Развитие человеческого капитала в условиях внедрения возможностей искусственного интеллекта
Абдурахманов К. Х.1
1 Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
В статье рассматриваются современные тенденции развития человеческого капитала в условиях глобализации, цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ). Обсуждаются ключевые аспекты влияния ИИ на образовательные и профессиональные практики, формирование цифровых компетенций и адаптацию систем образования к новым технологическим реалиям. Отмечается роль инвестиций в развитие человеческого капитала как критически важного фактора экономического роста и устойчивого развития. Особое внимание уделяется опыту Узбекистана, включая реализацию национальных программ, направленных на повышение доступности образования, улучшение социальной защиты и развитие цифровой грамотности населения. Предлагаются рекомендации по межсекторному взаимодействию и активному внедрению ИИ в социально-экономическую сферу для повышения конкурентоспособности человеческого капитала в условиях глобальных изменений.
Ключевые слова: человеческий капитал, искусственный интеллект, цифровизация, образование, устойчивое развитие, цифровые компетенции
JEL-классификация: E24, J24, O15I, 21, I23, I25, I26, I28
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир находится на этапе стремительного технологического прогресса, который коренным образом меняет подходы к образованию, труду и социальной жизни. Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью экономических и общественных процессов, предлагая новые возможности для повышения эффективности и инновационности в различных сферах. При этом человеческий капитал, как совокупность знаний, навыков и умений, остается ключевым фактором устойчивого развития и конкурентоспособности нации.
Интеграция возможностей искусственного интеллекта в повседневную жизнь требует пересмотра подходов к подготовке кадров, а также формирования новых компетенций, соответствующих вызовам времени. Вопрос адаптации системы образования, профессионального обучения и трудовых процессов к цифровым реалиям приобретает особое значение. Применение искусственного интеллекта способно повысить качество обучения, оптимизировать процессы принятия решений и создать условия для раскрытия потенциала каждого индивидуума.
Сложившаяся ситуация требует создания механизмов эффективного взаимодействия между технологиями и человеческим капиталом. Развитие навыков цифровой грамотности, критического мышления и умения работать с большими объемами данных становится приоритетным направлением для формирования конкурентоспособного и адаптивного общества. Важно отметить, что именно гармоничное сочетание инновационных технологий и высококвалифицированного человеческого ресурса обеспечивает устойчивый экономический рост и социальное благополучие.
Таким образом, исследование возможностей искусственного интеллекта для развития человеческого капитала представляет собой стратегически важное направление, способствующее укреплению научного и образовательного потенциала, а также созданию условий для всестороннего личностного и профессионального роста.
Согласно исследованию Deloitte «State of AI in the Enterprise, 5th Edition», 94,0% руководителей бизнеса считают искусственный интеллект (ИИ) критически важным для успеха своих организаций в ближайшие пять лет [12].
Мировой рынок ИИ демонстрирует впечатляющий рост. По данным Kings Research, объем мирового рынка искусственного интеллекта оценивался в 212,56 млрд долларов США в 2023 году и, по прогнозам, вырастет до 2 280,78 млрд долларов США к 2031 году, демонстрируя среднегодовой темп роста 35,12% в течение прогнозируемого периода [19].
Использование ИИ требует не только технологической готовности, но и значительных изменений в подготовке специалистов, способных эффективно использовать его потенциал. Внедрение ИИ в образование способствует созданию более инклюзивной и эффективной образовательной среды. Современные образовательные платформы, основанные на алгоритмах машинного обучения, предлагают индивидуализированные программы, адаптированные к потребностям каждого ученика. Например, системы мониторинга образовательных достижений позволяют в реальном времени выявлять области, где учащиеся испытывают трудности, и предлагать точечные рекомендации для улучшения понимания материала.
Адаптация рабочей силы к требованиям цифровой эпохи становится не менее значимым аспектом. В условиях, когда компании увеличивают расходы на ИИ, возрастает необходимость постоянного переобучения и повышения квалификации сотрудников. Это требует активного взаимодействия между государством, бизнесом и образовательными учреждениями для формирования систематического подхода к развитию человеческого капитала.
В Узбекистане наблюдается положительная динамика в использовании цифровых платежей. Согласно исследованию, проведенному Visa и Digitum, 86,0% опрошенных жителей и 92,0% владельцев малого бизнеса используют цифровые платежи несколько раз в неделю. Платежи по заработной плате и государственные платежи являются драйверами роста использования цифровых платежей. [26] Однако, по данным Всемирного банка, в 2021 году только 44,0% населения Узбекистана имели официальный финансовый счет в банке, что указывает на необходимость дальнейшего повышения цифровой грамотности и внедрения технологий ИИ в повседневную жизнь. [28]
В связи с этим, Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев неоднократно подчеркивал важность развития человеческого капитала в условиях внедрения искусственного интеллекта (ИИ). В своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2023 года он отметил, что развитие человеческого капитала и воспитание креативного молодого поколения являются стратегическими задачами Узбекистана. Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что доступное и качественное образование для всех является наиболее эффективным фактором искоренения бедности, повышения благосостояния населения и достижения устойчивого экономического роста [1; 2] .
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев отметил, что основная цель проводимой работы - развитие человеческого капитала в стране. Он подчеркнул, что инновации необходимы для создания добавленной стоимости в производстве, и поэтому наука будет важным направлением и опорой развития Узбекистана [3] .
В 2024 году Президент Республики Узбекистана утвердил стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года, предусматривающую открытие 10 научных лабораторий в сфере ИИ и увеличение объема программных продуктов и услуг на базе ИИ до 1,5 млрд долларов.
Таким образом, развитие человеческого капитала в условиях внедрения искусственного интеллекта представляет собой сложный, но перспективный процесс. Его успешная реализация возможна лишь при условии системных инвестиций в образование, цифровую инфраструктуру и формирование новых подходов к профессиональному развитию, что в конечном итоге способствует не только экономическому росту, но и повышению уровня благосостояния общества в целом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Искусственный интеллект (ИИ) играет ключевую роль в ускорении достижения Целей устойчивого развития ООН, трансформируя различные отрасли, экономики и общества по всему миру. Однако его двойственная природа требует пристального внимания, чтобы обеспечить использование ИИ во благо.
Согласно отчету Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, в 2022 году Россия заняла 15-е место по числу публикаций в научных журналах по тематике ИИ. Количество патентных заявок в области ИИ в России выросло с 69 до 82 единиц, тогда как лидерами по этому показателю являются США (6,9 тыс.) и Китай (5,6 тыс.) [20].
По прогнозам Gartner, к 2028 году не менее 15,0% повседневных решений будут приниматься с помощью ИИ, что свидетельствует о его растущем влиянии на бизнес-процессы и принятие решений [29; 21].
Влияние ИИ на макроэкономику проявляется в трех ключевых областях: рост производительности труда, рынок труда и отраслевой концентрации. Однако будущее ИИ не предопределено, и его развитие может пойти по различным сценариям.
Для обеспечения положительного влияния ИИ на общество необходимо разработать и внедрить этические нормы и стандарты, а также обеспечить прозрачность и подотчетность систем ИИ. Это позволит минимизировать потенциальные риски и максимизировать выгоды от использования ИИ в различных сферах жизни.
Сектор образования в развитых странах внедряет искусственный интеллект для предоставления индивидуализированных учебных возможностей, разработки цифровых наставников, обеспечивающих обратную связь и поддержку в режиме реального времени, а также инструментов оценки, помогающих выявить области, где учащимся требуется дополнительная помощь. Эти решения на основе ИИ направлены на улучшение образовательного процесса и повышение успеваемости.
Это включает создание индивидуализированных учебных программ, адаптированных к потребностям каждого ученика, отслеживание их прогресса, выявление недочётов в понимании и предоставление своевременных рекомендаций и обратной связи. Например, возможности машинного обучения, встроенные в онлайн-образовательные программы, могут уведомлять учителей, если ученик неправильно понимает определённую концепцию, что позволяет оперативно вмешаться. Эта тенденция поддерживается значительными инвестициями, такими как 240 миллионов долларов США, выделенные известным фондом на инициативы, направленные на разработку программного обеспечения для персонализированных учебных планов, основанных на результатах учащихся, что в основном осуществляется частными компаниями.
Теория человеческого капитала, развивавшаяся с конца XIX века, рассматривает знания, навыки и способности людей как ключевые факторы экономического роста и развития. Ведущие зарубежные ученые внесли значительный вклад в ее формирование и развитие.
Теодор Шульц, американский экономист и лауреат Нобелевской премии, оставил глубокий след в экономической науке, развив концепцию человеческого капитала. В своих работах он предложил рассматривать затраты на образование, здравоохранение и профессиональное развитие не просто как расходы, а как стратегические инвестиции, способные трансформировать экономику. Его идеи, впервые прозвучавшие в начале 1960-х годов, стали революционным шагом в понимании того, что именно люди - их знания, навыки и здоровье - являются основным двигателем роста и благополучия общества.
Т. Шульц рассматривал человеческий капитал как ключевой ресурс, который, в отличие от материальных активов, способен постоянно увеличивать свою ценность через обучение и улучшение условий жизни. Он считал, что вложения в развитие человека не только увеличивают производительность труда, но и способствуют созданию более справедливого и устойчивого общества. Эта концепция оказалась особенно актуальной в условиях глобальных вызовов, где успех экономики всё больше зависит от инноваций и креативности [24].
Гэри Беккер, также американский экономист, продолжил исследования в этой области. В своей книге "Человеческий капитал" (1964) он анализировал экономические аспекты образования, миграции и семейных отношений, подчеркивая, что инвестиции в человеческий капитал приводят к повышению доходов и улучшению качества жизни [11].
Эрик Ханушек, современный исследователь, изучает влияние качества образования на экономическое развитие. Он утверждает, что не только количество лет обучения, но и уровень когнитивных навыков, измеряемых через международные тесты, существенно влияют на экономические результаты стран. Э. Ханушек и Л. Вёссман в своих работах показывают, что различия в когнитивных навыках объясняют различия в экономическом росте между странами [16; 17].
В последние годы внимание ученых привлекает влияние цифровизации на развитие человеческого капитала. Цифровые технологии изменяют требования к навыкам и знаниям работников, создавая новые возможности и вызовы для их развития. Исследования показывают, что цифровизация способствует повышению значимости навыков, связанных с информационными технологиями, и требует адаптации образовательных систем к новым реалиям.
В докладе Всемирного банка «Перспективы мировой экономики» за 2023 год подчеркивается, что устойчивый экономический рост требует стратегических подходов к повышению производительности, рациональному использованию государственных ресурсов и развитию человеческого потенциала. Особый акцент сделан на устранении барьеров, препятствующих равному участию всех групп населения в экономической жизни, включая ликвидацию гендерных дисбалансов на рынке труда.
Авторы доклада отмечают, что создание инклюзивных условий для женщин и других недостаточно представленных групп является не только вопросом социальной справедливости, но и мощным инструментом для ускорения роста. Например, более активное вовлечение женщин в экономику способствует диверсификации рабочих процессов, увеличению потребительской активности и укреплению социальных институтов [23].
Международный валютный фонд в своем отчете за апрель 2024 года прогнозирует снижение глобальной инфляции и подчеркивает важность развития человеческого капитала для устойчивого экономического роста. В отчете отмечается, что страны с развитой экономикой вернутся к своим целевым показателям инфляции раньше, чем развивающиеся страны, что подчеркивает необходимость инвестиций в человеческий капитал для поддержания экономической стабильности [13].
Современные зарубежные ученые активно исследуют развитие человеческого капитала в условиях цифровизации, подчеркивая необходимость адаптации образовательных систем и управления человеческими ресурсами к новым цифровым реалиям.
Российские ученые рассматривают изменения в содержании человеческого капитала под влиянием цифровых технологий. Авторы отмечают, что цифровые компетенции становятся ключевыми для адаптации и взаимодействия в современной социально-экономической среде. Они подчеркивают необходимость развития цифровой грамотности населения для эффективного использования новых технологий [25].
Исследование, посвященное формированию и эволюции человеческого капитала в условиях цифровизации, фокусируется на ключевых аспектах управления талантами в высокотехнологичных компаниях. Авторы выделяют цифровые компетенции как стратегический элемент, способствующий укреплению конкурентных преимуществ организаций и адаптации к вызовам цифровой эпохи.
Особое внимание уделяется современным подходам к управлению человеческими ресурсами, которые включают внедрение инструментов искусственного интеллекта, автоматизацию процессов обучения и разработку программ непрерывного повышения квалификации. Эти меры призваны не только усилить профессиональные навыки сотрудников, но и создать корпоративную культуру, способствующую инновациям и устойчивому развитию [14].
В своей работе В.В. Казаков и Е.А. Баранова анализируется влияние цифровизации на человеческий капитал и экономическое развитие. Авторы отмечают, что качество образования и навыков определяет эффективность экономики в условиях цифровизации, подчеркивая необходимость инвестиций в развитие цифровых компетенций [18].
Таким образом, на наш взгляд современные исследования подчеркивают важность развития цифровых навыков и адаптации образовательных систем для эффективного развития человеческого капитала в условиях цифровой трансформации. Инвестиции в цифровые компетенции становятся ключевым фактором экономического роста и конкурентоспособности в современном мире.
Узбекистан продолжает активно реализовывать стратегию укрепления человеческого капитала посредством масштабных реформ и сотрудничества с международными организациями. В 2023 году страна представила второй Добровольный национальный обзор (ДНО) по выполнению Целей устойчивого развития (ЦУР), подтверждая свою приверженность глобальной повестке до 2030 года [27].
Согласно данным ДНО, в сфере образования достигнуты значительные успехи: охват детей дошкольным образованием увеличился с 21,0% в 2015 году до 70,0% в 2022 году, а доля молодежи, поступившей в высшие учебные заведения, возросла с 8,0% до 38,0% за тот же период. Особо примечательно, что благодаря мерам по поощрению доступа женщин к высшему образованию, включая предоставление целевых бесплатных и льготных кредитов, создание дополнительных квот, количество женщин в вузах удвоилось [27].
В сфере здравоохранения правительство внедряет систему медицинского страхования, цифровизацию и стимулирует частные инвестиции для повышения качества и доступности медицинских услуг. В социальной сфере создан Единый социальный реестр, охватывающий социально уязвимые семьи, молодежь и женщин, нуждающихся в поддержке государства. В результате этих реформ размеры и охват социальных выплат увеличились более чем в три раза, а также повысилась прозрачность и доступность этой услуги.
Международное сообщество оказывает существенную поддержку Узбекистану в реализации инициатив, направленных на устойчивое развитие и укрепление человеческого капитала. В 2021 году Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Узбекистан подписали Страновую рамочную программу на 2021–2025 годы с общим бюджетом около 17 миллионов долларов США [15].
Программа направлена на поддержку правительства в достижении национальных стратегических приоритетов, связанных с преобразованием продовольственной системы, инклюзивным развитием человеческого капитала и устойчивым развитием с учетом изменения климата. В рамках программы предусмотрены меры по преобразованию производства, хранения, переработки, распределения, потребления и утилизации пищевых продуктов, производимых сельским, лесным и рыбным хозяйствами, с учетом экономической, социальной и природной среды.
Одним из стратегических приоритетов является инклюзивное развитие человеческого капитала, способствующее повышению здоровья, благополучия и устойчивого процветания. Ожидается, что к 2025 году молодежь, женщины и уязвимые группы населения получат более широкий доступ к средствам к существованию, достойной работе и расширенным возможностям, создаваемым инклюзивным и справедливым экономическим ростом [15].
Другим приоритетным направлением является устойчивое развитие с учетом изменения климата. Предполагается, что наиболее подверженные риску регионы и сообщества Узбекистана станут более устойчивыми к изменению климата и стихийным бедствиям, получат выгоду от эффективного управления природными ресурсами и инфраструктурой, энергичных действий по борьбе с изменением климата и инклюзивного экологического управления и защиты.
В рамках Страновой рамочной программы также были подписаны новые проектные соглашения между Министерством сельского хозяйства Узбекистана и ФАО. Эти проекты направлены на восстановление и развитие картофельной отрасли в ответ на COVID-19, укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний, поддержку производства и управления рисовыми культурами, а также поддержку в реализации инклюзивной сельскохозяйственной политики. Новые проекты будут реализованы до 2023 года, их общая стоимость составляет более полумиллиона долларов.
В рамках сотрудничества с ООН Узбекистан сосредоточен на трех ключевых направлениях: обеспечение прозрачного и справедливого управления для всех, содействие укреплению человеческого потенциала и создание условий для устойчивого экономического роста. Особое внимание уделяется развитию инклюзивных программ в здравоохранении, образовании и социальной сфере, что способствует общему повышению качества жизни населения.
Помимо этого, значительная часть усилий направлена на климатически устойчивое развитие, включающее адаптацию экономики к экологическим вызовам и продвижение ответственного подхода к использованию природных ресурсов. Такие инициативы подтверждают стремление Узбекистана и международных партнеров к построению устойчивого и благополучного будущего.
Международный валютный фонд (МВФ) оказывает техническую помощь Узбекистану в совершенствовании макроэкономического прогнозирования и анализа рисков, что способствует устойчивому экономическому росту и, в конечном итоге, развитию человеческого капитала. В 2023 году МВФ провел семинар по финансовому программированию и мерам политики, в котором приняли участие 29 сотрудников государственных учреждений страны. Участники изучали способы анализа и составления прогнозов для ключевых макроэкономических показателей, используя Обширную модель адаптивных ожиданий на фактических данных Узбекистана [13].
В Узбекистане развитие человеческого капитала рассматривается как ключевой фактор устойчивого экономического роста и социальной стабильности. В «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» особое внимание уделяется справедливой социальной политике, направленной на повышение качества образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В области образования предпринимаются меры по увеличению охвата дошкольным образованием до 80,0%, созданию дополнительно 1,2 миллиона ученических мест в школах и обновлению учебных программ. Также планируется строительство студенческих общежитий на 100 тысяч мест и включение вузов в престижные международные рейтинги.
В сфере здравоохранения акцент делается на укрепление материально-технической базы первичной медико-санитарной помощи и широкое внедрение цифровых технологий. Бюджетные ассигнования на лекарства и медицинские изделия планируется увеличить в три раза.
Развитие человеческого капитала также связано с цифровизацией экономики. Исследования Н.К. Зокировой, [8] Г.К. Абдурахмановой [6], С.Б.Гойипназарова [7], А.Б. Ирматовой [9] и других ученых подчеркивают необходимость повышения цифровой грамотности населения и внедрения инновационных подходов в образовании для подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики [10].
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в Узбекистане оказывает значительное влияние на развитие человеческого капитала, требуя адаптации навыков и компетенций работников к новым технологическим реалиям. Согласно исследованию, проведенной научной школы «Экономика труда и человеческий капитал» разработан механизм цифрового развития человеческого капитала на национальном уровне, направленный на повышение квалификации и создание новых возможностей трудоустройства в условиях цифровой экономики и ИИ [4; 5].
Эти инициативы подчеркивает важность подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно работать с новыми технологиями.
Сфера образования Узбекистана демонстрируют прогресс в подготовке к вызовам использование технологий искусственного интеллекта (ИИ), однако для достижения устойчивых результатов потребуется дополнительная поддержка со стороны государства. Около 47,0% опрошенных учебных заведений заявляют о необходимости технической и финансовой помощи для подготовки специалистов, соответствующих требованиям. В 2020 году значительная часть учебных заведений предлагала курсы по общей цифровой грамотности, и только некоторые из них включили специализированные программы, посвящённые технологиям ИИ. Однако, несмотря на то, что около 60,0% работодателей в текстильной, швейной и строительной отраслях внедрили технологии Интернета вещей (IoT), только 30,0% учебных заведений предлагают курсы в данной области. В случае с ИИ этот показатель ещё ниже, что требует усиления внимания к разработке соответствующих программ [22].
Учебным заведениям необходима поддержка для интеграции ИИ в образовательный процесс. Это включает разработку курсов, направленных на изучение основ машинного обучения, анализа данных и автоматизации процессов, а также внедрение ИИ-технологий в методологию преподавания. Такие подходы помогут не только повысить актуальность образовательных программ, но и обеспечить их соответствие требованиям современной индустрии. Анализ образовательного ландшафта также выявил необходимость тесного взаимодействия между работодателями и учебными заведениями. Хотя 79,0% учебных заведений считают, что их выпускники готовы к начальным позициям, только 47,0% работодателей в текстильной и швейной отраслях и 65,0% в строительной отрасли согласны с этим утверждением. Это указывает на разрыв между предлагаемыми навыками и реальными требованиями рынка труда.
Технологии ИИ могут значительно ускорить изменения в навыках, которые работодатели будут требовать от сотрудников в ближайшем будущем. В связи с этим необходимо разработать стратегии, которые будут направлены на усиление координации между учебными заведениями и работодателями. Это позволит точнее прогнозировать потребности рынка труда и адаптировать образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов. Политики в сфере образования должны учитывать роль ИИ как ключевого инструмента для повышения качества преподавания и внедрения инновационных подходов к обучению. Это обеспечит подготовку выпускников, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда, и их успешное трудоустройство на высококвалифицированные рабочие места.
Анализ демонстрирует различные мнения о готовности сферы образования внедрять навыки, связанные с Индустрией 4.0 и искусственным интеллектом. Значительная часть респондентов согласна с тем, что учреждение планирует разработать специализированные программы обучения в течение пяти лет: 47,0% поддерживают это утверждение, а 19,0% полностью согласны. Однако небольшая доля опрошенных не согласна или затрудняется ответить.
Что касается наличия уже существующих программ по развитию необходимых навыков, 39,0% согласны с этим утверждением, в то время как 29,0% занимают нейтральную позицию. Лишь 11,0% полностью согласны, а меньшая часть респондентов не согласна или не может определиться, что указывает на возможность улучшения в этой области (рис. 1.).
Рис. 1. Оценка готовности учреждения к внедрению навыков Индустрии 4.0 и искусственного интеллекта
Источник: данные автора на основе [26]
Возможность сферы образования Узбекистана адекватно готовить работников к Индустрии 4.0 при условии дополнительной технической и финансовой поддержки оценивается высоко. Почти половина респондентов (47,0%) полностью согласны, а 36,0% выражают согласие, что подчеркивает признание необходимости дополнительных ресурсов для повышения качества подготовки.
В контексте текущих планов 54,0% согласны с тем, что образовательные учреждения могут готовить работников к навыкам, требуемым Индустрией 4.0, а 19,0% полностью поддерживают это мнение. Лишь минимальная доля опрошенных выражает несогласие, что отражает уверенность в существующих инициативах, несмотря на возможные области для совершенствования.
Наконец, понимание необходимых навыков для внедрения технологий оценивается положительно: 54,0% респондентов согласны с этим, а 14,0% полностью согласны. Тем не менее, небольшая, но заметная часть не согласна, занимает нейтральную позицию или затрудняется с ответом, что указывает на необходимость улучшения стратегической коммуникации и четкого определения приоритетов в области навыков.
Большинство учебных заведений Узбекистана демонстрируют высокую частоту пересмотра и обновления учебных программ, что создаёт благоприятные условия для интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс. Так, 68,0% учебных заведений обновляют свои программы ежегодно, что свидетельствует о гибкости и готовности к адаптации учебных материалов под современные вызовы, включая требования Индустрии 4.0 и внедрение ИИ.
Особенно важно, что 16,0% учебных заведений проводят пересмотр учебных программ каждые три месяца или чаще, а 13,0% - раз в полгода. Такой уровень активности позволяет этим учреждениям своевременно включать элементы обучения, связанные с ИИ, такие как машинное обучение, обработка данных, разработка алгоритмов и цифровая трансформация. Это помогает готовить студентов к востребованным на рынке навыкам, связанным с применением ИИ.
Незначительная доля учебных заведений (3,0%) обновляет свои программы каждые 2–4 года, что может быть связано с ограниченными ресурсами или необходимостью более длительных циклов для интеграции новых технологий. Тем не менее, отсутствие учреждений, обновляющих программы реже чем раз в 5 лет, подчёркивает общий прогрессивный подход системы образования Узбекистана. Для дальнейшего эффективного внедрения ИИ важно, чтобы учреждения, обновляющие программы реже, получали техническую и методическую поддержку, которая поможет им ускорить процесс адаптации к современным образовательным стандартам. (рис. 2.)
Рис. 2. Частота пересмотра и обновления учебных программ учебными заведениями в Узбекистане
Источник: данные автора на основе [26]
Регулярное обновление программ способствует тому, чтобы навыки, связанные с ИИ, стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а выпускники были бы готовы к работе в условиях цифровой трансформации экономики Узбекистана.
Анализ показывает значительные различия в уровне внедрения технологий Индустрии 4.0 между работодателями и степенью подготовки учебных заведений в Узбекистане. Наиболее широко используемой технологией среди работодателей в текстильной, швейной и строительной отраслях является Интернет вещей (IoT), который внедрили 63,0% и 61,0% компаний соответственно. Однако только 30,0% учебных заведений предлагают курсы, связанные с этой технологией, что указывает на необходимость усиления образовательной поддержки в данной области.
Другие технологии, такие как аналитика больших данных и облачные вычисления, также имеют высокий уровень внедрения работодателями. Например, 50,0% компаний текстильной и швейной отрасли используют аналитику больших данных, а 60,0% применяют облачные вычисления. В строительной отрасли эти показатели составляют 40,0% и 41,0% соответственно. Однако доля учебных заведений, предлагающих курсы по этим направлениям, составляет всего 33,0% и 31,0%, что указывает на разрыв между рыночным спросом и предложением в образовательной системе. (табл.1.)
Таблица 1.
Текущее внедрение технологий работодателями и распространённость соответствующих курсов в учебных заведениях Узбекистана
Технология
|
Использование технологий
предприятиями текстильной и швейной отрасли, %
|
Использование технологий
предприятиями строительной отрасли, %
|
Учебные заведения,
предлагающие курсы, %
|
Аналитика больших данных
|
50,0
|
33,0
| |
Автономные роботы
|
55,0
|
10,0
| |
Искусственный интеллект (ИИ)
|
41,0
|
26,0
| |
Интернет вещей (IoT)
|
63,0
|
61,0
|
30,0
|
Аддитивное производство
|
33,0
|
30,0
|
13,0
|
Дополненная реальность
|
24,0
|
30,0
| |
Облачные вычисления
|
41,0
|
9,0
| |
Кибербезопасность
|
76,0
|
31,0
| |
Цифровые двойники
|
14,0
|
19,0
|
Хотя учебные заведения и представители отраслей в Узбекистане ещё не полностью согласованы в вопросах будущих потребностей в навыках, вызванных внедрением новых технологий, сотрудничество между ними в отношении текущих потребностей в навыках выглядит довольно сильным. Во время консультаций с государственными структурами была подчеркнута важность привлечения знаний частного сектора в процесс подготовки кадров. Европейский фонд образования (ETF) отмечает работу отраслевых советов по навыкам, в состав которых входят учебные заведения и ключевые представители отрасли. Эти советы разрабатывают профессиональные стандарты, соответствующие требованиям индустрии, чтобы направлять процесс проектирования учебных программ и повышать трудоустраиваемость выпускников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие человеческого капитала является ключевым фактором обеспечения устойчивого экономического роста, социальной стабильности и успешной адаптации к глобальным изменениям. В условиях цифровой трансформации и стремительного внедрения технологий искусственного интеллекта перед странами открываются уникальные возможности для повышения эффективности образовательных процессов, профессионального развития и раскрытия творческого потенциала работников. Однако эти изменения требуют системного подхода, включающего модернизацию образовательных систем, подготовку кадров с высоким уровнем цифровых компетенций и внедрение индивидуализированных программ обучения.
Узбекистан демонстрирует значительный прогресс в реализации программ, направленных на улучшение доступности и качества образования, развитие цифровой грамотности и внедрение инноваций в социально-экономическую сферу. Вместе с тем сохраняются вызовы, такие как недостаточное использование цифровых технологий, необходимость создания новых рабочих мест в условиях автоматизации и недостаточная связь между образовательными программами и требованиями рынка труда. Эти вопросы требуют системного межсекторного взаимодействия между образовательными учреждениями, бизнесом и государством.
Международный опыт подтверждает, что качество образования и развитие когнитивных навыков оказывают более значительное влияние на экономическое развитие, чем продолжительность обучения. Примеры успешных практик подчеркивают необходимость не только инвестирования в образовательную инфраструктуру, но и формирования гибких навыков, соответствующих требованиям цифровой экономики. Интеграция технологий искусственного интеллекта в образовательный и профессиональный контекст становится неотъемлемой частью конкурентоспособности человеческого капитала.
Для дальнейшего развития рекомендуется сосредоточиться на подготовке специалистов с цифровыми компетенциями, разработке курсов, учитывающих тенденции Индустрии 4.0, и активной интеграции инновационных технологий в образовательный процесс. Одновременно требуется укрепление цифровой инфраструктуры, создание условий для адаптации образовательных систем к новым экономическим реалиям и развитие гибких навыков, способствующих успешной интеграции работников в изменяющийся рынок труда.
Такие меры позволят ускорить экономический рост, повысить уровень социальной стабильности и обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество Узбекистана на международной арене. Инвестиции в человеческий капитал, ориентированные на сочетание знаний и навыков, являются фундаментом устойчивого развития и укрепления позиций страны в глобальной экономике.
Источники:
2. Мирзиёев Ш.М. Совещание по развитию науки и высшего образования. President.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/2604.
3. Мирзиёев Ш.М. Послание Олий Мажлису. It-park.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://it-park.uz/ru/itpark/news/poslanie-prezidenta-o-razvitii-it-sfery-i-it-parkovSchultz.
4. Абдурахманов К.Х. Искусственный интеллект – основа устойчивого развития экономики. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2023. – 356 c.
5. Абдурахманов К.Х. Экономика труда. Теория и Практика. / Учебник в двух частях. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2019. – 661 c.
6. Абдурахманова Г.К., Шаюсупова Н., Ирматова А., Рустамов Д. Роль цифровой экономики в развитии рынка человеческого капитала // Экономика и управление. – 2020. – № 5. – c. 45-53.
7. Гойипназаров С.Б. Состояние цифрового развития человеческого капитала в Узбекистане // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 6. – c. 42-48.
8. Зокирова Н.К., Талипова Н.Т. Качество человеческого капитала в аспекте экономического роста // Парадигмы управления, экономики и права. – 2024. – № 2(12). – c. 46-59.
9. Ирматова А.Б. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой трансформации // Вестник Ташкентского государственного экономического университета. – 2022. – c. 63-70.
10. Магрупов А.Ю. Человеческий капитал – главный фактор инновационного развития Республики Узбекистан // Вестник науки и образования. – 2019. – № 11-1(65). – c. 64-70.
11. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. - Chicago: University of Chicago Press, 1964.
12. State of AI in the Enterprise. Deloitte. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/topics/digital-transformation/companies-investing-in-ai-to-generate-value.html.
13. World Economic Outlook: Navigating Global Challenges. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org.
14. Ишмуратова Д.Ф. Человеческий капитал в контексте цифровизации: особенности развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 6(162). – c. 203-207. – doi: 10.34773/eu.2021.6.40.
15. FAO and Uzbekistan sign an agreement guiding collaboration on food and agriculture. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). FAO and Uzbekistan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/europe/news/detail/FAO-and-Uzbekistan-sign-an-agreement-guiding-collaboration-on-food-and-agriculture-/ru.
16. Hanushek E.A., Wössmann L. The knowledge capital of nations: Education and the economics of growth // American Economic Journal: Macroeconomics. – 2012. – № 2. – p. 157-189.
17. Hanushek E.A., Woessmann L. Education and Economic Growth: Quality versus Quantity // Nature. – 2021. – p. 57-62.
18. Kolesnikov A.V., Domozhirova O.V. Global trends in the use of human capital in the digital economy // Globus: Social Sciences. – 2022. – № 4(69). – p. 67-76. – doi: 10.52013/2658-5197-69-4-16.
19. Artificial Intelligence Market Report. Kings Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kingsresearch.com/ru/artificial-intelligence-market-1187.
20.. Comparative analysis of key indicators of AI technology development in the Russian Federation and leading countries (2022–2023). National Center for the Development of Artificial Intelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/knowledgebase/investitsionnaya-aktivnost/2023_informacionno-analiticheskaya_spravka_sravnitelynyy_analiz_osnovnyh_pokazateley_razvitiya_tehnologiy_iskusstvennogo_intellekta_v_rossiyskoy_federacii_i_veduschih_stranah_po_rezulytatam_2022-2023_gg_ncrii/
21. Key AI trends shaping decision-making by 2028. OSP.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.osp.ru/articles/2024/01/13058911.
22. Digital payments gaining momentum in Uzbekistan. Plus World. [Электронный ресурс]. URL: https://plusworld.ru/articles/51398/.
23. Global AI Impact and the Future of Work. PricewaterhouseCoopers Report. PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com.
24. Schultz T.W. Investment in human capital // The American Economic Review. – 1961. – № 1. – p. 1-17.
25. Шкарупета Е.В., Мещерякова М.А., Лубянская Э.Б. Формирование и развитие человеческого капитала на основе цифровых компетенций высокотехнологичных компаний // Организатор производства. – 2020. – № 2. – c. 41-53. – doi: 10.25987/VSTU.2020.71.23.004.
26. Insights on digital payments in Uzbekistan. Visa. [Электронный ресурс]. URL: https://cis.visa.com/visa-in-uzbekistan/news/prl-04042023.html.
27. Uzbekistan: Voluntary National Reviews 2023. High-Level Political Forum on Sustainable Development (HLPF). Voluntary National Reviews. [Электронный ресурс]. URL: https://hlpf.un.org/countries/uzbekistan/voluntary-national-reviews-2023.
28. World Development Report 2023: Shaping the Future of Human Capital. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org.
29. Future of Artificial Intelligence: Key Trends and Projections. Yakov & Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://yakov.partners/upload/iblock/c5e/c8t1wrkdne5y9.
Страница обновлена: 27.02.2025 в 11:42:59