Экономика впечатлений как новая модель потребления в сфере услуг

Ошкордина А.А.1, Охрименко Е.И.1, Рогалева Н.Л.2
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
2 Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Ошкордина А.А., Охрименко Е.И., Рогалева Н.Л. Экономика впечатлений как новая модель потребления в сфере услуг // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 12. – С. 4535-4550. – doi: 10.18334/ce.17.12.119756.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997311

Аннотация:
В статье авторами рассмотрена динамика развития квест-индустрии в Российской Федерации в рамках экономики впечатлений. Определены основные тренды развития в сфере развлечений. В современных условиях развития общества во многих экономически развитых странах мира сфера услуг становится доминирующей среди других отраслей народного хозяйства, вовлекая до 60-70% трудоспособного населения, поэтому сфера развлечений авторами рассматривается как перспективное направление развития экономики страны. Собраны, проанализированы и систематизированы статистические и экономические показатели, характеризующие современное состояние индустрии развлечений в постпандемийный период развития экономики страны и города Екатеринбурга. Выявлены наиболее конкурентоспособные направления индустрии развлечений. На основании потребительских предпочтений авторами сформулированы выводы о дальнейшем росте рыночной доли квест-услуг в общем объеме услуг сферы развлечений в городе Екатеринбурге.

Ключевые слова: услуга, экономика впечатлений, квест-услуга, индустрия развлечений, сервисная экономика

JEL-классификация: J10, L82, O14



Введение. Сфера услуг представляет собой комплекс отраслей экономики, предприятия и организации которых оказывают различного рода услуги и выполняют различные работы для населения, а также для других предприятий и организаций [1, с. 28]. По мнению Резник Г.А., Маскаевой А.И., Пономаренко Ю.С. быстроразвивающаяся сфера развлечений относится к третичному сектору услуг в соответствии с их классификацией по функциональному признаку и характеризующаяся высокой степенью эластичности спроса населения [2]. Вместе с тем, на сегодня существует большое количество трактовок сущности услуг, выделяя при этом различные специфические особенности их оказания. Данному вопросу посвящены многие работы зарубежных и отечественных ученых с конца 19 столетия [3, 4].

Таким образом, проанализировав понятийно-терминологический аппарат сущностных трактовок услуги, можно сделать вывод, что оказание услуг занимает значимую позицию в осознанной хозяйственной деятельности любого человека, оказывающая на различные аспекты его деятельности [5].

В последние десятилетия вопросы распределения времени в экономике изменились, как и изменились границы экономического человеческого поведения. Сейчас люди находятся в ситуации, когда им необходимо придумывать решения, чтобы рационально распределить свое свободное время между семьей, работой и личными увлечениями. И чтобы подходить к процессу распределения времени основательно, необходимо измерять этот ресурс [6, с. 28].

Очевидно, что в плане организации досуга, интересы людей различны и часто не совпадают. Одни индивиды предпочитают после тяжелого рабочего дня почитать дома книгу или посмотреть телевизор, вторые занимаются спортом и поддерживают своё здоровье, а третьи предпочитают ходить в кино или музеи. Естественно, экономика и рынок приспосабливается к потребностям людей и в обществе возникают все новые виды услуг, предлагающие провести свой досуг.

Основная часть. Согласно статистике Всемирного банка практически 2/3 ВВП в экономически развитых странах производится в сфере услуг, учитывая этот факт экономику можно определить как «сервисную» [7]. Неотъемлемым свойством услуги является неотделимость от производства (одновременное производство и потребление блага), в следствии этого услуга потребляет не только время самого производителя, но и время потребителя, соединяя рабочее время производителя со свободным временем потребителя. Особенность современной экономики в том, что она относится к свободному времени потребителя как своему ресурсу и это время можно оптимизировать, контролировать и рационализировать [8, с. 534].

В современном обществе потребление услуг происходит в реальном времени, при этом у человека имеется довольно широкий выбор, на что потратить свое свободное время. В современном мире большинство из того, что приносит человеку удовольствие – это кем-то производимая услуга. Таким образом, можно сделать вывод, что свободное время потребителя для сервисной экономики становится ограниченным экономическим ресурсом, которое необходимо анализировать и оценивать, так как производство услуг не отделимо от их потребления.

Согласно официальной статистике Российской Федерации, с 2016-2020 гг. наблюдается увеличение объема платных услуг в расчете на душу населения (таблица 1), что свидетельствует о высоком уровне востребованности в сервисной сфере экономики.

Таблица 1. Объем платных услуг на душу населения по видам (руб.) [9]

Показатели
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Все оказанные услуги,
в том числе:
58880,5
62730,0
66085,4
69767
61507,1
бытовые
6331,2
6541,5
6855,1
7297,1
6582,6
транспортные
11586,5
12601,5
13137,4
14037,7
9330,8
телекоммуникационные
8702,8
9055,7
9546,8
9547,7
культуры
1051,6
1132,4
1179,7
1245,6
628,9
туристские
1100,0
1134,0
1172,0
1225,3
627,4
физической культуры и спорта
479,1
534,4
597,2
653,3
474,2
медицинские
3902,8
4267,3
4615,4
4926,9
4737,3
гостиниц и аналогичных средств размещения, из них
1454,2
1497,6
1741,5
1684,9
1239,8
специализированных коллективных средств размещения
...
933,2
1057,7
1116,2
783,6
санаторно-курортных организаций
818,2
764,8
849,8
866,6
584,0
услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
130,3
150,2
170,8
193,3
194,8
другие услуги
2298,8
2266,1
2326,2
2388,9
2041,0
Источник: [9]

Все виды услуг показывают положительную динамику до 2020 года. Падение спроса более, чем на 15% в 2020 году относительно показателей 2019 года связано с профилактическими мероприятиями короновирусной инфекции 2020-2021 гг. Причем необходимо отметить, что в первую очередь пострадала сфера развлечений, включая туристический бизнес. Необходимо отметить, что не только в России, но и во всем мире, из всех аспектов экономики сфера услуг понесла наибольшие потери [10]. Кроме того, необходимо отметить, что на долю платных услуг сферы развлечений приходится около 7-8% в общей структуре предоставляемых услуг. Причем за анализируемый период времени их доля остается неизменной, за исключением 2020 пандемийного года, в котором их доля сократилась до 5% на фоне увеличения жилищно-коммунальных, медицинских и телекоммуникационных услуг, что еще раз подтверждает наибольшую уязвимость услуг сферы развлечений в условиях эпидемиологической нестабильности.

Особенность современной экономики в том, что она относится к свободному времени потребителя как своему ресурсу и это время можно оптимизировать, контролировать и рационализировать [8, с.539]. Кроме того, в современном мире большинство из того, что приносит человеку удовольствие – это кем-то производимая услуга. Таким образом, можно сделать вывод, что свободное время потребителя для сервисной экономики становится ограниченным экономическим ресурсом, которое необходимо анализировать и оценивать, так как производство услуг не отделимо от их потребления.

Исследования, проведенные нейробиологами, показали, что люди, чей мозг поврежден в области, генерирующей эмоции, неспособны принимать решения. Эта идея имеет большое значение, потому что помогает нам понять, что человеческие существа не так логичны, как мы могли бы себе представить. Понимание этого имеет важные последствия, влияющие на формирование рынка услуг развлечений [11].

По мнению исследователей, переживания создают более длительное счастье, потому что они более открыты для позитивного переосмысления; они имеют тенденцию становиться более значимыми частями личности; и они сильнее влияют на развитие социальных отношений. Опыт помогает нам учиться, расти и общаться друг с другом, поэтому неудивительно, что мы тратим на них свои деньги и время.

Еще в 1998 году Harvard Business Journal ввел термин «экономика впечатлений» в своей статье о том, как все больше людей тратят деньги на впечатления, а не на товары. Что же такое экономика впечатлений? Экономика впечатлений определяется как - экономика, в которой многие товары или услуги продаются с упором на то влияние, которое они могут оказать на жизнь людей. Развитие экономики впечатлений о том, что раньше человек мог получить половину из услуг досуговой деятельности бесплатно, а сейчас эти услуги становятся объектом купли-продажи.

Эксперты Всемирного экономического форума отмечают, что индустрия развлечений и массмедиа за последние 20 лет пережила несколько цифровых трансформаций. Всего они насчитывают четыре подобные волны: возникновение и развитие файлообменных систем в середине 1990-х годов; появление первых сервисов видео стриминга в начале 2000-х годов; рост мобильного трафика и развитие облачных технологий в конце 2000-х годов; в данный момент начинается четвертая волна, связанная с внедрением интернета вещей и возникновением целых экосистем вокруг поставщика информации [12, 13].

Традиционно глобальная индустрия развлечений обозначается акронимом REST (Recreation, Entertainment, Sports, Tourism) и включает бизнес, специализирующийся на отдыхе, зрелищных развлечениях, спорте и туризме. Каждый человек хочет иметь возможность отдыхать от работы, получать новые яркие впечатления и эмоции и пробовать новинки. В связи с этим рынок развлечений является одним из самых динамичных и развивающихся, готовый всегда удовлетворить быстрорастущие потребности потребителей [14].

Пайн Б.Д, Джеймс Х., Левинская Н.А. и др. рассматривают экономику впечатлений с позиций масштабов участия потребителей и воздействия на окружающую среду и подразделяют на четыре подсегмента: развлечение, обучение, уход от реальности, эстетика. Одним из наиболее перспективных направлений, соединяющее в себе все четыре области экономики впечатлений является квест-индустрия [15].

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие виды квестов, ориентированные на различные потребительские цели: экспейп-рум, перфоманс, экшн игра, городской квест, ролевой квест, корпоративный квест, иммерсионный квест-театр [16]. Кроме того, в мире глобальной цифровой реальности человек нуждается в переключении на другие виды деятельности в целях сохранения своего психоэмоционального состояния здоровья. Так, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, игры в виртуальной реальности не оказывают такого же сильного впечатления как игры в реальном мире, когда человек может потрогать предметы, почувствовать запах и увидеть всё собственным глазами без помощи специальных очков [17].

Исследовательская организация «Левада-Центр» в конце 2019 года провела опрос среди населения России, чтобы выявить наиболее популярный вид досуга у россиян. Социологи опросили 1616 граждан старше 18 лет (рисунок 1).

Рисунок 1. Досуг населения России

Источник: [18]

Из диаграммы видно, что самым распространенным видом отдыха у россиян является пассивный отдых, заключающийся в просмотре фильмов и сериалов у телевизора. Около трети россиян почти каждый день встречаются с друзьями. Это объясняется тем, что люди стремятся заводить полезные контакты, общаться с новыми людьми и увеличивать свои социальные связи. Самым непопулярным видом досуга стало посещение театров и музеев, всего 2% населения предпочитают делать это раз в неделю, ежемесячно — 3-8%. Более половины опрошенных (55%) заявили, что они никогда не ходят в театры и музеи. Можно сделать вывод, что многие потребители предпочитают оставаться дома, в месте в котором можно использовать интернет в качестве досуга, читать блоги, информационные странички, общаться с друзьями в социальных сетях.

Согласно статистике банка «Русский стандарт» за три квартала 2021 года общее количество операций по картам банка при оплате развлечений у россиян выросло на 35%, а средний чек - на 19% относительно аналогичного периода 2020 года и составил 2 тыс. 41 рубль [19]. Екатеринбург находится на четвертом месте в списке городов России, в которых жители больше всего тратили деньги на развлечения. Средний чек составил 1 509 рублей, для сравнения наибольшая сумма в Москве – 2 141 рубль [20].

Екатеринбург — это столица Урала с населением почти полтора миллиона человек. Город является индустриальным и промышленным центром всей Свердловской области и привлекает туристов не только из близлежащих городов. По словам министра инвестиций и развития региона Виктории Казаковой, с начала 2021 года Свердловскую область посетили более 1 млн гостей. Казакова В. отметила, что Екатеринбург является одним из «лидеров в сфере делового туризма» в стране. Жители и гости города желают отдохнуть от повседневной рутины, работы и по-разному проводят свой досуг. В связи с большим количеством населения и его постоянно растущими потребностями, рынок развлечений в Екатеринбурге старается предлагать различные виды досуга.

На данный момент в городе большое количество библиотек, музеев и квестов. Эти организации занимают лидирующее положение. Количество музеев с каждым годом возрастает, так как увеличивается желание людей погружаться не только в историю, но и посещать выставки современного искусства, интерактивные площадки. В городе строятся новые торговые центры, в которых открываются кинотеатры, следовательно, их количество увеличивается. Различные крупные объекты, такие как зоопарки, цирк, театры, парки практически не меняют свой состав, поскольку возведение зданий требует больших площадей.

Рисунок 2. Количество организаций в сфере развлечений г. Екатеринбург

Источник: [21]

Исходя из данных, представленных на графике, можно сделать вывод, что организации квестов занимают третье место по количеству всех компаний сферы развлечений в Екатеринбурге. С каждым годом их число увеличивается, и эта индустрия набирает обороты.

Согласно отчету о развитии индустрии квестов во всем мире, опубликованным международным сервисом бронирования Xola в 2016 году в мире насчитывалось 3000 квестов, и всего за несколько лет их количество быстро выросло [20]. В марте 2020 года было подсчитано, что во всем мире уже функционирует более 50 000 квестов (рисунок 3). Также в отчете сообщается, что 41% повторных бронирований квестов совершается в тот же день, когда команда посетила первую игру. Это не относится к планированию больших мероприятий таких как дни рождения или тимбилдинг. В отчете также отмечена тенденция к повышению уровня бронирований с мобильных устройств, что подсказывает предприятиям разрабатывать не только полноэкранную версию веб-сайта, но и его уменьшенную версию для адаптации под любой размер экрана.

Рисунок 3. Количество квест-комнат в разных странах на 2020 год [22]

Следует отметить, что в каждой из представленных стран произошел значительный рост числа квест-комнат. Статистика не учитывает количество населения, проживавшего в данные периоды в определенной стране, а представляет количественное увеличение интереса к квест индустрии во всем мире.

Из представленных данных четко видно, что Россия находится на лидирующем месте по числу квест-комнат в мире. Необходимо учесть, что российский рынок квестов отличается от западного. В России много компаний, высокая конкуренция и качество эскейп-комнат, оригинальные форматы. Но при этом в отличие от западного рынка, на котором проводятся различные конференции по строительству квестов, есть многочисленные сообщества, российская индустрия более закрытая, наши компании не раскрывают своих секретов.

Самые первые квесты в реальности были разработаны японцем Такао Като в 2007 году. После обретения популярности в Азии такой вид развлечений стал появляться в США. В Европу популярность квестов пришлась на 2011 год, стало появляться множество компаний, лидером стал город Будапешт. Первые российские квесты появились именно в столице Урала весной 2012. Компания «Улитка. Квеструм» открыла в Екатеринбурге первый классический «квест в реальности» и проект в жанре хоррор. С момента появления и до сегодняшнего дня самой известной компанией индустрии квестов в России является международная сеть «Клаустрофобия», открывшая свой первый квест в Москве в 2013 году [23]. По прошествии девяти лет работы «Клаустрофобия» насчитывает 193 уникальных сценария, которые разыгрываются в 203 квестах. Проекты компании открыты в девяти городах семи стран мира. На этих площадках сыграно более миллиона игр и около четырех миллионов игроков получили незабываемые впечатления [24].

Новое развлечение за короткие сроки получило большую известность, несмотря на то что организаторы практически не занимались маркетингом и продвижением проектов. Множество любителей компьютерных игр с удовольствием стали участниками реальных сюжетов и решили побывать в уникальных микровселенных, где сочетаются различные виды умственной и физической активности человека.

Выводы. За первое полугодие 2021 года в России квест-услуги представлены на 6200 площадках в различных городах страны, предлагающих квесты различной направленности, викторины, ролевые игры и другие интерактивные развлечения. По подсчётам РБК, оборот индустрии за 2021 год составил 1,25 млрд рублей [25].

На начало 2022 года первенство в России по количеству квестов на душу населения делят Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург (7 на 100 тысяч человек). Далее следуют Казань (6 на 100 тысяч) и Пермь (5 на 100 тысяч) [26].

Статистические показатели, характеризующие структуру развлечений в городе Екатеринбурге, свидетельствуют о высоком уровне востребованности у населения квест-услуг, отдавая первенство в рейтинге популярных видов развлечений (рисунок 4).

Рисунок 4. Выбор развлечений в Екатеринбурге [26]

Список развлечений включал в себя помимо квестов кинотеатры, концертные площадки, спортивные комплексы, аттракционы и другие мероприятия на свежем воздухе. Наименьший рейтинг составляет 3,62 и относится к минигольфу. Это объясняется тем, что в городе почти нет площадок и этот спорт не особо популярен среди жителей города. Из диаграммы можно сделать вывод, что квест-комнаты имеют высший рейтинг – 4,84/5,00, следовательно, являются востребованным развлечением на рынке.

Таким образом, проанализировав состояние рынка развлечений в городе Екатеринбурге, можно сделать вывод о том, что население преимущественно выбирает активный вид досуга. Развлечение, в котором соединены физическая и умственная активности, а также эстетическое наслаждение и развитие межличностных навыков набирает популярность. Одним из лучших предложений в этой сфере являются квест-комнаты, объединяющие в себе все нужные характеристики для отличного досуга. Рынок Екатеринбурга следит за потребностями населения и в городе появляются все новые квесты, и конкуренция среди компаний становится все более серьезной.

·


Источники:

1. Василенко Н.В. Экономика сферы услуг. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 439 c.
2. Резник Г.А., Маскаева А.И., Пономаренко Ю.С. Сервисная деятельность. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 202 c.
3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - Москва: Финансы и статистика, 1996. – 128 c.
4. Gronroos C. An applied service marketing theory // European Journal of Marketing. – 1982. – № 7. – p. 30-41. – doi: 10.1108/EUM0000000004859.
5. Давыдянц Д.Е., Остапенко Е.А., Скребцова Т.В. К определению понятий «услуга» и «качество услуги» // Kant. – 2019. – № 1(30). – c. 276-281.
6. Капущак И.Я., Харитонова Н.А. Российский сектор услуг: современное состояние и основные тенденции развития // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 1(93). – c. 24-35. – doi: 10.24412/1995-042X-2021-1-24-35.
7. Данные и исследования, статистика. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www5.worldbank.org/eca/russian/data/ (дата обращения: 13.05.2023).
8. Ячин С.Е. Homo Economicus как Homo Sapiens или как свободное время становится ограниченным ресурсом современной экономики // Креативная экономика. – 2018. – № 5. – c. 525-542. – doi: 10.18334/ce.12.5.39114.
9. Объем платных услуг на душу населения по видам. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://showdata.gks.ru/finder/descriptors/276924 (дата обращения: 07.05.2023).
10. Тенденции развития индустрии развлечений и медиа в России. Pwc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019/tendentsiirazvitiya-v-rossii.html (дата обращения: 21.04.2023).
11. Chierotti L. When marketing a product to a consumer, it's most effective to target the subconscious mind. Inc.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inc.com/loganchierotti/harvard-professor-says-95-of-purchasing-decisions-aresubconscious.htm (дата обращения: 12.05.2023).
12. Седых И.А. Технологии в индустрии развлечений. - Москва: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2022. – 187 c.
13. Radygina E.G. Marketing relations in online advertising // Economic Consultant. – 2021. – № 4(36). – p. 33-41. – doi: 10.46224/ecoc.2021.4.4.
14. Truong A. Pokémon Go is making $1.6 million each day in the US from iOS users paying for silly virtual goods. Qz.com. [Электронный ресурс]. URL: https://qz.com/729935/pokemongo-is-making-1-6-million-each-day-in-the-us-from-ios-users-paying-for-sillyvirtual-goods/ (дата обращения: 30.03.2023).
15. Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. / Практическое пособие. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. – 384 c.
16. Рекомендованные требования по обеспечению безопасности клиентов (игроков) квесткомпаний. Национальная Ассоциация Участников Квестиндустрии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xn--80aagaopbdap4bgb1afaheao0fc2s.xn--p1ai/ (дата обращения: 29.04.2023).
17. Плещенко В.И. Свободное время населения как источник новых форм и видов деятельности в экономике современной России // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2019. – № 2. – c. 38-51.
18. Аналитический центр. Левада-Центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/category/analiticheskiye-otchety/ (дата обращения: 10.05.2023).
19. Статистика банка «Русский стандарт». Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12848181 (дата обращения: 13.05.2023).
20. Исследование: траты россиян на развлечения. Интерфакс-Урал. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12848181 (дата обращения: 13.05.2023).
21. A two-year analysis of booking, revenue, and consumer behavior trends. Escape Room Industry Report by Xola. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.xola.com/wpcontent/uploads/2018/07/2018-Escape-Room-Industry-Report.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
22. Жизнь квестомана: чем живет индустрия квестов через три года после бурного старта. Spark.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spark.ru/startup/komnata-gde-zhivut-k/blog/28663/zhizn-kvestomanachem-zhivet-industriya-kvestov-cherez-tri-goda-posle-burnogo-starta (дата обращения: 03.04.2022).
23. Официальный сайт сети квестов «Клаустрофобия». [Электронный ресурс]. URL: https://claustrophobia.com/ru/quest/ (дата обращения: 11.05.2023).
24. Оборот индустрии квестов в России превысил 1,25 млрд рублей. Secretmag.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag.ru/news/oborot-industriikvestov-v-rossii-prevysil-1-25-mlrd-rublei-05-09-2021.htm?ysclid=l37amucecn (дата обращения: 15.04.2023).
25. Официальная статистика сервиса Google Trends. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.ru/trends/?geo=RU (дата обращения: 12.05.2023).
26. Индустрия развлечений в России: тренды, особенности. Бизнес инсайт. [Электронный ресурс]. URL: https://bi-school.ru/industriya-razvlechenij-vrossii-trendy-osobennosti/ (дата обращения: 07.04.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:13:23