Использование теории предпочтений при принятии решений о финансировании инновационных проектов в фармацевтической отрасли
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Введение
Актуальность исследуемых в статье вопросов подчеркивается, во-первых, высокой значимостью отрасли в отечественной экономике, что подтверждается наличием существенного вклада в ускорение научно-технологического развития страны, поддержанием национального суверенитета в области медицины; во-вторых, наличием социального эффекта (отрасль обеспечивает население необходимыми лекарственными препаратами); в-третьих, беспрецедентными изменениями, произошедшими на рынке лекарственных препаратов на горизонте 2014-2024 гг. Последнее было связано как с ограничением ввоза ряда лекарственных препаратов на территорию РФ, так и с воздействием пандемии, а далее – с последствиями введения западных санкций, что привело к существенному изменению рынка, трансформации бизнес-моделей организаций, присутствующих на нем. Наряду с позитивными изменениями (которые, в основном, касались переориентации рынка на отечественное производство), наблюдаются и проблемы инвестиционного, организационного, инфраструктурного плана [9, 11, 17].
Целью статьи является анализ возможности использования метода многокритериального моделирования для формирования потребительских предпочтений в фармацевтической отрасли. Научная новизна исследования заключается в формировании рекомендаций по использованию метода многокритериального моделирования для организаций фармацевтической отрасли и других отраслей экономики.
Методика исследования
Подход авторов настоящей статьи базируется на теории предпочтений, которая разрабатывалась исследователями в различных направлениях [14, 16], и на сегодняшний день активно используется в маркетинге и экономике потребительского поведения. Положения и следствия указанной теории позволяют сформировать выводы о механизме принятия решения о том или ином поведении потребителя на рынке. Что касается случаев использования данной теории в инвестиционной сфере, то речь может идти о принятии решений о выделении финансовых средств, в т.ч. для случаев, когда речь идет о множестве заинтересованных лиц. Вместе с тем, подтверждений о применении теории в отношении рассматриваемых в статье вопросов в отечественной литературе выявлено не было.
В качестве инструментально-методологической основы использовался сравнительный подход, многофакторный анализ, экономико-математическое моделирование, методы экспертной оценки, синергетический подход, компетентностный подход, проблемно-целевой подход.
Результаты
Авторы статьи отмечают ряд тенденций, характерных для современного этапа развития фармацевтического рынка: наличие выявленной потребности в реализации новых проектов, в т.ч. инвестиционного / инновационного характера. Однако, развитие таких проектов, как и рынка инновационных проектов в отрасли в целом, сдерживается различными факторами на различных (макро-, мезо-, микро-) уровнях. В перечне сдерживающих развитие рынка факторов большую роль играет фактор ограничения притока инвестиционных средств на реализацию инновационных проектов в отрасли.
Следует, вместе с тем, отметить, что фармацевтические инновации являются одними из самых привлекательных для инвесторов в целом. Критерием сравнения с эффективностью инвестиций в другие отрасли является процент возврата на вложенный капитал, который превышает аналогичный показатель, например, в сфере информационно-коммуникационных технологий [1].
В России инвестиции в инновации на фармацевтическом рынке также являются достаточно эффективными [13]. Однако, имеет место недофинансированность отечественных инновационных проектов, что имеет следствием повышение длительности цикла исследований и разработок (прежде всего, за счет первой стадии - научных исследований), проблемы с упаковкой продуктов, выводом их на рынок и пр.
Авторы настоящей статьи сходятся во мнении, что одной из причин недофинансирования инновационных проектов в отрасли является низкая активность самих инициаторов инноваций в инфраструктурном обеспечении своих проектов в среде потенциальных поставщиков финансовых средств. В данном случае имеет место как недостаток компетенций в части продвижения инновационных разработок (маркетинговых, коммуникационных и пр.), так и недостаточное количество источников финансирования (конкретных организаций, фондов, имеющих соответствующие программы и предложения для игроков фармацевтического рынка).
В свете вышесказанного целесообразным, по мнению авторов статьи, могло бы быть использование различных инструментов взаимодействия и процедур для продвижения продуктов фармацевтических исследований другим организациям. В отличие от маркетинговых процессов, реализуемых между организацией и конечными потребителями-физическими лицами, business to business (B2B) маркетинг позволяет привлекать значительно большие объемы финансирования со стороны заинтересованных участников рынка, обладающих финансовым и инвестиционным потенциалом. Вместе с тем, B2B маркетинг (в частности, для фармацевтической отрасли) требует использования адаптированных инструментов и подходов.
Заключение о высокой актуальности разработки методик принятия решения о выделении финансирования множеством заинтересованных лиц было сделано авторами на основании библиометрического анализа (3, 4). В научной литературе были описаны случаи, когда инициаторы инновационных проектов обращаются за поддержкой в организации следующих категорий:
- государственные фонды, институты;
- банки (кредитные учреждения);
- инвестиционные венчурные фонды.
Государственные интересы (реализуемые в соответствующих фондах и институтах) имеют, как правило, длительный горизонт планирования и приоритет создания собственных производственных мощностей лекарств для реализации стратегии импортозамещения, значение которой сегодня трудно переоценить. В этой связи критически важным становится наличие передовых и суверенных технологий, которые предполагают создание благоприятных условий для разработки и внедрения инноваций. Подобная схема финансирования предполагает получение коммерчески успешных результатов в долгосрочном ключе. В этой связи для реализации инновационных проектов имеют место определенные препятствия в виде избыточной бюрократизации и необходимости обеспечения соответствия ожидаемых результатов ключевым показателям долгосрочных планов развития отрасли, устанавливаемых соответствующими ведомствами. Кроме того, могут иметь место различия в интерпретации и реализации маркетинговой стратегии взаимодействия с потребителями (с точки зрения организаций с государственным участием и коммерческих организаций).
Что касается организаций банковского сектора, то в данном случае имеет место недостаточный учет специфики инноваций в фармацевтике. Значительное влияние на политику принятия решений инициатив и требований финансового регулятора, необходимость соблюдения требований к оценке заемщиков (с т.зр. минимизации рисков возврата кредитных средств) делают неэффективной практику получения финансирования в банковских структурах для реализации инновационных проектов для организаций отрасли.
Венчурные инвестиционные фонды, в свою очередь, могут создавать альтернативные государству условия поддержки и развития инновационных проектов и далеко не так чувствительны к возможным потерям, как представители банковского сектора. Тем не менее, в отличие от организаций с государственным участием, в данном случае коммерческие интересы превалируют над исследовательскими, при этом предпочтение отдается высокоприбыльным, менее рисковым проектам; в то же время фармацевтическая отрасль имеет длительный цикл и предполагает множество рисков в процессе разработки препаратов [8].
Предпочтения сторон, принимающих участие в принятии решения о финансировании инновационного проекта в фармацевтике, были сгруппированы авторами статьи в табл. 1.
Таблица 1 - Предпочтения сторон, принимающих участие в принятии решения о финансировании инновационного проекта в фармацевтике
Сторона
|
Критерий оценки
|
Основание принятия решений
|
Государственный фонд
|
Соответствие стратегическим программам
развития государства
|
Эффективность импортозамещения и
развития отечественных технологий, причем измеряемая в ключевых показателях
отчетности, принятой в государственных институтах
|
Соответствие формальным ограничениям
государственной поддержки
|
Государство предъявляет требования к
получателям финансирования и их
| |
Финансовая устойчивость проекта на
долгосрочной перспективе
|
Интересны именно долгосрочные проекты с
высоким потенциалом масштабирования производства
| |
Банк
|
Доходность и устойчивость
|
Соответствие внутренним правилам кредитования
и директивам финансового регулятора
|
Кредитные риски
|
Минимизация рисков невозврата кредитных
средств с учетом стандартных практик страхования
| |
Венчурный инвестиционный фонд
|
Доходность
|
Потенциал роста доходности и масштаба
проекта, достаточный для покрытия убытков по другим поддержанным проектам
|
Риски
|
Допускается существенный риск потери
вложений
| |
Маркетинговая стратегия
|
Возможности масштабирования и быстрого
роста имеют большое значение
|
Анализ представленной выше таблицы позволяет сделать вывод, что интересы и предпочтения различных сторон, участвующих в принятии решений о финансировании инновационных проектов в фармацевтической отрасли, часто находятся в противоречии по описанным выше причинам. В частности, государственные интересы и стратегические долгосрочные цели не обязательно могут быть достаточно привлекательными для привлечения коммерческих средств; в то же время, приоритеты венчурных инвестиционных фондов не отражают необходимости стратегического движения в сторону инновационного развития и импортозамещения, и т.д.
Для решения задачи согласования предпочтений различных групп инвесторов в процессе принятия решения о финансировании инновационных проектов авторами была использована теория многокритериального выбора, позволяющая использовать несколько (в т.ч. противоречивых) критериев (представленных, например, в столбце 2 Табл.1) и обеспечивать их согласование.
Теория многокритериального выбора основана, в свою очередь, на методологии MCDM (multiple criteria decision making) в части дискретного множества решений (MADM) [2, 5, 6, 15]). Гипотеза авторов статьи состояла в том, что разработанные в теории многокритериального выбора подходы ( [7, 10, 12]) могут быть использованы и для моделирования предпочтений сторон, принимающих решения о финансировании.
В процессе апробации гипотезы были выделены дополнительные (частные) критерии участников, принимающих участие в принятии решения о финансировании, а также разработаны этапы многокритериального подхода к моделированию предпочтений лиц, принимающих решения о финансировании инновационного проекта в фармацевтической отрасли.
На первом этапе предпочтения были экспертным путем формализованы в виде перечня показателей (частных критериев) - Табл.2.
Таблица 2 - Некоторые возможные частные критерии участников, принимающих участие в принятии решения о финансировании инновационного проекта в фармацевтике
Сторона
|
Частный критерий
|
Ед. измерения
|
Государственный фонд
|
Доля национальной фармацевтики в
объеме ВВП
|
%
|
Доля продукции фармрынка в общем
объеме экспорта РФ
|
%
| |
Количество отечественных
биотехнологий, которые находятся на 1-2 фазах доклинических исследований.
|
шт.
| |
Банк
|
Чистый дисконтированный доход
|
руб.
|
Внутренняя норма доходности
|
%
| |
Срок окупаемости
|
мес.
| |
Венчурный инвестиционный фонд
(Vc.ru, 2019) |
Степень готовности продукта
|
балл
|
Эффективности команды проекта
|
балл
| |
Сколько времени может пройти с
момента его инвестиции до момента получения ликвидности
|
мес.
| |
Соотношение оценки стоимости
компании к ее годовой выручке
|
безразмерный индекс
|
Из табл. 2. стало очевидным, что частные критерии могут иметь различную природу и единицы измерения, что на практике требует проведения процедуры нормирования данных.
Было принято решение о том, что наиболее эффективным будет сочетание ранжирований инновационных проектов, полученных на основе: а) формального преобразования данных в интегральный показатель; б) учета частично формализованных предпочтений сторон, принимающих решение о финансировании.
Результатом использования такого подхода стал набор ранжирований, который может использоваться для создания метрик позиционирования инновационных проектов.
Формирование данных оценки для конкретного инновационного проекта может проводиться с использованием различных источников: проведения экспертных опросов, анкетных исследований и пр., при этом перечень частных критериев уточняется для последующего ранжирования. Далее представлены этапы многокритериального подхода к моделированию предпочтений лиц, принимающих решения о финансировании инновационного проекта.
1. Подготовка данных:
¾ определение сторон принятия решений;
¾ задание перечня частных критериев каждой стороны;
¾ определение весов частных критериев;
¾ задание перечня анализируемых инновационных проектов;
¾ подготовка данных инновационных проектов.
2. Ранжирование инновационных проектов на основе данных:
¾ задание критерия выбора;
¾ ранжирование инновационных проектов от наилучшего к наихудшему;
3. Ранжирование инновационных проектов на основе опросов:
¾ проведение опроса среди респондентов;
¾ усреднение ранжирований;
4. Сравнение ранжирований и вычисление метрик инновационных проектов
¾ анализ совпадений и расхождений ранжирований на основе данных и опросов;
¾ формирование метрик;
¾ расчет интегрального рейтинга проектов.
Представленный подход является универсальным и позволяет получить предварительную оценку инновационного проекта перед принятием решения об источнике финансирование, а на последующих этапах – упростить реализацию инновационных проектов и продвижение их результатов на рынок. В этой связи моделирование предпочтений участников процесса принятия решений о финансировании на ранних стадиях разработки инноваций может помочь диагностировать различные трудности и риски, представить решения возникших проблемных вопросов с учетом актуальных практик B2B маркетинга.
Элементы представленного в табл. 3 многокритериального подхода к оценке инновационного проекта использовались при подготовке подачи заявок на финансирование проектов ООО «Пальмира Биофарма». Организация занимается научно-исследовательскими разработками в области биофармацевтики и разработкой современных белковых терапевтических препаратов. Формализация критериев участия в конкурсах Фармбиотех 2022, Новатор Москвы 2021, а также подача заявок на микрогранты в фонд Сколково (ВЭБ-РФ) позволила получить финансирование заявок на российские и международные патенты в 2021–2024 гг. В результате были получены четыре российских и один международный патент, заявки на локализацию которого были поданы в патентные ведомства Европы и США.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности использования представленного многокритериального подхода к оценке перспектив финансирования инновационных проектов и потенциальной эффективности использования разработанного подхода.
Заключение
Проведенный анализ управления рисками для торговых организаций с учетом реализуемых в отрасли цифровых процессов позволил сделать ряд выводов.
Во-первых, управление рисками в торговле имеет определенную специфику, связанную с процессом купли и продажи (более точно – перепродажи) товаров, в еще большей степени риски специфицируются с учетом цифровизации. В этой связи базовая концепция управлении рисками может использоваться, однако, необходимо ее дополнение рядом элементов, целенаправленно воздействующих на организацию торгового процесса в данных условиях.
Во-вторых, существует используемая ранее методика управления риском, которая для торговых организаций может быть дополнена ключевыми показателями эффективности организации цифровых процессов, воздействие на которые приводит к результату – нивелированию рисковых событий. Для обеспечения этих показателей могут быть задействованы ключевые сотрудники торговой организации, отвечающие за соответствующие функциональные области.
В-третьих, в статье был проиллюстрирован процесс управления рисками торговых организаций, который может состоять из нескольких стадий, определенных в соответствии со стадиями управленческого процесса в целом. Второй и третий методы могут быть использованы как дополняющие при разработке стратегий управления рисками торговых организаций с учетом цифровизации на перспективу.
Страница обновлена: 10.03.2025 в 15:40:56