Зеленый переход к устойчивому развитию сельских территорий в Российской Федерации

Волкова И.А.1, Леушкина В.В.1, Погребцова Е.А.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Волкова И.А., Леушкина В.В., Погребцова Е.А. Зеленый переход к устойчивому развитию сельских территорий в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1703-1720. – doi: 10.18334/ce.16.5.114663.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611712
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Концепция устойчивого развития для человечества является одним из важнейших ориентиров при определении и предвидении будущего. Совместно с результатами научных исследований данная концепция взята за основу при выборе стратегических направлений развития страны и регионов. Разработка системы устойчивого развития страны предполагает создание иной модели развития экономики. При разработке такой модели необходимо учитывать идеологию устойчивого развития, цели и индикаторы, направления и ориентиры стратегического развития. Процесс разработки стратегии определяет один из наиважнейших векторов − устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе принципов зеленой экономики. В статье рассмотрены правовые и нормативные документы, регулирующие переход России к «зеленой экономике». Особое внимание уделено изучению целей и основным этапам перехода к зеленому курсу в сельском хозяйстве, а также анализу критериев устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации. Авторами определены причины, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса, представлены критерии проектов зеленого развития в Российской Федерации, определены основные направления устойчивого развития в рамках зелёного подхода. В связи с вышеизложенным считаем необходимым подчеркнуть, значимость результатов научной статьи, которые играют роль информации при принятии управленческих решений руководителями предприятий сфер АПК, нацеленных на современный зеленый курс развития сельскохозяйственных территорий.

Ключевые слова: зеленый поход, устойчивое развитие, сельские территории, экономика

JEL-классификация: Q01, Q13, Q18



Введение

Формирование новой модели развития российской экономики предполагает решение определённых задач по формированию устойчивого развития страны. Основной ориентир при разработке макростратегий международного, национального и регионального характера является устойчивое развитие агропродовольственной системы.

За последние годы идея зеленой экономики получает всё больший отклик: она активно дискутируется обществом, экспертами, бизнесом, политиками и некоммерческими организациями. В рамках междисциплинарного подхода применительно к европейским процессам дополнительной областью настоящего исследования является окружающая среда и экология.

Исследования зеленого подхода к устойчивому развитию сельских территорий в России основывались на изучении законодательного и нормативного регулирования процесса внедрения зеленых технологий, а также мониторинга реализации возможных моделей устойчивого развития и анализа его использования в работах Российских ученых.

Целью исследования стало определение возможности и целесообразности зеленого перехода к устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Предметом исследования - проблемы и направления агропромышленного комплекса в условиях перехода к зеленой экономике.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе определены перспективные направления функционирования агробизнеса при переходе к зеленой экономике, на основе обобществления аналитического инструментария законодательных аспектов.

Авторская гипотеза содержится в том, что регионам необходимо выработать стратегию с учетом зеленого перехода, способствующей устойчивости агропромышленного комплекса, улучшению состояния окружающей среды и качеству жизни населения.

Методологическая основа

Методологическую основу изучения составили исследования отечественных и зарубежных ученых, официальные статданные, научные статьи. В рамках исследования авторами применялись методы изучения, анализа, систематизации и обобщения опубликованных подходов ученых и практиков.

Находящийся в фокусе научного интереса исследование законодательной базы зеленой экономики и устойчивого развития, рассматривается в мировой и российской научной литературе. Среди ученых: Бобылев С. Н. [2], Старикова Е. А. [4], Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. [5], Ильин И. В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. [6], Мячин Ю.В., Попков В. П. [7], Антонова Н. Е., Ломакина Н. В. [8], Бостанджян К.Р. [13] и другие. Несмотря на большое количество работ, в настоящее время в условиях мировой экономической нестабильности нашего государства встает необходимость проведения мониторинга изменяющейся законодательной базы в рамках зеленого перехода к устойчивому развитию сельских территорий, что и обуславливает актуальность исследования.

Основная часть

Методологический подход к изучению законодательных аспектов зеленого курса устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации был основан на принципах причинности и детерминизма с проработки отечественными учеными видов подхода устойчивого развития, нахождение общемирового и Российского понимания трактовки понятия «устойчивого развития» и утвержденных долгосрочных программ устойчивого развития России в рамках зеленой экономики.

В 1963 году группой экспертов ООН дано понятие устойчивому развитию. Это процесс, в котором действия самих людей объединяются с действиями властей с целью улучшения экономических, социальных и культурных условий жизни сообщества, интегрировать эти сообщества в общий поток жизни нации, дать им возможность вносить максимальный вклад в национальное развитие. Совокупность процессов должны включать элементы:

- внимание населения в процессе повышению жизненного уровня с опорой на личную инициативу;

- гарантия технических и иных услуг, нацеленных на развитие активности, самопомощи и сотрудничества, усиление результативности их деятельности [1].

Бобылев С.Н. в своих работах указывает на расхождение интерпретации понятия «устойчивое развитие» в общемировом пространстве и в России. В нашем государстве принятые стратегии и программы применяют этот термин, в контексте устойчивого экономического роста. В мире рассматривается фундаментальный процесс, т.е. уравновешенное развитие экономических, социальных и экологических элементов [2]. Такая трактовка зафиксирована в документах международных организаций и стратегий развития всех развитых стран после Конференции ООН в 1992 г. На ней был принят стратегический документ «Повестка дня на XXI век», в котором приписана невозможность устойчивого развития всего лишь из-за экономического роста [3].

Отечественные ученые выделяют три подхода в изучении устойчивости развития, такие как неоклассический, консервационистический и эколого-экономический (рис. 1).

Рисунок 1 – Виды подходов в изучении устойчивого развития

[составлено авторами на основе источников литературы 4 - 6]

Первостепенно подходы к устойчивому развитию были основаны на принципе «конкурирующих целей», при котором достижение устойчивости предполагалось исключительно для одного из данных направлений — сохранение окружающей среды и природных ресурсов, экономический рост или удовлетворение потребностей человека [4].

Таким образом, целями устойчивого развития являются достижение высокого уровня жизни населения, процветающая экономика и сохраняемая природа. В рамках, которой экологическая устойчивость предполагает сохранение целостности природных систем и поддержание жизнеспособности биосферы. В свою очередь экономическая составляющая устойчивого развития предусматривает идею, в соответствии с которой будет достигнуто оптимальное и максимально рациональное использование ограниченных экономических ресурсов, реализуя тем самым на практике модель сбалансированной экономики [7].

В последнее десятилетие появился новый подход к устойчивому развитию страны основанный на модели «зеленой экономики». Он предполагает трансформацию традиционного эколого-экономического подхода через глубокие структурно-технологические изменения [8]. Очевидна необходимость при разработке новой модели учитывать идеологию устойчивого развития, его цели и индикаторы, всемерно стимулировать основу такого развития как «зеленая экономика».

Продвижение «зеленой экономики» неразрывно связано с увеличением продуктивности сельскохозяйственной отрасли, ее устойчивостью. Устойчивое сельское хозяйство - это сельскохозяйственная отрасль, которая обеспечивает производство продуктов питания высокого качества и безопасных для здоровья, поддерживая баланс возобновляемых и не возобновляемых запасов, и при этом минимизирует потенциальный ущерб экосистемам. Основная цель устойчивого сельского хозяйства и развития АПК является повышение уровня производства продуктов питания ресурсосберегающим способом и обеспечение продовольственной безопасности.

Глобальные ценностные вызовы определяют образ желаемого будущего для общественной жизни на мировом уровне, что непосредственно отражается и на образе дальнейшем агропродовольственной системы.

В последнее десятилетие методология зеленого перехода закладывается как на международном [9,10], так и на национальных и региональных уровнях.

Одним из основных направлений устойчивого развития страны в стратегических документах Российской Федерации определено направление на развитие аграрного сектора с учетом зеленого перехода. Для достижения целей в зеленом курсе России разработан ряд мер, на основе которых предполагается переход страны от линейной к циклической экономике. В основе последней лежат возобновляемые ресурсы.

Однако зеленый переход к устойчивому развитию аграрного сектора страны и отдельно региона сопряжен с рядом проблем:

- сложность присущему управлению агропродовольственной системой и сельскохозяйственными производственными цепочками;

- правительственные ограничения на использование некоторых технологий;

- существенная изменчивость окружающей среды;

- недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;

- технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;

- торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;

- отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;

- невысокие темпы развития российской экономики;

- недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве.

Все выше перечисленные причины требуют разработок и принятия инновационного решения на территории Российской Федерации, т.к. для предотвращения глобальных вызовов в сфере продовольственной и биологической безопасности человечеству необходимо формирование агропродовольственной системы нового типа, соответствующей принципам устойчивого развития.

Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации определяют ключевые направления государственной политики Российской Федерации по развитию инвестиционной деятельности в РФ и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, развитие социальных отношений и иных направлений устойчивого развития, определенных международными договорами Российской Федерации, которые прописаны в распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» [11].

В стратегических документах Российской Федерации определен курс на развитие агропродовольственного комплекса, с учетом зеленого подхода, основные ориентиры которого обозначены в документах:

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года;

- Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года;

- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации;

- Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы;

- Рамочная программа долгосрочного развития России «Зелёный курс» на период до 2050 года;

- Постановление Правительства «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» (документ еще не вступил в силу);

- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе и других региональных объединениях на экономическом пространстве Содружества Независимых Государств [12].

Сложившаяся общемировые санкционные меры в направлении РФ, спровоцировали улучшение экономической обстановки в сфере АПК, на это указывает анализ целевых показателей Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Так индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101 процент по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106,1 процента (план на 2020 год - 102,4 процента по отношению к уровню 2017 года). Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102 процента по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,1 процента (плановое значение на 2020 год - 105,5 процента по отношению к уровню 2017 года).

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и данным Федеральной службы государственной статистики, в 2020 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой, по зерну, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам (табл. 1). Так по зерну за рассматриваемый период в 1,6 раза выше порогового значения, установленного Доктриной продовольственной безопасности на +8,3 п.п. к 2018 г.; по мясу и мясопродуктам на 11,7 п.п. и +1 п.п. Самообеспеченность остается ниже пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по молоку на 5,6 п.п.

Таблица 1 – Уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, %

Продукт
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Плановые показатели на основе Доктрины продовольственной безопасности
План
Факт
План
Факт
План
Зерно
170,6
147,2
95
155,5
95,0
167,6
95,0
95,0
Мясо
93,5
95,7
85
96,7
85,0
99,5
85,0
85,0
Молоко
82,3
83,9
90
84,4
85,0
84,1
84,5
90,0
Картофель
91,1
95,3
95
94,9
95,0
89,2
95,0
95,0
Овощи
87,6
97,2
90
88,4
87,0
87,1
87,1
90,0
Фрукты
33,1
38,8
60
39,5
40,0
41,2
40,2
60,0
Масло растительное
153,5
157,3
90
175,9
90,0
195,9
90,0
90,0
Рыба
138.7
158.5
-
152.8
85,0
149,7
85,0
-
Составлено авторами на основе источников [12, 13, 14, 20]

Для устойчивого функционирования сельских территорий встает проблема сохранности и увеличения доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации, решение которой обозначено в Указе о национальных целях развития России до 2030 года [13]. Основные приоритеты данного указа направлены на поддержку рождаемости, оплату труда и занятость, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание уровня и качества инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом процессов по импортозамещению.

В рамках данных приоритетных задач на территории РФ действует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий [17].

В настоящее время требуется, чтобы аграрный сектор РФ стал развиваться ускоренными темпами, опираясь на социальное благополучие и продовольственную независимость, высокие стандарты жизни российского народа.

Зелёный курс России представляет собой рамочную программу долгосрочного развития России на период до 2050 года, соответствующую ключевым современным глобальным документам развития — Парижскому соглашению по климату и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, — а также Климатической доктрине России. Ключевой целью Зелёного курса России является достижение нулевых чистых выбросов парниковых газов (или достижение климатической нейтральности) к 2050 году. Данная цель соответствует рекомендациям МГЭИК, программам зелёного курса других стран и планам крупнейших экономик мира. Также предложена промежуточная цель на период до 2030 года — ограничение объёмов выбросов парниковых газов на уровне не более 40% от уровня 1990 года (сокращение выбросов на 60% по сравнению с 1990 годом и на 7,7% по сравнению с уровнем 2018 года) [18].

В документе установлены количественные и качественные цели развития России на среднесрочную (до 2030 года) и долгосрочную перспективы (до 2050 года), достижение которых позволит добиться климатической нейтральности, основополагающими в отраслях АПК явились следующие цели:

- переход к углеродно-нейтральному сельскому хозяйству к 2050 году;

- сокращение выбросов парниковых газов от потребления продуктов питания на душу населения до уровня, совместимого с предотвращением повышения средней глобальной температуры более чем на 1,5 °С, к 2050 году;

- снижение производства и потребления продуктов животного происхождения на 50% к 2050 году;

- обеспечение к 2030 году перехода не менее 40% населения на устойчивые рационы питания (содержащие больше растительных, чем животных продуктов) и 75% населения — к 2050 году;

- переход от освоения оставшихся диких лесов к интенсивному лесному хозяйству на ранее освоенных землях.

Предложение Зелёного курса России ЗИЗЛХ — землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство. Эта цель соответствует зелёным курсам других стран и рекомендациям МГЭИК по удержанию роста глобальной средней температуры в пределах 1,5°С по сравнению с доиндустриальным периодом.

Для реализации национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития, Правительство разработало критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития и требования к системе верификации проектов [19].

Данные критерии проектов разделены на два направления: таксономия зеленых проектов (критерии зеленых проектов) и таксономию адаптационных проектов (критерии адаптивных проектов). В первом направлении для сельского хозяйства выделено 8 критериев зеленых проектов (рис. 2).

Рисунок 2 – Критерии оценки таксономия зеленых проектов сельского хозяйства [Составлено авторами на основе Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587]

Адаптационные проекты (переходные) – это проекты, которые могут не соответствовать международным зеленым стандартам, но не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. На основании этого постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 установлены четыре критерия адаптационных проектов в направлении сельского хозяйства, которые отражены на рис. 3.

Рисунок 3 - Критерии оценки таксономии адаптационных проектов сельского хозяйства [Составлено авторами на основе Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587].

Основной целью Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы [20], разработанной с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [21], и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [22], а также в соответствии с положениями Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» [23] , Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации, «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» [24], является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Для реализации зеленного подхода к устойчивому развитию сельских территорий Министерством сельского хозяйства Российской Федерации прогнозируется достижение целей Государственной программы к 2030 году:

- значения индекса производства продукции сельского хозяйства в объеме 114,6 процента; пищевых продуктов в объеме 114,7;

- уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства в размере более 60,8 тыс. рублей;

- объема экспорта сельскохозяйственной продукции в размере 47,1 млрд. долларов США к концу 2030 года.

Обобществление аналитического инструментария законодательных аспектов развития зеленого подхода к устойчивому развитию сельских территорий дает предпосылки эффективного функционирования агробизнеса в пределах Российской Федерации. Реализация мер в направлении зеленой экономики должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому производству сельскохозяйственной продукции, а разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективной переработки сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

Выводы

Таким образом, законодательная активность к «зеленому» росту России выглядит вполне благополучно, имеется осознание его необходимости и значимости в свете сложившейся за последнее время общемировой ситуации. Однако, анализ ситуации в аграрной сфере выявляет множество нерешенных вопросов в основе повышения устойчивости агропромышленного комплекса.

Реализация мер по данному направлению должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, а разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективной переработки сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания.

При внедрении технологий зеленой экономики естественным образом решается вечная проблема согласования мер государственного влияния на его развитие с интересами и мотивационной направленностью сельских жителей, поскольку для крестьянина природа, земля, труд на ней, и он сам неразделимы, а занятие сельским хозяйством является для него природным предназначением и социальной сущностью, образом жизни вне жесткой зависимости от экономической эффективности производства.

Научная проработка вопроса зеленого перехода позволяет сделать вывод, что следование принципам устойчивости агропромышленного комплекса способствует процессу совершенствования сельскохозяйственного производства, улучшению состояния окружающей среды и качества жизни населения. Регионам, которые в своем развитии ранее опирались на природные ресурсы, сегодня следует рассмотреть стратегию повышения конкурентоспособности за счет использования новых возможностей зеленого перехода.


Источники:

1. Повестка дня в области устойчивого развития. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development (дата обращения: 13.04.2022).
2. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 3. – c. 107-113. – doi: 10.20542/0131-2227-2017-61-3-107-113.
3. Повестка дня на 21 век. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml.
4. Старикова Е.А. Современные подходы к трактовке концепции устойчивого развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2017. – № 1. – c. 7-17. – doi: 10.22363/2313-2329-2017-25-1-7-17.
5. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 416 c.
6. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Новые глобальные цели устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2015. – № 3-4. – c. 60-84.
7. Мячин Ю.В., Попков В.П. Устойчивое развитие: теория и практика // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2005. – № 4(9). – c. 239-246.
8. Антонова Н.Е., Ломакина Н.В. Модель «зелёной» экономики и её имплементация в ресурсных регионах // Регионалистика. – 2019. – № 5. – c. 31-49. – doi: 10.14530/reg.2019.5.31.
9. Стандарты CBI. [Электронный ресурс]. URL: https://www.climatebonds.net (дата обращения: 13.04.2022).
10. Принципы ответственного инвестирования ООН. Pri. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unpri.org (дата обращения: 13.04.2022).
11. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401409630 (дата обращения: 13.04.2022).
12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70210644 (дата обращения: 13.04.2022).
13. Бостанджян К.Р. Анализ современного состояния системы продовольственной безопасности в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2589-2606. – doi: 10.18334/epp.11.11.113772.
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.04.2022).
15. Указ о национальных целях развития России до 2030 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/63728 (дата обращения: 13.04.2022).
16. Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года от 02 февраля 2015. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 13.04.2022).
17. Рамочная программа долгосрочного развития России «Зелёный курс» на период до 2050 года. Greenpeace.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://greenpeace.ru/wp-content/uploads/2020/09/GC_A4_006.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
18. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» (документ не вступил в силу). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402739344 (дата обращения: 13.04.2022).
19. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030. Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/technical-program (дата обращения: 13.04.2022).
20. Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719 (дата обращения: 13.04.2022).
21. Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010007 (дата обращения: 13.04.2022).

Страница обновлена: 22.03.2024 в 10:56:26