History of tax evasion
Vylkova E.S.1
1 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 3
Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 1 (January-March 2025)
Abstract:
Based on the analysis of numerous publications of Russian authors, the necessity of studying the phenomenon of tax evasion in historical retrospect was demonstrated.
It is shown how the approach to the interpretation of legitimate tax evasion, tax fraud and tax amnesty has changed over time in different countries. Examples of tax evasion depending on the prevailing tax base in ancient Athens, the Roman Empire, and the Ottoman Empire are given. In historical retrospect, the dependence of tax evasion on all kinds of emergencies and crises, on the structuring of the tax collection system, and on political aspects has been demonstrated using specific examples from different countries. It is concluded that further reform of domestic legislation to combat tax evasion should be based on a systematic approach and on the principles of achieving a balance of interests of all participants in the taxation process. In the future, multidisciplinary research on tax morality and tax policy is needed not only in Russia but also in other countries.
Keywords: tax, taxation, tax base, shadow economy, tax evasion, tax amnesty, balancing the interests of tax stakeholders
JEL-classification: H20, H21, E26, J46, O17
Введение
Феномен уклонения от налогообложения является сложным, изучается специалистами различных отраслей знаний и имеет много аспектов до настоящего времени недостаточно изученных.
Согласно данных elibrary несколько тысяч публикаций (книг, журнальных статей и диссертаций) содержат в названии с учетом морфологии слова «уклонение» и «налог». Только диссертаций по названному поисковому запросу написано более 150: прежде всего по юриспруденции, а также по экономике, социологии и другим отраслям знаний. Явление уклонения от налогообложения давно исследуется многими историками и экономистами, среди которых В.О. Ключевский [14]; А.А. Соколов [21] и другие. Фундаментальным трудом по уклонению от налогообложения является монография под редакцией И.А. Майбурова [22]. С.С. Быков и Г. Фрошер проводят сравнение антиуклонительных предписаний в налоговом праве России и Германии [4]; Е.Ф. Киреева и Я.В. Ванкевич акцентируют внимание на их особенностях в Республике Беларусь [12]. Многие авторы рассматривают специфику уклонения от уплаты налогов и борьбы с ним в той или отрасли: Н.В. Лаженцев, С.И. Чужмарова, А.И Чужмаров – в лесопользовании [15]; Е.А. Лаврентьева Е.А. и Г.А. Плавинская – на морском транспорте [16]; Л.Р. Слепнева, Е.Б. Дондокова, О.А. Каурова – в агросфере [20]; В.Ю. Буров, Л.А. Бурова и В.Н. Гонин – в малом бизнесе [3]. Достаточно большое количество работ посвящено анализу особенностей уклонения от уплаты того или иного налога: НДФЛ [18]; имущественных налогов [19] и т.д. Е.А. Ермакова, А.В. Якунина, С.В. Якунин, Ю.В. Семернина пишут про уклонение от налогообложения в рамках налогового контроля [10; 11]. Автор данной статьи неоднократно обращалась к изучению проблематики уклонения от налогообложения в условиях чрезвычайных ситуаций [5] и коронакризиса [7], при нивелировании дисбаланса интересов участников управления налогообложением [6].
Анализ имеющихся отечественных публикаций по проблемам уклонения от налогообложения показал, что, во-первых, исторические аспекты выносятся в заголовок крайне редко; во-вторых, они не рассматриваются комплексно и исследуются обычно применительно к России или сегодняшнему положению дел в той или иной конкретной стране. Это видно в публикациях Н.В. Артемовой [1], О.А. Бирули [2], А.П. Киреенко и Н.Г. Казазаевой [13], Д.Ю. Федотова [23], А.П. Погребинского [17]. Таким образом, до настоящего времени нет работ отечественных ученых, посвященных непосредственно изучению истории уклонения от уплаты налогов различных стран.
Цель исследования – комплексно проанализировать экономические аспекты феномена уклонения от налогообложения в исторической ретроспективе для внесения предложений по его законодательному регулированию в условиях современной России.
Международный сравнительный подход по эпохам позволяет узнать о традициях, предпосылках и значении неуплаты налогов, в том числе при рассмотрении вопросов групповой идентичности, солидарности, переговорной силы и крайней необходимости. Исторический анализ уклонения от уплаты налогов также помогает контекстуализировать современный нормативный вопрос о том, какими полномочиями должны обладать государственные власти для сбора денег граждан и бизнеса с целью финансирования общественной инфраструктуры и услуг и перераспределения богатства внутри общества.
Объект исследования – уклонение от уплаты налогов.
Задачи исследования:
- определить специфику законного и незаконного уклонения от налогообложения в различных странах в тот или иной исторический период;
- выявить общие черты уклонения от уплаты налогов в исторической ретроспективе;
- наметить варианты развития государственных мер борьбы с уклонением от уплаты налогов в современной России.
Результаты исследования и область их применения
На протяжении всей истории взимание и уплата налогов приводили к тщательному изучению отношений между социальными и профессиональными группами, а также, в условиях более широкого участия, между домохозяйствами/индивидуальными налогоплательщиками и государственными органами. Для большинства частей мира от античности до современности вопрос о том, как правящему классу удавалось заставить своих подданных или граждан платить, и почему и как последние пытались избежать или уклониться от налоговых обязательств или фундаментально поставить под сомнение такое обязательство, имеет первостепенное значение для понимания государственных и общественных качеств налогообложения.
Уклонение от уплаты налогов было в различные исторические этапы развития мировой цивилизации. Экономические субъекты во все времена вели переговоры с представителями власти о снижении или полном отсутствии налогов, сопротивлялись налогообложению, противодействовали налоговому бремени. Государства, со своей стороны формировали контрстратегии борьбы с уклонением от уплаты налогов и с теневой экономикой.
Исследование с экономической точки зрения феномена уклонения от налогообложения в данной статье базируется на глубоком изучении работ, прежде всего, зарубежных историков и экономистов, освещающих вопросы черных рынков, теневой экономики, вывода прибыли из-под налогообложения, скрытые формы уклонения от уплаты налогов и другие аспекты.
То, что считалось и считается законным уклонением от уплаты налогов, незаконным уклонением от уплаты налогов или налоговым мошенничеством, варьируется и меняется с течением времени по мере того, как общество определяет правовую рамку, применяя правовые ограничения, и, таким образом, также определяет, что можно понимать как соблюдение налогового законодательства [45]. В тот или иной исторический период существует ряд практик, которые не считаются законными, но, тем не менее, остаются ненаказуемыми. Различные налоговые амнистии использовались еще в Древнем Риме [30]. Первая амнистия для всего Германского рейха была проведена в 1913 году [37]. В наше время налоговые амнистии иногда использовались, чтобы сделать незаконное поведение безнаказанным в ретроспективе [34; 40]. Неоднократно объявлялись налоговые амнистии в Швейцарии, чтобы «подсластить» налоговые реформы, которые должны были быть вынесены на всенародный референдум. Амнистия принесла пользу уклонистам от уплаты налогов — и в большей степени богатым, но в целом она также была принята другими политическими лагерями как часть сделки [43].
Лазейки в налоговом законодательстве, которые позволяют или облегчают уклонение от уплаты налогов или обход налогов, можно рассматривать как результат политики парламентского большинства, движимой своими личными интересами, как успех согласованного лоббистского давления (см. случай борьбы Земельного союза за отмену земельных налогов в Великобритании после Первой мировой войны [44]). Иногда лоббистским группам удавалось завладеть широкой публикой и привлекать ее к своим конкретным целям, даже используя ложную информацию (как в случае с ожесточенной кампанией 1962 года против проекта администрации Кеннеди по введению налога у источника на дивиденды и проценты [25]).
Сочетание уклонения от налогообложения с другими преступлениями было (и остается) хорошо известным явлением в сфере международного уклонения от уплаты налогов, где международные (частные или корпоративные) налогоплательщики активно используют масштабы, возникающие в результате различий в системах национального налогового законодательства, конвенций об избежании двойного налогообложения или сложных систем сбора налогов, для минимизации своих налоговых обязанностей. Налоговая конкуренция между странами и их попытки подорвать друг друга в налоговых условиях сделали эту задачу еще проще.
Согласно исследованиям М. Криста [29], Д. Роде [40] и Дж. Дэвиса [32] об уклонении от налогообложения в античных Афинах можно судить, во-первых, на основе дошедших до нас судебных речей-топосов в ассамблеях или судах (наглядный пример двух нарративов – богатого уклониста от налогов и богатого честного гражданина – можно найти в речи Демосфена «Против Мидия», предположительно написанной в начале 340-х годов). Об уклонении говорят также широко распространенные свидетельства недовольства распределением финансовых повинностей среди богатых людей Афин в IV веке до нашей эры. Это недовольство, вероятно, лежит в основе нескольких попыток афинян реформировать свою налоговую систему в период между 404 и 340 годами до нашей эры. В указанный исторический период условия были иными чем сегодня, и невозможно провести четкую границу между уклонением и законным обходом налогов. Плательщики так называемых литургий или эйсфор (по сути, «полудобровольных» и достаточно волюнтаристских взносов, которые ожидались только от относительно богатых и немногих граждан (менее 5% от населения) и использовались для финансирования и исполнения основных государственных услуг: хорегия – для покрытия расходов на оснащение и подготовку хора для спектакля; лампадархия – для финансирования факельного шествия; триэрархия – для осуществления расходов на оснащение военного корабля и т.п.) на практике были в основном свободны в установлении размера своих финансовых и личных взносов. Какого бы мнения богатые афиняне ни имели о литургиях и эйсфорах, они никогда публично не ставили под сомнение саму законность этих учреждений при дворе или собрании, но при обосновании своего уклонения от уплаты названных взносов они заявляли: об обнищании после несения расходов по финансовым обязанностям; о большом налоговом бремени, которое несли в прошлом и указывали на несправедливое распределение финансового давления между различными группами богатых.
В разные исторические периоды превалировала та или иная налоговая база. Так, недвижимость была главной основой для расчета налоговых требований государства в Римской империи, в большинстве досовременных обществ и на протяжении девятнадцатого века. В индустриальных странах XIX века активно развивается промышленное предпринимательство и основной налоговой базой постепенно становится накопление капитала и прибыль. Соответственно вокруг соответствующей базы, прежде всего, формировалась теневая экономика, происходило уклонение от налогообложения и происходили битвы за распределение между различными социальными и властными группами: монарх против аристократов, правитель против своих подданных, император против лордов, герцогов или королей различных сословий империи, старые и новые элиты, элита против неэлиты и т.д. В современных обществах такие распределительные и социально конституционные вопросы также возникают при обсуждении налогообложения в зависимости от пола, семейного положения, типа домохозяйства, а также пожилых (и вышедших на пенсию) и молодых (и имеющих оплачиваемую работу) слоев общества. Подобные налоговые конфликты предметно изучаются специалистами в сфере классической фискальной социологии, представленной, в частности, Амилькаре Пувиани [39], и Йозефом Шумпетером [42]. Современное исследовательское направление возродило философские и социологические теории контрактов и конфликтов, связанные с легитимностью взимания налогов и условиями, при которых переговоры приведут к повиновению/уступчивости или приведут к политическим изменениям.
В ряде стран в тот или иной период неуплата налогов была симптомом (и причиной) требования (повторно) вести переговоры или перераспределять политическую власть. В этих случаях от уплаты налогов обычно не уклонялись тайно, шло открытое сопротивление и отказ, в некоторых случаях даже с применением физического насилия Отказ или отсрочку налоговых требований со стороны правительств можно трактовать как сомнение в иерархических отношениях или указание на необходимость их реформирования. Так было в Англии XIII века [28], в Германии XVIII века [9; 24] или с племенами в Османской империи [36].
Для того, чтобы понять динамику неуплаты налогов, важно не только определить, кто взимает налоги (иностранные оккупанты, монархи или демократически организованные правительства), но и то, как была структурирована система сбора налогов. Особенно в отдаленных районах для налоговых органов было крайне важно добиться признания и соблюдения требований, организовав сбор налогов на местном уровне и интегрировав местную элиту в административную систему. Как в Римской, так и в Восточной Османской империи были развиты системы, в которых отдельные члены общины активно участвовали в сборе налогов [36]. Похожая идея была применена в Испании во время диктатуры Франко, но оказалось, что она массово усилила уклонение от уплаты налогов [27; 31].
Баланс между принципами и методами налогообложения, с одной стороны, и идентичностью налогоплательщиков, с другой стороны, который должен был корректироваться в переговорах снова и снова на протяжении всех периодов времени, оказался чрезвычайно неустойчивым в контексте того или иного колониализма, осуществляемого Римской империей в Египте [26], в восточных районах Османской империи [36], под испанским владычеством в Мексике XVIII века [41], в британском империализме и колониализме в Нигерии начала XX века [33] и в Греции под нацистской оккупацией [37]. В указанных странах существовали практики, которые варьировались от тайного уклонения и использования лазеек до насильственного и вооруженного сопротивления. Извлечение налогов и отношение «подданных» к налоговым требованиям (далеких) императоров, колонизаторов и захватчиков служат увеличительным стеклом для понимания более глубоких социально-экономических условий и соотношения сил применительно к теневой экономике и уклонению от налогообложения. Необходимо отметить, что шансы на успех в борьбе с уклонением от налогообложения возрастали, когда и где ранее существовавшие местные элиты, наживавшиеся на доколониальных налоговых системах, могли быть интегрированы в новую систему налогообложения. Практики уклонения от налогообложения в колонизированных странах являются достаточно схожими во времени и пространстве. Во-первых, эмиграция, бегство или временная миграция и укрытие использовались в качестве стратегии уклонения от налогов народом игбо на юго-востоке Нигерии, управляемой Великобританией [33], провинциалами в римском Египте [26] и горным народом на северо-востоке Индии [35]. Во-вторых, в восточных регионах Османской империи в XIX веке курдские «агасы» оказывали ожесточенное сопротивление программе модернизации османских реформаторов, что поставило под угрозу власть и экономическое положение племенных вождей. В случае с оккупированной Грецией в 1940-х годах сопротивление налогообложению было воплощено как сопротивление итальянскому и немецкому иностранному правлению в целом, и уклонение от уплаты налогов, таким образом, было возведено в ранг символа национальных действий против фашистской оккупации [37]. В-третьих, нежелающие этого делать налогоплательщики оказались весьма искусными в поиске лазеек или в обходе налогов, как это было в случае с «Новой Испанией» XVIII века (Мексикой), Перу и Индией. Здесь колониальные купцы либо перекладывали налоговое бремя, либо нанимали местных посредников, которые были юридически освобождены от некоторых налогов [35].
Анализ истории уклонения от налогообложения показывает, что есть его специфика в условиях различных кризисов: экономических, эпидемиологических и т.д. Когда уклонение от уплаты налогов не было необходимостью для физического выживания, оно часто мотивировалось отсутствием политического консенсуса. Иногда это было вызвано неспособностью налогового органа создать общее чувство идентичности среди налогоплательщиков, будь то во время критической фазы конкурирующей государственной власти или из-за иностранного правления. В ряде случаев ядром открытого или скрытого сопротивления налогообложению могло быть впечатление налогоплательщиков о неравномерном распределении налогового бремени; представление о том, что налоговые поступления не расходуются осмысленно, а используются расточительно и на личные нужды чиновничьего аппарата. Понимая этот контекст, демократические правительства XX века стремились обучать или убеждать налогоплательщиков принимать и поддерживать изменения в налоговых системах, особенно в нестабильных политических ситуациях, во время войн и кризисов или для того, чтобы справиться с (послевоенными или иными) политическими разрывами и трансформациями. Об этом писали Стейнмо и Д'Аттома [46; 47] и автор данной статьи [5; 7].
Несмотря на всевозможные исторические и географические особенности, специфику налоговых систем, различие культурных контекстов, уклоняющиеся от уплаты налогов в совершенно разные исторические периоды использовали юридические лазейки для снижения налогов, на которые они не соглашались, или, по крайней мере, пытались договориться о законности и/или бремени налогов, которые они должны были платить, с помощью политической или судебной власти. Правящие элиты и правительства по всему миру и в разные эпохи применяли сопоставимый спектр контрмер, начиная от налогового просвещения и заканчивая переговорами правоприменения с помощью сборщиков налогов и использования полиции и/или военной силы для подавления сопротивления налогам.
Выводы и заключение.
Изучение исторических аспектов уклонения от налогообложения показывает чрезвычайную многогранность данного явления.
Дальнейшее реформирование отечественного законодательства по борьбе с уклонением от уплаты налогов должно происходить на основе системного подхода [8] и базироваться на принципах достижения баланса интересов всех участников процесса налогообложения [6].
Анализ процессов неуплаты налогов открывает более глубокое понимание отношений сообщество/государство – член/гражданин/субъект и их трансформации в ходе истории. Даже если полный перенос в наши дни опыта прошлого, безусловно, невозможен и нежелателен, тем не менее, положения данной статьи позволяют добавить новые идеи для дальнейших мультидисциплинарных исследований налоговой морали и налоговой политики не только России, но и других стран.
References:
Albiez-Wieck Sarah, Christoph Marx (2020). Taxing Difference: Empires as Spaces of Ordered Inequality Ingbert: Rohrig Universitatsverlag Parse.
Artemova P.V. (2009). Tax evasion: historicalaspect, essence and reasons. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (2(26)). 90-93.
Bagnall Roger Shaler, Bruce W. Frier (1994). The Demography of Roman Egypt. Cambridge Studies in Population, Economy and Society in Past Time Cambridge: Cambridge University Press.
Birulya O.A. (2010). Avoiding from the payment for dues and fees: history and contemporaneity of the criminal responsibility. Izvestiya Natsionalnoy akademii nauk Belarusi. Seriya gumanitarnyh nauk. (2). 15-25.
Burov V.Yu., Burova L.A., Gonin V.N. (2014). Tax evasion as a factor in reducing the economic security of small businesses Chita: Izdatelstvo ZabGU.
Bykov S.S., Frosher G. (2016). Anti-avoidance rules in russian and german tax law: the comparison of collision resolution practices. Journal of Tax Reform. 2 (1). 59-84. doi: 10.15826/jtr.2016.2.1.017.
Carpenter David (2020). Henry III. The Rise to Power and Personal Rule 1207-1258 New Haven/London: Yale University Press.
Christ Matthew R. (2006). The Bad Citizen in Classical Athens Cambridge: Cambridge University Press.
Clarysse Willy, Dorothy J. Thompson (2006). Counting the People in Hellenistic Egypt Cambridge: Cambridge University Press.
Comm Comm Francisco (2003). La Hacienda publica en el Franquismo autarquico, 1940-1959 Barcelona: Critica.
Davies John K. (1981). Wealth and the Power of Wealth in Classical Athens New York: Arno Press.
Ekundare R.Olufemi (1973). Economic History of Nigeria: 1860-1960 London: Methuen and Co.
Elinskiy A.V. (2007). The history of the development of criminal law measures to combat tax evasion in Germany: late 18th and mid 20th century. Nalogi i finansovoe pravo. (8). 366-375.
Ermakova E.A. (2015). Tax control in the system to counter tax evasion. Bulletin of the Saratov State Law Academy. (2(103)). 231-236.
Ermakova E.A., Yakunina A.V., Yakunin S.V., Semernina Yu.V. (2023). Assessment of the effectiveness of on-site tax control in Russia. “Science Review: Theory and Practice”. 13 (4(98)). 558-568. doi: 10.35679/2226-0226-2023-13-4-558-568.
Evstigneev E.N., Viktorova N.G. (2018). Future of the Russian tax system. Izvestiya of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. (2(86)). 5-15. doi: 10.24866/2311-2271/2018-2/5-15.
Fedotov D.Yu. (2012). Historical background of tax avoidance in business environment. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava). (6). 4.
Franzen Wolfgang (2019). Tax Culture in Classical Athens Journal of Ancient Civilizations. 34 (2). 273-288.
Kireenko A.P., Kazazaeva N.G. (2012). Role of tax control in anti-avoidance activity: historical aspect. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava). (6). 3.
Kireeva E.F., Vankevich Ya.V. (2019). Main directions of development of electronic services of the tax authorities of the Republic of Belarus. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. (14). 79-84.
Klyuchevskiy V.O. (2006). Russian History M.: Izd-vo Eksmo.
Lazhentsev V.N., Chuzhmarova S.I., Chuzhmarov A.I. (2020). Tax administration in the forest management system and its influence on the budgets of northern territories. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 13 (1). 125-143. doi: 10.15838/esc.2020.1.67.7.
Mayburov I.A., Aliev N.K.O., Artemenko D.A., Bagautdinova I.V., Belik I.S., Belozerov S.A., Vylkova E.S. i dr. (2024). Mechanisms and effects of preferential taxation of legal entities M.: YuNITI-DANA.
Mayburov I.A., Kireenko A.P. i dr. (2022). Tax evasion. Problems and solutions Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu "Izdatelstvo «Yuniti-Dana».
Muivah Yaruipam (2020). Tax Evasion and Avoidance by the Hill People in the North-East Frontier of India in the Early Colonial Period. 1880-1913 St. Ingbert: Rohrig Universitatsverlag.
Ozbek Nadir (2008). Policing the Countryside: Gendarmes of the Late-nineteenth-century Ottoman Empire (1876-1908) International Journal of Middle East Studies. 40 (1). 47-67. doi: 10.1017/S0020743807080087.
Palerait Michael (2000). The Four Ends of the Greek Hyperinflation of 1941-1946 Copenhagen: Museum Tusculanum Press.
Petrick-Rump Barbara (1996). Okonomische Wirkungen von Steueramnestien. Untersuchung konkreter Erfahrungen ausgewahlter Lander mit dem Einsatz von Steueramnestien anhand eines effizienten Steueramnestieprogramms Frankfurt am Main: Peter Lang.
Pogrebinskiy A.P. (1968). State finances of Tsarist Russia in the Era of imperialism M.: Finansy.
Pugachev A.A. (2024). Assessment of the behavioral reaction of personal income tax evasion in russia based on analysis of macroeconomic indicators. Journal of Applied Economic Research. 23 (4). 951-978. doi: 10.15826/vestnik.2024.23.4.038.
Puviani Amilcare (1903). Teoria Della Illusione Finanziaria. Biblioteca di scienze sociali e politiche Milano u.a.: Sandron.
Rohde Dorothea (2012). “Burgerpflicht und Gleichheitsideal. „Besteuerung “und Ihre Diskursiven Grundlagen in Sparta und Athen.” In Ordnungsrahmen antiker Okonomien: Ordnungskonzepte und Steuerungsmechanismen antiker Wirtschaftssysteme im Vergleich Wiesbaden: Harrassowitz.
Sanchez Santiro Ernest La mirada fiscal sobre el comercio interno: las alcabalas novohispanas. In La fiscalidad novohispana en el imperio espanol. Conceptualizaciones, proyectos y contradiccionesHistoricas.unam.mx. Retrieved from https://historicas.unam.mx/publicaciones/publicadigital/libros/fiscalidad_novohispana/04_06_mirada%20fiscal.pdf
Schumpeter Joseph. (1918). Die Krise des Steuerstaats. Zeitfragen aus dem Gebiete der Soziologie Graz. Leipzig: Leuschner Lubensky.
Scott Peter, James T.Walker (2020). The Comfortable, the Rich, and the SuperRich. What Really Happened to Top British Incomes During the First Half of the Twentieth Century? The Journal of Economic History. 80 (1). 38-68.
Short Brian (1997). Land and Society in Edwardian Britain. Cambridge Studies in Historical Geography Cambridge: Cambridge University Press.
Slemrod Joel (2008). Tax Compliance and Tax Evasion. In The New Palgrave Dictionary of Economics Online New York, NY [u.a.]: Palgrave Macmillan.
Slepneva L.R., Dondokova E.B., Kaurova O.A. (2022). Ways to reduce tax evasion in the regional agricultural sector (on the example of the republic of buryatia). Shadow Economy. 6 (4). 197-214. doi: 10.18334/tek.6.4.116941.
Slepnyova L.R. (2023). Marxism after marx: on property inequality and tax regulation. Bulletin of the Buryat State University. Economics and management. (2). 145-151. doi: 10.18101/2304-4446-2023-2-145-151.
Sokolov A.A. (1928). Tax theory M.: Finansovoe izdatelstvo NKF SSSR.
Steinmo Sven (2018). The Leap of Faith. The Fiscal Foundations of Successful Government in Europe and America Oxford: Oxford University Press.
Steinmo Sven, John D’Attoma (2022). Willing to Pay? A Reasonable Choice Approach Oxford: Oxford University Press.
Vylkova E.S. (2020). Support of economic entities by tax ways and methods in foreign countries and the Russian Federation in the conditions of coronavirus. Bulletin of Transbaikal State University. 26 (5). 54-64. doi: 10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64.
Vylkova E.S. (2020). Tax policy tools for dealing with the consequences of emergencies. Economy. Taxes. Law. 13 (3). 136-143. doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-136-143.
Vylkova E.S., Kiseleva E.A. (2016). Leveling the imbalance of interests of participants in tax management when it is implemented at the level of a commercial organization SPb.: KultInformPress.
Страница обновлена: 19.06.2025 в 15:44:29