Технологический суверенитет Евразийского экономического союза в условиях новой реальности
Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Статья посвящена оценке технологического суверенитета Евразийского экономического союза в современных условиях. Автором проведен комплексный анализ процесса достижения и обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза, выявлены проблемы и перспективы его обеспечения. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором уточнено определение технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке, получили развитие ряд положений концепции технологического суверенитета, разработаны рекомендации по достижению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. Сделан вывод, что в условиях нового миропорядка достижение технологического суверенитета Евразийского экономического союза выступает важным вектором развития интеграционной группировки. Эффективность достижения и обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза во многом зависит от уровня и степени развития интеграции, а также усилий в этой сфере со стороны каждого государства-члена Евразийского экономического союза. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии технологического суверенитета Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционная группировка, Российская Федерация, санкции, технологический суверенитет
JEL-классификация: F51, F50, F15
Введение
Ключевым звеном и катализатором четвертой промышленной революции выступает научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами и, как следствие. стремление противоборствующих государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. Вопрос технологического суверенитета становится особо актуальным в условиях новой реальности – бурного развития технологий, цифровизации, ростом высокотехнологичных видов продукции и др. Действия государств в области достижения и обеспечения технологического суверенитета могут быть многократно усилены за счет объединения усилий – развития научно-технологического сотрудничества и углубления кооперационного взаимодействия, особенно в рамках интеграционных объединений. Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях санкционного режима важность достижения и обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) резко возрастает.
Осмыслению теоретических и практических аспектов достижения и обеспечения технологического суверенитета государств посвящено немало монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ и выявлению проблем формирования и развития технологического суверенитета посвящены работы А.А. Афанасьева [1], О.Ю. Болдырева [2], П. Гранта [3], Г. Дизена [4], С.Ю. Кашкина [5], М.Н. Петрова [6] и др. Вопросы функционирования ЕАЭС и анализ научно-технологического сотрудничества исследуются в научных трудах Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [7], Андроновой И.В. [8], Киселевой О.Н. [9], Макаренко Е.Н. [10] и др. Вместе с тем, проблема технологического суверенитета интеграционных объединений, в частности Евразийского экономического союза, в недостаточной степени отражена в научной литературе.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.
Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по совершенствованию системы достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.
Авторская гипотеза предполагает, что достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки во многом определяется степенью и глубиной развития интеграционного процесса.
Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции технологического развития. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.
В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:
- конструирование определения технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке и с учетом волатильности текущей геополитической ситуации в мире;
- анализ нормативно-законодательной базы по обеспечению и реализации технологического суверенитета и научно-технологической политики ЕАЭС;
- анализ современной ситуации в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе;
- выделение основных проблем, тормозящих достижение и обеспечение технологического суверенитета в ЕАЭС;
- разработка рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС.
Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза по вопросам научно-технологического и цифрового сотрудничества, статистика ООН, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.
Основная часть
В свете происходящих геополитических трансформаций, возрастающей конкуренции и турбулентности мировой экономики вопрос достижения и обеспечения технологического суверенитета выходит на первые позиции в экономической и политической повестке большинства государств и интеграционных группировок. Не является исключением и ЕАЭС, функционирующий с 2015 года и включающий в свой состав пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Укрепление технологического суверенитета является одним из важных векторов работы в Евразийском экономическом союзе.
В научном мире наблюдается множественность определений технологического суверенитета, что обусловлено сложностью и многофакторностью данного явления, особенно в условиях новой реальности. Один из авторитетных научно-исследовательских институтов в мире – институт Фраунгофера - под технологическим суверенитетом понимает «способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости» [11]. С учетом вышесказанного и существующих реалий времени в виде санкционных ограничений предлагается уточнить суть понятия «технологический суверенитет» как способность макроэкономической системы обеспечивать потребности своих хозяйствующих субъектов в технологиях, созданных отечественными производителями или совместно на паритетных началах с экономическими субъектами из «дружественных» государств, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках инновационные товары и услуги.
В контексте данного исследования технологический суверенитет будет рассмотрен применительно к интеграционной группировке. Соответственно технологический суверенитет интеграционного союза определим, как способность интеграционного объединения обеспечивать потребности своих экономических субъектов в критических технологиях, созданных как национальными производителями, так и совместно на паритетных началах с хозяйствующими субъектами из государств-членов, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичные товары и услуги. На наш взгляд, уровень, а также пути достижения и обеспечения технологического суверенитета интеграционной группировки во многом определяются и зависят от степени и глубины интеграции, поскольку степень интеграционного взаимодействия дает государствам-членам интеграционной группировки определенные возможности и преимущества по укреплению технологического суверенитета и достижению баланса между интегрирующимися странами-членами по сравнению с государствами, не входящими в данное интеграционное объединение.
Нормативно-правовую базу научно-технологической политики и достижения и обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС составляет следующая документация [12]: планы научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на год, Решение Высшего совета ЕАЭС от 23.12.2014 №110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза» [13], Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [14] и др. Широкий перечень разработанной документации в области научно-технологического сотрудничества ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако реальные практические шаги по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.
Согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года», к основным стратегическим направлениям развития ЕАЭС до 2025 года относятся:
- повышение эффективности функционирования рынков товаров;
- полное устранение барьеров и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС;
- совершенствование таможенного регулирования в рамках ЕАЭС;
- объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ;
- обеспечение гарантий качества и безопасности обращаемых товаров и защиты прав потребителей;
- разработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию;
- формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем;
- выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [14]. Среди основных направлений стратегического сотрудничества ЕАЭС особо можно отметить научно-технологическое направление, достигаемое, прежде всего, за счет кооперации усилий всех государств-членов ЕАЭС.
В рамках научного и технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными и ключевыми (критическими) составляющими являются:
- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;
- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;
- распространение новых материалов;
- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;
- сельское хозяйство;
- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;
- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;
- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;
- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [15].
Анализ ключевых составляющих научно-технологической политики ЕАЭС позволяет сделать вывод, что эти направления являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Развитию вышеперечисленных сфер научно-технологической политики ЕАЭС способно значительно повысить степень технологического суверенитета ЕАЭС и снизить зависимость интеграционной группировки от третьих стран.
Однако, несмотря на увеличение промышленного производства, темпов экономического развития в странах-членах ЕАЭС в последние годы, зависимость интеграционного объединения от поставок высокотехнологичной продукции из третьих государств весьма существенна. Так, по данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК), импорт высокотехнологичных товаров в страны ЕАЭС составляет около 60% от общего объема импорта [15].
В настоящее время до сих пор не разработана универсальная методика оценки технологического суверенитета государств [9, 128]. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из элементов разработанной нами дефиниции технологического суверенитета и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение технологического суверенитета.
В первом приближении для определения уровня технологического суверенитета ЕАЭС воспользуемся имеющимися на сегодняшний день статистическими показателями и рейтинговыми оценками. Уровень инновационной активности, государств-членов ЕАЭС непосредственно влияющий на уровень технологичности и инновационности, демонстрирует относительно низкие значения. Невысоки показатели стран-членов ЕАЭС и в глобальном инновационном рейтинге. По данным 2024 г. в глобальном инновационном рейтинге (по убыванию) Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [16]. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне технологического суверенитета.
Россия является движущей силой в обеспечении технологического суверенитета ЕАЭС. В 2023 году доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в РФ имела наибольшее значение среди всех стран-членов ЕАЭС – 1,1% от ВВП страны, в 2022 году – 0,9% [17]. Для сравнения, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), расходы на НИОКР в других странах-членах ЕАЭС в 2022 году составляли соответственно в Армении – 0,2%, в Беларуси – 0,5%, Казахстане – 0,1%, Кыргызстане – 0,1% [17]. Однако приведенные цифры при сопоставлении с аналогичными показателями промышленно развитых государств очень незначительны и не могут кардинально улучшить научно-технологическую составляющую ни стран-членов ЕАЭС в отдельности, ни интеграционного объединения в целом.
Однако именно средства НИОКР в существенной степени связаны с реализацией национальных проектов развития и имеют особую значимость для экономики всего ЕАЭС. Важное место в реализации проектов национального развития государств-членов ЕАЭС играет программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы, включающей электронное правительство, торговые платформы и систему кибербезопасности. Планируется, в период до 2025 года на реализацию данной платформы выделят приблизительно 300 млрд. руб. [15].
В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [18]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [19]. Технологический суверенитет ЕАЭС позволяет обеспечить устойчивость производственных комплексов к внешним факторам и рискам. Достижение и укрепление технологического суверенитета ЕАЭС возможно за счет объединения ресурсов и промышленно-технологической кооперации стран-членов ЕАЭС.
В целом можно утверждать, что технологический суверенитет ЕАЭС последовательно укрепляется. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути научно-технологического развития ЕАЭС стоят существенные проблемы: недостаток финансирования, отсутствие общей комплексной стратегии и программы по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС и др.
С целью повышения степени технологического суверенитета ЕАЭС можно порекомендовать внедрение следующих шагов и мер:
- разработка конкретных программ и планов по реализации технологического суверенитета ЕАЭС с оценкой эффективности мероприятий и инструментов по его достижению, а также создание общей стратегии по достижению и обеспечению технологического суверенитета государствами-членами ЕАЭС;
- увеличение расходов НИОКР в странах-членах ЕАЭС и привлечение частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций на достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС. Согласно научным исследованиям, именно расходы на НИОКР и прямые иностранные инвестиции являются ключевыми детерминантами для выпуска высокотехнологичной продукции.
- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего технологическому суверенитету интеграционной группировки и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса;
- создание общего бюджетного фонда в рамках Евразийского экономического союза по выравниванию технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, финансированию мероприятий по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС [20].
По нашему мнению, предложенные выше рекомендации будут способствовать повышению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. По мере усиления интеграционного взаимодействия и научно-технологического взаимодействия в ЕАЭС потребность в усилении технологического суверенитета будет возрастать, что самым благоприятным образом скажется на эффективности данного процесса. Углубление технологической интеграции в ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета интеграционного объединения.
Заключение
На основании результатов анализа технологического суверенитета ЕАЭС можно постулировать ряд выводов и предложений.
Множественность категоризации понятия «технологический суверенитет» в науке и в международной практике предопределяет необходимость конструирования более точной и корректной дефиниции. Необходимость уточнения понятия «технологический суверенитет» также вызвано трансформацией геополитической ситуации на мировой арене, сломом существующего миропорядка и возникновением нового. Научная новизна исследования обусловлена важностью разработки концепции технологического суверенитета применительно к макроэкономической системе – интеграционной группировке. Нами предлагается уточнение и углубление определения технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке.
Достижение и обеспечение технологического суверенитета Евразийского экономического союза выступает важным направлением развития интеграционной группировки. Необходимость принятия мер в реализации данного направления обусловлена усилением геополитического давления и внешних рисков. Сложность достижения технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки осложняется тем, что реализация технологического суверенитета интеграционной группировки должна сочетаться и не входить в противоречие с достижением технологического суверенитета каждой из стран-членов ЕАЭС.
В настоящее время технологический суверенитет Евразийского экономического союза осложняется отсутствием комплексной стратегии по достижению технологического суверенитета интеграционной группировки в целом и достаточно скромным финансированием, выделяемым на данные цели. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет собственные национальные интересы и специфические потребности в области технологического суверенитета, что препятствует выработке совместной стратегии действий [21]. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать координации усилий стран в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с анализом влияния инструментов достижения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе на степень достижения импортонезависимости и технологического суверенитета и оценкой эффективности соответствующего воздействия.
Источники:
2. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты. - М.: Проспект, 2018. – 408 c.
3. Grant P. Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz // Prometheus. – 1983. – p. 239-270. – doi: 10.1080/08109028308628930.
4. Diesen G. Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty. - London: Bloomsbury Publishing, 2021. – 272 p.
5. Барабашев А.Г., Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Некотенева М.В., Пожилова Н.А., Пономарёва Д.В., Четвериков А.О. Международная интеграция и технологический суверенитет:правовые решения (зарубежный опыт). / Монография. - М.: Русайнс, 2023. – 207 c.
6. Теоретические основы развития инновационного и проектного менеджмента в период четвертой промышленной революции. / Монография. - М.: РУСАЙНС, 2022. – 168 c.
7. Никифорова Н.А., Бариленко В.И., Бурцева К.Ю., Боровицкая М.В., Шнайдер В.В. Анализ экономического состояния, перспектив и рисков пространства ЕАЭС. / Монография. - М.: КноРус, 2021. – 162 c.
8. Андронова И.В. и др. Экономическая безопасность ЕАЭС. / Монография. - М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 427 c.
9. Киселева О.Н., Плотников А.П., Бехер В.В. и др. Направления достижения технологического суверенитета экономических систем различного уровня в странах ЕАЭС:. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024. – 258 c.
10. Макаренко Е.Н., Полякова И.А., Кислая И.А., Вовченко Н.Г., Сульженко С.А., Кузнецов Н.Г., Губарь О.В., Рощина Л.Н. и др. Детерминанты развития экономики России в условиях цифровой трансформации и обеспечения технологического суверенитета. / Монография. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2023. – 546 c.
11. Edler J., Blind K., Frietsch R. et al. Technology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf (дата обращения: 23.10.2024).
12. Нормативно-правовая база научно-технического сотрудничества. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_makroec_pol/sci-tech/npa-nts.php (дата обращения: 12.11.2024).
13. Решение Высшего совета ЕАЭС от 23.12.2014 №110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза». Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org (дата обращения: 12.11.2024).
14. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 12.11.2024).
15. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaunion.org (дата обращения: 05.11.2024).
16. Global Innovation Index 2024. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/rank (дата обращения: 16.11.2024).
17. Затраты на исследования и разработки в процентах от ВВП. United Nations Global SDG Database. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/dataportal (дата обращения: 25.10.2024).
18. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01443175/ms_26122023 (дата обращения: 14.11.2024).
19. Решение Высшего совета ЕАЭС от 25.05.2023 «Об оказании финансового содействия при реализации государствами-членами Евразийского экономического союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности». Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_prom/finansirovanie-promyshlennoy-kooperatsii/Решение_ВЕЭС_от_25_мая_2023_№4.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
20. Энтин М.Л., Вадов А.А. Перспективы правового обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС на основе протекционного опыта ЕС // Международная жизнь. – 2023. – № 12. – c. 118-127.
21. Шкодинский С.В., Кушнир А.М., Продченко И.А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 2. – c. 75-96. – doi: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:59:27