Анализ актуальных подходов к принятию тарифно-балансовых решений и их эволюция

Горбачев П.А.1, Бологова В.В.1, Шувалов И.Г.1
1 Национальный исследовательский университет «МЭИ»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Горбачев П.А., Бологова В.В., Шувалов И.Г. Анализ актуальных подходов к принятию тарифно-балансовых решений и их эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 5071-5086. – doi: 10.18334/epp.14.9.121699.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162101

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов составления балансов энергии и мощности для территориальных сетевых организаций, которые ложатся в основу расчета тарифов и принятия тарифно-балансовых решений. Подняты актуальные вопросы экономических последствий небаланса, наличия системных ошибок и предложен способ решения выявленных противоречий. Рассмотрена проблема разработки механизмов формирования балансов электрической энергии и мощности с целью совершенствования методов принятия тарифно-балансовых решений с учетом. Результаты исследования предоставляют практическую ценность для создания стабильного баланса взаимоотношений между сетевыми компаниями и государством, регулирующим их деятельность, что способствует принятию обоснованных тарифно-балансовых решений, оптимизации процесса, повышения эффективности функционирования, получению экономически обоснованной необходимой валовой выручки. Данная статья предназначена для круга специалистов и ученых, работающих в области государственного регулирования цен и тарифов

Ключевые слова: Управление, регулирование экономики, издержки, тариф, территориальные сетевые организации, баланс энергии и мощности для сетевых организаций, органы тарифного регулирования, тарифно-балансовое решение

JEL-классификация: F01, F02, F15



1. Введение

Экономические аспекты деятельности регулируемых организаций в рамках рыночной экономики в значительной степени зависят от влияния, оценок и ценового (тарифного) регулирования органов – органов, уполномоченных принимать решения. В случае рассмотрения регулируемого сектора экономики невозможно недооценивать роль государства в самом широком смысле.

Основываясь на анализе теоретических основ теории отраслевых рынков, следует отметить, что некоторые отрасли экономики, такие как энергетика, транспорт, коммуникации и другие, должны регулироваться в рыночной экономике исходя из своего естественно-монопольного характера или исключительной социальной значимости.

В данной работе рассматриваются вопросы развития и трансформации системы регулирования процессов принятия тарифно-балансовых решений в отношении деятельности электросетевых компаний в рамках конкретного региона. Данную задачу в широком смысле слова можно описать как задачу распределения объемов рынка между зарегистрированными и контролируемыми участниками процесса передачи и распределения электроэнергии.

Таким образом, возникает ряд вопросов формирования рыночного равновесия в сфере деятельности электрических сетей – территориальных сетевых организаций (далее «ТСО») в условиях жесткого государственного регулирования как объемов (балансов), так и цен (тарифов). С точки зрения экономической науки решение данной задачи лежит в предметной области экономики организации производства, региональной и отраслевой экономики.

Также, для решения поставленной задачи необходимо учитывать те особенности, которые накладывает на данную сферу теория отраслевых рынков в части регулирования естественных монополий.

Целью данного исследования является определение направлений развития и методов формирования баланса электроэнергии и мощности ТСО без нарушения стабильности механизмов взаимодействиями между этими ТСО и государством, регулирующим их деятельность, что способствует принятию обоснованных тарифно-балансовых решений, оптимизации бизнес процессов, получение экономически обоснованной необходимой валовой выручки и, как следствие, улучшению качества электроснабжения потребителей электрической энергии и повышению эффективности функционирования экономики в целом.

Отметим, что вопросы принятия и повышения точности тарифно-балансовых решений затрагивают не только отечественную практику регулирования энергетики, но и мировую. От качества, сходимости и обоснованности моделей расчета тарифно-балансовых решений зависит не только доход конкретной территориальной сетевой организации, но и соблюдение баланса интересов потребителей, инвесторов, государства в регионе функционирования ТСО.

Подходы, принятые в российской практике регулирования, находятся в рамках разработанных теоретических постулатов регулирования отраслевых структур и являются одним из возможных видов сочетания мер воздействия на рынок, существующих в мировой практике.

При этом может наблюдаться разница в подходах, но целевые параметры всегда являлись схожими, что и изложено далее. Во-первых, формирование затрат сетевых компаний базируется на учете объема оказываемых услуг, влияния факторов внешней среды (величина потребителей на единицу площади обслуживаемой территории, отношение числа потребителей к протяженности линий электропередач), а также на учете величины стоимости ресурсов, затрачиваемых на осуществление деятельности по передаче электроэнергии (трудовых ресурсов, основных средств и материалов).

Во-вторых, присутствуют принципы стимулирующего регулирования, заключающиеся в том, что на фоне утверждения максимально возможного годового дохода (выручки) сетевой организации на все годы долгосрочного периода регулирования образованная дополнительная прибыль в результате снижения затрат может остаться в распоряжении организации.

Также, при проведении тарифного регулирования, принятие решений осуществляется на основе сравнительного анализа эффективности сетевых организаций и исключительно важна прозрачность деятельности сетевых организаций. В основу регулирования ложится обеспечение принятыми тарифно-балансовыми решениями качества обслуживания сетевыми организациями потребителей с премией организациям, поддерживающим высокое качество, и со штрафами – для организаций с низким качеством услуг.

Прозрачность и простота регулирования, соблюдение принципов раскрытия информации государственным органам и участникам электросетевого рынка, контроль цен на услуги сетевых компаний на предмет их непревышения предельных издержек обеспечивают легитимность процесса регулирования.

Использование в регулировании долгосрочных тарифов при поддержании доступности электросетевой инфраструктуры, тарифное стимулирование передовых инноваций, обеспечение в результате регулирования роста инвестиций в основные средства позволяют говорить о прогрессивном подходе к регулированию в России и в мире. Базовым принципом воздействия на естественные монополии является защита экономических интересов потребителей энергии от монопольного повышения тарифов.

Таким образом, формирование балансов энергии и мощности на основе принципов экономической обоснованности и достаточности для финансирования деятельности по передаче электрической энергии в регионе ложится в основу всего процесса регулирования.

При этом в зарубежных же странах можно наблюдать более интенсивные, в отличие от российской практики, действия органов регулирования в следующих направлениях:

1) внедрение стимулирующего регулирования, регулирования на основе показателей эффективности и на основе оценки рисков;

2) использование сложных моделей и научно обоснованных передовых практик для определения степени эффективности деятельности регулируемых организаций;

3) тарифное стимулирование расширения ассортимента и повышения качества услуг регулируемых компаний;

4) тарифное стимулирование передовых инноваций в инфраструктурном сетевом секторе.

Таким образом, формирование балансов энергии и мощности на основе принципов экономической обоснованности и достаточности для финансирования деятельности по передаче электрической энергии в регионе ложится в основу всего процесса регулирования.

Изучение же баланса как отдельного предмета и баланса как части электроэнергетической системы необходимо начинать с изучения накопленного научного опыта теорий балансов.

2. Научный опыт теории балансов и тарифов

Степень развития любой проблемы, задачи, науки определяется уровнем развития историй их становления.

Балансом в теории является система показателей в экономике, характеризующая какое-либо явление путём сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. [1]

Существуют несколько теорий формирования балансов, одна из которых теория статического баланса, основоположником которой являлся И.Ф. Шер и, по мнению которого, «баланс формально представляет собой преобразование инвентаря».

Другая из теорий – теория статического баланса, которая, помимо представления о соотношении долгов и имущества предприятия на конкретный момент времени, позволяет раскрыть содержание хозяйственных процессов. И базовой ее идеей было соотношение расходов по отдельным операциям с доходами по ним.

Еще одна из существующих теорий - теория органического баланса Фрица Шмидта, которая позволяет отделить увеличение рыночной стоимости отдельного объекта, которое произошло за счет влияния внутренней рентабельности, от роста, который произошел вследствие изменения рыночной инфраструктуры. [2]

Все данные теории, в большей степени, послужили основой для формирования бухгалтерских балансов (возникла даже наука «балансоведение»), и, конечно же, для целей формирования сводного прогнозного баланса изложенные в вышеуказанных теориях принципы являются применимыми.

В итоге, для определения результата работы предприятия (сектора) эффективнее использовать статический подход, в случае же наличия задачи определения правильного имущественного положения – динамический.

Исторически в России в 1924 году Центральным статическим управлением по методологии Л. Н. Литошенко и П.И. Попова впервые в нашей истории разработали отчётный баланс народного хозяйства за 1923-24 годы и прогнозный баланс на 1924 -1925 годы. [3]

Позднее экономист Леонтьев В.В. применил экономическую теорию общего равновесия для изучения экономических взаимосвязей на практике путем анализа таковых с применением методов линейной алгебры (метод «затраты-выпуск»).

В 1957 то же Центральное статистическое управление под руководством М.Р. Эйдельмана разработало первый в мире межотраслевой баланс в натуральном выражении более чем по 150 наименованиям продукции. Далее эти балансы начали формироваться по всем союзных республикам и экономическим районам страны. [4]

Что же касается тарифов, то первым кто сформировал принципиальные основы их применения, является Сергей Юльевич Витте (1849-1915). Сформулированные им принципы касались железнодорожных перевозок, однако, были универсальны и конечно же в силу универсальность применялись в дальнейшем и к иным сферам народного хозяйства, регулировавшимся государством. [5]

Их суть заключалась в следующих основных положениях:

1) тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок, как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала;

2) тарифы должны быть явными, то есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска;

3) тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка;

4) тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне: они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике»;

5) тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения.

Поэтому необходимость формирования балансов не могла обойти стороной электроэнергетический комплекс в целом и электросетевой – в частности, усилив данный процесс контролем за формированием цен (тарифов) на данный вид продукции промышленности страны, избежав при этом негативного влияния на сопряженные сектора экономики, а, даже больше – придав ему, реальному сектору, правильные тренды развития, исключив при этом системные аварии.

В современной российской действительности обоснованное применение балансового подхода продиктовано не только унитарной простотой и удобством данного методического аппарата, но и особенностью актуальной отраслевой политики, которая позволяет покрыть рост промышленного производства без ввода новых электросетевых мощностей в краткосрочном периоде за счет межотраслевого планирования и гибкого регулирования.

3. Анализ существующих научных подходов к моделированию тарифно-балансовых решений

Модель функционирования и развития электроэнергетики должна быть выстроена исходя из парадигмы обеспечения, в первую очередь, общеэкономических интересов страны и потребителей энергии реального сектора.

Существует большое количество научных трудов в сфере электроэнергетики, решающих разные задачи в разных ее секторах – производстве, передаче и распределении, сбыте. Разные авторы для решения поставленных задач используют различные методы и подходы моделирования, часть из которых кратко рассматривается ниже.

1) Модель Лотки-Вольтерры – идеальная формула баланса интересов потребителей и производителей, циклическая зависимость между числом часов использования установленной мощности (далее «ЧЧИМ») и изменением мощности. [6]

Ряд авторов с помощью данной модели доказывают связь потребителей и ТСО, занимающихся передачей и распределением электроэнергии до потребителя. В результате применения данной модели выявлен механизм, обеспечивающий структурную устойчивость энергетики, состоящий в циклическом изменении загрузки энергосистемы путем повышения ЧЧИМ.

Данная модель показывает, что снижение данного показателя ЧЧИМ в энергосистеме приводит к увеличению конечной стоимости электрической энергии для всех потребителей.

И доказано, что использование установленной мощности энергосистемы и изменение ее мощности являются взаимосвязанными мезоэкономическими параметрами. А рост мощности энергосистемы, опережающий увеличение потребности экономики, всегда приводит к снижению эффективности использования установленной мощности, а показатель ЧЧИМ фактически является сбалансированным мезоэкономическим показателем, характеризующим эффективность работы энергосистемы любой страны, и может выступать показателем эффективности инвестиций в электроэнергетику. [7]

Повышение эффективности использования мощностей – объективный долгосрочный процесс развития традиционной энергетики в мире, который приводил к сокращению доли постоянных издержек в цене электроэнергии. [8]

То есть, ключевым показателем эффективности электрических сетей, влияющим на их экономическую эффективность функционирования, является показатель числа часов использования мощности.

Cчитается, что в СССР в 1950–1990-е гг. была сформирована долгосрочная тенденция повышения ЧЧИМ, а для регулирования графика загрузки определялись энергоемкие технологические процессы и использовались возможности переноса времени их выполнения на периоды, не совпадающие с прохождением максимума потребления в энергосистеме.

Оптимальные режимы работы электрических сетей должны находиться в русле выравнивания графика работы энергосистемы с целью повышения ЧЧИМ существующих энергетических мощностей.

2) Концепция субаддитивности репрезентативной фирмы, введенной У.Баумолем, является математическим представлением концепции естественной монополии.

Функция издержек (С) является субаддитивной для выпуска (X), если С(Х) < c(xi)+c(x2)+...+c(Xn) для всех неотрицательных Х], Х2,...,Хп, то сумма Sxi=X. /А. А. А.А. [9]

Первоначально автором делается обзор классических подходов, согласно которым предполагаемый вред от монополий – с более высокими, чем эффективные, ценами, и более низкими, чем эффективный̆ объем производства, может и не возникнуть, потому что монополист может прибегнуть к ценовой дискриминации.

Далее автор исследует логику модели Баумоля-Уиллига, которая показывает, что для обеспечения эффективного режима доступа к ключевым мощностям необходимы регулирование и контроль не только цен, но и процедур доступа. И если включить в цену доступа, помимо текущих затрат, амортизацию и компонент, необходимый для покрытия инвестиционных потребностей, то контролирующий доступ к ключевым мощностям участник рынка будет заинтересован в создании препятствий доступа. В свою очередь, тот уровень цены, который обеспечивает заинтересованность в предостав­лении ключевых мощностей, делает вход на рынок и осуществление деятельности невыгодным для новых участников - если только последние не обладают по сравнению с традиционным оператором преимуществом в издержках или качестве продукции (услуг).

Субаддитивность же функции издержек предполагает, что издержки отрасли минимизируются, если на рынке оперирует одна фирма, обладающая лучшей технологией. При этом сама по себе субаддитивность издержек не предполагает, что дея­тельность фирмы должна подлежать жесткому регулированию.

Концепция субаддитивности репрезентативной фирмы, введённой У.Баумолем, является математическим представлением концепции естественной монополии. Функция издержек (С) является субаддитивной для выпуска (X), если С(Х) < c(xi)+c(x2)+...+c(Xn) для всех неотрицательных Х], Х2,...,Хп, то сумма Sxi=X.

3) Модель Дурбина-Уотсона.

Автор, разрабатывая новые, менее трудоемкие методы расчета необходимой валовой выручки ТСО, применяет для целей регрессионного анализа коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В итоге, у автора получается следующее уравнение регрессии для расчета НВВ:

НВВi = 938 065,66 + 1 026,4 ПОi + 2,37 ВРПi, (1)

где:

НВВi – величина необходимой валовой выручки i-го субъекта РФ, тыс. руб.;

ПОi – полезный отпуск электрической энергии потребителям в i-м субъекте РФ, млн. кВт∙ч;

ВРПi – валовой региональный продукт i-го субъекта РФ, млн руб.

Автор с помощью теста Дурбина-Уотсона проводит проверку на отсутствие автокорреляции парного порядка следующих показателей при анализе зависимости НВВ от влияющих факторов:

1) Полезный отпуск электрической энергии;

2) Заявленная мощность;

3) Численность населения;

4) Валовый региональный продукт.

Автор считает, что данную регрессионную зависимость можно положить в основу метода распределения предельной величины необходимой валовой выручки ТСО по субъектам РФ. [10]

Кроме того, рядом научных исследователей предлагается перечень надбавок и скидок к базовому тарифу за передачу электрической энергии, обусловленных различиями следующих параметров: увеличение цен на энергию и мощность в периоды и в узлах высокого спроса, повышение платы за присоединение к сети в узлах высокого спроса, а также скидки (выплаты) для потребителей, снижающих мощность нагрузки. [11] Важными факторами системы модификации цен также должны быть уровень и категории надежности, минимизация потерь, величина и потенциал снижения объема потребляемой реактивной мощности, ровный график нагрузки, показатели качества электрической энергии, число перерывов электроснабжения.

Учитывая же, что сетевые ограничения лежат в основе балансово-режимных ограничений в узлах нагрузки, это, в совокупности с технико-экономическими факторами, должно быть основой для принятия экономически обоснованных тарифно-балансовых решений, а поддержание балансово-режимных параметров в распределительных сетях может иметь необходимость реконструкции распределительных сетей, предназначенных для односторонней работы. [12]

В итоге, любая из рассмотренных выше моделей должна привносить и элемент новизны в тот или иной электроэнергетический сектор и становиться частью основы для принятия обоснованных тарифно-балансовых решений. Однако, несмотря на большое разнообразие подходов к формированию балансов в экономических системах, каждый из существующих методов балансирования обладает определёнными недостатками для решения задач планирования в энергосистеме как в теоретическом плане, так и на практике регулирования в России.

Что касается принятия тарифно-балансовых решений, необходимо отметить, что большая часть из них не может быть принята без активного участия органов тарифного регулирования, которые определяют тарифы на услуги по передаче электроэнергии (ставшего самостоятельным видом деятельности по транспорту и распределению энергии в результате энергетической реформы в 2006 году) на основе котлового принципа тарифообразования, подразумевающего равные значения тарифов для всех потребителей одного уровня тарифного напряжения в соответствующем регионе РФ.

Итоговые тарифы могут быть двух видов – одноставочные, рассчитываемые на основании полученного потребителем объема электроэнергии, и двухставочные, состоящие из платы за мощность и платы за потребленную электроэнергию.

Данные расчеты происходят фактически вручную в отношении каждой ТСО, которые обязаны предоставлять и предоставляют в тарифный орган огромный пакет обосновывающих материалов, требующих персональной верификации на предмет их соответствия данным статистики, бухгалтерской отчетности, раздельного учета, а также оборотно-сальдовых ведомостей ТСО.

В процессе выполнения данной трудоемкой работы безусловно выявляются различия между показателями реальной, фактической деятельности ТСО и данными, предоставляемыми в целях установления тарифно-балансовых решений, что, конечно же, не приводит к установлению баланса интересов всех участников тарифно-балансовых процессов.

Одной из негативных форм проявления такого небаланса является, в итоге, получение территориальными сетевыми организациями выпадающих доходов, размеры которых в рамках одного субъекта страны составляют до нескольких миллиардов рублей ежегодно.

Причинами возникновения недополученных доходов являются как отклонение фактически оплачиваемой мощности от плановой величины, рассчитанной от плановых ЧЧИМ и отклонение фактического полезного отпуска от планового, так и существующая система распределения прямых и косвенных расходов между диапазонами напряжения.

Наличие таких выпадающих доходов приводит к необходимости разработки видоизмененных механизмов формирования сводного прогнозного баланса, являющегося частью системы тарифного регулирования в электроэнергетике, где происходит поиск решений по системному преобразованию действующих подходов (схема изображена на рис. 1).

Рис. 1. Анализ причин выпадающих доходов.

Источник: составлено авторами.

Решения, направленные на ликвидацию выпадающих доходов, очевидно, должны находиться в плоскости нахождения потенциала экономии в принятии тарифно-балансовых решений.

Линия на поиск таких решений задана Федеральным регулятором (ФАС России), который считает, что федеральные законы, посредством которых осуществляется государственное регулирование тарифов, содержат различные принципы и подходы к регулированию, для ликвидации которых ФАС и создает проект единого тарифного закона.

Вместе с тем и вышеуказанные причины появления выпадающих доходов показывают, что имеющиеся подходы, действительно, не до конца совершенные и заметен потенциал для их совершенствования. Существуют как противоречия, заложенные в существующих тарифно-балансовых процессах, так и неверное восприятие их целевых параметров при принятии решений органами тарифного регулирования.

Для его понимания параметров этого потенциала необходимо оценить потенциал экономии тарифно-балансовых решений. Обычно считается, что наиболее распространенный и изученный экономический потенциал может быть, производственным, маркетинговым, кадровым и инвестиционным. Н.Н. Миллер, понимая под экономическим потенциалом «его возможности в экономической сфере или способность достигать поставленные цели, используя имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы». [13]

К.М. Миско считает потенциалом предел человеческих познаний внутренних, скрытых возможностей результативного использования изучаемого объекта, которые могут быть количественно оценены и, в конечном счете, реализованы при идеальных условиях практической деятельности. [14]

Для оценки потенциала предлагается применять как количественные, так и качественные методы. В рамках проведенного исследования формула экономического потенциала выглядит следующим образом:

Эп = f(Пп; Фп; Кп; Их; Мп), (2)

где Пп – производственный субпотенциал;

Фп – финансовый субпотенциал;

Ип – инвестиционный субпотенциал;

Кп – кадровый субпотенциал;

Мп – маркетинговый субпотенциал.

В нашем же случае будут наблюдаться следующие потенциалы, оказывающие влияние на принятие тарифно-балансовых решений: методологический (Пм); потенциал опыта (По); процедурный (Пп); кадровый (Пк) - предельная величина участия всех сотрудников организации в ее деятельности с учетом их физиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта; организационно-технический (Пот); потенциал производительности труда (Ппт); инновационный (Пи).

А формула расчета потенциала экономии тарифно-балансовых решений запишется следующим образом:

Птбр=f(Пм+По+Пп+Пк+Пот+Ппт+Пи) (3)

Качественными характеристиками измененного процесса будут являться ускорение обработки документов, которое обеспечивается сервисами совместной работы с документами и оперативностью принятия решений по ним, улучшение возможностей для централизованного сбора информации, повышение прозрачности процессов работы с документами и контроля исполнительской дисциплины, повышение сохранности и актуальности документов. Важно отметить как увеличение качества работы с информацией, так и применение для этого новых форм и методов.

Результатом внедрения, предложенного подхода являются измеряемые экономические последствия с количественными характеристиками, такие как: экономия времени, например, за счет применения современного оборудования, инновационных технологий, автоматизация распознавания и внесение в систему атрибутов документов, экономия трудозатрат рабочего времени сотрудников на ввод данных по документам, на их поиск, передачу документов, анализ данных для формирования отчетов по той или иной тематике тарифного регулирования - «государственного регулирования, должного решать трилемму невозможности» [1]. [15] Немаловажной является и реальная экономия материальных затрат – расходов на материалы (бумагу), оборудование, сокращение производственных площадей для работы с документами и их хранение, сокращение затрат на электроэнергию, логистические, курьерские затраты.

4. Заключение

Вопросы государственного регулирования и силы его воздействия остается актуальным для любой экономической системы при условии наличия отраслей естественно монопольного характера. Необходимо отметить, что сила воздействия государства должна быть сбалансирована, через инструменты и механизмы влияния и контроля, поскольку напрямую находит своё отражение в технико-технологических показателях деятельности ТСО и, в итоге, в себестоимости продукции и услуг. Результатами представленной работы являются следующие выводы и обобщения.

Первое, именно интересы потребителей энергоресурсов должны быть определяющими при решении вопросов объективно необходимой, новой эпохи реиндустриализации экономики. Второе, регулирование должно, вероятно, носить стимулирующий характер, что означает возможность оставления регулируемой организации образовавшейся в результате экономии дополнительной прибыли, особенно учитывая, что в СИПР схеме и программе развития электроэнергетических систем России на 2024-2029 годы планируется вводов трансформаторов только 220-500 кВ в объеме 41,2 МВА, а ЛЭП 220-500 - в объеме 14,6 тыс. км. [16] Третье, учитывая наличие в электроэнергетике временных задержек между возникновением сигнала о нарушении баланса энергоснабжения и инвестиционным ответом, а пороговые величины сигнала часто не совсем верно соотносятся кванту ответа, то и нарастание дисбаланса может происходить монотонно в течение долгого периода времени: чем больше энергосистема – тем плавнее нарастает дисбаланс при длительном периоде эксплуатации систем технологического оборудования.

Вышеуказанные обобщения поэтому требуют поддержать вектор принятия тарифно-балансовых решений, направленных на удовлетворение следующих необходимых требований: долгосрочность планирования, прозрачность, понятность, доступность и открытость, экономическая обоснованность. Также важным результатом внедрения предлагаемого подхода к принятию и оценке тарифно-балансовых решений будут учет фактических результатов деятельности за предшествующий установлению тарифов период, баланс интересов всех участников, недискриминационность и единообразие, учитывая, что при условии актуализации системы государственного регулирования цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии возникает необходимость оценки эффективности таких методов. [17]

В итоге, при наличии сбалансированных тарифно-балансовых процессов обеспечивается получение экономически обоснованной необходимой валовой выручки для всех ТСО в регионе, что является целью государственного регулирования в данной сфере деятельности.

Эффектом для потребителей является и наличие у регулируемой организации положительного операционного денежного потока и осуществление ею расходов в том периоде, в котором они должны быть понесены, с учетом постатейного распределения, что исключает появление ненужных затрат по привлечению дополнительных финансовых ресурсов на покрытие кассовых разрывов и уплаты процентов по ним.

Немаловажным также будет наличие экономии за счет совершенствования организации процесса принятия тарифно-балансовых решений, связанной с сокращением трудоёмкости работы сотрудников органов тарифного регулирования и частичной оптимизацией процесса.

В дальнейшем, автором предполагается продолжить работу по обработке массивов принятых тарифно-балансовых решений для расчета небаланса и принятых подходов по его ликвидации на примере ряда регионов и территориальных сетевых организаций.

[1] Трилемма невозможности (по Дж. Кейнсу): невозможно одной рукой взять три шара – совместить экономическую эффективность, социальную справедливость и индивидуальную свободу.


Источники:

1. Грузков И.В., Кусакина О.Н. Словарь-справочник по экономической теории. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2014.
2. Колчугин С.В. Теория органического баланса Фрица Шмидта // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. – 2015. – № 2. – c. 166-177.
3. Баланс народного хозяйства Союза ССР 1923-24 года (Репринтное воспроизведение издания 1926 г.). - Республиканский информационно-издательский центр, Москва, 1993.
4. Ершов Э.Б., Иванов Ю.Н., Рябушкин Б.Т. К 100-летию со дня рождения Михаила Рувимовича Эйдельмана // Научно-информационный журнал Вопросы статистики. – 2014. – № 5. – c. 83-84.
5. Пальянов М.Н. Организационно-управленческий механизм государственной политики на основе сбалансированного распределения перекрестного субсидирования. / диссертация, канд. экон. наук: 5.2.6. ; 5.2.3. - РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2023. – 170 c.
6. Некрасов С.А. Взаимосвязь эффективности использования мощностей электроэнергетики и нового строительства электростанций // Журнал Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 4 (145). – c. 19-44.
7. Некрасов С.А. Теоретико-методологические основы формирования альтернативной концепции развития российской электроэнергетики. / диссертация, д-р экон. наук: 08.00.05 - ФГБУН ЦЭМИ РАН. - Москва, 2021. – 384 c.
8. Федун Л.А. Перспективы развития мировой и российской энергетики: сценарии до 2050 года // Энергетическая политика. – 2022. – № 1. – c. 6-19.
9. Андреев А.А. Исследование направлений реструктуризации электроэнергетики как части инфраструктурного сектора национальной экономики. / диссертация, канд. экон. наук: 08.00.05 - Гос. ун-т упр. - Москва, 2009. – 155 c.
10. Шведова В.Ю., Лозенко В.К. Методы распределения НВВ // Инновации в менеджменте. – 2021. – № 2 (28). – c. 66-73.
11. Аюев Б.И. Методы и модели эффективного управления режимами единой электроэнергетической системы России. / диссертация, д-р тех. наук: 05.14.02 - Новосиб. гос. техн. ун-т/. - Новосибирск, 2008. – 416 c.
12. Самойленко В.О. Обеспечение балансов мощности и энергии электроэнергетических систем с распределенной генерацией. / диссертация, канд. тех. наук: 05.14.02 - Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатерингбург, 2017. – 207 c.
13. Миллер Н.Н. Финансовый анализ в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби — Проспект, 2005.
14. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона теоретические и методологические аспекты исследования. - М.: Наука, 1991.
15. Васильев Д.А. К вопросу о необходимости государственного регулирования электроэнергетического комплекса // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2022. – № 4. – c. 141-154.
16. Приказ Минэнерго России от 30.11.2023, № 1095, СиПР ЭЭС России на 2024-2029 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/future-planning/sipr-ees/ (дата обращения: 21.06.2024).
17. Попов Д.С. Экономико-правовые механизмы при решении институциональной проблемы эффективности тарифного законодательства // Вопросы экономики и права. – 2023. – № 183. – c. 118-123.

Страница обновлена: 24.10.2024 в 10:08:32