Трансформация социально-экономической эффективности функционирования организаций торговли в условиях цифровизации

Мосалов И.Е.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Мосалов И.Е. Трансформация социально-экономической эффективности функционирования организаций торговли в условиях цифровизации // Экономика и социум: современные модели развития. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 47-60. – doi: 10.18334/ecsoc.13.1.118309.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53949174

Аннотация:
Обострение конкуренции при информатизации бизнес-процессов для торговых организаций становится ключевым аспектом обеспечения высоких показателей результативности деятельности. На сегодняшний день в результате генезиса понятия социально-экономической эффективности существует достаточное количество научных подходов к её оценке. Тем не менее, в связи с развитием информационных технологий и постепенных переходом бизнес-процессов и операций в цифровое поле все большее влияние приобретает результативность внедрения соответствующих технологий и их воздействие на социально-экономическую эффективность торгового предприятия. В статье проанализированы существующие авторские подходы к оценке информационно-технической эффективности и её связь с процессами управления бизнесом в рамках трансформации методик оценки эффективности

Ключевые слова: эффект, эффективность, социальная, экономическая, информационно-техническая, KPI, показатели, бизнес-процессы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В условиях глобализации рынков и интернационализации хозяйственных связей все большее значение имеет эффективность деятельности отдельно взятой организации, варьирующаяся с учетом окружающей её растущей конкуренции. Именно поэтому важно своевременно определять негативные тенденции и динамику отдельных показателей, характеризующих снижение отдачи от используемого капитала, и предопределяющих начало финансовых затруднений и осложнений. При этом, в современных реалиях все большее значение приобретает информатизация бизнес-процессов и хозяйственных связей, определяющая актуальность увеличения её влияния на социально-экономическую эффективность торговой организации [1, 10, 13].

Основной целью данной статьи является определение методик оценки информационно-технических эффектов и их связь с традиционной социально-экономической эффективностью торговых организаций.

Задачи исследования:

- изучить генезис понятия эффективности в экономической науке, определить современные подходы к определению сущности социально-экономической эффективности организации торговли;

- определить выделяемые в отечественной науке виды эффектов и основанные на них виды эффективности организаций торговли;

- провести анализ влияния тенденций цифровизации на развитие торговой отрасли России;

- провести анализ подходов к оценке информационно-технических эффектов в деятельности торговых организаций и определить их роль в процессах управления социально-экономической эффективностью.

Генезис понятия эффективности в экономической науке

В ходе проведенного ретроспективного анализа было установлено, что понятие эффективности работы организации не являлось четко определенным и эволюционировало вместе с развитием самой науки об управлении предприятием и его финансовыми потоками. Генезис понятия «эффективность работы организации» представлен в таблице 1.

Как следует из таблицы 1, в основе понятия эффективности работы организации лежит соотношение результативности деятельности (продаж у торговых организации), то есть количества товара, и затрат, необходимых для поддержания данной модели продаж.

Тем не менее, исходя из работ Д. Рикардо, не следует отождествлять понятия эффективности и результативности. Им понятие эффективности выделено в более широкую категорию, включающую в себя результативность.

М. Алле так же разделяет понятия оптимальности хозяйственной деятельности предприятия и его эффективности, обосновывая различие данных понятий тем, что оптимальность предполагает единственный возможный вариант распределения ресурсов и организации деятельности предприятия, при котором достигается максима полезного эффекта, в то время как эффективность, определяется как одно из альтернативных состояний, в котором достигается именно экономическая эффективность производства.

Таблица 1 – Этапы развития определения понятия эффективности работы организации в истории развития экономической дисциплины

Источник: составлено на основе источника [8, с.44-46]

Временной период
Авторы определения
Определение
30-60 гг. 17 века
У. Петти, Ф. Кенэ
Результативность деятельности отдельно взятого предприятия, определяемая по количеству произведенных и реализованных товаров/услуг в единицу времени
Начало 19 в.
Д. Рикардо
Специфический показатель деятельности отдельно взятого предприятия, определяемый через соотношение результатов производства (продаж) к затратам, произведенным для достижения данных результатов
Середина 19 века
К. Маркс
Эффективность – это возможность произведения продуктов с минимальными затратами средств и усилий
Конец 19 века
Дж. Б. Кларк, Е. Бамбаверк, У. Джевонс, М. Вальрас
Максимум удовлетворения потребностей людей либо достижения предпринимательского дохода при минимуме ресурсных затрат
Начало 20 века
Дж. Кейнс
Соотношение предполагаемого предпринимательского дохода, получаемого с продажи дополнительной единицы продукта к затратам, необходимым для её приобретения (производства)
М. Фридмен, В. Парето, М. Алле
Комплексное, системное понятие, включающее в себя такие категории, как эффективность производства и экономики, а также эффективность функционирования, и представляющее собой наилучший вариант производства товара, дальнейшее улучшение которого на данный момент невозможно без ухудшения иных его качественных или количественных характеристик
60-е гг. 20 века
П. Лоуренс, Дж. Лорш
Эффективность представляет собой рациональную дифференциацию общей экономической системы предприятия на подсистемы, каждая из которых имеет набор отдельных качеств и развивается исходя из требований окружающей среды и определяя величину эффекта отдачи полезности на каждую единицу расходов в общей системе затрат и доходов
Соответственно, как следует из проведенного ретроспективного анализа генезиса исследуемого понятия, при определении эффективности деятельности организации следует различать понятия экономического эффекта и экономической эффективности.

Если же рассматривать более детально сущность подходов к определению эффективности на текущем этапе развития науки, то в качестве доминирующего направления каждый из авторов выбирает тот или иной критерий эффекта (социальный или экономический), лежащий в основе фокуса внимания при его анализе и оценке (таблица 2).

Таблица 2 – Анализ подходов к определению эффективности торговой организации [2, с.158], [15]

Социальная эффективность
1. Достижение социальных результатов (повышение уровня з/п, снижение текучести кадров и т.п.)
2. Удовлетворенность персонала (общества) в определенных потребностях
3. Отношение социального эффекта к затратам на него
4. Степень социального развития личности-члена коллектива
Представители подхода
Абрамов С.С., Черкасов Г.Н., Бродский М.Н., Вечканов Г.С. и др.
Шишка К.П., Леванова М.Л., Шааф Ф., Абрамов С.С. и др.
Краснов А.Н., Костюкова Т.С., Румянцева Е.Е., Берендеева А.Б.
Дьюи Дж., Аргунова В.Н.
Экономическая эффективность
1. Как соотношение экономических результатов и расходов для их достижения
2. Степень достижения поставленных планом целей
3. Наилучший вариант использования ресурсов для достижения результата или же наилучший результат при заданном уровне ресурсов
4. Степень удовлетворения спроса потребителя одним предприятием на конкретном уровне (локации)
Представители подхода
Д. Рикардо, П.Друкер, В.Андрейчук, С. Мочерный
Дж. Ван Гиг, Г. Эмерсон
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоуи
П. Доил, П.Стерн

Виды эффекта и эффективности функционирования организации торговли

В ходе исследования подходов к определению социально-экономической эффективности в экономической науке было установлено, что в её основе лежит интерпретация определенного эффекта к затратам ресурсов. При этом помимо социального и экономического эффекта существует множество других [3, 5, 11], имеющих не менее значимое влияние на результаты деятельности организаций торговли (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, большинство авторов выделяют наравне с экономическим и социальным эффектом эффект научно-технический (эффект от внедрения инноваций). В частности, Деевой Л.И., как автором обобщенного подхода к определению классификационных групп эффектов в торговой деятельности, научно-технический эффект выражается в обеспечении прироста новой экономически полезной информации и получении новых знаний.

Рисунок 1 – Подходы к классификации эффектов в авторских подходах

[4, с.88], [15], [9, c.16]

При этом, оценку эффективности деятельности торгового предприятия по критерию реализации научно-технического эффекта Деева Л.И. предлагает производить по следующим направлениям:

- повышение организационного уровня труда;

- увеличение доли использования информационных технологий в бизнесе, экономическое выражение результатов их использования;

- повышение конкурентоспособности организации и её товаров за счет внедрения в деятельность информационных технологий [4, c.88].

Влияние цифровизации на социально-экономическую эффективность функционирования организаций торговли

Описанный выше подход является особенно важным для торговых организаций, в первую очередь, в связи с тем фактом, что в 2022 году доля торгового рынка с использованием информационных технологий (Интернет-торговля) достигла 13% от общего объема, в то время как в 2018 году данный показатель составлял 3,9% от общей доли [16]. При этом, наблюдается устойчивая тенденция к быстрому увеличению объемов продаж в данной области и начало перехода торговой отрасли в информационное сетевое пространство (рисунок 2).

Рисунок 2 – Показатели динамики роста объема Интернет-торговли в России [16]

Основываясь на показателях рисунка 2, можно сделать вывод об эскалации темпов приращения объемов заказов через сеть Интернет. Поэтому современному торговому предприятию, по нашему мнению, уже недостаточно ориентироваться исключительно на оценку деятельности, ограниченную анализом социально-экономических эффектов, но и учитывать её корреляцию с результатами анализа и оценки своей научно-технической эффективности в области внедрения и использования информационных технологий.

Подходы к анализу и оценке эффективности функционирования организаций торговли с использованием цифровых технологий

В основе оценки информационно-технической эффективности, как раздела научно-технической эффективности торговой организации, выражающейся в оценке экономического и социального выражения результата от внедрения информационных технологий в торговую деятельность, по нашему мнению, должны лежать показатели, определяющие стабильность и эффективность работы внедренных информационных технологий.

В основе методики оценки информационно-технической эффективности торговой организации могут быть использованы направления оценки, основанные на KPI-показателях, адаптированных к особенностям осуществления торговли с использованием сети Интернет [12, 14]. В качестве примеров реализации подобных направлений можно привести авторские подходы Егорян Л.Б., а также Р.В. Ереминой и В.В. Турченко (таблица 3).

Таблица 3 – Анализ подходов к анализу эффективности деятельности торгового предприятия с использованием информационных технологий [6, c.60-61], [7, 50-51]

Автор подхода
Показатели оценки
Предлагаемые методы/инструменты оценки
Направления работы по повышению эффективности
Егорян Л.Б.
- общая посещаемость интернет-магазина;
- показатель конверсии в покупки (отношение числа посетителей сайта-покупателей к общему числу посетителей);
- показатель конверсии по продуктам (группам);
- показатели ROI (окупаемости) рекламы через внедрение информационных технологий и ресурсов;
- отношение количества отказов от покупки при посещении к общему количеству посещений;
- показатель «брошенной корзины»;
- показатель «ценности покупателя» и др.
- коэффициентный метод;
- информационно-аналитический метод (С помощью систем Google Analytics и «Яндекс.Метрики»);
- опросный метод (онлайн-опросники)
- повышение эффективности навигации по сайту, сетям иным местам размещения;
- повышение эффективности взаимодействия различных систем организации между собой (например, через стабильность API-соединений);
- повышение качества настройки метрик для целей формирования более полной и достоверной отчетности и т.п.
Еремина Р.В., Турченко В.В.
- показатели релевантности «ключевых» слов в информационных ресурсов;
- показатели эффективности SEO-продвижения и ценности информационных каналов;
- показатели «стабильности» работы информационного ресурса (количество системных ошибок, наличие нерабочих страниц и т.п.) к общей статистике фактов использования информационного ресурса
- функционал «Яндекс.Метрики»;
- коэффициентный метод
- работа с meta-тегами;
- написание качественных информационных блоков в потребительских системах;
- техническая оптимизация информационных сетей (сайта, инструментов анализа и т.п.)
При этом, в исследованиях Егорян Л.Б., а также Р.В. Ереминой и В.В. Турченко имеются заключения о влиянии в современных условиях ведения торговли эффективности использования информационно-технического потенциала организации на социальную и экономическую эффективность в связи с осуществлением автоматизации анализа информации о потребителях, а также с существующими проблемами и пробелами в используемых методах рекламы, «воронок продаж», а также закупок товаров.

Выводы

В целом, можно сформировать следующие значимые аспекты необходимости внедрения блока анализа информационно-технического потенциала и эффективности в существующую концепцию анализа эффективности торговой организации:

- ускорение товарооборачиваемости через информационное обеспечение движения клиента по «воронке продаж»;

- возможность анализа результативности рекламы и каналов продвижения товаров и товарных групп до потребителя/покупателя через различные информационные ресурсы;

- стандартизация и алгоритмизация бизнес-процессов движения товаров от производителя к потребителю и возможность обеспечения их автоматизации;

- возможности сбора информации для принятия управленческих решений через настроенные информационные каналы (потрет потребителя, уровни закупочных цен, мнения покупателей о различных сторонах деятельности и т.д.).

Анализ влияния информационно-технологических факторов на социально-экономическую эффективность в связи с ростом востребованности перехода торговых бизнес-процессов в цифровое пространство определяет необходимость как учета их влияния при расчете классических показателей социальной и экономической эффективности, так и пересмотра классических стратегий развития организаций торговли. Тем не менее, на сегодняшний день в отечественной практике отсутствуют широко распространенные и доказавшие свою объективность для массового внедрения комплексные методики, позволяющие измерять влияние использования той или иной информационной технологии на отдельные аспекты деятельности, помимо финансовых. Именно поэтому внедрение комбинированных методик в оценку социально-экономической эффективности может обеспечить конкурентные преимущества торговым организациям с точки зрения повышения объективности принимаемых управленческих решений.


Источники:

1. Алексейчик Т.В., Богачев Т.В., Стасюк А.С., Домакур О.В. Анализ финансового состояния предприятия оптово-розничной торговли с использованием математических методов // Информатизация в цифровой экономике. – 2022. – № 3. – c. 177-192. – doi: 10.18334/ide.3.3.115225.
2. Голубова О.С. Подходы к определению «социальная эффективность» // Экономическая наука сегодня. – 2018. – № 8. – c. 157-160.
3. Губанова А.В., Минева О.К. Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 421-438. – doi: 10.18334/lim.9.2.114580.
4. Деева Л.И. Сравнение эффекта и эффективности в оценке деятельности организации // Human Progress. – 2019. – № 5. – c. 2.
5. Де Шауэр О.Л. Толерантность к неопределенности, креативность, творчество как свойства эффективной организации в VUCA-мире // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 985-1002. – doi: 10.18334/lim.9.4.116507.
6. Егорян Л.Б. Антикризисные меры: оценка эффективности Интернет-рекламы через систему целей и ключевых результатов (OKR и KPI) // Транспортное дело России. – 2015. – № 1. – c. 49-52.
7. Еремина Р.В., Турченко В.В. Оценка эффективности дистанционной торговли в сети Интернет // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – № 5 (3). – c. 58-62.
8. Исаченко Т.С. Ретроспективный анализ понятия «Эффективность» в экономике и менеджменте // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2010. – № 1. – c. 43-47.
9. Касаева Т. В., Адриянова О.М.,Грузнев Е.С. Современные методы оценки эффективности бизнеса. / конспект лекций. - Витебск: УО ВГТУ, 2017. – 238 c.
10. Климанова Я.Д., Басаев З.В. Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1723-1742. – doi: 10.18334/epp.12.6.114964.
11. Мажкенов С.А. Повышение эффективности производства через развитие культуры безопасности // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1211-1224. – doi: 10.18334/et.9.7.114777.
12. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Развитие розничной торговли России в контексте ее цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1599-1612. – doi: 10.18334/epp.12.5.114640.
13. Рутковская В.С. Россия в условиях трансформации системы глобального регулирования торговли // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 775-794. – doi: 10.18334/eo.11.4.113848.
14. Солдатова Н.Ф. Влияние цифровизации маркетинга на эффективность управленческих инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 167-178. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114081.
15. Шалунин Д.Д., Волошин А.В. Теоретические подходы к определению сущности эффективности // Экономические исследования и разработки. – 2018. – № 4. – c. 155-162.
16. Интернет-торговля: рынок России. Информационно-исследовательская платформа «Tadviser». [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 22.04.2023).

Страница обновлена: 11.09.2023 в 14:34:41