Waste management and organization of environmentally-friendly industries

Ishin L.A.1
1 Ассоциации проектировщиков \"Столичное объединение проектировщиков\" саморегулируемая организация

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404145

Abstract:
The issues of ensuring environmental sustainability and safety of the population are considered to be the most important strategic tasks of the state. Waste management requires the justification of a list of important decisions at various levels, involving federal and regional authorities, industrial companies and public organizations. The study summarizes the key areas of waste management and justifies the importance of ecological modernization of industrial production. The strategic goals of the state, business and society in the context of the creation of a circular economy are identified. At the same time, a set of measures for the creation of closed-loop industries creates the conditions for the formation of complex technological chains for the disposal of various wastes, including polymer wastes. The article proposes an algorithm for organizing the process of implementing a program or project aimed at ecological modernization of existing production. An important aspect in the organization of such projects is the search for co-funding opportunities and the establishment of constructive interaction with potential stakeholders.

Keywords: waste management, circular economy, environmentally-friendly production, organization

JEL-classification: Q53, Q51, Q57



Введение. Ежегодно на территории России образуется около 9 млрд. тонн отходов производства и потребления (рисунок 1), накоплено – около 40 млрд. тонн, образование твердых коммунальных отходов (ТКО) – 60 млн. тонн в год.

Рисунок 1 – Показатели обращения с отходами в Российской Федерации

Источник: [16]

В Российской Федерации формирование экономики замкнутого цикла является одной из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года [8]. Формируемая федеральная схема, охватывающая всю систему обращения с отходами в масштабах страны, предполагает совершенствование законодательства в сфере экономики замкнутого цикла, создание новых экологических требований, ввод новых перерабатывающих мощностей.

В 2019 году запущен национальный проект «Экология», в котором установлены цели: доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), должна составлять 100%; доля ТКО, направленных на захоронение – 49,8% [12]. За четыре года реализации проекта введено в эксплуатацию 211 объектов по переработке отходов общей мощностью 19 млн. тонн в год. Так, например, комплекс по переработке отходов «Восток» (мощностью сортировки до 1,2 млн. тонн отходов ежегодно) является крупнейшим в Европе.

В 2020 году вступил в действие Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». Целевым показателем в паспорте проекта является использование вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики до 32%. Проект разработан с целью сокращения производства отходов, снижения количества полигонов и свалок в стране, сохранения природных ресурсов.

Кроме того, в России реализуется Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», направленный на формирование эффективной системы обращения с ТКО в масштабах страны. В рамках проекта внедрен институт региональных операторов, создана государственная информационная система учета отходов, включая электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, принят комплекс основополагающих нормативных и правовых актов. Согласно статистике, по итогам 2023 года в стране более 53% всех ТКО уже проходят сортировку (уровень 2018 года – 3%), а 13,9% отходов используются повторно (2018 год – 1%) [1].

В 2018 году в России утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления до 2030 года (Далее «Стратегия...») [9].

Уровень перерабатываемых отходов в России показывает положительную динамику. Однако, учитывая внешние и внутренние экономические проблемы (санкционное давление, выход ряда компаний из перспективных проектов, недостаток передовых технологий в области экологизации производства), существует угроза снижения интереса инвесторов к отрасли переработки отходов, которая значительно зависит от иностранных технологий. В этой связи, создание механизмов стимулирования отечественных инноваций в сфере переработки отходов имеет высокую значимость. Научные разработки, направленные на переработку отходов, также должны иметь финансовую поддержку, а изобретательскую деятельность необходимо субсидировать.

Кроме того, важно учитывать, что использование в производственном процессе первичного сырья экономически выгоднее, чем вовлечение вторичных материалов. В этой связи, требуется развитие системы мер государственной поддержки перехода к циклической экономике. Эффективным методом могут стать налоговые стимулы и льготное кредитование для предприятий, реализующих эколого-ориентированные проекты. Для привлечения дополнительного финансирования в индустрию переработки отходов и формирования современной инфраструктуры в отрасли необходимо развивать организационные механизмы, в том числе такие как государственно-частное партнерство.

Цель исследования определить основные актуальные направления в сфере управления отходами и организации эколого-ориентированных производств по их утилизации.

Методология и материалы исследования. В исследовании использовались методы комплексного анализа документов, выполнялось обобщение проблем в вопросах управления отходами. В частности проанализирована нормативная и правая база эколого-ориентированной направленности национальной экономики и промышленности в целом. Применялся метод декомпозиции стратегических задач в сфере управления отходами. Алгоритмизация процесса организации чистых производств.

Использовались открытые источники академической, правовой и нормативной документации.

Результаты и дискуссия.

Регулирование системы управления отходами. «Стратегия…» представляет собой комплексный план, призванный обеспечить устойчивое экономическое развитие, улучшить качество жизни граждан и значительно снизить накопленный вред природным системам. Стратегия выходит за рамки традиционного подхода к утилизации мусора и ставит перед собой важные амбициозные задачи перехода к экономике замкнутого цикла [9].

Стратегия сфокусирована на шести ключевых направлениях, каждое из которых имеет свои специфические задачи и подходы к реализации.

1. Минимизация образования отходов. Эта цель выходит за рамки простого уменьшения количества мусора. Она подразумевает системный подход, начинающийся с проектирования продукции. Производители должны быть стимулированы к созданию товаров с более длительным сроком службы, возможностью ремонта и повторного использования, а также к использованию экологически чистых материалов. Внедрение принципов «зеленого» дизайна и «бережливого производства» играет здесь ключевую роль. Это включает в себя разработку стандартов на продукцию с учетом её жизненного цикла и стимулирование производителей к расширенной ответственности за утилизацию своей продукции. Кроме того, особое внимание уделяется минимизации отходов в сельском хозяйстве, строительной отрасли и других крупных секторах экономики.

2. Развитие инфраструктуры. Стратегия предполагает масштабную модернизацию и развитие инфраструктуры по обращению с отходами. Это не только строительство новых мусороперерабатывающих заводов, современных полигонов, соответствующих всем экологическим нормам (с системами сбора и обезвреживания фильтрата, биогаза и т.д.), но и создание разветвленной сети сортировочных комплексов, пунктов приема вторсырья и пунктов раздельного сбора мусора. Особое внимание уделяется развитию региональных и локальных систем обработки отходов, учитывая географические особенности и плотность населения. В стратегии также прописаны меры по цифровизации данной отрасли, включая системы мониторинга, управления и контроля за потоками отходов.

3. Повышение уровня переработки. Стратегия ставит перед собой амбициозную цель – значительное увеличение доли перерабатываемых отходов. Это требует не только развития перерабатывающих мощностей, но и совершенствования систем сортировки и подготовки отходов к переработке. Особое внимание уделяется развитию технологий переработки сложных видов отходов, таких как медицинские, строительные и электронные отходы. Для достижения этой цели планируется введение расширенной ответственности производителей (РОП) в отношении утилизации своей продукции, что стимулирует их к использованию перерабатываемых материалов и инвестированию в системы утилизации. Кроме того, обозначается необходимость стимулирования развития рынка вторичных материальных ресурсов.

4. Инновационные технологии. Стратегия активно поддерживает внедрение передовых технологий, таких как пиролиз, газификация, плазменная обработка, биологическое разложение и другие. Это позволит промышленным компаниям более эффективно и безопасно обрабатывать отходы, извлекать из них ценные вещества и получать энергию. Развитие инноваций в этой области будет стимулироваться через государственное финансирование научно-исследовательских работ, грантовую поддержку стартапов и создание специальных инновационных центров.

5. Экологическое просвещение. Изменение общественного сознания – неотъемлемая часть успешной реализации стратегии. Широкомасштабные информационные кампании, образовательные программы в школах и вузах, а также работа с населением на местном уровне призваны повысить экологическую грамотность и формировать ответственное поведение по отношению к отходам. В рамках этой цели планируется активное внедрение систем раздельного сбора мусора и повышение информированности граждан о возможностях переработки различных видов отходов.

6. Международное сотрудничество. Россия активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными партнерами в области обмена опытом и технологиями. Это включает в себя участие в международных проектах, привлечение зарубежных инвестиций и внедрение лучших мировых практик в области обращения с отходами. Обмен опытом позволит ускорить процесс реализации стратегии и избежать возможных ошибок.

К конкретным мерам управленческого характера, которые стимулируют переход к более эффективному обращению с отходами и становлению экономики замкнутого цикла, в Российской Федерации можно отнести:

1. Внедрение механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). РОП – механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров и упаковки обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств [10].

2. Выпуск зеленых облигаций Российского экологического оператора (РЭО). Согласно оценкам, в 2022-2024 гг. данный механизм способен привлечь более 100 млрд. рублей в 50 концессионных проектов.

3. Учет доли вторичного сырья в качестве объекта закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд [6].

4. Развитие экопромышленных парков, которые представляет собой площадки, где будут развернуты кластеры по утилизации отходов и производству вторичных ресурсов.

5. Введение нормативов вовлечения вторичного сырья в промышленное производство [13].

Однако для эффективной реализации концепции циклической экономики требуется объединение усилий государства и регионов, бизнеса, общества. В этом случае переход к модели экономики замкнутого цикла сформирует значимые экономические и социальные эффекты. Важно, чтобы промышленные предприятия имели возможности и ресурсы интегрировать в бизнес-процессы новые механизмы. Задачи государства, бизнеса и общества при переходе к модели экономики замкнутого цикла представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Стратегические задачи ключевых стейкхолдеров при переходе к модели экономики замкнутого цикла

Источник: составлен автором с использованием [5]

Как видно из рисунка 2, задачи имеют фундаментальный характер, требуется развитие организационных механизмов, в том числе интеграционного характера для их реализации.

Индустриальное развитие, производство товаров и их потребление в условиях растущих городов дает понимание, что количество отходов также возрастает. В рамках концепции экономики замкнутого цикла, необходимо перерабатывать больше отходов и производить новые продукты на их основе [3, 18]. Однако достижение высоких результатов не может быть моментальным. Этот процесс требует прохождения долгого пути модернизации производства, образования и просвещения населения. Поэтому создаваемые правительством Российской Федерации инициативы рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Центральным звеном концепции экономики замкнутого цикла является обращение с отходами [17]. Согласно законодательству Российской Федерации, «твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [15].

На рисунке 3 представлена иерархия обращения с отходами. Наиболее эффективными способами являются предотвращение их образования и переработка, которые в перспективы должны заменить захоронение на полигонах.

Рисунок 3 – Иерархия обращения с отходами

Источник: составлен автором с использованием [7]

Проблема образования отходов увеличивается с ростом населения и увеличения благосостояния. Система управления обращения с ТКО предполагает ряд действий организационно-технического характера, направленных на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот и превращение их во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции, получение энергии для снижения нагрузки на природные системы и климат.

Вопросы организации эколого-ориентированных производств. Главными ограничениями перехода к эколого-ориентированным производствам считаются необходимость технологического перевооружения и значительные объемы капитальных вложений, связанные с реализацией программ и проектов. Фокус при этом смещается от наращивания объемов производственных мощностей в пользу повышения эффективности использования ресурсного потенциала и повышения уровня экологической безопасности [11].

Ожидаемые результаты формируют новые стимулы к поиску путей организации эколого-ориентированных производств и возможностей эффективного внедрения прогрессивных технологий, обеспечивающих «замкнутый цикл».

В рамках непосредственно планирования создания эколого-ориентированных производств особое внимание следует обратить на такие составляющие, как (1) оценка возможностей (ресурсных, инвестиционных и пр.), (2) технологическая обеспеченность, (3) организационно-управленческие аспекты. Выбираемые технологии должны соответствовать принципам наилучших доступных технологий (НДТ) и создавать основу для внедрения систем замкнутого цикла. При обосновании условий внедрения безотходных технологий фокус смещается в пользу организационно-управленческих аспектов по вопросам обеспечения цикличности потоков веществ (материалов, ресурсных компонентов), системности реализуемых мер, возможности кооперации с другими производствами (включение новых стадий переработки) и отраслевой кооперации [4]. На рисунке 4 представлен алгоритм организации и планирования эколого-ориентированных производств.

Одной из главных задач при этом является создание и обеспечение «рационального производства». Это означает, что наращивание производственных мощностей за счет экологической модернизации, увеличение объемов и расширение ассортимента выпускаемой продукции не должны приводить к сохранению или увеличению ущерба природным и социальным экосистемам [2]. Ввиду чего целесообразно ориентироваться на оптимизацию всех ключевых параметров – экономических, технологических, производственных, социальных и пр.

Рисунок 4 – Алгоритм организации и планирования «эколого-ориентированного производства»

Источник: составлен автором

Вопросы оценки эффективности эколого-ориентированных производств должна базироваться на следующих принципах:

1. Учет специфики отраслей, производственных и технологических процессов.

2. Введение в научно-методическое обеспечение оценки эколого-ориентированных инвестиционных проектов уточенных общественных эффектов.

3. Обязательное использование критериальной оценки, базирующейся не только на экономических и экологических индикаторах, но также включающей возможные параметры социальных, инновационных, климатических, интеграционных измерений.

4. Возможность использования обобщающего показателя.

Все приведенные вышеприведенные принципы формируют иной подход к оценке программ и проектов экологической модернизации. Оценка результативности в конечном итоге должна выступить базисом к дальнейшему поиску путей совершенствования действующих производственно-технологических схем.

Для активизации процесса управления отходами на промышленных предприятиях особое внимание следует уделить функции стимулирования (в том числе экономического) предприятий к экологической модернизации, а в ряде случаев – переходу к использованию наилучших доступных технологий.

В качестве эффективных мер и механизмов в данном ключе можно рассмотреть следующие [14]:

- введение системы льгот по экологическим платежам путем зачета расходов на внедрение технологий приработки отходов;

- пересмотр условий инвестиционного кредитования по проектам, нацеленным на внедрение программ экологической модернизации в производственно-технологический цикл;

- более интенсивное использование механизмов частно-государственного партнерства;

- увеличение размера штрафов за накопленный ущерб окружающей среде в случае несоответствия показателей деятельности предприятий экологическим и природоохранным стандартам.

Выводы. Таким образом, в настоящее время важность повышения устойчивости развития отечественной экономики и промышленного сектора представляется очевидной, что предопределяет комплекс развития государственных регуляторных мер по вопросам управления отходами и становления технологических цепочек замкнутого цикла

Особое внимание в рамках направления экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) следует уделить вовлечению в промышленный оборот накопленного экологического ущерба в форме отходов производства. Переработка отходов открывает широкие возможности получения дополнительных видов готовой продукции (диверсификация), а также могут возникать новые экономические, социальные, инновационные эффекты при одновременном снижении рисков, связанных с загрязнением биосферы.

В целом, в качестве главных предпосылок становления промышленных моделей замкнутого цикла, имеющихся в России, следует выделить:

- значительный объем накопленных отходов;

- определенный научно-технологический задел в области прогрессивных технологий переработки отходов;

- развитие нормативной и правовой базы в области управления отходами, постоянное совершенствование методологического обеспечения;

- широкие возможности в рамках применения мер и механизмов, стимулирующих компании (бизнес, проекты) к экологической модернизации.

Стоит отметить, что регулирующие механизмы и инструменты в федеральных программах и стратегиях выступают лишь базисом для выстраивания целостной управленческой системы по становлению системы обращения с отходами и экономики замкнутого цикла. Результативность практической реализации принципов формирования производственно-технологических моделей замкнутого цикла будет во многом зависеть от конкретных применяемых на практике инструментов, их доступности, четкого целеполагания и организации проекта (программы) эколого-ориентированного развития.


References:

Cherepovitsyn A.E., Lebedev A.P. (2022). Vozmozhnosti ispolzovaniya tekhnologiy zamknutogo tsikla v neftegazovom komplekse [Possibilities of closed-cycle technologies in the oil and gas complex]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1185-1198. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114923.

Konyk O.A., Zhideleva V.V., Pungina V.S. [i dr.] (2015). Metodologiya i praktika chistogo proizvodstva [Methodology and practice of clean production] Syktyvkar. (in Russian).

Kuznetsova E.A., Cherepovitsyna A.A. (2021). Utilizatsiya uglekislogo gaza i tsirkulyarnaya ekonomika: mir, Rossiya, Arktika [Carbon dioxide utilization and circular economy: the world, Russia and the Arctic]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. (4). 42-55. (in Russian). doi: 10.37614/2220-802X.4.2021.74.004.

Marinina O.A., Kirsanova N. Y., Nevskaya M. A. (2022). Circular economy models in industry: developing a conceptual framework Energies. 15 (24). 9376. doi: 10.3390/en15249376.

Petrov I.V. (2016). Ekonomicheskie aspekty perekhoda gornodobyvayushchikh predpriyatiy na printsipy nailuchshikh dostupnyh tekhnologiy [Economic aspects of mining enterprises transition to the principles of best available technologies]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). (8). 333-339. (in Russian).

Страница обновлена: 04.04.2025 в 08:03:16