Энергия будущего: инвестиции в зелёные технологии
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Введение
Под зелёными технологиями понимается инновационные технологии, формы организации и производственные процессы, а также цепочки поставок продукции которых являются экологически безвредными, либо менее вредными по сравнению с традиционными способами производства.
В принципе под зелеными технологиями по сути можно включить все отрасли материальных благ и деятельности человека, направленные для благополучия будущего поколения, на бережные использования экономических ресурсов и успешного решения глобальных задач в условиях ограниченных возможностей общества.
Решение экологических проблем является прерогативой использования плодов зеленых технологий и стратегической задачей развития экономики регионов Республики Узбекистан в настоящее время. Нарастание антропогенной нагрузки на природные экосистемы, вызванное индустриализацией, урбанизацией и массовым потреблением ресурсов, приводит к ухудшению состояния окружающей среды [5]. Изменения климата, утрата биологического разнообразия, загрязнение водных и воздушных ресурсов, а также истощение природных запасов свидетельствуют о неотложной необходимости переосмысления существующих моделей взаимодействия человека с природой [6, 8].
Развитые страны накопили многолетний опыт в решении экологических проблем, и возникает необходимость адаптации этого опыта в регионах Республики Узбекистан. Целью данного исследования является обоснование необходимости привлечения иностранных инвестиций для внедрения технологии переработки мусора Waste to energy (WtE) [1] в Андижанской области Республики Узбекистан.
Объектом исследования выступили экономика регионов Республики Узбекистан и состояние их инфраструктуры для переработки Твердых Бытовых Отходов (ТБО). В целях исследования авторы использовали методы нормативного анализа, статистических наблюдений и оценок, обработки данных, а также методы факторного и сравнительного анализа. В качестве информационных источников привлекались аналитические материалы Министерство Экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, Агентства Статистики при Президенте Республики Узбекистан, законодательная и нормативная база Республики Узбекистан, данные Хокимиата Андижанской области Республики Узбекистан, данные ООН, собственные базы данных.
Основная часть
Технология превращение отходов в энергию - Waste to energy представляет собой процесс выработки электрической и тепловой энергии в результате мусоросжигания. Как правило, в качестве топлива используются Твердые Бытовые Отходы - ТБО, прошедшие предварительную сортировку. Подобного рода предприятия часто рассматриваются как элемент комплексной системы обращения с отходами, способный снизить экологические риски и уменьшить экологический ущерб, связанный с захоронением не перерабатываемых ТБО на полигонах [6].
Предлагаемая технология использования метода утилизации отходов путем контролируемым высокотемпературным сжиганием в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям, может являться одним из выходов из сложившейся ситуации. Цикличная технология переработки отходов Waste to Energy позволяет получать энергетическую составляющую в виде тепловой энергии или электричества, в среднем достигая 1300–1700 кВт/ч тепловой энергии и 300–550 кВт/ч электроэнергии при сжигании 1 тонны отходов [15].
Использование технологии Waste to energy позволяет решить следующие задачи:
1) используя термический способ утилизации бытовых отходов, существенно сократить срок растления или компостирования мусора на свалке;
2) значительно уменьшить объем остаточных продуктов в сравнении с мусором (около 10 % исходного объема);
3) применить остаточные вещества (пепел, зола, смолы), образующиеся в результате сжигания бытового мусора в дорожно-строительном направлении или изготовлении строительных материалов;
4) извлечь из отходов материалы с целью их дальнейшего использования как вторичного сырья после сортировки бытового мусора на мусоросжигательном предприятии;
5) контролировать и регулировать газообразные выбросы в соответствии с экологической точкой зрения;
6) использовать энергетический потенциал для решения экономических проблем по использованию топливно-энергетических ресурсов;
7) расположить предприятия по утилизации твердых бытовых отходов недалеко от места возникновения отходов и потребности в электроэнергии.
Так же, развитие энергетического подхода к утилизации ТБО, способствующее замещению традиционного топлива отходами, предотвращает ущерб, наносимый окружающей среде. Данный подход сократит добычу традиционного топлива, бурение скважин, строительство шахт и штольн [16]. В свою очередь, не будет возникать необходимость строительства трубопроводных магистралей и других коммуникационных систем.
В настоящее время повсеместный рост цен на топливо повлиял на ускоренное распространение цикличной технологии Waste to energy, так как теплотворная способность ТБО позволяет поддерживать горение без привлечения дополнительного горючего, их сжигание делает получение энергии относительно дешевым.
Показательным примером является политика развитых стран, активно использующих технологию WtE в решении экологических и энергетических проблем. К примеру, в таких странах, как Швеция и Нидерланды, переработка мусора в энергию является важным источником дохода. Удовлетворяя внутренние потребности в зелёной энергии за счёт сжигания собственных отходов, эти страны также принимают мусор из других государств для переработки, тем самым увеличивая экспортную статью за счёт поставок энергии [11].
В европейской практике приоритеты обращения с отходами определены и закреплены в Европейской Рамочной директиве об отходах (Директива 2008/98/EC, 19/11/2008 - РДО). В соответствии с ней, любое использование и переработка мусора лучше, чем захоронения, свалки и перепроизводство [4]. В Директиву об отходах ясно интегрирован принцип «иерархии отходов» (рис.1).
Рис. 1. Принцип иерархии отходов
Источник: составлено авторами на основании: ВМО: уровень концентрации парниковых газов в атмосфере достиг нового рекорда. Электронный ресурс. Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2021/10/1412392 (Дата обращения 21.09.24)
Согласно данной иерархии, способы обращения с отходами выстроены по мере снижения их предпочтительности следующим образом:
¾ предотвращение образования отходов (предотвращение у источника
действия);
¾ минимизация объемов образования отходов;
¾ повторное использование (использование материального потенциала);
¾ получение энергии (сжигание, выделение биогаза, использование
энергетического потенциала);
¾ окончательное размещение на полигонах.
Из рис. 1 видно, что получение энергии (сжигание, выделение биогаза, использование энергетического потенциала) является приоритетным направлением обращения с отходами. Также, данная иерархия устанавливает, что определенные меры должны быть предприняты на государственном уровне для поощрения реализации такой иерархии. Данная технология полностью отвечает требованиям актуальной всемирной политики обращения с отходами- Zero waste (ноль отходов).
В Узбекистане, стране с переходной экономикой, технология Waste to energy пока что не применяется. На сегодняшний день, единственным способом утилизации мусора является захоронение на полигонах, что наносит вред человеку и окружающей среде.
Применение технологии Waste to energy в Узбекистане является своевременным и актуальным. В Узбекистане, ежегодно образуется 7 миллионов тонн бытовых отходов и только 26% из них перерабатываются. Более 300 предприятий по переработке отходов используют из этого количества всего 1,8 млн тонн. 73% непереработанных отходов отправляются на свалку [17].
Город Андижан с населением 468 100 человек ежедневно сталкивается с образованием 360,4 тонны отходов [17]. Эффективное решение этой проблемы может обеспечить небольшой завод Waste to Energy, который способен перерабатывать от 200 до 500 тонн мусора в сутки. Такой завод, стоимостью от 50 до 80 миллионов долларов США (в зависимости от производителя), считается самим оптимальным вариантом [17]. Для небольших заводов WtE коэффициент отдачи от капитала (Return on Capital, ROC) обычно находится в диапазоне 6% - 10%, в зависимости от местных факторов, таких как спрос на энергию, государственные стимулы, доступность отходов и т.п. [17]. Срок окупаемости данного завода в условиях Узбекистана по нашим подсчетам в среднем достигает от 7 до 12 лет, в зависимости от его расположения, регуляторной среды и тарифов на покупку электроэнергии или тепла.
При внедрении технологии WtE в Андижанской области важно учитывать множество факторов, влияющих на выбор производителя оборудования и его мощности. Поскольку внедрение инновационных технологий сопровождается значительными инвестиционными рисками, рекомендуется начинать с небольших объемов производства.
Для более полного понимания внедрения технологии на полигонах для хранения твердых бытовых отходов (ТБО) обратимся к таблице 1.
Таблица 1
Распределение полигонов для хранения ТБО по областям Республики Узбекистан
|
Наименование
территории
|
Количество полигонов
|
Недостающее количество
|
1.
|
Республика
Каракалпакстан
|
30
|
5
|
2.
|
Андижанская
область
|
15
|
4
|
3.
|
Бухарская
область
|
20
|
5
|
4.
|
Джизакская
область
|
14
|
-
|
5.
|
Кашкадарьинская
область
|
18
|
3
|
6.
|
Навоийская
область
|
12
|
4
|
7.
|
Наманганская
область
|
15
|
3
|
8.
|
Самаркандская
область
|
16
|
3
|
9.
|
Сурхандарьинская
область
|
20
|
3
|
10.
|
Сырдарьинская
область
|
10
|
2
|
11.
|
Ташкентская
область
|
19
|
4
|
12.
|
Ферганская
область
|
20
|
4
|
13.
|
Хорезмская
область
|
10
|
3
|
|
Итого:
|
219
|
43
|
По данным таблицы 1 в Андижанской области имеется в наличии 15 полигонов для хранения ТБО и 4 полигона являются недостающими. Более подробный анализ морфологического состава мусора Андижанской области представлен в таблице 2.
Таблица 2
Морфологический состав мусора Андижанской области в 2023г.
|
Состав
и структура отходов
|
Удельный вес, %
| |
1.
|
Пищевые
отходы
|
53,4
|
|
2.
|
Растительные
отходы
|
2,54
|
|
3.
|
Бумага
и картон, включая
|
6,3
|
|
4.
|
Полимеры
(пластик, пластилин)
|
8,8
|
|
5.
|
Стекло
|
1,8
|
|
6.
|
Металлы
|
0,85
|
|
8.
|
Текстиль
|
3
|
|
9.
|
Подгузники,
средства гигиены
|
5
|
|
10.
|
Деревянные
изделия
|
1,72
|
|
11.
|
Опасные
отходы
|
3,7
|
|
14.
|
Другой
мусор
|
12,89
| |
|
Итого
|
100
|
Как показывают данные таблицы 2, после сортировки бытового мусора, большое количество ТБО могут быть переработаны по технологии Waste to energy.
Внедрение современных технологий возможно благодаря привлечению иностранных инвестиций и решающую роль играет благоприятная инвестиционная политика [3].
В Концепции «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 гг.», в цели под номером 23 указывается: «Дальнейшее улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, принятие мер по привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов США, в том числе 70 миллиардов долларов иностранных инвестиций» [2]. Также отмечается в ближайшее до 2026г. привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций в объеме 14 миллиардов долларов США в энергетическую, транспортную сферы, сферы здравоохранения, образования, экологии, коммунальных услуг, водного хозяйства и другие отрасли [1]. При привлечении инвестиций иностранным предпринимателям следует продемонстрировать и актуализировать этот аспект проблемы с наилучшими показателями эффективности отдачи от капитала.
По данным таблицы 3, в 2023г. по степени интенсивности вовлечения иностранных инвестиций лидируют три крупных региона: Ташкент, с доли иностранных инвестиций 14,24% из общей массы в целом по стране, Ташкентская область (13,24%) и Бухарская область (10,95%).
Таблица 3
Иностранные инвестиции в основной капитал по регионам Республики Узбекистан за 2023г.
|
Наименование
области
|
Объем
инвестиций, трлн. узбекских сумов
|
В
млн. долл. США по состоянию на 01.01.2024*
|
Доля региона в
общем объеме в стране, %
|
1
|
Республика
Каракалпакстан
|
7,3
|
591,7
|
3,63
|
2
|
Андижанская область
|
11,9
|
964,5
|
5,65
|
3
|
Бухарская область
|
22,4
|
1815,5
|
10,95
|
4
|
Джизакская область
|
10,6
|
859,3
|
5,25
|
5
|
Кашкадарьинская
область
|
12,3
|
996,9
|
6,15
|
6
|
Навоийская область
|
17,6
|
1426,2
|
8,80
|
7
|
Наманганская область
|
10,7
|
867,4
|
5,35
|
8
|
Самаркандская область
|
12,7
|
1029,3
|
6,24
|
9
|
Сурхандарьинская
область
|
12,1
|
980,7
|
6,11
|
10
|
Сырдарьинская область
|
12,9
|
1045,5
|
6,40
|
11
|
Ташкентская область
|
26,7
|
2164,2
|
13,24
|
12
|
Ферганская область
|
10,3
|
834,8
|
5,24
|
13
|
Хорезмская область
|
5,5
|
445,8
|
2,75
|
14
|
Ташкент
|
28,7
|
2326,2
|
14,24
|
|
Итого
|
201,7
|
16348,0
|
100
|
Источник: составлено авторами на основании данных Агентства Статистики при Президенте Республики Узбекистан [Электронный ресурс]- Режим доступа: [https://stat.uz/uz] [14]
Привлечение иностранных инвестиций поддерживается благоприятным законодательством Республики Узбекистан. С 2009 года Постановлениями Президента на территории Республики Узбекистан созданы 25 Свободных экономических зон (СЭЗ). В Андижанской области функционирует 1 СЭЗ [3]:
Привлечение иностранных инвестиций в существующую СЭЗ Андижанской области и строительство мусоросжигательного завода по технологии Waste to energy может стать ключевым шагом к решению ряда важных экологических и экономических вопросов:
1. Минимизация экологических проблем, связанных с хранением мусора:
¾ сжигание отходов позволит значительно сократить объемы мусора на полигонах и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
2. Производство зеленой энергии и другого сырья:
¾ мусоросжигательные заводы будут способствовать производству энергии и сырья из отходов, что является экологически чистыми ресурсами.
3. Снижение нагрузки на устарелые, дающие сбой традиционные энергосистемы
¾ внедрение новых технологий позволит разгрузить существующие системы и повысить их надежность.
4. Экспорт зеленой энергии:
¾ Разработка инфраструктуры для экспорта энергии может привести к созданию новых источников дохода для региона.
5. Создание рабочих мест:
¾ Строительство и эксплуатация таких заводов потребует значительное количество рабочей силы, что поможет сократить уровень безработицы в регионе.
Заключение
1. Изменения климата, утрата биологического разнообразия, загрязнение водных и воздушных ресурсов, а также истощение природных запасов свидетельствуют об актуальности решение экологических проблем и стратегической задачей развития экономики регионов Республики Узбекистан, среди которых одной из главных считается технология использования метода утилизации отходов путем контролируемым высокотемпературным сжиганием в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям, может являться одним из выходов из сложившейся ситуации.
2. Использование технологии Waste to energy позволяет: а) извлечь из отходов материалы с целью их дальнейшего использования как вторичного сырья после сортировки бытового мусора на мусоросжигательном предприятии; б) контролировать и регулировать газообразные выбросы в соответствии с экологической точкой зрения; в) использовать энергетический потенциал для решения экономических проблем по использованию топливно-энергетических ресурсов и др.
3. В Республике Узбекистан необходимо совершенствовать правовые и институциональные аспекты привлечения и использование иностранных инвестиций для реализации Проекта строительства мусоросжигательных заводов Waste to energy в СЭЗ Андижанской области. Проект будет способствовать как оживлению экономики и улучшению экологии региона, так и улучшению макроэкономических и экологических показателей страны. Расчеты показывают, что при внедрении технологии Waste to energy в Андижанской области можно получить отдачу от капитала примерно 10% ежегодно, а срок окупаемости может длится до 8 лет.
[1] Waste to energy- (анг.) энергия из отходов
[2] Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843057 (Дата обращения 25.08.2024)
Страница обновлена: 06.11.2024 в 21:54:59