Антикризисные меры в США, Японии и странах Европы за последние сто лет: сравнительный анализ
Устюжанин В.Л.1
1 Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960683
Аннотация:
В работе приведен обзор экономических реформ, которые разные государства (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония) осуществляли на протяжении последних ста лет с целью выхода из глобальных экономических кризисов (Великой депрессии, послевоенного кризиса, нефтяного кризиса 1973-1975 гг., финансового кризиса 2007-2009 гг. и коронавирусной рецессии). Сделан вывод, что в разные периоды времени в разных странах использовались разные, зачастую диаметрально противоположные антикризисные меры. Также автором выявлены основные глобальные тенденции эволюции антикризисной политики. Показано, что, начиная с послевоенного периода правительства стран все больше поощряли либерализацию хозяйственных связей, поддержку малого и среднего бизнеса. Отмечено, что во времена Великой депрессии и послевоенного кризиса во главу угла ставилось стимулирование совокупного спроса, а во времена нефтяного кризиса 1973 г., финансового кризиса 2007-2009 г. и коронавирусной рецессии правительства стран стали внедрять меры, направленные также на увеличение совокупного предложения. Выявлено, что от кризиса к кризису во всех исследуемых странах можно наблюдать изменения трудового законодательства в пользу работника и усиление роли профсоюзов. Статья будет интересна исследователям экономической истории
Ключевые слова: экономические кризисы, монетарная политика, фискальная политика, совокупный спрос, трудовые отношения
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
В настоящее время во всем мире имеет место сложная экономическая ситуация, в основе которой лежат: деглобализация, обусловленная влиянием пандемии и обострением международной политической ситуации; структурная перестройка экономики на всех уровнях, начиная с мирового и заканчивая внутриотраслевым; институциональные дисфункции, связанные с переходом к новым формам экономического взаимодействия. В этих условиях особую актуальность приобретает исследование исторического опыта борьбы с тяжелыми экономическими ситуациями, в том числе, стратегий выхода из экономических кризисов и стагнаций.
За последние сто лет мир пережил несколько глобальных экономических кризисов, вызванных различными причинами. С точки зрения ухудшения макроэкономических показателей, самыми тяжелыми из них считаются Великая депрессия (1929-1939 гг.), послевоенный кризис (1945 - начало 1950-х гг.), нефтяной кризис 1973-1974 гг., финансовый кризис 2007-2009 гг. и коронавирусная рецессия (2020-2021 гг.).
Финансовый кризис 2008 г. и кризис, сопряженный с пандемией COVID-19, вызвали активизацию исследований экономических кризисов. Многие из исследователей обращаются к работам Каталана [8] (Catalan, 2014), Ергина [30] (Yergin, 1993) и Эйгингера [6] (Aiginger, 2009), в которых представлены разные типы кризисов и их история. При этом в научной литературе отсутствует обзор основных глобальных тенденций эволюции антикризисной политики.
Целью настоящей работы является сравнительное исследование экономических инструментов, применяемых пятью странами – США, Германией, Францией, Великобританией и Японией – с целью преодоления кризисных явлений в экономике и выхода на новые траектории развития. Автором выдвигается гипотеза об эффективности использования диаметрально противоположных антикризисных реформ в разных странах в различные исторические периоды. Для этого необходимо провести ретроспективный анализ мер, которые различные государства применяли для выхода из тяжелых ситуаций. Научная новизна работы заключается в выявлении общих тенденций и существенных отличий в преодолении кризисных явлений в экономике. В качестве методологии выбран исторический анализ.
Основная часть
I. Великая депрессия
Во время Великой депрессии благодаря идеям Кейнса во всех исследуемых в работе странах усилилось государственное регулирование экономики, в том числе, стали применяться инструменты индикативного планирования. Так, в Германии в 1932 г. появился план ВТБ, названный по именам его авторов - B.C. Войтинского, Ф. Тарнова, Ф. Бааде. Основной целью данного плана являлась борьба с безработицей. Примером индикативного планирования является также программа Ф. Рузвельта «Новый курс» (1933-1936 гг.), направленная на преодоление Великой депрессии.К основным мерам, которые использовали практически все исследуемые страны для выхода из кризиса, можно отнести: субсидирование бизнеса и домашних хозяйств, отказ от золотого стандарта, стимулирующую денежно-кредитную политику (рост денежной массы), принудительное укрупнение компаний, изменения в регулировании трудовых отношений.
Важным является вопрос, в какие отрасли (сферы деятельности) направлялись государственные ресурсы. В США государственные инвестиции направлялись, в первую очередь, на создание объектов инфраструктуры. По всей стране строились новые дороги, мосты, аэродромы, школы и больницы, благоустраивались леса и парки. Особую поддержку государства получил банковский сектор. Федеральная Резервная Система США предоставляла нуждающимся банкам ссуды под залог ценных бумаг, а закон Гласса-Стигала 1933 г., запрещавший коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью, ограничивающий их право на операции с ценными бумагами и предусматривающий государственное страхование депозитов, помог повысить уровень доверия к американским кредитным учреждениям [28] (Richardson, 2007).
В Германии, Франции, Японии, а позднее и в Великобритании наибольшее субсидирование получал сектор ВПК. Так, в 1938 г. во Франции и Японии военные затраты составляли соответственно 75% и 80% всех государственных расходов. В Великобритании за период с 1935 по 1940 гг. затраты на ВПК выросли более чем в 4,5 раза, а в Германии за период с 1932 по 1938 гг. – в 10 раз [10] (Ellison, Sargent, Scott, 2019). Для достижения высоких темпов производства значительные инвестиции были направлены на модернизацию предприятий в соответствии с последними достижениями научно-технического прогресса.
Снижение покупательной способности домохозяйств привело к существенному сокращению спроса на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому во многих странах государство патронировало оказавшийся в тяжелом положении агропромышленный сектор. Взяв курс на милитаризацию и подготовку к новой войне, Германия начала создавать у себя правительственные фонды продовольственных резервов. Франция и США, дабы предотвратить вызванное низким спросом падение цен на сельскохозяйственные товары и избежать банкротства крестьян и фермеров, выплачивали им специальные премии за сокращение посевных площадей и уничтожение части урожая. Правительство Великобритании субсидировало аграрный сектор путем установления гарантированных цен на молоко, мясо и пшеницу, а также поощряло инвестиции крупного бизнеса в сельское хозяйство. В самом начале кризиса безработным в Англии предоставлялись бесплатные земельные участки для посевов [21] (Martin, 2000).
Значимую поддержку от государства получали фирмы, которые производили продукцию на экспорт. Так, японские, немецкие и американские компании, за счет государственных субсидий имели возможность продавать свои товары за границу по демпинговым ценам. В 1935 г. Япония смогла обогнать по экспорту хлопчатобумажных тканей мирового лидера в этой области Великобританию. Товары из Германии (химическая продукция, электротехника и др.) пользовались большим спросом в странах Юго-Восточной Европы и Латинской Америки. США экспортировали в первую очередь сельскохозяйственную продукцию, металлы и военную технику. Производство военной продукции стимулировало также экспорт железной руды из Франции и ее колоний.
В 1931 г. был создан «стерлинговый блок» - валютная группировка стран Британской империи и некоторых других государств (Бразилия, Голландия, Турция и т.д.), внутри которой все международные расчеты привязывались к фунту стерлингов. Члены стерлингового блока продавали Великобритании сырье и продовольствие, а за это были вынуждены закупать изделия английской промышленности. Например, Дания должна была покрывать за счет импорта из Великобритании до 80% своих потребностей в угле, чугуне и стали. Устанавливались также преференциальные тарифы на экспорт английской продукции в колонии и беспошлинный ввоз некоторых товаров из колоний в Великобританию, в то время как для других стран импортные пошлины составляли от 10 до 100 процентов стоимости ввозимых товаров. Все эти меры привели к значительному повышению спроса на британскую продукцию. С 1931 по 1932 гг. доля Великобритании в мировом экспорте увеличилась с 9,4% до 10,9% [5] (Timoshina, 2016)
Важным инструментом повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках стал отказ от золотого стандарта. Раньше всех (в 1931 г.) золотой стандарт отменила Великобритания, двумя годами позже ее примеру последовали США. В 1936 г. произошел распад «золотого блока», в который входила Франция. Это привело к девальвации национальных валют этих стран и, как следствие, повышению конкурентоспособности производимых ими товаров во внешней торговле.
Великая депрессия сильнее всего ударила по мелким и средним компаниям, поэтому во всех пяти странах проводилось принудительное картелирование организаций. Укрупнение предприятий имело целью облегчить государственный контроль над ними и повысить прозрачность их хозяйственной деятельности. Кроме того считалось, что большим организациям легче выжить в условиях кризиса. На мезоуровне создавались промышленные группы, полностью контролировавшие национальные хозяйства. В США было отменено антитрестовское законодательство. В Германии ликвидировались все акционерные общества, имевшие менее 100 тысяч рейхсмарок оборотного капитала, а получить разрешение на открытие могли только те компании, чей уставный капитал превышал 500 тысяч рейхсмарок. В Великобритании правительство в целях укрупнения предприятий помогало крупным компаниям «поглощать» более мелкие организации. Широкое распространение получили также международные (например, франко-германские) картели.
Произошли изменения и в регулировании трудовых отношений. Однако в разных странах они носили разнонаправленный характер. В Германии и Японии в конце 1930-х гг. ввиду перехода к мобилизационной экономике увеличилась продолжительность рабочего дня, а также был введен запрет на организацию профсоюзов и проведение забастовок (один из лозунгов фашизма - «Общее дело превыше частного») [12] (Gordon, 1987). Данная мера позволила обеим странам значительно повысить совокупный объем выпуска (в 1939 г. Германия по размеру реального ВВП обогнала Советский Союз и вышла на второе место в мире после Соединенных Штатов). А в США и Франции, напротив, произошло сокращение рабочей недели, и рабочие получили право организовывать профсоюзы – американское и французское правительства надеялись таким образом снизить социальную напряженность, возникшую во время кризиса, и уменьшить недовольство населения.
II. Послевоенный кризис
Во время послевоенного кризиса ситуация в разных странах различаласьс точки зрения степени государственного участия в экономике.Франция и Великобритания, как и до войны, взяли курс на усиление государственного вмешательства в экономику, национализацию и монополизацию предприятий [27] (Pinkney, 1947). Оккупированные страны – Япония и Западная Германия, напротив, стали снижать уровень государственного влияния, полагая, что частичная либерализация экономики будет более эффективна для выхода из кризиса. В обеих странах были упразднены введенные во время войны административное распределение ресурсов и контроль над ценами [22] (Naoi, Okazaki, 2013). При этом и Япония, и Германия сделали ставку на поддержку мелкого и среднего бизнеса. Во время американской оккупации Японии в 1947 г. был принят антимонопольный закон, распустивший японские промышленные и финансовые объединения дзайбацу (после окончания американской оккупации в начале-середине 1950-х гг. в Японии начал формироваться новый тип финансово-промышленных групп под названием «кейрецу»). Антикартельные указы Людвига Эрхарда также предусматривали запрет монополий, создающих препятствия для свободной конкуренции. Тем не менее, интеграция крупнейших немецких банков (Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank) и промышленного капитала привела к созданию в послевоенной Германии нескольких финансово-промышленных групп.
Существенные различия можно проследить и в макроэкономической политике. Если США в целях стимулирования совокупного спроса снижали налоговые ставки, предоставляли фирмам и домохозяйствам налоговые льготы, а также увеличивали размеры МРОТ и социальных выплат, то страны Европы и Япония, напротив, борясь с развернувшейся во время войны инфляцией спроса (ввиду избыточной эмиссии денег), пытались «сжать» денежную массу с помощью повышения налогов и ключевых ставок. Центральные банки Великобритании и Франции ввели строгий контроль за выдачей банковских кредитов [26] (Patel, 1953). Японское правительство обязало граждан хранить деньги в почтово-сберегательных кассах и тратить не более 500 йен в месяц, а фирмы - соблюдать «границы цен» на свою продукцию. Денежная эмиссия была поставлена под жесткий контроль, был принят фиксированный валютный курс [5] (Timoshina, 2016). В Западной Германии для обуздания инфляции была введена новая валюта «дойчмарки», которые можно было обменять на рейхсмарки по курсу 1 к 17.
В 1948 г. страны Западной Европы стали получать экономическую помощь от Соединенных Штатов в рамках реализации плана Маршалла («Программа возрождения европейской экономики»). Общая сумма помощи составила около 13 (по нынешним ценам более 150) миллиардов долларов. Главными направлениями поддержки были поставки продуктов питания, одежды, промышленного оборудования и сырья, а также предоставление кредитов. В качестве «благодарности» европейские страны обязывались снизить тарифы на импорт продукции из США, а также сократить производство товаров, конкурирующих с американской продукцией. Япония не являлась реципиентом плана Маршалла. Тем не менее, сначала ей была предоставлена гуманитарная помощь от американцев в размере 2,2 миллиардов долларов, а затем был создан специальный фонд для оказания помощи японским компаниям, в который шли деньги от продажи в Японии американских товаров.
Большая часть средств, получаемых европейскими странами и Японией от Соединенных Штатов, направлялась на развитие и обновление производства. Приоритетными отраслями для субсидирования в Европе и США во второй половине 1940-х гг. стали тяжелое машиностроение, сельское хозяйство и строительство, а в Японии – угольная промышленность, металлургия, гидроэнергетика и судостроение [11] (Fukai, 1988). Во Франции значительные суммы денег направлялись также в энергетику и нефтеперерабатывающую промышленность, а в Соединенных Штатах – в сферы образования и здравоохранения. С началом Корейской войны в 1950 г. на первый план в США и Великобритании вышли инвестиции в ВПК, что привело к новому витку экономического роста в этих странах. А в оккупированной американцами Японии в начале 1950-х гг. военные спецзаказы для США составляли 44% коммерческого экспорта [25] (Park, 1997).
Увеличение объемов экспорта стало послевоенной антикризисной мерой не только для США, но и для других стран. Так, Великобритания вновь прибегла к искусственной девальвации фунта стерлингов. Для стимулирования международной торговли страны стали заключать друг с другом различные соглашения, снижающие или отменяющие торговые барьеры. В 1947 г. было подписано Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), участниками которого стали США, Великобритания, Франция и немного позднее Япония. А в 1951 г. по инициативе министра иностранных дел Франции Робера Шумана было образовано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) – организация, сформировавшая общий европейский рынок угля, железной руды, стали и чугуна и заложившая основы для дальнейшей интеграции стран Европы.
Наблюдались значительные изменения в сфере регулирования трудовых отношений. Япония приняла новый Кодекс о труде, согласно которому на предприятиях устанавливался восьмичасовой рабочий день, предусматривались отдельные расценки за сверхурочные часы, и разрешалась организация профсоюзов. В Германии официальная продолжительность рабочей недели, как и прежде, составляла 48 часов, однако реально на производстве работали 39-40 часов в неделю, а в 1949 г. была создана Германская Федерация профсоюзов, защищавшая работников от произвола работодателей. Парламент Франции также одобрил корректировки трудового законодательства в пользу работников, гарантируя им защиту их интересов и выплату минимальной заработной платы [29] (Simmons, 2009). В Великобритании в 1946 г. был аннулирован Закон о трудовых спорах 1927 г., существенно ограничивавший деятельность профсоюзов. По другому пути пошли США, где в 1947 г. был принят Закон Тафта-Хартли, легализовавший государственное вмешательство во внутреннюю жизнь профсоюзов и наложивший ограничения на права трудящихся.
После Второй мировой войны президент США Гарри Трумэн представил программу «Справедливый курс» (по аналогии с «Новым курсом» Ф. Рузвельта), предусматривающую в том числе улучшение системы социальной защиты и строительство жилья для малообеспеченных американских граждан. Вслед за США развивать индикативное планирование стали Франция, Япония и позднее всех Великобритания. Первая французская «пятилетка», охватывавшая период с 1947 по 1952 гг., ставила перед правительством такие задачи как восстановление экономики, увеличение производительности труда в экспортных отраслях, а также распределение фондов, поступавших в соответствии с планом Маршалла. В Японии первый общегосударственный план развития охватывал период с 1956 по 1960 гг. Его основными целями были достижение экономической независимости и обеспечение полной занятости. Помимо общегосударственных в Японии стали формироваться также региональные, целевые, отраслевые и внутрифирменные планы [1] (Andryushkevich, 2012).
В Великобритании в 1965 г. был утвержден Национальный план экономического развития, главной задачей которого являлось стимулирование экономического роста в стране. Однако через год от реализации данного плана (как и от системы индикативного планирования в целом) Великобритания отказалась в связи с изменением экономической ситуации. А Западная Германия, взяв после войны курс на либерализацию экономики, стала ограничивать планирование, оставив его только на уровне федеральных земель.
III. Нефтяной кризис 1973-1974 гг.
Для выхода из нефтяного кризиса государства стали использовать следующие меры: открытие собственных месторождений нефти, сокращение потребления или поиск альтернативных источников энергии, субсидирование компаний, проведение стимулирующей денежно-кредитной политики, наращивание объемов экспорта, регулирование заработных плат.Некоторые страны (например, США) ввели ограничения на импорт нефти и начали активно разрабатывать собственные нефтяные месторождения [15] (Ikenberry, 1986). Другие страны, наоборот, сохранили зависимость от импорта энергоресурсов. Так, французское правительство выделяло своим компаниям значительные субсидии на приобретение нефти на мировых рынках [16] (Issawi, 1978), а Западная Германия сразу объявила о намерении закупать нефть у стран-членов ОПЕК по самой высокой цене, чтобы не допустить сбоев в производстве.
Одновременно во всем мире начался поиск альтернативных источников энергии. США, Франция и Германия поощряли компании, сокращавшие потребление нефти и бензина на производстве и замещавшие их углем из отечественных месторождений [13] (Graf, 2012). А Япония, не имея собственных сырьевых ресурсов, стала импортировать сжиженный природный газ и инвестировать в ядерную энергетику. Помимо этого правительства многих стран стали реализовывать программы по разработке энергосберегающих технологий и сокращению потребления энергии в целом. Германия ввела полный запрет на воскресные путешествия на автомобилях и самолетах, в США было ограничено использование рекламы с подсветкой [7] (Blanchard, Gali, 2008), Великобритания призвала граждан в зимний период отапливать только одну комнату в доме, а во Франции фирмы были вынуждены платить штраф, если температура на производстве превышала 20°С [30] (Yergin, 1993).
Для преодоления рецессии центральные банки прибегали к стандартным инструментам денежно-кредитной политики. Однако первоначально здесь был допущен ряд ошибок. В начале 1970-х гг. экономисты полагали, что единственной причиной инфляции является избыточная денежная масса, поэтому во многих странах монетарная политика изначально была сдерживающей. Так, в Японии, Великобритании и Западной Германии осенью 1973 г. ключевые ставки постоянно росли. Однако осознав, наконец, что цены растут не из-за чрезмерного количества денег в обращении, а ввиду высоких цен на ресурсы (в экономике наблюдалась инфляция издержек), центральные банки этих стран вслед за ФРС США начали постепенно снижать ставки в целях насыщения экономики денежной массой и стимулирования совокупного спроса и выпуска [23] (Okun, 1975).
Значительную помощь в преодолении кризиса оказали набирающие оборот процессы глобализации и укрепления международных экономических связей. Страны Европы, включая Великобританию, все сильнее интегрировались в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Правительства членов ЕЭС всячески поощряли участие европейских компаний в создании ТНК (в качестве примера можно привести слияние Пежо-Ситроен и нескольких европейских филиалов Крайслер). Во Франции большую государственную поддержку получали отрасли, производившие продукцию на экспорт: автомобильная, аэрокосмическая, электротехническая, химическая и сельскохозяйственная. Японии удалось преодолеть рецессию во многом за счет увеличения объема экспорта автомобилей – в условиях роста цен на бензин спрос на японские малолитражки резко вырос. А в конце 1970-х гг. Япония перешла к использованию наукоемких технологий, не требовавших больших затрат электроэнергии. Главное место среди них занимала микроэлектроника, позволившая Японии в 1980-х гг. выйти на передовые позиции по производству спутниковой связи, оптической техники и т.д.
Большую роль в раздувании инфляционной спирали по всему миру сыграли профсоюзы, удерживавшие зарплаты на высоком уровне. Поэтому правительства США, Великобритании и Японии призвали производителей и профсоюзы добровольно ограничить рост заработных плат, чтобы таким образом одновременно сдержать рост цен и обеспечить высокую гибкость рынка труда.
Меры, направленные на преодоление кризиса, были обозначены в государственных планах Франции и Японии. Седьмой план экономического и социального развития Франции (1976-1980 гг.) ставил перед правительством такие цели, как “возвращение к состоянию полной занятости” путем увеличения темпов роста и структурных реформ; снижение инфляции; ослабление зависимости от импорта сырьевых и энергетических ресурсов [2] (Brodskaya, 2014). Базовый экономический и социальный план Японии (1973-1978 гг.) был ориентирован на повышение благосостояния нации и расширение международного сотрудничества. С другой стороны, в США начало и середина 1970-х гг. были периодом правления республиканцев, выступавших за саморегулирование рынка и упразднение планирования на федеральном уровне (за исключением планирования в оборонном секторе).
IV. Финансовый кризис 2007-2009 гг.
Во время «Великой рецессии» мир вновь обратился к кейнсианским рецептам выхода из кризиса. Правительства стран выделяли значительные суммы денег на создание новых рабочих мест (в основном для молодежи), были увеличены объемы социальных выплат, домохозяйствам и организациям предоставлялись налоговые льготы и компенсации, а проблемные отрасли получали субсидии от государства.Основной сферой для государственных инвестиций в этот раз стал банковский сектор. В Германии был создан специальный резервный фонд по спасению финансовых институтов, в Великобритании была проведена национализация нескольких крупных банков (Northern Rock Bank, Bradford & Bingley), в США правительство выкупало у проблемных банков их акции и неликвидные активы, а во Франции 13 крупнейших банков получили государственные гарантии по межбанковским кредитам на сумму 320 миллиардов евро.
Второе место по объему правительственной помощи занял строительный сектор. Домохозяйствам предоставлялись льготы на покупку жилья. На третьем месте по размеру государственной поддержки оказалась автомобильная промышленность. Помимо непосредственного субсидирования автопроизводителей во всех пяти странах были запущены специальные программы стимулирования спроса на автомобили: покупатели получали премии или скидки при обмене старых автомобилей на новые.
Антикризисные меры 2007-2010 гг. были направлены не только на стимулирование совокупного спроса, но и на увеличение совокупного предложения, предусматривающее повышение производительности труда и эффективности производства. Например, правительства Великобритании и Японии целенаправленно взяли курс на развитие таких высокотехнологичных отраслей, как производство новых материалов, разработка новых источников энергосбережения, биотехнологии, микро- и наноэлектроника. Во Франции только в 2009 г. государственные расходы на НИОКР, модернизацию промышленности и инфраструктуры составили 10,5 миллиардов евро (с 2008 по 2009 гг. доля расходов на НИОКР выросла с 2,06% до 2,21% ВВП, что явилось самым высоким показателем за первое десятилетие XXI века) [8] (Catalan, 2014). Правительство Германии в период с 2007 по 2009 гг. увеличило затраты на НИОКР на 9%. А в США расходы на НИОКР из федерального бюджета с 2007 по 2010 гг. увеличились со 107 до 127 миллиардов долларов в год.
Во всех исследуемых странах, кроме Японии, была оказана значительная помощь мелкому и среднему бизнесу. В Германии распространенными стали микрокредиты для небольших компаний, которые можно было получить по упрощенной схеме [17] (Kritikos, Kneiding, 2009). Финансовое учреждение Caisse des Depots et Consignations, находящееся под эгидой Парламента Франции, инвестировало более 100 миллионов евро в акции малого и среднего бизнеса, котировавшиеся на французских биржах. В Великобритании также были снижены налоговые ставки на доходы малых и средних предприятий, при этом предусматривались вычеты из налогооблагаемого дохода в размере до 100% расходов на НИОКР. По-другому вели себя японские власти: время «Великой рецессии» стало периодом государственной поддержки слияний и поглощений компаний, в том числе на транснациональном уровне.
Для выхода из кризиса активно использовались инструменты денежно-кредитной политики. С целью увеличения денежной массы во всех исследуемых в работе странах ключевые ставки были снижены до минимальных значений (около нуля). Центральные банки США, Еврозоны, Великобритании и Японии проводили масштабное «количественное смягчение», выкупая у населения и фирм облигации государственного займа и казначейские векселя (в США).
Одной из главных антикризисных мер в Великобритании, Германии, Франции и Японии была ориентация на экспорт, в т.ч. инновационных товаров. Великобритания, не вошедшая в начале 2000-х годов в еврозону, самостоятельно провела девальвацию своей национальной валюты - фунта-стерлинга, что оживило ее внешнюю торговлю с развивающимися странами. Франция и Германия, потеряв значительную долю торгового оборота с США и странами Европы, смогли существенно улучшить торговые связи с государствами БРИКС. Японии удалось увеличить совокупный спрос на свою продукцию на 90% за счет прироста экспорта в Китай и другие страны Восточной Азии.
Во всех исследуемых в работе странах, за исключением Франции, произошло сокращение продолжительности рабочей недели. Так, в Германии была проведена реформа трудового законодательства - работникам разрешалось теперь работать меньшее количество часов с сохранением прежней заработной платы. В результате уровень безработицы в стране в 2010 г. был даже ниже, чем до начала рецессии. Во Франции в 2008 г. ставка оплаты сверхурочных была повышена с 10% до 25% сверх базовой ставки. Данная мера позволила, напротив, увеличить общий объем рабочего времени в стране [4] (Ostrovskaya, 2010).
Период правления демократа Барака Обамы (2009-2017 гг.) дал новый толчок развитию системы индикативного планирования в США. В настоящее время американское правительство вместе с Администрацией президента определяет ключевые приоритеты развития экономики и на их основании разрабатывает среднесрочные и годовые планы действий. В Японии во время финансового кризиса 2007-2009 гг. была принята программа «Стратегия 2010», ориентированная в т.ч. на стимулирование совокупного предложения путем технологического расширения производственных возможностей и смягчения требований для открытия бизнеса. А в странах Евросоюза к концу XX - началу XXI вв. разработка и внедрение индикативных планов постепенно сошли на нет. Ввиду либерализации экономики и создания наднациональных органов власти возможности национального планирования в государствах ЕС постепенно сокращались, и реформы проводились все чаще не «по плану», а в соответствии с целями краткосрочной макроэкономической политики.
V. Коронавирусная рецессия
К основным инструментам, которые использовали страны для выхода из коронавирусной рецессии, можно отнести: государственное субсидирование бизнеса и домашних хозяйств, стимулирование экспорта, экспансионистскую денежно-кредитную политику, введение режима «частичной занятости».Во время пандемии коронавируса правительство каждой из анализируемых в работе стран разработало программы экономической помощи населению и фирмам. Домохозяйствам выплачивались социальные пособия для безработных, нуждающихся и заболевших коронавирусом, предоставлялись отсрочки по погашению ипотеки и потребительских кредитов, а также раздавались ваучеры на покупку товаров и услуг. Компаниям предоставлялись субсидии, налоговые льготы, отсрочки по погашению банковских займов, уплате налогов, социальных взносов и коммунальных платежей. Помимо дискреционной бюджетно-налоговой политики Франция, Германия, Япония, Великобритания и в меньшей степени США использовали для выхода из кризиса также автоматические (встроенные) фискальные стабилизаторы, к которым относятся в т.ч. прогрессивная шкала налогообложения и бюджетные правила.
Самые крупные государственные субсидии направлялись в здравоохранение, а также в те отрасли, которые больше всего пострадали от введенных ограничений: торговлю, туризм, культуру, общественное питание и спорт [24] (Or, Gandre, Durand Zaleski, Steffen, 2022). Значительные суммы бюджетных денег выделялись также на «экологизацию» и «диджитализацию» экономики. «Экологизация» включала в себя меры, направленные на снижение уровня загрязнения окружающей среды, в т.ч. модернизацию общественных зданий и жилых помещений, а также стимулирование спроса на «зеленые» транспортные средства (электрокары). «Диджитализация» подразумевала инвестиции в цифровые инновации (в т.ч. облачную инженерию, кибербезопасность и искусственный интеллект), оснащение государственных органов, образовательных и здравоохранительных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями, а также выделение субсидий, направленных на автоматизацию бизнес-процессов в частных компаниях с целью повышения производительности труда.
Особую государственную поддержку во всех анализируемых странах, как и во время финансового кризиса 2007-2009 гг., получали малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели. В Великобритании компаниям с годовым оборотом менее 45 миллионов фунтов стерлингов предоставлялись беспроцентные займы размером до 5 миллионов на срок до 12 месяцев, а самозанятые граждане, пострадавшие от пандемии коронавируса, получали правительственные гранты, покрывавшие 80% их средней месячной прибыли за предыдущие три года. Министерство финансов Японии выделило более миллиарда йен на целевые кредиты для малых и средних предприятий. А в Германии около двух миллиардов евро ушло только на государственное субсидирование стартапов.
Важной антикризисной мерой для многих стран снова стала ориентация на экспорт. Так правительства Германии и Японии выделяли субсидии и привилегированные займы компаниям, производящим товары и услуги для продажи за рубеж (в первую очередь, автомобили). Развитие цифровых инноваций стало главным инструментом стимулирования притоков капитала из-за границы для США. В условиях изоляции резко возрос спрос на услуги онлайн-платформ (с 2019 по 2021 гг. годовая чистая прибыль Amazon увеличилась втрое) и сервисов, предоставляющих возможности для организации удаленной работы и дистанционного обучения (с 2019 по 2021 гг. годовая чистая прибыль Zoom увеличилась в 50 раз).
В сфере монетарной политики основной стимулирующей мерой стало снижение ключевых ставок до минимальных (0,25% в США, 0,1% в Великобритании) или даже отрицательных значений (-0,5% в Еврозоне и -0,1% в Японии). С помощью государственных гарантий по займам и смягчению требований по их обеспечению правительства стран стремились увеличить количество выданных коммерческими банками кредитов и таким образом обеспечить население и фирмы необходимым уровнем ликвидности. Второй по популярности мерой стали операции на открытом рынке (покупка центральными банками как государственных, так и корпоративных ценных бумаг). ФРС США также снизила требования по обязательным резервам и стала приобретать у американских компаний их активы по сделкам репо (с последующим обратным выкупом). Аналогично Банк Англии в целях обеспечения крупных британских предприятий денежными средствами начал выкупать их краткосрочные долговые обязательства.
Поскольку ажиотажный (и подогреваемый щедрыми трансфертными платежами) спрос на многие потребительские товары (продукты питания, лекарства) значительно превышал их ограниченное предложение, в конечном итоге во многих странах (например, в США и Великобритании) заметно выросли темпы инфляции. Поэтому некоторые центральные банки (например, ФРС) постепенно перешли от стимулирующей к сдерживающей монетарной политике.
Для поддержания уровня занятости во всех анализируемых странах был введен режим «укороченной рабочей недели» или «оплачиваемых отпусков», позволивший фирмам сохранить сотрудникам их рабочие места и заработную плату. Для этой цели правительства выплачивали компаниям значительные субсидии из госбюджета. Например, во Франции на одного человека выделялось до 4600 евро в месяц. При этом сотрудники малых и средних предприятий, как правило, получали бо́льшую компенсацию по сравнению с работниками больших компаний. Так в Японии служащие маленьких фирм могли рассчитывать на стопроцентное возмещение заработной платы, в то время как для сотрудников крупных организаций был установлен лимит 80%. В США небольшим компаниям также предоставляли специальные государственные займы, которые необязательно было погашать при условии, что деньги были использованы для сохранения рабочих мест.
Выводы
Как показывает исследование, в разные периоды времени в разных странах для выхода из рецессии использовались разные, зачастую диаметрально противоположные антикризисные меры. Тем не менее можно выделить несколько общих глобальных тенденций.1. Со времен Великой депрессии страны во всем мире активно применяют меры государственной поддержки экономики во время кризиса. Вмешательство государства предусматривает субсидирование проблемных отраслей хозяйства, предоставление налоговых льгот фирмам и социальных пособий домохозяйствам. В XXI веке все большее распространение получает использование автоматических фискальных стабилизаторов – прогрессивных налоговых шкал и бюджетных правил.
2. В первой половине XX века наибольшее государственное субсидирование получали такие отрасли как тяжелое машиностроение, ВПК и сельское хозяйство. В 1970-х гг. ввиду специфики нефтяного кризиса на первый план вышли инвестиции в энергетику. В начале XXI века основными сферами государственной поддержки стали банковский сектор, охрана окружающей среды и развитие цифровых технологий. Особое внимание в периоды кризисов уделяется модернизации производства как необходимому фактору экономического роста.
3. В 1930-х гг. правительства стран в качестве антикризисной меры усиливали государственный контроль над фирмами, делали ставку на укрупнение и монополизацию предприятий. Начиная с послевоенного периода фокус все больше смещался на либерализацию и поддержку малого и среднего бизнеса.
4. В периоды глобальных рецессий денежно-кредитная политика играла второстепенную роль по отношению к бюджетно-налоговой. Самыми популярными инструментами монетарной политики являлись регулирование ключевой ставки и операции на открытом рынке. Некоторые страны проводили также денежные и валютные реформы, в том числе в целях сдерживания инфляции спроса.
5. Во времена Великой депрессии и послевоенного кризиса во главу угла ставилось стимулирование совокупного спроса. Во времена нефтяного кризиса 1973 г., финансового кризиса 2007-2009 г. и коронавирусной рецессии правительства стран стали внедрять меры, направленные также на увеличение совокупного предложения (обеспечение компаний источниками энергии, развитие новых технологий и т.д.).
6. Опора на экспорт играла для отдельных государств большую роль в преодолении всех пяти кризисов. Девальвация национальной валюты и навязывание своих товаров другим странам (стерлинговый блок, план Маршалла) стали распространенными антикризисными мерами для многих экономических держав. Дополнительными драйверами торговли между странами стали заключение международных торговых соглашений (ГАТТ) и создание наднациональных структур (ЕОУС, ЕЭС).
7. От кризиса к кризису во всех исследуемых странах можно наблюдать изменения трудового законодательства в пользу работника и усиление роли профсоюзов. Если в первой половине XX века еще существовали законы, ограничивающие деятельность профсоюзов и позволяющие работодателям усиливать эксплуатацию работников (в целях повышения объемов производства), то во время нефтяного кризиса 1973 г. правительствам уже приходилось договариваться с профсоюзами о добровольном ограничении роста заработных плат.
8. Во время Великой депрессии и после Второй мировой войны широкое распространение во всем мире получило индикативное планирование. С течением времени в некоторых странах система планирования модифицируется, а именно, переходит с федерального уровня на региональный (вариант – надгосударственный) и смещается к программно-целевому подходу.
Источники:
2. Бродская И. А. Уроки французских индикативных планов (к разработке российской концепции макроэкономического планирования) // Экономические науки. – 2014. – № 116. – c. 7–14.
3. Гришина О.А. Финансовый пузырь на рынке ипотеки США как механизм запуска финансового кризиса // Транспортное дело России. – 2009. – № 12. – c. 74-76.
4. Островская Е. Франция: преодоление кризиса // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 4. – c. 52-63.
5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. / 10-е изд., стер. - Москва: Юстицинформ, 2016.
6. Aiginger K. A comparison of the Current Crisis with the Great Depression as regards their depth and the policy responses. - Wien: WFO, 2009.
7. Blanchard O. J., Gali J. The Macroeconomic Effects of Oil Price Shocks: Why are the 2000s so Different from the 1970s? // MIT Department of Economics Working Paper. – 2008. – № 07-21.
8. Catalan J. From the Great Depression to the Euro Crisis, 1929-2013: A Global Approach // Revista de Historia Industrial. – 2014. – № 56. – p. 15-45.
9. Clarida R. H., Duygan-Bump B., Scotti C. The COVID-19 Crisis and the Federal Reserve’s Policy Response // Finance and Economics Discussion Series. – 2021.
10. Ellison M., Sargent T.J., Scott A. Funding the Great War and the Beginning of the End for British Hegemony in E. Dabla-Norris (Ed.) // Debt and Entanglements Between the Wars. 2019. – p. 59–79.
11. Fukai S. N. Japan’s Energy Policy // Current History. – 1988. – № 528. – p. 169–84.
12. Gordon A. The Right to Work in Japan: Labor and the State in the Depression // Social Research. – 1987. – № 54. – p. 247-272.
13. Graf R. Making Use of the “Oil Weapon”: Western Industrialized Countries and Arab Petropolitics in 1973–1974 // Diplomatic History. – 2012. – № 36. – p. 185-208.
14. He Z., Nagel S., Song Z. NBER Treasury Inconvenience Yields during the COVID-19 Crisis // NBER Working Paper. – 2020. – № 27416.
15. Ikenberry G. J. The irony of state strength: comparative responses to the oil shocks in the 1970s // International Organization. – 1986. – № 40. – p. 105-137.
16. Issawi C. The 1973 oil crisis and after // Journal of Post Keynesian Economics. – 1978. – № 1. – p. 3-26.
17. Kritikos A.S., Kneiding C. Mikrokredite: Bedarf auch in Deutschland // DIW Wochenbericht. – 2009. – № 76. – p. 451-456.
18. Li Z., Farmanesh P., Kirikkaleli D., Itani R. A comparative analysis of COVID-19 and global financial crises: evidence from US economy // Economic Research-Ekonomska Istraživanja. – 2022. – № 35. – p. 2427-2441.
19. Liu Y., Liu Y. The influence of Japanese industry towards Economy Miracle // Highlights in Business, Economics and Management. – 2022. – № 4. – p. 404-411.
20. Mankiw N. Two significant U.S. macroeconomic needs to consider amid the coronavirus pandemic // Washington Center for Equitable Growth. United States of America. 2020.
21. Martin J. British Agriculture in the 1930s // The Development of Modern Agriculture, Springer. – 2000.
22. Naoi M., Okazaki T. Political Economy of Trade Liberalization: The case of postwar Japan // Discussion papers 13090, Research Institute of Economy, Trade and Industry (RIETI). – 2013.
23. Okun A.M. A Postmortem of the 1974 Recession // Brookings Papers on Economic Activity. – 1975. – № 6. – p. 207-221.
24. Or Z., Gandré C., Durand Zaleski I., Steffen M. France's response to the Covid-19 pandemic: between a rock and a hard place // Health Econ Policy Law. – 2022. – № 17. – p. 14-26.
25. Park J. Wasted Opportunities? The 1950s Rearmament Programme and the Failure of British Economic Policy // Journal of Contemporary History. – 1997. – № 32. – p. 357–79.
26. Patel I.G. Monetary Policy in Postwar Years // IMF Staff Papers, Palgrave Macmillan. – 1953. – № 3. – p. 69-131.
27. Pinkney D. H. Nationalization of Key Industries and Credit in France After the Liberation // Political Science Quarterly. – 1947. – № 62. – p. 368–380.
28. Richardson G. The Collapse of the United States Banking System during the Great Depression, 1929 to 1933. New Archival Evidence // Australasian Accounting, Business and Finance Journal. – 2007. – № 1. – p. 39-50.
29. Simmons D. Wages and the Politics of Life in Postwar France // The Journal of Modern History. – 2009. – № 81. – p. 579–606.
30. Yergin D. The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. - Free Press, 1993.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:05