Роль и влияние государственной поддержки на развитие технологических кластеров в АПК
Менлебаев Р.Р.1
1 Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Цитировать:
Менлебаев Р.Р. Роль и влияние государственной поддержки на развитие технологических кластеров в АПК // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.11.4.122011.
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу роли государственной поддержки в развитии технологических кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) и выявлению факторов их эффективности. В условиях современных вызовов, таких как изменения климата и необходимость обеспечения продовольственной безопасности, исследование подчеркивает важность инновационных подходов в сельском хозяйстве. Основное внимание уделяется существующим государственным программам, таким как Федеральная научно-техническая программа и проект «Цифровое сельское хозяйство», которые направлены на повышение конкурентоспособности и оптимизацию производственных процессов через внедрение современных технологий. Автор исследует эффективность данных программ, выделяя ключевые факторы успеха, такие как финансирование, адаптация к региональным особенностям и активное вовлечение заинтересованных сторон. Также обсуждаются проблемы, включая недостаток финансирования, бюрократические барьеры и нехватку квалифицированных кадров. Статья завершает анализ перспектив развития, подчеркивая необходимость усиления государственной поддержки и упрощения административных процедур. В целом, результаты исследования подтверждают, что активное сотрудничество между государством, бизнесом и образовательными учреждениями может существенно повысить эффективность технологических кластеров, способствуя устойчивому развитию сельского хозяйства.
Ключевые слова: технологические кластеры, сельское хозяйство, АПК, государственная поддержка, инновации
JEL-классификация: C38, O13, P32, Q10, O30
I. Введение:
Сельское хозяйство является ключевой отраслью мировой экономики, и повышение эффективности технологических кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) становится важным стратегическим вопросом. В условиях постоянных вызовов, таких как изменения климата, демографические изменения и необходимость обеспечения продовольственной безопасности, развитие инновационных подходов в сельском хозяйстве становится критическим элементом устойчивого развития.
Государственная поддержка играет значительную роль в создании и развитии технологических кластеров, способствуя интеграции современных технологий, научных исследований и предпринимательского опыта в сельском хозяйстве [1, с. 74-78]. В связи с этим, анализ роли государственных программ и мер поддержки в развитии технологических кластеров в АПК представляет неотъемлемый интерес для научного сообщества и практической сферы.
Актуальность данного исследования подчеркивается необходимостью оптимизации производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, и обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Поэтому анализ эффективности государственной поддержки в контексте технологических кластеров в АПК является ключевым шагом в направлении формирования эффективных стратегий развития сельского хозяйства и укрепления его роли в мировой экономике.
Исследование направлено на анализ роли и влияния государственной поддержки в развитии технологических кластеров в агропромышленном комплексе с целью выявления ключевых факторов эффективности.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния государственной поддержки на развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе. Автор выделяет недостаточно исследованные аспекты взаимодействия между государственной поддержкой и инновациями в сельском хозяйстве, что позволяет глубже понять механизмы повышения эффективности агропроизводства.
К задачам данного исследования можно отнести:
1. Анализ существующих программы государственной поддержки в сельском хозяйстве.
2. Оценка эффективности реализованных программ и инициатив.
3. Выявление ключевых критериев успешности программ государственной поддержки
4. Предложение практических рекомендаций для совершенствования государственной поддержки:
Данные цели и задачи направлены на комплексное исследование взаимосвязей между государственной поддержкой и развитием технологических кластеров в агропромышленном комплексе, что позволит выявить основные факторы, влияющие на их эффективность и предложить практические рекомендации для совершенствования этого взаимодействия.
II. Государственная поддержка технологических кластеров в сельском хозяйстве:
В данной главе мы рассмотрим различные программы государственной поддержки, направленные на развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе. Описывая эти программы, мы постараемся выявить их влияние на развитие сельского хозяйства, а также оценить их эффективность и перспективы для будущего развития отрасли.
1. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (2017-2030):
· Типы мер: Формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получение результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса [2].
· Инструменты финансирования: Государственные гранты за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральная программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы (ФНТП) направлена на обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции путем использования новых отечественных сортов и племенной продукции, современных технологий производства кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных, а также биологических пестицидов и агрохимикатов. Программа также фокусируется на разработке технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, использовании современных методов контроля качества и диагностики продукции, а также экспертизе генетического материала.
Одним из основных приоритетов ФНТП является создание условий для развития научной и научно-технической деятельности, необходимой для разработки технологий, товаров и услуг, способствующих независимости и конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса. Внедрение отечественных технологий должно позволить к 2030 году уменьшить риски в области продовольственной безопасности за счет сокращения использования зарубежных технологий и импортного материала.
2. Ведомственный Проект «Цифровое Сельское Хозяйство» (2019-2024):
· Типы мер: внедрение информационных технологий в аграрном секторе и платформенных решений в АПК, которое должно привести к: снижению затрат на производство, увеличению эффективности каждого предприятия в 2 раза, снижению себестоимости продукции, росту инвестиций, автоматизации принятия решений и производственных процессов, увеличению количества рабочих мест и развитию экспорта [3].
· Инструменты финансирования: Субсидии на внедрение цифровых решений.
Программа «Цифровое сельское хозяйство» направлена на повышение эффективности и продуктивности ведения сельского хозяйства за счет внедрения различных цифровых технологий и решений (Таблица 1):
Таблица 1
Стратегии и пути реализации программы
Стратегии
|
Пути
реализации
|
1. Внедрение
современных информационных систем
|
Программа
направлена на предоставление высококачественных услуг и поддержки во
внедрении современных информационных систем для принятия решений в агрономии,
включающее в себя интеграцию передовых технологий цифрового сельского
хозяйства.
|
2. Создание
Национальной платформы цифрового управления сельским хозяйством
|
Программа
предполагает создание и развитие национальной платформы цифрового управления
сельским хозяйством, которая включает в себя такие модули, как «Агрорешения»
и отраслевую образовательную среду под названием «Земля знаний».
|
3. Формирование
цифровых компетенций
|
Программа
включает инициативы по обучению специалистов аграрного сектора развитию
компетенций в сфере цифровой экономики. Данное обучение направлено на решение
проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов и содействие
цифровизации отрасли.
|
4. Интеграция
технологии блокчейн
|
Программа
включает использование технологии блокчейн, в частности, в форме электронной
платформы для цифровой поддержки. Такая интеграция повышает прозрачность
бизнес-операций и гарантирует подлинность данных [4, с. 64-72].
|
5. Создание
экспериментальных цифровых ферм.
|
В
рамках программы планируется создание экспериментальных цифровых ферм для
тестирования и внедрения комплексных цифровых технологий. Целью данной
инициативы является содействие развитию отечественного рынка технологий с
более доступными ценами для сельхозпроизводителей.
|
6. Оптимизация
сельскохозяйственных процессов
|
Благодаря
использованию цифровых технологий, таких как распределенные базы данных,
программа направлена на оптимизацию мониторинга сельскохозяйственных земель,
улучшение выбора качества семян и внедрение инноваций в процессы производства
и хранения зерна.
|
Используя эти стратегии и технологии, программа «Цифровое сельское хозяйство» стремится повысить эффективность, производительность и стимулировать инновации в методах ведения сельского хозяйства в сельскохозяйственном секторе [5, с. 21-27].
Проведенный обзор выявил сходство в выводах относительно положительного влияния государственной поддержки на развитие технологических кластеров в сельском хозяйстве. Основные факторы успеха включают высокий уровень финансирования, участие ключевых заинтересованных сторон и правильное адаптирование программ к региональным особенностям.
Федеральная программа развития сельского хозяйства показала значительный рост новых рабочих мест и улучшение инфраструктуры в зоне технологических кластеров. Ведомственный Проект «Цифровое Сельское Хозяйство» привела к внедрению цифровых технологий, улучшению мониторинга и оптимизации производственных процессов. Общим трендом является увеличение инновационной активности и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в регионах с активной государственной поддержкой.
Долгосрочные эффекты включают устойчивое развитие кластеров, привлечение инвестиций и повышение экономической активности. Краткосрочные эффекты связаны с созданием новых рабочих мест и повышением производительности. Факторы успеха включают четкое финансирование, активное взаимодействие с бизнес-сообществом и учет региональных особенностей. Проблемы включают неоднородное распределение ресурсов, несогласованность программ и необходимость более эффективного вовлечения малых предприятий.
Представленный анализ подчеркивает положительные результаты государственной поддержки в развитии технологических кластеров в сельском хозяйстве России, а также выявляет ключевые аспекты, которые могут способствовать еще более эффективному использованию данных программ в будущем.
III. Критерии успешности программ государственной поддержки
Рассмотрим ключевые критерии успешности программ государственной поддержки. Для этого проанализируем различные аспекты, такие как финансирование, адаптация к региональным особенностям, вовлечение заинтересованных сторон, система мониторинга и оценки, развитие инноваций и технологий, поддержка малых и средних предприятий и обучение и развитие кадров.
Обеспечение адекватного и своевременного финансирования программ является ключевым фактором для их успешного выполнения. Без адекватных финансовых ресурсов, программы могут столкнуться с задержками или ограничениями в реализации. Это затрагивает не только прямые затраты на реализацию программы, но и косвенные затраты, такие как разработка и адаптация инфраструктуры.
Сельскохозяйственные программы должны быть адаптированы к специфическим условиям каждого региона, включая географические, климатические, экономические и социальные факторы. Учет этих особенностей позволяет разработать наиболее эффективные и результативные меры, которые будут учитывать специфику региона и его потребности.
Успешная реализация сельскохозяйственных программ требует активного вовлечения всех заинтересованных сторон, включающее сотрудничество с местными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, а также с общественными и политическими организациями. Такое взаимодействие позволяет разрабатывать и реализовывать программы, которые отвечают потребностям всех заинтересованных сторон и обеспечивают их поддержку.
Разработка и внедрение эффективной системы мониторинга и оценки позволяет контролировать результаты реализации программ и вносить необходимые корректировки. Это также позволяет определить, какие меры были успешными и какие требуют изменений или дополнений.
Программы должны поддерживать и стимулировать развитие инновационных технологий в сельском хозяйстве, включающее в себя как поддержку исследований и разработок, так и создание условий для внедрения новых технологий в производство.
Также малые и средние предприятия играют важную роль в развитии сельскохозяйственного сектора. Программы поддержки должны быть направлены на обеспечение доступа этих предприятий к финансированию, консультационным услугам и другим ресурсам, необходимым для их развития.
Сельское хозяйство требует квалифицированных специалистов для успешной работы и внедрения новых технологий. Программы обучения и развития кадров должны быть направлены на повышение квалификации специалистов, развитие их навыков и знаний, а также на поддержку их профессионального роста.
Вышеуказанные критерии предоставляют фундаментальные ориентиры для оценки успешности программ государственной поддержки технологических кластеров в сельском хозяйстве.
IV. Влияние кластеров на экономику и социальную сферу:
Технологические кластеры в агропромышленном комплексе (АПК) играют важную роль в развитии экономики и социальной сферы, способствуя повышению производительности, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.
Развитие технологических кластеров способствует внедрению передовых технологий и инноваций, что, в свою очередь, приводит к росту производительности сельскохозяйственного производства. Исследования показывают, что внедрение точного земледелия, автоматизации и роботизации позволяет значительно повысить урожайность и снизить затраты на производство [6, c. 46-53]. Примером успешного применения таких технологий может служить использование гидромелиоративных машин с автоматизацией процесса полива решает вопрос неравномерного распределения влаги по площади, повышает урожайность и снижает стоимость обслуживания машины вследствие уменьшения числа поломок [7, с. 64-69].
Технологические кластеры создают новые рабочие места не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях, таких как ИТ, инженерия и наука. Это способствует снижению уровня безработицы и улучшению качества жизни в сельских районах [8]. Комплексное развитие социальной инфраструктуры на региональном уровне обеспечивает высокий уровень жизни населения. Кластерный подход к развитию сельских территорий считается приоритетным во многих регионах России, так как он способствует реализации инвестиционных проектов, диверсификации сельской экономики и стабильному развитию сельских территорий [9, с. 358-361].
Технологические кластеры привлекают значительные инвестиции как со стороны государства, так и частных компаний. Эти инвестиции направлены на развитие инфраструктуры, исследований и разработок, а также на внедрение инновационных технологий [10, c. 451-459]. Региональные инновационные кластеры основаны на стабильной системе распространения новых технологий, информации и товаров — технологической сети, которая использует общую научно-исследовательскую базу [11, c. 117-133].
Развитие технологических кластеров в сельских районах способствует улучшению инфраструктуры, доступу к современным технологиям и повышению уровня образования и квалификации работников. Это в свою очередь улучшает качество жизни местного населения [12, c. 151-158]. Устойчивое развитие сельских территорий требует развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и проведения экологических преобразований на местном уровне. Преимущества кластеризации социальной инфраструктуры в сельской местности заключаются в повышении эффективности работы социальных объектов. Это достигается благодаря увеличению годового дохода от реализации различных инвестиционных проектов [13, c. 358-361].
Создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций способствуют снижению уровня безработицы в сельских районах. Это особенно важно в контексте борьбы с миграцией населения из сельской местности в города. В Замбии развитие агроиндутрии позволило повысить уровень сельской иммиграции за 10 лет. Мигранты, в среднем, лучше обеспечены капитальными ресурсами, чем их соседи, не являющиеся мигрантами, и больше вовлечены в рынки ресурсов и продукции. Исследователи обнаружили, что более высокие показатели сельской иммиграции связаны с более высокими результатами сельскохозяйственной производительности в принимающих общинах [14, c. 491-504].
Таким образом, технологические кластеры в АПК оказывают значительное положительное влияние на экономику и социальную сферу, способствуя росту производительности, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и улучшению качества жизни в сельских районах.
V. Проблемы и перспективы развития государственной поддержки технологических кластеров в АПК:
Развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе сталкивается с рядом проблем, которые могут замедлить их прогресс и снизить эффективность.
Одной из основных проблем является недостаток финансирования. Несмотря на наличие государственных программ поддержки, объемы финансирования часто оказываются недостаточными для реализации масштабных проектов. Анализ кластеризации в развитых странах показывает, что в последние годы высокая конкурентоспособность экономик этих государств напрямую связана с позициями тех кластеров, которые способствуют повышению конкурентоспособности и оптимизации управления национальной экономикой [15, c. 50-61]. Одним из драйверов изменений, ориентированных на социально-экономическое развитие агропромышленного кластера, является инклюзивная бизнес-модель. Реализация амбициозных предположений этой модели в настоящее время рассматривается как стратегическая задача [16, c. 9-27].
Вторая проблема связана с бюрократическими барьерами и сложностью административных процедур. Для получения государственной поддержки необходимо пройти множество согласований и процедур, что отнимает много времени и ресурсов. Это может отпугнуть потенциальных участников кластеров и замедлить процесс их развития [17, c. 55-68].
Еще одной серьезной проблемой является недостаток квалифицированных кадров. В сельских районах часто не хватает специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы с передовыми технологиями. Это затрудняет внедрение инноваций и снижает эффективность работы кластеров [18, c. 1-5].
Несмотря на существующие проблемы, перспективы развития технологических кластеров в АПК выглядят многообещающе. Одним из ключевых факторов, способных стимулировать их развитие, является усиление государственной поддержки и увеличение объемов финансирования. Увеличение инвестиций в инновации и научные исследования поможет преодолеть многие из текущих проблем и ускорить развитие кластеров.
Другой важный аспект – это упрощение бюрократических процедур и создание благоприятной административной среды. Упрощение процесса получения государственной поддержки и снижение бюрократических барьеров могут значительно повысить привлекательность участия в кластерах для бизнеса и научных организаций.
Развитие образовательных программ и повышение квалификации кадров также являются важными направлениями. Внедрение специализированных образовательных программ в сельских учебных заведениях и проведение тренингов для работников АПК помогут устранить дефицит квалифицированных специалистов и улучшить эффективность работы кластеров.
В заключение, несмотря на существующие проблемы, технологические кластеры в АПК имеют значительный потенциал для развития. Усиление государственной поддержки, упрощение административных процедур и развитие образовательных программ могут существенно повысить эффективность и конкурентоспособность этих кластеров, способствуя их дальнейшему росту и процветанию.
VI. Заключение:
На протяжении данной статьи был проведен обширный анализ темы развития технологических кластеров в сельском хозяйстве, с фокусом на программы государственной поддержки. В ходе исследования были выявлены как ключевые проблемы, так и перспективы, определяющие эффективность этих программ.
Проблемы, такие как неравномерное распределение ресурсов, неоднородность программ и ограниченное вовлечение малых и средних предприятий, представляют серьезные вызовы для достижения полной интеграции и успешного развития технологических кластеров. Однако, через рассмотрение перспективных направлений развития, включая улучшение координации программ, развитие механизмов прозрачности и поддержку участия малых предприятий, можно предвидеть путь к устойчивому преодолению этих проблем.
Это исследование призывает к созданию единой стратегии развития, активному взаимодействию между участниками кластера и обширной поддержке образовательных и консультационных программ. Только через совместные усилия государства, бизнес-сообщества и общественности можно достичь цели - создания эффективных и инновационных технологических кластеров, способствующих устойчивому развитию сельского хозяйства.
В итоге, дальнейшее развитие технологических кластеров в сельском хозяйстве требует не только устранения текущих проблем, но и стратегического планирования, направленного на создание благоприятного окружения для инноваций и сотрудничества. Это подчеркивает важность реализации целенаправленных мероприятий и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон для успешного развития сельского хозяйства в условиях современных вызовов и возможностей.
Источники:
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы»
3. Ведомственный Проект «Цифровое Сельское Хозяйство». Mcx.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf.
4. Дронов А.В., Хохлов А.Н., Дышлюк М.Ю. Программа «Цифровое сельское хозяйство» и применение технологии блокчейн в деятельности» брянского агропромышленного кластера // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. – 2020. – № 5(81). – c. 64-72.
5. Голдина И.И., Иовлев Г.А. Цифровое сельское хозяйство: состояние и перспективы // Научно-технический вестник: технические системы в АПК. – 2020. – № 1(6). – c. 21-27.
6. Даниленко Ж.В., Андреев К.П. Внедрение координатного внесения удобрений // Вестник Совета молодых ученых Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А Костычева. – 2018. – № 2(7). – c. 46-53.
7. Ахтямов А.А., Рязанцев А.И., Гаврилина О.П., Бойко А.И., Колошеин Д.В., Борычев С.Н. Совершенствование гидромелиоративных машин с автоматизацией процесса полива // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. – 2019. – № 3(43). – c. 64-68.
8. Kim J. Innovative technology in the agricultural sectors: opportunities for green jobs or exacerbation of rural youth unemployment // Proceedings of the Future of Work in Agriculture Conference. Washington DC, USA, 2019.
9. Германович А.Г. Роль региональных агрокластеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 5. – c. 358-361.
10. Zharikov R.V., Bezpalov V.V., Lochan S.A., Barashkin M.V., Zharikov A.R. Economic security of regions as a criterion for formation and development of agricultural clusters by means of innovative technologies // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. – 2018. – № 4. – p. 431-439.
11. Кундиус В.А. Кластерный подход в реализации стратегии инновационного развития АПК региона // Экономика региона. – 2011. – № 4(28). – c. 117-133.
12. Turyanskiy A., Dobrunova A. Agricultural territories management practice in terms of cluster approach // Folia pomeranae universitatis technologiae stetinensis. Oeconomica. – 2014. – № 77. – p. 151-158.
13. Германович А.Г. Роль региональных агрокластеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 5. – c. 358-361.
14. Chamberlin J., Jayne T.S., Sitko N.J. Rural in‐migration and agricultural development: Evidence from Zambia // Agricultural Economics. – 2020. – № 4. – p. 491-504. – doi: 10.1111/agec.12567.
15. Khayitovich B.E. New model of sustainable financing of agro cluster // International Journal of Management. – 2024. – № 6. – p. 50-61. – doi: 10.37547/ijmef/volume04issue06-08.
16. Bembenek B., Kowalska K. Inclusive business model-strategic challenge for agribusiness cluster management // Humanities and Social Sciences. – 2017. – p. 9-27. – doi: 10.7862/rz.2017.hss.63.
17. Ropret M., Aristovnik A., Ravšelj D. The perception of administrative barriers and their implications for SMEs’ performance: Evidence from Slovenia // Zagreb International Review of Economics and Business. – 2018. – p. 55-68. – doi: 10.2478/zireb-2018-0024.
18. Yakimova L.A., Streltsova A.V. Human capital as a fundamental determinant of rural development // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2020. – № 2. – p. 22095. – doi: 10.1088/1755-1315/548/2/022095.
Страница обновлена: 14.11.2024 в 14:06:44