Коррупция как сдерживающий фактор устойчивого развития территорий
Фазлиев И.Н.1,2, Майорова А.А.1, Олесиюк О.С.3
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия
2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия
3 Пермский институт ФСИН России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Фазлиев И.Н., Майорова А.А., Олесиюк О.С. Коррупция как сдерживающий фактор устойчивого развития территорий // Теневая экономика. – 2024. – Том 8. – № 2. – С. 179-194. – doi: 10.18334/tek.8.2.121351.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69157219
Аннотация:
Статья посвящена изучению феномена коррупции, которому в России, как и во всем мире, уделяется много внимания. Оценке эффективности предпринимаемых в этом направлении мер посвящен проведенный анализ деятельности правоохранительных органов в области коррупционных преступлений, который демонстрирует тревожные отрицательные тренды. Выявлена взаимосвязь государственных органов и коррупционных деяний. Предложены методы и способы решения противодействия рассматриваемому виду преступлений, опирающиеся на статистические данные и опыт зарубежных стран. Актуальность исследования обусловлена распространенностью коррупции, ростом причиненного данным явлением ущерба для государства и негативным воздействием на устойчивое развитие территорий. В этой связи авторами ставится цель – выяснить, как связаны с коррупцией российские чиновники, действительно ли коррупция является сдерживающим фактором устойчивого развития территорий и как с этим явлением бороться
Ключевые слова: коррупция, противодействие, преступления, государственные органы, проблемы
JEL-классификация: H11, J24, M51, M54
ВВЕДЕНИЕ
Проблемам коррупции и борьбе с ней как явлением современной действительности в России уделяется много внимания, однако полностью искоренить данный феномен не удается. Напротив, проведенный и представленный в настоящей статье статистический анализ коррупционных преступлений демонстрирует тревожные отрицательные тренды.
Актуальность
Результаты исследований [1-5 и др.], посвященных феномену коррупции, доказывают, что он является угрозой для безопасности государства, в первую очередь, экономической, поскольку мешает не только развитию экономики, но и социальному развитию, снижая морально-психологический климат среди населения и подрывая авторитет власти. В этой связи большинство ученых отмечают именно многоаспектность проявления коррупции [6,7 и др.], высшим уровнем развития которой представляет институциональная коррупция [8].
В то же время до сих пор это явление не только неискоренимо, а стало обыденным, что дискредитирует органы власти и отрицательно влияет на управляемость обществом [2], хотя противодействие ей не прекращается с 2008 года и уже на тот момент была определена Президентом РФ как нерешаемая проблема [9].
Несмотря на формирование в России антикоррупционного законодательства, современные реалии подтверждают его несовершенство и необходимость дальнейшего развития [10]. В обоснование данного заключения приведем анализ статистических данных, характеризующих коррупционную ситуацию в нашей стране за последние несколько лет.
Цель исследования
Поскольку коррупция затрагивает все сферы общественной жизни, авторами поставлена цель – установить влияние данного феномена на развитие территорий, выяснить, действительно ли коррупция является сдерживающим фактором устойчивого развития территорий и как с этим явлением бороться.
Научная новизна
Научная новизна заключается в предложении новых мер и способов борьбы с коррупцией, направленных на ее сокращение и снижение последствий от коррупционной деятельности, обосновании их практического применения.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования состоит в предположении о влиянии коррупции на развитие социально-экономического положения территорий и оценке этого влияния.
Методология
Представленные методические подходы к анализу влияния коррупции на общество, страну основаны на методологии вышеуказанных исследователей, изучающих данное явление в своих работах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Динамика количества зарегистрированных преступлений и количества предварительно расследованных преступлений по ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Злоупотребление должностными полномочиями» за период 2017-2021 годы отображена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика количества преступлений по ст. 285 УК РФ, зарегистрированных в России за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
На рисунке 2 приводится сравнение числа зарегистрированных преступлений с количеством предварительно расследованных преступлений в России за пять лет.
Рис. 2. Динамика числа преступлений по ст. 285 УК РФ, зарегистрированных и предварительно расследованных в России за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
Из рисунка 2 виден повышательный тренд числа зарегистрированных преступлений, квалифицируемых по ст. 285 УК РФ, в 2020-2021 годах, что связано с принятыми в стране в 2020 году мерами по борьбе с пандемией. Иными словами, в тот период участились случаи подмены документов, подтверждающих вакцинацию от COVID-19, со стороны медицинского персонала. «Начиная с 2020 года в стране возбудили 1101 уголовное дело о незаконной подмене и продаже документов, подтверждающих вакцинацию от COVID-19» - подтверждает руководитель МВД РФ [12]. При этом количество предварительно расследованных преступлений с 2017-2021 годы остается примерно на одном уровне, что говорит о недостаточной эффективности деятельности органов правопорядка. Объясняется это преобладанием раскрытия так называемых «легких» преступлений (к примеру, мошенничество со стороны директора школы) и даже фальсификацией их, а не расследование «тяжелых» нарушений закона (например, махинации со стороны губернатора), так как увеличение числа раскрытых «легких» преступлений дает возможность правоохранительным органам повышать показатель раскрываемости, который демонстрирует эффективную работу сотрудников МВД. Наглядным примером фальсификации является дело Ивана Голунова [13].
На рисунке 3 отражена устойчивая тенденция увеличения числа преступлений, квалифицируемых по ст. 290 УК РФ как получение взятки, за рассматриваемый период.
Рис. 3. Количество зарегистрированных в России преступлений по ст. 290 УК РФ
за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
На рисунке 4 виден повышательный тренд числа преступлений, квалифицируемых по ст. 291 УК РФ как дача взятки, за этот же период.
Рис. 4. Количество зарегистрированных в России преступлений по ст. 291 УК РФ за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
Представленные на рисунках 1-4 показатели должны демонстрировать эффективность работы правоохранительных органов, но важно помнить, что статистика по преступлениям не отражает реальное положение дел – она конкретизирует количество дел, ставших известными государству. Существуют также особые обстоятельства, связанные с регистрацией и раскрытием преступлений, в частности, предпочтение отдается более легко расследуемым делам перед раскрытием фактов крупномасштабных дел. Подтверждением этому являются статистические данные, демонстрирующие приоритет правоохранителей по борьбе с получением взяток, а не с их дачей (рис. 5).
Рис. 5. Число выявленных в России фактов получения и дачи взятки
за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
Вдобавок, есть количество незафиксированных правонарушений, которые по тем или иным причинам не отражены в официальной статистике. Это приводит к манипулированию цифрами и замалчиванию. На это влияют, к примеру: индекс доверия сотрудникам полиции, вследствие чего некоторые граждане не сообщают о коррупционной деятельности; индекс оценки работы полиции; индекс качества личного состава полиции, который показывает, как граждане оценивают характер представителя правоохранительных органов. Так, 11 ноября 2021 г. по данным ВЦИОМ «Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам в своем регионе – 57%, не доверяют – 35%. 37% граждан хорошо оценивают работу полиции в своем регионе, средние оценки дали 42% опрошенных, а 13% – плохие. Обобщенный образ представителя правопорядка, по мнению граждан, положительный.» [14].
Кроме того, на замалчивание информации оказывают влияние имиджевые риски для государственных органов, потому что государственные органы и их представители должны в глазах людей выглядеть добросовестными и порядочными. В то же время, по информации Генпрокуратуры РФ, «в 2020 году почти 11 тыс. должностных лиц были разоблачены в коррупции, почти треть из них – сотрудники правоохранительных органов и системы Минобороны.» [15].
Специфика рассматриваемой категории преступлений объясняет высокую степень их латентности, обусловленную наличием взаимных интересов как у взяткодателя, так и у взяткополучателя при решении тех или иных вопросов. О масштабах взяточничества можно судить, в частности, по следующей информации Генеральной прокуратуры РФ: «В республике Татарстан за 11 месяцев 2021 года выявили 255 случаев дачи взятки. В общей сложности, в регионе зарегистрировано порядка 48 тыс. преступлений. Регион занял первое место по числу зарегистрированных преступлений по статье 291 УК РФ о даче взятки.» [16]. Еще одним примером служит история главы города Красноярска Сергея Ерёмина, который проводил махинации с торгами на общую сумму 700 млн рублей [17] и др. [18-20].
Анализ предварительно расследованных преступлений, связанных с дачей взяток и их получением за период с 2017-2021 годы, представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Динамика числа выявленных и расследованных фактов получения и дачи взятки в России за 2017-2021 гг., тыс. преступлений.
Источник: [11]
Как видно из представленной на рисунке 6 информации, указанные преступления имеют тенденцию к увеличению, однако количество зарегистрированных преступлений преобладает, что свидетельствует о нерезультативной работе правоохранительных органов.
Также подтверждением малоэффективной деятельности государственных служащих служит анализ числа статистических сведений о преступлениях по ст. 285 УК РФ, направленных в суд (рис. 7), о преступлениях по ст. 290 УК РФ (рис. 8) и по ст. 291 УК РФ, переданных в суд (рис. 9).
Рис. 7. Динамика числа зарегистрированных, расследованных и направленных в суд преступлений по ст. 285 УК РФ за 2017-2021 гг.,
тыс. преступлений. Источник: [11]
Рис. 8. Динамика числа зарегистрированных, расследованных
и направленных в суд преступлений по ст. 290 УК РФ за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
Рис. 9. Динамика числа зарегистрированных, расследованных
и направленных в суд преступлений по ст. 291 УК РФ за 2017-2021 гг., тыс. преступлений. Источник: [11]
Недостатки текущей деятельности правоохранительных органов в области коррупции вызваны нехваткой квалифицированных специалистов. Так, со слов главы МВД РФ Владимира Колокольцева, «дефицит сотрудников органов внутренних дел составил 70 тыс. человек в 2021 году» [21]. Также к числу негативных факторов можно отнести рост чиновничьего аппарата, численность которого по итогам 2020 года увеличилась на 8% и достигла рекордных 2,328 млн человек, что в расчете на 10 тысяч человек постоянно проживающего населения составляет 159 чиновников всех уровней [22]. При этом в 2023 году внесенными Федеральным законом от 10.07.2023 г. № 286-ФЗ [23] новеллами чиновники приобрели возможность избежать последствий за коррупционные деяния, допущенных по независящим от них обстоятельствам.
Кроме того, считаем необходимым отметить тот факт, что до настоящего времени, несмотря на все предпринимаемые в России меры, стабильно фиксируется низкий уровень нетерпимости коррупции: на протяжении 12 лет она входит в число 30 стран из 182, где отмечается низкий индекс восприятия коррупции, с лучшим показателем (26) в 2023 году [24].
Проблемы институционального характера закономерно вызывают и социальные проблемы, например, отток населения, динамику которого иллюстрирует рисунок 10.
Рис. 10. Динамика числа лиц, выбывших из Российской Федерации
за 2017-2022 гг., человек. Источник: [11]
При этом, говоря о миграции населения из страны, важно помнить, что люди – это, в первую очередь, – трудовой ресурс, который в развитии муниципального образования, региона и государства играет не последнюю роль.
В целом, все указанные проблемы являются благоприятной почвой для масштабирования коррупции и сдерживания устойчивого развития страны, поэтому требует принятия противодействующих мер.
ВЫВОДЫ
Проблемам коррупции и борьбе с ней как явлением современной действительности в России уделяется много внимания, однако полностью искоренить данный феномен не удается. Напротив, проведенный и представленный в настоящей статье статистический анализ коррупционных преступлений демонстрирует тревожные отрицательные тренды.
Очевидно, что текущая деятельность чиновников, которой уделяется особое внимание со стороны общественных институтов и граждан, сказывается на мнении населения о комфортности для проживания той или иной местности и является одной из причин миграции за пределы регионов, где во власти находятся правонарушителя. Иными словами, противоправная деятельность государственных чиновников препятствует устойчивому развитию территорий.
Исходя из анализа деятельности правоохранительных органов, следует, что МВД России должно принять меры и способы, сокращающие коррупционную деятельность, а именно:
1. Сделать прозрачнее и нагляднее информацию о деятельности правоохранительных органов на официальном сайте, предоставляя достоверные и актуальные данные. Это увеличит доверие граждан к МВД, следовательно, повысится количество обращений по преступлениям.
2. Совершенствовать законодательные акты в области противодействия коррупции. Например, с 2018 года появилась практика ведения реестра лиц, в котором представлены данные о государственных служащих, лишившихся работы из-за коррупции [25]. Данный реестр имеет много недостатков, в частности, отсутствие даты рождения служащего и конкретной причины, за которую был уволен работник. Следовательно, этот реестр не может считаться объективным и требует доработки.
3. Создать независимый орган по расследованию случаев коррупционной деятельности., целями которого будут: выявление и пресечение коррупционных действий путем принятия жалоб, содержащих обвинения в незаконной деятельности в частных и общественных сферах; минимизация со стороны государственных служащих количества халатности и злоупотребления должностным положением: анализ деятельности и операций, проводимых государственными органами, для обеспечения снижения совершения коррумпированных действий.
4. Внедрять в практику он-лайн систему профилактики коррупции по проверке кандидатов на государственные должности, разработанную Общественным комитетом [26].
5. Рассматривать опыт зарубежных стран в области противодействия коррупции. Например, практика Сингапура, где в 1973 году была создана Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC), которая подчинялась исключительно губернатору. Комиссия была сформирована людьми без опыта работы в правоохранительной системе. У комиссии были широкие полномочия (вплоть до ареста только на подозрении во взяточничестве, заключении под стражу без предъявления обвинения, замораживанию банковских активов, получении от государственных органов любой необходимой информациии). Для исключения возможности появления коррупции в ICAC ее представителям давали высокое вознаграждение, при этом надзор за их работой осуществляли общественные комитеты [27],
6. Повышать антикоррупционную культуру населения [28],
7. Проводить мониторинговые исследования индекса восприятия коррупции в разрезе субъектов Российской Федерации, отраслей и организаций, в т.ч. посредством создания рейтингового агентства [29],
8. Предусмотреть в стратегии социально-экономического развития России специального раздела, посвященного борьбе с коррупцией [29],
9. Ввести практику поощрения за информирование о случаях коррупции за счет средств конфискованного у коррупционеров имущества [30, 6].
Таким образом, приведенный в статье анализ статистических данных позволил выявить следующие риски для России: увеличение числа коррупционных преступлений, взаимосвязь государственных органов и коррупционных деяний, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов, и факторы, повлиявшие на указанные риски: сокрытие и фальсификация статистических данных; нехватка кадров; увеличение количества чиновников; рост разрешительных документов; недоверие граждан к государственным служащим. Кроме того, изложены методы и способы снижения количества коррупционных преступлений.
Поскольку борьба с коррупцией должна носить комплексный и системный характер по изменению всех сфер, которые это явление затрагивает, то должна быть частью стратегии развития государства, в результате чего появится возможность выйти на уровень устойчивости.
Источники:
2. Сметанкина, Л. В. Проблема коррупции в системе управления. / Право и экономика : Монография / Гл. редактор Г.Н. Петров. - Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – 35-46 c.
3. Ильюк Е. В. Кому выгодна коррупция в России // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2021. – № 1(27). – c. 57-61.
4. Лезина Е. П. Возникновение и развитие понятия коррупции // Контентус. – 2020. – № 5(94). – c. 121-128. – doi: 10.24411/2658-6932-2020-10051.
5. Чекмарев В. В. Коррупция как внутренняя угроза экономической безопасности государства // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2019. – № 8. – c. 258-263.
6. Кайгородцев А.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1373-1390. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115052.
7. Козловская О. А., Курбанова А. Е, Карпенко Н. В. Сущность проявления многоаспектности коррупции // Экономическая безопасность: финансовые, правовые и IT-аспекты: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск - Томск, 23 ноября 2023 года. – Иркутск: Байкальский государственный университет. Иркутск, 2024. – c. 117-122.
8. Скоробогатова А. В. Институциональная коррупция в государственном управлении: модели и практики // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – № 75. – c. 86-100.
9. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24835 (дата обращения: 10.04.2024).
10. Мамитова Н. В., Репина О. Л. Совершенствование антикоррупционного законодательства в области государственной службы // Модернизация российского законодательства в условиях конституционной реформы: Сборник трудов XVII Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. Всероссийская научно-практическая конференция, Кострома, 09–10 декабря 2020 года / Отв. редакторы Г.Г. Бриль, В.В. Груздев, сост. Н.В. Ганжа [и др.]. – Кострома: Костромской государственный университет. Кострома, 2021. – c. 145-149.
11. Показатели преступности России. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 12.04.2024).
12. Башлыкова Н. Не укольно: в России возбудили 1101 дело о продаже COVID-сертификатов. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1333543/natalia-bashlykova/ne-ukolno (дата обращения: 13.04.2024).
13. Хронология уголовного дела в отношении Ивана Голунова. Тасс - 01.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/6541285 (дата обращения: 14.04.2024).
14. Российский полицейский — 2021. Вциом –10.11.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii (дата обращения: 15.04.2024).
15. Генпрокурор указал, что ущерб от коррупции в 2020 году составил 58 млрд руб. Тасс – 23.04.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11228045 (дата обращения: 16.04.2024).
16. Татарстан стал лидером РФ по числу случаев дачи взяток. Рбк – 11.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/61dd43fa9a794796f7738f42 (дата обращения: 17.04.2024).
17. Главе г. Красноярска Сергею Ерёмину внесено представление за махинацию с торгами на 700 млн. рублей. Профилактика и борьба с коррупцией в России // Новости коррупции в России - 27.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://corrypcii.net/news/glave_g_krasnojarska_sergeju_erjominu_vneseno (дата обращения: 18.04.2024).
18. Лоханов Павел Николаевич - Бывший глава ФСС Республики Татарстан - 9 лет колонии строгого режима за взяточничество. Профилактика и борьба с коррупцией в России // Новости коррупции в России – 29.06.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://corrypcii.net/news/lokhanov_pavel_nikolaevich_byvshij_glava_fss_respubliki (дата обращения: 19.04.2024).
19. СМИ: экс-замглавы МЧС РФ вменяют ущерб в 350 млн рублей. Нтв –13.07.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2714819/ (дата обращения: 20.04.2024).
20. Экс-советник мэра Ярославля признан виновным в получении взятки в особо крупном размере. Профилактика и борьба с коррупцией в России // Новости коррупции в России – 17.08.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://corrypcii.net/news/2023-08 (дата обращения: 21.04.2024).
21. Фалалеев М. Колокольцев заявил о значительной нехватке сотрудников. Rg.ru - 03.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/03/03/kolokolcev-zaiavil-o-znachitelnoj-nehvatke-sotrudnikov (дата обращения: 22.04.2024).
22. Росстат раскрыл зарплаты чиновников в пандемийном году. Rbc.ru - 18.01.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/18/01/2022/61deb2fa9a79471ef (дата обращения: 23.04.2024).
23. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 июля 2023: по состоянию на 16.03.2024]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_451645/ (дата обращения: 22.06.2024).
24. Индекс восприятия коррупции. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_восприятия_коррупции (дата обращения: 25.04.2024).
25. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Госслужба. [Электронный ресурс]. URL: https://gossluzhba.gov.ru/reestr (дата обращения: 26.04.2024).
26. Общественный Комитет представляет он-лайн систему кадровой проверки кандидатов на государственные должности. Профилактика и борьба с коррупцией в России // База данных коррупционных проявлений. [Электронный ресурс]. URL: https://corrypcii.net/database/ (дата обращения: 27.04.2024).
27. Антипова К. М. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Молодой ученый. – 2023. – № 45 (492). – c. 211-214.
28. Кашкан С. А., Русакова О. И. Коррупция как основная угроза экономической безопасности // Экономическая безопасность: финансовые, правовые и IT-аспекты: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск - Томск, 23 ноября 2023 года. – Иркутск: Байкальский государственный университет. Иркутск, 2024. – c. 110-116.
29. Клейнер В. Системная коррупция требует системных методов борьбы с ней // Общественные науки и современность. – 2018. – № 4. – c. 5-21. – doi: 10.31857/S086904990000366-4.
30. Цирин А. М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. – 2016. – № 12(240). – c. 106-115.
Страница обновлена: 12.09.2024 в 12:14:24