Ustoychivost razvitiya selskikh territoriy Smolenskoy oblasti v ramkakh programmno-tselevogo podkhoda
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 3 (July-september 2025)
Введение. Развитие сельских территорий является приоритетным направлением государственной политики, направленным на повышение качества жизни сельского населения и укрепление аграрного сектора. В Смоленской области реализация таких программ ведется в русле федеральной Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года. Главным инструментом этой политики выступает государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ), запущенная в 2020 году. Данная программа охватывает широкий комплекс мер – от строительства жилья и инфраструктуры до поддержки фермеров и социальных проектов. Смоленская область активно участвует в реализации КРСТ, привлекая значительные федеральные ресурсы для решения местных задач.
Устойчивость развития сельских территорий, в том числе и целевые программы активно исследуется много учеными (Уколова Н.В., Морозов Д.С., Шиханова Ю.А., Баширов А.Р., Урюпина А.А., Шибаева Н.А., Катальникова М.А) [2, 6]. В частности, Уколова Н.В., Морозов Д.С., Шиханова Ю.А разработали авторскую методику оценки социально-экономического развития сельских территорий, используя различные подходы и индикаторы [7], а Баширов А.Р рассматривает актуальные вопросы развития сельских территорий и сельскохозяйственного производства в современных экономических условиях [1]. Урюпина А.А исследовала вопрос взаимосвязи между развитием сельских территорий и продовольственной безопасностью страны [8], а Шибаева Н.А., Катальникова М.А взаимосвязи между развитием сельских территорий и устойчивым ростом регионов в долгосрочной перспективе [9].
Исследование основано на данных Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, Министерства сельского хозяйства РФ, органов государственной статистики Смоленской области, годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий региона, нормативных документах, материалах научных конференций и публикаций, а также на собственных исследованиях автора.
Целью настоящего исследования является проведение системного анализа динамики и результатов реализации целевых программ развития сельских территорий Смоленской области за последние годы, с акцентом на такие ключевые показатели как объемы финансирования, территориальный охват, достижения в сфере инфраструктуры, жилищного строительства, социальной политики, кадрового обеспечения, а также оценка экономических и демографических эффектов.
Основная часть. Основной рамочной программой является Областная целевая государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, включающая подраздел «Комплексное развитие сельских территорий». В период 2022–2024 гг. в Смоленской области реализован комплекс мероприятий в рамках КРСТ, а также смежных федеральных и региональных инициатив, направленных на улучшение условий проживания, создание новых рабочих мест, развитие жилищного фонда, поддержку сельскохозяйственных кооперативов, обеспечение транспортной и цифровой доступности. Особое внимание уделялось вовлечению муниципальных образований, повышению эффективности освоения федеральных ресурсов, формированию устойчивых локальных экономик.
В рамках этой программы в последние годы реализовывались пять основных мероприятий КРСТ, отражающих приоритетные направления:
● Благоустройство сельских территорий – создание современной сельской среды (досуговые зоны, парки, спортивные и детские площадки, освещение и т.д.). Такие мероприятия нацелены на создание комфортной общественной инфраструктуры на селе. Это самый масштабный программа в Смоленской области относительно количества проектов).
● Развитие сельского жилищного фонда – строительство доступного жилья для сельских жителей и специалистов, включая предоставление социального найма с последующим выкупом и выдачу социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Развитие этого сектора поддержки стимулирует закрепление кадров на селе и привлекает молодых специалистов.
● Инженерная инфраструктура – улучшение обеспеченности сёл коммунальными удобствами (водоснабжение, газификация, дороги, связь). Хотя отдельные проекты инженерной инфраструктуры могут выполняться в рамках КРСТ, значительная часть таких работ финансируется по смежным программам (например, программе газификации ПАО «Газпром» и нацпроектам ЖКХ). Но это напрямую влияет на качество жизни сельского населения.
● Поддержка кадров и занятости – меры по стимулированию трудоустройства в сельской местности, включая компенсации работодателям за обучение и найм специалистов, выплаты молодым специалистам, выбравшим работу на селе, и другие инициативы, повышающие привлекательность сельского труда.
● Поддержка фермеров и кооперации – специальные гранты и субсидии для развития крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализуемые в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» («Агростартап», гранты семейным фермам, развитие агротуризма и др.). Данные меры нацелены на укрепление малого агробизнеса, создание новых рабочих мест и увеличение объемов сельскохозяйственной продукции.
Помимо вышеперечисленных мер, в регионе реализовывались отраслевые проекты и партийные инициативы, дополняющие программу КРСТ – например, проекты благоустройства сельских домов культуры (в рамках федерального проекта «Культура») и инициативы по сбыту продукции местных производителей («фермерские островки» и др.).
Финансирование программ развития села в Смоленской области за последние три года имело смешанный (федерально-региональный) характер, при доминирующей доле средств федерального бюджета. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области, объем финансирования мероприятий КРСТ показал ежегодный прирост. Так, в 2023 году на реализацию пяти направлений программы было направлено суммарно около 62–63 млн руб., из которых более 94% – средства федерального центра. Для сравнения, в 2022 году финансирование оценивалось в пределах 40 млн руб. (преимущественно федеральные субсидии), то есть в 2023 году произошло существенное наращивание ресурсов. Тенденция продолжилась и в 2024 году – по плану финансирование отдельных мер увеличено почти вдвое. В частности, поддержка семейных ферм в 2024 г. составила в объеме 43 млн. руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2023 г.
Анализ основных статьей затрат за 2022-2024 гг. показывает неравномерное их распределение:
● Благоустройство территорий: в 2023 г. объем финансирования составил 32,8 млн руб., в том числе 31,8 млн – за счет федерации (97%) . В 2022 г. вложения были меньше (порядка 20 млн руб.), а на 2024 г. запланирован сопоставимый объем (около 30–33 млн руб.) с федеральным софинансированием на уровне 95–100%. Таким образом, большая доля расходов на сельское благоустройство покрывается федеральным бюджетом, регион обеспечивает лишь 5% и менее.
● Жилищное строительство (арендное жилье): данное направление практически полностью финансируется из центра. Например, в 2023 г. на строительство служебного жилья было выделено 21,0 млн руб., из них 20,4 млн – федеральные средства. В 2024 г. запланировано резкое увеличение инвестиций в сельское жилье (о чем ниже), причем часть расходов взяли на себя частные инвесторы (смоленский бизнес) по модели государственно-частного партнерства.
● Социальные выплаты на улучшение жилищных условий: предоставляются гражданам, строящим или покупающим жилье в селе, и покрывают до 70% стоимости жилья. В 2023 г. на эти цели израсходовано 6,4 млн руб., из которых 6,2 млн – федеральный трансферт. В 2022 г. объем аналогичной поддержки был примерно на том же уровне (около 6 млн руб., 100% финансирования Минсельхоза РФ). В 2024 г. выделяемые суммы близки: порядка 6–7 млн руб.
● Содействие занятости и подготовке кадров: субсидии работодателям АПК на возмещение затрат по найму и обучению специалистов, а также региональные выплаты молодым кадрам. В 2023 г. компенсации аграриям на обучение и стажировки специалистов составили 0,523 млн руб. (370 тыс. руб. федеральных). Кроме того, из областного бюджета было выплачено ~1,7 млн руб. в виде надбавок к зарплате 20 молодым специалистам и единовременных пособий 4 выпускникам (по 250 тыс. руб.). В 2024 г. финансирование данных мер повышено – единовременное пособие увеличено до 300 тыс. руб., суммарно планируется направить свыше 2 млн руб. из областных средств. Доля регионального участия здесь наибольшая, поскольку выплаты молодым кадрам полностью обеспечиваются областным бюджетом.
● Грантовая поддержка фермеров: осуществляется в рамках отдельной федеральной субсидии, однако проходит по линии смоленского Департамента сельского хозяйства. В 2023 г. на поддержку 10 начинающих фермеров и кооперативов было направлено более 28 млн руб., а на развитие 2 семейных ферм – еще 23 млн руб. (итого 51 млн. руб.). Эти средства частично включаются в нацпроект МСП, но, по сути, дополняют комплексное развитие села, стимулируя экономическую активность. В 2022 г. объем выданных грантов был меньше: гранты «Агростартап» получили 4 КФХ (16 млн руб.), на семейные фермы – 1 грант (10 млн руб.) – совокупно 26 млн руб. Таким образом, в 2023 г. финансирование поддержки фермерства выросло почти вдвое, и на 2024 г. также запланирован рост (как отмечалось, до 43 млн руб. только на семейные фермы).
Можно отметить, что доля федерального финансирования стабильно высока, особенно по инфраструктурным и жилищным компонентам (90–100%). Региональный бюджет участвует в основном в софинансировании социальных и кадровых проектов, а также в организационно-консультативных мерах. Такая структура соответствует цели программы – привлечению средств федерального центра для развития села Смоленщины В целом в 2022–2024 гг. наблюдается поступательный рост инвестиций в сельские территории, что создает базу для реализации все более масштабных проектов.
Для наглядности, в таблице 1 сведены ключевые показатели финансирования и реализации программ по годам.
Таблица 1 – Показатели реализации программ развития сельских территорий Смоленской области в 2022–2024 гг.
Показатель
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
Финансирование мероприятий КРСТ, всего (млн руб.)
|
40 (федеральный: ~38; региональный: ~2)
|
62,8 (фед.: 59,0; рег.: 3,8)
|
70–75 (фед.: ~72; рег.: ~3)
|
Число проектов благоустройства
|
17 проектов в 14 районах (оценочно)
|
30 проектов в 17 районах
|
17 проектов в 14 районах
|
Построено нового сельского жилья
|
– (строительство начато)
|
3 дома блокированной застройки (558 м²)
|
≈5000 м² жилья (многоквартирные дома в 5 районах)
|
Выдано социальных выплат на жильё
|
5 семей (≈150 м² введено)
|
6 семей (155,7 м² жилья введено)
|
4 семьи
|
Поддержка кадров (обучение, стажировки)
|
10 специалистов АПК
|
12 специалистов, 4 студента (стажировка)
|
n/a (продолжается)
|
Меры привлечения молодых специалистов
|
Ежемесячные выплаты ~15 чел.; единовременные – 3 чел. по 200
тыс. руб.
|
Ежемесячные выплаты 20 чел.; единовременные – 4 чел. по 250 тыс.
руб.
|
Выплаты ~20 чел.; единовременные – 4–5 чел. по 300 тыс. руб.
|
Гранты «Агростартап» (начинающие фермеры)
|
4 гранта (≈16 млн руб.)
|
5 грантов (ИП/КФХ) на развитие, ~20 млн руб.
|
5–6 грантов (продолжение программы)
|
Гранты на развитие семейных ферм
|
1 грант (10 млн руб.)
|
2 гранта (23 млн руб.)
|
3–4 гранта (≈43 млн руб.)
|
Проекты развития агротуризма
|
–
|
2 проекта (гранты по 3 млн руб.)
|
отбор проектов (продолжение программы)
|
Охват муниципальных образований
|
14 районов (из 20 в области)
|
17 районов (сельских)
|
15 округов (оценочно, по заявкам 2024)
|
Анализ ключевых показателей финансирования и реализации программ показал, что по большинству позиций наблюдается положительная динамика: в 2023 году существенно увеличилось число проектов и объем финансирования по сравнению с 2022-м, а в 2024-м сохранены высокие уровни поддержки с акцентом на жилищное строительство (табл.1). Особенно заметен рост активности муниципалитетов: если в реализации мероприятий 2022 года участвовало около 14 районов, то в 2023 году – уже 17 муниципальных образований области. Это говорит о расширении географического охвата программы и вовлечении все большего числа сельских жителей.
В целом, за 2022–2024 гг. удалось существенно укрепить инфраструктурный каркас смоленского села. Новые дороги и коммуникации повысили инвестиционную привлекательность сельских территорий и создали условия для запуска новых проектов (открытия производств, развития туризма). Конечно, ряд проблем требует дальнейших усилий – например, изоляция удаленных деревень, где пока нет ни газа, ни централизованной воды. Тем не менее, текущая динамика показывает, что при сочетании федеральных вложений и региональной инициативы инфраструктурное отставание села постепенно сокращается.
Целевые программы развития сельских территорий в Смоленской области имели выраженный экономический фокус – стимулирование роста агропроизводства и занятости. Этого добивались прежде всего через адресную поддержку фермерских хозяйств, сельских кооперативов и малых предприятий на селе.
За 2022–2024 гг. благодаря программам «Агростартап» и развитию семейных ферм в регионе появилось несколько десятков новых субъектов малого агробизнеса. В 2022 году гранты «Агростартап» получили 4 начинающих фермера, в 2023 – 5 грантополучателей, в 2024 ожидается аналогичное число. Размер гранта составлял до 4–6 млн руб. (в среднем ~4 млн руб.), что позволило фермерам закупить технику, племенной скот, посадочный материал, построить небольшие производственные объекты. Например, в 2023 году при поддержке гранта смоленский фермер организовал семейную сыроварню, а другой – запустил тепличное хозяйство по выращиванию овощей. Кроме того, за три года выросло число семейных ферм – в 2022 г. грант на развитие получила 1 семья, в 2023 – 2 семьи, каждая из которых получила порядка 10–12 млн руб. на расширение своего фермерского бизнеса (молочного, мясного или иного). Средства грантов пошли, например, на строительство семейных ферм по откорму крупного рогатого скота в Сафоновском районе и на создание кролиководческого комплекса в Гагаринском районе. Одновременно сельскохозяйственные потребительские кооперативы Смоленщины получили поддержку в виде субсидий на развитие материально-технической базы (охлаждаемое оборудование, транспорт). В 2023 году 5 кооперативов привлекли свыше 8 млн руб. такой поддержки. Все эти меры финансировались в основном из федерального бюджета (90% субсидий), регион обеспечивал консультационное сопровождение и организацию конкурсов.
Экономический эффект от фермерских грантов проявился в создании новых рабочих мест и росте производства. Только в 2023 году в фермерских хозяйствах региона было создано 8 новых постоянных рабочих мест (в 2022 – 5 мест). С начала действия программы «Агростартап» (2019 г.) суммарно более 20 селян трудоустроены на новых фермах. Кроме того, развитие кооперации позволило мелким хозяйствам сбывать продукцию по более выгодным ценам: за три года сельхозкооперативы приняли в свои ряды 30 новых членов из числа ЛПХ и КФХ, расширяя каналы реализации продукции. В Смоленской области стали успешно работать фирменные магазины кооперативов и сельскохозяйственный рынок «Фермерский островок» в областном центре, где фермеры напрямую продают мясо, молоко, овощи и другие товары. Это частично решает проблему сбыта, которая традиционно затруднена для мелких производителей ввиду удаленности от городов и недостатка оборотных средств. В 2023 г. регион запустил совместно с Россельхозбанком маркетинговый проект «Вкусная пятница», позволяющий фермерам рекламировать свою продукцию в городских торговых точках.
Благодаря комплексу мер поддержки малых форм хозяйствования объем сельскохозяйственного производства в регионе демонстрирует уверенный рост. В 2022 году валовая продукция сельского хозяйства Смоленской области достигла 33,1 млрд руб., что на 12,5% больше уровня 2021 г. Это один из лучших показателей за последнее десятилетие. Прирост обеспечен в том числе за счет повышения урожайности: посевные площади под зерновыми были расширены, валовой сбор зерна превысил 360 тыс. тонн (+4% к 2021) – рекордный объем за последние 10 лет. В 2023 году отрасль продолжила подъем: индекс сельхозпроизводства вырос еще на 7,4% относительно 2022 г. Смоленщина укрепила статус крупного экспортера льноволокна – на экспорт отправлено 6,2 тыс. т льна-сырца (90% – в Китай). Увеличилось и производство животноводческой продукции: введены в строй новые молочные фермы (например, комплекс на 4250 голов дойного стада в Сафоновском районе). Всё это ведет к росту доходов сельскохозяйственных организаций и фермеров. В результате, по данным Смолстата, область полностью обеспечивает собственные потребности в основных продуктах питания местного производства (молоко, картофель, зерно и пр.), а отдельные излишки (лен, зерно) успешно экспортируются.
Важно отметить, что реализация КРСТ повлияла не только на сельское хозяйство, но и на общий уровень занятости и качество жизни на селе. В рамках программ на селе создавались рабочие места не только в сельхозпроизводстве, но и в смежных секторах – строительстве, торговле, образовании. Строительство объектов инфраструктуры и жилья привлекало местных подрядчиков, что давало временную занятость сельским жителям. Новые социальные объекты (школы, ФАПы) означают рабочие места для учителей и медиков в сельской местности. Таким образом, комплексное развитие формирует мультипликативный эффект в экономике села.
Несмотря на позитивные изменения, остаются и проблемные вопросы. Во-первых, производительность труда и уровень кооперации на селе еще далеки от оптимальных. Средний фермер сталкивается с трудностями сбыта и нехваткой ресурсов для переработки продукции. Во-вторых, ряд отраслей (например, овощеводство открытого грунта) все еще недостаточно развиты, и область зависит от привозной продукции. В-третьих, при росте объемов производства необходимо уделять внимание устойчивости рынков сбыта, чтобы избежать перепроизводства. Эти вопросы требуют продолжения государственной поддержки – как финансовой, так и организационной (создание агрохабов, логистических центров, развитие кооперативной торговли). Тем не менее, общие экономические тенденции на сельских территориях Смоленщины за 2022–2024 гг. можно оценить как положительные: сельская экономика стала более активной и разнообразной, что отражается на постепенном повышении уровня жизни населения.
Заключение. Опыт Смоленской области в реализации целевых программ развития сельских территорий в 2022–2024 гг. демонстрирует значимые результаты и позволяет сделать ряд выводов:
1. Комплексность подхода. Программа КРСТ охватывает различные аспекты – от инфраструктуры до социальной поддержки – что обеспечивает синергетический эффект. В регионе получилось одновременно улучшить условия проживания (благоустройство, жилье) и условия работы на селе (поддержка фермеров, стимулирование найма специалистов). Такой масштабный подход дает результаты: меры взаимно дополняют друг друга и способствуют закреплению населения на местах. Смоленская область, решая проблемы локального характера (ремонт дорог, строительство домов, гранты хозяйствам), вписывается в общероссийскую стратегию сокращения разрыва между городом и селом.
2. Решающая роль федерального финансирования. Практически все крупные проекты реализованы благодаря привлечению средств из федерального бюджета. Без такой поддержки центра регион самостоятельно не смог бы построить новое жилье или газопроводы в требуемых объемах. Смоленской области удалось эффективно воспользоваться возможностями, предоставленными госпрограммой – это подчеркнула и профильный министр, назвав КРСТ эффективным механизмом привлечения федеральных ресурсов в регион. Доля софинансирования из областного бюджета не была большой, что свидетельствует о правильном планированиии – область не «перегружала» свою казну, но и не оставляла федеральные деньги неосвоенными. В итоге за 3 года тысячи сельчан почувствовали положительные изменения, а около 12 млн сельских жителей в масштабе РФ уже охвачены программой КРСТ с 2020 года.
3. Рост активности муниципалитетов. Вовлеченность районов в программу увеличилась: к 2023 г. практически все сельские муниципалитеты области приняли участие в проектах, готовили заявки на конкурсы и софинансировали инициативы. Это важный организационный успех – местные власти поняли ценность программы и научились ею пользоваться. Однако имеется резерв – необходимо стимулировать самые отстающие районы более активно включаться в проекты. Практика показала, что при грамотной заявочной кампании даже небольшой сельсовет может получить федеральный грант на благоустройство или выиграть финансирование на дорогу. Поэтому распространение лучших муниципальных практик (например, обмен опытом между главами округов) является важным ресурсом дальнейшего успеха программы.
4. Социальный эффект и демография. Улучшение инфраструктуры и жилищных условий уже привело к некоторому снижению оттока населения из села. Молодежь стала чаще рассматривать возможности трудоустройства в родных районах благодаря жилью и доплатам. Конечно, за три года невозможно развернуть миграционные процессы вспять, но заложены предпосылки для этого. Необходимо продолжать курс на повышение привлекательности сельской жизни – не только материально, но и в культурном, информационном плане. Важно, чтобы сельские жители ощущали поддержку и заботу государства в повседневной жизни. Тогда можно ожидать постепенного роста доли сельского населения или как минимум стабилизации численности (на сегодня около 27% населения области – сельские жители - 243 тыс. чел.)
5. Экономические показатели. Аграрный сектор Смоленщины на подъеме, что во многом совпало по времени с реализацией программ развития села. Хотя прямую причинно-следственную связь сложно измерить, очевидно, что инвестиции в инфраструктуру и гранты фермерам создали условия для роста производства. Село модернизируется – приходят новые технологии (льготная сельская ипотека, лизинг техники по соглашению с «Росагролизингом» привел к тому, что только в 2023 г. смоленские хозяйства приобрели 103 единицы сельхозтехники на льготных условиях. Все это способствует повышению продуктивности. Продолжение данной тенденции может сделать сельское хозяйство еще более привлекательным для инвесторов и работников, что в сочетании с улучшением быта закрепит успехи.
На основе проведенных исследований можно выделить следующие направления совершенствования реализации программ в регионе:
● Увеличение регионального софинансирования в адресные проекты. Хотя федеральная поддержка остается определяющей, возможности областного бюджета также необходимо включать в работу. Например, при софинансировании благоустройства повысить долю региона с 2–3% до 10% – это позволит реализовывать больше проектов, показав федеральному центру готовность области вкладываться. Аналогично, целесообразно предусмотреть в областном бюджете постоянную статью на поддержку сельских инициатив (по примеру конкурса местных инициатив) – это стимулирует активность сельских общин и позволит финансировать небольшие проекты, которые не попали под федеральные программы.
● Комплексное планирование развития опорных сел. Необходимо переходить от точечных проектов к комплексным, когда в одном селе одновременно решается несколько задач. Например, если строится жилье для специалистов, параллельно нужно планировать ремонт дороги к этому селу, открытие нового ФАПа или группы детсада и т.д. Такой «пакетный» подход повысит эффект: новое жилье без социальной инфраструктуры не удержит семью надолго. В 2024 г. уже сделаны шаги – заявки на отбор проектов по развитию транспортной инфраструктуры сформированы с учетом приоритета опорных населенных пунктов и комплексности. Эту практику следует закрепить: каждый проект должен вписываться в общую стратегию развития конкретного сельского поселения.
● Акцент на устойчивости и саморазвивающихся механизмах. Государственные вливания не могут быть бесконечными, важно, чтобы местное сообщество и бизнес включались в поддержание достигнутого. Нужно активнее привлекать внебюджетные источники финансирования – например, продолжать практику ГЧП в жилищном строительстве, поощрять меценатство в благоустройстве (когда предприниматели берут шефство над парками, спортплощадками). Сельхозкооперативам стоит предоставить налоговые льготы или субсидии на сбыт, чтобы они крепко встали на ноги и сами могли поддерживать малых производителей. Конечная цель – чтобы созданная инфраструктура эффективно использовалась и развивалась уже на местном уровне, минимизируя необходимость постоянной поддержки извне.
● Мониторинг и адресная работа с отстающими направлениями. Анализ показал, что наиболее успешно шло благоустройство и жилищное строительство, тогда как, например, сельский туризм или малый бизнес вне сельского хозяйства развивались слабее. Требуется проанализировать причины: возможно, не хватает информирования или методической помощи в подготовке проектов по агротуризму, народным промыслам, переработке продукции на местах. Стоит усилить консультационную поддержку сельских предпринимателей, проводить обучающие семинары (как это делалось в формате «День фермера» и выездных семинаров. Чем разнообразнее будет экономика села, тем устойчивее оно к внешним вызовам.
● Улучшение качества проектной документации и реализации. Для капитальных проектов (водопроводы, газификация, дороги) важно строгое соблюдение сроков и качества. В 2022–2023 гг. некоторые объекты переносились на поздние сроки из-за долгих процедур или недостатка подрядчиков. Необходимо заранее готовить проекты (проектно-сметную документацию) под новые циклы программ, чтобы при получении финансирования сразу начинать стройку. Министерство сельского хозяйства области акцентировало это внимание муниципалитетов – необходимо учитывать требования к качеству проектов и заявок. Также нужно усилить контроль за исполнением – например, привлекать общественность к приемке работ (контроль качества дорог, благоустройства).
Таким образом следует подчеркнуть, что Смоленская область успешно использует инструменты целевых программ для развития своих сельских территорий. За три последних года села региона заметно преобразились: появились новые объекты, оживилась экономика, люди почувствовали поддержку. По словам губернатора, «постепенно улучшаем жизнь в сельской местности» – и факты подтверждают эти слова. При сохранении набранных темпов и внедрении предложенных улучшений, Смоленщина имеет все шансы к 2030 году добиться устойчивого роста сельских территорий, повысить благосостояние сельчан и превратить сельскую местность в привлекательное место для жизни и работы. Это будет означать реализацию стратегических целей госпрограммы КРСТ на региональном уровне – обеспечение стабильного повышения качества жизни сельского населения на основе роста экономики и сохранения сельского уклада. Смоленский опыт показывает, что при политической воле, грамотном планировании и поддержке людей на местах «возрождение села» перестает быть лозунгом и становится осязаемой реальностью.
Страница обновлена: 16.05.2025 в 12:13:21