Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза

Репин Д.В.1, Самик М.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать:
Репин Д.В., Самик М.В. Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 2. – С. 12-15.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289270
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается механизм «Единое окно», внедряемый в работу таможенных органов, выделяются проблемы и перспективы использования данного механизма в рамках Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, единое окно, импортно-экспортные операции, электронный формат

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Механизм «Единого окна» во все больших масштабах внедряется по всему миру для упрощения и повышения эффективности и действенности процесса представления данных по импортно-экспортным операциям.

Тема развития и внедрения механизма «Единого окна» на сегодняшний день является актуальной как в рамках Евразийского экономического союза, так и в рамках Российской Федерации в частности.

«Единое окно» – это механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз [1].

Основной целью данного механизма служит – ускорение и упрощение информационных потоков между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными органами.

Применение механизма «единого окна» предоставляет значительные выгоды, как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности, такие как сокращение административных барьеров, связанных с подготовкой, представлением и обработкой искомой официальной информации.

Для государственных органов «единое окно» – это лучший анализ рисков, высокая безопасность и увеличение доходов. Для участников ВЭД «единое окно» – это прозрачные и предсказуемые определения и применение правил, лучшее использование человеческих и финансовых ресурсов, повышение продуктивности и конкурентоспособности.

Для реализации «Единого окна» необходимо:

1. Национальная программа развития механизма «единого окна», определяющая план-график, источники финансирования, ответственных за реализацию исполнителей (единый уполномоченный орган);

2. Единый орган, уполномоченный осуществлять прием данных от участников ВЭД через механизм «единого окна» и передачу другим государственным контролирующим органам (ГКО);

3. Единый набор данных (документы в стандартизованном виде), передаваемый участниками ВЭД в ГКО через единый пропускной канал механизма «единого окна»;

4. Единый пропускной канал (система передачи данных) «единого окна».

5. Национальная (государственная) программа реализации.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют государственная программа реализации механизма «единого окна», единый орган, единый набор данных и единый пропускной канал [2].

Вместе с тем с 2008 года в Российской Федерации ежегодно выделялось и выделяется значительное бюджетное финансирование для разработки государственных информационных систем, включая реализацию механизмов «одного окна» или «единого окна».

К таким системам относятся Межведомственная Интегрированная Автоматизированная Информационная Система (МИАИС), которая предназначена для обмена данными между государственными контрольными органами, а также Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), назначением которой является Обмен разрешительными документами между таможенными органами. Данные информационные государственные системы не применяются из‑за недостатков.

Проблемой применения механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза является то, что государства – члены ЕАЭС находятся на разных стадиях готовности к электронному документообороту и работают в рамках собственных программ развития информационных технологий.

В Российской Федерации выстраивается система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) по принципу однократного предоставления документов, т.е. механизма «Одного окна».

Существенное отличие понятий «одного окна» от «единого» состоит в том, что в случае «одного окна» документы принимает одна контрольная служба через одно окно, но для реализации механизмов «единого окна» документы должны принимать все контрольные службы из единого окна.

Также к проблемам можно отнести – отсутствие единой головной ведущей организации; единого пропускного канала; единого набора данных (документы в стандартизованном виде), передаваемых участниками ВЭД в государственные контрольные органы.

Перспективы развития механизма «единого окна» в рамках ЕАЭС, заложены в плане мероприятий по реализации основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

По словам, Министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), руководителя рабочей группы по подготовке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Владимира Гошина – «разработан план сближения национальных "единых окон", он рассчитан на шесть лет, с 2015 по 2020 год. Поэтому реально наднациональное единое окно заработает не раньше 2021 года» [3].


Источники:

1. Рекомендация № 33 Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям Организации Объединенных Наций [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.tsouz.ru/db/it/conf/Documents/UNECEdocs/Rec33_2005%20.pdf
2. Решение 249 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2014 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/events/Pages/24-12-2014.aspx
3. Российская Газета. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://pda.tks.ru/news/nearby/2015/03/31/0003

Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:05:16