Развитие скотоводства в регионе: тенденции и меры поддержки

Воробьева Е. В.1
1 Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрено развитие скотоводства в Ульяновской области в сопоставлении с Приволжским федеральным округом и России в целом за период с 1990 по 2023 гг. Проведенные исследования позволили определить тенденции развития подотрасли в Ульяновской области и выявить проблемные моменты, проанализировать основные направления аграрной политики, направленные на поддержку скотоводства в регионе

Ключевые слова: скотоводство, тенденции развития, поголовье крупного рогатого скота, продуктивность, аграрная политика

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Одной из основных подотраслей животноводства в России является скотоводство. Уровень развития молочного и мясного скотоводства отличается в зависимости от природно-климатических условий региона, от уровня экономического развития, от покупательской способности населения и национальных предпочтений в потреблении. От обеспеченности молоком и мясом крупного рогатого скота зависит продовольственная независимость страны и региона.

За последние десятилетия в отрасли произошли значительные изменения. Особенно резким снижение показателей по поголовью и производству продукции скотоводства наблюдались в 90-е годы. С 2006 года благодаря агропродовольственной политике на федеральном и региональном уровнях удалось достичь положительной динамики по производимой подотраслью продукции.

Цель научной статьи состоит в определении динамики развития скотоводства в стране, в Приволжском Федеральном округе и в Ульяновской области за период с 1990 по 2023 гг. во взаимосвязи с проводимой аграрной политикой на всех уровнях.

Материалы и методы исследования.

В качестве теоретической и эмпирической базы использованы публикации, посвященные развитию скотоводства в стране и в Ульяновской области, статистические данные Росстата, Единой межведомственная информационно-статистической система (ЕМИСС). В качестве основных методов исследования динамики показателей развития скотоводства использованы анализ, синтез и сравнение, для визуализации данных использованы графические приемы обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Тенденции развития скотоводства Ульяновской области следует рассматривать во взаимосвязи с динамикой подотрасли в целом по стране и по округу. С одной стороны, расположение Ульяновской области в центре Среднего Поволжья благоприятствует развитию скотоводства. С другой стороны, наличие плодородных почв создает конкурентное преимущество для развития растениеводства. Потребность в значительных капитальных вложениях и длительный период окупаемости затрат в скотоводстве создают дополнительные преграды для развития подотрасли.

Основными количественными показателями, характеризующими развитие скотоводства в регионе, являются поголовье крупного рогатого скота и объем производства продукции скотоводства. Для анализа динамики данных произведен расчет среднего темпа прироста (снижения) по пятилеткам за период с 1991 по 2020 гг., за период с 2021 по 2023 гг. за три года. Темп прироста (снижения) определен путём вычитания из среднего темпа роста (снижения) 100 %. Средний темп роста (снижения) рассчитан по формуле средней геометрической произведений цепных темпов роста и выражен в процентах.

В настоящее время продолжается тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота, начавшаяся в 90-е годы ХХ века. Резкий переход от плановой экономики к рыночным отношениям максимально негативно отразился на скотоводстве. Вплоть до 2000 года поголовье крупного рогатого скота в стране ежегодно снижалось в среднем на 7%, в Приволжском федеральном округе на 5-6% ежегодно (рисунок 1), в Ульяновской области снижение достигало в среднем 10-11% в год (1996-2005 гг.) (рисунок 2). Негативное воздействие экономических, социальных и технологических факторов дополнительно усиливалось факторами, специфичными для скотоводства: низкая продуктивность коров, несбалансированность рационов и плохое качество кормов, высокая себестоимость продукции и как следствие убыточность, в условиях низкой покупательской способности и интервенции более дешевых импортных продуктов [1].

Рисунок 1. Динамика и темп прироста (снижения) поголовья крупного рогатого скота в России и в Приволжском Федеральном округе в 1990-2023 гг. Источник: составлено автором по [2].

Рисунок 2. Динамика и темп прироста (снижения) поголовья крупного рогатого скота в Ульяновской области в 1990-2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

Положительная динамика развития скотоводства наметилась после 2005 года благодаря принятию мер государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. Драйвером притока инвестиций в сельское хозяйство стало принятие Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на 2006–2007 гг. [3] и Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [4]. Основными механизмами поддержки стало субсидирование ставок по кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов; закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота, техники и оборудования [5]. Нацпроект поддержал не только сельскохозяйственные предприятия, но и крестьянские фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан. По мнению Барсуковой С.Ю., данный проект показателен «с точки зрения усиления роли власти, административного ресурса в решении экономических проблем» [6]. Стимулирование производителей «дешевыми» кредитами позволило замедлить темпы снижения поголовья крупного рогатого скота примерно до 2% в год с 2006-2010 гг., увеличить производство молока в среднем по стране на 0,28% в год (рисунок 3), замедлить темпы снижения производства мяса крупного рогатого скота в среднем до 1,1% (рисунок 4). При этом в Приволжском федеральном округе удалось достичь прироста как по молоку, так и по мясу.

Рисунок 3. Динамика и темп прироста (снижения) производства молока в России и в Приволжском Федеральном округе в 1990 – 2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

Рисунок 4. Динамика и темп прироста (снижения) производства мяса крупного рогатого скота на убой в убойном весе в России и в Приволжском Федеральном округе в 1990 – 2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

Начиная с 2008 года, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» реализовывался через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [7]. Развитие животноводства стало одним из основных направлений программы, обеспечившей поддержку племенного животноводства и сохранности маточного поголовья крупного рогатого скота. Приоритетное развитие животноводство было продолжено в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2000 гг. [8], что способствовало в период с 2016 по 2020 гг. приросту производства молока на 0,2% и мяса крупного рогатого скота на 0,52% в среднем за год по стране. При этом прирост производства продукции скотоводства происходил в основном за счет увеличения продуктивности животных в результате работы мер поддержки племенного животноводства (рисунок 5). В 2021-2023 гг. наметившаяся тенденция увеличения производства молока и мяса сохранилась 1,61% и 0,53% в среднем в год по стране, в Приволжском федеральном округе прирост только по молоку 1,78%, по мясу наблюдается снижение примерно на 0,77% в год.

Рисунок 5. Динамика роста продуктивности коров в России, в Приволжском федеральном округе и в Ульяновской области за период 1991-2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

Действующая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия была скорректирована и продлена сначала до 2025 года [9], затем до 2030 года [10] с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, принятой в 2020 г. [11] и Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [12, 13].

С 2020 года механизм субсидирования агропромышленного комплекса стал осуществляться посредством предоставления сельскохозяйственным производителям компенсирующей и стимулирующей субсидий. Целью стимулирующей субсидии было развитие приоритетных отраслей, компенсирующей – компенсация выпадающих расходов производителей. С целью консолидации финансовых источников и упрощения администрирования в субъектах с 2024 года эти виды субсидий были объединены в «единую». [14, 15]. С целью финансирования из федерального бюджета определены пять приоритетных направлений для всех регионов и три направления на самостоятельный выбор региона из состава традиционных отраслей. При этом поддержка племенного животноводства была включена в состав приоритетных направлений в безусловном порядке для всех регионов, а поддержка молочного и мясного скотоводства из федерального бюджета в зависимости от выбора в качестве приоритета региональными властями [16].

Динамика поголовья крупного рогатого скота и производства продукции скотоводства в Ульяновской области во многом дублирует тенденции, сформировавшиеся по стране и по Приволжскому федеральному округу с некоторыми отклонениями то в положительную, то в отрицательную сторону. Следует отметить, что максимальный темп снижения поголовья в области наблюдался с 2000 по 2005 гг. в среднем на 11% в год, что в 2 раза превышал темп снижения поголовья по стране за аналогичный период. При этом с 2006 по 2010 гг. темп снижения поголовья практически сравнялся со среднероссийским показателем: по России 1,8%, по области 2% в среднем за год (таблицы 1, 2), благодаря развитию мер поддержки сельскохозяйственных производителей.

С 2005 года на территории Ульяновской области были введены меры прямой поддержки племенных и базовых хозяйств по крупному рогатому скоту в рамках принятого Закона от 09.11.2004 N 076-ЗО "Селекционно-племенная работа и воспроизводство стада молочно-мясного скотоводства и коневодства в хозяйствах Ульяновской области" на 2005 - 2010 годы" [17]. Были утверждены Правила предоставления субсидий [18]. Основными направлениями поддержки стало развитие кормовой базы с акцентом на внедрение посевов многолетних злаковых и бобовых травосмесей на зеленый корм, сено, сенаж и кормовой свеклы; выращивание ремонтного молодняка и комплектование дойного стада; селекционно-племенная работа. С 2007 г. стали предоставляться субсидии на уплату процентов по инвестиционным кредитам на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов [19].

Вектор поддержки был продолжен в целевой программе развития сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 гг. с продлением на 2013 г. [20, 21]. Программа расширила список субсидируемых процентов по кредитам: на срок до 2 лет на приобретений запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов; на срок до 5 лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений; на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе для животноводства и кормопроизводства, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства.

Меры поддержки скотоводства еще более расширились с принятием Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» [22, 23].

Согласно программе субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям и крестьянским-фермерским хозяйствам с целью возмещения части затрат, связанных с производством (реализацией) продукции животноводства:

- на содержание племенного маточного поголовья молочного и мясного направлений;

- на содержание племенных быков-производителей молочного и мясного направлений;

- на приобретение племенных быков-производителей молочного и мясного направления;

- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направления;

- на приобретение семени племенных быков-производителей молочного и мясного направлений;

- на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока. Положительным результатом работы программы в 2016-2020 гг. стал прирост производства молока в среднем до 2,67% в год и стабильное производство мяса крупного рогатого скота (рисунки 6, 7).

Рисунок 6. Динамика и темп прироста (снижения) производства молока в Ульяновской области в 1990-2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

Рисунок 7. Динамика и темп прироста (снижения) производства мяса крупного рогатого скота на убой в убойном весе в Ульяновской области в 1990 – 2023 гг.

Источник: составлено автором по [2].

С учетом изменений в федеральном законодательстве с 2020 в Ульяновской области была принята новая государственная программа Развития агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области на 2020 - 2025 годы [24], а затем с 1 января 2024 года на период до 2030 года [25].

В скотоводстве выплачивались субсидии на молоко, исходя из объема реализованного и (или) отгруженного молока на собственную переработку (компенсирующая и стимулирующая, с 2024 г. «единая»), субсидия на возмещение затрат по содержанию племенного маточного поголовья, субсидия на возмещение затрат, связанных с приобретением поголовья племенного молодняка.

В период с 2021 по 2023 гг. в Ульяновской области поголовье стало снижаться в среднем на 7,64% в год, что соответственно отразилось на производстве продукции скотоводства: снижение производства молока и мяса крупного рогатого скота составило в среднем 4,9% и 11,98% в год (рисунки 6,7). В 2021 году на фоне роста мировых цен, вызванных пандемией и изменением курса валют, резко возросли затраты на производство продукции скотоводства: материально-технические ресурсы подорожали на 30-50%, энергоносители на 15%, ветеринарные препараты на 20%, генетический материал на 30%, в несколько раз подорожали корма [26]. Резкий рост себестоимости продукции опережал рост закупочных цен на молоко, установленных заключенными контрактами, что привело к сокращению производства. В 2022 году добавилось действие антироссийский санкций, введенных недружественными странами. Несмотря на то, что на прямую санкции не были направлены на сельское хозяйство, тем не менее они усложнили работу поддерживающих сельское хозяйство отраслей. Возникли проблемы в закупке импортного оборудования, импорта племенного скота, генетического материала, смена географии поставщиков кормовых добавок и витаминов, премиксов и т.д. [27]. Увеличение ставок по кредитам в связи с ростом ключевой ставки и ускорение инфляционных процессов в стране увеличивают затраты производителей в связи с подорожанием кормов и энергоносителей, повышением размера заработной платы и т.д. Неблагоприятные внешние факторы привели к падению доходности скотоводческих предприятий, ухудшению их финансового положения и инвестиционной привлекательности подотрасли.

Заключение.

За период с 1990-2023 гг. поголовье крупного рогатого скота в стране сократилось на 70%, в Ульяновской области почти на 86,6%. Производство молока в России упало на 39%, по области на 71%, производство мяса крупного рогатого скота уменьшилось на 62% и на 85% соответственно. При этом природно-климатические условия позволяют Ульяновской области полностью обеспечивать себя продукцией скотоводство и в перспективе экспортировать. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации по молоку и молокопродуктам установлен коэффициент самообеспеченности - не менее 90 %; по мясу и мясопродуктов - не менее 85 %. В Ульяновской области показатели не выполняются: в 2022 году коэффициент самообеспеченности по молоку составил 74,6%, по мясу – 58,1% [28]. Наметившиеся положительные тенденции в подотрасли в 2016-2020 гг. в последние годы сменились отрицательной динамикой под воздействием негативных экономических факторов. В создавшейся ситуации меры государственной поддержки являются одним из ключевых факторов сохранения и прироста производства продукции скотоводства в регионе. Однако, динамика снижения показателей в Ульяновской области, свидетельствует о том, что в сложившихся экономических условиях фактически получаемые сельскохозяйственными предприятиями субсидии не являются достаточными для сохранения поголовья и производства продукции скотоводства на имеющемся уровне. Повышению эффективности государственной поддержки будет способствовать объединение финансовых и управленческих ресурсов. Органам местного самоуправления необходимо анализировать деятельность основных скотоводческих предприятий и при необходимости своевременно принимать меры точечной поддержки слабых хозяйств в части финансового оздоровления и модернизации производства, изыскивая дополнительные источники финансирования на программы развития скотоводства на региональном уровне.


Источники:

1. Информационная система «Почвенно-географическая база данных России». Изменение нагрузки на почвы в 1990-2000 годах. [Электронный ресурс]. URL: https://soil-db.ru/soilatlas/razdel-8-ispolzovanie-zemelnyh-resursov-i-pochv/8-1-rossiyskaya-federaciya/izmenenie-nagruzki-na-pochvy-v-1990-2000-godah (дата обращения: 15.01.2025).
2. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 31.01.2025).
3. История нацпроектов в России - ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/6101471 (дата обращения: 01.02.2025).
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122006-n-264-fz-o/ (дата обращения: 10.01.2025).
5. Барсукова С. Ю. Вехи аграрной политики России в 2000-е годы // Мир России. Социология. Этнология. – 2013. – № 1. – c. 3-28.
6. Барсукова С. Ю. Приоритетный национальный проект // Вопросы статистики. – 2007. – № 11. – c. 19-31.
7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы". [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14072007-n-446/?ysclid=m6mn9j5ww0766212977 (дата обращения: 31.01.2025).
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" // СПС Консультант Плюс
9. Постановление Правительства РФ от 08.02.2019 N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717"// СПС Консультант Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 24.11.2023 N 1984 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717"// СПС Консультант Плюс
11. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
12. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 993-р // СПС Консультант Плюс
13. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 N 2567-р // СПС Консультант Плюс
14. Постановление Правительства РФ от 02.12.2023 N 2065 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс
15. Минсельхоз объединит компенсирующую и стимулирующую субсидии с 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://agrarnayanauka.ru/minselhoz-obedinit-kompensiruyushhuyu-i-stimuliruyushhuyu-subsidii-s-2024-goda/ (дата обращения: 28.01.2025).
16. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 22.12.2023) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"// СПС Консультант Плюс
17. Закон Ульяновской области от 09.11.2004 N 076-ЗО "Об утверждении областной целевой Программы "Селекционно-племенная работа и воспроизводство стада молочно-мясного скотоводства и коневодства в хозяйствах Ульяновской области" на 2005 - 2010 годы" (принят ЗС Ульяновской области 28.10.2004). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/918007591 (дата обращения: 28.01.2025).
18. Постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 84-П "О Правилах предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием свиноводства, птицеводства и скотоводства". [Электронный ресурс]. URL: https://www.mcx73.ru/documents/2720/ (дата обращения: 28.01.2025).
19. Постановление Правительства Ульяновской обл. от 07.03.2007 N 4/76 "О мерах финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса Ульяновской области в 2007 году". [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.ulgov.ru/doc/2627 (дата обращения: 28.01.2025).
20. Постановление Правительства Ульяновской обл. от 22.01.2008 N 2/8-П "Об утверждении областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/15317032/ (дата обращения: 28.01.2025).
21. Постановление Правительства Ульяновской обл. от 22.01.2008 N 2/8-П (ред. от 17.12.2012, с изм. от 25.12.2012) "Об утверждении областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/15317032/ (дата обращения: 28.01.2025).
22. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 // СПС Консультант Плюс
23. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П (ред. от 29.10.2018) "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы" // СПС Консультант Плюс
24. Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П (ред. от 29.10.2018) "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2021 годы" // СПС Консультант Плюс
25. Постановление Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 N 32/644-П (ред. от 13.08.2024) "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" // СПС Консультант Плюс
26. ОТЧЁТ о результатах деятельности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: http://zsuo.ru/deyatelnost/doklady-otchety/17637-rezultaty-deyatelnosti-ministerstva-agropromyshlennogo-kompleksa-i-razvitiya-selskikh-territorij-ulyanovskoj-oblasti-za-2021-god.html (дата обращения: 29.01.2025).
27. Влияние санкций на сельское хозяйство Животноводство России | май, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://zzr.ru/article/vliyanie-sankciy-na-selskoe-khozyaystvo (дата обращения: 29.01.2025).
28. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/k_so.xls (дата обращения: 01.02.2025).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 21:17:01