Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием
Савзиханова С.Э.1, Гасанова З.А.1
1 Дагестанский государственный институт народного хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 12 (Декабрь 2015)
Цитировать:
Савзиханова С.Э., Гасанова З.А. Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – С. 1591-1600. – doi: 10.18334/ce.9.12.2135.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25450230
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На сегодняшний день доказан факт существования прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием. Статья посвящена вопросам выявления наиболее актуальных проблем формирования предпринимательского образования, рассмотрению современных подходов в области построения многоуровневой системы обучения предпринимательству, что позволит сформировать эталонный подход в развитии предпринимательства через создание и воспроизводство упорядоченной эффективной системы подготовки к предпринимательской деятельности молодых людей.
Ключевые слова: дистанционное образование, бизнес-инкубатор, предпринимательское образование, барьеры
Введение
Успешное развитие экономики невозможно без создания соответствующей среды развития малого бизнеса и предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России – порядка 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – более 60%, в странах Европы 65–70%. Предпринимательское образование является глобальным трендом в большинстве стран с развитой и развивающейся экономикой. За рубежом отдельные курсы и целостные программы обучения предпринимательству с каждым годом набирают все большую популярность. В настоящее время Россия продолжает оставаться вне упомянутых системных трендов. Такая упорядоченная система подготовки предпринимателей и формирования среднего класса пока не создана.
Президент РФ В. Путин поставил задачу, чтобы к 2020 году доля занятых в малом бизнесе россиян составила 50% активного трудоспособного населения. Исходя из этого, обучение предпринимателей можно назвать государственной задачей. Таким образом, обсуждение проблем формирования предпринимательского образования, а также выработка путей их преодоления, представляется важным шагом в развитии предпринимательства. Это позволит сформировать эталонный подход в развитии предпринимательства через создание и воспроизводство упорядоченной эффективной системы подготовки к предпринимательской деятельности молодых людей, будет способствовать оздоровлению экономики регионов и страны в целом.
Начальный период в предпринимательской деятельности является самым тяжелым. Предприниматель, хорошо владеющий технологией производства, сталкивается с серьезными проблемами, связанными с управлением бизнесом. «Болезни детского возраста» бизнеса в одиночку предпринимателю преодолеть очень сложно. Поэтому, в основном просуществовав один год, легче бывает свернуть свою деятельность, чем продолжить дальше. Чтобы избежать такой судьбы, необходимо направлять предпринимательскую деятельность по пути наименьших ошибок. Одной из самых перспективных форм поддержки предприятий в стартовый период в мировой практике является развитие концепции бизнес-инкубирования.
Бизнес-инкубатор – это питательная среда для начинающих предпринимателей, которая стимулирует не только реализацию новых идей, но и способствует формированию этики делового общения. Серьезной проблемой для развития бизнес-инкубаторов является неприбыльность организаций. При этом появляется вероятность, что бизнес-инкубаторы могут создаваться недостаточно квалифицированными и ответственными лицами с корыстной целью. Такие бизнес-инкубаторы будут способствовать лишь расцвету бюрократии и коррупции, а не серьезному цивилизованному предпринимательству.
В стартовый период перед предпринимателями встают очень важные вопросы получения как базовой подготовки, так и дополнительного образования по ведению предпринимательской деятельности. Для малого бизнеса проблема управления осложняется в связи с тем, что руководитель малого предприятия должен быть универсальным специалистом, обладающим комплексом знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета, бизнес-планирования.
Компания EY (Ernst & Young – международный лидер в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования, ey.com) 4 сентября 2013 г. выпустила исследование «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2013 год, а также представила обзор по России – «С утроенной силой». В рамках настоящего исследования была использована новая модель балльной оценки стран по пяти критериям, отражающим ключевые факторы развития предпринимательства (с полной версией обзора можно познакомиться на сайте: www.eoy.ru):
1. Доступ к финансированию.
2. Предпринимательская культура.
3. Налогообложение и регулирование.
4. Образование и обучение.
5. Согласованная работа по поддержке предпринимательства.
Результаты исследования предпринимательской среды представлены в таблице 1.
Согласно исследованию EY, Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения: ЮАР – на 11, США – на 3, Франция – на 1).
Международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» по оценке предпринимательских намерений среди 4,5 тыс. студентов в 32 российских вузах показывает следующие цифры: сразу по окончании обучения лишь 9,4% студентов имеют намерение открыть свой бизнес. В то же время 52,7% рассматривают такую возможность через пять лет после окончания университета. На рисунке 1 представлена значимость различных барьеров, стоящих на пути молодых предпринимателей в процессе основания ими фирм. Данный показатель оценивался по 7-балльной шкале. На рисунке приведено сравнение результатов, полученных для российской и международной выборок. Как видно, наиболее значимым барьером является «доступ (его отсутствие) к финансовому капиталу»: 5,1% – для России и 4,89% в среднем по миру. Второй по значимости барьер как в мире, так и в России – это «финансовые риски»: 4,73 и 4,42% соответственно.
Таблица 1
Анализ предпринимательской среды – сильные стороны и возможности
Сильные стороны
|
Возможности
|
1.
Российские
предприниматели отмечают существенное усиление поддержки со стороны
бизнес-инкубаторов, предпринимательских сообществ и наставнических программ.
2. В стране высокий уровень финансирования сделок слияний и поглощений (M&A) по сравнению с другими быстрорастущими экономиками группы G20. 3. Показатели России в области налогообложения и регулирования выше, чем в остальных странах группы БРИК (включающей Бразилию, Россию, Индию и Китай), ЕС и США. |
1.
По мнению
70% российских респондентов, главным преимуществом страны остается наличие
большого потребительского рынка, который продолжает расширяться.
2. Существует значительный потенциал развития, обусловленный невысокими стартовыми показателями. 3. Созданное в 2011 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) обладает реальными возможностями для продвижения важных реформ, направленных на развитие бизнеса. |
Слабые стороны
|
Угрозы
|
1.
За
исключением сферы M&A, в России наблюдается более острый недостаток
финансирования, чем в других странах «Большой двадцатки», особенно это
касается IPO и венчурного финансирования.
2. Для построения в России экономики, основанной на знаниях, необходимо уделять более пристальное внимание дисциплинам, способствующим развитию предпринимательства. |
1.
Ведение
бизнеса в России по-прежнему сопряжено c проблемами политического, правового
и административного характера, в том числе с коррупцией и недостатками
законодательства.
2. Сильная зависимость экономики страны от экспорта нефти оставляет вопросы в отношении устойчивости ее экономической модели. |
Рисунок 1. Барьеры в процессе основания фирм (Широкова, 2012)
Самым незначительным барьером обе выборки посчитали «чрезмерную нагрузку предпринимателя». Следует отметить, что наибольшее различие между показателями представлено в ответе «обладание необходимыми навыками и способностями». Для России это довольно существенный барьер, тогда как во всем мире его значимость меньше. Кроме того, интересен тот факт, что все барьеры для России более значимы (в большей или меньшей степени), чем международные результаты.
Таким образом, несмотря на то, что доступ к финансовому капиталу выступает одним из самых значимых барьеров для создания бизнеса в России, в то же время нехватка специальных знаний и умений является еще одним фактором, который может существенно тормозить развитие предпринимательства в нашей стране.
Можно выделить несколько причин недостаточности знаний:
1. Отсутствие базового бизнес-образования. Например, сегодня в бурно развивающуюся ИТ-сферу приходят немало предпринимателей, имеющие образование по ИТ-специальности, но с недостаточным уровнем знаний по организации и ведению бизнеса.
2. Быстрое устаревание знаний. Сегодня любая деятельность в социально-экономической сфере носит сложный динамический характер. Необходимо работать в постоянно меняющихся условиях, т.е. современный специалист должен быстро адаптироваться к новым условиям и осваивать новые технологии. Поэтому возникает необходимость постоянного обновления и пополнения знаний, полученных ранее.
3. Занятость, отсутствие времени на обучение. Большинство из предпринимателей не готовы уделять время на обучение, не имеют возможности посещать учебные центры ввиду своей занятости.
Таким образом, остро стоит проблема комплектации трудовых коллективов малых предприятий и требует поиска путей для ее решения. Одним из эффективных решений данной задачи, на наш взгляд, является организация обучающих курсов на основе дистанционных образовательных технологий для молодых предпринимателей, пытающихся организовать или расширить свой бизнес.
Дистанционное обучение – это процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, направленный на достижение поставленных учебных целей, не зависящий от их расположения в пространстве и во времени и базирующийся на применении современных информационных, коммуникационных и педагогических технологий.
Дистанционное образование обладает следующими особенностями:
1. Индивидуализация обучения.
2. Гибкость обучения (независимость от времени и местоположения).
3. Дифференциация обучения.
4. Экономичность.
Принцип актуализации информации в условиях дистанционного обучения приобретает особую значимость, т.к., благодаря доступности мировых ресурсов Интернет, обучаемый может получить любую интересующую его учебную информацию.
Таким образом, использование дистанционного обучения позволит:
1. Проходить обучение всем желающим независимо от их местонахождения, без отрыва от основного места работы (достаточно иметь доступ к сети Интернет).
2. Работать с учебными материалами, представленными в различных форматах, в любое удобное время.
3. Организовывать виртуальные встречи со специалистами-практиками для освещения различных аспектов ведения бизнеса и консультирования начинающих предпринимателей.
Однако реализация дистанционного обучения предполагает решение ряда организационных и технологических задач, требующих определенных финансовых и кадровых ресурсов. Сегодня многие российские вузы активно внедряют и используют технологии удаленного обучения посредством коммуникационных средств и сети Интернет. В дагестанских же вузах дела обстоят иначе. На сегодняшний день элементы дистанционного обучения есть в трех дагестанских государственных вузах – ДГУ, ДГПУ и ДГИНХ.
В Дагестанском государственном университете функционирует система дистанционного обучения, созданная на базе LMS Moodle. На сегодня в системе представлены материалы по 240 дисциплинам, реализуемым на различных факультетах. Данная система используется для поддержки студентов заочного отделения.
Дагестанский государственный педагогический университет не имеет собственного решения, вуз арендует возможности системы дистанционного обучения СКИФ Донского государственного технического университета. В системе размещаются электронные учебно-методические разработки преподавателей вуза.
В обоих выше указанных случаях СДО используется как систематизированное хранилище учебно-методических материалов и не предусматривает активного взаимодействия участников учебного процесса.
С 2012 года в Дагестанском государственном институте народного хозяйства функционирует система дистанционного обучения «Прометей».
СДО «Прометей» была внедрена для решения следующих задач:
1. Дистанционная поддержка студентов института, выехавших за рубеж.
2. Обучение студентов с ограниченными возможностями.
В системе размещены материалы более чем по 600 дисциплинам. В настоящее время на сервере дистанционного обучения функционирует также система проведения видеоконференций – Openmeetings. Обе системы – СДО «Прометей» и Openmeetings – интегрированы и активно используются в учебном процессе для проведения занятий с привлечением специалистов из других регионов и зарубежья.
В 2012–2013 годах в ДГИНХ совместно с институтом предпринимательства Cisco были проведены курсы «Создание своего бизнеса» и «Продвижение бизнеса». В курсах были освещены такие аспекты ведения бизнеса, как требования законодательства, основы бухгалтерского учета, маркетинга и управления персоналом, продвижение бизнеса с помощью ИТ-средств и т.д. Курсы проводились на основе дистанционных технологий. Для проведения каждого тематического модуля были привлечены ведущие преподаватели вуза, а также приглашались специалисты-практики из соответствующей сферы деятельности. В итоге слушатели курса получили необходимые компетенции, и каждым из них был разработан эффективный бизнес-план, отвечающий всем необходимым требованиям.
Указанный опыт свидетельствует о возможности и эффективности организации дистанционных обучающих курсов по созданию и развитию бизнеса.
Заключение
В качестве стратегических задач развития малого предпринимательства можно выделить:
1. Сохранение и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур региона.
2. Создание многоуровневой системы подготовки кадров для предпринимательских структур региона со стороны органов местного самоуправления, ректоратов вузов, центров занятости населения, руководителей системы профессионального образования.
3. Внедрение в программах поддержки и развития малого предпринимательства программы дистанционного образования с максимальным охватом территории основам предпринимательской деятельности.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:23:27