Анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом

Строкина Л.А.1
1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Строкина Л.А. Анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121850.

Аннотация:
В статье обоснована актуальность маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговыми предприятиями. Дано авторское определение термина «Маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых предприятий». Разработаны направления анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом: анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики; анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики. Проанализирован маркетинговый блок в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий по кластерам. Построен радар маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий

Ключевые слова: нейромаркетинг, система управления нейромаркетингом, маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых пред-приятий

JEL-классификация: O31, O32, O 33



Введение. В современном мире нейромаркетинг как междисциплинарная наука, объединяющая маркетинг и нейронауки, активно развивается и проникает в повседневную жизнь. Предприятия, применяющие в своей практике данные о активности головного мозга, эмоциональные отклики, отслеживания движения глаз и т.д., получают конкурентное преимущество за счет более глубокой аналитики потребительского поведения. Понимание экономического поведения потребителей позволяет делать маркетинговые стратегии более эффективными.

Анализ данных в маркетинговом блоке позволяет точнее прогнозировать потребности и предпочтения клиентов; помогает избежать ошибок в стратегиях; минимизировать затраты и повысить рентабельность инвестиций в рекламу; способствует выявлению «скрытых» мотивов покупок, что дает дополнительное преимущество перед конкурентами; позволяет лучше адаптировать рекламные стратегии к новым форматам коммуникации и взаимодействия с клиентами; помогает выстраивать такие стратегии, которые обеспечивают более качественное взаимодействие клиентов с товарами (продуктами) или услугами.

Исследованию нейромаркетинга посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л. Балабанова [1,2], В. Глущенко [3], М. Джефри [4], Р. Дули [5], Т. Ибрагимхалилова [6,7], П. Иванов [8], Д. Канеман [9], Д. Каплунов [10], В. Киселев [11], Ф. Котлер [12], М. Линдстром [13], Д. Льюис [14], И. Манн [15,16], Ван Д. Прает [17], П. Ренвуазе [18], В. Тисунова [19], Д. Траут [20], О. Ярош [21, 22, 23, 24, 24].

Однако, в работах данных авторов вопросам системы управления нейромаркетингом, в частности, анализу маркетингового блока не уделено достаточного внимания.

Объектом исследования является процесс анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий по кластерам:

- Кластер В – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения бэби-бумеров – гипермаркет «Караван», торговая сеть «Обжора», магазин «Blanco», магазин «Валентино».

- Кластер X – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения X – гипермаркет «СИГМА ЛЕНД», торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия», торговая сеть «MOLOKO косметик».

- Кластер Y – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Y – торговая сеть «ТЕХНО-БУМ», торговая сеть «Техника», торговая сеть «Семейный квартал», торговая сеть «GoodZone».

- Кластер Z – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Z – торговая сеть «Фокс», торговая сеть «Технодом», магазин «FABRIKA», магазин «Vitones».

- Кластер A – предприятия, нейромаркетинговое воздействие которых направлено преимущественно на покупателей поколения Альфа – торговая сеть «МАЛЫШ», магазин детских товаров «Антарес», торговая сеть «Зебра», магазин детских товаров «Маугли».

Предметом исследования являются теоретические, методические, практические аспекты анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.

Целью работы является проведение анализа маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.

Научная новизна исследования заключается в разработке научно-методического подхода к анализу маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом торговых предприятий.

Гипотеза исследования следующая: анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом позволит торговым предприятиям не только поддерживать, но и повышать конкурентоспособность, уровень доверия потребителей, их персонализацию.

Для проведения анализа использовались следующие методы: системный, ситуационный анализ и синтез, комплексный подход, интегрированный метод, экономико-математическое моделирование, группирование, графический, табличный, кластерный анализ, метод экспертных оценок, метод предпочтений, рангов. Обработка данных осуществлялась с использованием современных информационных технологий.

Основная часть. Маркетинговый блок системы управления нейромаркетингом торговых предприятий (МБСУНТП) — это функциональная часть системы управления нейромаркетинга для анализа и оптимизации взаимодействия с потребителями с целью повышения эффективности маркетинговых стратегий.

Анализ маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий проведен по следующим направлениям (рис.1).

Рисунок 1. Направления анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом

Источник: составлено автором

Проведем анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом

1. Анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики.

Анализ управления нейромаркетингом в сфере товарной политики был проведен по следующим параметрам:

- широта ассортимента;

- глубина ассортимента;

- качество товаров;

- имидж торговых марок;

- привлекательность упаковки товаров;

- уникальность предложения;

- позиционирование товаров.

Для проведения анализа были разработаны пятибалльная шкала (табл.1).

Таблица 1

Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере товарной политики

Параметры
Коэффициент весомости
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
Широта ассортимента
0,14
Узкий ассортимент
Незначительная широта ассортимента
Средняя широта ассортимента
Значительная широта ассортимента
Широкий ассортимент
Глубина ассортимента
0,14
Неглубокий ассортимент
Незначительная глубина ассортимента
Средняя глубина ассортимента
Значительная глубина ассортимента
Глубокий ассортимент
Качество товаров
0,11
Низкий уровень качества товаров
Удовлетворительный уровень качества товаров
Средний уровень качества товаров
Достаточный уровень качества товаров
Высокий уровень качества товаров
Имидж торговых марок
0,13
Низкий имидж торговых марок
Удовлетворительный имидж торговых марок
Средний имидж торговых марок
Достаточный имидж торговых марок
Высокий имидж торговых марок
Привлекательность упаковки товаров
0,17
Низкий уровень привлекательности упаковки товаров
Удовлетворительный уровень привлекательности упаковки товаров
Средний уровень привлекательности упаковки товаров
Достаточный уровень привлекательности упаковки товаров
Высокий уровень привлекательности упаковки товаров
Уникальность предложения
0,17
Низкий уровень уникальности предложения
Удовлетворительный уровень уникальности предложения
Средний уровень уникальности предложения
Достаточный уровень уникальности предложения
Высокий уровень уникальности предложения
Позиционирование товаров
0,14
Низкий уровень эффективности позиционирования товаров
Удовлетворительный уровень эффективности позиционирования товаров
Средний уровень эффективности позиционирования товаров
Достаточный уровень эффективности позиционирования товаров
Высокий уровень эффективности позиционирования товаров
Итого
1,00
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики
Источник: составлено автором

Результаты анализа показали, что в среднем предприятия кластеров В, Х и А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики (4,28 балла, 4,35 балла и 4,59 балла соответственно при max 5,00 баллов) за счет широкого ассортимента и высокой привлекательности упаковки товаров, а предприятия кластеров Y и Z – достаточный уровень (3,99 балла и 4,05 балла соответственно). Среди предприятий кластера В высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют магазин «Blanco» и магазин «Валентино» (по 4,41 балла), а гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» - достаточный уровень (по 4,14 балла); в кластере Х высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия» и торговая сеть «MOLOKO косметик» (4,25 балла, 4,44 балла и 4,55 балла соответственно), а гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - достаточный уровень (4,14 балла); среди предприятий кластера Y высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» и торговая сеть «Техника» (по 4,38 балла), а торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» - достаточный уровень (3,52 балла и 3,66 балла соответственно); в кластере Z высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики имеют торговая сеть «Фокс» и торговая сеть «Технодом» (по 4,38 балла), а магазин «FABRIKA» и магазин «Vitones» - достаточный уровень (3,63 балла и 3,80 балла соответственно); все предприятия кластера А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере товарной политики(торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,55 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,72 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,55 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 4,55 балла).

2. Анализ управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики.

Оценка управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики была проведена по следующим параметрам:

- гибкость ценовой политики;

- использование психологических неокругленных цен;

- соответствие цены предложению;

- соответствие цены ожиданиям покупателей.

Оценку управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики провели с помощью пятибалльной шкалы, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики

Параметры
Коэффициент весомости
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
Гибкость ценовой политики
0,18
Низкий уровень гибкости ценовой политики
Удовлетворительный уровень гибкости ценовой политики
Средний уровень гибкости ценовой политики
Достаточный уровень гибкости ценовой политики
Высокий уровень гибкости ценовой политики
Использование психологических неокругленных цен
0,23
Низкий уровень использования психологических неокругленных цен
Удовлетворительный уровень использования психологических неокругленных цен
Средний уровень использования психологических неокругленных цен
Достаточный уровень использования психологических неокругленных цен
Высокий уровень использования психологических неокругленных цен
Соответствие цены предложению
0,28
Низкий уровень соответствия цены предложению
Удовлетворительный уровень соответствия цены предложению
Средний уровень соответствия цены предложению
Достаточный уровень соответствия цены предложению
Высокий уровень соответствия цены предложению
Соответствие цены ожиданиям покупателей
0,31
Низкий уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
Удовлетворительный уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
Средний уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
Достаточный уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
Высокий уровень соответствия цены ожиданиям покупателей
Итого
1,00
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики
Источник: составлено автором

Результаты оценки свидетельствуют о том, что в среднем предприятия кластеров В и Х имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики (4,17 балла и 4,18 балла соответственно при max 5,00 баллов), а предприятия кластеров Y, Z и А – высокий уровень (4,33 балла, 4,33 балла и 4,49 балла соответственно) за счет высокой гибкости ценовой политики и достаточного уровня соответствия цены ожиданиям покупателей. При этом в кластере В высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» (по 4,41 балла), а магазин «Blanco» и магазин «Валентино» - достаточный уровень (по 3,92 балла); среди предприятий кластера Х высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеет гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» (4,41 балла), а торговая сеть «Геркулес MOLOKO», торговая сеть «Камелия» и торговая сеть «MOLOKO косметик» - достаточный уровень (по 4,10 балла); в кластере Y высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» (4,72 балла и 4,41 балла соответственно), а торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» и торговая сеть «Техника» - достаточный уровень (по 4,10 балла); в кластере Z высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики имеют магазин «FABRIKA» и магазин «Vitones» (4,72 балла и 4,41 балла соответственно), а торговая сеть «Фокс» и торговая сеть «Технодом» - достаточный уровень (по 4,10 балла); все предприятия кластера А имеют высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере ценовой политики (торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,41 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,72 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,41 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 4,41 балла).

3. Анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики.

Анализ управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики был проведен по следующим параметрам:

- методы сбыта;

- уровень цифровизации сбыта;

- использование онлайн-каналов сбыта;

- выкладка товаров, внутренняя атмосфера в магазине;

- сбытовой персонал.

Для анализа управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики была разработана пятибалльная шкала, представленная в таблице 3.

Таблица 2

Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики

Параметры
Коэффициент весомости
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
Методы сбыта
0,16
Низкий уровень прогрессивности методов сбыта
Удовлетворительный уровень прогрессивности методов сбыта
Средний уровень прогрессивности методов сбыта
Достаточный уровень прогрессивности методов сбыта
Высокий уровень прогрессивности методов сбыта
Уровень цифровизации сбыта
0,14
Низкий уровень цифровизации сбыта
Удовлетворительный уровень цифровизации сбыта
Средний уровень цифровизации сбыта
Достаточный уровень цифровизации сбыта
Высокий уровень цифровизации сбыта
Использование онлайн-каналов сбыта
0,11
Низкий уровень использования онлайн-каналов сбыта
Удовлетворительный уровень использования онлайн-каналов сбыта
Средний уровень использования онлайн-каналов сбыта
Достаточный уровень использования онлайн-каналов сбыта
Высокий уровень использования онлайн-каналов сбыта
Выкладка товаров
0,20
Низкий уровень привлекательности выкладки товаров
Удовлетворительный уровень привлекательности выкладки товаров
Средний уровень привлекательности выкладки товаров
Достаточный уровень привлекательности выкладки товаров
Высокий уровень привлекательности выкладки товаров
Внутренняя атмосфера в магазине
0,22
Низкий уровень благоприятности внутренней атмосферы в магазине
Удовлетворительный уровень благоприятности внутренней атмосферы в магазине
Средний уровень благоприятности внутренней атмосферы в магазине
Достаточный уровень благоприятности внутренней атмосферы в магазине
Высокий уровень благоприятности внутренней атмосферы в магазине
Сбытовой персонал
0,17
Низкий уровень компетентности сбытового персонала
Удовлетворительный уровень компетентности сбытового персонала
Средний уровень компетентности сбытового персонала
Достаточный уровень компетентности сбытового персонала
Высокий уровень компетентности сбытового персонала
Итого
1,00
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики
Источник: составлено автором

Анализ показал, что в среднем предприятия всех кластеров имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики: кластер В – 3,78 балла, кластер Х – 3,85 балла, кластер Y – 4,11 балла, кластер Z – 4,19 балла, кластер А – 3,94 балла при max 5,00 баллов за счет привлекательной выкладки товаров, благоприятной внутренней атмосферы в магазине, а также достаточного уровня компетентности сбытового персонала. При этом высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики имеет только одно предприятие кластера Z – торговая сеть «Фокс» (4,37 балла). Все остальные предприятия имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики: гипермаркет «Караван» - 3,67 балла, торговая сеть «Обжора» - 3,45 балла, магазин «Blanco» - 3,81 балла, магазин «Валентино» - 4,20 балла, гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,67 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 3,67 балла, торговая сеть «Камелия» - 4,03 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 4,03 балла, торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 4,00 балла, торговая сеть «Техника» - 4,17 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 4,08 балла, торговая сеть «GoodZone» - 4,20 балла, торговая сеть «Технодом» - 4,17 балла, магазин «FABRIKA» - 4,03 балла, магазин «Vitones» - 4,20 балла, торговая сеть «МАЛЫШ» - 4,03 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 4,00 балла, торговая сеть «Зебра» - 4,03 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 3,70 балла.

4. Оценка управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики.

Оценку управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики осуществили по следующим параметрам:

- активность рекламной политики;

- использование методов стимулирования сбыта;

- активность паблик рилейшнз;

- использование онлайн-продвижения;

- продвижение в соцсетях,

- результативность брэндинга.

Для анализа управления нейромаркетингом в сфере сбытовой политики была разработана пятибалльная шкала, представленная в таблице 4.

Таблица 4

Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики

Параметры
Коэффициент весомости
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
Активность рекламной политики
0,18
Низкий уровень активности рекламной политики
Удовлетворительный уровень активности рекламной политики
Средний уровень активности рекламной политики
Достаточный уровень активности рекламной политики
Высокий уровень активности рекламной политики
Использование методов стимулирования сбыта
0,20
Низкий уровень использования методов стимулирования сбыта
Удовлетворительный уровень использования методов стимулирования сбыта
Средний уровень использования методов стимулирования сбыта
Достаточный уровень использования методов стимулирования сбыта
Высокий уровень использования методов стимулирования сбыта
Активность паблик рилейшнз
0,14
Низкий уровень активности паблик рилейшнз
Удовлетворительный уровень активности паблик рилейшнз
Средний уровень активности паблик рилейшнз
Достаточный уровень активности паблик рилейшнз
Высокий уровень активности паблик рилейшнз
Использование онлайн-продвижения
0,17
Низкий уровень использования онлайн-продвижения
Удовлетворительный уровень использования онлайн-продвижения
Средний уровень использования онлайн-продвижения
Достаточный уровень использования онлайн-продвижения
Высокий уровень использования онлайн-продвижения
Продвижение в соцсетях
0,18
Низкий уровень использования продвижения в соцсетях
Удовлетворительный уровень использования продвижения в соцсетях
Средний уровень использования продвижения в соцсетях
Достаточный уровень использования продвижения в соцсетях
Высокий уровень использования продвижения в соцсетях
Эффективность брендинга
0,13
Низкий уровень эффективности брендинга
Удовлетворительный уровень эффективности брендинга
Средний уровень эффективности брендинга
Достаточный уровень эффективности брендинга
Высокий уровень эффективности брендинга
Итого
1,00
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики
Источник: составлено автором

Результаты оценки показывают, что в среднем предприятия кластеров В и А имеют средний уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики (3,23 балла и 3,18 балла соответственно при max 5,00 баллов), а предприятия кластеров X, Y и Z – достаточный уровень (3,87 балла, 3,56 балла и 3,48 балла соответственно) за счет достаточного уровня активности рекламной политики, а также использования онлайн-продвижения. При этом в кластере В достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» (3,69 балла и 3,51 балла соответственно), а магазин «Blanco» и магазин «Валентино» - средний уровень (3,04 балла и 2,68 балла соответственно); в кластере Х все предприятия имеют достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики (гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,69 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 4,14 балла, торговая сеть «Камелия» - 3,51 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 4,14 балла); среди предприятий кластера Y достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют торговая сеть «Техника», торговая сеть «Семейный квартал» и торговая сеть «GoodZone» (3,41 балла, 3,86 балла и 3,72 балла соответственно), а торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - средний уровень (3,23 балла); в кластере Z достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеют торговая сеть «Фокс», торговая сеть «Технодом» и магазин «FABRIKA» (3,54 балла, 3,41 балла и 3,73 балла соответственно), а магазин «Vitones» - средний уровень (3,23 балла); среди предприятий кластера А достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере коммуникационной политики имеет торговая сеть «МАЛЫШ» (3,55 балла), а магазин детских товаров «Антарес», торговая сеть «Зебра» и магазин детских товаров «Маугли» - средний уровень (3,23 балла, 3,24 балла и 2,71 балла соответственно).

5. Анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики.

Анализ управления нейромаркетингом в сфере кадровой проведен с помощью пятибалльной шкалы, представленной в таблице 5, по следующим параметрам:

- компетентность в сфере нейромаркетинга;

- обучение персонала в сфере нейромаркетинга;

- аналитические способности персонала;

- инновационность персонала;

- уровень корпоративной культуры.

Результаты анализа говорят о том, что в среднем предприятия всех кластеров имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики:

Таблица 5

Шкала оценки управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики

Параметры
Коэффициент весомости
Оценка, баллы
1
2
3
4
5
Компетентность в сфере нейромаркетинга
0,29
Низкий уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
Удовлетворительный уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
Средний уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
Достаточный уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
Высокий уровень компетентности в сфере нейромаркетинга
Обучение персонала в сфере нейромаркетинга
0,26
Низкий уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
Удовлетворительный уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
Средний уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
Достаточный уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
Высокий уровень обучения персонала в сфере нейромаркетинга
Аналитические способности персонала
0,19
Низкий уровень аналитических способностей персонала
Удовлетворительный уровень аналитических способностей персонала
Средний уровень аналитических способностей персонала
Достаточный уровень аналитических способностей персонала
Высокий уровень аналитических способностей персонала
Инновационность персонала
0,15
Низкий уровень инновационности персонала
Удовлетворительный уровень инновационности персонала
Средний уровень инновационности персонала
Достаточный уровень инновационности персонала
Высокий уровень инновационности персонала
Уровень корпоративной культуры
0,11
Низкий уровень корпоративной культуры
Удовлетворительный уровень корпоративной культуры
Средний уровень корпоративной культуры
Достаточный уровень корпоративной культуры
Высокий уровень корпоративной культуры
Итого
1,00
1,00 – 1,80 балла – низкий уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
1,81 – 2,60 балла – удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
2,61 – 3,40 балла – средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
3,41 – 4,20 балла – достаточный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
4,21 – 5,00 баллов – высокий уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики
Источник: составлено автором

кластер В – 2,59 балла, кластер X – 2,55 балла, кластер Y – 2,42 балла, кластер Z – 2,55 балла, кластер А – 2,49 балла при max 5,00 баллов за счет удовлетворительного уровня компетентности персонала в сфере нейромаркетинга, а также низкого уровня обучения персонала в сфере нейромаркетинга. При этом среди предприятий кластера В средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют магазин «Blanco» и магазин «Валентино» (по 2,64 балла), а гипермаркет «Караван» и торговая сеть «Обжора» - удовлетворительный уровень (по 2,53 балла); в кластере Х средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют торговая сеть «Геркулес MOLOKO» и торговая сеть «MOLOKO косметик» (по 2,64 балла), а гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» и торговая сеть «Камелия» - удовлетворительный уровень (2,53 балла и 2,38 балла соответственно); все предприятия кластера Y имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики (торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 2,38 балла, торговая сеть «Техника» - 2,38 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 2,53 балла, торговая сеть «GoodZone» - 2,38 балла); среди предприятий кластера Z средний уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики имеют торговая сеть «Фокс» и магазин «FABRIKA» (по 2,64 балла), а торговая сеть «Технодом» и магазин «Vitones» - удовлетворительный уровень (2,53 балла и 2,38 балла соответственно); все предприятия кластера А имеют удовлетворительный уровень управления нейромаркетингом в сфере кадровой политики (торговая сеть «МАЛЫШ» - 2,53 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 2,53 балла, торговая сеть «Зебра» - 2,53 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 2,38 балла).

Результаты анализа маркетингового блока системы управления нейромаркетингом представлены в таблице 6.

Результаты (табл. 6) свидетельствуют о том, что в среднем предприятия всех кластеров имеют хорошее состояние маркетингового блока системы управления нейромаркетингом:

Таблица 6

Оценка состояния маркетингового блока системы управления нейромаркетингом торговых предприятий

Предприятия
Оценка, баллы (q)
Интегральная оценка, баллы
Состояние МБСУНТП
УНТП
УНЦП
УНСП
УНКОМП
УНКП
Кластер B
3,54
Хорошее
Гипермаркет «Караван»
4,14
4,41
3,67
3,69
2,53
3,62
Хорошее
Торговая сеть «Обжора»
4,14
4,41
3,45
3,51
2,53
3,54
Хорошее
Магазин «Blanco»
4,41
3,92
3,81
3,04
2,64
3,50
Хорошее
Магазин «Валентино»
4,41
3,92
4,20
2,68
2,64
3,48
Хорошее
Кластер X
3,69
Хорошее
Гипермаркет «СИГМА ЛЕНД»
4,14
4,41
3,67
3,69
2,53
3,62
Хорошее
Торговая сеть «Геркулес MOLOKO»
4,25
4,10
3,67
4,14
2,64
3,71
Хорошее
Торговая сеть «Камелия»
4,44
4,10
4,03
3,51
2,38
3,61
Хорошее
Торговая сеть «MOLOKO косметик»
4,55
4,10
4,03
4,14
2,64
3,83
Хорошее
Кластер Y
3,60
Хорошее
Торговая сеть «ТЕХНО-БУМ»
4,38
4,10
4,00
3,23
2,38
3,54
Хорошее
Торговая сеть «Техника»
4,38
4,10
4,17
3,41
2,38
3,60
Хорошее
Торговая сеть «Семейный квартал»
3,52
4,72
4,08
3,86
2,53
3,67
Хорошее
Торговая сеть «GoodZone»
3,66
4,41
4,20
3,72
2,38
3,59
Хорошее
Кластер Z
3,65
Хорошее
Торговая сеть «Фокс»
4,38
4,10
4,37
3,54
2,64
3,74
Хорошее
Торговая сеть «Технодом»
4,38
4,10
4,17
3,41
2,53
3,65
Хорошее
Магазин «FABRIKA»
3,63
4,72
4,03
3,73
2,64
3,69
Хорошее
Магазин «Vitones»
3,80
4,41
4,20
3,23
2,38
3,52
Хорошее
Кластер A
3,64
Хорошее
Торговая сеть «МАЛЫШ»
4,55
4,41
4,03
3,55
2,53
3,73
Хорошее
Магазин детских товаров «Антарес»
4,72
4,72
4,00
3,23
2,53
3,74
Хорошее
Торговая сеть «Зебра»
4,55
4,41
4,03
3,24
2,53
3,67
Хорошее
Магазин детских товаров «Маугли»
4,55
4,41
3,70
2,71
2,38
3,44
Хорошее
Источник: составлено автором

кластер В – 3,54 балла, кластер X – 3,69 балла, кластер Y – 3,60 балла, кластер Z – 3,65 балла, кластер А – 3,64 балла при max 5,00 баллов за счет достаточного уровня управления нейромаркетингом в сфере товарной, ценовой и сбытовой политики (рис.2).

Рисунок 2. Радар маркетингового блока системы управления

нейромаркетингом торговых предприятий

Источник: составлено автором

При этом все предприятия имеют хорошее состояние маркетингового блока системы управления нейромаркетингом: гипермаркет «Караван» - 3,62 балла, торговая сеть «Обжора» - 3,54 балла, магазин «Blanco» - 3,50 балла, магазин «Валентино» - 3,48 балла, гипермаркет «СИГМА ЛЕНД» - 3,62 балла, торговая сеть «Геркулес MOLOKO» - 3,71 балла, торговая сеть «Камелия» - 3,61 балла, торговая сеть «MOLOKO косметик» - 3,83 балла, торговая сеть «ТЕХНО-БУМ» - 3,54 балла, торговая сеть «Техника» - 3,60 балла, торговая сеть «Семейный квартал» - 3,67 балла, торговая сеть «GoodZone» - 3,59 балла, торговая сеть «Фокс» - 3,74 балла, торговая сеть «Технодом» - 3,65 балла, магазин «FABRIKA» - 3,69 балла, магазин «Vitones» - 3,52 балла, торговая сеть «МАЛЫШ» - 3,73 балла, магазин детских товаров «Антарес» - 3,74 балла, торговая сеть «Зебра» - 3,67 балла, магазин детских товаров «Маугли» - 3,44 балла.

Заключение. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ маркетингового блока, интегрированный с инструментами нейромаркетинга, позволил выявить ключевые факторы, влияющие на покупательские предпочтения. Это дало возможность руководству торговых предприятий разрабатывать более точные и эффективные стратегии, что усилило их позиции на рынке по сравнению с конкурентами.

2. Применение ситуационного подхода в анализе маркетингового блока системы управления нейромаркетингом, основанного на анализе реакций и поведения потребителей, способствовало формированию глубокой эмоциональной связи между предприятием и клиентами. Это привело к росту доверия, так как потребители стали воспринимать торговые предприятия как более ориентированные на их реальные потребности и ожидания.

3. Анализ маркетингового блока системы управления нейромаркетингом проводился с учетом товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной и кадровой политик, что способствовало более точной персонализации предложений. Это позволило предприятиям адаптировать свои продукты и услуги под индивидуальные предпочтения потребителей, что увеличило их удовлетворенность и лояльность.

Таким образом, гипотеза была подтверждена, т.к. анализ маркетингового блока в системе управления нейромаркетингом подтвердил свою эффективность как важный инструмент для повышения конкурентоспособности, уровня доверия и персонализации в торговых предприятиях. Интеграция нейронауки и анализа концепции «5P» маркетинга позволила предприятиям не только поддерживать, но и улучшать свои рыночные позиции, обеспечивая устойчивый рост и развитие. Перспективы дальнейших исследований включают возможность качественного и детального анализа всех блоков системы управления нейромаркетингом, к которым относятся: ресурсный, функциональный, инструментальный и управленческий блоки.


Источники:

1. Балабанова Л.В. Управление маркетингом предприятия. / учебник / Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. - Донецк: ДОННУЭТ, 2020. – 332 c.
2. Балабанова Л.В. Маркетинг. / учебник / Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. – Изд. 4-е, переработ. и доп. - Донецк : ДОННУЭТ, 2020. – 491 c.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Развитие методологии и направления практики управленческого нейромаркетинга // Бюллетень науки и практики. – 2018. – № 3. – c. 182 – 192.
4. Джеффри М. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый. - Москва : МИФ, 2013. – 275 c.
5. Дули Р. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя. / пер. с англ. В.Рубинчик. – 3-е изд. - Минск : Попурри, 2017. – 336 c.
6. Ибрагимхалилова Т.В. Методы и технологии, применяемые в нейромаркетинге // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2021. – c. 27-30.
7. Ибрагимхалилова Т.В. Концепция нейромаркетинга как инструмент психологического и физиологического воздействия на покупателя // Торговля и рынок. – 2021. – № 3. – c. 66-74.
8. Иванов П. Д., Вампилов В. Ж. Технологии Big Data и их применение на современном промышленном предприятии. Инженерный журнал : наука и инновации, 2014. – Вып. 8. [Электронный ресурс]. URL: http://engjournal.ru/catalog/it/asu/1228.html (дата обращения: 07.10.2024).
9. Канеман Д. Думай медленно... Решай быстро: Think slowly... Decide quickly. / пер. с англ. Марии Мацковской ; [под ред. Д. О. Хотинского]. - Москва, 2015. – 857 c.
10. Каплунов Д. Нейрокопирайтинг. 100+ приемов убеждения с помощью текста. - Форс, 2019. – 352 c.
11. Киселев В.М., Сяглова Ю.В., Плющева Л.В. Мультисенсорные маркетинговые коммуникации. Инфо- и идентдизайн. - Изд-во: Русайнс, 2017. – 240 c.
12. Котлер Ф. Маркетинг 3.0 от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе. - М.: Эксмо, 2011. – 240 c.
13. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. / пер. с англ. Фалюк Е. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2012. – 240 c.
14. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии: Как проникнуть в мозг покупателя. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 304 c.
15. Манн И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов. - М. : МИФ, 2012. – 288 c.
16. Манн И. Б. Инструменты маркетинга для отдела продаж. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 224 c.
17. Прает Ван Д. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. / пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М. : Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 320 c.
18. Ренвуазе П., Морен К. Тренинг по нейромаркетингу. Где находится кнопка «купить» в сознании покупателя?. - Форс, 2019. – 224 c.
19. Тисунова В.Н. Нейротехнологии: системный эффект и этические вопросы // Торговля и рынок. – 2021. – № 3. – c. 115-121.
20. Траут Д., Райс Э. Маркетинговые войны. - СПб. : Питер, 2019. – 288 c.
21. Ярош О. Б., Калькова Н. Н., Митина Э. А., Еременко Ю. А., Вельгош Н. З. Визуальный нейромаркетинг. Фундаментальные и прикладные исследования. / Монография. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 272 c.
22. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. Аромамаркетинг: асимметрия потребительского восприятия традиционных продуктов регионального происхождения // Управленец. – 2022. – № 3. – c. 67-79.
23. Ярош О. Б., Калькова Н. Н. Роль сувенирной продукции в товарном позиционировании туристического региона // Регионология. – 2022. – № 3. – c. 647-672.
24. Ярош О. Б. Визуальный нейромаркетинг: методология исследования и инструменты // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2019. – № 4. – c. 233-247.
25. Ярош О. Б. Визуальный нейромаркетинг: методы измерения и метрики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. – 2020. – № 1. – c. 240-250.

Страница обновлена: 12.10.2024 в 17:59:30