Управление отходами и вопросы организации эколого-ориентированных производств
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Введение. Ежегодно на территории России образуется около 9 млрд. тонн отходов производства и потребления (рисунок 1), накоплено – около 40 млрд. тонн, образование твердых коммунальных отходов (ТКО) – 60 млн. тонн в год.
Рисунок 1 – Показатели обращения с отходами в Российской Федерации
Источник: [16]
В Российской Федерации формирование экономики замкнутого цикла является одной из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года [8]. Формируемая федеральная схема, охватывающая всю систему обращения с отходами в масштабах страны, предполагает совершенствование законодательства в сфере экономики замкнутого цикла, создание новых экологических требований, ввод новых перерабатывающих мощностей.
В 2019 году запущен национальный проект «Экология», в котором установлены цели: доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), должна составлять 100%; доля ТКО, направленных на захоронение – 49,8% [12]. За четыре года реализации проекта введено в эксплуатацию 211 объектов по переработке отходов общей мощностью 19 млн. тонн в год. Так, например, комплекс по переработке отходов «Восток» (мощностью сортировки до 1,2 млн. тонн отходов ежегодно) является крупнейшим в Европе.
В 2020 году вступил в действие Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Целевым показателем в паспорте проекта является использование вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики до 32%. Проект разработан с целью сокращения производства отходов, снижения количества полигонов и свалок в стране, сохранения природных ресурсов.
Кроме того, в России реализуется Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», направленный на формирование эффективной системы обращения с ТКО в масштабах страны. В рамках проекта внедрен институт региональных операторов, создана государственная информационная система учета отходов, включая электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, принят комплекс основополагающих нормативных и правовых актов. Согласно статистике, по итогам 2023 года в стране более 53% всех ТКО уже проходят сортировку (уровень 2018 года – 3%), а 13,9% отходов используются повторно (2018 год – 1%) [1].
В 2018 году в России утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления до 2030 года (Далее «Стратегия...») [9].
Уровень перерабатываемых отходов в России показывает положительную динамику. Однако, учитывая внешние и внутренние экономические проблемы (санкционное давление, выход ряда компаний из перспективных проектов, недостаток передовых технологий в области экологизации производства), существует угроза снижения интереса инвесторов к отрасли переработки отходов, которая значительно зависит от иностранных технологий. В этой связи, создание механизмов стимулирования отечественных инноваций в сфере переработки отходов имеет высокую значимость. Научные разработки, направленные на переработку отходов, также должны иметь финансовую поддержку, а изобретательскую деятельность необходимо субсидировать.
Кроме того, важно учитывать, что использование в производственном процессе первичного сырья экономически выгоднее, чем вовлечение вторичных материалов. В этой связи, требуется развитие системы мер государственной поддержки перехода к циклической экономике. Эффективным методом могут стать налоговые стимулы и льготное кредитование для предприятий, реализующих эколого-ориентированные проекты. Для привлечения дополнительного финансирования в индустрию переработки отходов и формирования современной инфраструктуры в отрасли необходимо развивать организационные механизмы, в том числе такие как государственно-частное партнерство.
Цель исследования определить основные актуальные направления в сфере управления отходами и организации эколого-ориентированных производств по их утилизации.
Методология и материалы исследования. В исследовании использовались методы комплексного анализа документов, выполнялось обобщение проблем в вопросах управления отходами. В частности проанализирована нормативная и правая база эколого-ориентированной направленности национальной экономики и промышленности в целом. Применялся метод декомпозиции стратегических задач в сфере управления отходами. Алгоритмизация процесса организации чистых производств.
Использовались открытые источники академической, правовой и нормативной документации.
Результаты и дискуссия.
Регулирование системы управления отходами. «Стратегия…» представляет собой комплексный план, призванный обеспечить устойчивое экономическое развитие, улучшить качество жизни граждан и значительно снизить накопленный вред природным системам. Стратегия выходит за рамки традиционного подхода к утилизации мусора и ставит перед собой важные амбициозные задачи перехода к экономике замкнутого цикла [9].
Стратегия сфокусирована на шести ключевых направлениях, каждое из которых имеет свои специфические задачи и подходы к реализации.
1. Минимизация образования отходов. Эта цель выходит за рамки простого уменьшения количества мусора. Она подразумевает системный подход, начинающийся с проектирования продукции. Производители должны быть стимулированы к созданию товаров с более длительным сроком службы, возможностью ремонта и повторного использования, а также к использованию экологически чистых материалов. Внедрение принципов «зеленого» дизайна и «бережливого производства» играет здесь ключевую роль. Это включает в себя разработку стандартов на продукцию с учетом её жизненного цикла и стимулирование производителей к расширенной ответственности за утилизацию своей продукции. Кроме того, особое внимание уделяется минимизации отходов в сельском хозяйстве, строительной отрасли и других крупных секторах экономики.
2. Развитие инфраструктуры. Стратегия предполагает масштабную модернизацию и развитие инфраструктуры по обращению с отходами. Это не только строительство новых мусороперерабатывающих заводов, современных полигонов, соответствующих всем экологическим нормам (с системами сбора и обезвреживания фильтрата, биогаза и т.д.), но и создание разветвленной сети сортировочных комплексов, пунктов приема вторсырья и пунктов раздельного сбора мусора. Особое внимание уделяется развитию региональных и локальных систем обработки отходов, учитывая географические особенности и плотность населения. В стратегии также прописаны меры по цифровизации данной отрасли, включая системы мониторинга, управления и контроля за потоками отходов.
3. Повышение уровня переработки. Стратегия ставит перед собой амбициозную цель – значительное увеличение доли перерабатываемых отходов. Это требует не только развития перерабатывающих мощностей, но и совершенствования систем сортировки и подготовки отходов к переработке. Особое внимание уделяется развитию технологий переработки сложных видов отходов, таких как медицинские, строительные и электронные отходы. Для достижения этой цели планируется введение расширенной ответственности производителей (РОП) в отношении утилизации своей продукции, что стимулирует их к использованию перерабатываемых материалов и инвестированию в системы утилизации. Кроме того, обозначается необходимость стимулирования развития рынка вторичных материальных ресурсов.
4. Инновационные технологии. Стратегия активно поддерживает внедрение передовых технологий, таких как пиролиз, газификация, плазменная обработка, биологическое разложение и другие. Это позволит промышленным компаниям более эффективно и безопасно обрабатывать отходы, извлекать из них ценные вещества и получать энергию. Развитие инноваций в этой области будет стимулироваться через государственное финансирование научно-исследовательских работ, грантовую поддержку стартапов и создание специальных инновационных центров.
5. Экологическое просвещение. Изменение общественного сознания – неотъемлемая часть успешной реализации стратегии. Широкомасштабные информационные кампании, образовательные программы в школах и вузах, а также работа с населением на местном уровне призваны повысить экологическую грамотность и формировать ответственное поведение по отношению к отходам. В рамках этой цели планируется активное внедрение систем раздельного сбора мусора и повышение информированности граждан о возможностях переработки различных видов отходов.
6. Международное сотрудничество. Россия активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными партнерами в области обмена опытом и технологиями. Это включает в себя участие в международных проектах, привлечение зарубежных инвестиций и внедрение лучших мировых практик в области обращения с отходами. Обмен опытом позволит ускорить процесс реализации стратегии и избежать возможных ошибок.
К конкретным мерам управленческого характера, которые стимулируют переход к более эффективному обращению с отходами и становлению экономики замкнутого цикла, в Российской Федерации можно отнести:
1. Внедрение механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). РОП – механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров и упаковки обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств [10].
2. Выпуск зеленых облигаций Российского экологического оператора (РЭО). Согласно оценкам, в 2022-2024 гг. данный механизм способен привлечь более 100 млрд. рублей в 50 концессионных проектов.
3. Учет доли вторичного сырья в качестве объекта закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд [6].
4. Развитие экопромышленных парков, которые представляет собой площадки, где будут развернуты кластеры по утилизации отходов и производству вторичных ресурсов.
5. Введение нормативов вовлечения вторичного сырья в промышленное производство [13].
Однако для эффективной реализации концепции циклической экономики требуется объединение усилий государства и регионов, бизнеса, общества. В этом случае переход к модели экономики замкнутого цикла сформирует значимые экономические и социальные эффекты. Важно, чтобы промышленные предприятия имели возможности и ресурсы интегрировать в бизнес-процессы новые механизмы. Задачи государства, бизнеса и общества при переходе к модели экономики замкнутого цикла представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Стратегические задачи ключевых стейкхолдеров при переходе к модели экономики замкнутого цикла
Источник: составлен автором с использованием [5]
Как видно из рисунка 2, задачи имеют фундаментальный характер, требуется развитие организационных механизмов, в том числе интеграционного характера для их реализации.
Индустриальное развитие, производство товаров и их потребление в условиях растущих городов дает понимание, что количество отходов также возрастает. В рамках концепции экономики замкнутого цикла, необходимо перерабатывать больше отходов и производить новые продукты на их основе [3, 18]. Однако достижение высоких результатов не может быть моментальным. Этот процесс требует прохождения долгого пути модернизации производства, образования и просвещения населения. Поэтому создаваемые правительством Российской Федерации инициативы рассчитаны на долгосрочную перспективу.
Центральным звеном концепции экономики замкнутого цикла является обращение с отходами [17]. Согласно законодательству Российской Федерации, «твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [15].
На рисунке 3 представлена иерархия обращения с отходами. Наиболее эффективными способами являются предотвращение их образования и переработка, которые в перспективы должны заменить захоронение на полигонах.
Рисунок 3 – Иерархия обращения с отходами
Источник: составлен автором с использованием [7]
Проблема образования отходов увеличивается с ростом населения и увеличения благосостояния. Система управления обращения с ТКО предполагает ряд действий организационно-технического характера, направленных на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и превращение их во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции, получение энергии для снижения нагрузки на природные системы и климат.
Вопросы организации эколого-ориентированных производств. Главными ограничениями перехода к эколого-ориентированным производствам считаются необходимость технологического перевооружения и значительные объемы капитальных вложений, связанные с реализацией программ и проектов. Фокус при этом смещается от наращивания объемов производственных мощностей в пользу повышения эффективности использования ресурсного потенциала и повышения уровня экологической безопасности [11].
Ожидаемые результаты формируют новые стимулы к поиску путей организации эколого-ориентированных производств и возможностей эффективного внедрения прогрессивных технологий, обеспечивающих «замкнутый цикл».
В рамках непосредственно планирования создания эколого-ориентированных производств особое внимание следует обратить на такие составляющие, как (1) оценка возможностей (ресурсных, инвестиционных и пр.), (2) технологическая обеспеченность, (3) организационно-управленческие аспекты. Выбираемые технологии должны соответствовать принципам наилучших доступных технологий (НДТ) и создавать основу для внедрения систем замкнутого цикла. При обосновании условий внедрения безотходных технологий фокус смещается в пользу организационно-управленческих аспектов по вопросам обеспечения цикличности потоков веществ (материалов, ресурсных компонентов), системности реализуемых мер, возможности кооперации с другими производствами (включение новых стадий переработки) и отраслевой кооперации [4]. На рисунке 4 представлен алгоритм организации и планирования эколого-ориентированных производств.
Одной из главных задач при этом является создание и обеспечение «рационального производства». Это означает, что наращивание производственных мощностей за счет экологической модернизации, увеличение объемов и расширение ассортимента выпускаемой продукции не должны приводить к сохранению или увеличению ущерба природным и социальным экосистемам [2]. Ввиду чего целесообразно ориентироваться на оптимизацию всех ключевых параметров – экономических, технологических, производственных, социальных и пр.
Рисунок 4 – Алгоритм организации и планирования «эколого-ориентированного производства»
Источник: составлен автором
Вопросы оценки эффективности эколого-ориентированных производств должна базироваться на следующих принципах:
1. Учет специфики отраслей, производственных и технологических процессов.
2. Введение в научно-методическое обеспечение оценки эколого-ориентированных инвестиционных проектов уточенных общественных эффектов.
3. Обязательное использование критериальной оценки, базирующейся не только на экономических и экологических индикаторах, но также включающей возможные параметры социальных, инновационных, климатических, интеграционных измерений.
4. Возможность использования обобщающего показателя.
Все приведенные вышеприведенные принципы формируют иной подход к оценке программ и проектов экологической модернизации. Оценка результативности в конечном итоге должна выступить базисом к дальнейшему поиску путей совершенствования действующих производственно-технологических схем.
Для активизации процесса управления отходами на промышленных предприятиях особое внимание следует уделить функции стимулирования (в том числе экономического) предприятий к экологической модернизации, а в ряде случаев – переходу к использованию наилучших доступных технологий.
В качестве эффективных мер и механизмов в данном ключе можно рассмотреть следующие [14]:
- введение системы льгот по экологическим платежам путем зачета расходов на внедрение технологий приработки отходов;
- пересмотр условий инвестиционного кредитования по проектам, нацеленным на внедрение программ экологической модернизации в производственно-технологический цикл;
- более интенсивное использование механизмов частно-государственного партнерства;
- увеличение размера штрафов за накопленный ущерб окружающей среде в случае несоответствия показателей деятельности предприятий экологическим и природоохранным стандартам.
Выводы. Таким образом, в настоящее время важность повышения устойчивости развития отечественной экономики и промышленного сектора представляется очевидной, что предопределяет комплекс развития государственных регуляторных мер по вопросам управления отходами и становления технологических цепочек замкнутого цикла
Особое внимание в рамках направления экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) следует уделить вовлечению в промышленный оборот накопленного экологического ущерба в форме отходов производства. Переработка отходов открывает широкие возможности получения дополнительных видов готовой продукции (диверсификация), а также могут возникать новые экономические, социальные, инновационные эффекты при одновременном снижении рисков, связанных с загрязнением биосферы.
В целом, в качестве главных предпосылок становления промышленных моделей замкнутого цикла, имеющихся в России, следует выделить:
- значительный объем накопленных отходов;
- определенный научно-технологический задел в области прогрессивных технологий переработки отходов;
- развитие нормативной и правовой базы в области управления отходами, постоянное совершенствование методологического обеспечения;
- широкие возможности в рамках применения мер и механизмов, стимулирующих компании (бизнес, проекты) к экологической модернизации.
Стоит отметить, что регулирующие механизмы и инструменты в федеральных программах и стратегиях выступают лишь базисом для выстраивания целостной управленческой системы по становлению системы обращения с отходами и экономики замкнутого цикла. Результативность практической реализации принципов формирования производственно-технологических моделей замкнутого цикла будет во многом зависеть от конкретных применяемых на практике инструментов, их доступности, четкого целеполагания и организации проекта (программы) эколого-ориентированного развития.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 21:39:12