|
162644,00
|
307458,00
|
189,04
|
144814,00
|
- доля,
проц.
|
31,38
|
51,81
|
х
|
20,43
|
Просмотров
всего
|
881260,00
|
884001,00
|
100,31
|
2741,00
|
- по
постам о нейросетях
|
75220,00
|
128871,00
|
171,33
|
53651,00
|
- доля,
проц.
|
8,54
|
14,58
|
х
|
6,04
|
Активностей
всего
|
37747,00
|
39822,00
|
105,50
|
2075,00
|
- по
постам о нейросетях
|
4117,00
|
6608,00
|
160,51
|
2491,00
|
- доля,
проц.
|
10,91
|
16,59
|
х
|
5,69
|
Количество
каналов всего
|
30,00
|
47,00
|
156,67
|
17,00
|
- по
постам о нейросетях
|
10,00
|
24,00
|
240,00
|
14,00
|
- доля,
проц.
|
33,33
|
51,06
|
х
|
17,73
|
Постов о
нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
2,40
|
2,42
|
100,69
|
0,02
|
Постов о
нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
0,80
|
1,23
|
154,26
|
0,43
|
Подписчиков
с постами о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
16264,40
|
12810,75
|
78,77
|
-3453,65
|
Подписчиков
с постами о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
5421,47
|
6541,66
|
120,66
|
1120,19
|
Просмотров
постов о нейросетях на один канал с упоминанием нейросетей
|
7522,00
|
5369,63
|
71,39
|
-2152,38
|
Просмотров
постов о нейросетях на один канал без упоминания нейросетей
|
2507,33
|
2741,94
|
109,36
|
234,60
|
Активностей
на посты с упоминанием нейросетей на один канал с упоминанием нейросетей
|
411,70
|
275,33
|
66,88
|
-136,37
|
Активностей
на посты с упоминанием нейросетей на один канал без упоминания нейросетей
|
137,23
|
140,60
|
102,45
|
3,36
|
Просмотров
на один пост о нейросетях
|
3134,17
|
2221,91
|
70,89
|
-912,25
|
Активностей
на один пост о нейросетях
|
171,54
|
113,93
|
66,42
|
-57,61
|
Вовлеченность
по постам о нейросетях, проц.
|
5,47
|
5,13
|
93,68
|
-0,35
|
Средний
охват одной публикации о нейросетях, проц.
|
1,93
|
0,72
|
37,50
|
-1,20
|
Вместе с тем стоит отметить, что интерес к теме использования нейросетей в дизайне сохраняется, о чем свидетельствует в целом наличие постов о них в числе топовых.
5. Февральские топовые посты о нейросетях в 2024 г. в большей мере посвящаются вопросам обучения (табл. 6). Если в 2023 г. за исследуемый месяц подписчиков больше интересовали информационные посты о возможностях различных нейросетей, то в 2024 г. высокий интерес у аудитории вызывают не только их описание, но и различные вопросы, связанные с обучением работе с нейросетями. Вопросы обучения и информационные материалы составляют более 70% всех рассмотренных постов.
Таблица 6
Тематика топовых постов о нейросетях
Тематика
|
Февраль
2023 г.
|
Февраль
2024 г.
|
Изменение,
проц.
| ||
Число
|
Доля,
проц.
|
Число
|
Доля,
проц.
| ||
Конкурс
|
-
|
-
|
2
|
3,45
|
3,45
|
Материалы
|
14
|
58,33
|
21
|
36,21
|
-22,13
|
Обучение
|
6
|
25,00
|
21
|
36,21
|
11,21
|
Работы
|
-
|
0,00
|
2
|
3,45
|
3,45
|
Новости
|
1
|
4,17
|
2
|
3,45
|
-0,72
|
Обсуждение
|
3
|
12,50
|
2
|
3,45
|
-9,05
|
Реклама
|
-
|
-
|
2
|
3,45
|
3,45
|
Опрос
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Статьи
|
-
|
-
|
6
|
10,34
|
10,34
|
Всего
|
24
|
100,00
|
58
|
100,00
|
-
|
6. Обучающий контент по нейросетям, продвигаемый в Telegram-каналах, можно разделить на три группы. Первая группа – это мини-курсы с учебной программой и целым набором нейросетей, которые по ней будут рассматриваться слушателями. Вторая группа – это небольшие по длительности интенсивы, в которых рассматривается одна-две нейросети в приложении к какой-либо дизайнерской программе, или информационные блоки о нейросетях в рамках уже освоенного фирмой курса. Наконец, третья группа – это, скорее, бесплатный промо-контент, содержащий общую характеристику нейросетей или уроки по ним, к основному курсу фирмы.
Таким образом, фирмы используют либо стратегию диверсифицированного роста, либо концентрируются на имеющемся продукте (табл. 7), добавляя к курсам контент по нейросетям, чтобы не отставать от лидеров рынка и быть в тренде изменений, диктуемых внешней средой.
Таблица 7
Стратегии фирм по работе с нейросетями
Стратегия
|
Примеры
каналов
|
Подписчиков
|
Описание
|
Нейросети
|
Горизонтальная
диверсификация
|
KHS Digital Art
|
9350
|
Отдельные курсы от
1,5 до 2 месяцев.
Поддерживающие бесплатные ролики. |
ChatGPT
Synthesia Midjourney AE Stable Diffusion |
Щёлочь
|
12222
|
Отдельный курс на 2
месяца.
Мини-инструкции и промты в Telegram-канале. |
Dalle
Dalle 3 Krea Vector Chatgpt Phygital+ stable diffusion Phygital+ Controlnet Midjourney | |
Art Glück Education
Дизайн и архитектура
|
1163
|
Отдельный курс на 2
месяца.
Обсуждение возможностей применения. |
Midjourney
Stable Diffusion Invoke.AI | |
Секретный канал
Логомашины
|
36955
|
Отдельный мини-курс
на 3 месяца.
Бесплатный онлайн-интенсив. |
Kandinsky
Dall-E BlueWillow Leonardo Playground SDXL Dreamstudio Bing Image Creator Adobe Firefly | |
Развитие продукта
|
Artways.bootcamp
|
552
|
Отдельный блок в
курсе «Бренд-дизайнер».
Запись мастер-классов |
MIdJourney
Adobe Firefly |
🫨
Небинарный Дизайнер
|
770
|
Отдельный интенсив
на 2 недели по Figma c возможностью пользоваться
подпиской на нейросети. Конкурс с оплатой работ.
|
MidJourney
| |
Усиление позиций на
рынке
|
Photofox
|
6661
|
Бесплатные ролики
по нейросетям. Основной курс по Photoshop.
|
чат GPT
|
Инфографика и
Нейросети
|
1339
|
Специализированный
курс по применению нейросетей в инфографике. Бонусный модуль за систему
«приведи друга». Розыгрыши на места в курсе. Награды за репосты.
|
Леонардо
| |
Школа
Видео
|
3961
|
Подарки – обучающие
материалы по нейросетям для поддержки основного курса.
|
чат GPT
|
Зачастую общие стратегии выявленных фирм являются «комбинированными» [15], поскольку включают в себя дифференциацию, диверсификацию, разные виды интеграции и концентрацию на разных продуктах или рынках. Причем нейросети в этих общих стратегиях не занимают главенствующих позиций.
Выводы. В целом рынок обучения дизайну в плане использования нейросетей стабилизировался. Всего за год произошла рутинизация рассматриваемой инновационной технологии. Сейчас фирмы разных размеров прибегают к теме нейросетей, используя их либо для диверсификации своей деятельности и развития имеющихся продуктов, либо для поддержания интереса к себе в целом.
Со стороны спроса имеет место спад вовлеченности в тему нейросетей. Об этом свидетельствует также тот факт, что фирмы начинают использовать по отношению к самой теме нейросетей поддерживающие маркетинговые инструменты. В то же время потенциал роста спроса к исследуемой теме имеется, поскольку нейросети по-прежнему находятся среди топовых вопросов, а доля активностей по постам, посвященных этой теме, увеличилась за анализируемый период.
Рассматриваемые организации все больше уводят тему нейросетей в коммерческое русло, поскольку доля темы обучения в постах увеличивается, а вес вопросов, связанных с обсуждением и бесплатным снабжением материалами и инструментами, снижается. Можно сказать, что тема обучения работе с нейросетями профессионализируется. У фирм, которые продают небольшие курсы по нейросетям, имеется достаточно большой перечень соответствующих сервисов в программе обучения, а также вопросов, которые заявляются к рассмотрению (от правил составления промтов до вопросов бесплатного использования программ).
Соотнесение выводов с первоначальной гипотезой. В результате проведенного исследования первоначальные гипотезы подтвердились частично. Популярность обучения дизайну не снизилась в связи с развитием искусственного интеллекта. Об этом свидетельствует общий рост числа подписчиков на Telegram-каналы дизайнерских школ. Вместе с тем и акцент в обучающих программах изменились не сильно. Нейросети используются для создания мини-курсов в дополнение к основной их линейке, для дополнения имеющихся курсов, а также в качестве маркетинговых приманок.
В целом базовое дизайнерское образование сейчас сложно заменить нейросетями. Кроме того, оно дает возможность разговаривать с последними на одном языке: например, не имея представления о стилях дизайна сложно что-то генерировать в соответствии с ними. В то же время региональным игрокам не стоит нивелировать значение новых технологий, поскольку главное, на что рассчитаны нейросети сейчас – это увеличение скорости и снижение рутины, и этому стоит обучать. Это увеличивает рынок для самих школ, ведь не каждый умеет писать картины, но число «умельцев» однозначно возрастет при использовании искусственного интеллекта.
Сильные и слабые стороны исследования. Сильной стороной проведенного исследования является большая информационная база. В то же время использованный сервис для создания этой базы является довольно дорогим в использовании, поэтому стоит привлекать и другие бесплатные сервисы, упомянутые в теоретической части работы.
Заключение
Важность результатов. Результаты данного исследования важны с двух точек зрения. Во-первых, они могут пригодиться школам дизайна в плане выбора стратегии при использовании нейросетей, а также применения в практике обучения отдельных их видов. Во-вторых, исследование важно с методологической точки зрения. Поскольку работа проводилась без привлечения программных средств при классификации тем, вручную, то в дальнейших исследованиях можно применять средства искусственного интеллекта, обучив его созданной базой классификации тем, для проведения тематического моделирования.
Понимание области и необходимости дальнейших исследований. Исследование может быть продолжено уже с использованием систем искусственного интеллекта. Это позволит решать задачи классификации тем постов за более длительные периоды времени, а также с большим числом каналов и постов, что не только повысит достоверность результатов, но и даст возможность прогнозировать стратегическое поведение фирм на рассмотренном рынке.
Источники:
2. Price.ru: в 2023 году в 8 раз вырос спрос на нейросети для решения задач в дизайне. Площадка vc.ru: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/910359-priceru-v-2023-godu-v-8-raz-vyros-spros-na-neiroseti-dlya-resheniya-zadach-v-dizaine?ysclid=ltf5eszex9163496369 (дата обращения: 13.08.2024).
3. Васильева О.В., Никитина Н.А., Павлов А.П. Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края // Южно-российский журнал социальных наук. – 2022. – № 4. – c. 70-99. – doi: 10.31429/26190567-23-4-70-99.
4. Виноградова Е.Ю. Методология проектирования нейросетей для поддержки принятия управленческих решений // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – c. 182-186.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. / Учебник – 5-е изд., стереотипн. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 576 c.
6. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – № 2(156). – c. 148-167. – doi: 10.14515/monitoring.2020.2.692.
7. Золотарев О.В., Хакимова А.Х. Анализ социальных сетей и статистическая обработка твитов о COVID-19 // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2022. – № 2. – c. 84-98. – doi: 10.18137/RNU.V9187.22.02.P.084.
8. Кавеева А.Д. Онлайн-сообщества мам в социальной сети «Вконтакте»: структура и тематика // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2018. – № 6(35). – c. 39-42. – doi: 10.24153/2079-5912-2018-9-6-39-42.
9. Казанцев Д.А. Социальные связи и самопрезентация молодежных политических лидеров Алтайского края и Новосибирской области в социальной сети «ВКонтакте» // История и современное мировоззрение. – 2021. – № 1. – c. 100-113. – doi: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-100-113.
10. Митрофанова О.А. Моделирование тематики специальных текстов на основе алгоритма LDA // Xlii международная филологическая конференция: Избранные труды. Санкт-Петербург, 2014. – c. 220-233.
11. Низомутдинов Б.А., Видясова Л.А. Применение автоматизированного сбора информации из сообществ социальных сетей для выявления активных пользователей // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 12. – c. 15-20.
12. Низомутдинов Б.А., Филатова О.Г. Тестирование методов обработки комментариев из Telegram-каналов и пабликов ВКонтакте для анализа социальных медиа // International Journal of Open Information Technologies. – 2023. – № 5. – c. 137-145.
13. Перестать бояться и полюбить нейросети. Skillbox Media: Дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/ai-vs-designers/?ysclid=lzs1ou2dzq193816338 (дата обращения: 13.08.2024).
14. Поисковый запрос «Нейросеть». Каталог Telegram-каналов и чатов. Россия — TGStat. [Электронный ресурс]. URL: https://tgstat.ru/?ysclid=lzs5xqsx7z521419959 (дата обращения: 13.08.2024).
15. Туренко Б.Г., Туренко Т.А. О новом подходе к формированию стратегии развития предприятий малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 484-490. – doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(3).484-490.
16. Хлопотов М.В., Старцева Н.В., Макаренко А.А. Исследование кластеров кинолюбителей и их тематических сообществ в социальных сетях // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 80.
17. Чугунов А.В., Низомутдинов Б.А., Будяк А.А. Telegram каналы глав субъектов Российской Федерации: тестирование исследовательского инструментария // International Journal of Open Information Technologies. – 2022. – № 11. – c. 141-146.
18. Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – c. 4-16. – doi: 10.11621/npj.2019.0302.
19. Шуплецов А.Ф., Матвеева М.В., Буров К.О. О периодичности мониторинга и обновлении стратегических планов развития бизнеса компании // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).14.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:16:55