Technological sovereignty of the Eurasian Economic Union amid a new reality
Davydenko E.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80255403
Abstract:
The article is devoted to the assessment of technological sovereignty of the Eurasian Economic Union in modern conditions. The author carried out a comprehensive analysis of the process of achieving and ensuring the EAEU technological sovereignty and identified problems and prospects of its provision. The author clarified the definition of technological sovereignty in relation to the integration grouping, developed a number of provisions of the concept of technological sovereignty, and suggested recommendations for achieving technological sovereignty of the Eurasian Economic Union. It is concluded that in the conditions of the new world mode, the achievement of technological sovereignty of the Eurasian Economic Union is an important vector for the development of the integration grouping. The effectiveness of achieving and ensuring the technological sovereignty of the Eurasian Economic Union largely depends on the level and degree of integration development, as well as on the efforts in this area of each member state. The results of the study can be used to model the strategy of technological sovereignty of the Eurasian Economic Union.
Keywords: Eurasian Economic Union, integration grouping, Russian Federation, sanctions, technological sovereignty
JEL-classification: F51, F50, F15
Введение
Ключевым звеном и катализатором четвертой промышленной революции выступает научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами и, как следствие. стремление противоборствующих государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. Вопрос технологического суверенитета становится особо актуальным в условиях новой реальности – бурного развития технологий, цифровизации, ростом высокотехнологичных видов продукции и др. Действия государств в области достижения и обеспечения технологического суверенитета могут быть многократно усилены за счет объединения усилий – развития научно-технологического сотрудничества и углубления кооперационного взаимодействия, особенно в рамках интеграционных объединений. Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях санкционного режима важность достижения и обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) резко возрастает.
Осмыслению теоретических и практических аспектов достижения и обеспечения технологического суверенитета государств посвящено немало монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ и выявлению проблем формирования и развития технологического суверенитета посвящены работы А.А. Афанасьева [1], О.Ю. Болдырева [2], П. Гранта [3], Г. Дизена [4], С.Ю. Кашкина [5], М.Н. Петрова [6] и др. Вопросы функционирования ЕАЭС и анализ научно-технологического сотрудничества исследуются в научных трудах Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [7], Андроновой И.В. [8], Киселевой О.Н. [9], Макаренко Е.Н. [10] и др. Вместе с тем, проблема технологического суверенитета интеграционных объединений, в частности Евразийского экономического союза, в недостаточной степени отражена в научной литературе.
Цель исследования состоит в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.
Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по совершенствованию системы достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС в условиях новой реальности.
Авторская гипотеза предполагает, что достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки во многом определяется степенью и глубиной развития интеграционного процесса.
Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции технологического развития. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.
В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:
- конструирование определения технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке и с учетом волатильности текущей геополитической ситуации в мире;
- анализ нормативно-законодательной базы по обеспечению и реализации технологического суверенитета и научно-технологической политики ЕАЭС;
- анализ современной ситуации в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе;
- выделение основных проблем, тормозящих достижение и обеспечение технологического суверенитета в ЕАЭС;
- разработка рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС.
Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза по вопросам научно-технологического и цифрового сотрудничества, статистика ООН, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.
Основная часть
В свете происходящих геополитических трансформаций, возрастающей конкуренции и турбулентности мировой экономики вопрос достижения и обеспечения технологического суверенитета выходит на первые позиции в экономической и политической повестке большинства государств и интеграционных группировок. Не является исключением и ЕАЭС, функционирующий с 2015 года и включающий в свой состав пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Укрепление технологического суверенитета является одним из важных векторов работы в Евразийском экономическом союзе.
В научном мире наблюдается множественность определений технологического суверенитета, что обусловлено сложностью и многофакторностью данного явления, особенно в условиях новой реальности. Один из авторитетных научно-исследовательских институтов в мире – институт Фраунгофера - под технологическим суверенитетом понимает «способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости» [11]. С учетом вышесказанного и существующих реалий времени в виде санкционных ограничений предлагается уточнить суть понятия «технологический суверенитет» как способность макроэкономической системы обеспечивать потребности своих хозяйствующих субъектов в технологиях, созданных отечественными производителями или совместно на паритетных началах с экономическими субъектами из «дружественных» государств, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках инновационные товары и услуги.
В контексте данного исследования технологический суверенитет будет рассмотрен применительно к интеграционной группировке. Соответственно технологический суверенитет интеграционного союза определим, как способность интеграционного объединения обеспечивать потребности своих экономических субъектов в критических технологиях, созданных как национальными производителями, так и совместно на паритетных началах с хозяйствующими субъектами из государств-членов, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичные товары и услуги. На наш взгляд, уровень, а также пути достижения и обеспечения технологического суверенитета интеграционной группировки во многом определяются и зависят от степени и глубины интеграции, поскольку степень интеграционного взаимодействия дает государствам-членам интеграционной группировки определенные возможности и преимущества по укреплению технологического суверенитета и достижению баланса между интегрирующимися странами-членами по сравнению с государствами, не входящими в данное интеграционное объединение.
Нормативно-правовую базу научно-технологической политики и достижения и обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС составляет следующая документация [12]: планы научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на год, Решение Высшего совета ЕАЭС от 23.12.2014 №110 «Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза» [13], Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [14] и др. Широкий перечень разработанной документации в области научно-технологического сотрудничества ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако реальные практические шаги по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.
Согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года», к основным стратегическим направлениям развития ЕАЭС до 2025 года относятся:
- повышение эффективности функционирования рынков товаров;
- полное устранение барьеров и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС;
- совершенствование таможенного регулирования в рамках ЕАЭС;
- объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ;
- обеспечение гарантий качества и безопасности обращаемых товаров и защиты прав потребителей;
- разработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию;
- формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем;
- выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [14]. Среди основных направлений стратегического сотрудничества ЕАЭС особо можно отметить научно-технологическое направление, достигаемое, прежде всего, за счет кооперации усилий всех государств-членов ЕАЭС.
В рамках научного и технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными и ключевыми (критическими) составляющими являются:
- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;
- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;
- распространение новых материалов;
- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;
- сельское хозяйство;
- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;
- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;
- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;
- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [15].
Анализ ключевых составляющих научно-технологической политики ЕАЭС позволяет сделать вывод, что эти направления являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Развитию вышеперечисленных сфер научно-технологической политики ЕАЭС способно значительно повысить степень технологического суверенитета ЕАЭС и снизить зависимость интеграционной группировки от третьих стран.
Однако, несмотря на увеличение промышленного производства, темпов экономического развития в странах-членах ЕАЭС в последние годы, зависимость интеграционного объединения от поставок высокотехнологичной продукции из третьих государств весьма существенна. Так, по данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК), импорт высокотехнологичных товаров в страны ЕАЭС составляет около 60% от общего объема импорта [15].
В настоящее время до сих пор не разработана универсальная методика оценки технологического суверенитета государств [9, 128]. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из элементов разработанной нами дефиниции технологического суверенитета и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение технологического суверенитета.
В первом приближении для определения уровня технологического суверенитета ЕАЭС воспользуемся имеющимися на сегодняшний день статистическими показателями и рейтинговыми оценками. Уровень инновационной активности, государств-членов ЕАЭС непосредственно влияющий на уровень технологичности и инновационности, демонстрирует относительно низкие значения. Невысоки показатели стран-членов ЕАЭС и в глобальном инновационном рейтинге. По данным 2024 г. в глобальном инновационном рейтинге (по убыванию) Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [16]. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне технологического суверенитета.
Россия является движущей силой в обеспечении технологического суверенитета ЕАЭС. В 2023 году доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в РФ имела наибольшее значение среди всех стран-членов ЕАЭС – 1,1% от ВВП страны, в 2022 году – 0,9% [17]. Для сравнения, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), расходы на НИОКР в других странах-членах ЕАЭС в 2022 году составляли соответственно в Армении – 0,2%, в Беларуси – 0,5%, Казахстане – 0,1%, Кыргызстане – 0,1% [17]. Однако приведенные цифры при сопоставлении с аналогичными показателями промышленно развитых государств очень незначительны и не могут кардинально улучшить научно-технологическую составляющую ни стран-членов ЕАЭС в отдельности, ни интеграционного объединения в целом.
Однако именно средства НИОКР в существенной степени связаны с реализацией национальных проектов развития и имеют особую значимость для экономики всего ЕАЭС. Важное место в реализации проектов национального развития государств-членов ЕАЭС играет программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы, включающей электронное правительство, торговые платформы и систему кибербезопасности. Планируется, в период до 2025 года на реализацию данной платформы выделят приблизительно 300 млрд. руб. [15].
В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [18]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [19]. Технологический суверенитет ЕАЭС позволяет обеспечить устойчивость производственных комплексов к внешним факторам и рискам. Достижение и укрепление технологического суверенитета ЕАЭС возможно за счет объединения ресурсов и промышленно-технологической кооперации стран-членов ЕАЭС.
В целом можно утверждать, что технологический суверенитет ЕАЭС последовательно укрепляется. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути научно-технологического развития ЕАЭС стоят существенные проблемы: недостаток финансирования, отсутствие общей комплексной стратегии и программы по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС и др.
С целью повышения степени технологического суверенитета ЕАЭС можно порекомендовать внедрение следующих шагов и мер:
- разработка конкретных программ и планов по реализации технологического суверенитета ЕАЭС с оценкой эффективности мероприятий и инструментов по его достижению, а также создание общей стратегии по достижению и обеспечению технологического суверенитета государствами-членами ЕАЭС;
- увеличение расходов НИОКР в странах-членах ЕАЭС и привлечение частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций на достижение и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС. Согласно научным исследованиям, именно расходы на НИОКР и прямые иностранные инвестиции являются ключевыми детерминантами для выпуска высокотехнологичной продукции.
- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего технологическому суверенитету интеграционной группировки и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса;
- создание общего бюджетного фонда в рамках Евразийского экономического союза по выравниванию технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, финансированию мероприятий по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС [20].
По нашему мнению, предложенные выше рекомендации будут способствовать повышению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. По мере усиления интеграционного взаимодействия и научно-технологического взаимодействия в ЕАЭС потребность в усилении технологического суверенитета будет возрастать, что самым благоприятным образом скажется на эффективности данного процесса. Углубление технологической интеграции в ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета интеграционного объединения.
Заключение
На основании результатов анализа технологического суверенитета ЕАЭС можно постулировать ряд выводов и предложений.
Множественность категоризации понятия «технологический суверенитет» в науке и в международной практике предопределяет необходимость конструирования более точной и корректной дефиниции. Необходимость уточнения понятия «технологический суверенитет» также вызвано трансформацией геополитической ситуации на мировой арене, сломом существующего миропорядка и возникновением нового. Научная новизна исследования обусловлена важностью разработки концепции технологического суверенитета применительно к макроэкономической системе – интеграционной группировке. Нами предлагается уточнение и углубление определения технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке.
Достижение и обеспечение технологического суверенитета Евразийского экономического союза выступает важным направлением развития интеграционной группировки. Необходимость принятия мер в реализации данного направления обусловлена усилением геополитического давления и внешних рисков. Сложность достижения технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки осложняется тем, что реализация технологического суверенитета интеграционной группировки должна сочетаться и не входить в противоречие с достижением технологического суверенитета каждой из стран-членов ЕАЭС.
В настоящее время технологический суверенитет Евразийского экономического союза осложняется отсутствием комплексной стратегии по достижению технологического суверенитета интеграционной группировки в целом и достаточно скромным финансированием, выделяемым на данные цели. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет собственные национальные интересы и специфические потребности в области технологического суверенитета, что препятствует выработке совместной стратегии действий [21]. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать координации усилий стран в сфере достижения и обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с анализом влияния инструментов достижения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе на степень достижения импортонезависимости и технологического суверенитета и оценкой эффективности соответствующего воздействия.
References:
Teoreticheskie osnovy razvitiya innovatsionnogo i proektnogo menedzhmenta v period chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [Theoretical foundations of the development of innovation and project management during the Fourth Industrial Revolution] (2022). M.: RUSAYNS. (in Russian).
Afanasev A.A. (2022). Tekhnologicheskiy suverenitet kak nauchnaya kategoriya v sisteme sovremennogo znaniya [Technological sovereignty as a scientific category in the system of modern knowledge]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (9). 2377-2394. (in Russian).
Andronova I.V. i dr. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost EAES [Economic security of the EAEU] M.: Rossiyskiy universitet druzhby narodov. (in Russian).
Barabashev A.G., Kalinichenko P.A., Kashkin S.Yu., Nekoteneva M.V., Pozhilova N.A., Ponomaryova D.V., Chetverikov A.O. (2023). Mezhdunarodnaya integratsiya i tekhnologicheskiy suverenitet:pravovye resheniya (zarubezhnyy opyt) [International integration and technological sovereignty:legal solutions (foreign experience)] M.: Rusayns. (in Russian).
Boldyrev O.Yu. (2018). Ekonomicheskiy suverenitet gosudarstva i konstitutsionno-pravovye mekhanizmy ego zashchity [Economic sovereignty of the state and constitutional and legal mechanisms for its protection] M.: Prospekt. (in Russian).
Diesen G. (2021). Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty London: Bloomsbury Publishing.
Edler J., Blind K., Frietsch R. et al. Technology sovereignty. From demand to conceptFraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. Retrieved October 23, 2024, from https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf
Entin M.L., Vadov A.A. (2023). Perspektivy pravovogo obespecheniya tekhnologicheskogo suvereniteta EAES na osnove protektsionnogo opyta ES [Prospects for the legal provision of technological sovereignty of the EAEU based on the EU projection experience]. International affairs. (12). 118-127. (in Russian).
Global Innovation Index 2024Wipo.int. Retrieved November 16, 2024, from https://www.wipo.int/gii-ranking/en/rank
Grant P. (1983). Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz. 239-270. doi: 10.1080/08109028308628930.
Kiseleva O.N., Plotnikov A.P., Bekher V.V. i dr. (2024). Napravleniya dostizheniya tekhnologicheskogo suvereniteta ekonomicheskikh sistem razlichnogo urovnya v stranakh EAES: [Directions for achieving technological sovereignty of economic systems at various levels in the EAEU countries] M.: Ay Pi Ar Media. (in Russian).
Makarenko E.N., Polyakova I.A., Kislaya I.A., Vovchenko N.G., Sulzhenko S.A., Kuznetsov N.G., Gubar O.V., Roschina L.N. i dr. (2023). Determinanty razvitiya ekonomiki Rossii v usloviyakh tsifrovoy transformatsii i obespecheniya tekhnologicheskogo suvereniteta [Determinants of the development of the Russian economy in the context of digital transformation and ensuring technological sovereignty] Rostov-on-Don: Izdatelsko-poligraficheskiy kompleks RGEU (RINKh). (in Russian).
Nikiforova N.A., Barilenko V.I., Burtseva K.Yu., Borovitskaya M.V., Shnayder V.V. (2021). Analiz ekonomicheskogo sostoyaniya, perspektiv i riskov prostranstva EAES [Analysis of the economic state, prospects and risks of the EAEU space] M.: KnoRus. (in Russian).
Shkodinskiy S.V., Kushnir A.M., Prodchenko I.A. (2022). Vliyanie sanktsiy na tekhnologicheskiy suverenitet Rossii [The impact of sanctions on Russia´s technological sovereignty]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (2). 75-96. (in Russian). doi: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96.
Страница обновлена: 31.03.2025 в 20:07:19