Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы
Леднева О.В.1
1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 30 | Цитирований: 77
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Цитировать:
Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 455-470. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46251185
Цитирований: 77 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В современном мире происходят глобальные процессы усиления информационной составляющей в социально-экономических отношениях. Актуальность системного исследования цифровизации и развития цифровых инноваций является приоритетной на мировом и региональном уровнях. Целью исследования является статистическая оценка уровня цифровизации основных отраслей экономики и инновационного развития России в целом. Для достижения указанной цели были определены следующие исследовательские задачи: оценить современный уровень развития цифровой экономики и перспективы развития диджитализации в отраслевых сферах России, изучить проблемы развития отечественной цифровизации, провести анализ индикаторов измерения цифровой экономики в целях выявления современного развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации. Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализ и синтез, исторический и сравнительный методы, а также на математико-статистических методах изучения. Проведенные автором исследования состояния и развития цифровой экономики позволили выявить и определить мотивационную направленность внедрения цифровых технологий организациями и компаниями, обусловленную в первую очередь с требованиями клиентов, развитием конкуренции на рынках, активизацией новых субъектов рынка. Для реализации развития Российской цифровой экономики в полном объеме на сегодняшний день созданы все условия и возможности. Главным препятствием развития цифровой экономики в России является отсутствие целенаправленной совместной деятельности органов государственного управления, производства, торговли и научной сферы.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые инновации, цифровая экономика, цифровизация бизнеса, индикаторы цифровой экономики
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В настоящее время наличие у большинства потребителей современных смартфонов, планшетов, ноутбуков с постоянным доступом и обменом данными с глобальной сетью Интернет сделало доступным развитие новой технологической инфраструктуры, основанной на структурированных и неструктурированных данных огромных объемов. Происходящие изменения глобального масштаба в информационном мире привели к формированию и интеграции цифровых продуктов и сервисов в единую киберсистему на основе современных цифровых инноваций и информационно-коммуникационных технологий, результаты деятельности которой получили название «цифровая экономика», что отмечают исследователи Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. [1] (Lenchuk, Vlaskin, 2018), Сологубова Г.С. [2] (Sologubova, 2018), Капранова Л.Д. [3] (Kapranova, 2018).
Актуальность системного исследования цифровизации и развития цифровых инноваций является приоритетной на мировом и региональном уровнях [4, 5] (Chernyshev, 2018; Yakutin, 2017). Основным долгосрочным стратегическим ориентиром экономического роста, как отмечает Романец И.И. [6, с. 312] (Romanets, 2020, р. 312), является цифровизация российской экономики. Так как процессы цифровизации общества сильно коррелируют с глобализацией и фундаментальными экономическими изменениями.
Методология
Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе и синтезе, историческом и сравнительном методах, а также на математико-статистических методах изучения. Проведенные автором исследования состояния и развития цифровой экономики позволили выявить и определить мотивационную направленность внедрения цифровых технологий организациями и компаниями, обусловленную в первую очередь требованиями клиентов, развитием конкуренции на рынках, активизацией новых субъектов рынка.
Результаты
Преимущественное социально-экономическое развитие общества, коммерческих и государственных структур в современных условиях обусловлено развитием использования цифровых инноваций, которые повышают эффективность деятельности компаний и предприятий за счет повышения прибыли и сокращения затрат, создания новых товаров, выполнения работ и услуг на основе применения основных цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровыми технологиями являются следующие инновации [7, 8] (Oganesyan et al., 2017):
- системы искусственного интеллекта и нейротехнологии;
- квантовые технологии и робототехника;
- промышленный Интернет, который соединяет в единую систему оборудование производственных линий цехов и заводов;
- системы распределенного реестра – блокчейн;
- технологии беспроводной передачи и обмена данных;
- данные больших объемов пользователей сети Интернет в поисковых системах и социальных сетях;
- технологии виртуальной и дополненной реальности.
Современная цифровая экономика как система социально-экономических отношений между продавцами и покупателями на основе применения цифровых информационно-коммуникационных технологий. Цифровые инновации и их составляющие технологии меняют полностью традиционные модели организации и управления бизнеса, торговли, логистики и производственно-хозяйственных отношений.
В настоящее время компании и организации, использующие цифровые инновации, превращаются в лидеров своей отрасли и показывают эффективные результаты своей деятельности. Самые крупные компании добывающей и обрабатывающей промышленности начала ХХ века уходят на второй план по причине глобальной трансформации в сфере цифровизации и получения доходов от новых видов деятельности, основанной на цифровых технологиях. Крупнейшими по размеру рыночной капитализации (свыше 300 млрд долл. США) в настоящее время являются следующие представители цифровой экономики [9, 10] (Semernina, Somina, 2018; Seyer, 2017):
– компания Apple – лидер по производству электроники и продаж информационных технологий;
– компания Alphabet (Google) – ведущий участник мирового рынка интернет-сервисов, приложений и видеохостинга;
– компания Microsoft – ведущий разработчик программного обеспечения в мире;
- компания Amazon – ритейл-компания: продажа и поставки товаров через интернет по всему миру;
- компания General Electric – мировой лидер в области транспортного машиностроения и крупный производитель энергетического электро-технического, медицинского оборудования и бытовой техники.
Исследования аналитиков группы компаний International Data Corporation приводят прогнозные расчеты, по которым затраты на цифровые технологии в мире составляют ежегодный прирост от 16% до 20% и достигнут к 2019 году 2,1 трлн долл. США. Роль цифровой экономики будет иметь приоритетное значение по причине увеличение ее доли в мировом ВВП на 18% в год, а в развитых странах Европейского союза и США – более 7% в год [10] (Seyer, 2017).
Аналитические отчеты специалистов из группы компании The Boston Consulting Group говорят о росте объема мировой цифровой экономики в 16 трлн долл. США к 2035 году. Самым перспективным в развитии сегментом цифровой экономики являются сфера телекоммуникации, а также деятельность, связанная с использованием современных компьютеров, планшетов, смартфонов и программного обеспечения. Происходящие изменения в современном цифровом мире вызывают повышенный спрос на развитие науки и цифровых технологий. Глобальная трансформация проникает на мировые рынки под воздействием ключевого фактора производства – данные и технологии в цифровом виде.
Цифровая экономика России получила значительный импульс развития за последние 5 лет: рост составил более 1,5 трлн руб. к 2019 году, 25% прироста ВВП страны благодаря развитию цифровых инноваций во всех отраслях. По прогнозам специалистов, ожидаемый экономический эффект от деятельности отечественной цифровой экономики обеспечит прирост ВВП страны к 2025 году до 9 трлн руб., что составит прирост ВВП в объеме от 20% до 34% [3] (Kapranova, 2018).
На начало 2020 года доступ в интернет имеют 76,9% российских домохозяйств, для сравнения: 10 лет назад в 2010 году возможность пользоваться интернетом дома была только у 48,4% российских домохозяйств (рис. 1). В Корее использование населением интернета достигает 99%, а в Германии, Великобритании, Финляндии и Швеции наличие интернета в домашних хозяйствах достигает значения в размере 94–96% [9, 12] (Semernina, Somina, 2018; Kulkov, 2017).
Рисунок 1. Наличие доступа к интернету в домашних хозяйствах России Источник: составлено автором на основе сведений статистического ежегодника «Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник».
За последние десять лет, с 2010 года по 2019 год, отечественная аудитория постоянных пользователей интернета выросла с 26,0% до 72,6%, а количество россиян, когда-либо использовавших интернет, выросло до 88,6%. Ежедневная интернет-аудитория прирастает за счет населения старших возрастов 44–64 лет (рис. 2).
Рисунок 2. Частота использования интернета населением РФ
Источник: составлено автором на основе сведений статистического ежегодника «Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник».
Несмотря на предпринятые существенные действия со стороны Правительства РФ, Россия отстает от стран – лидеров по уровню и объемам развития цифровой экономики по основным показателям (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы цифровой экономики Российской Федерации
Наименование индикатора цифровой экономики
|
Показатели
|
Россия
|
Индекс инклюзивного интернета (Inclusive Internet Index) за 2020
год
|
Место в рейтинге по странам
|
26
|
Значение
|
79,0
| |
Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness)
за 2019 год
|
Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)
|
38 (+2)
|
Значение
|
70,406
| |
Индекс готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index) за 2019
год
|
Место в рейтинге по странам
|
48
|
Значение
|
54,98
| |
Глобальный индекс сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index) за 2019
год
|
Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)
|
41 (-2)
|
Значение
|
49,0
| |
Индекс электронной торговли B2C (B2C E-Commerce Index) за 2019
год
|
Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2018 г.)
|
40 (+2)
|
Значение
|
77,9
| |
Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index) за 2018
год
|
Место в рейтинге (изменение по сравнению с 2017 г.)
|
26 (-16)
|
Значение
|
0,836
| |
Локальный индекс онлайновых услуг (Local Online Service Index) за 2018 год
|
Место г. Москвы в рейтинге по городам мира
|
1
|
Значение (максимально возможное – 60)
|
55
|
Главными причинами отставания развития России от мировых лидеров цифровой экономики являются следующие:
- ограниченные внутренние затраты на формирование цифровой экономики в размере 1,9–2,0% от ВВП страны, что в 2–3 раза ниже, чем в странах Европейского союза и США;
- доля организаций и компаний, имеющих интернет-сайты, в 2 раза ниже, чем в передовых странах по развитию цифровых технологий;
- недостаточная активность граждан в части получения государственных услуг посредством электронного обращения через интернет;
- неравномерность финансирования и инвестирования в информационные технологии по регионам страны [13, 14] (Daskovskiy, Kiselyov, 2014).
На город Москву выделяется примерно 40% государственных расходов на информационные инновации в целом. По итогам 2018 года город Москва Российской Федерации занял 1-е место среди всех городов мира по Локальному индексу онлайновых услуг (Local Online Service Index) [3, 15] (Kapranova, 2018; Argunova, 2016).
Особенностью российского рынка информационных технологий является недостаточная для опережающего развития капитализация, которая составляет примерно 1% от мирового объема. Отечественные крупные и средние компании современного цифрового рынка имеют годовую выручку не более 6 млрд руб. Крупные корпорации в области мирового производства оборудования, программного обеспечения, информационных услуг обеспечены годовым доходом и капитализацией на уровне десятков и сотен миллиардов долларов США. Необходимо признать, что отечественный рынок информационных технологий пока не способен составить конкуренцию ведущим цифровыми компаниям и организациям на мировом рынке [16] (Kovalev, Konoreva, 2015).
По данным рейтинга Digital Evolution Scarecard («Самые цифровые страны мира»), охватывающего 90 мировых экономик, в 2020 г. Россия находится в группе «перспективных» стран, в которых, несмотря на ограничения цифровой инфраструктуры, идет процесс стремительного развития цифровизации (рис. 3). Лидерами данной группы являются Китай (39-е место в рейтинге по уровню цифрового развития и 1-е место по темпу цифровизации), Азербайджан (53-е место по уровню и 2-е место по темпу цифрового развития), Индонезия (58-е и 3-е места соответственно) и Индия (61-е и 4-е места) [17]. Россия занимает 49-е место по уровню текущего цифрового развития и 10-е место по темпу цифрового развития (измеряется как прирост баллов рейтинга DES за 2008–2019 гг.).
Рисунок 3. Индекс состояния и скорости развития цифрового интеллекта перспективных экономик мира
Источник: составлено автором по данным рейтинга Digital Evolution Scarecard 2020.
В целях ускорения процесса диджитализации и восстановления экономики России после пандемии COVID-19 правительству необходимо: во-первых, повысить качество и доступность мобильного интернета для пользователей; во-вторых, усовершенствовать законодательство в области цифровых технологий; в-третьих, принять меры государственного регулирования хранения и использования больших данных (в настоящий момент в России практически отсутствуют средства защиты и обеспечения безопасности обрабатываемой неструктурированной информации); в-четвертых, создать благоприятные условия для инвестирования в организации, занятые разработкой и внедрением инноваций; в-пятых, осуществлять финансирование НИОКР в области ИКТ.
Применение в последнее время цифровых инноваций в виде технологий позволило Российской Федерации значительно улучшить свои показатели по уровню деловой и инвестиционной привлекательности благодаря развитию уровня доступности государственных услуг и условий ведения производственно-хозяйственной деятельности [18, 19] (Ledneva, 2018; Abdrakhmanova, Gokhberg, Kovaleva et al., 2015). Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ для агрегатной оценки уровня распространения цифровых технологий разработан Индекс цифровизации отраслей экономики, социальной сферы и органов власти. Он характеризует скорость адаптации к цифровой трансформации, уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю организаций предпринимательского сектора. Индекс рассчитывается по России и странам Европы, Республике Корея и Турции [20]. Лидирующую позицию среди указанных стран занимает Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов, далее следуют Бельгия (49), Нидерланды (48) и Дания (47). Россия (31 пункт) находится в одной группе с такими странами Центральной и Восточной Европы, как Греция (31), Польша (31) и Латвия (32).
Таблица 2
Группировка стран по индексу цифровизации бизнеса в 2018 г., разработанному НИУ ВШЭ, и среднему удельному весу организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций
Группировка стран
по индексу цифровизации бизнеса
|
Страны
|
Средний удельный
вес организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций,
в %
| ||||
Широкополосный
интернет
|
Облачные сервисы
|
RFID-технологии
|
ERP-системы
|
Электронные продажи
| ||
20–30
|
Болгария
Венгрия Румыния Турция |
89
|
12
|
12
|
17
|
11
|
31–35
|
Россия
Греция Латвия Польша |
91
|
17
|
8
|
28
|
14
|
36–40
|
Австрия
Великобритания Германия Испания Италия Кипр Литва Люксембург Мальта Португалия Словакия Словения Франция Хорватия Чехия Эстония |
97
|
27
|
14
|
35
|
20
|
41–50
|
Бельгия
Дания Ирландия Нидерланды Норвегия Республика Корея Финляндия Швеция |
98
|
47
|
18
|
39
|
28
|
Группировка стран по индексу цифровизации бизнеса и уровню использования цифровых технологий представлена в таблице 2. По каждому показателю можно назвать как страну-лидера, так и аутсайдера. Так, по внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимает Ирландия (35% от общего числа организаций), а нижнюю – Болгария (8%). RFID-технологии наиболее интенсивно используются в Республике Корея (43%), а наименее интенсивно – в России, Венгрии, Румынии и Греции (по 7% от общего числа организаций). ERP-системы наиболее развиты в Бельгии (54%) и наименее – в Турции и Венгрии (по 14% соответственно). Облачные сервисы наиболее распространены в Финляндии (65% организаций) и наименее – в Болгарии (8% от общего числа компаний). Стопроцентный охват организаций широкополосным интернетом достигнут в Дании, Литве, Нидерландах, Финляндии. Россия (86%) и Греция (85%) существенно отстают от данных стран, находясь на нижней строке по данному показателю.
В России наименее востребованными из всех перечисленных технологий оказались RFID-технологии (7%) и электронные продажи (их применяют в среднем только 15% организаций). Наиболее востребованными среди российских компаний являются облачные сервисы и ERP-системы: их применяют 27% и 22% от общего числа организаций. Охват широкополосным интернетом в России составляет 86% от общего числа организаций. Максимальная дифференциация стран отмечается по использованию RFID-технологий и облачных сервисов (в 6 и 8 раза соответственно).
Анализ результатов цифровизации и интенсивности использования цифровых технологий в осуществлении своей деятельности по видам экономической деятельности в России показывает явное лидерство компаний и организаций из сферы телекоммуникаций и торговли, индекс цифровизации бизнеса у которых составил 44,5 и 39,2 пунктов соответственно (рис. 4). Предприятия отрасли информационных технологий и обрабатывающей промышленности России также показывают значительный интерес и высокие результаты внедрения цифровых инноваций для осуществления высокоэффективной деятельности (значение индекса составило 36 пунктов). Строительные организации (25,3 пунктов), компании сферы коммунальных услуг (24,9) и организации, занимающиеся операциями с недвижимостью (23,8), имеют низкий индекс цифровизации бизнеса по итогам 2018 года. Наибольшая вариативность индекса цифровизации бизнеса по видам экономической деятельности от интегрального значения по России отмечается в таких отраслях, как телекоммуникации (+12,5 пунктов), оптовая и розничная торговля (+7,2), операции с недвижимостью (-8,2), водоснабжение, водоотведение и утилизация отходов (-7,1).
Рисунок 4. Индекс цифровизации бизнеса в организациях предпринимательского сектора России по видам экономической деятельности в 2019 г.
Источник: составлено автором по данным статистического сборника «Цифровая экономика: 2021».
Группировка организаций по индексу цифровизации бизнеса и уровню использования цифровых технологий в разрезе видов экономической деятельности представлена в таблице 3. По каждому показателю можно назвать как отрасль-лидера, так и аутсайдера. Так, по внедрению электронных продаж верхнюю строчку занимают телекоммуникации (28% от общего числа организаций, что в 1,9 раз выше среднероссийского уровня), а нижнюю – операции с недвижимостью (7%). RFID-технологии наиболее интенсивно используются также в телекоммуникации (14% от общего числа организаций, что в 1,7 раз выше среднероссийского уровня), а наименее интенсивно – в операциях с недвижимостью, водоснабжении и утилизации отходов (4%). ERP-системы наиболее популярны в телекоммуникации (46% от общего числа организаций, что в 2 раза выше среднероссийского уровня) и наименее – в водоснабжении и утилизации отходов (7% соответственно). Облачные сервисы наиболее распространены также в телекоммуникации и в отрасли информационных технологий (36% организаций) и наименее – в обеспечении энергией (21% от общего числа компаний). Более 90% охват организаций широкополосным интернетом достигнут по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (90%), оптовая и розничная торговля (90%), отрасль информационных технологий (96%) и телекоммуникации (92%). Предприятия строительства (78%), водоснабжения и утилизации отходов (79%) и с недвижимым имуществом (79%) существенно отстают как от данных отраслей, так и от среднероссийского уровня, находясь на нижней строке по данному показателю.
Таблица 3
Группировка организаций предпринимательского сектора РФ по индексу цифровизации бизнеса в 2019 г. и среднему удельному весу организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций в разрезе видов экономической деятельности
Группировка организаций
по индексу цифровизации бизнеса
|
Вид экономической
деятельности
|
Средний удельный
вес организаций, использующих цифровые технологии, в общем числе организаций,
в %
| ||||
Широкополосный
интернет
|
Облачные сервисы
|
RFID-технологии
|
ERP-системы
|
Электронные продажи
| ||
20–30
|
Добыча полезных ископаемых
Обеспечение энергией Водоснабжение и утилизация отходов Строительство Транспортировка и хранение Операции с недвижимым имуществом |
81,1
|
22,1
|
7,8
|
14,8
|
10
|
Прирост удельного веса 2019 г. по
сравнению с 2018 г., п.п.
|
0,7
|
2,2
|
1,3
|
0,6
|
1,2
| |
31–35
|
Обрабатывающая промышленность
Гостиницы и общественное питание Отрасль информационных технологий |
89,2
|
33,8
|
11
|
24,7
|
17,2
|
Прирост удельного веса 2019 г.
по сравнению с 2018 г., п.п.
|
1,4
|
2,7
|
1,4
|
1,9
|
-0,6
| |
36–40
|
Оптовая и розничная торговля
|
90
|
37,8
|
9
|
37,5
|
21,7
|
Прирост удельного веса 2019 г.
по сравнению с 2018 г., п.п.
|
-1,3
|
1,6
|
2,2
|
3
|
-6,9
| |
41–50
|
Телекоммуникации
|
92
|
42,4
|
13,9
|
46,1
|
28,1
|
Прирост удельного веса 2019 г.
по сравнению с 2018 г., п.п.
|
2,3
|
6
|
1,4
|
4,7
|
0,8
| |
32
изменение по сравнению с 2018 г. (+1) |
Среднее значение по России
|
86
|
29,1
|
8,2
|
23,3
|
14,6
|
Прирост удельного веса 2019 г.
по сравнению с 2018 г., п.п.
|
0
|
2
|
1,4
|
1,7
|
-0,8
|
«Цифровая экономика: 2021».
Среди российских отраслей экономики самый высокий уровень показателя (86) и умеренная дифференциация (17,6 п.п.) по доступности широкополосного интернета. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 12%. Их формируют отрасль информационных технологий и строительство. Самое низкое среднероссийское значение показателя (6,8%) и слабая дифференциация (9,8 п.п.) характерна для RFID-технологий. Различия максимального и минимального значений находятся в пределах 3%. Их формируют отрасль телекоммуникации и операций с недвижимостью. Существенные различия (в 7 раз) в востребованности ERP-систем наблюдаются в таких отраслях, как водоснабжение, утилизация отходов и телекоммуникации.
Необходимо отметить, что развитие цифровой экономики и осуществление предпринимательской деятельности по новым цифровым стандартам в России характеризуются лояльным отношением как со стороны организации и компаний, так и со стороны потребителей – населения страны [18] (Ledneva, 2018).
Активное внедрение и использование результатов цифровых проектов в условиях жесткой конкуренции на рынках и отраслях связаны с потребностями целевых потребителей товаров и услуг, которые заставляют по законам маркетинга подчиниться развитию и проникновению цифровых инноваций во все сферы и отрасли экономики. Основными положительными факторами структурной отраслевой трансформации на основе цифровых инноваций являются: способность компаний к осуществлению активных перемен, наличие специалистов высокой квалификации, обоснованные и взвешенные управленческие решения.
Заключение
За последние 10 лет созданы все условия и возможности для реализации российской цифровой экономики в полном объеме. Процесс развития цифровизации будет иметь положительный экономический эффект и приведет к общему росту экономических показателей России. Главным препятствием развития цифровой экономики в России является отсутствие целенаправленной совместной деятельности органов государственного управления, производства, торговли и научной сферы.
По результатам исследования отмечается, что отечественная цифровая экономика нуждается в сильной и конкурентоспособной индустрии информационных технологий, способной производить и поддерживать собственные цифровые продукты высокого мирового качества, которые должны составить конкуренцию зарубежным продуктам. Одним из главных и необходимых направлений развития цифровой экономики России в настоящее время является увеличение объемов финансирования и инвестирования в научные исследования и научно-исследовательские разработки, подготовку специалистов и развитие образования в сфере высоких технологий, развитие объектов современной информационной инфраструктуры.
Современные процессы развития цифровых технологий в мире демонстрируют примеры радикальных трансформаций рынков и целых отраслей, необходимость включения и ускорения темпов цифровизации России обусловлена получением значительного экономического эффекта в собственном развитии и конкурентных преимуществ наряду со странами – лидерами развития цифровых инноваций.
Источники:
2. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации. / Монография. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2018. – 141 c.
3. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 2. – c. 58-69. – doi: 10.26794/1999-849Х-2018-11-2-58-69.
4. Чернышев А.А. Стратегия и философия цифровизации // Власть. – 2018. – № 5. – c. 13-21. – doi: 10.31171/vlast.v26i5.5815 .
5. Якутин Ю.В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика РФ») // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2017. – № 4. – c. 27-52.
6. Романец И.И. Ключевые аспекты трансформации экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – № 4(33). – c. 311-313. – doi: 10.26140/anie-2020-0904-0073 .
7. Цифровая Россия: новая реальность. Apptractor.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://apptractor.ru/info/analytics/otchyot-tsifrovaya-rossia-novaya-realnost.html (дата обращения: 29.01.2021).
8. Оганесян Т.К. и др. Цифровая экономика: глобальные тренды практика российского бизнеса. / Монография. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 121 c.
9. Семернина С.А., Сомина И.В. Цифровая трансформация бизнеса: зарубежный опыт // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2018. – № 2. – c. 25-31.
10. Сэйер П. Цифровая трансформация по всему миру: не запаздывает ли ваша компания?. Cio.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cio.ru./news/2067 (дата обращения: 14.01.2021).
11. Иванов В.В. и др. Контуры цифровой реальности: гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего. - М.: ЛЕНАНД, 2018. – 3344 c.
12. Кульков В.М. Цифровая экономика: надежды и иллюзии // Философия хозяйства. – 2017. – № 5(113). – c. 145-156.
13. Кудрин: серьезные проблемы РФ – слабое техническое развитие и темпы «цифровизации» экономики. Fin-market.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.Fin-market.ru/news/4476598 (дата обращения: 01.12.2020).
14. Дасковский В.Б., Киселёв В.Б. Инвестиции - главный мотор экономического роста и развития // Инвестиции в России. – 2014. – № 3(230). – c. 3-15.
15. Аргунова М.В. Модель «Умного» города как проявление нового технологического уклада // Наука и школа. – 2016. – № 3. – c. 14-23.
16. Ковалев В.И., Конорева Т.В. Объективный взгляд на инновационной процесс и инвестиции в инновационные проекты // Вестник Омского университета. – 2015. – № 1(75). – c. 102-105.
17. Индекс цифрового интеллекта. Digitalintelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalintelligence.fletcher.tufts.edu/trajectory.
18. Леднева О.В. Исследование зависимости уровня цифровизации органов государственного управления на качество предоставляемых услуг // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 12. – c. 348-352.
19. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ковалева Г.Г. и др. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России. / Аналитичесский доклад. Монография. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 120 c.
20. Цифровая экономика: индекс цифровизации бизнеса. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/02/27/1193920132/NTI_N_121_27022019.pdf.
Страница обновлена: 13.08.2024 в 19:23:07