The renaissance of Russian-Mongolian scientific and technical cooperation in the context of ensuring technological sovereignty

Dorzhieva V.V.1, Dadabaeva Z.A.1
1 Институт экономики Российской академии наук

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80255413

Abstract:
The article analyzes the experience of Russian-Mongolian scientific and technical cooperation based on the study of regulatory documents, official information, analytical and statistical materials. The main goals and key areas of bilateral economic cooperation in the development of new technologies, science and education are highlighted. The problem areas that limit the opportunities of technological sovereignty and the expansion of the potential of bilateral relations between countries in the scientific and technical field in modern conditions are reflected. Russia and Mongolia are significantly lagging behind and heavily dependent on technologically advanced countries. Overcoming the technological dependence of the national economy is a priority for both countries, which is reflected in government policy. The revival of interest in scientific and technical cooperation is based on the rich history of bilateral economic cooperation and can be traced in strategic policy documents at both the international and national levels. Currently, cooperation is being implemented through joint research projects in various sectors of the economy, the creation of joint research centers and the launch of new scientific and educational programs. These programs are of interest to both countries, especially in the fields of nuclear energy, rare earth mining, high-tech industry, and the digital economy. The modern profiles of the scientific and technical potentials of Russia and Mongolia formed in the article on the basis of data from international and national statistical organizations clearly demonstrate in which direction bilateral cooperation can be continued for the effective development of the economies of both countries.

Keywords: Russian-Mongolian scientific and technical cooperation, technological sovereignty, scientific and technological development, scientific and technical potential, educational services export, Russia, Mongolia

JEL-classification: O30, O31, O33, D83



Введение

В условиях современной международной нестабильности и стремительных технологических изменений, расширение научно-технического сотрудничества между Россией и Монголией становится критически важным для обеспечения устойчивого развития и инновационного роста. Обе страны значительно отстают от технологических лидеров и нуждаются в повышении конкурентоспособности своих экономик на глобальном рынке. Процесс российско-монгольского сотрудничества в научно-технической сфере можно назвать своеобразным ренессансом, основанным на богатой истории взаимодействия и учитывающим современные геополитические реалии.

Анализ существующей научной литературы, проведенных исследований, стратегических нормативных документов и программ сотрудничества показывает, что российско-монгольское научно-техническое сотрудничество является важной и актуальной темой, но требующей дальнейшего углубления. Однако в современной российско-монгольской историографии недостаточно работ, которые освещают вопросы финансирования научных исследований и разработок, институциональные барьеры и другие причины недостаточной публикационной активности российских и монгольских ученых. Мало внимания, в статьях уделено анализу влияния проблем получения высшего образования монгольскими гражданами в России и российскими гражданами в Монголии на уровень инновационного потенциала и, следовательно, на социально-экономическое развитие стран в принципиально новых геополитических и геоэкономических условиях (замедление глобализации, геополитическая фрагментация, санкционные и торговые войны). Этот пробел и предлагают заполнить авторы статьи, чтобы подчеркнуть актуальность этих проблем и необходимость совместного решения обеими странами.

В этой связи целью данной статьи является анализ достигнутых результатов и оценка перспектив перезагрузки российско-монгольского экономического взаимодействия России и Монголии в научно-технической сфере. Для достижения поставленной цели авторы: провели анализ приоритетных направлений российско-монгольского научно-технического взаимодействия, закрепленных в соглашениях о сотрудничестве и других стратегических программных документах; сформировали на основе данных официальной статистики актуальные профили научно-технического потенциала России и Монголии, которые отражают уровень научно-технологического и инновационного развития обеих стран; выявили актуальные совместные проекты в сфере науки и высшего образования, способствующие достижению целей экономического сотрудничества в научно-технической сфере.

Генезис развития российско-монгольского экономического сотрудничества в научно-технической сфере

Имея глубокие исторические корни российско-монгольское научно-техническое сотрудничество прошло через несколько ключевых этапов, в рамках которых подписывались разные соглашения о намерениях и направлениях сотрудничества, а также принимались стратегические программные документы. Условно эти этапы можно разделить на: 1920-1990 гг. – советский период; 1991-1999 гг. – переходный период; 2000-н.вр. – период ренессанса (возрождения).

Советский период (1920-1990) российско-монгольских отношений, в основе которых лежали Соглашение между Правительством РСФСР и Народным Правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией (5.11.1921) и целый ряд других соглашений, заложивших правовые основы двусторонних отношений на долгие годы и сыгравших важную роль в экономическом и научно-техническом развитии Монголии. В целом этот период характеризовался интенсивным взаимодействием в различных и областях науки, активной поддержкой со стороны СССР научных и образовательных инициатив в Монголии, что способствовало становлению и развитию национальных научных кадров и инфраструктуры, а также значительными событиями в экономической сфере. В этот период в Монголии при поддержке СССР были созданы Ученый комитет (1921), переименованный в 1930 г. в Комитет наук и получивший в 1961 г. статус Монгольской академии наук, Монгольский государственный университет (1942) и сеть общеобразовательных учреждений. В экономической сфере одними из главных совместных российско-монгольских проектов стали создание автотранспортной компании «Монголтранс» (1929), крупного промышленного комбината легкой промышленности в г. Улан-Батор (1934), Улан-Баторской железной дороги (1949), медно-молибденового горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт» (1974) [14] (Orlova, 2021).

Практически все авторы [1, 7, 12, 19] (Aktamov, Grigorieva, 2022; Dzhagaeva, Eshchenko 2021; Mitin, 2014; Yusupova, 2022) едины во мнении, что основой для развития научных связей стала Российская Академия наук, выступив инициатором совместных исследований, обмена научными материалами, подготовки научных кадров и др.

В результате произошедших в России и Монголии радикальных политических и экономических изменений в конце 1980-х – начале 1990-х гг. начался переходный период (1991-1999) в развитии научно-технического сотрудничества, которое после распада СССР существенно ослабло и возобновилось только после 1993 г. Именно в этот период Монголия стала активно развивать научные связи с другими странами, в рамках которых большое место стала занимать международная безвозмездная помощь и сотрудничество с научными и образовательными организациями Китая, Японии, Южной Кореи, а также с европейскими странами и США. России пришлось восстанавливать научное сотрудничество с Монголией в конкуренции с более технологически развитыми странами. В этот период курирование вопросов, связанных с научно-техническим сотрудничеством и укреплением экономических и научных связей между двумя странами, было возложено на Межправительственную российско-монгольскую комиссию по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, созданную 12 июля 1993 г. в рамках нового Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве [1].

Большинство авторов [1-3, 5, 13, 16, 18, 19] (Aktamov, Grigorieva, 2022; Baatbar, 1996; Batbayar, 2006; Nyamdolzhin, 2018; Tungalag, 2014; Enkhtuvshin, 2016, Yusupova, 2022) солидарны в том, что восстановление российско-монгольских двусторонних отношений стало важным фактором возобновления научно-технического взаимодействия, включая обмен технологиями, научной информацией и взаимными консультациями. Особенностью российско-монгольских научных связей в рассматриваемый период стало более широкое развитие регионального аспекта, а, именно, взаимодействие между научными организациями Монголии и приграничных российских регионов Сибири и Дальнего Востока.

Этап ренессанса (2000-2024 гг.) в развитии российско-монгольских отношений в научно-технической сфере начался с момента визита президента Путина В.В. в Монголию в 2000-м г., когда был дан новый импульс российско-монгольским отношениям, а, соответственно, исследованиям ученых. Монголия вновь становится одним из важных международных стратегических партнеров России, и государство поощряет развитие научных связей. На современном этапе в российско-монгольских политических и экономических отношениях, по мнению исследователей монголоведов, окончательно ушла идеологическая составляющая, они строятся исключительно на национальных интересах. Контакты в научно-технической сфере являются интегральной частью международных отношений в целом [18] (Enkhtuvshin, 2016, С.9). Вместе с тем сильное влияние на научно-техническое сотрудничество оказало обнуление в 2016 г. Россией прежних связей в экономической сфере, когда Госкорпорацией «Ростех» была осуществлена сделка по продаже 49% доли в совместных горнодобывающих предприятиях «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет». В результате на данный момент одними из значимых российских активов, формирующим потенциал экономического влияния на Монголию, являются активы РЖД.

Ключевые аспекты российско-монгольского сотрудничества в области науки и образования сегодня определяются соглашениями и договорами между Российской академией наук и Академией наук Монголии [2], российскими и монгольскими научно-исследовательскими институтами, университетами, а также совместной грантовой программой Министерства образования, культуры и науки Монголии и Российского научного фонда. Важную роль в этом процессе также играют совместные проекты и программы, поддерживаемые государственными и частными структурами обеих стран и направленные на развитие передовых технологий и высокотехнологичных производств.

Однако, в экономической научной литературе в центре внимания исследований данного этапа в основном находятся торгово-экономические отношения и инвестиционное сотрудничество стран, сопоставление макроэкономических показателей, характеризующих общее состояние национальных экономических систем, проблемы управления (менеджмента), сырьевой характер внешней торговли стран. Так, к примеру, российские и монгольские исследователи отмечают чрезмерную сырьевую зависимость и отсутствие внешнеторговой диверсификации Монголии, а взаимодействие в научно-технической сфере затрагивают вскользь, либо внимание не уделяют [4, 8, 10, 15, 17] (Batsaikhan, 2023; Dorzhieva, 2024; Egorov, Belonogova, 2024; Samarukha V., Samarukha A., Dorzhieva, 2024; Shurubovich, Pylin, 2021).

В последние два года наблюдается возрождение на уровне правительств стран интереса к российско-монгольскому научно-техническому сотрудничеству в контексте обеспечения технологического суверенитета обеих стран. Для России, например, важным теоретическим базисом для понимания современных тенденций служит Концепция технологического развития России до 2030 года [3], определяющая стратегические направления достижения технологического суверенитета и приоритеты международного сотрудничества в данной сфере. Для Монголии – Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050» [4].

В качестве одного из ключевых направлений российско-монгольского экономического сотрудничества в научно-технической сфере являются создание совместных предприятий и реализация инвестиционных проектов в традиционных отраслях, предусматривающих разработку и внедрение передовых технологий Индустрии 4.0, среди которых можно отдельно выделить ядерные технологии, композитные материалы информационные технологии и применение возобновляемых источников энергии (Рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные отрасли российско-монгольского экономического сотрудничества России и Монголии

Figure 1. Priority sectors of Russian-Mongolian economic cooperation between Russia and Mongolia

Источник: составлено авторами по данным нормативно-правовых документов

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время российско-монгольское научно-техническое сотрудничество становится ключевым инструментом для решения общих задач и проблем, способствует расширению доступа к научной инфраструктуре обеих стран, повышению исследовательской репутации, усиливает инновационную ориентированность стран и, в конечном итоге, влияет на их дальнейший научно-технологический потенциал и его развитие.

Основные характеристики научно-технического потенциала: профили России и Монголии

В условиях технологической гонки за лидерство и поиска новых конкурентных преимуществ развитые и многие развивающиеся страны акцентируют свое внимание на укреплении научно-технического потенциала, повышении эффективности национальных инновационных систем, выработке государственной научно-технологической политики и соответствующих инструментов ее реализации [8, 9, 11] (Dorzhieva, 2022; Dorzhieva, 2024; Lenchuk, 2021). Россия и Монголия в научно-технологическом и инновационном аспекте серьезно уступают странам – технологическим лидерам. Так, например, в соответствии с последним отчетом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «Глобальный инновационный индекс 2023», доступным на момент написания этой статьи, в рейтинге GII-2023 [5].

- Россия заняла 51-е место, ухудшив свою позицию по сравнению с 2022 г. (47 место) и 2021 г. (45 место). Эксперты ВОИС отмечают, что в 2023 г. Россия добилась лучших результатов в инновационной деятельности, но показатели инновационных ресурсов все еще оставляют желать лучшего [6]. При этом наилучшие результаты страна по-прежнему показывает в области человеческого капитала и научных исследований.

- Монголия заняла 68-е место из 132 стран, улучшив свою позицию по сравнению с 2022 г. (71 место). Она, в отличие от России, признана самой быстроразвивающейся страной за последние десять лет. Монголия также занимает 13-е место в Восточной Азии и Океании [7]. В этом регионе тройку лидеров этого региона в области технологий и инноваций составляют Сингапур (5-е место в рейтинге GII-2023) [8], Южная Корея (10-е место) [9] и Китай (12-е место) [10].

Рассмотрим актуальные профили научно-технических потенциалов России и Монголии на основе данных международных и национальных статистических организаций.

Согласно информации Института статистики ЮНЕСКО [11], за 2016-2022 гг. по России ухудшились к 2023 г. все показатели, характеризующие уровень развития сферы исследований и разработок: доля затрат на НИОКР снизилась на 15,1 %: с 1,1 % ВВП в 2016 г. до 0,94 % в 2022 г.; численность исследователей на 1 миллион населения – на 8,9 %: с 2960 человек в 2016 г. до 2697 человек в 2022 г. В Монголии, несмотря на увеличение численности исследователей, также наблюдаются проблемы, связанные с недостаточным уровнем финансирования НИОКР, что ограничивает возможности для развития научных исследований и указывает на недостаточное внимание со стороны государства к финансированию исследований и разработок (Табл. 1).

Таблица 1

Показатели развития сектора исследований и разработок России и Монголии в 2016-2022 гг.

Table 1.

R&D Sector Development Indicators in Russia and Mongolia in 2016-2022

Страна
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Валовые внутренние расходы на НИОКР в процентах от ВВП
Россия
1,10
1,11
0,99
1,04
1,09
0,96
0,94
Монголия
0,18
0,13
0,10
0,09
0,13
0,10
0,09
Численность исследователей в эквиваленте на один миллион населения
Россия
2960,0
2825,5
2787,2
2749,5
2724,9
2675,6
2697,9
Монголия
н/д
н/д
н/д
н/д
332,2
680,3
533,6
Источник: составлено авторами по данным Института статистики ЮНЕСКО. https://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3684

Россия и Монголия значительно уступают странам-лидерам по патентной активности. Показательно, что на их долю стран, входящих в Топ-10, приходится 91,6 % от общего числа патентных заявок в мире (Рис.2).

Рисунок 2. Рейтинг ВОИС: Топ-10 стран мира по патентной активности, 2022

Figure 2. WIPO Ranking: Top 10 Countries in the World by Patent Activity, 2022

Источник: Отчет IP Facts and Figures // WIPO Statistics Database, March 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/en/ipfactsandfigures/patents (дата обращения: 19.11.2024).

Как видим на рис. 2 несмотря на то, что Россия заняла в 2022 г. десятое место в рейтинге Топ-10 стран, она значительно отстает от Китая (более чем в 60 раз), США (в 22 раза), Японии (в 10,8 раза) и Республики Корея (в 8,8 раза). Кроме этого, если посмотреть данный показатель в динамике, то в 2013-2022 гг. по России фиксируется значительное снижение патентной активности (рис. 3). В 2022 г. российские исследователи представили 26 924 заявки, что на 13,1% меньше, чем в предыдущем году, и на 26,1% меньше, чем в 2013 г.

Рисунок 3. Статистический профиль России по интеллектуальной собственности – патентные заявки, 2022

Figure 3. The Russian Federation’s Intellectual Property Statistical Country Profile – patent applications, 2022

Источник: Russian Federation: Intellectual property statistical country profile 2022 // WIPO statistics database, 12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/en/ru.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

Что касается Монголии, то в 2022 г. она практически достигла уровня 2013-2014 гг. (Рис. 4). При этом растет количество патентов, зарегистрированных за рубежом. Всего в 2022 г. монгольские исследователи подали 138 заявок на патенты, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем году. На протяжении многих лет по количеству зарегистрированных патентов в области промышленной техники и технологий лидирует Монгольский государственный университет науки и технологии: 145 патентов, 361 свидетельство об авторских правах и 10 товарных знаков [12]. Важно отметить, что ему также принадлежит большинство опубликованных статей в журналах, индексируемых в системе Scopus [5] (Bayarhu, 2015).

Рисунок 4. Статистический профиль Монголии по интеллектуальной собственности – патентные заявки, 2022

Figure 4. Mongolia Intellectual Property Statistical Country Profile – Patent Applications, 2022

Источник: Mongolia: Intellectual property statistical country profile 2022 // WIPO statistics database, 12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/en/mn.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

Однако, в Монголии рост количества исследователей и публикационной активности не привел к улучшению позиций страны в рейтинге SCImago Institutions Rankings. В 2023 г. Монголия заняла 115 место, опустившись с 113 позиции в 2019 г. Аналогичная ситуация по России, где также отмечается негативная тенденция по всем параметрам рейтинга SCImago Institutions Rankings: число публикаций ученых уменьшилось на 15,9 %, а в рейтинге 2023 г. страна переместилась с восьмого места в 2019 г. на двенадцатое (Табл. 2).

Таблица 2. Публикационная активность России и Монголии, 2019-2023 гг.

Table 2. Publication activity of the Russian Federation and Mongolia, 2019-2023

Страна
2019
2020
2021
2022
2023
Позиция в рейтинге мира (из 232)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 235)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Позиция в рейтинге мира (из 234)
Число публикаций в системе Scopus
Россия
8
127284
8
133884
8
135223
12
115902
12
107056
Монголия
113
648
117
718
117
899
116
899
115
964
Источник: составлено авторами по данным Scimago Journal & Country Rank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scimagojr.com/countryrank.php (дата обращения: 19.11.2024).

Проведенный анализ научно-технических потенциалов России и Монголии показывает, что обе страны сталкиваются с рядом проблем, связанных в т.ч. с недостаточными инвестициями в НИОКР, низкой инновационной активностью компаний, дефицитом квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры для взаимодействия науки и реального сектора экономики. Без устойчивого роста этих показателей сложно говорить о технологическом суверенитете обеих стран и повышении конкурентоспособности их экономик.

Как в России, так и в Монголии, чтобы повысить международную конкурентоспособность, создать благоприятные условия для активизации инновационной деятельности и выведению научно-технологических и производственных компетенций на новый качественный уровень, были разработаны и утверждены долгосрочные программы, определяющие стратегические цели и ключевые направления политики в области научно-технологического развития. Так, к примеру:

- в России развитие международного научно-технического сотрудничества является приоритетом стратегии научно-технологического развития. Эта стратегия направлена на формирование модели международного сотрудничества и интеграции в области научных исследований и разработок, которая позволит защитить национальные интересы страны, сохранить уникальность российской науки и повысить ее эффективность благодаря взаимовыгодному международному взаимодействию [13].

- в Монголии развитие международного научно-технического сотрудничества регулируется законодательством о государственной политике в сфере науки, инноваций и технологий [14]. В соответствии с ним Правительством Монголии совместно с ЮНЕСКО разработало Генеральный план развития науки и технологий Монголии на 2007-2020 гг. [15], а в 2020 г. была утверждена Программа развития национальной инновационной системы на период 2020-2024 гг. [16]. Цель этой программы – развитие инфраструктуры национальной инновационной системы, наращивание кадрового потенциала и поддержка развития научного, инновационного и промышленного сотрудничества. Согласно долгосрочному стратегическому плану и новой политике возрождения, Монголия стремится превратить г. Улан-Батор в центр развития инновационной экономики. Также планируется создание высокотехнологичных индустриальных парков и технопарков, которые будут сотрудничать с международными партнерами и обмениваться научными достижениями в различных областях с российскими исследовательскими и инновационными организациями [17].

Развитие российско-монгольских программ и проектов в сфере науки и высшего образования как направление научно-технического сотрудничества

Совершенствование нормативно-правовой основы научно-технического взаимодействия между Россией и Монголией нацелено на реализацию научных и образовательных проектов, обладающих спецификой и потенциалом, но обычно связанных друг с другом. Одним из важных факторов, способствующих активизации сотрудничества, стало подписание программы совместной деятельности между Министерством науки и высшего образования России и Министерством образования, науки и культуры Монголии на 2022-2024 годы (2021) [18]. Этот документ направлен на укрепление связей между научными учреждениями и университетами обеих стран, организацию совместных экспедиций, исследовательских проектов и конкурсов. Анализ поддержанных грантовых проектов за 2023–2024 гг. показывает, что основные направления исследований, которыми занимаются международные коллективы, включают изучение истории и экосистем России, Монголии и Китая, разработку наноструктур и новых алгоритмов, исследование истории возникновения жизни и расселения людей на Алтае, а также изучение истории развития культуры и религии [19]. Тогда как, на наш взгляд, необходимо сконцентрировать внимание на разработке и внедрении передовых технологий Индустрии 4.0 и реализации совместных высокотехнологичных проектов в реальном секторе экономики.

Рассмотрим некоторые совместные инициативы, реализуемые в сфере науки и высшего образования:

Инициативы в сфере науки. Взаимодействие между Российской академией наук (РАН) и Академией наук Монголии (МАН) имеет большое значение для развития партнерства в научно-технической сфере. Это сотрудничество включает совместные фундаментальные и прикладные исследования, научно-исследовательские экспедиции, обмен учеными и специалистами, а также организацию научных мероприятий [20]. В 2019 г. было актуализировано Соглашение о научном сотрудничестве [21], в рамках которого каждые пять лет утверждаются программы и тематические планы научного сотрудничества между РАН и МАН.

В качестве примера долгосрочного научного сотрудничества можно привести международные проекты Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), созданном по инициативе России, в которых Монголия уже много лет участвует. В настоящее время в лабораториях ОИЯИ постоянно работает девять монгольских специалистов. Кроме этого, ежегодно проводятся совместные совещания, обмен учеными для выполнения совместных исследовательских проектов и образовательные программы. Партнерами ОИЯИ в Монголии традиционно выступают Комиссия по ядерной энергии при Правительстве Монголии, Академия наук Монголии, Институт физики и технологии МАН, Монгольский государственный университет науки и технологий, Центр ядерно-физических исследований Монгольского государственного университета науки и технологий [22].

Следующим положительным примером является грантовая поддержка совместных научных исследований, которая возобновилась в 2023 г. под эгидой Российского научного фонда и Монгольского фонда науки и технологии. В результате конкурсного отбора определены семнадцать совместных научных коллективов, которые будут осуществлять научные исследования на 2024-2026 гг., в т.ч. в области разработки физико-химических технологий, биотехнологий и цифровых технологий [23].

Инициативы в сфере образования. Развитие российско-монгольского научно-технического партнерства во многом зависит от системы подготовки квалифицированных специалистов, студенческих обменов и взаимного изучения языков и культуры. Россия играет важную роль для Монголии в подготовке профессионалов в сфере транспорта, строительства, легкой промышленности, сельского хозяйства, земельных отношений, горнодобывающей отрасли, образования и внешней экономической деятельности в российских вузах как на территории Российской Федерации, так и в самой Монголии. Сейчас между российскими и монгольскими образовательными организациями действуют более 230 документов о сотрудничестве [24]. Нормативно-правовая база в сфере образования для профессиональной деятельности на территории обеих стран закреплена в Соглашении о взаимном признании образования [25].

Помимо этого, формируются российско-монгольские университетские консорциумы для реализации сетевых совместных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области инженерии и технологий при участии промышленных и энергетических компаний России и Монголии. В качестве примера можно привести: Консорциум «Московские Университеты в Монголии», в который вошли Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»), Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Московский государственный университет леса [26]. Российско-Монгольский консорциум технических университетов, созданный в соответствии с Соглашением между НИУ «МЭИ» и Монгольским государственным университетом науки и технологии [27].

Исторически сложилось, что монгольские абитуриенты выбирают российское образование, и многие предпочитают учиться в России, несмотря на существование филиалов российских вузов в Монголии, например, таких как РЭУ им. Г. В. Плеханова и Иркутский государственный университет путей и сообщений [6] (Beregovaya, Bobrova, Yurchenko, 2023). Монгольских студентов привлекает высокое положение российских вузов в международных рейтингах (хотя в последнее время ситуация ухудшилась) и относительно низкая стоимость обучения, особенно для тех, кто не смог воспользоваться квотами. В 2023 г. стоимость обучения в России составляла в среднем 184 500 руб. Например, в США стоимость обучения достигала 30 000 долл. в год (примерно 3 млн руб.). Согласно официальным данным, к 2023 г. количество монгольских студентов, окончивших российские вузы, превысило 60 тысяч человек [28]. Ежегодно Правительство РФ предоставляет гарантированное количество бюджетных мест для обучения монгольских абитуриентов в высших учебных заведениях страны, постепенно увеличивая их число (Рис. 5).

Рисунок 5. Динамика предоставленных квот для монгольских абитуриентов в российских вузах

Figure 5. Dynamics of quotas provided for Mongolian applicants in Russian universities

Источник: составлено по данным Минобрнауки России

На рис. 5 видно, что с 2004 г. количество финансируемых Россией мест постепенно увеличивается, и к 2024 г. количество квот выросло в 3,1 раза. В 2022–2023 учебном году образовательные квоты для граждан Монголии составляли 600 мест, в 2021–2022 гг. – 550 мест, а в 2017–2018 гг. – 450 мест [29]. Также наблюдается положительная динамика в количестве монгольских студентов, обучающихся в российских вузах на контрактной основе [30].

Наиболее популярными направлениями среди монгольских студентов являются медицина, юриспруденция, международные отношения, экономика. Как отметила руководитель Россотрудничества в Монголии Кильпякова В.В.: «для Монголии большее значение имеют сельскохозяйственные специальности, сейчас аграрная и животноводческая сферы экономики испытывают огромный дефицит кадров» [31]. Увеличивается количество желающих пройти обучение по направлению «Психология». В последние годы все более популярными становятся IT и инженерные направления.

Строительство и последующий запуск газопровода «Союз Восток» увеличат спрос на специалистов в области электроэнергетики, нефтегазового дела и автоматизации технологических процессов. Например, Томский политехнический университет (ТПУ) планирует начать принимать и обучать студентов из Монголии по этим направлениям уже в 2024–2025 гг. [32]. При активном участии Русского дома в г. Улан-Батор ТПУ подготовил более 300 монгольских специалистов. Кадровые потребности для газопровода, маршрут которого проходит через территорию Монголии, могут возникнуть в ближайшее время, предоставляя монгольской молодежи возможность получить престижные и востребованные профессии [33].

* * *

Российско-монгольское научно-техническое сотрудничество, как показало проведенное исследование, является важным элементом для укрепления технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности обеих стран в условиях глобальных экономических вызовов. Преодоление технологической зависимости национальных экономик является первоочередной задачей для России и Монголии и находит отражение в государственной политике и стратегических программных документах. Важную роль в активизации национальных инновационных систем и внедрении передовых технологических достижений играют совместные проекты и программы, реализуемые в различных технологических областях (космические технологии, возобновляемые источники энергии, информационные технологии, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, медицина, гуманитарные и технические науки).

[1] Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 г. // Правовой департамент МИД России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48322/ (дата обращения: 19.11.2024).

[2] Распоряжение президиума Российская академия наук «О сотрудничестве Российской академии наук с Академией наук Монголии» № 10107-629 от 06.07.2011 // РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=8176890a-52d1-461f-9f07-2f2ad919f1af (дата обращения: 19.11.2024).

[3] Концепция технологического развития на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 19.11.2024).

[4]«Алсын хараа – 2050» Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого [Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050»]. [Vision-2050” long-term development policy of Mongolia (In Mong.)]. [Электронный ресурс]. URL: http://vision2050.gov.mn (accessed 26.08.2024).

[5] Глобальный инновационный индекс 2023 // Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/ (дата обращения: 19.11.2024).

[6] Russian Federation ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/russian-federation (дата обращения: 19.11.2024).

[7] Mongolia ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/mongolia (дата обращения: 19.11.2024).

[8] Singapore ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/singapore (дата обращения: 19.11.2024).

[9] Republic of Korea ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/republic-of-korea (дата обращения: 19.11.2024).

[10] China ranking in the Global Innovation Index 2023 // WIPO.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/china (дата обращения: 19.11.2024).

[11] Институт статистики ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. URL: https://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3684 (дата обращения: 19.11.2024).

[12] ОЮУНЫ ӨМЧ // ШУТИС, Эрдэм шинжилгээний мэдээллийн нэгдсэн систем. [Интеллектуальная собственность, Интегрированная научно-информационная система Монгольского государственного университета науки и технологий] [Электронный ресурс]. URL: https://research.must.edu.mn/page/15 (дата обращения: 19.11.2024).

[13] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28.02.2024 №145. // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (дата обращения: 19.11.2024).

[14] Шинжлэх ухаан, технологийн тухай. Монгол Улсын Их Хурлын, 2006. [Закон Монголии «О науке и технологиях»]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/94 (дата обращения: 19.11.2024).

"Инновацийн Тухай" Хууль. Монгол Улсын Их Хурлын, 2012. [Закон Монголии «Об Инновации»]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/8668 (дата обращения: 19.11.2024).

[15] Монгол улсын засгийн газрын тогтоол «Шинжлэх ухаан, технологийг 2007-2020 онд хөгжүүлэх мастер төлөвлөгөөний тухай», 3 января 2007 г. [Science And Technology Master Plan Of Mongolia 2007-2020. Ministry of Education, Culture, Science and Sports, retrieved on January 9, 2020]. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/5604/2/202222 (дата обращения: 19.11.2024).

[16] Правительство Монголии утвердило программу развития национальной инновационной системы на 2020-2024 гг. // Синьхуа. 29.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.news.cn/2020-01/29/c_138741691.htm (дата обращения: 19.11.2024).

[17] «Алсын хараа – 2050» Монгол Улсын урт хугацааны хөгжлийн бодлого [Концепция долгосрочного развития Монголии «Видение – 2050»]. [Vision-2050” long-term development policy of Mongolia (In Mong.)].: [Электронный ресурс]. URL: http://vision2050.gov.mn (accessed 19.11.2024).

[18] Россия и Монголия договорились о сотрудничестве в сфере науки и высшего образования до 2024 года // Минобрнауки России, 16.12.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/45091/ (дата обращения: 19.11.2024).

[19] Научный фонд РФ и Минобр Монголии поддержали 17 проектов российских и монгольских ученых // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: tass.ru (дата обращения: 19.11.2024).

[20] Распоряжение президиума Российская академия наук «О сотрудничестве Российской академии наук с Академией наук Монголии» № 10107-629 от 06.07.2011 // РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=8176890a-52d1-461f-9f07-2f2ad919f1af (дата обращения: 19.11.2024).

[21] Академии наук Монголии и России подписали Соглашение о научном сотрудничестве // Монголия сейчас. 07.09.2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mongolnow.com/akademii-nauk-mongolii-i-rossii-podpisali-soglashenie-o-nauchnom-sotrudnichestve/ (дата обращения: 19.11.2024).

[22] Государства-члены Объединенного института ядерных исследований // ОИЯИ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jinr.ru/posts/map_maps/mongoliya/ (дата обращения: 19.11.2024).

[23] Перечень поддержанных проектов по итогам конкурса по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда Конкурс 2024 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (MES) // Российский научный фонд (РНФ), 8 мая 2024г. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/upload/iblock/49f/a66jkt924orlrytj077rpdrx9dqw0iz1.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

[24] Россия и Монголия развивают образовательное сотрудничество и подготовку высококвалифицированных кадров // Минобрнауки России. 26.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73453/ (дата обращения: 19.11.2024).

[25] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях // Бюллетень международных договоров, 2006, №12. 62с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/46208/ (дата обращения: 19.11.2024).

[26] Образовательный центр МЭИ в Монголии // НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mpei.ru/internationalactivities/jubilee/form/edu-mongolia/Pages/default.aspx (дата обращения: 19.11.2024).

[27] Российско-монгольский консорциум технических университетов // НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mpei.ru/internationalactivities/partnership/Pages/rmktu.aspx (дата обращения: 19.11.2024).

[28] Монгольские студенты на российской стипендии. Двустороннее сотрудничество в образовании и науке [Электронный ресурс]. URL: https://babr24.com/?IDE=251627 02.10.2023 (дата обращения:19.11.2024).

[29] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).

[30] Россия и Монголия развивают образовательное сотрудничество и подготовку высококвалифицированных кадров // Минобрнауки России. 26.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/73453/ (дата обращения: 19.11.2024).

[31] Баатырев Э. Россия в поисках монгольских студентов: о ежегодном форуме российских вузов в Улан-Баторе // Babr24 [Электронный ресурс]. URL: https://babr24.com/?IDE=251879 (дата обращения: 19.11.2024).

[32] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).

[33] Российское высшее образование для абитуриентов из Монголии // Международный журнал об образовании в России. 2022. № 5 (16) 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://hedclub.com/ru/publication/russian_higher_education_for_applicants_from_mongolia_279 (дата обращения: 19.11.2024).


References:

Aktamov I.G., Grigoreva Yu.G. (2022). Sotrudnichestvo Rossii i Mongolii v nauchno-gumanitarnoy sfere: osnovnye vekhi (k stoletiyu ustanovleniya diplomaticheskikh otnosheniy) [Milestones of Russia-Mongolia scientific and humanitarian cooperation revisited: celebrating the centenary of diplomatic relations]. Mongolovedenie (Mongol sudlal). 14 (1). 65-82. (in Russian). doi: 10.22162/2500-1523-2022-1-65-82.

Baatbar B. (1996). XX zuuny Mongol, nuudel suudal, garz, olz [Mongoliya v XX v. kochevnichestvo, poteri, vygody] [Mongolia in the 20th century: nomadism, losses, benefits] Ulaanbaatar: Ulsyn gerel zurgiyn gazar. (in Russian).

Batbayar Ts. (2006). Mongol ba ikh gurnuud KhKh zuuny ekhniy khagas [Mongoliya i velikie derzhavy v pervoy polovine XX veka] [Mongolia and the great powers in the first half of the 20th century] Ulaanbaatar. (in Russian).

Batsaykhan I. (2023). Mongoliya i Rossiya: perspektivnye napravleniya ekonomicheskogo i innovatsionnogo sotrudnichestva [Mongolia and the Russia: promising areas of economic and innovative cooperation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (3(1365)). 125-134. (in Russian). doi: 10.36871/ekup.p.r.2023.03.01.012.

Bayarkhuu G. (2015). Problemy regulirovaniya innovatsionnoy deyatelnosti v Mongolii [Problems of innovation regulation in Mongolia]. Scientific journal. (2(97)). 232-236. (in Russian).

Beregovaya O.A., Bobrova A.S., Yurchenko M.A. (2023). Razvitie rossiysko-mongolskogo sotrudnichestva v sfere vysshego obrazovaniya na sovremennom etape [Development of trends in Russian-Mongolian educational cooperation in new conditions]. Diskurs. 9 (5). 86-97. (in Russian). doi: 10.32603/2412-8562-2023-9-5-86-97.

Dorzhieva V.V. (2022). Nauchno-tekhnologicheskiy kontur: osnovnye kharakteristiki, institutsionalnye usloviya i faktory formirovaniya [Scientific and technological contour: main characteristics, institutional conditions and factors]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1199-1210. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114213.

Dorzhieva V.V. (2024). Novaya industrializatsiya promyshlennogo kompleksa Mongolii kak natsionalnyy prioritet strategii [New industrialization of Mongolia's industrial complex as a national priority of the strategy] M.: IE RAN. (in Russian).

Dzhagaeva O.A., Eschenko Yu.G. (2021). Sovetsko-mongolskoe nauchnoe sotrudnichestvo v 1920-kh – nachale 1950-kh gg [The soviet-mongolian scientific cooperation in the 1920s - at the beginning 1950s]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. (3(68)). 72-78. (in Russian). doi: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-072-078.

Egorov V.G., Belonogova A.A. (2024). Rossiysko-mongolskie otnosheniya: novyy etap [Russian-Mongolian relations: a new stage]. Geoekonomika energetiki. 25 (1). 61-79. (in Russian). doi: 10.48137/26870703_2024_25_1_61.

Enkhtuvshin B. (2016). Sotrudnichestvo mezhdu Mongoliey i Rossiey v oblasti obrazovaniya i nauki [Cooperation between Mongolia and Russia in the field of education and science] Irkutsk: Baykalskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Lenchuk E. B. (2021). Rossiya v mirovom protsesse nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya [Russia in the global process of scientific and technological development]. Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. 14 (4). 72-91. (in Russian). doi: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5.

Mitin V.V. (2014). Nauchnye svyazi SSSR i MNR v 1920-1950 gg. Akademiya nauk SSSR i Mongolskiy uchenyy komitet [Scientific relations between the USSR and the MPR in the 1920-1950s. the Academy of sciences of the USSR and Mongolian scientific committee]. Metamorfozy istorii. (5). 111-133. (in Russian).

Nyamdolzhin A. (2018). Mongol-Orosyn bolovsrolyn salbaryn khamtyn azhillagaa, khetiyn tөlөv [Mongolo-rossiyskoe sotrudnichestvo v oblasti obrazovaniya i ego perspektivy] [Mongolian-Russian cooperation in the field of education and its prospects]. Olon uls sudlal. (1(108)). 41-51. (in Russian). doi: 10.5564/jis.v0i1.1121.

Orlova K.V. (2021). Rossiya – Mongoliya: vek druzhby i sotrudnichestva (k 100-letnemu yubileyu ustanovleniya diplomaticheskikh otnosheniy) [Russia - Mongolia: a century of friendship and cooperation (celebrating the 100 th anniversary of diplomatic relations)]. Oriental Studies. 14 (5). 888-899. (in Russian). doi: 10.22162/2619-0990-2021-57-5-888-899.

Samarukha V., Samarukha A., Dorzhieva V. (2024). Novye realii ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii i Mongolii [New realities of economic cooperation between Russia and Mongolia]. Society and economics. (7-8). 137-147. (in Russian). doi: 10.31857/S0207367624070101.

Shurubovich A.V., Pylin A.G. (2021). Rol Rossii v ekonomike i vneshnetorgovyh svyazyakh Mongolii v sovremennyh usloviyakh [The role of Russia in the economy and foreign economic relations of Mongolia under present-day conditions]. Eco. (4(562)). 172-192. (in Russian). doi: 10/30680/ECO0131-7652-2021-4-172-192.

Tungalag D. (2014). Үndesniy ediyn zasgiyn ayulgүy baydalyn onol, praktiyn zarim asuudal. [Teoriya natsionalnoy ekonomicheskoy bespomoshchnosti, nekotorye prakticheskie problemy] [Theory of national economic helplessness, some practical problems] UB.: Tagnuulyn Erөnkhiy Gazar. (in Russian).

Yusupova T.I. (2022). Rossiysko-mongolskoe nauchnoe sotrudnichestvo v 1920–1960-e gody: osobennosti, konteksty, personalii k 100-letiyu uchenogo komiteta Mongolii [Russian-Mongolian scientific cooperation in the 1920s and 1960s: features, contexts, personalities on the occasion of the 100th anniversary of the Scientific Committee of Mongolia]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 92 (3). 275-286. (in Russian). doi: 10.31857/S0869587322030112.

Страница обновлена: 03.05.2025 в 16:04:38