Модели устойчивого развития сельских территорий

Козлова О.А., Копылова Ю.В.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. Традиционные модели развития сельских территорий зачастую оказываются недостаточными для обеспечения устойчивости в условиях изменяющихся социально-экономических реалий и климатических изменений. Нарастающее давление на природные ресурсы, ухудшение экологии и рост уровня неравенства требуют разработки интегрированных стратегий, которые сочетали бы экономическое, социальное и экологическое благополучие.

Актуальность перехода к новой модели развития сельских территорий для их устойчивого развития определятся множеством факторов, касающихся глобальных вызовов, социально-экономических трансформаций и потребности в экологическом благополучии.

Изучение устойчивого развитие сельских территорий нашли свое отражение в трудах многих ученых таких как В.Г. Агибалова [1], А.Х. Блиева [2], Н.В. Воронцова [4], Е.И. Иншакова [5], О.А. Козлова [6], А.И. Костяева [10], В.И. Меньщиков [11], В.Н. Перцев [14], Н.А. Шибаева [20], О.В. Шумакова [21].

Так Н.В. Максимец и Я.С. Михейкин определяют устойчивое развитие сельских территорий как целенаправленный процесс перехода сельского сообщества на качественно новый уровень, обеспечивающий как экономически, так и экологически обоснованное, социально ориентированное воспроизводство, поддержание и развитие жизненного, производственного и природно-ресурсного потенциала сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения на основе финансовой и инвестиционной стратегии [10].

Между тем О.В. Шумакова [21], М.А. Рабканова [21] рассматривают устойчивое развитие сельских территорий – как контролируемый и отслеживаемый государством с помощью системы мониторинга комплексный динамический процесс позитивных изменений показателей, характеризующих социальное, экономическое и экологическое состояние сельских территорий, ориентированный на расширенное воспроизводство сельскохозяйственных товаропроизводителей, диверсификацию их агропроизводства, привлечение инвестиций, использование инноваций посредством эффективных действий органов государственной власти, местных инициатив и элементов самоорганизации хозяйствующих субъектов, учитывающих ресурсный потенциал и историко-культурные особенности сельских поселений [20].

Несколько иной подход к понятию устойчивого развития сельских территорий рассматривают Третьякова Л.А. [17], Перцев В.Н. [14], Батунин В.М. [3], Козлов В.В. [3] видящие его в стабильном развитии сельского общества.

Рассматривая определения различных авторов нельзя не согласиться с многоаспектностью и сложностью этого понятия, исследование которого требует применения комплексного подхода к его изучению.

В соответствии с законодательством «устойчивое развитие сельских территорий» закреплено в статье 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ под которыми «…понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование и охрана земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, обеспечиваемые в том числе в результате осуществления видов деятельности, не связанных с сельскохозяйственным производством, включая деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма» [18].

Модели устойчивого развития сельских территорий были рассмотрены в работках Н.В. Максимец [10], Я.С. Михейкин [10], Ф. Мантино [19], Т.А. Мирошниченко [12], А.И. Костяева [8,9], Г.А. Саймагамбетова [15].

В устойчивости развития любой территории заложено прежде всего стабильность и высокое развитие человеческого капитала [13,16]. Сельские территории находятся в состоянии непрерывного кризиса, который проявляется в виде высокого уровня бедности сельских жителей, низким уровнем оплаты труда, отстающим развитием благоустройства и инфраструктуры, стирания сельской культуры, и как следствие миграцией местных жителей в города. Все это отражается на устойчивом развитии сельских территорий [12] и требует перехода к новой модели их развития.

Целью данного исследования является разработка модели устойчивого развития сельских территорий с учетом международного опыта.

Научная новизна заключается в разработке модели альтернативной занятости за счет развития альтернативных видов деятельности и диверсификации сельской экономики.

В процессе рассмотрения теоретических аспектов вопроса устойчивого развития сельских территорий использовался монографический метод, анализ и синтез. В основе исследования лежит сравнительный анализ.

В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что новая модель устойчивого развития сельских территорий должна строится на диверсификации сельской экономики через развитие альтернативных видов деятельности.

Модели устойчивого развития сельских территорий

В современной экономической и геополитической обстановке переход к новой модели социально-экономического развития сельских территорий становится одним из приоритетных направлений.

По мнению Т.А. Мирошниченко [12] под моделью понимается совокупность принципов, правил и механизмов управления социально-экономической жизнедеятельностью и социально-экономическим развитием общества эффективность которой определяется такими критериями как темпы экономического роста, ресурсосбережение, невосприимчивость к кризисам, социальные и демографические характеристики [12].

Исследования зарубежных ученых в области моделей устойчивого развития определяют три основных вида: экзогенную, эндогенную и нео-эндогенную модели развития (таблица 1).

Таблица 1 – Модели сельского развития зарубежных странах

Признаки модели
Экзогенная
Эндогенная
Нео-эндогенная
Принципы
Развитие агропромышленного сектора
Использование локальных (естественных, культурных, человеческих) ресурсов
Экономика знаний
Движущая сила развития
Город – как центр роста, экзогенные драйверы для развития сельских районов
Местная инициатива
Человеческий и социальный капитал в рамках «сетей» предприятий
Сельские территории
Источник продовольствия
Разнообразные услуги экономики
Повышение значимости функций местожительства, отдыха, туризма, занятости
Проблемы развития
Низкая производительность и периферийность
Ограниченные возможности территории
Неоднородность сельских районов развитию человеческого капитала и интеллектуальных активов и привлечению университетов в качестве источников развития
Направление развития
Развитие сельского хозяйства
Укрепление потенциала (навыки, институты, инфраструктура)
Создание институционального потенциала, направленного на мобилизацию внутренних ресурсов и внешних факторов, действующих в регионе
Источник: составлено автором на основе [9]

Экзогенная или отраслевая модель управления определяет развитие агропромышленного комплекса как первоочередное, а сельское хозяйство как приоритетное направление деятельности для сельских жителей. Для данной модели характерно – поляризованное развитие. То есть преобладал рост городов и крупных агломераций, в то время как проблемы сельских территорий продолжали расти и требовали все больше бюджетных ассигнований [8].

Отраслевая модель ставит перед собой следующие цели:

1. рост производственных масштабов;

2. модернизация производства;

3. сглаживание разницы доходов различных отраслей.

Эндогенная модель развития включила в зарубежных странах новы территориальный подход к развитию сельских территорий.

Особое внимание в этой модели было сосредоточено на потенциалах местности, возможности применения современных технологий, а также потребностях местного сельского населения [4].

Целями данной модели были:

1. диверсификация деятельности существующих сельскохозяйственных предприятий;

2. использование внутренних ресурсов;

3. повышение эффективности производственной деятельности;

4. переход к экологичной экономике;

5. развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

6. развитие цифровых технологий на селе.

Эндогенная модель отличается совей многофункциональностью, что обусловило постепенный переход к ней от отраслевой. Здесь особое внимание уделялось вопросам местного самоуправления, снижением издержек, развитие внутренних территориальных ресурсов и развитие несельскохозяйственных видов деятельности [15].

Помимо экзогенной и эндогенной модели в Европейском Союзе в 2000-х годах появляется новая модель сельского развития – нео-эндогенная. В отличие от экзогенной и эндогенной модели, нео-эндогенная модель сочетает в себе две предыдущие модели, а также включает в себя развитие человеческого капитала с ориентацией на экономику знаний и использование Web-сетей [8].

В рамках новой модели развитие сельских территорий рассматривает рост конкурентоспособности и производительности сельских территорий с целью улучшения их экономического, социального и экологического благополучия [4]. В целом нео-эндогенная модель сочетает в себе взаимодействие эндогенных ресурсов и внешней поддержки. Основу такой модели составляет экономика знаний, реализуемая через развитие человеческого и социального капитала. Механизмом реализации нео-эндогенной модели в странах Европы выступает программа LEADER [8].

Программа имеет следующие семь особенностей:

1. Подход «снизу-вверх»: программа разрабатывается представителями местного сообщества из разных профессиональных и социальных групп.

2. Локальные стратегии развития: стратегии формируются и осуществляются на компактной сельской территории с четкими границами и числом жителей от 50 до 150 тысяч человек (т.н. «программные регионы») в течение 7 лет.

3. Локальные активные группы (ЛАГ): ЛАГ формируются в процессе разработки стратегии, представляют собой частно-государственные партнерства, являющиеся двигателем регионального развития. Среди участников ЛАГ как минимум половину должны составлять представители деловой и социальной сферы.

4. Деятельность в рамках программы должна обеспечивать интеграцию и охват многих секторов сельской экономики.

5. Инновации: программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационных решений в сельской местности.

6. Кооперация: «Программные регионы» имеют возможность реализовывать кооперационные проекты с участием других «программных регионов» или их аналогов на межрегиональном или транснациональном уровне.

7. Взаимодействие: предоставляются возможности и стимулы для обмена опытом знаниями на национальном и общеевропейском уровне [10].

Несколько иные модели развития сельских территорий предложил европейский ученый Ф. Мантино который рассматривал три типа модели развития сельских территорий: отраслевую, территориальную и перераспределительную. Для каждого типа он выделил такие признаки как:

– цели государственной политики;

– роль отраслей;

– роль территории;

– роль социальных структур (операторов);

– РОЛЬ институциональных структур [19].

Сельское развитие по модели «Rural Web» описывает А.И. Костяев [8]. Ученый определяет данную модель как многомерную включая в нее шесть блоков: эндогенность, инновации, устойчивость, социальный капитал, создание новых институциональных рамок, управление рынками. В целом для российской модели сельских территорий характерна экзогенная или отраслевая модель развития.

При изучении моделей устойчивого развития, также явно выделяется необходимость использования комплексного подхода к разработке программ устойчивого развития территорий с учетом нескольких направлений: экономического, институционального, общественного, экологического, социально-культурного и инфраструктурного [6].

В рассмотренных нами зарубежных и отечественных моделях устойчивого развития сельских территорий в настоящее ключевым фактором развития села авторы рассматривают диверсификацию сельской экономики за счет развития альтернативных форм занятости. Таким образом можно сформировать следующую модель развития применительно к сельским территориям (рисунок 1).

Рисунок 1 – Модель устойчивого развития сельских территорий

Источник: составлено автором

Предложенная нами модель устойчивого развития сельских территорий строится на целостном восприятии этих территорий с учетом экономических, социальных, экологических возможностей и потребностей местного сообщества для формирования политики разных уровней. Ключевой составляющей модели является акцентирование внимание на развитие сельской экономики и роста занятости сельского населения, как средство повышения их доходов, включая наиболее бедных жителей. Политика развития сельских территорий должна строиться на диверсификации сельской экономики за счет развития альтернативной занятости, а также модернизации и развитии агропромышленного комплекса.

Альтернативная занятость на селе является одним из приоритетных составляющих для дальнейшего экономического роста села, приводящая к сокращению сельской бедности. Отсутствие условий для альтернативной занятости сельского населения, замедление темпов экономического роста в сельском хозяйстве обусловили обострение в большей степени социальных проблем сельских территорий Российской Федерации. Отсутствие активности в решении этих проблем в значительной степени тормозит переход социально-экономического развития села в фазу устойчивого развития. Одним из методов, устанавливающих необходимость развития несельскохозяйственных форм занятости — это анализ числа занятых в городской и сельской местности, а также соотношение уровня занятых и безработных [7].

Заключение. В современных условиях в управлении сельскими территориями существуют проблемы и отрицательные тенденции, что замедляет их дальнейшее устойчивое развитие. Реализуемая продолжительное время экзогенная модель, в основе которой лежит развитие сельскохозяйственной деятельности устарела и требует пересмотра. Ориентация производственного процесса на селе лишь на сельское хозяйство ориентирует рынок труда только в одном направлении – аграрном. Предлагаемая нами новая модель развития сельских территорий определяет диверсификацию экономики села создавая альтернативные виды деятельности. Альтернативная занятость будет способствовать росту благосостояния села, удержанию трудовых ресурсов, улучшению качества и уровня жизни на селе.


Страница обновлена: 07.03.2025 в 19:14:33