Анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом
Строкина Л.А.1
1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096515
Аннотация:
В статье обоснована актуальность маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговыми предприятиями. Дано авторское определение термина «Маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых предприятий». Разработаны направления анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом: анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики. Проанализирован маркетинговый блок в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий по кластерам. Построен радар маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий
Ключевые слова: нейромаркетинг, система управления нейромаркетингом, маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых пред-приятий
JEL-классификация: O31, O32, O 33
Введение. В современном мире нейромаркетинг как междисциплинарная наука, объединяющая маркетинг и нейронауки, активно развивается и проникает в повседневную жизнь. Предприятия, применяющие в своей практике данные о активности головного мозга, эмоциональные отклики, отслеживания движения глаз и т.д., получают конкурентное преимущество за счет более глубокой аналитики потребительского поведения. Понимание экономического поведения потребителей позволяет делать маркетинговые стратегии более эффективными.
Анализ данных в маркетинговом блоке позволяет точнее прогнозировать потребности и предпочтения клиентов; помогает избежать ошибок в стратегиях; минимизировать затраты и повысить рентабельность инвестиций в рекламу; способствует выявлению «скрытых» мотивов покупок, что дает дополнительное преимущество перед конкурентами; позволяет лучше адаптировать рекламные стратегии к новым форматам коммуникации и взаимодействия с клиентами; помогает выстраивать такие стратегии, которые обеспечивают более качественное взаимодействие клиентов с товарами (продуктами) или услугами.
Исследованию нейромаркетинга посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л. Балабанова [1,2], В. Глущенко [3], М. Джефри [4], Р. Дули [5], Т. Ибрагимхалилова [6,7], П. Иванов [8], Д. Канеман [9], Д. Каплунов [10], В. Киселев [11], Ф. Котлер [12], М. Линдстром [13], Д. Льюис [14], И. Манн [15,16], Ван Д. Прает [17], П. Ренвуазе [18], В. Тисунова [19], Д. Траут [20], О. Ярош [21, 22, 23, 24, 24].
Однако, в работах данных авторов вопросам системы управления нейромаркетингом, в частности, анализу маркетингового блока не уделено достаточного внимания.
Объектом исследования является процесс анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий по кластерам:
- Кластер В – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения бэби-бумеров – гипермаркет «Караван», торговая сеть «Обжора», магазин «Blanco», магазин «Валентино».
- Кластер X – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения X – гипермаркет «СИГМА ЛЕНД», торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия», торговая сеть «MOLOKO косметик».
- Кластер Y – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Y – торговая сеть «ТЕХНО-БУМ», торговая сеть «Техника», торговая сеть «Семейный квартал», торговая сеть «GoodZone».
- Кластер Z – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Z – торговая сеть «Фокс», торговая сеть «Технодом», магазин «FABRIKA», магазин «Vitones».
- Кластер A – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Альфа – торговая сеть «МАЛЫШ», магазин детских товаров «Антарес», торговая сеть «Зебра», магазин детских товаров «Маугли».
Предметом исследования являются теоретические, методические, практические аспекты анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.
Целью работы является проведение анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.
Научная новизна исследования заключается в разработке научно-методического подхода к анализу маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.
Гипотеза исследования следующая: анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом позволит торговым предприятиям не только поддерживать, но и повышать конкурентоспособность, уровень доверия потребителей, их персонализацию.
Для проведения анализа использовались следующие методы: системный, ситуационный анализ и синтез, комплексный подход, интегрированный метод, экономико-математическое моделирование, группирование, графический, табличный, кластерный анализ, метод экспертных оценок, метод предпочтений, рангов. Обработка данных осуществлялась с использованием современных информационных технологий.
Основная часть. Маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых предприятий (МБСУНТП) — это функциональная часть системы управления нейромаркетинга для анализа и оптимизации взаимодействия с потребителями с целью повышения эффективности маркетинговых стратегий.
Анализ маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий проведен по следующим направлениям (рис.1).
Рисунок 1. Направления анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом
Источник: составлено автором
Проведем анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом
1. Анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики.
Анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики был проведен по следующим параметрам:
- широта ассортимента;
- глубина ассортимента;
- качество товаров;
- имидж торговых марок;
- привлекательность упаковки товаров;
- уникальность предложения;
- позиционирование товаров.
Для проведения анализа были разработаны пятибалльная шкала (табл.1).
Таблица 1
Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
Параметры
|
Коэффициент весомости
|
Оценка, баллы
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Широта ассортимента
|
0,14
|
Узкий ассортимент
|
Незначительная широта ассортимента
|
Средняя широта ассортимента
|
Значительная широта ассортимента
|
Широкий ассортимент
|
Глубина ассортимента
|
0,14
|
Неглубокий ассортимент
|
Незначительная глубина ассортимента
|
Средняя глубина ассортимента
|
Значительная глубина ассортимента
|
Глубокий ассортимент
|
Качество товаров
|
0,11
|
Низкий уровень качества товаров
|
Удовлетворительный уровень качества
товаров
|
Средний уровень качества товаров
|
Достаточный уровень качества товаров
|
Высокий уровень качества товаров
|
Имидж торговых марок
|
0,13
|
Низкий имидж торговых марок
|
Удовлетворительный имидж торговых марок
|
Средний имидж торговых марок
|
Достаточный имидж торговых марок
|
Высокий имидж торговых марок
|
Привлекательность упаковки
товаров
|
0,17
|
Низкий уровень привлекательности
упаковки товаров
|
Удовлетворительный уровень привлекательности
упаковки товаров
|
Средний уровень привлекательности
упаковки товаров
|
Достаточный уровень привлекательности
упаковки товаров
|
Высокий уровень привлекательности
упаковки товаров
|
Уникальность предложения
|
0,17
|
Низкий уровень уникальности
предложения
|
Удовлетворительный уровень уникальности
предложения
|
Средний уровень уникальности
предложения
|
Достаточный уровень уникальности
предложения
|
Высокий уровень уникальности
предложения
|
Позиционирование товаров
|
0,14
|
Низкий уровень эффективности позиционирования
товаров
|
Удовлетворительный уровень эффективности
позиционирования товаров
|
Средний уровень эффективности позиционирования
товаров
|
Достаточный уровень эффективности
позиционирования товаров
|
Высокий уровень эффективности позиционирования
товаров
|
Итого
|
1,00
|
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления
нейромаркетингом в сфере товарной политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики 2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики 3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики 4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики |
Результаты анализа показали, что в среднем предприятия кластеров В, Х и А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики (4,28 балла, 4,35 балла и 4,59 балла соответственно при max 5,00 баллов) за счет широкого ассортимента и высокой привлекательности упаковки товаров, а предприятия кластеров Y и Z – достаточный уровень (3,99 балла и 4,05 балла соответственно). Среди предприятий кластера В высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют магазин «Blanco» и магазин «Валентино» (по 4,41 балла), а гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» - достаточный уровень (по 4,14 балла); в кластере Х высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия» и торговая сеть «MOLOKO косметик» (4,25 балла, 4,44 балла и 4,55 балла соответственно), а гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - достаточный уровень (4,14 балла); среди предприятий кластера Y высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» и торговая сеть «Техника» (по 4,38 балла), а торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» - достаточный уровень (3,52 балла и 3,66 балла соответственно); в кластере Z высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «Фокс» и торговая сеть «Технодом» (по 4,38 балла), а магазин «FABRIKA» и магазин «Vitones» - достаточный уровень (3,63 балла и 3,80 балла соответственно); все предприятия кластера А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики(торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,55 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,72 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,55 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 4,55 балла).
2. Анализ управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики.
Оценка управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики была проведена по следующим параметрам:
- гибкость ценовой политики;
- использование психологических неокругленных цен;
- соответствие цены предложению;
- соответствие цены ожиданиям покупателей.
Оценку управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики провели с помощью пятибалльной шкалы, представленной в таблице 2.
Таблица 2
Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
Параметры
|
Коэффициент
весомости
|
Оценка,
баллы
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Гибкость ценовой политики
|
0,18
|
Низкий
уровень гибкости ценовой политики
|
Удовлетворительный
уровень гибкости ценовой политики
|
Средний
уровень гибкости ценовой политики
|
Достаточный
уровень гибкости ценовой политики
|
Высокий
уровень гибкости ценовой политики
|
Использование психологических неокругленных цен
|
0,23
|
Низкий
уровень использования психологических неокругленных цен
|
Удовлетворительный
уровень использования психологических неокругленных цен
|
Средний
уровень использования психологических неокругленных цен
|
Достаточный
уровень использования психологических неокругленных цен
|
Высокий
уровень использования психологических неокругленных цен
|
Соответствие цены предложению
|
0,28
|
Низкий
уровень соответствия цены предложению
|
Удовлетворительный
уровень соответствия цены предложению
|
Средний
уровень соответствия цены предложению
|
Достаточный
уровень соответствия цены предложению
|
Высокий
уровень соответствия цены предложению
|
Соответствие цены ожиданиям покупателей
|
0,31
|
Низкий
уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
|
Удовлетворительный
уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
|
Средний
уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
|
Достаточный
уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
|
Высокий
уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
|
Итого
|
1,00
|
1,00
– 1,80 балла – низкий уровень управления
нейромаркетингом в сфере ценовой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики 2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики 3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики 4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики |
Результаты оценки свидетельствуют о том, что в среднем предприятия кластеров В и Х имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики (4,17 балла и 4,18 балла соответственно при max 5,00 баллов), а предприятия кластеров Y, Z и А – высокий уровень (4,33 балла, 4,33 балла и 4,49 балла соответственно) за счет высокой гибкости ценовой политики и достаточного уровня соответствия цены ожиданиям покупателей. При этом в кластере В высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» (по 4,41 балла), а магазин «Blanco» и магазин «Валентино» - достаточный уровень (по 3,92 балла); среди предприятий кластера Х высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеет гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» (4,41 балла), а торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия» и торговая сеть «MOLOKO косметик» - достаточный уровень (по 4,10 балла); в кластере Y высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» (4,72 балла и 4,41 балла соответственно), а торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» и торговая сеть «Техника» - достаточный уровень (по 4,10 балла); в кластере Z высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют магазин «FABRIKA» и магазин «Vitones» (4,72 балла и 4,41 балла соответственно), а торговая сеть «Фокс» и торговая сеть «Технодом» - достаточный уровень (по 4,10 балла); все предприятия кластера А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики (торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,41 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,72 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,41 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 4,41 балла).
3. Анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики.
Анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики был проведен по следующим параметрам:
- методы сбыта;
- уровень цифровизации сбыта;
- использование онлайн-каналов сбыта;
- выкладка товаров, внутренняя атмосфера в магазине;
- сбытовой персонал.
Для анализа управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики была разработана пятибалльная шкала, представленная в таблице 3.
Таблица 2
Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
Параметры
|
Коэффициент весомости
|
Оценка, баллы
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Методы сбыта
|
0,16
|
Низкий уровень прогрессивности методов
сбыта
|
Удовлетворительный уровень прогрессивности
методов сбыта
|
Средний уровень прогрессивности методов
сбыта
|
Достаточный уровень прогрессивности
методов сбыта
|
Высокий уровень прогрессивности методов
сбыта
|
Уровень цифровизации сбыта
|
0,14
|
Низкий уровень цифровизации сбыта
|
Удовлетворительный уровень цифровизации
сбыта
|
Средний уровень цифровизации сбыта
|
Достаточный уровень цифровизации сбыта
|
Высокий уровень цифровизации сбыта
|
Использование онлайн-каналов
сбыта
|
0,11
|
Низкий уровень использования онлайн-каналов
сбыта
|
Удовлетворительный уровень использования
онлайн-каналов сбыта
|
Средний уровень использования онлайн-каналов
сбыта
|
Достаточный уровень использования
онлайн-каналов сбыта
|
Высокий уровень использования онлайн-каналов
сбыта
|
Выкладка товаров
|
0,20
|
Низкий уровень привлекательности
выкладки товаров
|
Удовлетворительный уровень привлекательности
выкладки товаров
|
Средний уровень привлекательности
выкладки товаров
|
Достаточный уровень привлекательности
выкладки товаров
|
Высокий уровень привлекательности
выкладки товаров
|
Внутренняя атмосфера в
магазине
|
0,22
|
Низкий уровень благоприятности
внутренней атмосферы в магазине
|
Удовлетворительный уровень благоприятности
внутренней атмосферы в магазине
|
Средний уровень благоприятности
внутренней атмосферы в магазине
|
Достаточный уровень благоприятности
внутренней атмосферы в магазине
|
Высокий уровень благоприятности
внутренней атмосферы в магазине
|
Сбытовой персонал
|
0,17
|
Низкий уровень компетентности
сбытового персонала
|
Удовлетворительный уровень компетентности
сбытового персонала
|
Средний уровень компетентности
сбытового персонала
|
Достаточный уровень компетентности
сбытового персонала
|
Высокий уровень компетентности
сбытового персонала
|
Итого
|
1,00
|
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления
нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики 2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики 3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики 4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики |
Анализ показал, что в среднем предприятия всех кластеров имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики: кластер В – 3,78 балла, кластер Х – 3,85 балла, кластер Y – 4,11 балла, кластер Z – 4,19 балла, кластер А – 3,94 балла при max 5,00 баллов за счет привлекательной выкладки товаров, благоприятной внутренней атмосферы в магазине, а также достаточного уровня компетентности сбытового персонала. При этом высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики имеет только одно предприятие кластера Z – торговая сеть «Фокс» (4,37 балла). Все остальные предприятия имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики: гипермаркет «Караван» - 3,67 балла, торговая сеть «Обжора» - 3,45 балла, магазин «Blanco» - 3,81 балла, магазин «Валентино» - 4,20 балла, гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,67 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 3,67 балла, торговая сеть «Камелия» - 4,03 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 4,03 балла, торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 4,00 балла, торговая сеть «Техника» - 4,17 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 4,08 балла, торговая сеть «GoodZone» - 4,20 балла, торговая сеть «Технодом» - 4,17 балла, магазин «FABRIKA» - 4,03 балла, магазин «Vitones» - 4,20 балла, торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,03 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,00 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,03 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 3,70 балла.
4. Оценка управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики.
Оценку управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики осуществили по следующим параметрам:
- активность рекламной политики;
- использование методов стимулирования сбыта;
- активность паблик рилейшнз;
- использование онлайн-продвижения;
- продвижение в соцсетях,
- результативность брэндинга.
Для анализа управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики была разработана пятибалльная шкала, представленная в таблице 4.
Таблица 4
Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
Параметры
|
Коэффициент весомости
|
Оценка, баллы
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Активность рекламной политики
|
0,18
|
Низкий уровень активности рекламной политики
|
Удовлетворительный уровень активности
рекламной политики
|
Средний уровень активности рекламной политики
|
Достаточный уровень активности рекламной
политики
|
Высокий уровень активности рекламной политики
|
Использование методов стимулирования
сбыта
|
0,20
|
Низкий уровень использования методов
стимулирования сбыта
|
Удовлетворительный уровень использования
методов стимулирования сбыта
|
Средний уровень использования методов
стимулирования сбыта
|
Достаточный уровень использования
методов стимулирования сбыта
|
Высокий уровень использования методов
стимулирования сбыта
|
Активность паблик рилейшнз
|
0,14
|
Низкий уровень активности паблик рилейшнз
|
Удовлетворительный уровень активности
паблик рилейшнз
|
Средний уровень активности паблик рилейшнз
|
Достаточный уровень активности паблик
рилейшнз
|
Высокий уровень активности паблик рилейшнз
|
Использование
онлайн-продвижения
|
0,17
|
Низкий уровень использования онлайн-продвижения
|
Удовлетворительный уровень использования
онлайн-продвижения
|
Средний уровень использования
онлайн-продвижения
|
Достаточный уровень использования
онлайн-продвижения
|
Высокий уровень использования
онлайн-продвижения
|
Продвижение в соцсетях
|
0,18
|
Низкий уровень использования продвижения
в соцсетях
|
Удовлетворительный уровень использования
продвижения в соцсетях
|
Средний уровень использования продвижения
в соцсетях
|
Достаточный уровень использования продвижения
в соцсетях
|
Высокий уровень использования продвижения
в соцсетях
|
Эффективность брендинга
|
0,13
|
Низкий уровень эффективности брендинга
|
Удовлетворительный уровень эффективности
брендинга
|
Средний уровень эффективности брендинга
|
Достаточный уровень эффективности брендинга
|
Высокий уровень эффективности брендинга
|
Итого
|
1,00
|
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления
нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики 2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики 3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики 4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики |
Результаты оценки показывают, что в среднем предприятия кластеров В и А имеют средний уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики (3,23 балла и 3,18 балла соответственно при max 5,00 баллов), а предприятия кластеров X, Y и Z – достаточный уровень (3,87 балла, 3,56 балла и 3,48 балла соответственно) за счет достаточного уровня активности рекламной политики, а также использования онлайн-продвижения. При этом в кластере В достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» (3,69 балла и 3,51 балла соответственно), а магазин «Blanco» и магазин «Валентино» - средний уровень (3,04 балла и 2,68 балла соответственно); в кластере Х все предприятия имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики (гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,69 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 4,14 балла, торговая сеть «Камелия» - 3,51 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 4,14 балла); среди предприятий кластера Y достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют торговая сеть «Техника», торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» (3,41 балла, 3,86 балла и 3,72 балла соответственно), а торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - средний уровень (3,23 балла); в кластере Z достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют торговая сеть «Фокс», торговая сеть «Технодом» и магазин «FABRIKA» (3,54 балла, 3,41 балла и 3,73 балла соответственно), а магазин «Vitones» - средний уровень (3,23 балла); среди предприятий кластера А достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеет торговая сеть «МАЛЫШ» (3,55 балла), а магазин детских товаров «Антарес», торговая сеть «Зебра» и магазин детских товаров «Маугли» - средний уровень (3,23 балла, 3,24 балла и 2,71 балла соответственно).
5. Анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики.
Анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой проведен с помощью пятибалльной шкалы, представленной в таблице 5, по следующим параметрам:
- компетентность в сфере нейромаркетинга;
- обучение персонала в сфере нейромаркетинга;
- аналитические способности персонала;
- инновационность персонала;
- уровень корпоративной культуры.
Результаты анализа говорят о том, что в среднем предприятия всех кластеров имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики:
Таблица 5
Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
Параметры
|
Коэффициент
весомости
|
Оценка,
баллы
| ||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| ||
Компетентность в сфере нейромаркетинга
|
0,29
|
Низкий
уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
|
Удовлетворительный
уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
|
Средний
уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
|
Достаточный
уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
|
Высокий
уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
|
Обучение персонала в сфере нейромаркетинга
|
0,26
|
Низкий
уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
|
Удовлетворительный
уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
|
Средний
уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
|
Достаточный
уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
|
Высокий
уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
|
Аналитические способности персонала
|
0,19
|
Низкий
уровень аналитических способностей персонала
|
Удовлетворительный
уровень аналитических способностей персонала
|
Средний
уровень аналитических способностей персонала
|
Достаточный
уровень аналитических способностей персонала
|
Высокий
уровень аналитических способностей персонала
|
Инновационность персонала
|
0,15
|
Низкий
уровень инновационности персонала
|
Удовлетворительный
уровень инновационности персонала
|
Средний
уровень инновационности персонала
|
Достаточный
уровень инновационности персонала
|
Высокий
уровень инновационности персонала
|
Уровень корпоративной культуры
|
0,11
|
Низкий
уровень корпоративной культуры
|
Удовлетворительный
уровень корпоративной культуры
|
Средний
уровень корпоративной культуры
|
Достаточный
уровень корпоративной культуры
|
Высокий
уровень корпоративной культуры
|
Итого
|
1,00
|
1,00
– 1,80 балла – низкий уровень управления
нейромаркетингом в сфере кадровой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики 2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики 3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики 4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики |
кластер В – 2,59 балла, кластер X – 2,55 балла, кластер Y – 2,42 балла, кластер Z – 2,55 балла, кластер А – 2,49 балла при max 5,00 баллов за счет удовлетворительного уровня компетентности персонала в сфере нейромаркетинга, а также низкого уровня обучения персонала в сфере нейромаркетинга. При этом среди предприятий кластера В средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют магазин «Blanco» и магазин «Валентино» (по 2,64 балла), а гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» - удовлетворительный уровень (по 2,53 балла); в кластере Х средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют торговая сеть «Геркулес MOLOKO» и торговая сеть «MOLOKO косметик» (по 2,64 балла), а гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» и торговая сеть «Камелия» - удовлетворительный уровень (2,53 балла и 2,38 балла соответственно); все предприятия кластера Y имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики (торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 2,38 балла, торговая сеть «Техника» - 2,38 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 2,53 балла, торговая сеть «GoodZone» - 2,38 балла); среди предприятий кластера Z средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют торговая сеть «Фокс» и магазин «FABRIKA» (по 2,64 балла), а торговая сеть «Технодом» и магазин «Vitones» - удовлетворительный уровень (2,53 балла и 2,38 балла соответственно); все предприятия кластера А имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики (торговая сеть «МАЛЫШ» - 2,53 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 2,53 балла, торговая сеть «Зебра» - 2,53 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 2,38 балла).
Результаты анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом представлены в таблице 6.
Результаты (табл. 6) свидетельствуют о том, что в среднем предприятия всех кластеров имеют хорошее состояние маркетингового блока системы управления нейромаркетингом:
Таблица 6
Оценка состояния маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий
Предприятия
|
Оценка, баллы (q)
|
Интегральная оценка, баллы
|
Состояние МБСУНТП
| ||||
УНТП
|
УНЦП
|
УНСП
|
УНКОМП
|
УНКП
| |||
Кластер B
|
3,54
|
Хорошее
| |||||
Гипермаркет
«Караван»
|
4,14
|
4,41
|
3,67
|
3,69
|
2,53
|
3,62
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Обжора»
|
4,14
|
4,41
|
3,45
|
3,51
|
2,53
|
3,54
|
Хорошее
|
Магазин
«Blanco»
|
4,41
|
3,92
|
3,81
|
3,04
|
2,64
|
3,50
|
Хорошее
|
Магазин
«Валентино»
|
4,41
|
3,92
|
4,20
|
2,68
|
2,64
|
3,48
|
Хорошее
|
Кластер X
|
3,69
|
Хорошее
| |||||
Гипермаркет
«СИГМА ЛЕНД»
|
4,14
|
4,41
|
3,67
|
3,69
|
2,53
|
3,62
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Геркулес MOLOKO»
|
4,25
|
4,10
|
3,67
|
4,14
|
2,64
|
3,71
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Камелия»
|
4,44
|
4,10
|
4,03
|
3,51
|
2,38
|
3,61
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «MOLOKO косметик»
|
4,55
|
4,10
|
4,03
|
4,14
|
2,64
|
3,83
|
Хорошее
|
Кластер Y
|
3,60
|
Хорошее
| |||||
Торговая
сеть «ТЕХНО-БУМ»
|
4,38
|
4,10
|
4,00
|
3,23
|
2,38
|
3,54
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Техника»
|
4,38
|
4,10
|
4,17
|
3,41
|
2,38
|
3,60
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Семейный квартал»
|
3,52
|
4,72
|
4,08
|
3,86
|
2,53
|
3,67
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «GoodZone»
|
3,66
|
4,41
|
4,20
|
3,72
|
2,38
|
3,59
|
Хорошее
|
Кластер Z
|
3,65
|
Хорошее
| |||||
Торговая
сеть «Фокс»
|
4,38
|
4,10
|
4,37
|
3,54
|
2,64
|
3,74
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Технодом»
|
4,38
|
4,10
|
4,17
|
3,41
|
2,53
|
3,65
|
Хорошее
|
Магазин
«FABRIKA»
|
3,63
|
4,72
|
4,03
|
3,73
|
2,64
|
3,69
|
Хорошее
|
Магазин
«Vitones»
|
3,80
|
4,41
|
4,20
|
3,23
|
2,38
|
3,52
|
Хорошее
|
Кластер A
|
3,64
|
Хорошее
| |||||
Торговая
сеть «МАЛЫШ»
|
4,55
|
4,41
|
4,03
|
3,55
|
2,53
|
3,73
|
Хорошее
|
Магазин
детских товаров «Антарес»
|
4,72
|
4,72
|
4,00
|
3,23
|
2,53
|
3,74
|
Хорошее
|
Торговая
сеть «Зебра»
|
4,55
|
4,41
|
4,03
|
3,24
|
2,53
|
3,67
|
Хорошее
|
Магазин
детских товаров «Маугли»
|
4,55
|
4,41
|
3,70
|
2,71
|
2,38
|
3,44
|
Хорошее
|
кластер В – 3,54 балла, кластер X – 3,69 балла, кластер Y – 3,60 балла, кластер Z – 3,65 балла, кластер А – 3,64 балла при max 5,00 баллов за счет достаточного уровня управления нейромаркетингом в сфере товарной, ценовой и сбытовой политики (рис.2).
Рисунок 2. Радар маркетингового блока системы управления
нейромаркетингом торговых предприятий
Источник: составлено автором
При этом все предприятия имеют хорошее состояние маркетингового блока системы управления нейромаркетингом: гипермаркет «Караван» - 3,62 балла, торговая сеть «Обжора» - 3,54 балла, магазин «Blanco» - 3,50 балла, магазин «Валентино» - 3,48 балла, гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,62 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 3,71 балла, торговая сеть «Камелия» - 3,61 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 3,83 балла, торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 3,54 балла, торговая сеть «Техника» - 3,60 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 3,67 балла, торговая сеть «GoodZone» - 3,59 балла, торговая сеть «Фокс» - 3,74 балла, торговая сеть «Технодом» - 3,65 балла, магазин «FABRIKA» - 3,69 балла, магазин «Vitones» - 3,52 балла, торговая сеть «МАЛЫШ» - 3,73 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 3,74 балла, торговая сеть «Зебра» - 3,67 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 3,44 балла.
Заключение. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ маркетингового блока, интегрированный с инструментами нейромаркетинга, позволил выявить ключевые факторы, влияющие на покупательские предпочтения. Это дало возможность руководству торговых предприятий разрабатывать более точные и эффективные стратегии, что усилило их позиции на рынке по сравнению с конкурентами.
2. Применение ситуационного подхода в анализе маркетингового блока системы управления нейромаркетингом, основанного на анализе реакций и поведения потребителей, способствовало формированию глубокой эмоциональной связи между предприятием и клиентами. Это привело к росту доверия, так как потребители стали воспринимать торговые предприятия как более ориентированные на их реальные потребности и ожидания.
3. Анализ маркетингового блока системы управления нейромаркетингом проводился с учетом товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной и кадровой политик, что способствовало более точной персонализации предложений. Это позволило предприятиям адаптировать свои продукты и услуги под индивидуальные предпочтения потребителей, что увеличило их удовлетворенность и лояльность.
Таким образом, гипотеза была подтверждена, т.к. анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом подтвердил свою эффективность как важный инструмент для повышения конкурентоспособности, уровня доверия и персонализации в торговых предприятиях. Интеграция нейронауки и анализа концепции «5P» маркетинга позволила предприятиям не только поддерживать, но и улучшать свои рыночные позиции, обеспечивая устойчивый рост и развитие. Перспективы дальнейших исследований включают возможность качественного и детального анализа всех блоков системы управления нейромаркетингом, к которым относятся: ресурсный, функциональный, инструментальный и управленческий блоки.
Источники:
2. Балабанова Л.В. Маркетинг. / учебник / Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. – Изд. 4-е, переработ. и доп. - Донецк : ДОННУЭТ, 2020. – 491 c.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Развитие методологии и направления практики управленческого нейромаркетинга // Бюллетень науки и практики. – 2018. – № 3. – c. 182 – 192.
4. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый. - Москва : МИФ, 2013. – 275 c.
5. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. / пер. с англ. В.Рубинчик. – 3-е изд. - Минск : Попурри, 2017. – 336 c.
6. Ибрагимхалилова Т.В. Методы и технологии, применяемые в нейромаркетинге // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2021. – c. 27-30.
7. Ибрагимхалилова Т.В. Концепция нейромаркетинга как инструмент психологического и физиологического воздействия на покупателя // Торговля и рынок. – 2021. – № 3. – c. 66-74.
8. Иванов П. Д., Вампилов В. Ж. Технологии Big Data и их применение на современном промышленном предприятии. Инженерный журнал : наука и инновации, 2014. – Вып. 8. [Электронный ресурс]. URL: http://engjournal.ru/catalog/it/asu/1228.html (дата обращения: 07.10.2024).
9. Канеман Д. Думай медленно... Решай быстро: Think slowly... Decide quickly. / пер. с англ. Марии Мацковской ; [под ред. Д. О. Хотинского]. - Москва, 2015. – 857 c.
10. Каплунов Д. Нейрокопирайтинг. 100+ приемов убеждения с помощью текста. - Форс, 2019. – 352 c.
11. Киселев В.М., Сяглова Ю.В., Плющева Л.В. Мультисенсорные маркетинговые коммуникации. Инфо- и идентдизайн. - Изд-во: Русайнс, 2017. – 240 c.
12. Котлер Ф. Маркетинг 3.0 от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе. - М.: Эксмо, 2011. – 240 c.
13. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. / пер. с англ. Фалюк Е. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2012. – 240 c.
14. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии: Как проникнуть в мозг покупателя. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 304 c.
15. Манн И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов. - М. : МИФ, 2012. – 288 c.
16. Манн И. Б. Инструменты маркетинга для отдела продаж. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 224 c.
17. Прает Ван Д. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. / пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М. : Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 320 c.
18. Ренвуазе П., Морен К. Тренинг по нейромаркетингу. Где находится кнопка «купить» в сознании покупателя?. - Форс, 2019. – 224 c.
19. Тисунова В.Н. Нейротехнологии: системный эффект и этические вопросы // Торговля и рынок. – 2021. – № 3. – c. 115-121.
20. Траут Д., Райс Э. Маркетинговые войны. - СПб. : Питер, 2019. – 288 c.
21. Ярош О. Б., Калькова Н. Н., Митина Э. А., Еременко Ю. А., Вельгош Н. З. Визуальный нейромаркетинг. Фундаментальные и прикладные исследования. / Монография. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 272 c.
22. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. Аромамаркетинг: асимметрия потребительского восприятия традиционных продуктов регионального происхождения // Управленец. – 2022. – № 3. – c. 67-79.
23. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. Роль сувенирной продукции в товарном позиционировании туристического региона // Регионология. – 2022. – № 3. – c. 647-672.
24. Ярош О. Б. Визуальный нейромаркетинг: методология исследования и инструменты // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2019. – № 4. – c. 233-247.
25. Ярош О. Б. Визуальный нейромаркетинг: методы измерения и метрики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2020. – № 1. – c. 240-250.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:09:15