Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (11), Ноябрь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591954
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Известно, что собственность является категорией, определяющей основу системы хозяйственных отношений. В настоящее время приоритетным становится анализ роли и механизмов защиты собственности на продукты интеллектуального труда, поскольку именно интеллектуальная собственность, закрепленная законодательно, позволяет получать добавленную стоимость дополнительную прибыль, а также завоевывать новые рынки и укреплять конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Наибольшую ценность как для государства в целом, так и для отдельной фирмы сегодня представляет творческий (креативный) труд, а, следовательно, формирование условий для его эффективной организации.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, защита интеллектуальной собственности, креативный труд
Известно, что собственность является категорией, определяющей основу системы хозяйственных отношений. В настоящее время приоритетным становится анализ роли и механизмов защиты собственности на продукты интеллектуального труда, поскольку именно интеллектуальная собственность, закрепленная законодательно, позволяет получать добавленную стоимость дополнительную прибыль, а также завоевывать новые рынки и укреплять конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Наибольшую ценность как для государства в целом, так и для отдельной фирмы сегодня представляет творческий (креативный) труд, а, следовательно, формирование условий для его эффективной организации.
О. Шпенглер пишет: «После изобретения паровой машины вся мировая экономика представляет собой творение очень небольшого числа выдающихся умов, без высокоценного труда которых ничего прочего просто не было бы. Однако, их отдача – это творческое мышление, а не «количество», и его денежный эквивалент выражается, таким образом, не в некотором числе дензнаков, но это и есть деньги, а именно фаустовские деньги, которые не чеканятся, а мыслятся в качестве центров действия, будучи базированными на жизни, внутренний ранг которой возвышает мысли до значения фактов. Мышление деньгами порождает деньги: вот в чем тайна мировой экономики» [1]. Это высказывание О. Шпенглера, с нашей точки зрения, чрезвычайно точно отражает значение творческого труда и создаваемых им активов.
Новые знания продуцируются и распространяются неравномерно. Скорость этого процесса и степень его эффективности зависят от создаваемых условий со стороны государства и политики отдельных хозяйствующих субъектов, от восприятия творческого труда и отношения к его результатам.
В российских условиях, когда требуется за счет активизации инновационных процессов восстановить конкурентоспособность экономики, развитие инноваций является стратегической необходимостью государственной политики. По выражению академика РАН Н.П. Федоренко, «научно-технический потенциал (НП) – это самая сложная и, возможно, сегодня самая мощная составляющая национального богатства России, по своей критической массе и вероятному прорыву в будущее превосходящая все, вместе взятые, другие его составляющие. Высшей субстанцией этой составляющей является ее интеллектуальный характер. Уникальность ее заключается в неповторимости и, следовательно, невоспроизводимости» [2]. Для России интеллектуальная составляющая развития может и должна сыграть свою позитивную роль в экономическом росте и конкурентоспособном позиционировании.
Инновациям и их роли в экономическом росте посвящены исследования международных организаций, например, Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3], труды ряда зарубежных ученых и университетских научных центров [4].
Определяющую, с точки зрения конечной эффективности процесса, роль в становлении интеллектуального капитала играет долговременная научно-промышленная политика государства, институциональное оформление и совершенствование законодательной базы в области интеллектуальной собственности. Это особенно четко проявляется через процедуру патентования и охраны авторского права. Мировой опыт говорит о том, что государство должно участвовать в финансировании науки и новых технологий.
Во Франции наука и новые технологии являются важнейшим приоритетом государственной политики, в Великобритании поддержка сферы науки и инноваций рассматривается как главное условие развития экономики знаний. В США инновационные приоритеты государства отражаются в ряде программ, среди которых исследования и технологии, направленные на повышение качества образования; проекты, ориентированные на понимание живой материи, исследования в области сетевой и информационной технологии и нанотехнологии.
Для Японии определение инновационных приоритетов является частью процесса планирования базовой концепции развития научно-технологической сферы страны. Японское государство активно поддерживает инвестиции в человека, развитие образования и науки. Результатами является увеличение продолжительности жизни граждан этой страны, научные разработки и их успешное применение в различных областях хозяйства.
Так, например, в Японии создана самая прочная в мире нить зайлон, которую получают «примешивая полимер под названием ПБО (парафениленбензобисоксазол) при принудительном пропускании через прядильную машину» [5]. Японские технологии показывают высокую эффективность практического применения, а главное, – они направлены на всестороннее развитие человека.
В России за период радикальных реформ произошло резкое снижение изобретательской активности. Например, «в 1990г. было подано более 79 тыс. заявок, в 1991 – свыше 77 тыс., в 1992г. – более 33 тыс.» [6]. По данным статистики Российской Федерации за 2006г., в 2004г. было подано заявок на изобретения 22985, на полезные модели – 8648, выдано охранных документов на изобретения 19123, на полезные модели – 8230.
Лидерами среди Федеральных округов Российской Федерации по поступлению патентных заявок являются Центральный ФО – 9885 заявок на изобретения и 3553 – на полезные модели, в том числе, город Москва – 5640 заявок на изобретения и 2123 – на полезные модели. Кроме того, Приволжский ФО – 4140 и 1922 заявок, Северо-Западный ФО – 2359 и 1026 заявок, Сибирский ФО – 2316 и 788 заявок [7]. Цифры говорят о существенном снижении поступления заявок к уровню 1990г. Это только одна сторона инновационного развития, но она является очень точным индикатором востребованности творческого труда в стране. Затем последовали массовых отток кадров из сферы образования и науки, перепрофилирование и закрытие ряда институтов, ликвидация научных школ.
Однако, по данным Центра исследования и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки и РАН, за период 1996 – 2004 гг. не произошло существенных изменений в численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Например, в 1996 г. 990743 чел., 1998 г. – 855190, 2000 г. – 887729, 2002 г. – 870878, 2004 г. – 839338 чел. Количество заявок снизилось более чем в 2,5 раза, а численность исследователей – только на 15%. Видимо, происходит падение эффективности труда оставшегося персонала.
Наибольшее снижение численности персонала, занятого исследованиями, произошло в Центральном федеральном округе – с 495322 чел. в 1996 г. до 420375 чел. в 2004 г. В Южном федеральном округе – 46445 чел. (1996 г.) и 35502 чел. (2004 г.), Северо-Западном – 147638 (1996 г.) и 107928 (2004 г.), Приволжском – 165525 и 146150, Южном – 46445 и 35502, Сибирском – 71328 и 62494 чел. Одновременно в ряде округов произошел рост численности персонала, занятого исследованиями и разработками. К таким округам относятся Дальневосточный ФО – 13366 и 14673, Уральский ФО – 51119 и 52216 чел. В городе Москве произошел весьма существенный отток кадров из сферы разработок. Если в 1996г. в этой сфере хозяйства города было занято 318365 чел., то в 2004г. – только 258267.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в Российской Федерации за период 1994 – 2003 гг. возросли в 32,26 раза с 4996,9 млн. руб. до 161202,7 млн. руб.
При этом затраты на НИОКР в государственном секторе составили 1371,9 млн. руб. в 1994 г. и 39834,2 млн. руб. в 2003 г., а в предпринимательском секторе российского хозяйства увеличились с 3323,6 до 110863,7 млн. руб. [8]. Виден неравномерный рост расходов на НИОКР по секторам хозяйства, опережение предпринимательского сектора.
Рассмотрим, каким образом в настоящее время в нашей стране осуществляется научно-промышленная политика, как в законодательном смысле охраняется авторское право, что подразумевается под приоритетами государства в сфере науки.
Еще Законом «Об изобретениях в СССР» [9, ст.2, 3] регламентировано авторство на изобретение (ст.2) и его правовая охрана (ст.3). В частности говорится, что «автором изобретения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» (ст.2) и «право на изобретение охраняется государством и удостоверятся патентом» (ст.3).
В Российской Федерации принят «Патентный Закон» [10], регламентирующий отношения, «возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов» (ст.1). Патент «удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец» (ст.3 ч.1), «патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности» (ст.3 ч.3).
Кроме того, принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [11, ст.2], в котором научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как «деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач» (ст.2).
Государственная научно-техническая политика определяется данным Законом как «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники» (ст.2).
Указом Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» [12, п.1] установлены приоритеты государства в области науки.
В качестве приоритетов названы направления, обеспечивающие: «сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий; государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей» (п.1). Целью проводимой сегодня в России государственной политики является создание «условий для сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования».
Окончание следует
Источники:
2. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. – с. 89.
3. A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth (Complete Edition). – Paris: Organization for Economic Co-operation and Development, 2006. – pp.1 – 89.
4. Prescott Edward C. Nobel Lecture: The Transformation of Macroeconomic Policy and Research // Journal of Political Economy. – The University of Chicago Press. – 2006. – April. – Volume 114. – Number 2. – pp. 203 – 235.
5. Хитоси М. Японские технологии создают самые прочные, самые большие … и самые маленькие изделия в мире // Ниппония. – 2002. – № 20. – с. 10.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авторского коллектива акад. В.Л. Макаров, д.э.н., проф. А.Е. Варшавский. – М.: Наука, 2004. – с. 295.
7. Наука Москвы: научно-инновационный комплекс города : Статистический сборник / Центр исследований проблем развития науки РАН. – М.: Наука. – Выпуск 4. – 2006. – 1.6. Результативность научной деятельности. – Т. 1.6.1. Поступления патентных заявок и выдача охранных документов по федеральным округам: 2004. – с. 57.
8. Научно-инновационный комплекс высшей школы России: Статистический сборник / Ред. колл. Л.Э. Миндели, А.К. Казанцев / Центр исследований проблем развития науки РАН. – М.: Наука, 2005. – 1.15. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по секторам деятельности. – с. 28.
9. Закон СССР № 2213-1 от 31.05.1991 г. «Об изобретениях в СССР».
10. Патентный закон Российской Федерации № 3517-1 от 23.09.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003 г. № 22–ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19–ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150–ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194–ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176–ФЗ). – ст. 1, 3 (ч. 1, 3).
11. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» №127–ФЗ от 23.08.1996г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998г. № 111–ФЗ, о т 17.12.1998 г. № 189–ФЗ, от 03.01.2000 г. № 41–ФЗ, от 29.12.2000 № 168–ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122–ФЗ, от 30.06.2005 г. № 76–ФЗ, от 31.12.2005 г. № 199–ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150–ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194–ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176–ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186–ФЗ).
12. Указ Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22.07.1998г. № 863.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 20:34:16