Экономика впечатлений в контексте региональной экономики

Михайлова А.В.1, Романова О.Д.1, Барашкова К.Д.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Михайлова А.В., Романова О.Д., Барашкова К.Д. Экономика впечатлений в контексте региональной экономики // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2355-2374. – doi: 10.18334/ce.18.9.121567.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960669

Аннотация:
В статье рассматривается концепция экономики впечатлений в контексте региональной экономики. Экономика впечатлений представляет собой новую модель потребительского поведения, направленную на создание уникальных и эмоционально насыщенных опытов для потребителей. В условиях глобализации и усиления конкуренции на рынке туристических услуг, регионы Российской Федерации стремятся диверсифицировать свои стратегии развития, используя уникальные природные, культурные и исторические ресурсы для роста благосостояния населения и развития территории. Статья направлена на анализ факторов, влияющих на развитие экономики впечатлений в регионах, а также на разработку рекомендаций для поддержки и развития этой отрасли. Особое внимание уделяется роли уникальных региональных ресурсов в создании эмоционально насыщенных опытов для потребителей и их влияние на региональное экономическое развитие. Методология статьи основана на комплексном подходе, включающем теоретический анализ и материалы эмпирического исследования. Статья анализирует факторы, влияющие на развитие экономики впечатлений, приводится классификация по двум факторам. Авторы подчеркивают важность создания устойчивых бизнес-моделей, которые учитывают долгосрочные экологические и социальные элементы устойчивого развития. На материалах экспедиции, инициированной авторами, представлен опыт развития арктического туризма в Российской Федерации. Выводы исследования содержат рекомендации для региональных властей совершенствования региональной экономической политики

Ключевые слова: экономика впечатлений, региональная экономика, уникальные опыты, эмоциональное насыщение, туризм, устойчивое развитие региона, региональная практика

JEL-классификация: O18, R11, R58, L83



Введение. В настоящее время все, кто управляет развитием территорий задаются вопросом поиска новых ресурсов развития. Что делать, если на территории района, поселения нет месторождения полезных ископаемых, не пролегает железная дорога, нет производства и образовательного учреждения федерального уровня?

Выход один - искать другие ресурсы развития. В настоящее время нами одним из источников развития Арктических территорий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) видится развитие туризма в контексте креативной экономики и экономики впечатлений. На наш взгляд, экономика впечатлений становится все более значимой в контексте развития региональной креативной экономики Российской Федерации. Мы согласны с Ту Ю. [1] (Tu, 2024), что акцент на развитие практик устойчивого развития в рамках экономики впечатлений оказывает значительное влияние на зеленую экономику. Это влияние проявляется в экологической, социальной и экономической устойчивости, а также в использовании технологических инноваций.

В условиях глобальных изменений и необходимости диверсификации экономики, экономика впечатлений предлагает новые возможности для привлечения туристов, улучшения качества жизни местного населения и создания источников доходов. Особое внимание необходимо уделять Арктике, где развитие экономики впечатлений может способствовать освоению и устойчивому развитию этого уникального региона, способствовать развитию «зеленой экономике». Нужно изучать положительный опыт устойчивых практик в Арктических регионах Российской Федерации для сохранения природных ресурсов, поддержки местных сообществ, диверсификации экономики и создания новых экономических возможностей.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое экономике впечатлений в последние годы, исследования в контексте региональной экономки остаются недостаточными в контексте Арктической региональной повестки. Существующие работы сосредоточены на глобальных тенденциях для крупных центров и городов, в то время как региональные аспекты, особенно в условиях уникальных природных, культурных и исторических особенностей, остаются недостаточно изученными. Целью статьи является исследование концепции экономики впечатлений в контексте региональной экономики. Научная новизна статьи заключается в комплексном подходе к анализу экономики впечатлений, включающем теоретический анализ, результаты авторского эмпирического исследования, построение классификационных таблиц. Авторская гипотеза предполагает, что успешное развитие экономики впечатлений в регионах требует комплексного подхода, включающего инфраструктурное развитие, цифровые решения, соблюдение принципов экологической повестки, а также пересмотр акцентов региональной экономической повестки.

Методология и методы исследования

Исследование опирается на вторичные теоретические знания, структурный анализ культурных и креативных индустрий Христофорова И.В., Черникова Л.И., Эльканова Е.А. [2] (Hristoforova, 2023), аналитические методы анализа клиентского сервиса в туризме Рен К., Йоханнесон Г.Е., Асгайрсонн М.Х., Вудалл С., Райгнер Н. [3] (Ren, 2024), маркетинговые методы исследования туризма Порядина В.Р. [4] (Porjadina, 2022), анализировались исследования по актуальной тематике, для формулирования выводов и предложений, опираясь на методы индукции и целеполагания.

Обзор литературы

В 21 веке появляются новые драйверы для развития и устойчивых практик. Одним из таких драйверов является понятие экономика впечатлений. Экономика впечатлений — это модель потребительского повеления, тренд в маркетинге и в продвижении. Исследователи Камшечко М.В., Дехтярь Г.М. отмечают, что экономика впечатлений может привести к росту избыточного предложения, созданию рабочих мест в малом бизнесе [5, С. 116] (Kamshechko, Dehtjar, 2020).

Продолжая эту мысль, мы видим взаимосвязь между креативной экономикой, экономикой впечатлений и региональной экономикой через аспекты экономического развития и потребительского поведения. Так, креативная экономика опирается на сектора экономики, где основным ресурсом являются творческие идеи и интеллектуальная собственность, создаются уникальные продукты и услуги, которые приносят пользу как потребителям, так и бизнесу, способствуя развитию региона и продвижению культурных инициатив. Экономика впечатлений создает уникальные, эмоционально насыщенные опыты для потребителей, которые также приносят пользу как потребителям, так и бизнесу, способствуя устойчивому развитию региона, также развивая культурные инициативы. Региональная экономика, опираясь на уникальные природные, культурные и исторические особенности региона, развивает местные инициативы, инфраструктуру, туризм и другие стратегии, направленные на устойчивое экономическое развитие. Каждая из этих концепций способствует устойчивому развитию региона, поддержке культурных инициатив, создает добавочную стоимость.

Исследователи Пайн Дж., Гилмор Дж. Ввели в оборот понятие «экономика впечатлений», опубликовав книгу под одноименным названием. Им принадлежит: «Работа – это театр, а каждый бизнес — сцена». [6, с. 117] (Joseph B. Pine II and James H. Gilmore, 1999). В своей книге авторы отмечают, что впечатления — это четвертое экономическое предложение, которое человек готов покупать. Как в театральной пьесе зритель платит за постановку, так и в жизни клиент готов заплатить за незабываемые минуты своей жизни, за ощущения и чувства.

Мы согласны с Салтанович И.П. [7, с. 134] (Saltanovich, 2018), который предлагает следующий подход. Китами экономики впечатления являются воспоминания, личностная составляющая, чувственная экспонента. Эти элементы играют ключевую роль в создании уникальных и эмоционально насыщенных опытов для потребителей, что отличает экономику впечатлений от традиционной экономики. Воспоминания формируют долгосрочный эффект и эмоциональную связь, личностная составляющая подчеркивает индивидуальность и уникальность каждого опыта, а чувственная экспонента описывает эмоциональное и сенсорное восприятие. Взаимосвязь этих компонентов формирует основу экономики впечатлений, делая ее уникальной и привлекательной для стейкхолдеров.

Дополняя исследователя Салтановича И.П., переход от экономики необходимости к экономике впечатлений представляет собой значительный сдвиг в парадигме потребительского поведения и экономического развития. Этот переход отражает изменения в приоритетах и ожиданиях потребителей, а также в стратегиях бизнеса и государственной региональной политике.

Таблица 1. Сравнение экономики необходимости и экономики впечатлений

Элементы
Экономика необходимости
Экономика впечатлений
От продуктов к опытам
Фокус на товары и услуги;
Конкуренция по цене и качеству
Фокус на опыты;
Конкуренция по уникальной и эмоциональной ценности
Потребительские ожидания
Удовлетворение базовых потребностей;
Ограниченный выбор
Поиск уникальных опытов;
Разнообразие индивидуального выбора
Стратегии бизнеса
Фокус на производство и продажи;
Оптимизация затрат
Фокус на создание опытов;
Инновации и креативность
Государственная политика
Поддержка производства и продаж;
Регулирование и контроль
Поддержка и создание опытов и эмоций;
Стимулирование инноваций и креативности
Туризм
Сосредоточен на предоставлении базовых услуг, таких как размещение, питание и транспорт
Туризм сосредоточен на создании уникальных и эмоционально насыщенных опытов, таких как арктический туризм, экологические туры, культурные мероприятия и приключенческий туризм.
Источник: составлено авторами на основании открытых источников

Мы думаем, что переход от экономики необходимости к экономике впечатлений представляет собой значительный сдвиг в региональной экономической политике, которая очень актуальна для развития Арктики Российской Федерации. Этот переход отражает изменения в приоритетах экономического регионального развития. Государственная региональная политика для обеспечения устойчивого развития территорий, особенно в Арктических регионах Российской Федерации, должна быть продуманной и отвечающей вызовам времени.

Экономика впечатлений имеет много инструментов и методов для управления уникальными, эмоционально насыщенными опытами для потребителей. Опираясь на (Сгрой Ф. [8] (Sgroi, 2023), Кусуманингрум Д.Н., Прасетай Д.М., Уибово Н.Ф. [9] (Demeiati, 2024), Пратт А. [10] (Pratt, 2022), Пратт А. [11] (Pratt, 2021)), мы сделали классификацию инструментов.

Таблица 2. Инструменты экономики впечатлений

Технологические инструменты
Искусственный интеллект
- виртуальные туры, создание виртуальных экскурсий по историческим и культурным достопримечательностям;
- интерактивные музеи, создание QR-кодов для экспонатов, AR для интерактивных экспонатов и выставок;
- мобильные приложения и платформы для навигации и предоставления информации о мероприятиях и достопримечательностях в регионах;
- социальные сети и мессенджеры для продвижения услуг и взаимодействия.
- анализ Big Data для разработки персонализированного опыта для стейкхолдеров;
- чаты-боты и виртуальные помощники на моделях AI для взаимодействия со стейкхолдерами, обмена информацией.
Маркетинговые инструменты
Организационные инструменты
- сторителлинг для увлекательных историй и сценариев для привлечения внимания;
- мультимедийные форматы для создания эмоционально насыщенных опытов;
- событийный маркетинг через организацию этнокультурных, спортивных и развлекательных мероприятий для привлечения туристов и местных жителей;
- сотрудничество с блогерами и инфлюенсарами для продвижения опытов и мероприятий (например, гастротуры, этнотуры и т.д.);
- фидбэк, использование отзывов, рефренсов и рекомендаций для создания доверия и привлечения новых клиентов.
- карта опыта клиента - разработка и предоставление индивидуальных карт для получения желаемого опыта;
- сервис, подготовка и обучение персонала путем вовлечения работников в процесс передачи уникального ценного опыта для потребителей;
- создание цепочки ценностей для клиентов;
- фримиум – это предоставление части услуг бесплатно в качестве бонусов для клиентов и потребителей;
- комьюнити-менеджмент – создание сообществ единомышленников вокруг определенных событий;
- образовательные мероприятия путем организации мастер-классов от местного населения (ремесла, приготовление блюд, музыка, танцы и т.д.)
Культурные инициативы
Экологические инструменты
- сохранение уникального кода культуры региона, проведение мероприятий и проектов, направленных на сохранение и популяризацию местных культурных традиций;
- креативные ремесла с целью продажи клиентам продукции местных товаропроизводителей, сделанных эксклюзивно в единичном экземпляре
- разработка и внедрение экологических стандартов для сохранения экосистем;
- энергоэффективность, использование возобновляемых технологий, цифровизация систем для повышения эффективности управления экологически чистыми системами;
- проведение мониторинга состояния природных ресурсов и экосистем для оценки воздействия туризма в регионах.
Источник: Составлено авторами на основании открытых источников

Использование этих инструментов позволяет создавать уникальные, эмоционально насыщенные опыты, которые приносят пользу как потребителям, так и бизнесу, и способствуют устойчивому развитию Арктических регионов.

Другой стороной экономики впечатлений является дополнение корпоративных отчетов региональных компаний. Надо отметить, что подходы и инструменты экономики впечатлений помогают лучше понять корпоративные отчеты ведущих компаний. В эмпирическом исследовании Бланко-Зайтеги Г., Этксберрия И., Монева Дж. среди 47 корпоративных отчетов крупных компаний, 17 отчетов были дополнены инструментами экономики впечатлений [12] (Blanco-Zaitegi, 2024).

Китайские исследователи Чен Дж., Лью Д., Ши Л., Чанг К. изучили с 2007 по 2016 годы компании, представленных на бирже, и выявили закономерность между уровнем заработных плат топ-менеджмента и влиянием компании на рынок [13] (Chen, 2024). Другими словами, инструменты экономики впечатлений могут оказывать влияние на сегменты рынка в контексте Арктической повестки.

Ларионова А.А. и Черникова Л.И. выделяют одним из секторов экономики впечатлений туризм [14, с. 380] (Larionova, 2022). Гарнер Б., Холленбек К. в своем исследовании, используя этнографический метод и метод повседневности, вводят такое понятие, как «Naturalness halo» - «Орел естественности» аутентичности фермерской жизни и продуктов. Порой искусственно создаются впечатлений о том, что фермерские натуральные продукты ограничены, дефицит порождает спрос, как следствие рост интереса к фермерским продуктам, а также к туризму в сельские местности [15] (Garner, Hollenbeck, 2023).

Исследователи Уин Дж., Фенг Д., Джиа М. [16] (Yin, 2024), Михайлова А.В., Федорова А.В., Петрова Н.Н., Петрова Н.И. [17] (Mihajlova, 2024) выделяют совокупность факторов, характеризующие объекты, представляющие потенциальный туристский интерес. Например, Луо Б., Бай Ю., Жан М. [18] (Luo, 2024) приводят интересную закономерность между проактивным экологическим поведением туристов и сенсорными ощущениями, полученными на туристических объектах. Жан Ч., У Ш., Тенг Ю., У Шу, Ван Ж. показали с помощью модели квантильного регрессионого анализа и модели CS-ARDL-подхода положительное влияние туризма и инвестиций на экономический региональный рост [19] (Zheng, 2023). Однако природные ресурсы и возобновляемые источники энергии отрицательно влияют на экономический региональный рост. Поэтому, на нащ взгляд, рекомендуется политика при развитии туризма, которая опирается на возобновляемые природные ресурсы и учет экологических факторов при строительстве туристической инфраструктуры.

Худа Ч., Херядай Ю., Лукас Л, Булихарто У., используя модель Big Data, предложили элементы для коллаборативной фильтрации управления предпочтениями туристов [20] (Huda, 2024). На наш взгляд, коллаборативная фильтрация как инструмент экономики впечатлений еще не изучен в полной мере. Особенно модели панельных данных в индустрии туризма для создания и формирования индивидуальных рекомендаций в контексте креативной экономики и экономики впечатлений. Этот метод позволяет анализировать поведение и предпочтения пользователей в Арктических регионах, чтобы предлагать им наиболее релевантные и интересные туристические продукты и услуги, маршруты, размещение, точки питания, места для атмосферных фотографий.

Результаты исследования

В Российской Федерации до 2035 года принят стратегический документ, определяющий акценты развития туризма. В рамках государственного документа определены акценты в отношении туристической отрасли, учитывая современные вызовы и тенденции. Поэтому туризм в контексте экономики впечатлений уже рассматривается под новым углом. Важно повышать конкурентоспособность российского туристического продукта на внутреннем и международном рынках, создавать благоприятные условия для развития туристической инфраструктуры, включая цифровую инфраструктуру. Высокий туристический потенциал приобретает Арктический туризм. Приобретая новые смыслы в контексте креативной экономики.

В экономике впечатлений классификацию туристических объектов можно кластеризировать по двум факторам: уровню значимости объекта и уровню доступности объекта. Мы составили классификацию (таб.3.).

Таблица 3 Классификация туристических маршрутов для анализа данные в экономике впечатлений по совокупности двух факторов

Фактор
Высокий
Средний
Низкий
Уровень значимости объекта
· Популярные туристические достопримечательности, которые регулярно посещаются туристами;
· Объекты, включенные в основные туристические маршруты и программы;
· Достопримечательности, имеющие уникальные природные, культурные или исторические особенности.
· Туристические объекты, которые имеют умеренную популярность и посещаются туристами время от времени;
· Объекты, которые могут быть включены в альтернативные туристические маршруты или программы;
· Достопримечательности, имеющие определенные особенности, но не являющееся основными туристическими объектами.
· Туристические объекты, которые имеют ограниченную популярность или посещаются редко;
· Объекты, которые могут быть интересны для узкой группы туристов или имеют потенциал для развития;
· Достопримечательности, которые требуют дополнительных усилий по маркетингу или развитию.
Уровень доступности объекта
· Туристические объекты, которые легко доступны и имеют хорошо развитую инфраструктуру;
· Объекты, расположенные вблизи к основным туристическим маршрутам или транспортным узлам;
· Достопримечательности, которые могут быть достигнуты с помощью общественного транспорта, пеших прогулок или коротких поездок.
· Туристические объекты, которые требуют некоторой дополнительной логистики для достижения;
· Объекты, расположенные в отдаленных районах, но все еще доступные для посещения на общественном транспорте;
· Достопримечательности, которые требуют дополнительных усилий (времени и средств) для достижения.
· Туристические объекты, которые труднодоступны или требуют значительных усилий для достижения;
· Объекты, расположенные удаленно;
· Достопримечательности, которые могут быть достигнуты только с помощью организованного транспорта, требуется специальная подготовка для пеших маршрутов.
Источник: составлено авторами на основании открытых источников

Опираясь, на таблицу 3, мы составили таблицу 4 по совокупности двух факторов - уровню доступности и уровню значимости, выделив следующие туристические территории в Арктических регионах Российской Федерации.

Таблица 4. Классификация территорий регионов РФ в рамках экономики впечатлений по совокупности двух факторов

Популярные территории
Непопулярные территории
Бесперспективные территории
Наличие достаточного количества туристических объектов и маршрутов с относительно транспортной доступностью, развитой инфраструктурой для посетителей.
Наличие потенциальных туристических маршрутов и объектов, но требуется организация транспортной доступности.
Туристические маршруты, которые представляют из себя природно-ландшафтный или исторический интерес, но практически недоступны вследствие отсутствия транспорта и дорог.
Источник: составлено авторами на основании открытых источников

В самом крупном регионе Российской Федерации с 2019 года активно развивается концепция и стратегия креативной экономики [21]. В 2024 году уже есть первые результаты в виде достижения целевых индикаторов. Развитие туризма в Арктике является перспективным направлением, учитывая уникальные природные, культурные и исторические особенности региона. Для Арктического туризма перспективными являются экологический туризм, экстремальный туризм и приключенческий туризм. Однако они требуют поддержки и развития.

Самый крупный субъект Российской Федерации, территория которого относится к Арктическим территориям, имеет неповторимые природные памятники и уникальные культурные коды, которые могут привлечь туристов со всего мира. Например, Ленские столбы – это скальные образования, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Оймякон – одно из самых холодных мест на Земле, известное как «полюс холода», Верхоянский хребет – горная система с живописными ландшафтами и уникальной флорой, и фауной. Коренные народы, проживающие на Арктической территории республики сохраняют свои традиции, обычаи и ремесла, а традиционные праздники и фестивали, такие как Ысыах и национальный праздник оленеводов. Интеграция природных и культурных ресурсов открывают новые возможности для создания эмоционально насыщенных опытов.

В сентябре 2023 года авторами статьи (Романовой О.Д., Барашковой К.Д.) была организована всероссийская студенческая экспедиция «Путешествие на Полюс Холода, или здравствуй, Верхоянск». Экспедиция была направлена на расширение знаний студентов из разных уголков России о природных, культурных и исторических особенностях региона, а также на развитие их навыков в области научных исследований и полевой работы.

Участники в рамках экспедиции собирали этнографический материал, провели социологическое исследование (анкетирование местного населения, глубинные и экспертные интервью), создали промо ролик (фильм), разработали новые туристические маршруты, открыли проектный офис по развитию города Верхоянска. Участники экспедиции посетили местные музеи, приняли участие в национальных мероприятиях, посетили исторические и географические уникальные памятники и места. Главное – это получили уникальный эмоциональный опыт.

Верхоянский район обладает значительным потенциалом для развития экономики впечатлений. Это территория площадью более 130 тыс. км2 с населением всего около 10 тыс. жителей. На территории региона есть горный массив с живописными ландшафтами. Членов всероссийский экспедиции и авторов статьи впечатлил котлован «Батагайка». Название носит от одноименной реки. Место, манящее ощущениями силы природы. Нахождение внутри котлована – это неповторимый эмоциональный опыт. Постоянно падают вниз массы грунта и нескончаемый громовой шум. На территории Верхоянского района проживают разные народы, имеющие свой уникальный культурный код. Местные жители передают из поколения в поколение традиции, обычаи и ремесла. Это создает уникальные возможности для культурного и этнографического туризма, а также для создания уникальных и аутентичных опытов для туристов.

Город Верхоянск со всех сторон окружают горные хребты. Рядом есть гора «Улахан-Ыннах» (Мать-гора). Это священное место для местных жителей, наполненное сакральным смыслом. На горе много природных минералов: агат, халцедон, серпентин и кварц различных оттенков. Впечатляет панорамный вид. Членов экспедиции и авторов статьи угостили в этом месте целебным напитком «кумыс» по древнему народному рецепту Верхоянских якутов.

Большую часть его территории занимают горные системы Янского плоскогорья, хребет Кулар и хребет Черского. Особое внимание привлекают Горы Кисилях, представляющие собой уникальные столбообразующие скалы, которые издали напоминают гигантские силуэты людей. Кигиляхи — это сакральное место Верхоянья является важной частью культурного и духовного наследия коренных народов Якутии. Этнограф, историк Васильев В.Е. опубликовал этнографические этюды, посвященные этим местам. Согласно мифу горы Кисилях были созданы богами (духами), которые превратили людей в каменные столбы. Эти столбы символизируют древних воинов, шаманов или других важных фигур, которые защищали свою землю и народ. Местные жителя верят, что эти горы обладают особой энергией и могут приносить удачу, защиту и благословение. Мифы и легенды о горах Кисилях передаются из поколения в поколение, привлекая туристов таинственностью и возможностью зарядиться небывалой энергией, что способствует устойчивому развитию региона.

На наш взгляд, внутренний и въездной туризм в Арктических территориях Республики Саха (Якутия) (в частности, в Верхоянском улусе) обладает значительным потенциалом и имеет большие резервы для качественного и количественного развития, опираясь на инструменты экономики впечатлений. Потребителями услуг арктического туризма в районе являются иностранные, российские и региональные клиенты, большой потенциал для этнографов и ученых.

Винокурова М.А. провела опрос среди 298 студентов СВФУ (российских и иностранных) в 2023 году и выявила, что наиболее привлекательным видом туризма является этнографический (39%), экстремальный (31%), экологический (22%) и лечебный (8%) [22] (Vinokurova, 2023). По данным самого района в 2022 году Верхоянский район посетили примерно 20% местных жителей республики, 30% российских и 50% иностранных граждан. С каждым годом количество желающих приехать в далекий край растет. Это свидетельствует о растущем интересе к арктическому туризму и потенциале.

Во время нашей экспедиции были иностранные туристы. Мы поговорили с туристом из Германии, его зовут Ричард. Он поделился с нами историей о том, что его впечатлило: «Меня сюда привлекли величественные Верхоянские горы Арктики, девственная природа, кристально чистый воздух, северный народ, поразивший меня своим гостеприимством. Я приехал в Верхоянск на своем велосипеде уже во второй раз. Каждый раз влюбляюсь в этот край все больше. Эти впечатления останутся со мной на всю жизнь».

В рамках экспедиции была сделана квалификация территории по двум факторам - уровню доступности и уровню значимости Верхоянского улуса для развития арктического туризма.

Таблица 5. Классификация территории Верхоянского района по двум фактором развития арктического туризма

Популярные территории
Непопулярные территории
Бесперспективные территории
ресурсный резерват: «Туостах» (Адычинский наслег);
памятники природы: «Кисилях» (Адычинский и Эльгесский наслега), Мать-Гора (Борулахский и Янский наслега);
музеи: краеведческий музей (г. Верхоянск), краеведческий музей «История промышленного освоения Верхоянья» (п. Батагай), музей геологии (п. Батагай), палеонтологический музей (с. Бетенкес);
памятные места: гидрометеологическая станция «Верхоянск», памятники политссыльным и символический знак «Верхоянск - Полюс Холода», разрабатываемый проект «Старый город» (г. Верхоянск), гора «Кестер» (п. Эге-Хая), (г. Верхоянск);
туркомплексы, турбазы: «Харысхал» (Столбинский наслег), «Туостах» (Адычинский наслег), «Эйгэ» (Эльгесский наслег);
бренды: «Верхоянск - Полюс холода Северного полушария Земли», «Кисилях – Северная Шамбала», «Верхоянская лошадь», «Верхоянский эпос «Олонхо Яны».
опорными точками являются город Верхоянск, поселок Батагай, село Бетенкес и село Эльгетск.
ресурсный резерват «Ольджо» (Черюмчинский наслег);
памятник природы «Географический центр Якутии» (Суордахский наслег);
зоны покоя: Абырабыт, Дапдары, Индеркей, Кючюс, Намы, Нельгесе, Неннели, Оюн-Юрягя, Суруктах, Халтысы, Чалла, Эчий.
место компактного проживания малочисленных народов Севера (село Улахан-Кюель).
опорными точками являются город Верхоянск, поселок Батагай, село Бетенкес и село Эльгетск.
Нет
Источник: составлено авторами на основе открытых источников

Члены экспедиции побывали на территории Верхоянского улуса и сделали вывод о том, что на территории Арктического улуса много объектов, которые относятся к перспективным территориями. Гостеприимство, красота природы, ландшафт и изысканные национальные блюда манят приехать еще много раз и пережить неповторимые эмоции. Однако нужна поддержка региональных властей в части развития инфраструктуры.

Население Верхоянского улуса проактивно и проявляет инициативу. Например, в ходе экспедиции узнали, что предприниматель Попова Л.Н. выиграла грант на обустройство турбазы на притоке реки Яны, предприниматель – руководитель СХПК «Полюс Холода» Портнягина Е.А. своими силами построила церковь Матроны Московской, планирует вокруг церкви восстановить строения Старого Верхоянска.

Участники Всероссийской студенческой экспедиции «Путешествие на Полюс Холода, или здравствуй, Верхоянск», посетившие с познавательно-исследовательской целью город Верхоянск в сентябре 2023 года, проведя оценку туристского потенциала, также предложили такие виды туризма как исторический и научный туризм, оценили также возможности гастрономического туризма.

Выводы

Развитие экономики впечатлений и туризма в контексте региональной экономической политики Арктических территорий Российской Федерации требует комплексного подхода, учитывающего уникальные природные, культурные и исторические особенности региона. Мы разработали следующие рекомендации для успешного развития этой отрасли:

1. Инфраструктурные решения, включающие создание туристической инфраструктуры, цифровых подходов в решении этого вопроса, обеспечение туристов необходимой информацией и услугами.

2. Большие данные в маркетинговых стратегиях для создания персонализированных предложений. Создание уникального бренда для Арктических территорий, который будет ассоциироваться с уникальными опытами и впечатлениями. Разработка мобильных приложений, веб-сайтов и социальных сетей для продвижения туристических объектов, а также создание влогов. Но для этого необходимо техническое решение с устойчивой связью и доступом к Интернету.

3. Финансовая поддержка в субсидировании туристических маршрутов, посещения туристических объектов для привлечения туристов. Предоставление целевой финансовой поддержки для развития туристических проектов.

4. Использование элементов зеленой экономики для минимизации негативного воздействия на хрупкую экосистему Арктики и сохранение экологической устойчивости.

5. Сохранение уникального культурного кода Арктики. Активное вовлечение местных жителей в туристические проекты и мероприятия.

Таким образом, развитие экономики впечатлений в контексте региональной экономической политики в Арктических территориях Российской Федерации требует комплексного подхода, включающего инфраструктурные решения, использование цифровых решений, устойчивое развитие, сохранение культурного и исторического наследия коренных народов, проживающих на территории Арктики. Реализация этих рекомендаций позволит создать уникальные и эмоционально насыщенные опыты для туристов, способствуя устойчивому развитию регионов и улучшению качества жизни местного населения.

Итак, экономика впечатлений в креативной региональной экономике представляет инновационный подход к созданию и доставке уникальных, эмоционально насыщенных опытов для потребителей с использованием цифровых технологий и креативных решений. Экономика впечатлений в региональной экономике Арктики Российской Федерации способствует диверсификации экономики, улучшению качества жизни и привлечению туристов и инвесторов в регионы. Интеграция креативных идей и цифровых решений позволяет создавать материальные опыты, добавочную стоимость для устойчивого развития регионов. Для этого необходимо решать в регионах вопросы с инфраструктурой, с распространением и поддержкой цифровых решений, а также сохранять и популяризировать местные культурные и исторические ценности. Для Российской Арктики эти проблемы дополнительно усугубляются суровыми климатическими условиями и необходимость обеспечения экологической устойчивости и баланса.


Источники:

1. Yu-Te Tu. Drivers of Environmental Performance in Asian economies: Do natural resources, green innovation and Fintech really matter? // Resources Policy. – 2024. – p. 104832.
2. Христофорова И.В., Черникова Л.И., Эльканова Е.А. Экономика впечатлений в России: тенденции развития, методологические основы и инструменты поддержки // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 3(105). – p. 31-47.
3. Carina Ren, Gunnar Thór Jóhannesson, Magnús Haukur Ásgeirsson, Sarah Woodall, Nathan Reigner. Rethinking connectivity in Arctic tourism development // Annals of Tourism Research. – 2024. – p. 103705.
4. Порядина В.Р., Горностаева Ж. В. Экономика впечатлений как основа предприятий индустрии туризма и гостеприимства // Проблемы и перспективы развития туризма: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Грозный, 29 апреля 2022 года. – Грозный: Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова. Грозный, 2022. – c. 42-144.
5. Камшечко М.В., Дехтярь Г.М. Экономика впечатлений как новый глобальный тренд в развитии индустрии гостеприимства и туризма // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Под общ.ред. Е.В. Кулагиной. Омск, 2020. – c. 116-121.
6. Joseph B. Pine II and James H. Gilmore The Experience Economy: Work is Theatre and Every Business a Stage. - Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 1999. – 252 p.
7. Салтанович И.П. От экономики необходимости к экономике впечатлений // Управление в социальных и экономических системах. – 2018. – № 27. – c. 133–134.
8. Filippo Sgroi Sustainability and culinary traditions? Understand the role of historical markets in the development of agri-food and local gastronomy from the perspective of behavioral economics // International Journal of Gastronomy and Food Science. – 2023. – p. 100809.
9. Demeiati Nur Kusumaningrum, Dion Maulana Prasetya, Novin Farid Styo Wibowo Unveiling Creative Economy Resilience in Indonesia amidst the Global Pandemic // Innovation in the Social Sciences. – 2024. – № 1. – p. 86-118.
10. Andy C. Pratt Toward circular governance in the culture and creative economy: Learning the lessons from the circular economy and environment // City, Culture and Society. – 2022. – p. 100450.
11. Andy C. Pratt The creative economy and sustainable development // City, Culture and Society. – 2021. – p. 100393.
12. Goizeder Blanco-Zaitegi, Igor Álvarez Etxeberria, José M. Moneva Impression management of biodiversity reporting in the energy and utilities sectors: An assessment of transparency in the disclosure of negative events // Journal of Behavioral and Experimental Finance. – 2024. – p. 100942.
13. Jean Jinghan Chen, Jianmei Liu, Li Xie, Xinsheng Cheng Impression management, forward-looking strategy-related disclosure, and excess executive compensation: Evidence from China // The British Accounting Review. – 2024. – p. 101430.
14. Ларионова А.А., Черникова Л.И. Экономика впечатлений: место и роль в национальной экономике // Управленческий учет. – 2022. – № 8. – c. 380-390.
15. Garner B., Hollenbeck C. R. The role of natural scarcity in creating impressions of authenticity at the Farmers’ market // Journal of Business Research. – 2023. – p. 114171.
16. Jianqiang Yin, Jingzhao Feng, Mengyan Jia Research on rural tourism environment perception based on grounded theory // A case study of Beishan Village, Zhuhai City, Guangdong Province, China, Heliyon. – 2024. – № 11. – p. e32373.
17. Михайлова А.В., Федорова А.В., Петрова Н.Н., Петрова Н.И. Оценка потенциала креативных индустрий в Арктике Российской Федерации // Креативная экономика. – 2024. – № 3. – c. 675-696. – doi: 10.18334/ce.18.3.120607.
18. Biao Luo, Yunjie Bai, Mengyu Zhang Being there: How sensory impressions influence tourists' pro-environmental behaviors // Journal of Hospitality and Tourism Management. – 2024. – p. 210-221.
19. Zheng Ch., Wu Sh., Teng Y.P., Wu Sh., Wang Zh. Natural resources, tourism resources and economic growth: A new direction to natural resources perspective and investment // Resources Policy. – 2023. – p. 104134.
20. Huda Ch., Heryadi Ya., Lukas, Budiharto W. A tourism dataset from historical transaction for recommender systems // Data in Brief. – 2024. – p. 109990.
21. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) Об утверждении концепции развития креативной экономики в Республике Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 года № 1736-р. [Электронный ресурс]. URL: https://krrsy.ru/wp-content/uploads/2020/02/Koncepciya-razvitiya-kreativnoy-yekonomiki-RS-YA-1.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
22. Винокурова М.А. Привлекательность арктического туризма на территории Верхоянского района Республики Саха (Якутия) // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. – 2023. – № 4 (34). – p. 68-79.

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:44