Цифровая трансформация в индустриализации стран Западной Африки: возможности, вызовы и перспективы в эпоху цифровой экономики
Алассан С.М.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Скачать PDF | Загрузок: 36
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68014853
Аннотация:
Западноафриканские страны находятся в положении критического отставания от мировой цифровизации.Зависимость экономики от природных ресурсов не позволила странам Западной Африки своевременно вступить на путь цифровой трансформации и перейти к более стабильному рынку капиталов. Цифровая трансформация Западноафриканских странможет стать средством, которое способствует преодолениюпроблем, связанных с недостаточной индустриализацией, слабой экономикой, безработицей и недоступностью образования.Республика Бенинобладает потенциалом для развития экономикина том основании, что в ближайшие годы прогнозируется прирост населения, приоритетной задачей государства является создание высокоскоростного интернета на всей территории страны.Это делает Республику Бенин перспективной для проведения цифровой трансформации.В статье дана характеристика индустриализации стран Западной Африки, рассмотрены их актуальные особенности цифровой трансформации, проведен анализ цифровой трансформации Республики Бенин, предложена концепция цифровой индустриализации Республики Бенин. Статья рекомендована для экспертов в области международной экономики, специализирующихся на странах Западной Африки, для международных благотворительных организаций, заинтересованных в помощи Западноафриканским странам
Ключевые слова: цифроваятрансформация, индустриализация, страныЗападнойАфрики, РеспубликаБенин, цифроваяэкономика
Введение.
В ноябре 2023 года Всемирный банк (The World Bank) США передал странам Западной Африки 266,5 миллионов долларов на развитие цифровых технологий. Программа цифровой трансформации, одобренная Всемирным банком, направлена на сокращение технологического разрыва между странами Западной Африки и мировым сообществом, на преодоление бедности, на создание новых рабочих мест и на обеспечение доступности цифровых услуг для населения [1].
Цифровая трансформация в странах Африки имеет решающее значение, поскольку наличие современных цифровых технологий оказывает положительное влияние не только на организации области информационных технологий (ИТ), а также на все сферы производственной деятельности. В широком смысле цифровая трансформация формирует глобальные рыночные перспективы африканского континента, наряду с этим Африка обладает ограниченными возможностями в отношении экономики, политики и общества, что делает затруднительным долгосрочные капиталовложения в наукоемкие технологии. Особенностью индустриального развития Западной Африки является локальное функционирование ее предприятий, подразумевается, что организации в подавляющем большинстве осуществляют деятельность и обслуживают потребности какого-то конкретного региона и не масштабируют свой бизнес в территориальном значении. Данные реалии обусловлены отсутствием масштабного распространения цифровых технологий, а также нежеланием местного населения осваивать и использовать цифровые инновации, особенно это касается сельских жителей [2, с. 249, 250].
Экономические особенности Африки стали предметом изучения российских ученых: С. В. Ефименко определил возможности развития технологии искусственного интеллекта на предприятиях Южно-Африканской Республики [3]; Е. В. Дробот, И. Н. Макаров, А. Л. Сапунцов рассмотрели проблемы цифровизации бизнеса в Африке, которые были усугублены пандемией коронавируса [4]; В. В. Павлов, А. Л. Сапунцов исследовали пути международного сотрудничества в сфере промышленности стран Африки со странами Азии и Россией [5]; А. Ю. Шарова выявила необходимость наращивания электрификации в регионах стран Африки для развития рынков электроэнергии [6]; А. Л. Сапунцов предлагает использовать институциональный подход и цифровизацию в странах Африки для организации контроля в отношении иностранных инвесторов [7]; Д. В. Фогель анализирует привлечение иностранных инвестиций в страны Африки для развития транспортного сектора, а также перспективы российско-африканских инвестиционных отношений [8; 9].
Аспекты индустриализации Западной Африки были исследованы учеными: M. Asiedu, E. N. Yeboah, D. O. Boakye провели научную работу, доказывающую влияние зависимости от добычи природных ресурсов на экономическую стабильность [10]; M. Lebrand, M. Sylvie определили воздействие развития инфраструктуры на сокращение расходов предприятий [11]. O. Adeniyi, P. I. Ajayi, A. A. Adedeji проанализировали соотношение уровня жизни населения со степенью распространения образования и его качеством [12]. Аспекты цифровой трансформации Западноафриканских стран были проанализированы исследователями: I. N. Yakubu, A. Bunyaminu установили, как финансовая инклюзия оказывает положительное действие на экономический рост [13]; C. Johnson, H. Bester, P. J. v. Vuuren [и др.] определили, что присутствует существенный разрыв между странами Западной Африки и странами Восточной и Южной Африки в отношении развития электронной коммерции [14]; C. Rodríguez-Castelán, R. G. Ochoa, S. Lach [и др.] исследовали состояние мобильного интернета на территориях в Западноафриканских стран [15].
Научным пробелом является недостаточная изученность цифровой трансформации стран Западной Африки с точки зрения интеграции в индустриальную среду.
Цель работы заключается в определении уровня цифровизации и индустриализации стран Западноафриканских стран, анализе цифровой экономики Республики Бенин, установлении возможностей цифровизации в индустриализации Республики Бенин.
Научную новизну составляют актуализация оценки эффективности внедрения цифровых технологий в странах Западной Африки, разработка концепции цифровой индустриализации Республики Бенин.
Авторская гипотеза подразумевает, что Западноафриканские страны, в том числе Республика Бенин обладают перспективами и возможностями для скорого перехода к цифровой экономике.
Метод исследования цифровой индустриализации Республики Бенин построен на анализе современного состояния индустриализации и цифровой экономике стран Западной Африки с опорой на прогнозирование будущего развития Республики Бенин.
1. Особенности индустриализации в Западной Африке.
Страны Западной Африки обладают богатыми природными ресурсами – нефтью, газом, лесом, углем, золотом и т. п., однако, добыча природных ресурсов не приносит странам экономический рост. Преобладающая часть населения находятся за чертой бедности, испытывает негативное влияние экологического загрязнения от добывающих производств. Исследование M. Asiedu [и др.], проведенное среди 15 стран Западной Африки на основе базы данных World Development Indicators с 1996 по 2017 годы показало, что зависимость экономики от добычи природных ресурсов имеет больше негативных последствий, чем позитивных. К негативным последствиям относятся: деградация окружающей среды, и, как следствие, ухудшение здоровья жителей особенно в горнодобывающих районах, невозможность заниматься сельским хозяйством для местного населения; неграмотное обращение с ресурсами, приводящее к потере капитала, сдача в аренду природных ресурсов иностранным корпорациям за низкий процент, незаинтересованность правительства в области развития недропользования, отсутствие контроля в исполнении законодательства, которое приводит к нелегальной добыче полезных ископаемых и экологическим катастрофам [10].
Странам Западной Африки необходимо освободиться от зависимости от доходов, связанных с добычей природных ресурсов, минимизировать влияние зарубежных компаний. Цифровая трансформация может стать импульсом для перехода к устойчивому рынку, таким образом повысив инвестиционную привлекательность африканского континента и качество жизни населения.
Эффективному развитию индустриализации Западной Африки препятствует нестабильная и неорганизованная инфраструктура, которая демонстрирует перебои в предоставлении электроэнергии, непостоянство систем связи, сбои в логистических цепях поставок, отсутствие жилищных условий и распространение антисанитарии, вызванное недостатком водных ресурсов. Согласно количественной оценке 16 стран Западной Африки, рассчитанной M. Lebrand, M. Sylvie, выполненной по местоположениям, в которые входят параметры географического расположения, земельных ресурсов, производительности и удобства использования. Было установлено, что модернизация дорожных коридоров способствует сокращению транспортных и торговых расходов предприятия, благодаря чему оплата труда рабочих может быть увеличена [11].
Модернизации дорожных коридоров возможно достигнуть средствами упрощения таможенных процедур, строительством качественных дорог, обеспечением стабильной подачи электроэнергии и внедрением современных цифровых технологий. Страны Западной Африки не должны догонять развитые страны в создании инфраструктуры, они обладают возможностью сразу построить высокотехнологичную инфраструктуру, основываясь на предыдущем опыте стран, прошедших этот этап.
Проблемой индустриализации стран Западной Африки является недоступность образования для населения и низкий уровень качества образования из-за которых существует недостаток квалифицированных специалистов, способных реализовать сложные технические проекты на производстве и в ИТ-сфере.
O. Adeniyi [и др.] провели исследование влияния количества образовательных учреждений на уровень жизни населения с 1990 по 2017 годы в Бенине, Буркина-Фасо, Гамбии, Гане, Нигере, Нигерии, Сенегале и Того. Результаты исследования показали положительную взаимосвязь между увеличением числа людей, получившим среднее образование, и инклюзивным ростом. В то же самое время подтвердилось утверждение, что качество образования играет более важную роль в повышении уровня жизни, поскольку эффективное образование дает возможность для продолжения обучения в высших учебных заведениях. Поэтому с одной стороны начальное и среднее образование должно предоставляться на бесплатной основе, для максимального охвата просвещения населения, с другой стороны необходимо подготавливать квалифицированные кадры для преподавательского состава для обучения начальной и средней школе [12]. При этом с развитием цифровых технологий в странах Западной Африки появится возможность получить онлайн-образование.
2. Современное состояние цифровой трансформации в Западной Африке.
Финансовые технологии активно внедряются в странах Экономического сообщества западноафриканских государств (ECOWAS). В настоящее время удалось достигнуть значительного прогресса в финансовой инклюзии за счет использования мобильных приложений. Благодаря чему получилось упростить процедуру открытия счетов, нивелировать географические барьеры в выполнении финансовых операций между странами, в том числе финансовые услуги стали доступными для сельских жителей стран Западной Африки. I. N. Yakubu, A. Bunyaminu проанализировали влияние финансовой инклюзии на экономический рост Западноафриканских государств, в результате которого было выявлено, что интеграция цифровых технологий, открытость финансовых данных в отношении иностранных инвестиций и открытость финансовых данных для бизнес-процессов положительно влияет на рост экономики. Инфляция при этом оказывает негативное действие на экономику ECOWAS [13].
По данным на 2020 год в Африке происходило возникновение большого количества различных цифровых платформ по предоставлению услуг для населения. Цифровые платформы стали эффективным инструментом для бизнеса, они помогли составить аналитику данных спроса и предложения товаров и услуг. Благодаря развитию цифровых платформ появились новые рабочие места и полезные услуги. Использование цифровых платформ способствовало получению обратной связи от потребителей и налаживанию клиентоориентированности, финансовому успеху предприятий. Исследование, проведенное C. Johnson, показало, что количество цифровых платформ в Западной Африки за 2019 год увеличилось на 37%, что является довольно низким показателем по сравнению с Восточной Африкой – 58% и Южной Африкой – 52%. Недостаточное развитие цифровых платформ в Западной Африке объясняется наличием запретов со стороны правительства в отношении торговой деятельности [14]. Поэтому для развития цифровых платформ и дальнейшего экономического роста Североафриканским государствам следует пересмотреть свои решения в области введения ограничений.
Внедрение цифровых технологий заключает в себе получение различных выгод, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием электронной коммерции, финансовой сферы, предоставлением услуг, онлайн образованием, однако, все эти преимущество невозможно реализовать без присутствия интернета. В странах Западной Африки наибольшее распространение получил мобильный широкополосный интернет, исследованию которого была посвящена научная работа C. Rodríguez-Castelán [и др.]. По состоянию на 2021 год стоимость мобильного интернета в Западной Африке оставалась достаточно высокой, что являлось причиной ограничений для массового использования мобильного интерната в повседневных целях, зона покрытия интернетом определялась как 3G. Между группами населения Западноафриканских стран прослеживается цифровое неравенство, о чем свидетельствуют различия в доступности интернета для городских и сельских жителей, при этом для сельских жителей интернет практически не доступен. На пути к широкому распространению интернета стоят преграды, выражающиеся в отсутствии цифровой грамотности среди населения, в монополизме операторов, предоставляющих услуги мобильного интернета [15].
Цифровизацию Западной Африки невозможно представить без высококвалифицированных специалистов в области ИТ, проблему нехватки кадров в цифровой отрасли может решить создание онлайн-программ подготовки программистов, инженеров, математиков ведущими университетами Африки. Онлайн обучение позволит подготовить требующихся специалистов, которые смогут на местах осуществить необходимые действия для цифровой трансформации конкретных населенных пунктов [16].
Цифровая трансформация в странах Африки затронула сферу государственных услуг, что нашло благоприятное отражение в бизнес-среде. Вследствие цифровых изменений взаимодействие с государственными властями упростилось как для частных лиц, так и для компаний. Появились стартапы технической направленности, в том числе оказывающие ИТ-услуги производственному сектору. Электронная коммерция позволила преодолеть географические барьеры, выйти на международный уровень, развитие получили технологии на местном уровне [17].
3. Цифровизация Республики Бенин.
В Республике Бенин демографический рост и урбанизация будут одними из самых быстрых в ближайшие годы. В 2019 году население Республики Бенин составило 11 801 тысяч человек, в 2050 году прогнозируется рост населения до 24 280 тысяч человек. Причины демографического роста обусловлены увеличением продолжительности жизни и сохранением высокого уровня рождаемости.
Увеличение роста населения должно привести к экономическому развитию страны, поэтому правительство Бенина в обозримом будущем планирует масштабную цифровизацию, в рамках которой предполагается проведение высокоскоростного интернета. По данным на 2020 год уровень распространения интернета в стране составляет 60%. Количество новых ИТ-стартапов, появившихся в 2020 году в Бенине, насчитывает 8, при этом Sèmè City является наиболее развитой экосистемой цифровых инноваций страны, альтернативное название организации «умный город». В 2017 году доля взрослого населения, имеющая цифровой счет в банке, составляла 30%, в 2014 году данный показатель был 10%.
В Бенине разработана государственная программа цифровой трансформации, реализуемая с 2016 по 2021 годы за которую отвечает Министерство цифровых технологий и цифровизации, целями программы являются развитие инфраструктуры, экономики, совершенствование управления и устойчивое развитие. Согласно статистике использования интернета в Бенине на 2021 год 31% пользователей – использует интернетом через компьютер, 88% - использует мобильный интернет; 10% - общается в социальных сетях через компьютер, 99% пользователей – через смартфон. Использование интернета в Бенине является дорогим, стоимость одного гигабайта мобильного интернета равняется 6 долларам США. Согласно Оценочной карте инклюзивной цифровой экономики (IDES), которая была разработана Фондом капитального развития ООН (UNCDF), экономика Бенина неразвита. Существует проблема, связанная с эмиграцией квалифицированных специалистов из Бенина в более развитые страны [18]. Государство Республики Бенин проявляет интерес и инициативу в области цифровой трансформации страны, тем не менее остро встает потребность в финансировании и подготовке кадров для реализации цифровой трансформации.
4. Концепция цифровой индустриализации Республики Бенин.
Цифровая трансформация Республики Бенин в рамках индустриализации может быть рассмотрена в разрезе следующих цифровых технологи, направленных на повышение качества производства. Цифровизация состоит из оптимизации рабочих процессов путем использования автоматизации, а также применения искусственного интеллекта для принятия управленческих решений.
В первоначальную задачу цифровой трансформации входит обеспечение стабильного высокоскоростного интернет-соединения во всех зонах покрытия производственного предприятия. Далее необходимо выстроить наиболее эффективную и удобную информационную инфраструктуру с учетом действующих бизнес-процессов в организации, отвечающую требованиям информационной безопасности. Правильно разработанная информационная инфраструктура позволит не только использовать инновационные цифровые технологии, а также создать результативную систему взаимодействия между сотрудниками одного предприятия. На рисунке 1 представлена концепция цифровой трансформации, которая всесторонне отображает интеграцию современных технологий, используемых на предприятии.
Рисунок 1. Концепция цифровой индустриализации Республики Бенин «Составлено автором».
Заключение.
Индустриализация в странах Западной Африки обладает следующими сдерживающими факторами. Правительство незаинтересованно в модернизации собственных производств, поскольку для государства проще получать прибыль от аренды ресурсов, что негативно сказывается на росте экономике и приводит к бедности населения. Неразвитая инфраструктура и сложности в таможенных процедурах препятствуют торговым отношениям, поэтому производства зачастую носят локальный характер. Недостаточное количество квалифицированных специалистов приводит к стагнации производственных процессов.
Цифровая трансформация в Западноафриканских странах находится на стадии развития, поскольку интернет не распространен на всей территории Западной Африки, интернет имеет высокую стоимость, развитыми можно назвать только финансовые цифровые технологии, развитие других секторов осложнено отсутствием квалифицированных специалистов ИТ-сферы.
Республика Бенин является перспективной страной для реализации цифровой трансформации за счет роста населения и заинтересованности правительства, однако, существуют препятствия, которые могут затруднить процесс цифровизации, которые заключаются в слабой экономике и миграции квалифицированного населения в развитые страны. Представленная концепция цифровой индустриализации поможет Республики Бенин достичь высокого уровня инноваций и улучшит качество производства.
Источники:
2. Combrink H. M. Business Opportunities, Start-Ups, and Digital Transformation in Africa. - Berlin: LIT VerlagMünster, 2023. – 614 p.
3. Ефименко С.В. Использование искусственного интеллекта в прогнозировании эффективности функционирования многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 837-852.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351-378.
5. Павлов В. В., Сапунцов А. Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120.
6. Шарова А. Ю. Электроэнергетические рынки Африки: современное состояние и проблемы развития // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1157-1174.
7. Сапунцов А. Л. Основы институционального подхода к регулированию деятельности иностранных инвесторов в странах Африки // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 747-760.
8. Фогель Д. В. Улучшение состояния транспортной инфраструктуры Африки как фактор стимулирования деятельности иностранных инвесторов // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 589-603.
9. Фогель Д. В. Инвестиционная деятельность российских компаний на рынке стран Африки в условиях улучшения институциональной среды // Экономические отношения. – 2018. – № 2. – c. 217-232.
10. Asiedu M., Yeboah E. N., Boakye D. O. Natural Resources and the Economic Growth of West Africa Economies. ResearchGate: researchgate.net–2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/349119449_Natural_Resources_and_the_Economic_Growth_of_West_Africa_Economies (дата обращения: 26.12.2023).
11. Lebrand M., Sylvie M. Corridors without Borders in West Africa (English). Policy Research working paper,no. WPS 9855 Washington, D.C.: World Bank Group. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/585581637328017410/Corridors-without-Borders-in-West-Africa (дата обращения: 26.12.2023).
12. Adeniyi O., Ajayi P. I., Adedeji A. A. Education and inclusive growth in West Africa. Emerald. [Электронный ресурс]. URL: www.emerald.com–2020. –URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JED-04-2020-0036/full/html (дата обращения: 26.12.2023).
13. Yakubu I. N., Bunyaminu A. Financial Inclusion and Economic Growth in West Africa: The Moderating Effect of Financial Openness. ResearchGate [сайт]: researchgate.net – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/349426686_Financial_Inclusion_and_Economic_Growth_in_West_Africa_The_Moderating_Effect_of_Financial_Openness (дата обращения: 26.12.2023).
14. Johnson C., Bester H., Vuuren P. J. v., Dunn M. Africa's digital platforms: overview of emerging trends in the market. ResearchGate [сайт]: researchgate.net – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341940397_Africa\'s_digital_platforms_overview_of_emerging_trends_in_the_market (дата обращения: 26.12.2023).
15. Rodríguez-Castelán C., Ochoa R. G., Lach S., Masaki T. Mobile Internet Adoption in West Africa. IZA World of Labor[сайт]:iza.org – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp14151.pdf (дата обращения: 26.12.2023).
16. Ekejiuba C. The State of Digital Education in Africa. ResearchGate [сайт]: researchgate.net – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/375083382_The_State_of_Digital_Education_in_Africa (дата обращения: 26.12.2023).
17. PortionU. C., Nwosu I., Chidimma, Nwokike C. E. Digital Transformation of Public Services and Its Influence on the Business Landscape in African States. ResearchGate [сайт]: researchgate.net – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/373871499_Digital_Transformation_of_Public_Services_and_Its_Influence_on_the_Business_Landscape_in_African_States (дата обращения: 26.12.2023).
18. Chenal J., Ciriminna C., Jaligot R., Ginisty K., Rudaz F. L'utilisation du numériquedans le contexte des villes de l'Afrique de l'Ouest. ÉcolePolytechniqueFédérale de Lausanne[сайт]: infoscience.epfl.ch – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://infoscience.epfl.ch/record/288905 (дата обращения: 26.12.2023).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:57:37