Digital technologies in the practice of independent assessment of the quality of social services: regulations, procedures and results
Aleksentseva Yu.A.1, Yasinskaya I.A.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 6
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80314113
Abstract:
The article discusses the implementation of digital technologies in the practice of involving citizens in the independent assessment of the quality of conditions for the provision of services by social organizations. Today, customer-centricity is becoming increasingly important in all areas of service delivery, including the activities of social organizations.
Focusing on the recipients of services, their satisfaction and, in general, improving the conditions for the provision of services is a key strategy of a customer-centric organization. The recipient of services becomes the main source of information about the organization.
His judgement constitutes an evaluation on the basis of which management decisions, including the development of social organizations, are taken.
The authors analyze the normative legal acts regulating the independent assessment of the quality of conditions for the provision of services in the social sphere, technologies for the participation of citizens in the assessment at the current stage of their development, and summarize the results of a survey on the research topic among the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation. It is shown that the base of tools for involving citizens in the assessment process is being improved, but the mechanisms for informing the public about existing opportunities are not yet sufficiently developed. This affects the quality of the assessment itself.
The article is addressed to specialists in the social sphere, including representatives of public authorities and organizations, whose competence includes the implementation of measures for independent assessment of the quality of conditions for the provision of services.
Keywords: social sphere, independent quality assessment, customer-centricity, service recipient, QR code
Funding:
Исследование выполнено в рамках государственного задания ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Научное обоснование и разработка комплекса мер по использованию независимой оценки качества условий оказания услуг как механизма повышения клиентоцентричности организаций социальной сферы».
JEL-classification: D70, D71, P32
Введение
В современных условиях качество условий среды оказывает существенное влияние на удовлетворенность получателей услуг при обращении в организации социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания). Для граждан важно в какое помещение они приходят, отношение персонала, состояние мест ожидания, санитарных помещений и т.д. Это понимает и государство, предпринимая усилия для обеспечения комфортной среды для всех категорий получателей услуг. Проводятся мероприятия по ремонту помещений, обеспечению доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, работе с персоналом и пр.
Ключевые приоритеты в решении задач повышения клиентоцентричности государства лежат в области изучения клиентского опыта и оптимизации форм взаимодействия получателей услуг с организациями и органами государственной власти. Речь идет об «обеспечении качества деятельности учреждений социальной сферы и отдельных ее компонентов, в том числе качества условий оказания ими услуг, как неотъемлемой составляющей «клиентского пути», т.е. всего процесса взаимодействия получателя услуги с организацией… От организации этой среды в значительной степени зависит настрой человека и доверие к данной организации, зарождается соответствие ожиданиям» [1].
В последние годы задача по формированию человекоцентричной среды во всех областях взаимодействия человека и государства и достижению определенного уровня клиентоцентричности выходит на передний план.
Важным условием достижения социального благополучия, повышения уровня и качества жизни населения, а также возможности прогнозирования их развития является выделение приоритетной роли человекоцентричности в реализации социальной политики государства.
Эти изменения находят отражение в трудах авторов, уделяющих особое внимание данной теме в своих исследованиях (Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Токарева Л.С., Александров М.М., Молчанова С.М., Сладкова Н.М. и др.) [2-8]. Внимание исследователей акцентируется на изучении теорий, лежащих в основе клиентоцентричной модели в том числе в государственном управлении, подходов к клиентоцентричности в государственных структурах, лучших практик. Вырабатываются подходы к оценке клиентоориентированности в предоставлении государственных услуг, подчеркивается роль цифровых технологий в повышении клиентоцентричности государственного управления, а также их влияния на удовлетворенность и вовлеченность граждан.
Коллектив авторов Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. [9] отмечают, что в исследованиях клиентоцентричность, как правило, рассматривается преимущественно в контексте повышения качества государственных услуг. Хотя диапазон государственных функций, в рамках которых государство коммуницирует с гражданами и при выполнении которых очень важна направленность на соблюдение и обеспечение интересов граждан, гораздо шире. Авторы указывают, что «клиентоцентричность предусматривает вовлечение клиентов в разработку и тестирование оказываемых услуг, а также систематический сбор и учет обратной связи для повышения качества оказания услуг» [9].
Все это требует серьезных изменений в деятельности организаций и органов власти по формированию дружественного сервиса сферы услуг. Принята Декларация ценностей клиентоцентричности, утвержденная протоколом проектного комитета федерального проекта «Клиентоцентричность» от 18 апреля 2022 г. №1, и задача совершенствования социальной сферы и, как следствие, управления качеством оказания услуг в этой сфере является в настоящее время одной из приоритетных. В Декларации провозглашается переход к модели государственного управления и организации государственных функций и услуг, основанной на обеспечении эффективного и комфортного взаимодействия человека и государства за счёт анализа актуальных потребностей и клиентского опыта человека.
Независимая оценка качества условий в организациях социальной сферы (НОК) стала одной из форм контроля качества условий оказания услуг, и в центре такой оценки всегда потребитель услуг, что подчеркивает ее весомость с точки зрения решения задачи повышения ориентации на клиента. Смыслом такой оценки является повышение качества услуг по результатам обратной связи с гражданами, а также принятие важных действий по совершенствованию качества работы организаций. Это определяет актуальность и практическую значимость формирования и актуализации подходов к использованию независимой оценки качества условий оказания услуг как механизма повышения клиентоцентричности организаций социальной сферы.
Целью исследования является выявление возможностей и ограничений применения цифровых технологий в практике вовлечения граждан в независимую оценку качества условий оказания услуг в рамках повышения клиентоцентричности организаций социальной сферы.
Получатели услуг являются основным источником информации об учреждении. Их удовлетворенность условиями оценивается по критериям информационной открытости (полнота информации на сайтах и стендах в организациях), комфортности условий (навигация, наличие питьевой воды, условия в санитарных помещениях, зоны ожидания), доступности услуг для инвалидов (наличие кресел-колясок, пандусов и пр.), вежливости работников и удовлетворённости получателей услуг в целом [1].
При проведении оценки в каждом субъекте по каждой отрасли социальной сферы (здравоохранение, культура, образование, социальное обслуживание, медико-социальная экспертиза) определяется оператор – организация, которая проводит сбор и обобщение информации. В результате оператор предоставляет сводные материалы оценки общественному совету, который формирует результаты оценки. При проведении данной работы, операторы должны собрать данные в зависимости от количества получателей услуг по каждой организации, так называемая выборочная совокупность. При этом в оценке могут участвовать только те граждане, которые получали услуги в организации.
Особое значение при проведении оценки приобретает деятельность общественных советов, осуществляющих функции по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, медико-социальной экспертизы, учитывая высокую социальную значимость указанных сфер деятельности для граждан.
Вышесказанное определяет объект исследования – совокупность участников независимой оценки качества, в том числе: организации социальной сферы, общественные советы по проведению независимой оценки качества, операторы, являющиеся участниками независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы и самое главное граждане – получатели услуг.
Общие вопросы вовлечения граждан в независимую оценку качества
В контексте клиентоцентичности особая роль принадлежит вопросам привлечения граждан к предоставлению обратной связи, налаживанию системного контакта с получателями услуг как основного источника информации о клиентском опыте и путях его совершенствования.
Для этого в регионах ведется работа по привлечению граждан к участию в оценке и ее популяризации. Например, в Липецкой области внедрена практика "Тайный клиент" для установления недоброжелательного отношения к гражданам. В Новгородской области в организациях здравоохранения распространялись памятки о возможности участия в независимой оценке. В Орловской области в сфере культуры создано мобильное приложение для граждан и операторов для проведения независимой оценки качества оказания услуг.
Представители операторов ранее сталкивались с проблемой нежелания граждан участвовать в оценке. На помощь приходили сами организации, когда после получения услуг, в некоторых организациях предлагалось оценить условия сразу с помощью доступных инструментов (опросный лист, онлайн-опрос, опрос о качестве услуг через различные технические устройства и другое).
Необходимо отметить, что граждане чаще отмечают недостатки, чем подчеркивают достоинства. Кроме того, есть различия по сферам. Например, в сфере высшего и общего образования, культуры получателями услуг являются более молодые граждане, которые в целом воспринимают хорошие условия, как данность (само собой разумеющееся) и не предполагают, что может быть по-другому, а когда видят какое-то несоответствие более активно вовлекаются в оценку. В сфере здравоохранения и социального обслуживания получателями услуг, как правило, являются граждане более старших возрастных категорий, которые не привыкли высказывать свое мнение и жаловаться. Такие получатели услуг готовы оставить комментарий даже при совсем неприемлемых условиях. Еще одним сдерживающим фактором для граждан может быть то, что участие в оценке осуществляется при авторизации через госуслуги, что пугает граждан. Но данная мера вынужденная и она позволяет избегать накрутки отзывов и оценок.
К тому же граждане в недостаточной степени знакомы с независимой оценкой качества условий оказания услуг и возможностями, которые она предоставляет. Для решения этой проблемы в ряде субъектов Российской Федерации активно проводится информационно-разъяснительная работа с населением, в том числе с привлечением СМИ, размещается информация о деятельности организаций, о проводимых мероприятиях, оказываемых услугах, независимой оценке качества на страницах организации в социальных сетях, районных и республиканских СМИ. Например, с 2021 года в Иркутской, Липецкой и Омской областями проводились рекламные кампании о предоставляемых услугах в СМИ, в социальных сетях. Распространялись буклеты, брошюры в местах общественного пользования о деятельности учреждений, о проведении оценки. В Краснодарском крае, Ханты-Мансийский автономном округе, Владимирской области и других субъектах РФ размещаются буклеты по информированию граждан о том, что такое независимая оценка качества и каким образом можно принять в ней участие.
Рассмотренные проблемы в вовлеченности граждан в оценку наблюдаются не только при проведении независимой оценки качества, но и при предоставлении государственных услуг. Так, например, в своей работе авторы Савоськин А. В., Мещерягина В.А. и Вохидова А.Ш. [10] отмечают, что в ходе оценки удовлетворенности потребителей услуг в рамках мониторинга качества их оказания применяются информационные технологии, которые позволяют сократить время и повысить точность и объективность результатов. Основным инструментом по сбору обратной связи здесь выступает сайт «Ваш контроль» [2], созданный для оценки качества оказанных государственных услуг. Регистрация на сайте «Ваш контроль» возможна только через портал «Госуслуги». Механизмы обратной связи позволяют оперативно реагировать на запросы и потребности населения, а также корректировать работу государственных органов и учреждений в соответствии с изменениями общественных запросов. Инструмент действует уже более 5 лет, но авторы отмечают, что институт предоставления отзывов пока еще недостаточно развит. Отмечается, что некоторые категории граждан не осведомлены о возможности выражения своего мнения о качестве полученных услуг или не считают важным делиться своим опытом, что порождает низкий уровень вовлеченности пользователей в процесс оценки. В тоже время проблемой является и то, что граждане боятся оставлять отзывы из-за опасения относительно негативных последствий для себя. Это затрудняет процесс использования данного инструмента для совершенствования и повышения качества госуслуг. Авторы делают вывод о том, что для эффективного использования института отзыва необходимо повысить уровень осведомленности граждан о важности данного процесса, стимулировать их к более подробному и осознанному выражению своего мнения.
Нормативно-правовое обеспечение внедрения цифровых инструментов оценки качества условий оказания услуг и результаты их использования на практике
В 2023-2024 годах в нормативно-правовую базу НОК внесены изменения, которые направлены на повышение вовлеченности граждан в процесс независимой оценки. Приказом Минтруда России от 27 октября 2023 года № 777н «О внесении изменений в Методику выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. N 675н» уточнены инструментальные способы проведения опроса для выявления мнения получателей услуг. Граждане могут участвовать в оценке качества условий организаций с помощью сервисов официального сайта bus.gov.ru и мобильного приложения «Наше мнение». Операторы также могут проводить опросы с помощью приложения для оператора или использовать собственные сайты и сервисы. Кроме того, данный приказ устанавливает требование к доле респондентов, подлежащих опросу через официальный сайт bus.gov.ru и его сервис "Мобильное приложение для гражданина", которая должна составлять не менее 20% от выборочной совокупности респондентов.
С 2021 года проводился пилотный проект Федерального казначейства по популяризации мобильных приложений «Оператор» и «Гражданин» для проведения оценки качества условий оказания услуг. Ряд субъектов принимали участие в тестировании данных инструментов (например, Алтайский край). С 2023 года данные инструменты активно внедряются для регулярного использования по всей стране.
Авторами данной работы в августе 2024 года проводился мониторинг практики работы в субъектах Российской Федерации по использованию методических рекомендаций по организации работы в рамках НОК. В опросе участвовало 84 субъекта Российской Федерации. Анализ результатов опроса показал (рисунок 1), что по итогам 2023 года 56% субъектов РФ отметили, что при проведении оценки через официальный сайт bus.gov.ru и его сервисы опрос прошли до 10 % от объема выборочной совокупности (т.е. всех получателей услуг, принявших участие в оценке), а в 2024 году 20,2% субъектов указали такой же объем выборки. Примерно равное количество субъектов РФ – 7,1% в 2023 году и 6% в 2024 году указали, что сервисами опроса сайта bus.gov.ru воспользовались 10 - 19 % респондентов от объема выборочной совокупности. А 20% от объема выборочной совокупности через сервисы bus.gov.ru смогли обеспечить более 15 % субъектов РФ в 2023 году и более 21% субъектов в 2024 году.
Источник: составлено авторами на основе данных эмпирического исследования (опрос органов власти субъектов РФ)
Рисунок 1. Обеспечение субъектами Российской Федерации выборочной совокупности пользователей услуг, использовавших сервисы bus.gov.ru для выражения мнения, по годам, %
Операторы пока предпочитают использовать свои инструменты. Только пятая часть субъектов (21%), принявших участие в опросе, указали, что операторы при проведении оценки использует для сбора и обобщения информации мобильное приложение «Оператор». Иными инструментами воспользовались в 2024 году операторы 77% субъектов (рисунок 2).
Источник: составлено авторами на основе данных эмпирического исследования (опрос органов власти субъектов РФ)
Рисунок 2. Доля субъектов РФ, в которых оператором используются сервисы мобильного приложения «Оператор», %
Численность получателей услуг, принявших участие в оценке, растет. По данным Федерального Казначейства в независимой оценке качества условий оказания услуг в социальной сфере на федеральном уровне в 2024 году приняли участие более 9,5 тысяч получателей услуг, из них преимущественно в оценке организаций высшего образования (8,5 тысяч участников). На региональном уровне количество участников оценки составило более 157 тысяч человек в 2023 году и более 167 тысяч человек в 2024 году. Наибольшее количество участников оценки отмечается в сферах образования и культуры.
В целом по Российской Федерации во всех отраслях социальной сферы самым востребованным (популярным) инструментом для выражения мнения получателями услуг как на федеральном, так и на региональном уровне в 2023 и 2024 годах стал личный кабинет гражданина на сайте bus.gov.ru. Данным инструментом воспользовались 72% участников оценки в 2023 году и 75% в 2024 году (рисунок 3). Сервисы мобильного приложения гражданина «Наше мнение» и загрузкой анкет через мобильное приложение оператора были востребованы примерно одинаково. В среднем, 13% получателей услуг, принявших участие в оценке, использовали данные инструменты в 2023-2024 гг.
Источник: составлено авторами по данным bus.gov.ru
Рисунок 3. Распределение участников оценки по выбору инструмента выражения мнения в 2023-2024 гг., %
По отраслям социальной сферы динамика несколько различается. В сфере здравоохранения за 2024 год более чем в 2,5 раза увеличилось количество пользователей мобильным приложением гражданина «Наше мнение» и более чем в 10 раз чаще использовалось мобильное приложение оператора. При этом в 2 раза уменьшилось количество оценок через ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru.
В сфере культуры в 2024 году наблюдается рост использования всех сервисов получателями услуг, принявших участие в оценке. Так, в 2,5 раза увеличилось число пользователей ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru, почти в 7 раз стали чаще пользоваться мобильным приложением гражданина «Наше мнение» и в 13 раз чаще, чем в 2023 году, операторы через свое мобильное приложение загружали информацию получателей услуг по оценке.
Источник: составлено авторами по данным bus.gov.ru
Рисунок 4 - Количество получателей услуг в сферах здравоохранения и культуры, принявших участие в оценке с использованием сервисов bus.gov.ru в 2023-2024 гг., чел.
В 2024 году в сфере образования отмечается некоторое снижение по использованию всех сервисов. Так, ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru использовали в 1,1 раза меньше. В 2,5 раза реже граждане пользовались мобильным приложением гражданина «Наше мнение» (рисунок 4). В то же время, необходимо понимать, что срез проводился по состоянию на 3 квартал текущего года, а поимущественно результаты оценки размещаются в открытом доступе на сайте bus.gov.ru только в конце четвертого квартала отчетного года или в первом квартале года, следующего за отчетным. Поэтому рост указанных показателей еще будет и будет значительным.
Источник: составлено авторами по данным bus.gov.ru
Рисунок 4 - Количество получателей услуг в сфере образования, принявших участие в оценке с использованием основных сервисов bus.gov.ru в 2023-2024 гг., чел.
Наибольший прирост по каждому сервису отмечается в 2024 году в сфере социального обслуживания. Количество пользователей ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru выросло в 4 раза. В 16 раз увеличилось количество получателей услуг, которые приняли участие в оценке при помощи мобильного приложения гражданина «Наше мнение». Также активно работают операторы – почти в 30 раз выросло количество результатов оценки, загруженных черед приложение оператора.
Источник: составлено авторами по данным bus.gov.ru
Рисунок 5 - Количество получателей услуг в сфере социального обслуживания, принявших участие в оценке с использованием основных сервисов bus.gov.ru в 2023-2024 гг., чел.
В разрезе субъектов РФ ситуация также дифференцирована по областям социальной сферы. Минимальное применение всех инструментов и сервисов bus.gov.ru – в сфере здравоохранения: количество получателей услуг, использовавших сервисы bus.gov.ru носит единичный характер. Эта отрасль имеет свои инструменты и сервисы сбора данных и пока их использование преобладает.
В сфере культуры в 2023 и 2024 годах в ряде субъектов Российской Федерации получатели услуг, принявшие участие в оценке, активно использовали ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru. Наибольшее количество участников оценки в 2023 году отмечается в Вологодской (3304 чел.) и Самарской областях (1016 чел.).
В 2024 году наиболее активно ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru использовался для оценки получателями услуг в Свердловской области (6125 чел.), Московской области (3079 чел.), Иркутской области (2060 чел.) и др. При этом, в 2024 году участники оценки также активно использовали мобильное приложение гражданина «Наше мнение». Так, в Свердловской области им воспользовалось 540 человек, в Иркутской области – более 400. На примере данных субъектов видно, что применяются все возможные инструменты, но доля включенности операторов значительно возросла в 2024 году.
В сфере образования, как отмечалось ранее, количество участников оценки в целом наибольшее. Максимальное количество пользователей прошли оценку через личный кабинет на сайте bus.gov.ru в Краснодарском (8 149 чел.) и Ставропольском (5 403 чел.) краях, Республике Татарстан (5 016 чел.) и др. Лидером по использованию мобильного приложения гражданина «Наше мнение» в 2023 году стал Красноярский край (14 342 чел.).
В 2024 году количество пользователей ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru значительно возросло. В Свердловской области более 50 тысяч получателей услуг использовали ЛК для оценки и почти 10 тысяч человек в Ханты-Мансийском АО. Также в Свердловской области результаты оценки 3768 человек были собраны с помощью мобильного приложения оператора.
Значительный прирост участников оценки в сфере социального обслуживания наблюдается в 2024 году. ЛК гражданина на сайте bus.gov.ru активно пользовались получатели услуг в Краснодарском крае (3 142 чел.), Курской области (945 чел.), Ханты-Мансийском АО (618 чел.), Иркутской области (576 чел.) и др. Мобильное приложение гражданина «Наше мнение» в 2024 году наиболее востребовано также в Краснодарском крае (653 чел.), Ханты-Мансийском АО (377чел.), Республике Дагестан (371). В Краснодарском крае (603 чел.), Амурской области (403 чел.), Ханты-Мансийском АО (345 чел.).
В ходе оценки с помощью сервисов bus.gov.ru получатели услуг могут использовать четыре формы оценки: согласиться или не согласиться с уже присвоенной оценкой, оценить деятельность организаций по критериям в баллах, пройти опрос из 13 вопросов о качестве условий в организации или оставить отзыв о проведенных мероприятия по устранению недостатков. В 2023 и 2024 годах участники оценки чаще всего предпочитали оценивать деятельность учреждений по критериям в баллах и принимали участие в опросе по организации, то есть давали содержательную оценку. Причем количество участников, использовавших данные инструменты оценки, примерно сопоставимо: 138,5 тысяч в 2023 году и 132,3 тысячи оценок в 2024 году. При этом использование сервиса «согласен/не согласен с оценкой» в 2024 году практически приблизилось к нулю.
Повышение активности граждан в использовании сервисов bus.gov.ru во много обусловлено активной работой по обязательному размещению в организациях, а также на официальных сайтах организаций социальной сферы QR-кодов, через которые осуществляется переход на сайт www.bus.gov.ru или его мобильное приложение «Наше мнение» в раздел оценки.
Данная норма была введена письмом Минтруда России от 5 сентября 2023 г. № 28-4/10/В-13899. Согласно документу, в каждой организации в открытом доступе (на видном месте) должен быть размещен плакат с QR-кодом или такой код должен быть размешен на электронном носителе (цифровых устройствах, в т.ч. электронных табло, мониторах и пр.). При помощи QR-кода граждане-получатели социальных услуг могут принять участие в независимой оценке и выразить свое мнение о той или иной организации социальной сферы. Кроме того, код размещается на официальном сайте каждой организации социальной сферы. Также могут использоваться инструменты, которые операторы применяли раньше (заполненные анкеты, результаты опросов, в том числе телефонные). Теперь такие данные загружаются в мобильное приложение оператора.
Для проверки внедрения QR-кодов представители органов власти ряда субъектов РФ самостоятельно проверяли сайты организаций на предмет его наличия или посещали организации. Такой контроль осуществлялся в Амурской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Тюменской, Ульяновской областях, Республике Мордовия.
В сентябре 2024 года проводился выборочный мониторинг сайтов организаций социального обслуживания, результаты которого показали, что организации социального обслуживания активно включились в данный процесс. Более 75% организаций, вошедших в выборку, разместили на главной странице QR-код для перехода на опрос по конкретной организации на bus.gov.ru. Эти результаты коррелируются с результатами опроса органов исполнительной власти субъектов РФ. По результатам мониторинга внедрения персонифицированных QR-кодов 67,9% субъектов – участников опроса отметили, что плакаты с ними размещены в более 80% организаций субъекта. Также результаты мониторинга практики работы в субъектах РФ по НОК показали, что информирование организаций о необходимости размещения QR-кодов в 2023 - 2024 годах проводилось активно. 63% субъекта РФ провели мониторинг размещения в организациях кодов, а 20% его реализуют в настоящее время.
Заключение
Качество услуг и условия их оказания, не смотря на субъективность оценки, поддается измерению. Всестороннее исследование данной темы на протяжении 10 лет подтверждает, что оценка качества носит комплексный характер и связанна, как с качеством услуги в целом, так и с условиями ее оказания – материальной базой организаций, персоналом и пр. В социальной сфере качество услуги носит субъективный характер, что требует учета мнения получателей услуг – граждан.
Имеющиеся информационные сервисы призваны повысить достоверность и прозрачность оценки гражданами. Создана целостная система, которая позволяет гражданам самостоятельно участвовать в оценке или с помощью представителей оператора.
Работа по вовлечению получателей услуг в процесс оценки совершенствуется и имеются все предпосылки для ее дальнейшего развития. Основными условиями для этого являются проведение систематического мониторинга клиентоцентричности используемых сервисов, наращивание использования цифровых технологий, а также совершенствование механизмов информирования и вовлечения граждан в оценку
[1] Приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный № 52409 от 11 октября 20018 г.), далее – Единый порядок
[2] Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) «Ваш контроль» https://vashkontrol.ru (дата обращения 12.11.2024)
References:
Buchina O.V. (2015). Publichnyy audit kak instrument razresheniya protivorechiy upravleniya sistemoy gosudarstvennyh uslug [Public audit as a tool for resolving contradictions in the management of the public services system]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (2(74)). 8. (in Russian).
Grigoryants G.N., Petrova S.A. (2022). Sistema nezavisimoy otsenki kachestva uslug v sotsialnoy sfere: problemy, tekhnologii, perspektivy razvitiya [Independent assessment of service quality in the social sphere: challenges, technologies, development prospects]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (2(47)). 84-97. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2022-47-2-84-97.
Kalganov I.S. (2024). Otsenka rezultatov funktsionirovaniya elektronnogo pravitelstva i tsifrovizatsii gosudarstvennyh uslug [Assessment of the results of the functioning of e-government and digitalization of public services]. Intelligence. Innovation. Investments. (1). 29-41. (in Russian). doi: 10.25198/2077-7175-2024-1-29.
Losev K.V., Molchanova S.M. (2020). Povyshenie urovnya klientoorientirovannosti pri predostavlenii gosudarstvennyh i munitsipalnyh uslug [Increasing the level of customer orientation in providing state and municipal services]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (3(99)). 69-75. (in Russian). doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.03.02.012.
Malkin V.Yu. (2022). Klientoorientirovannyy podkhod kak osnova sovershenstvovaniya rynka edinyh gosudarstvennyh uslug [Customer-oriented approach as a basis for improving the market of unified public services]. Pervyy ekonomicheskiy zhurnal. (11(329)). 56-62. (in Russian). doi: 10.58551/20728115_2022_11_56.
Rogozin D.M., Solodovnikova O.B. (2021). Klientoorientirovannaya otsenka effektivnosti gosudarstvennyh uslug [Pro-customer efficiency assessment of public services]. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovyh issledovaniy. (4). 79-96. (in Russian). doi: 10.51692/1994-3776_2021_4_79.
Savoskin A.V., Mescheryagina V.A., Vokhidova A.Sh. (2024). Organizatsiya monitoringa kachestva predostavleniya gosudarstvennyh uslug [Organization of monitoring the quality of provision of public services]. Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (2(42)). 116-121. (in Russian).
Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A. (2021). Standartizatsiya i tsifrovizatsiya kadrovyh protsessov v organakh gosudarstvennoy vlasti s uchetom printsipa klientotsentrichnosti [Standardization and digitalization of personnel processes in public authorities considering the principle of customer-centricity]. Public service. 23 (5(133)). 80-91. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-80-91.
Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A. (2023). Monitoring i otsenka rezultativnosti kadrovyh protsessov gosudarstvennyh organov v usloviyakh vnedreniya standartov klientotsentrichnosti [Monitoring and evaluation of the effectiveness of personnel processes of state bodies in the context of implementation of customer-centric standards]. Leadership and Management. 10 (4). 1397-1418. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.4.119231.
Smirnova Yu.L., Tokareva L.S., Aleksandrov M.M., Minaev N.N., Rozova A.Yu., Donskaya O.N., Manina A.A., Volchkova I.V. (2023). Optimizatsiya deyatelnosti mnogofunktsionalnyh tsentrov Sankt-Peterburga: analiz dostupnosti i otsenka potrebnosti naseleniya v gosudarstvennyh uslugakh [Optimizing the activities of multifunctional centers in St. Petersburg: accessibility analysis and assessment of the population’s need for public services]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2359-2378. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.120229.
Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. (2022). Klientotsentrichnost gosudarstvennogo kontrolya: otsenka grazhdan [Are state enforcement activities client centric? citizens’ perspective]. Public administration issues. (3). 38-60. (in Russian). doi: 10.17323/1999-5431-2022-0-3-38-60.
Zhurikhin S.A. (2023). Klientoorientirovannost v sfere gosudarstvennogo upravleniya [The customer centricity in public administration]. Vestnik universiteta Pravitelstva Moskvy. (1(59)). 26-32. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 07:12:02