The role and impact of government support on the development of technological clusters in the agro-industrial complex

Menlebaev R.R.1
1 Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80546280

Abstract:
The article is devoted to the analysis of the role of government support in the development of technological clusters in the agro-industrial complex and the identification of factors of their effectiveness. In the face of modern challenges such as climate change and the need to ensure food security, the study highlights the importance of innovative approaches in agriculture. The article focuses on existing government programs, such as the Federal Scientific and Technical Program and the Digital Agriculture Project, which aim to increase competitiveness and optimize production processes through the introduction of modern technologies. The author examines the effectiveness of these programs, highlighting key success factors such as funding, adaptation to regional conditions, and active stakeholder involvement. Problems such as lack of funding, bureaucratic barriers and lack of qualified personnel are also discussed. Finally, the analysis of development prospects is presented; and the need for strengthening government support and simplification of administrative procedures is emphasized. In general, the results of the study confirm that active cooperation between the state, business and educational institutions can significantly increase the efficiency of technological clusters and contribute to the sustainable development of agriculture.

Keywords: technological cluster, agriculture, agro-industrial complex, government support, innovation

JEL-classification: C38, O13, P32, Q10, O30



I. Введение:

Сельское хозяйство является ключевой отраслью мировой экономики, и повышение эффективности технологических кластеров в агропромышленном комплексе (АПК) становится важным стратегическим вопросом. В условиях постоянных вызовов, таких как изменения климата, демографические изменения и необходимость обеспечения продовольственной безопасности, развитие инновационных подходов в сельском хозяйстве становится критическим элементом устойчивого развития.

Государственная поддержка играет значительную роль в создании и развитии технологических кластеров, способствуя интеграции современных технологий, научных исследований и предпринимательского опыта в сельском хозяйстве [1, с. 74-78]. В связи с этим, анализ роли государственных программ и мер поддержки в развитии технологических кластеров в АПК представляет неотъемлемый интерес для научного сообщества и практической сферы.

Актуальность данного исследования подчеркивается необходимостью оптимизации производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, и обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Поэтому анализ эффективности государственной поддержки в контексте технологических кластеров в АПК является ключевым шагом в направлении формирования эффективных стратегий развития сельского хозяйства и укрепления его роли в мировой экономике.

Исследование направлено на анализ роли и влияния государственной поддержки в развитии технологических кластеров в агропромышленном комплексе с целью выявления ключевых факторов эффективности.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния государственной поддержки на развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе. Автор выделяет недостаточно исследованные аспекты взаимодействия между государственной поддержкой и инновациями в сельском хозяйстве, что позволяет глубже понять механизмы повышения эффективности агропроизводства.

К задачам данного исследования можно отнести:

1. Анализ существующих программы государственной поддержки в сельском хозяйстве.

2. Оценка эффективности реализованных программ и инициатив.

3. Выявление ключевых критериев успешности программ государственной поддержки

4. Предложение практических рекомендаций для совершенствования государственной поддержки:

Данные цели и задачи направлены на комплексное исследование взаимосвязей между государственной поддержкой и развитием технологических кластеров в агропромышленном комплексе, что позволит выявить основные факторы, влияющие на их эффективность и предложить практические рекомендации для совершенствования этого взаимодействия.

II. Государственная поддержка технологических кластеров в сельском хозяйстве:

В данной главе мы рассмотрим различные программы государственной поддержки, направленные на развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе. Описывая эти программы, мы постараемся выявить их влияние на развитие сельского хозяйства, а также оценить их эффективность и перспективы для будущего развития отрасли.

1. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства (2017-2030):

· Типы мер: Формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получение результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса [2].

· Инструменты финансирования: Государственные гранты за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральная программа развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы (ФНТП) направлена на обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции путем использования новых отечественных сортов и племенной продукции, современных технологий производства кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных, а также биологических пестицидов и агрохимикатов. Программа также фокусируется на разработке технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, использовании современных методов контроля качества и диагностики продукции, а также экспертизе генетического материала.

Одним из основных приоритетов ФНТП является создание условий для развития научной и научно-технической деятельности, необходимой для разработки технологий, товаров и услуг, способствующих независимости и конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса. Внедрение отечественных технологий должно позволить к 2030 году уменьшить риски в области продовольственной безопасности за счет сокращения использования зарубежных технологий и импортного материала.

2. Ведомственный Проект «Цифровое Сельское Хозяйство» (2019-2024):

· Типы мер: внедрение информационных технологий в аграрном секторе и платформенных решений в АПК, которое должно привести к: снижению затрат на производство, увеличению эффективности каждого предприятия в 2 раза, снижению себестоимости продукции, росту инвестиций, автоматизации принятия решений и производственных процессов, увеличению количества рабочих мест и развитию экспорта [3].

· Инструменты финансирования: Субсидии на внедрение цифровых решений.

Программа «Цифровое сельское хозяйство» направлена на повышение эффективности и продуктивности ведения сельского хозяйства за счет внедрения различных цифровых технологий и решений (Таблица 1):

Таблица 1

Стратегии и пути реализации программы

Стратегии
Пути реализации
1. Внедрение современных информационных систем
Программа направлена на предоставление высококачественных услуг и поддержки во внедрении современных информационных систем для принятия решений в агрономии, включающее в себя интеграцию передовых технологий цифрового сельского хозяйства.
2. Создание Национальной платформы цифрового управления сельским хозяйством
Программа предполагает создание и развитие национальной платформы цифрового управления сельским хозяйством, которая включает в себя такие модули, как «Агрорешения» и отраслевую образовательную среду под названием «Земля знаний».
3. Формирование цифровых компетенций
Программа включает инициативы по обучению специалистов аграрного сектора развитию компетенций в сфере цифровой экономики. Данное обучение направлено на решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов и содействие цифровизации отрасли.
4. Интеграция технологии блокчейн
Программа включает использование технологии блокчейн, в частности, в форме электронной платформы для цифровой поддержки. Такая интеграция повышает прозрачность бизнес-операций и гарантирует подлинность данных [4, с. 64-72].
5. Создание экспериментальных цифровых ферм.
В рамках программы планируется создание экспериментальных цифровых ферм для тестирования и внедрения комплексных цифровых технологий. Целью данной инициативы является содействие развитию отечественного рынка технологий с более доступными ценами для сельхозпроизводителей.
6. Оптимизация сельскохозяйственных процессов
Благодаря использованию цифровых технологий, таких как распределенные базы данных, программа направлена на оптимизацию мониторинга сельскохозяйственных земель, улучшение выбора качества семян и внедрение инноваций в процессы производства и хранения зерна.
Источник: составлено авторами

Используя эти стратегии и технологии, программа «Цифровое сельское хозяйство» стремится повысить эффективность, производительность и стимулировать инновации в методах ведения сельского хозяйства в сельскохозяйственном секторе [5, с. 21-27].

Проведенный обзор выявил сходство в выводах относительно положительного влияния государственной поддержки на развитие технологических кластеров в сельском хозяйстве. Основные факторы успеха включают высокий уровень финансирования, участие ключевых заинтересованных сторон и правильное адаптирование программ к региональным особенностям.

Федеральная программа развития сельского хозяйства показала значительный рост новых рабочих мест и улучшение инфраструктуры в зоне технологических кластеров. Ведомственный Проект «Цифровое Сельское Хозяйство» привела к внедрению цифровых технологий, улучшению мониторинга и оптимизации производственных процессов. Общим трендом является увеличение инновационной активности и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий в регионах с активной государственной поддержкой.

Долгосрочные эффекты включают устойчивое развитие кластеров, привлечение инвестиций и повышение экономической активности. Краткосрочные эффекты связаны с созданием новых рабочих мест и повышением производительности. Факторы успеха включают четкое финансирование, активное взаимодействие с бизнес-сообществом и учет региональных особенностей. Проблемы включают неоднородное распределение ресурсов, несогласованность программ и необходимость более эффективного вовлечения малых предприятий.

Представленный анализ подчеркивает положительные результаты государственной поддержки в развитии технологических кластеров в сельском хозяйстве России, а также выявляет ключевые аспекты, которые могут способствовать еще более эффективному использованию данных программ в будущем.

III. Критерии успешности программ государственной поддержки

Рассмотрим ключевые критерии успешности программ государственной поддержки. Для этого проанализируем различные аспекты, такие как финансирование, адаптация к региональным особенностям, вовлечение заинтересованных сторон, система мониторинга и оценки, развитие инноваций и технологий, поддержка малых и средних предприятий и обучение и развитие кадров.

Обеспечение адекватного и своевременного финансирования программ является ключевым фактором для их успешного выполнения. Без адекватных финансовых ресурсов, программы могут столкнуться с задержками или ограничениями в реализации. Это затрагивает не только прямые затраты на реализацию программы, но и косвенные затраты, такие как разработка и адаптация инфраструктуры.

Сельскохозяйственные программы должны быть адаптированы к специфическим условиям каждого региона, включая географические, климатические, экономические и социальные факторы. Учет этих особенностей позволяет разработать наиболее эффективные и результативные меры, которые будут учитывать специфику региона и его потребности.

Успешная реализация сельскохозяйственных программ требует активного вовлечения всех заинтересованных сторон, включающее сотрудничество с местными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, а также с общественными и политическими организациями. Такое взаимодействие позволяет разрабатывать и реализовывать программы, которые отвечают потребностям всех заинтересованных сторон и обеспечивают их поддержку.

Разработка и внедрение эффективной системы мониторинга и оценки позволяет контролировать результаты реализации программ и вносить необходимые корректировки. Это также позволяет определить, какие меры были успешными и какие требуют изменений или дополнений.

Программы должны поддерживать и стимулировать развитие инновационных технологий в сельском хозяйстве, включающее в себя как поддержку исследований и разработок, так и создание условий для внедрения новых технологий в производство.

Также малые и средние предприятия играют важную роль в развитии сельскохозяйственного сектора. Программы поддержки должны быть направлены на обеспечение доступа этих предприятий к финансированию, консультационным услугам и другим ресурсам, необходимым для их развития.

Сельское хозяйство требует квалифицированных специалистов для успешной работы и внедрения новых технологий. Программы обучения и развития кадров должны быть направлены на повышение квалификации специалистов, развитие их навыков и знаний, а также на поддержку их профессионального роста.

Вышеуказанные критерии предоставляют фундаментальные ориентиры для оценки успешности программ государственной поддержки технологических кластеров в сельском хозяйстве.

IV. Влияние кластеров на экономику и социальную сферу:

Технологические кластеры в агропромышленном комплексе (АПК) играют важную роль в развитии экономики и социальной сферы, способствуя повышению производительности, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.

Развитие технологических кластеров способствует внедрению передовых технологий и инноваций, что, в свою очередь, приводит к росту производительности сельскохозяйственного производства. Исследования показывают, что внедрение точного земледелия, автоматизации и роботизации позволяет значительно повысить урожайность и снизить затраты на производство [6, c. 46-53]. Примером успешного применения таких технологий может служить использование гидромелиоративных машин с автоматизацией процесса полива решает вопрос неравномерного распределения влаги по площади, повышает урожайность и снижает стоимость обслуживания машины вследствие уменьшения числа поломок [7, с. 64-69].

Технологические кластеры создают новые рабочие места не только в сельском хозяйстве, но и в смежных отраслях, таких как ИТ, инженерия и наука. Это способствует снижению уровня безработицы и улучшению качества жизни в сельских районах [8]. Комплексное развитие социальной инфраструктуры на региональном уровне обеспечивает высокий уровень жизни населения. Кластерный подход к развитию сельских территорий считается приоритетным во многих регионах России, так как он способствует реализации инвестиционных проектов, диверсификации сельской экономики и стабильному развитию сельских территорий [9, с. 358-361].

Технологические кластеры привлекают значительные инвестиции как со стороны государства, так и частных компаний. Эти инвестиции направлены на развитие инфраструктуры, исследований и разработок, а также на внедрение инновационных технологий [10, c. 451-459]. Региональные инновационные кластеры основаны на стабильной системе распространения новых технологий, информации и товаров — технологической сети, которая использует общую научно-исследовательскую базу [11, c. 117-133].

Развитие технологических кластеров в сельских районах способствует улучшению инфраструктуры, доступу к современным технологиям и повышению уровня образования и квалификации работников. Это в свою очередь улучшает качество жизни местного населения [12, c. 151-158]. Устойчивое развитие сельских территорий требует развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и проведения экологических преобразований на местном уровне. Преимущества кластеризации социальной инфраструктуры в сельской местности заключаются в повышении эффективности работы социальных объектов. Это достигается благодаря увеличению годового дохода от реализации различных инвестиционных проектов [13, c. 358-361].

Создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций способствуют снижению уровня безработицы в сельских районах. Это особенно важно в контексте борьбы с миграцией населения из сельской местности в города. В Замбии развитие агроиндутрии позволило повысить уровень сельской иммиграции за 10 лет. Мигранты, в среднем, лучше обеспечены капитальными ресурсами, чем их соседи, не являющиеся мигрантами, и больше вовлечены в рынки ресурсов и продукции. Исследователи обнаружили, что более высокие показатели сельской иммиграции связаны с более высокими результатами сельскохозяйственной производительности в принимающих общинах [14, c. 491-504].

Таким образом, технологические кластеры в АПК оказывают значительное положительное влияние на экономику и социальную сферу, способствуя росту производительности, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и улучшению качества жизни в сельских районах.

V. Проблемы и перспективы развития государственной поддержки технологических кластеров в АПК:

Развитие технологических кластеров в агропромышленном комплексе сталкивается с рядом проблем, которые могут замедлить их прогресс и снизить эффективность.

Одной из основных проблем является недостаток финансирования. Несмотря на наличие государственных программ поддержки, объемы финансирования часто оказываются недостаточными для реализации масштабных проектов. Анализ кластеризации в развитых странах показывает, что в последние годы высокая конкурентоспособность экономик этих государств напрямую связана с позициями тех кластеров, которые способствуют повышению конкурентоспособности и оптимизации управления национальной экономикой [15, c. 50-61]. Одним из драйверов изменений, ориентированных на социально-экономическое развитие агропромышленного кластера, является инклюзивная бизнес-модель. Реализация амбициозных предположений этой модели в настоящее время рассматривается как стратегическая задача [16, c. 9-27].

Вторая проблема связана с бюрократическими барьерами и сложностью административных процедур. Для получения государственной поддержки необходимо пройти множество согласований и процедур, что отнимает много времени и ресурсов. Это может отпугнуть потенциальных участников кластеров и замедлить процесс их развития [17, c. 55-68].

Еще одной серьезной проблемой является недостаток квалифицированных кадров. В сельских районах часто не хватает специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы с передовыми технологиями. Это затрудняет внедрение инноваций и снижает эффективность работы кластеров [18, c. 1-5].

Несмотря на существующие проблемы, перспективы развития технологических кластеров в АПК выглядят многообещающе. Одним из ключевых факторов, способных стимулировать их развитие, является усиление государственной поддержки и увеличение объемов финансирования. Увеличение инвестиций в инновации и научные исследования поможет преодолеть многие из текущих проблем и ускорить развитие кластеров.

Другой важный аспект – это упрощение бюрократических процедур и создание благоприятной административной среды. Упрощение процесса получения государственной поддержки и снижение бюрократических барьеров могут значительно повысить привлекательность участия в кластерах для бизнеса и научных организаций.

Развитие образовательных программ и повышение квалификации кадров также являются важными направлениями. Внедрение специализированных образовательных программ в сельских учебных заведениях и проведение тренингов для работников АПК помогут устранить дефицит квалифицированных специалистов и улучшить эффективность работы кластеров.

В заключение, несмотря на существующие проблемы, технологические кластеры в АПК имеют значительный потенциал для развития. Усиление государственной поддержки, упрощение административных процедур и развитие образовательных программ могут существенно повысить эффективность и конкурентоспособность этих кластеров, способствуя их дальнейшему росту и процветанию.

VI. Заключение:

На протяжении данной статьи был проведен обширный анализ темы развития технологических кластеров в сельском хозяйстве, с фокусом на программы государственной поддержки. В ходе исследования были выявлены как ключевые проблемы, так и перспективы, определяющие эффективность этих программ.

Проблемы, такие как неравномерное распределение ресурсов, неоднородность программ и ограниченное вовлечение малых и средних предприятий, представляют серьезные вызовы для достижения полной интеграции и успешного развития технологических кластеров. Однако, через рассмотрение перспективных направлений развития, включая улучшение координации программ, развитие механизмов прозрачности и поддержку участия малых предприятий, можно предвидеть путь к устойчивому преодолению этих проблем.

Это исследование призывает к созданию единой стратегии развития, активному взаимодействию между участниками кластера и обширной поддержке образовательных и консультационных программ. Только через совместные усилия государства, бизнес-сообщества и общественности можно достичь цели - создания эффективных и инновационных технологических кластеров, способствующих устойчивому развитию сельского хозяйства.

В итоге, дальнейшее развитие технологических кластеров в сельском хозяйстве требует не только устранения текущих проблем, но и стратегического планирования, направленного на создание благоприятного окружения для инноваций и сотрудничества. Это подчеркивает важность реализации целенаправленных мероприятий и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон для успешного развития сельского хозяйства в условиях современных вызовов и возможностей.


References:

Akhtyamov A.A., Ryazantsev A.I., Gavrilina O.P., Boyko A.I., Koloshein D.V., Borychev S.N. (2019). Sovershenstvovanie gidromeliorativnyh mashin s avtomatizatsiey protsessa poliva [Improving the tap-master of dm «frigat» with a hydraulic actuator to utomate the process of watering without additional power consumption]. Herald of Ryazan State Agrotechnological University Named after P.A. Kostychev. (3(43)). 64-68. (in Russian).

Bembenek B., Kowalska K. (2017). Inclusive business model-strategic challenge for agribusiness cluster management Humanities and Social Sciences. 22 9-27. doi: 10.7862/rz.2017.hss.63.

Chamberlin J., Jayne T.S., Sitko N.J. (2020). Rural in‐migration and agricultural development: Evidence from Zambia Agricultural Economics. 51 (4). 491-504. doi: 10.1111/agec.12567.

Danilenko Zh.V., Andreev K.P. (2018). Vnedrenie koordinatnogo vneseniya udobreniy [The introduction of the coordinate of fertilizer]. Vestnik Soveta molodyh uchenyh Ryazanskogo gosudarstvennogo agrotekhnologicheskogo universiteta imeni P.A Kostycheva. (2(7)). 46-53. (in Russian).

Dronov A.V., Khokhlov A.N., Dyshlyuk M.Yu. (2020). Programma «Tsifrovoe selskoe khozyaystvo» i primenenie tekhnologii blokcheyn v deyatelnosti» bryanskogo agropromyshlennogo klastera [«digital agriculture» program and use of blockchain technology in the work of «Bryansk agro-industrial cluster»]. Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (5(81)). 64-72. (in Russian).

Gerasimov A.N., Barsukov M.G., Molchanenko S.A. (2016). Analiz rezultatov gosudarstvennoy podderzhki selskogo khozyaystva [Analysis of results of the state support of agriculture]. Rural economy in Russia (Ekonomika sel\'skogo khozyaystva Rossii). (5). 74-78. (in Russian).

Germanovich A.G. (2018). Rol regionalnyh agroklasterov v obespechenii ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [The role of regional agricultural clusters in ensuring sustainable rural development]. Innovation and Investment. (5). 358-361. (in Russian).

Germanovich A.G. (2018). Rol regionalnyh agroklasterov v obespechenii ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [The role of regional agricultural clusters in ensuring sustainable rural development]. Innovation and Investment. (5). 358-361. (in Russian).

Goldina I.I., Iovlev G.A. (2020). Tsifrovoe selskoe khozyaystvo: sostoyanie i perspektivy [Digital agriculture: state and prospects]. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik: tekhnicheskie sistemy v APK. (1(6)). 21-27. (in Russian).

Khayitovich B.E. (2024). New model of sustainable financing of agro cluster International Journal of Management. 4 (6). 50-61. doi: 10.37547/ijmef/volume04issue06-08.

Kim J. (2019). Innovative technology in the agricultural sectors: opportunities for green jobs or exacerbation of rural youth unemployment Proceedings of the Future of Work in Agriculture Conference.

Kundius V.A. (2011). Klasternyy podkhod v realizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya APK regiona [Sluster approach to realization of innovation development strategy for the agroindustrial complex of the region]. Economy of the region. (4(28)). 117-133. (in Russian).

Ropret M., Aristovnik A., Ravšelj D. (2018). The perception of administrative barriers and their implications for SMEs’ performance: Evidence from Slovenia Zagreb International Review of Economics and Business. 21 55-68. doi: 10.2478/zireb-2018-0024.

Turyanskiy A., Dobrunova A. (2014). Agricultural territories management practice in terms of cluster approach Folia pomeranae universitatis technologiae stetinensis. Oeconomica. (77). 151-158.

Yakimova L.A., Streltsova A.V. (2020). Human capital as a fundamental determinant of rural development IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 548 (2). 22095. doi: 10.1088/1755-1315/548/2/022095.

Zharikov R.V., Bezpalov V.V., Lochan S.A., Barashkin M.V., Zharikov A.R. (2018). Economic security of regions as a criterion for formation and development of agricultural clusters by means of innovative technologies Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 18 (4). 431-439.

Страница обновлена: 25.04.2025 в 09:49:10