Технологический суверенитет Евразийского экономического союза в условиях новой реальности

Давыденко Е.В.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Давыденко Е.В. Технологический суверенитет Евразийского экономического союза в условиях новой реальности // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/eo.14.4.122157.



Введение

Ключевым звеном и катализатором четвертой промышленной революции выступает научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами и, как следствие. стремление противоборствующих государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. Вопрос технологического суверенитета становится особо актуальным в условиях новой реальности – бурного развития технологий, цифровизации, ростом высокотехнологичных видов продукции и др. Действия государств в области достижения и обеспечения технологического суверенитета могут быть многократно усилены за счет объединения усилий – развития научно-технологического сотрудничества и углубления кооперационного взаимодействия, особенно в рамках интеграционных объединений. Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях санкционного режима важность достижения и обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) резко возрастает.

Осмыслению теоретических и практических аспектов достижения и обеспечения технологического суверенитета государств посвящено немало монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ и выявлению проблем формирования и развития технологического суверенитета посвящены работы А.А. Афанасьева [1], О.Ю. Болдырева [2], П. Гранта [3], Г. Дизена [4], С.Ю. Кашкина [5], М.Н. Петрова [6] и др. Вопросы функционирования ЕАЭС и анализ научно-технологического сотрудничества исследуются в научных трудах Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [7], Андроновой И.В. [8], Киселевой О.Н. [9], Макаренко Е.Н. [10] и др. Вместе с тем, проблема технологического суверенитета интеграционных объединений, в частности Евразийского экономического союза, в недостаточной степени отражена в научной литературе.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.

Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по совершенствованию системы достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.

Авторская гипотеза предполагает, что достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки во многом определяется степенью и глубиной развития интеграционного процесса.

Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции технологического развития. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.

В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:

- конструирование определения технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке и с учетом волатильности текущей геополитической ситуации в мире;

- анализ нормативно-законодательной базы по обеспечению и реализации технологического суверенитета и научно-технологической политики ЕАЭС;

- анализ современной ситуации в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе;

- выделение основных проблем, тормозящих достижение и обеспечение технологического суверенитета в ЕАЭС;

- разработка рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС.

Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза по вопросам научно-технологического и цифрового сотрудничества, статистика ООН, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.

Основная часть

В свете происходящих геополитических трансформаций, возрастающей конкуренции и турбулентности мировой экономики вопрос достижения и обеспечения технологического суверенитета выходит на первые позиции в экономической и политической повестке большинства государств и интеграционных группировок. Не является исключением и ЕАЭС, функционирующий с 2015 года и включающий в свой состав пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Укрепление технологического суверенитета является одним из важных векторов работы в Евразийском экономическом союзе.

В научном мире наблюдается множественность определений технологического суверенитета, что обусловлено сложностью и многофакторностью данного явления, особенно в условиях новой реальности. Один из авторитетных научно-исследовательских институтов в мире – институт Фраунгофера - под технологическим суверенитетом понимает «способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости» [11]. С учетом вышесказанного и существующих реалий времени в виде санкционных ограничений предлагается уточнить суть понятия «технологический суверенитет» как способность макроэкономической системы обеспечивать потребности своих хозяйствующих субъектов в технологиях, созданных отечественными производителями или совместно на паритетных началах с экономическими субъектами из «дружественных» государств, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках инновационные товары и услуги.

В контексте данного исследования технологический суверенитет будет рассмотрен применительно к интеграционной группировке. Соответственно технологический суверенитет интеграционного союза определим, как способность интеграционного объединения обеспечивать потребности своих экономических субъектов в критических технологиях, созданных как национальными производителями, так и совместно на паритетных началах с хозяйствующими субъектами из государств-членов, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичные товары и услуги. На наш взгляд, уровень, а также пути достижения и обеспечения технологического суверенитета интеграционной группировки во многом определяются и зависят от степени и глубины интеграции, поскольку степень интеграционного взаимодействия дает государствам-членам интеграционной группировки определенные возможности и преимущества по укреплению технологического суверенитета и достижению баланса между интегрирующимися странами-членами по сравнению с государствами, не входящими в данное интеграционное объединение.

Нормативно-правовую базу научно-технологической политики и достижения и обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС составляет следующая документация [12]: планы научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на год, Решение Высшего совета ЕАЭС от 23.12.2014 №110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза» [13], Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [14] и др. Широкий перечень разработанной документации в области научно-технологического сотрудничества ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако реальные практические шаги по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.

Согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года», к основным стратегическим направлениям развития ЕАЭС до 2025 года относятся:

- повышение эффективности функционирования рынков товаров;

- полное устранение барьеров и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС;

- совершенствование таможенного регулирования в рамках ЕАЭС;

- объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ;

- обеспечение гарантий качества и безопасности обращаемых товаров и защиты прав потребителей;

- разработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию;

- формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем;

- выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [14]. Среди основных направлений стратегического сотрудничества ЕАЭС особо можно отметить научно-технологическое направление, достигаемое, прежде всего, за счет кооперации усилий всех государств-членов ЕАЭС.

В рамках научного и технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными и ключевыми (критическими) составляющими являются:

- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;

- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;

- распространение новых материалов;

- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;

- сельское хозяйство;

- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;

- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;

- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;

- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [15].

Анализ ключевых составляющих научно-технологической политики ЕАЭС позволяет сделать вывод, что эти направления являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Развитию вышеперечисленных сфер научно-технологической политики ЕАЭС способно значительно повысить степень технологического суверенитета ЕАЭС и снизить зависимость интеграционной группировки от третьих стран.

Однако, несмотря на увеличение промышленного производства, темпов экономического развития в странах-членах ЕАЭС в последние годы, зависимость интеграционного объединения от поставок высокотехнологичной продукции из третьих государств весьма существенна. Так, по данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК), импорт высокотехнологичных товаров в страны ЕАЭС составляет около 60% от общего объема импорта [15].

В настоящее время до сих пор не разработана универсальная методика оценки технологического суверенитета государств [9, 128]. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из элементов разработанной нами дефиниции технологического суверенитета и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение технологического суверенитета.

В первом приближении для определения уровня технологического суверенитета ЕАЭС воспользуемся имеющимися на сегодняшний день статистическими показателями и рейтинговыми оценками. Уровень инновационной активности, государств-членов ЕАЭС непосредственно влияющий на уровень технологичности и инновационности, демонстрирует относительно низкие значения. Невысоки показатели стран-членов ЕАЭС и в глобальном инновационном рейтинге. По данным 2024 г. в глобальном инновационном рейтинге (по убыванию) Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [16]. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне технологического суверенитета.

Россия является движущей силой в обеспечении технологического суверенитета ЕАЭС. В 2023 году доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в РФ имела наибольшее значение среди всех стран-членов ЕАЭС – 1,1% от ВВП страны, в 2022 году – 0,9% [17]. Для сравнения, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), расходы на НИОКР в других странах-членах ЕАЭС в 2022 году составляли соответственно в Армении – 0,2%, в Беларуси – 0,5%, Казахстане – 0,1%, Кыргызстане – 0,1% [17]. Однако приведенные цифры при сопоставлении с аналогичными показателями промышленно развитых государств очень незначительны и не могут кардинально улучшить научно-технологическую составляющую ни стран-членов ЕАЭС в отдельности, ни интеграционного объединения в целом.

Однако именно средства НИОКР в существенной степени связаны с реализацией национальных проектов развития и имеют особую значимость для экономики всего ЕАЭС. Важное место в реализации проектов национального развития государств-членов ЕАЭС играет программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы, включающей электронное правительство, торговые платформы и систему кибербезопасности. Планируется, в период до 2025 года на реализацию данной платформы выделят приблизительно 300 млрд. руб. [15].

В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [18]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [19]. Технологический суверенитет ЕАЭС позволяет обеспечить устойчивость производственных комплексов к внешним факторам и рискам. Достижение и укрепление технологического суверенитета ЕАЭС возможно за счет объединения ресурсов и промышленно-технологической кооперации стран-членов ЕАЭС.

В целом можно утверждать, что технологический суверенитет ЕАЭС последовательно укрепляется. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути научно-технологического развития ЕАЭС стоят существенные проблемы: недостаток финансирования, отсутствие общей комплексной стратегии и программы по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС и др.

С целью повышения степени технологического суверенитета ЕАЭС можно порекомендовать внедрение следующих шагов и мер:

- разработка конкретных программ и планов по реализации технологического суверенитета ЕАЭС с оценкой эффективности мероприятий и инструментов по его достижению, а также создание общей стратегии по достижению и обеспечению технологического суверенитета государствами-членами ЕАЭС;

- увеличение расходов НИОКР в странах-членах ЕАЭС и привлечение частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций на достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС. Согласно научным исследованиям, именно расходы на НИОКР и прямые иностранные инвестиции являются ключевыми детерминантами для выпуска высокотехнологичной продукции.

- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего технологическому суверенитету интеграционной группировки и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса;

- создание общего бюджетного фонда в рамках Евразийского экономического союза по выравниванию технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, финансированию мероприятий по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС [20].

По нашему мнению, предложенные выше рекомендации будут способствовать повышению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. По мере усиления интеграционного взаимодействия и научно-технологического взаимодействия в ЕАЭС потребность в усилении технологического суверенитета будет возрастать, что самым благоприятным образом скажется на эффективности данного процесса. Углубление технологической интеграции в ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета интеграционного объединения.

Заключение

На основании результатов анализа технологического суверенитета ЕАЭС можно постулировать ряд выводов и предложений.

Множественность категоризации понятия «технологический суверенитет» в науке и в международной практике предопределяет необходимость конструирования более точной и корректной дефиниции. Необходимость уточнения понятия «технологический суверенитет» также вызвано трансформацией геополитической ситуации на мировой арене, сломом существующего миропорядка и возникновением нового. Научная новизна исследования обусловлена важностью разработки концепции технологического суверенитета применительно к макроэкономической системе – интеграционной группировке. Нами предлагается уточнение и углубление определения технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке.

Достижение и обеспечение технологического суверенитета Евразийского экономического союза выступает важным направлением развития интеграционной группировки. Необходимость принятия мер в реализации данного направления обусловлена усилением геополитического давления и внешних рисков. Сложность достижения технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки осложняется тем, что реализация технологического суверенитета интеграционной группировки должна сочетаться и не входить в противоречие с достижением технологического суверенитета каждой из стран-членов ЕАЭС.

В настоящее время технологический суверенитет Евразийского экономического союза осложняется отсутствием комплексной стратегии по достижению технологического суверенитета интеграционной группировки в целом и достаточно скромным финансированием, выделяемым на данные цели. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет собственные национальные интересы и специфические потребности в области технологического суверенитета, что препятствует выработке совместной стратегии действий [21]. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать координации усилий стран в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с анализом влияния инструментов достижения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе на степень достижения импортонезависимости и технологического суверенитета и оценкой эффективности соответствующего воздействия.


Страница обновлена: 21.11.2024 в 12:01:29