Risk management in the activities of trade organizations in the midst of digitalization

Musatova I.V.1, Popov E.A.2, Tokmakova E.N.2, Ustinov E.V.2
1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Russia
2 Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет Синергия

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (March 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=81460638

Abstract:
The article highlights the problem of developing and applying risk management tools in the activities of trade organizations in the digital environment. Based on existing approaches, the authors try to formulate recommendations for risk management in trading organizations, taking into account current trends in their digitalization. Risks are identified both for the traditional trade process organization and for the digital transformation of individual subsystems and trade operations. The authors hypothesize that the basic concept of risk management requires a number of elements related to risk insurance and management, taking into account digitalization. Concepts of risk, risk management and their methodological support in this regard have been adjusted; and their new interpretation is presented. The article will be of interest to scientists whose research focuses on the analysis of trade risk management issues, as well as to business practitioners who are faced with the need to find new methods of risk management in the digital environment of the organizations they represent.

Keywords: risk, risk management of trade organizations, digitalization, risk management technique, risk management in trade

JEL-classification: M30, M31, M38



Введение

В процессе принятия управленческих решений или ведения хозяйственной деятельности организаций торговых организаций необходимо обеспечивать достижение всех запланированных показателей деятельности (объема продаж, затрат, прибыли и пр.). Вместе с тем, в практике хозяйственной деятельности организаций торговли существуют определенные события и ситуации (получившие название «рисковых»), следствием которых является недостижение запланированных показателей, что приводит к падению прибыли, а в некоторых случаях – к банкротству организации. В том случае, если параметры и показатели деятельности организаций, а также внешние условия учитываются не в полной мере, наступление рисковых событий более вероятно. Для предотвращения таких событий должны быть реализованы различные действия (как внутренние, так и внешние). В современных условиях, когда деятельность организаций переводится в цифровой вид, все более трансформируя традиционный подход к организации торговых операций, целесообразно учитывать дополнительные категории рисков, которые требуют выявления, анализа и формирования подходов к их нивелированию.

В общем случае в торговых организациях, как и в организациях других отраслей экономики, наступление рисковых событий связано с ограниченностью или неточностью получаемой информации. При этом достоверные данные получить невозможно либо затруднительно. В связи с этим необходимо принятие определенных мер по интеграции и обработке исходных данных (о количестве клиентов, объеме продаж, показателях затрат, параметрах договоров, т.е. наличию подтвержденного спроса на товары, реализуемые торговой организацией).

В торговых организациях так же используются методики оценки рисков и механизмы их практического учета и анализа. Их целью является поиск путей минимизации возможных негативных последствий, выбора, апробации и последующего применения различных вариантов предотвращения и нивелирования рисков, определения момента, когда вмешательство с целью минимизации риска необходимо. Ключевым элементом в системе управления рисками в торговле является разработка механизмов, предотвращающих или уменьшающих влияние негативных факторов на параметры деятельности организации, наступление непредвиденных обстоятельств и пр. В условиях цифровой трансформации ключевые элементы представленной методики не должны быть трансформированы полностью. Однако, они должны быть дополнены рядом существенных условий и показателей, характеризующими риски цифровых процессов торговых организаций и иллюстрирующих вопросы управления ими.

Недостаточный учет вероятности наступления рисковых событий, отсутствие системы прогнозирования рисков могут привести к кризису. Вместе с тем, системный подход, наличие методологии прогнозирования и планирования рисков позволяют направить ресурсы на предотвращение рисковых событий и такого развития событий не допустить. Предотвращение же наступления рисков, проводимое в системном ключе, позволяет снизить затраты, а в отдельных случаях – банкротство организаций. В условиях цифровизации и увеличения роли информационных потоков вопросы управления рисками становятся все более важными. Актуальность исследования методов управления рисками для торговых организаций определяется тем, что их наступление имеет все более существенные последствия как для отдельных торговых организаций, так и отрасли, а также для экономики в целом.

Целью статьи является анализ рисков торговых организаций в условиях цифровизации и выявление способов управления ими. Научная новизна исследования заключается в формировании рекомендаций по управлению рисками в торговле в условиях цифровизации.

Методика исследования

Вопросами исследования процесса управления рисками и разработки стратегии повышения эффективности мероприятий по управлению рисками, в т.ч. для организаций торговли, занимались в различные годы следующие ученые: Т. М. Алиева [15], Э. А. Арустамов [1], А. Г. Бадалова [2], А. Ф. Барикаева [3], В. В. Бронников [3], Д. И. Валигурский [5], А. Ю. Кнобель [9], В. Г. Ларионов [10], К. П. Москвитин [2], Н. Н. Терещенко [16,17], Н. С. Пыжикова [13] и др. Однако, отдельные аспекты данного феномена остаются неисследованными (например, отраслевая специфика, использование гибких методологий и проектного управления и прочее). Кроме того, упомянутая выше цифровизация торгового процесса не нашла отражение в сколько-нибудь значительных научных публикациях.

Для достижения поставленной цели в ходе подготовки статьи использовался современный методический инструментарий, позволяющий выявлять проблемы управления рисками и предлагать варианты их решения. В процессе написания статьи авторами были использованы методы сравнения, моделирования, анализа и синтеза. Для систематизации и приращения научного знания по проблеме управления рисками в торговых организациях в условиях цифровизации применялись методы системного и комплексного исследования, описания и обобщения, а также табличной и графической интерпретации материалов исследования.

В качестве инструментально-методологической основы использовался сравнительный подход, многофакторный анализ, экономико-математическое моделирование, методы экспертной оценки, синергетический подход, компетентностный подход, проблемно-целевой подход.

Результаты

Термин «управление рисками» или «риск-менеджмент» в настоящее время определяется согласно ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» [6]. В документе риск определяется как «сочетание вероятности события и его последствий»; при этом термин используется в случаях, когда имеется вероятность наступления негативных последствий, либо когда существует вероятность наступления отклонений от ожидаемого результата или события. Иными словами, риск можно определить как «вероятность возникновения события, которое окажет отрицательное воздействие на достижение поставленных целей» [17]. Это определение с различными вариациями давали: Д. И. Валигурский [5], А. Ю. Кнобель [9], В. Г. Ларионов [10], К. П. Москвитин [2] и др.

Представленная коллегами трактовка, а также ряд критических переосмыслений определения данного термина позволяют заключить, что в научной литературе отсутствует единый подход к определению рассматриваемой категории. Термин используется в ряде наук (экономика, юриспруденция, социология, физика и пр.); каждая из этих областей исследования изучает рисковые явления, основываясь на предмете изучения, а также специфике подхода в той или иной сфере, что затрудняет формирование единого подхода и определений, его характеризующих.

Далее представлены смежные термины, характеризующие свойства риска, степень его достижения, входящие и исходящие параметры и пр. Под «последствиями» риска понимается «результат события» (одно или более последствий); под «вероятностью» — «оценка возможности наступления события». Под «критериями риска» имеются в виду «правила, по которым рассчитывается или определяется значимость рискового события» [19].

В научной литературе представлен ряд классификаций рисков, учитывающих их параметры, особенности и свойства. Каждая группа рисков, таким образом, отражает их черты, возможности и формы управления. Например, по источникам возникновения исследователи выделяют риски субъективные (следствие личностных характеристик участников процесса), и объективные (имеющие место как следствие объективных причин, характеристик организации в целом, ее места на рынке, условий внешней среды и пр.) [18].

Например, риск может быть как внешним (его наступление может означать изменения в экономической обстановке), так и внутренним (связанным с социально-психологическими проблемами и пр.); как простым, так и комплексным; как с минимальным (диапазон 0-25%) и повышенным (25-50%), так и критическим (50-75%) и катастрофическим (75-100%) по отношению к изменению показателей, на которые влияет риск. Особенное значение имеет и различие частных и общих рисков; рисков начальной и заключительной стадий реализации проекта; инвестиционный и предпринимательский. Эти и другие категории рисков неоднократно были описаны в научной литературе с необходимыми обоснованиями мероприятий по их устранению [11, 12, 17].

Следует более подробно, вместе с тем, остановиться на определении и обозначении рисков, специфических для организаций торговли. Прежде всего, они связаны с организацией процесса закупки и последующей реализации товаров: а) риски при транспортировке (порчи, гибели товара, порчи в пути по причине задержек и пр.); б) риски при размещении товаров на складе (простоев, потерь), при обнаружении недостач и хищения, при приобретении некачественного товара или порче в процессе его приемки и складирования; в) риски при хранении (как следствие несоблюдения температуры и других условий хранения, порчи при нахождении в ненадлежащей упаковке и пр.); г) риск при размещении на полках магазинов как следствие неподходящего для реализации торгового оборудования, витрин и пр.; д) риск неполной реализации товаров в связи и как следствие изменения предпочтения покупателей, изменения величины спроса, сезонности и пр. [7]

Отдельного внимания заслуживает обозначение рисков цифровизации в торговле. Согласно представленному О.Б. Скрипнник определению, цифровой риск представляет собой «нежелательные последствия, которые могут возникнуть в результате внедрения инновационных технологий, таких как роботизированная автоматизация процессов (RPA), искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT), обработка больших данных и т.д.» [14] К рискам, связанным с процессом цифровизации торговых организаций, следует отнести, во-первых, риски утечки информации о клиентах торговой организации, во-вторых, риски хакерских атак на сайты и приложения, на которых размещен каталог товаров, в-третьих, риски управления поставками товаров и оптимизации складских запасов, с учетом необходимости использования информационных систем организации доставки и отслеживания движения товаров потребителям (таблица 1) [8].

Таблица 1 – Риски, имеющие место для торговых организаций с учетом процессов их цифровой трансформации

Риск
Характеристика риска
Риски, связанные с организацией торгового процесса
Риски при транспортировке
Порча, гибель товара, порча в пути и пр., следствие – потеря товара, дополнительные затраты
Риски при размещении товаров на складе
Обнаружение недостач и хищения, приобретение некачественного товара или порча его в процессе приемки и складирования, дополнительные затраты в связи с необходимостью приобретения дополнительных партий товара
Риски при хранении
Следствие несоблюдения температуры и других условий хранения, порчи при нахождении в ненадлежащей упаковке и пр.
Риски при размещении на полках магазинов
Некачественная организация выкладки, что приводит к снижению продаж и падению доходов
Риски неполной реализации товаров
Наблюдаются вследствие изменения предпочтения покупателей, изменения величины спроса, сезонности и пр.
Риски цифровизации
Риски конфиденциальности клиентов и поставщиков
Утечка информации о клиентах и контрагентах торговой организации
Риски хакерских атак на сайты и приложения
Приводят к нарушению процесса заказа и доставки товаров
Риски использования информационных систем управления поставками товаров и оптимизации складских запасов
Являются фактором неэффективности организации доставки и отслеживания движения товаров потребителям
Источник: сформулировано авторами на основе исследований [7,8]

Выявленный перечень рисков закономерно требует реализации действий, направленных на их устранение либо уменьшение, т.е. реализации мероприятий по управлению рисками.

Обращаясь к термину «управление рисками», следует привести трактовку ГОСТ: менеджмент риска есть действия по «руководству и управлению организацией в отношении риска» [5]. Определение торговых организаций управления рисками авторы предлагают формулировать следующим образом: это система оценки риска, управления риском торговой организации и финансовыми отношениями с ее клиентами, поставщиками и партнерами, возникающими в процессе закупки и последующей реализации товара потребителю.

Организация процесса управления рисками, в т.ч. представленными выше цифровыми, имеет несколько важных целей: достижение целевых показателей, качественная организация продажи товара потребителю, снижение количества потерь как в натуральном, так и в стоимостном выражении, т.е., в конечном итоге, создание или сохранение стоимости товаров.

Для поддержания процесса управления рисками в рабочем состоянии целесообразно формулировать ключевые показатели, характеризующие управление рисками (KPI) для каждого участника системы управления рисками (например, как показано в таблице 2).

Таблица 2 – Показатели системы управления рисками для торговых организаций с учетом цифровой трансформации

Роль / функции специалиста
Показатели (KPI)
Руководитель организации
Положительное значение операционной прибыли
Показатели рентабельности в установленном коридоре
Доля процессов организации, перешедших в цифровой контур
Главный бухгалтер / финансовый директор
Недопущение уровня кредиторской задолженности выше установленного норматива
Недопущение уровня дебиторской задолженности выше установленного норматива
Затраты на закупку информационных систем управления процессами (приложений, систем, технологий)
Руководитель коммерческой службы
Обеспечение показателей плана реализации, %
Обеспечение показателей лояльности клиентов, возврата клиентов для повторных покупок и т.д.
Руководитель службы закупок
Объем закупок в соответствии с планом, %
Объем закупок систем для информационного и цифрового обеспечения деятельности организации, тыс.руб.
Логист
Уровень брака, %
Продавец
Выполнение плана продаж
Источник: сформулировано авторами

Представленная система показателей для каждой конкретной организации должна корректироваться исходя из текущих условий. Однако в ней использованы принципы системы управления рисками, которые необходимо использовать в организациях отрасли с развитием процессов цифровизации:

1. Непрерывность (для всех уровней во все временные периоды планирования).

2. Использование в процессе разработки стратегии организации для обеспечения управляемости посредством установления значений ключевых показателей.

3. Нацеленность на выявление событий, которые могут оказать воздействие на организацию (т.е., обеспечение возможностей прогнозирования и планирования).

4. Достижимость, т.е. установление таких значений показателей, которые, с учетом темпов развития экономики и отрасли, могут быть реализуемы на перспективу.

На базе представленных принципов и показателей может быть предложен к использованию процесс управления рисками торговых организаций в цифровой среде. Он предполагает, в общем случае, нескольких стадий, определенных в соответствии со стадиями управленческого процесса в целом [17]:

1. Определение цели

Цель системы управления рисками торговых организаций в цифровой среде определяется как «защита организации от негативных факторов внешней среды / оптимизация внутренней среды с учетом дополнительных факторов, связанных с реализацией цифровых процессов».

2. Оценка параметров риска

Факторы риска являются внешними либо внутренними по отношению к организации. Необходимо определить как можно больше специфических видов риска; для этого проанализировать условия договоров, существующих у организации, перечень контрагентов, условия отгрузки, закупки, уровень защиты кибербезопасности, размещение персональных данных клиентов и информации о поставщиках и пр. Детали необходимо зафиксировать и отслеживать их изменение во времени.

3. Оценка уровня риска

Осуществляется посредством сбора информации (источники - данные финансовой отчетности, документы, локальные нормативные акты, данные по итогам информационного аудита, информация от разработчиков приложений и директоров по безопасности и др.).

Оценку уровня риска для конкретной торговой организации можно провести по следующей схеме:

¾ выбор параметров, на которые влияет риск (см. Таблица 2);

¾ определение изменения параметров (в процентах либо в абсолютных показателях) в зависимости от тяжести события, влекущего за собой конкретную угрозу;

¾ выявление «коридора отклонений», т.е. минимальной и максимальной границы изменения показателя;

¾ вывод относительно наиболее вероятного значения отклонений.

4. Определение метода реагирования на риск

Для каждого вида риска необходимо выявить наиболее вероятную стратегию его нивелирования. Для наиболее существенных рисков производится разработка этапов, по которым необходимо провести организацию в случае наступления риска.

5. Реализация мероприятий по управлению рисками

В большинстве случаев бывает необходимо:

¾ предусмотреть страховой запас в соответствии с экспертно определенной величиной ущерба от наступления рискового события;

¾ зарезервировать на счете организации необходимые средства или обратиться в страховую компанию, где зафиксировать сумму, которую организация можно получить в случае наступления рискового события;

¾ зафиксировать перечни мероприятий по управлению рисками в соответствующих нормальных актах: стратегиях, политиках и пр.

¾ довести до сведения всех участников процесса управления закупками, снабжением и пр. перечень разработанных мероприятий, его содержание и конкретные шаги для реализации.

На каждом этапе необходимо проводить мониторинг, корректировку рисков, при необходимости – возвращаться на предыдущие этапы (например, в случае некорректного выявления причин риска и отсутствии эффекта от мероприятий по его нивелированию - необходимо вернуться на шаг назад и рассмотреть альтернативные причины риска).

6. Оценка эффекта от использования предложенных мероприятий

Для этого необходима отлаженная система получения информации о величине рисков, степени реагирования на события и пр. Оценка может быть проведена с использованием таких показателей, как: доли предприятия на рынке, размера рынка, размера прибыли, размера кредита, объема продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.

Следует упомянуть еще один метод, иллюстрирующий состояние «до» реализации мероприятий по управлению рисками и «после», - диаграмму SWOT – анализа. Сила, слабости, возможности и угрозы, представленные на диаграмме, показывают, в какой точке организация находится на текущий момент, при этом «слабости» дополнительно иллюстрируют позиции, на которые в процессе управления рисками следует обратить особенное внимание. Возможно составлять такие диаграммы-матрицы с периодической регулярностью, с тем, чтобы делать максимально оперативным вмешательство, если оно необходимо.

Для торговых организаций в процессе управления рисками актуален и стратегический анализ издержек – метод, основанный на сопоставлении отпускных цен и затрат на приобретение товаров для перепродажи, и аналогичных показателей у конкурентов. В случае, если это соотношение у конкурентов больше, имеет смысл пересмотреть (во избежание рисков) ценообразование, поскольку высокая доля затрат смеет следствием низкую рентабельность, а значит, риск убытка.

Заключение

Проведенный анализ управления рисками для торговых организаций с учетом реализуемых в отрасли цифровых процессов позволил сделать ряд выводов.

Во-первых, управление рисками в торговле имеет определенную специфику, связанную с процессом купли и продажи (более точно – перепродажи) товаров, в еще большей степени риски специфицируются с учетом цифровизации. В этой связи базовая концепция управлении рисками может использоваться, однако, необходимо ее дополнение рядом элементов, целенаправленно воздействующих на организацию торгового процесса в данных условиях.

Во-вторых, существует используемая ранее методика управления риском, которая для торговых организаций может быть дополнена ключевыми показателями эффективности организации цифровых процессов, воздействие на которые приводит к результату – нивелированию рисковых событий. Для обеспечения этих показателей могут быть задействованы ключевые сотрудники торговой организации, отвечающие за соответствующие функциональные области.

В-третьих, в статье был проиллюстрирован процесс управления рисками торговых организаций, который может состоять из нескольких стадий, определенных в соответствии со стадиями управленческого процесса в целом. Второй и третий методы могут быть использованы как дополняющие при разработке стратегий управления рисками торговых организаций с учетом цифровизации на перспективу.


References:

Arustamov E. A. (2015). Osnovy biznesa [Business Fundamentals] (in Russian).

Badalova A. G., Larionov V. G., Demin S. S., Moskvitin K. P. (2022). Upravlencheskiy instrumentariy promyshlennogo risk-menedzhmenta [Management tools of industrial risk management] (in Russian).

Badalova A. G., Moskvitin K. P. (2005). Upravlenie kadrovymi riskami predpriyatiya [Management of personnel risks of the enterprise]. Russian Journal of Entrepreneurship. (7). 92-98. (in Russian).

Barikaeva A.F. (2019). Nekotorye aspekty formirovaniya organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya riskami prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [Some aspects of formation of organizational and economic mechanism of risk management of food security of Russia]. Economic Security Bulletin. (2). 275-282. (in Russian).

Bronnikov I.A., Blinova N.V. (2016). Upravlenie riskami v protsesse formirovaniya i realizatsii gosudarstvennoy politiki: podkhody i tekhnologii [Risk management in the process of formulation and implementation of state policies: approaches and technologies]. Polit. nauka. 267-291. (in Russian).

Efimova E.A. (2023). Upravlenie logisticheskimi riskami v tsepyakh postavok: teoriya i metodologiya [Logistics risk management in supply chains: theory and methodology] (in Russian).

Girotra K., Kaplan R., Mayks A. (2022). Upravlenie riskami : [16+] [Risk management] (in Russian).

Knobel A. Yu., Zaytsev Yu. K., Kuznetsov D. E., Sedalischev V. V. (2017). Otsenka posledstviy i riskov vliyaniya transatlanticheskoy integratsii ES i SShA na rossiyskuyu ekonomiku [Assessment of the consequences and risks of the EU-US transatlantic integration impact on the Russian economy] (in Russian).

Larionov G. V. (2011). Otsenka predprinimatelskogo riska biznes-struktur v sisteme byudzhetirovaniya [Evaluation of entrepreneurial risk of business-structures in the system of budgeting]. Devices and experimental equipment. (1). 106-108. (in Russian).

Nikolaeva N.G., Priymak E. V., Sopin V. F. (2020). Menedzhment riskov : printsipy, teoriya i praktika na primere razlichnyh sektorov ekonomiki [Risk management : principles, theory and practice based on the example of various sectors of the economy] (in Russian).

Nyu Ts. (2021). Proektirovanie mezhdunarodnyh tsepey postavok v elektronnoy optovoy torgovle [Designing international supply chains in electronic wholesale trade] (in Russian).

Pyzhikova N. I., Titova E. V., Kozlov M. A. (2015). Metodika otsenki finansovogo, proizvodstvennogo i sovokupnogo riska [Methodology of estimation of financial, productive and combined risk]. Epokha nauki. (4). 149. (in Russian).

Skripnik O. B. (2024). Upravlenie tsifrovymi riskami v sovremennoy ekonomike [Digital risk management in the modern economy]. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (1). 14. (in Russian).

Taganova E. N., Alieva T. M., Shportko Yu. V. (2023). Upravlenie HR-riskami: tendentsii i perspektivy [Hr risk management. trends and perspectives]. Vestnik RGGU. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. (1). 27-42. (in Russian).

Tereschenko N. N. (2011). Kvalifikatsiya sdelok sekyuritizatsii kak sposob povysheniya ikh nadezhnosti [Kvalifikatsiya sdelok sekyuritizatsii kak sposob povysheniya ikh nadezhnosti]. Finance and credit. (8). 35-37. (in Russian).

Tereschenko N. N., Esina O. N., Ilyina A. S. (2022). Effektivnost deyatelnosti predpriyatiya torgovli [The efficiency of the trading company] (in Russian).

Valigurskiy D.I., Arustamov E.A. (2018). Predposylki formirovaniya strategicheski bezopasnogo prodovolstvennogo rynka Rossiyskoy Federatsii Vestnik evraziyskoy nauki. (3). 11.

Страница обновлена: 14.05.2025 в 18:10:55