Управление рисками в деятельности торговых организаций в условиях цифровизации

Мусатова И.В.1, Попов Е.А.2, Токмакова Е.Н.2, Устинов Е.В.2
1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
2 Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет Синергия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обозначена проблема разработки и использования инструментария управления рисками в деятельности торговых организаций в условиях цифровизации. На основании существующих подходов авторами поставлена и решена задача формирования рекомендаций для управления рисками в торговых организациях с учетом существующих тенденций их цифровизации. При этом обозначены риски, характерные как для традиционной организации торгового процесса, так и связанные с цифровой трансформацией отдельных подсистем и операций в торговле. Авторы высказывают гипотезу о том, что базовая концепция управления рисками требует дополнения рядом элементов, связанных со страхованием рисков и управления ими с учетом цифровизации. Категории «риск», «управление риском» и их методическое обеспечение в этой связи скорректированы авторами, представлена их новая трактовка. Статья будет интересна ученым, тематикой научных исследований которых является анализ проблем управления рисками в торговле; практикам отрасли, сталкивающимся с необходимостью поиска новых методов управления рисками в условиях цифровизации организаций, которые они представляют

Ключевые слова: риск, риск-менеджмент торговых организаций, цифровизация, методы управления рисками, управление рисками в торговле

JEL-классификация: M30, M31, M38



Введение

В процессе принятия управленческих решений или ведения хозяйственной деятельности организаций торговых организаций необходимо обеспечивать достижение всех запланированных показателей деятельности (объема продаж, затрат, прибыли и пр.). Вместе с тем, в практике хозяйственной деятельности организаций торговли существуют определенные события и ситуации (получившие название «рисковых»), следствием которых является недостижение запланированных показателей, что приводит к падению прибыли, а в некоторых случаях – к банкротству организации. В том случае, если параметры и показатели деятельности организаций, а также внешние условия учитываются не в полной мере, наступление рисковых событий более вероятно. Для предотвращения таких событий должны быть реализованы различные действия (как внутренние, так и внешние). В современных условиях, когда деятельность организаций переводится в цифровой вид, все более трансформируя традиционный подход к организации торговых операций, целесообразно учитывать дополнительные категории рисков, которые требуют выявления, анализа и формирования подходов к их нивелированию.

В общем случае в торговых организациях, как и в организациях других отраслей экономики, наступление рисковых событий связано с ограниченностью или неточностью получаемой информации. При этом достоверные данные получить невозможно либо затруднительно. В связи с этим необходимо принятие определенных мер по интеграции и обработке исходных данных (о количестве клиентов, объеме продаж, показателях затрат, параметрах договоров, т.е. наличию подтвержденного спроса на товары, реализуемые торговой организацией).

В торговых организациях так же используются методики оценки рисков и механизмы их практического учета и анализа. Их целью является поиск путей минимизации возможных негативных последствий, выбора, апробации и последующего применения различных вариантов предотвращения и нивелирования рисков, определения момента, когда вмешательство с целью минимизации риска необходимо. Ключевым элементом в системе управления рисками в торговле является разработка механизмов, предотвращающих или уменьшающих влияние негативных факторов на параметры деятельности организации, наступление непредвиденных обстоятельств и пр. В условиях цифровой трансформации ключевые элементы представленной методики не должны быть трансформированы полностью. Однако, они должны быть дополнены рядом существенных условий и показателей, характеризующими риски цифровых процессов торговых организаций и иллюстрирующих вопросы управления ими.

Недостаточный учет вероятности наступления рисковых событий, отсутствие системы прогнозирования рисков могут привести к кризису. Вместе с тем, системный подход, наличие методологии прогнозирования и планирования рисков позволяют направить ресурсы на предотвращение рисковых событий и такого развития событий не допустить. Предотвращение же наступления рисков, проводимое в системном ключе, позволяет снизить затраты, а в отдельных случаях – банкротство организаций. В условиях цифровизации и увеличения роли информационных потоков вопросы управления рисками становятся все более важными. Актуальность исследования методов управления рисками для торговых организаций определяется тем, что их наступление имеет все более существенные последствия как для отдельных торговых организаций, так и отрасли, а также для экономики в целом.

Целью статьи является анализ рисков торговых организаций в условиях цифровизации и выявление способов управления ими. Научная новизна исследования заключается в формировании рекомендаций по управлению рисками в торговле в условиях цифровизации.

Методика исследования

Вопросами исследования процесса управления рисками и разработки стратегии повышения эффективности мероприятий по управлению рисками, в т.ч. для организаций торговли, занимались в различные годы следующие ученые: Т. М. Алиева [15], Э. А. Арустамов [1], А. Г. Бадалова [2], А. Ф. Барикаева [3], В. В. Бронников [3], Д. И. Валигурский [5], А. Ю. Кнобель [9], В. Г. Ларионов [10], К. П. Москвитин [2], Н. Н. Терещенко [16,17], Н. С. Пыжикова [13] и др. Однако, отдельные аспекты данного феномена остаются неисследованными (например, отраслевая специфика, использование гибких методологий и проектного управления и прочее). Кроме того, упомянутая выше цифровизация торгового процесса не нашла отражение в сколько-нибудь значительных научных публикациях.

Для достижения поставленной цели в ходе подготовки статьи использовался современный методический инструментарий, позволяющий выявлять проблемы управления рисками и предлагать варианты их решения. В процессе написания статьи авторами были использованы методы сравнения, моделирования, анализа и синтеза. Для систематизации и приращения научного знания по проблеме управления рисками в торговых организациях в условиях цифровизации применялись методы системного и комплексного исследования, описания и обобщения, а также табличной и графической интерпретации материалов исследования.

В качестве инструментально-методологической основы использовался сравнительный подход, многофакторный анализ, экономико-математическое моделирование, методы экспертной оценки, синергетический подход, компетентностный подход, проблемно-целевой подход.

Результаты

Термин «управление рисками» или «риск-менеджмент» в настоящее время определяется согласно ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» [6]. В документе риск определяется как «сочетание вероятности события и его последствий»; при этом термин используется в случаях, когда имеется вероятность наступления негативных последствий, либо когда существует вероятность наступления отклонений от ожидаемого результата или события. Иными словами, риск можно определить как «вероятность возникновения события, которое окажет отрицательное воздействие на достижение поставленных целей» [17]. Это определение с различными вариациями давали: Д. И. Валигурский [5], А. Ю. Кнобель [9], В. Г. Ларионов [10], К. П. Москвитин [2] и др.

Представленная коллегами трактовка, а также ряд критических переосмыслений определения данного термина позволяют заключить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению рассматриваемой категории. Термин используется в ряде наук (экономика, юриспруденция, социология, физика и пр.); каждая из этих областей исследования изучает рисковые явления, основываясь на предмете изучения, а также специфике подхода в той или иной сфере, что затрудняет формирование единого подхода и определений, его характеризующих.

Далее представлены смежные термины, характеризующие свойства риска, степень его достижения, входящие и исходящие параметры и пр. Под «последствиями» риска понимается «результат события» (одно или более последствий); под «вероятностью» — «оценка возможности наступления события». Под «критериями риска» имеются в виду «правила, по которым рассчитывается или определяется значимость рискового события» [19].

В научной литературе представлен ряд классификаций рисков, учитывающих их параметры, особенности и свойства. Каждая группа рисков, таким образом, отражает их черты, возможности и формы управления. Например, по источникам возникновения исследователи выделяют риски субъективные (следствие личностных характеристик участников процесса), и объективные (имеющие место как следствие объективных причин, характеристик организации в целом, ее места на рынке, условий внешней среды и пр.) [18].

Например, риск может быть как внешним (его наступление может означать изменения в экономической обстановке), так и внутренним (связанным с социально-психологическими проблемами и пр.); как простым, так и комплексным; как с минимальным (диапазон 0-25%) и повышенным (25-50%), так и критическим (50-75%) и катастрофическим (75-100%) по отношению к изменению показателей, на которые влияет риск. Особенное значение имеет и различие частных и общих рисков; рисков начальной и заключительной стадий реализации проекта; инвестиционный и предпринимательский. Эти и другие категории рисков неоднократно были описаны в научной литературе с необходимыми обоснованиями мероприятий по их устранению [11, 12, 17].

Следует более подробно, вместе с тем, остановиться на определении и обозначении рисков, специфических для организаций торговли. Прежде всего, они связаны с организацией процесса закупки и последующей реализации товаров: а) риски при транспортировке (порчи, гибели товара, порчи в пути по причине задержек и пр.); б) риски при размещении товаров на складе (простоев, потерь), при обнаружении недостач и хищения, при приобретении некачественного товара или порче в процессе его приемки и складирования; в) риски при хранении (как следствие несоблюдения температуры и других условий хранения, порчи при нахождении в ненадлежащей упаковке и пр.); г) риск при размещении на полках магазинов как следствие неподходящего для реализации торгового оборудования, витрин и пр.; д) риск неполной реализации товаров в связи и как следствие изменения предпочтения покупателей, изменения величины спроса, сезонности и пр. [7]

Отдельного внимания заслуживает обозначение рисков цифровизации в торговле. Согласно представленному О.Б. Скрипнник определению, цифровой риск представляет собой «нежелательные последствия, которые могут возникнуть в результате внедрения инновационных технологий, таких как роботизированная автоматизация процессов (RPA), искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT), обработка больших данных и т.д.» [14] К рискам, связанным с процессом цифровизации торговых организаций, следует отнести, во-первых, риски утечки информации о клиентах торговой организации, во-вторых, риски хакерских атак на сайты и приложения, на которых размещен каталог товаров, в-третьих, риски управления поставками товаров и оптимизации складских запасов, с учетом необходимости использования информационных систем организации доставки и отслеживания движения товаров потребителям (таблица 1) [8].

Таблица 1 – Риски, имеющие место для торговых организаций с учетом процессов их цифровой трансформации

Риск
Характеристика риска
Риски, связанные с организацией торгового процесса
Риски при транспортировке
Порча, гибель товара, порча в пути и пр., следствие – потеря товара, дополнительные затраты
Риски при размещении товаров на складе
Обнаружение недостач и хищения, приобретение некачественного товара или порча его в процессе приемки и складирования, дополнительные затраты в связи с необходимостью приобретения дополнительных партий товара
Риски при хранении
Следствие несоблюдения температуры и других условий хранения, порчи при нахождении в ненадлежащей упаковке и пр.
Риски при размещении на полках магазинов
Некачественная организация выкладки, что приводит к снижению продаж и падению доходов
Риски неполной реализации товаров
Наблюдаются вследствие изменения предпочтения покупателей, изменения величины спроса, сезонности и пр.
Риски цифровизации
Риски конфиденциальности клиентов и поставщиков
Утечка информации о клиентах и контрагентах торговой организации
Риски хакерских атак на сайты и приложения
Приводят к нарушению процесса заказа и доставки товаров
Риски использования информационных систем управления поставками товаров и оптимизации складских запасов
Являются фактором неэффективности организации доставки и отслеживания движения товаров потребителям
Источник: сформулировано авторами на основе исследований [7,8]

Выявленный перечень рисков закономерно требует реализации действий, направленных на их устранение либо уменьшение, т.е. реализации мероприятий по управлению рисками.

Обращаясь к термину «управление рисками», следует привести трактовку ГОСТ: менеджмент риска есть действия по «руководству и управлению организацией в отношении риска» [5]. Определение торговых организаций управления рисками авторы предлагают формулировать следующим образом: это система оценки риска, управления риском торговой организации и финансовыми отношениями с ее клиентами, поставщиками и партнерами, возникающими в процессе закупки и последующей реализации товара потребителю.

Организация процесса управления рисками, в т.ч. представленными выше цифровыми, имеет несколько важных целей: достижение целевых показателей, качественная организация продажи товара потребителю, снижение количества потерь как в натуральном, так и в стоимостном выражении, т.е., в конечном итоге, создание или сохранение стоимости товаров.

Для поддержания процесса управления рисками в рабочем состоянии целесообразно формулировать ключевые показатели, характеризующие управление рисками (KPI) для каждого участника системы управления рисками (например, как показано в таблице 2).

Таблица 2 – Показатели системы управления рисками для торговых организаций с учетом цифровой трансформации

Роль / функции специалиста
Показатели (KPI)
Руководитель организации
Положительное значение операционной прибыли
Показатели рентабельности в установленном коридоре
Доля процессов организации, перешедших в цифровой контур
Главный бухгалтер / финансовый директор
Недопущение уровня кредиторской задолженности выше установленного норматива
Недопущение уровня дебиторской задолженности выше установленного норматива
Затраты на закупку информационных систем управления процессами (приложений, систем, технологий)
Руководитель коммерческой службы
Обеспечение показателей плана реализации, %
Обеспечение показателей лояльности клиентов, возврата клиентов для повторных покупок и т.д.
Руководитель службы закупок
Объем закупок в соответствии с планом, %
Объем закупок систем для информационного и цифрового обеспечения деятельности организации, тыс.руб.
Логист
Уровень брака, %
Продавец
Выполнение плана продаж
Источник: сформулировано авторами

Представленная система показателей для каждой конкретной организации должна корректироваться исходя из текущих условий. Однако в ней использованы принципы системы управления рисками, которые необходимо использовать в организациях отрасли с развитием процессов цифровизации:

1. Непрерывность (для всех уровней во все временные периоды планирования).

2. Использование в процессе разработки стратегии организации для обеспечения управляемости посредством установления значений ключевых показателей.

3. Нацеленность на выявление событий, которые могут оказать воздействие на организацию (т.е., обеспечение возможностей прогнозирования и планирования).

4. Достижимость, т.е. установление таких значений показателей, которые, с учетом темпов развития экономики и отрасли, могут быть реализуемы на перспективу.

На базе представленных принципов и показателей может быть предложен к использованию процесс управления рисками торговых организаций в цифровой среде. Он предполагает, в общем случае, нескольких стадий, определенных в соответствии со стадиями управленческого процесса в целом [17]:

1. Определение цели

Цель системы управления рисками торговых организаций в цифровой среде определяется как «защита организации от негативных факторов внешней среды / оптимизация внутренней среды с учетом дополнительных факторов, связанных с реализацией цифровых процессов».

2. Оценка параметров риска

Факторы риска являются внешними либо внутренними по отношению к организации. Необходимо определить как можно больше специфических видов риска; для этого проанализировать условия договоров, существующих у организации, перечень контрагентов, условия отгрузки, закупки, уровень защиты кибербезопасности, размещение персональных данных клиентов и информации о поставщиках и пр. Детали необходимо зафиксировать и отслеживать их изменение во времени.

3. Оценка уровня риска

Осуществляется посредством сбора информации (источники - данные финансовой отчетности, документы, локальные нормативные акты, данные по итогам информационного аудита, информация от разработчиков приложений и директоров по безопасности и др.).

Оценку уровня риска для конкретной торговой организации можно провести по следующей схеме:

¾ выбор параметров, на которые влияет риск (см. Таблица 2);

¾ определение изменения параметров (в процентах либо в абсолютных показателях) в зависимости от тяжести события, влекущего за собой конкретную угрозу;

¾ выявление «коридора отклонений», т.е. минимальной и максимальной границы изменения показателя;

¾ вывод относительно наиболее вероятного значения отклонений.

4. Определение метода реагирования на риск

Для каждого вида риска необходимо выявить наиболее вероятную стратегию его нивелирования. Для наиболее существенных рисков производится разработка этапов, по которым необходимо провести организацию в случае наступления риска.

5. Реализация мероприятий по управлению рисками

В большинстве случаев бывает необходимо:

¾ предусмотреть страховой запас в соответствии с экспертно определенной величиной ущерба от наступления рискового события;

¾ зарезервировать на счете организации необходимые средства или обратиться в страховую компанию, где зафиксировать сумму, которую организация можно получить в случае наступления рискового события;

¾ зафиксировать перечни мероприятий по управлению рисками в соответствующих нормальных актах: стратегиях, политиках и пр.

¾ довести до сведения всех участников процесса управления закупками, снабжением и пр. перечень разработанных мероприятий, его содержание и конкретные шаги для реализации.

На каждом этапе необходимо проводить мониторинг, корректировку рисков, при необходимости – возвращаться на предыдущие этапы (например, в случае некорректного выявления причин риска и отсутствии эффекта от мероприятий по его нивелированию - необходимо вернуться на шаг назад и рассмотреть альтернативные причины риска).

6. Оценка эффекта от использования предложенных мероприятий

Для этого необходима отлаженная система получения информации о величине рисков, степени реагирования на события и пр. Оценка может быть проведена с использованием таких показателей, как: доли предприятия на рынке, размера рынка, размера прибыли, размера кредита, объема продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.

Следует упомянуть еще один метод, иллюстрирующий состояние «до» реализации мероприятий по управлению рисками и «после», - диаграмму SWOT – анализа. Сила, слабости, возможности и угрозы, представленные на диаграмме, показывают, в какой точке организация находится на текущий момент, при этом «слабости» дополнительно иллюстрируют позиции, на которые в процессе управления рисками следует обратить особенное внимание. Возможно составлять такие диаграммы-матрицы с периодической регулярностью, с тем, чтобы делать максимально оперативным вмешательство, если оно необходимо.

Для торговых организаций в процессе управления рисками актуален и стратегический анализ издержек – метод, основанный на сопоставлении отпускных цен и затрат на приобретение товаров для перепродажи, и аналогичных показателей у конкурентов. В случае, если это соотношение у конкурентов больше, имеет смысл пересмотреть (во избежание рисков) ценообразование, поскольку высокая доля затрат смеет следствием низкую рентабельность, а значит, риск убытка.

Заключение

Проведенный анализ управления рисками для торговых организаций с учетом реализуемых в отрасли цифровых процессов позволил сделать ряд выводов.

Во-первых, управление рисками в торговле имеет определенную специфику, связанную с процессом купли и продажи (более точно – перепродажи) товаров, в еще большей степени риски специфицируются с учетом цифровизации. В этой связи базовая концепция управлении рисками может использоваться, однако, необходимо ее дополнение рядом элементов, целенаправленно воздействующих на организацию торгового процесса в данных условиях.

Во-вторых, существует используемая ранее методика управления риском, которая для торговых организаций может быть дополнена ключевыми показателями эффективности организации цифровых процессов, воздействие на которые приводит к результату – нивелированию рисковых событий. Для обеспечения этих показателей могут быть задействованы ключевые сотрудники торговой организации, отвечающие за соответствующие функциональные области.

В-третьих, в статье был проиллюстрирован процесс управления рисками торговых организаций, который может состоять из нескольких стадий, определенных в соответствии со стадиями управленческого процесса в целом. Второй и третий методы могут быть использованы как дополняющие при разработке стратегий управления рисками торговых организаций с учетом цифровизации на перспективу.


Источники:

1. Арустамов Э. А. Основы бизнеса. / Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.
2. Бадалова А. Г., Москвитин К. П. Управление кадровыми рисками предприятия // Российское предпринимательство. – 2005. – № 7. – c. 92-98. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kadrovymi-riskami-predpriyatiya.
3. Барикаева А.Ф. Некоторые аспекты формирования организационно-экономического механизма управления рисками продовольственной безопасности России // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – c. 275-282. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-riskami-prodovolstvennoy-bezopasnosti-rossii.
4. Бронников И.А., Блинова Н.В. Управление рисками в процессе формирования и реализации государственной политики: подходы и технологии // Полит. наука. – 2016. – c. 267-291. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-v-protsesse-formirovaniya-i-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-podhody-i-tehnologii.
5. Валигурский Д.И., Арустамов Э.А. Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации // Вестник евразийской науки. – 2018. – № 3. – p. 11. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-formirovaniya-strategicheski-bezopasnogo-prodovolstvennogo-rynka-rossiyskoy-federatsii.
6. Менеджмент риска. Термины и определения. Гост р 51897-2002. [Электронный ресурс]. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/6142/?ysclid=lr12eemu8j909889197 (дата обращения: 25.02.2025).
7. Ефимова Е.А. Управление логистическими рисками в цепях поставок: теория и методология. / учебное пособие. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023.
8. Как ритейлеры справляются с рисками повышенного сезонного спроса с помощью цифровых двойников. 07.07.23. Материалы агентства Корус Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://korusconsulting.ru/blog/tsifrovaya-transformatsiya/kak-riteylery-spravlyayutsya-s-riskami-povyshennogo-sezonnogo-sprosa-s-pomoshchyu-tsifrovykh-dvoynik/ (дата обращения: 25.02.2025).
9. Кнобель А. Ю., Зайцев Ю. К., Кузнецов Д. Е., Седалищев В. В. Оценка последствий и рисков влияния трансатлантической интеграции ЕС и США на российскую экономику. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017.
10. Ларионов Г. В. Оценка предпринимательского риска бизнес-структур в системе бюджетирования // Псэ. – 2011. – № 1. – c. 106-108. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-predprinimatelskogo-riska-biznes-struktur-v-sisteme-byudzhetirovaniya.
11. Николаева Н.Г., Приймак Е. В., Сопин В. Ф. Менеджмент рисков : принципы, теория и практика на примере различных секторов экономики. / Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2020.
12. Ню Ц. Проектирование международных цепей поставок в электронной оптовой торговле. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ню Цзяхуэй; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»]. - Санкт-Петербург, 2021. – 157 c.
13. Пыжикова Н. И., Титова Е. В., Козлов М. А. Методика оценки финансового, производственного и совокупного риска // Эпоха науки. – 2015. – № 4. – c. 149. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-finansovogo-proizvodstvennogo-i-sovokupnogo-riska.
14. Скрипник О. Б. Управление цифровыми рисками в современной экономике // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 1. – c. 14. – url: https://esj.today/PDF/15ECVN124.pdf.
15. Таганова Е. Н., Алиева Т. М., Шпортько Ю. В. Управление HR-рисками: тенденции и перспективы // Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. – 2023. – № 1. – c. 27-42. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-hr-riskami-tendentsii-i-perspektivy.
16. Терещенко Н. Н. Квалификация сделок секьюритизации как способ повышения их надежности // Финансы и кредит. – 2011. – № 8. – c. 35-37. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsiya-sdelok-sekyuritizatsii-kak-sposob-povysheniya-ih-nadezhnosti.
17. Терещенко Н. Н., Есина О. Н., Ильина А. С. Эффективность деятельности предприятия торговли. / Сибирский федеральный университет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2022. – 220 c.
18. Гиротра К., Каплан Р., Майкс А. Управление рисками : [16+]. / Перевод с английского. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. – 206 c.
19. Бадалова А. Г., Ларионов В. Г., Демин С. С., Москвитин К. П. Управленческий инструментарий промышленного риск-менеджмента. / под общ. ред. А. Г. Бадаловой. – 3-е изд. - Москва : Дашков и К°, 2022. – 144 c.

Страница обновлена: 25.03.2025 в 09:32:31