Тенденции развития высшего образования по направлениям подготовки

Рыбакова И.С.1
1 Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83174804

Аннотация:
В статье представлен анализ тенденций развития высшего образования в Российской Федерации по различным направлениям подготовки. Рассмотрена динамика приема и выпуска обучающихся на бюджетных местах и с оплатой обучения по направлениям подготовки с наибольшей и наименьшей численностью принятых и выпущенных обучающихся с 2015 по 2024 годы, проведена оценка востребованности различных направлений подготовки. По направлению подготовки педагогика наблюдается увеличение количества бюджетных мест, а по направлению менеджмент - уменьшение. На местах с оплатой обучение отмечается уменьшение количества мет на всех рассматриваемых направлениях подготовки. Научная новизна работы заключается в обосновании возможности влияния на численность квалифицированных кадров за счет выделения бюджетных мест на невостребованные обучающимися специальности, но важные и требуемые для развития экономики направления подготовки кадров в высшей школе. Статья будет интересна специалистам в области экономики, которые занимаются вопросами анализа тенденций развития высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, направление подготовки, численность поступивших, численность выпускников, бюджет, платное обучение

JEL-классификация: Р36, J44, I21, I22, I25



Введение

Основные направления развития в сфере высшего образования отражены в федеральных документах, согласно которым одной из национальных целей развития Российской Федерации является реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности, а повышение уровня образования российского общества определяется в качестве одного из приоритетных направление научно-технологического развития Российской Федерации [1].

Для развития и укрепления экономики страны необходимы кадры высокой квалификации, поэтому вопрос исследования динамики численности студентов по направлениям подготовки является актуальным. Для подготовки востребованных и квалифицированных кадров, знания, умения и навыки которых в полной мере отвечают запросам работодателей, необходимо качественное обучение, которое сможет обеспечить не только знание теоретической составляющей, но и обладание практическими навыками. Поскольку быстрые темпы изменений, происходящих на рынке труда в большей степени из-за технологического прогресса, требуют подготовки кадров соответствующего уровня, в настоящее время оценивание процесса и результатов обучения неразрывно связано с качеством предоставляемого учебным заведением образования. Применение комплексного подхода позволяет сформировать не только определенный набор знаний и умений, но и способность использовать их на практике [12] (Smirnova, 2018). Именно поэтому университеты должны обеспечивать высокий уровень подготовки специалистов, чтобы после получения соответствующей квалификации выпускник смог устроиться на работу по специальности. Ведущие вузы в большей мере и в более полном объеме смогут обеспечить требуемый уровень подготовки, поскольку необходимый уровень квалификации достигается благодаря инновационным технологиям, внедрение которых требует в ряде случаев больших затрат.

В связи с этим целью работы является анализ тенденций развития высшего образования в Российской Федерации по различным направлениям подготовки за счет бюджетных средств и на местах с оплатой стоимости обучения.

Гипотеза автора: численность обучающихся на невостребованных обучающимися, но важных и требуемых для развития экономики направлениях подготовки можно прогнозировать и контролировать на основе регулирования количества бюджетных мест и повышения качества образования и обеспечения выпуска кадров с высоким уровнем подготовки.

В работе были использованы статистические методы анализа, определены тенденции изменения востребованности обучения по выбранным направлениям подготовки.

Материалы и методы

В статье представлен статистический анализ динамики приема и выпуска из вузов по направлениям подготовки с наибольшими и наименьшими показателями численности поступивщих и выпущенных специалистов. Для определения тенденций приема и выпуска обучающихся в вузах РФ построены тренды по соответствующим направлениям подготовки.

В работе рассмотрены следующие направления подготовки:

- Педагогическое образования (44.03.05);

- Строительство (08.03.01);

- Информатика и вычислительная техника (09.03.01);

- Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (38.03.10);

- Товароведение (38.03.07);

- Юриспруденция (40.03.01);

- Экономика (38.03.01);

- Менеджмент (38.03.02);

- Археология (46.03.04);

- Наноматериалы (28.03.03);

- Прикладная этика (47.03.02).

По этим направлениям подготовки определены тенденции изменения численности обучающихся на бюджетных местах и с оплатой обучения.

Анализ произведен по данным статистических сборников Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программа высшего образования – программа бакалавриата, программам специалитета, программа магистратуры» [2].

Результаты и обсуждение

Большую роль в повышении качества высшего образования играют информационные технологии. Внедрение новых технологии в значительной мере оказывает огромное влияние на процесс обучения. Цифровизация становится основополагающим трендом развития системы высшего образования [9] (Novikov, 2023, p. 3589-3604). Следовательно, в основном крупные вузы будут соответствовать запросам времени. И есть вероятность того, что не все региональные вузы могут позволить себе данную модернизацию. Но даже в регионах, где расположены ведущие вузы страны, наблюдается сокращение количества выпущенных студентов по отношению к принятым.

В литературе отмечается увеличение показателя выбытия. Данный показатель характеризует долю обучающихся, прекративших или прервавших обучение по образовательной программе по любым причинам, к общей численности обучающихся, поступивших на обучение по соответствующей образовательной программе высшего образования. Это может происходить по множеству причин. Наиболее часто это экономические причины, индивидуальные причины, а также социально-демографический фактор [4] (Vinokurova, 2022, p. 1-13).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что поскольку наибольший удельный вес абитуриентов приходится на Москву, то сокращение численности выпущенных студентов по отношению к принятым в этом регионе можно связать с невозможностью продолжать обучения из-за того, что многим студентам приходится подрабатывать, чтобы обеспечить свое проживание. Это может повлечь за собой пропуски занятий и, как следствие, невозможность вовремя ликвидировать академическую задолженность, которая приводит к отчислению из вуза. Рост цен на аренду квартир также может стать причиной невозможности продолжения обучения студентов в Москве. Многим приходится уезжать и переводиться в другие региональные учебные заведения или прекращать обучения в выбранном вузе, отдавая предпочтение полному рабочему графику.

Для более подробного анализа динамики численности обучающихся поступивших на обучение в высшее учебное заведение и выпущенных дипломом, рассмотрим востребованность различных направлений подготовки для получения первого высшего образования. Поступление для обучения осуществляется по результатам ЕГЭ и (или) по результатам дополнительных вступительных экзаменов [2].

Наибольшее и наименьшее число обучающихся, поступивших на бюджетные места бакалавриата и специалитета (в рамках однопрофильного конкурса) с 2015 по 2024 год по следующим направлениям подготовки показано в таблице 1. Данные направления подготовки выбраны по показателям за 2024 год с наибольшими и наименьшими показателями соответственно.

Таблица 1. Поступившие на бюджетные места и места с оплатой обучения с 2015 по 2024 год

Направление подготовки
Код направления
Принято на бюджетные места, человек
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Педагогическое образования
44.03.05
16203
19792
20839
22253
23801
26531
22318
23104
21958
23139
Строительство
08.03.01
17012
15105
14500
14030
11404
12567
11488
11684
10654
10830
Информатика и вычислительная техника
09.03.01
7827
7641
7888
8209
8598
10039
8830
8906
8514
8430
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура
38.03.10
х
х
0
40
80
21
8
12
27
1
Товароведение
38.03.07
1059
474
223
247
232
173
117
119
140
104
Юриспруденция
40.03.01
9672
9008
7793
6005
6770
6657
5096
5343
4891
4691
Экономика
38.03.01
11277
9376
7708
7814
6869
6880
4863
4763
4655
4273
Менеджмент
38.03.02
8936
3689
4439
4371
3920
3705
3118
3130
2947
2573
Археология
46.03.04
х
х
х
х
х
х
х
7
20
23
Наноматериалы
28.03.03
26
61
72
96
94
91
142
110
24
24
Прикладная этика
47.03.02
10
27
30
32
15
21
27
28
28
18


Принято на места с оплатой обучения, человек
Педагогическое образования
44.03.05
6521
9349
11238
12233
12659
8801
5666
6586
7685
8591
Строительство
08.03.01
18258
15657
14903
14451
15548
12888
7083
5979
7158
7328
Информатика и вычислительная техника
09.03.01
6099
5345
5121
5677
6307
5360
4403
4720
5457
5236
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура
38.03.10
х
х
20
198
199
175
29
3
83
82
Товароведение
38.03.07
2154
1423
1192
1164
784
581
332
302
216
169
Юриспруденция
40.03.01
105978
87485
85178
60443
54839
56159
38790
44894
45844
43318
Экономика
38.03.01
96549
73527
65668
63794
57320
49631
31049
28998
28362
27797
Менеджмент
38.03.02
57046
40049
35759
38986
38118
35617
24164
21750
22894
22616
Археология
46.03.04
х
х
х
х
х
х
х
1
0
1
Наноматериалы
28.03.03
1
1
13
5
17
24
8
2
0
0
Прикладная этика
47.03.02
3
8
10
10
2
3
4
5
11
24

Источник: составлено автором на основе [2]

На целый ряд направлений подготовки в 2024 году не было выделено или сокращено количество бюджетных мест, например, на 38.03.10 – жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура выделено всего одно бюджетное место.

На графике представлена динамика количества бюджетных мест по рассматриваемым направлениям подготовки с 2015 года по 2024 год включительно, а также логарифмические тренды по наибольшему и наименьшему значениям количества бюджетных мест (направление подготовки 44.03.05 и 38.08.02 соответственно).

Рисунок 1. Численность принятых на бюджетные места в вузы РФ (наибольшая численность бюджетных мест), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

По количеству бюджетных мест, можно сделать вывод о запросах и потребностях работодателя, в том числе государства. По данным, представленным на рисунке 1, следует отметить, что педагогическому образованию уделяется большое внимание из-за нехватки учителей нового поколения в большинстве регионов России, тренд восходящий. По направлению подготовки 38.03.02, наоборот, - тренд нисходящий, наблюдается сокращение количества бюджетных мест. Это свидетельствует о снижении потребности в специальности из-за перепроизводства и переизбыточности на рынке труда в предыдущие годы. Данная тенденция предполагается и в дальнейшем в ближайшие пару лет при прочих равных условиях.

Используя данный инструмент управления, государство может в значительной степени влиять на численность квалифицированных кадров, необходимых для максимально эффективного функционирования и развития экономики страны. Именно механизм регулирования количества бюджетных мест является основным при планировании нужного количества кадров, имеющих высшее образование. Высокий уровень мотивации студентов к обучению в вузе будет способствовать развитию личностных качеств человека, достижению глобальных и национальных целей [5] (Gagarina, 2021, p. 186-190). Наличие высшего образование дает возможность перспективы карьерного роста и, как следствие, увеличение уровня дохода. У абитуриентов, поступивших на бюджетные места, как правило, больше шансов получить качественное высшее образование, поскольку такие студенты более мотивированы к получению знаний, а в дальнейшем и к трудоустройству [15] (Aneli, 2020, p. 1-45), хотя нельзя однозначно сделать вывод о мотивации студентов, обучающихся на бюджетных местах и местах с оплатой обучения. Поскольку конкуренция на бюджетные места достаточно большая, остаются и те, кто и на местах с оплатой обучения будет замотивирован к получению знаний. Очевидно, что для повышения качества системы высшего образования ключевое значение имеет эффективность расходуемых средств, выделенных на финансирование вузов [6] (De Martino, 2020, p. 136-152).

По данным на рисунке 2 можно оценить численность поступивших на бюджетные места, численность которых невелика. Особенно заметна тенденция к снижению по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение - с 2015 по 2017 годы оно составило около 80%. Данная тенденция определяется изменениями в экономике и торговле, развитие цифровых технологий, что ведет к снижению потребности специалистов данного направления подготовки.

Рисунок 2. Численность принятых на бюджетные места в вузы РФ (наименьшая численность бюджетных мест), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

По численности студентов, поступивших на платное обучение (обучающихся по договорам об оказании платных услуг) можно судить о востребованности обществом той или иной специальности. О так называемой «моде» на получение высшего образование. Помимо всего прочего численность студентов, поступивших на платное обучение на прямую зависит от доходов населения. У более обеспеченных абитуриентов, больше возможностей выбора места обучения [15] (Aneli, 2020, p. 1-45). Данные о численности принятых студентов на места с оплатой обучения с 2015 по 2024 год по направлениям подготовки представлены в таблице 1 и на рисунке 3.

Рисунок 3. Численность принятых на места с оплатой обучения в вузы РФ (наибольшее количество поступивших), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

На рисунке 3 выделяются три направления – лидеры, на которых отмечены наибольшие показателями набора на платное обучение. На первом месте направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция, на втором – 38.03.01 – Экономика, на третьем – 38.03.02 – Менеджмент. По графику видна тенденция к снижению численности набора на выбранные направления подготовки. На направлении 40.03.01 отмечено снижение на 59,1% в 2024 году относительно 2015 года. На направлении 38.03.01 снижение составляет 71,2%. На направлении менеджмент 38.03.02 снижение на 60,4%. Представленные результаты позволяют сделать вывод о снижении интереса абитуриентов к данным направлениям подготовки. Тренд к снижению может свидетельствовать не только о снижении так называемой популярности (моды) на вышеуказанные специальности, но и на снижение качества образования по направлениям подготовки. Как следствие, меньшая востребованность работодателей к выпускникам и сложности устройства на работу после окончания университета. Это тоже может стать немаловажным фактором, ведущим к снижению популярности юриспруденции, экономики и менеджмента.

На некоторых направлениях подготовки отмечено отсутствие «платных» студентов, например, на направлении 28.03.03 Наноматериалы. На направлении 46.03.04 Археология отмечается одно «платное» место в 2024 году рисунок 4. Аналогично тренду к снижению на бюджетных местах отмечается тренд к снижению платных мест на направлении подготовки 38.03.07 – товароведение. В дальнейшем данная тенденция сохранится и специальность будет заменена на актуальную, которая соответствует запросам времени и современного общества.

Рисунок 4. Численность принятых в вузы РФ на места с оплатой обучения (наименьшее количество поступивших), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

Рассмотрим численность выпускников высших учебных заведений, обучающихся на бюджете в 2024 году (таблица 2) .

Анализируя представленные данные за период с 2015 по 2024 годы, можно сделать вывод, что наибольшее число выпускников в 2024 году отмечено на направлениях подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование, 08.03.01 Строительство и 09.03.01 Информатика и вычислительная техника.

Таблица 2. Выпуск обучающихся за счет бюджетных средств и на местах с оплатой обучения с 2015 по 2024 годы

Направление подготовки
Код направления
Выпущено обучающихся за счет бюджетных средств, человек
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Педагогическое образования
44.03.05
10029
13891
16902
14959
15288
16387
18279
19878
20594
21861
Строительство
08.03.01
14446
15137
14650
14474
12990
12942
12584
12224
10533
11195
Информатика и вычислительная техника
09.03.01
5992
5943
5587
5815
5656
5999
6868
7112
8044
9055
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура
38.03.10
х
х
х
х
0
0
40
81
22
19
Товароведение
38.03.07
817
874
806
938
434
291
248
241
151
122
Юриспруденция
40.03.01
9347
8740
8829
8897
8467
7490
7313
6312
6576
6517
Экономика
38.03.01
19320
15464
12651
10909
9057
7752
8273
7919
6744
6601
Менеджмент
38.03.02
13169
11212
8585
8149
5713
4684
4540
4454
3749
3827
Археология
46.03.04
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
Наноматериалы
28.03.03
0
0
22
24
46
68
68
65
59
105
Прикладная этика
47.03.02
9
0
17
7
15
31
30
23
20
28


Выпущено обучающихся на местах с оплатой обучения, человек
Педагогическое образования
44.03.05
1040
2240
3279
3438
3894
4768
6286
7558
7458
4759
Строительство
08.03.01
14709
14977
13034
12668
11707
10890
10490
11114
10996
10861
Информатика и вычислительная техника
09.03.01
4740
4579
4269
3297
3119
3033
3373
3552
3082
3815
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура
38.03.10
х
х
х
х
0
8
113
132
112
145
Товароведение
38.03.07
2305
2023
1838
1425
983
741
738
612
394
246
Юриспруденция
40.03.01
101929
91014
76913
75375
67835
60145
53402
44780
49174
53025
Экономика
38.03.01
111917
103988
89249
72964
56536
50079
48065
45079
40822
36925
Менеджмент
38.03.02
62177
57378
49185
39525
30736
27987
29654
31918
32217
30034
Археология
46.03.04
х
х
х
х
х
х
х
х
х
х
Наноматериалы
28.03.03
0
1
1
0
0
0
10
2
19
10
Прикладная этика
47.03.02
2
0
1
1
3
2
5
1
0
0
Источник: составлено автором на основе [2]

Для более наглядного представления данных по выпуску студентов, обучающихся на бюджетных местах, рассмотрим рисунок 5.

Рисунок 5. Численность выпуска из вузов РФ, бюджетные места (наибольшее количество выпущенных), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

В 2015 году лидирующие позиции по численности выпущенных студентов занимали направления 38.03.01 Экономика и 08.03.01 Строительство. При дальнейшем рассмотрении лидером стало направление 44.03.05 Педагогическое образование. Второе место остается за направление 08.03.01 Строительство, но его показатели намного ниже 44.03.05. Можно сделать вывод, что выпуск практически полностью отражает прием и отчисления с бюджетных мест незначительные.

Самые низкие показатели выпуска с бюджетных мест представлены на рисунке 6. Наименьшие показатели численности выпуска с бюджетных мест отмечены на направлениях 47.03.02 Прикладная этика и 28.03.03 Наноматериалы.

Рисунок 6. Численность выпуска из вузов РФ, бюджетные места (наименьшее количество выпущенных), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

Рассматривая численность выпускников бакалавриата и специалитета с 2015 по 2024 год (рисунок 7), обучающихся на внебюджетной (договорной) основе, лидирующие позиции в 2024 году занимают следующие направления подготовки: 40.03.01 Юриспруденция, 38.03.01 Экономика и 38.03.02 Менеджмент. Нисходящий тренд по выбранным направлениям подготовки свидетельствует о сокращении интереса к выбранным специальностям. По прогнозу на ближайшие пару лет, данный тренд сохранится, если не во внимание влияние прочих факторов.

Рисунок 7. Численность выпуска из вузов РФ, платное обучение (наибольшее количество выпущенных), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

Самые низкие показатели численности выпускников из рассматриваемых направлений подготовки, обучающихся на платном обучении отмечены на направлениях 47.03.02 Прикладной этике и 28.03.03 Наноматериалы (рисунок 8). Наименьшие показатели на данных направлениях подготовки отмечаются при выпуске ни только с платных мест, но и бюджетных. Это может говорить о снижении актуальности и востребованности вышеуказанных направлений подготовки.

Рисунок 8. Численность выпуска из вузов РФ, платное обучение (наименьшее количество выпущенных), чел.

Источник: составлено автором на основе [2]

Одним из показателей качества и востребованности направления подготовки является отношение численности студентов, окончивших высшее учебное заведение по отношению к поступившим.

Анализируя полученные данные, рассмотрим отношение выпущенных студентов к поступившим за период предполагаемого обучения. Например, по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция в 2024 году выпущено 53025 студентов, обучающихся на платной (договорной) основе, а в 2020 году было принято 56159 человек на места с оплатой обучения. Следовательно, примерно 5,6% от поступивших в 2020 году на выбранное направление подготовки не доучились до конца и не получили диплом. Причины могут быть разные, не только отчисление за неуспеваемость, но и отчисление по собственному желанию, и уход в академический отпуск по разным причинам. Рассмотрим аналогичные показатели для студентов, обучающихся за счет бюджетных средств. В 2020 году поступило 6657 чел., в 2024 году закончили обучение с дипломом – 6517 человек. Следовательно, дипломированными специалистами на направлении менеджмент стали 98% поступивших на бюджетные места.

На направлении 38.03.01 Экономика в 2020 году поступили на бюджетное обучение 6880 человек, в 2024 окончили 6601 человек – это 96 % сохранности контингента. На места с оплатой обучения поступили 49631 человек, а выпущены были 36925 человек, то есть не получили диплом в данном наборе 25,5% поступивших на выбранное направление подготовки. На направлении 38.03.02 Менеджмент на бюджет поступили в 2020 году 3705 человек, а в 2024 году было выпущено 3827 человек. Прирост данных по выпуску может быть обусловлен выходом из академического отпуска, обучающихся других годов набора или переводом на бюджет по разным причинам. На местах с оплатой обучения в 2020 году поступили 35617 человек, а в 2024 окончили университет с дипломом 30034 человека, следовательно, 15,6% не дошло до конца обучения по данному направлению подготовки.

По приведенным выше данным видно, что обучающиеся на бюджетных местах более мотивированы к учебе. Процент окончания университета на местах с оплатой обучения ниже. Данный показатель может варьироваться в зависимости от направления подготовки, но несмотря на это отчисленных с платного обучения в разы больше, чем с бюджетных мест. Студенты решают не продолжать обучении в вузах, либо выбрать другую, на их взгляд более перспективную специальность или пойти на бюджетные места в случае возможного перевода. Сократить процент отчисления можно только повышая мотивацию к обучению и получению образования и повышая качество образования.

Если рассматривать тенденции последних десяти лет в получении высшего образования, можно отметить, что численность выпускников, обучающихся на местах с оплатой стоимости обучения сократилась практически вдвое. На экономике на 67%, на юриспруденции на 48%, на менеджменте на 51,7%. Данная тенденция может свидетельствовать не только об отсутствии желания населения к получению высшего образования, но и о снижении запросов от работодателей на специалистов той или иной профессии из-за снижения качества образования. Выпускник высшего учебного заведения не всегда может продемонстрировать знания и умения требуемого уровня, следовательно, запросы на таких специалистов снижаются, и молодой специалист может столкнуться с проблемами трудоустройства после окончания вуза и получения диплома.

В отношении бюджетных мест данная тенденция не отмечается. И если сравнивать динамику последних 10 лет выпускников бюджета, то на направлении педагогическое образование 44.03.05 увеличился практически в 2 раза, на направлении информатика и вычислительная техника отмечен прирост на 48,5%, в строительстве наоборот отмечен тренд к снижению на 23%.

Очевидно, что государство может контролировать численность специалистов, имеющих высшее образование, изменяя количество бюджет мест на том или ином направлении подготовки. Из-за этого вузы находятся в условиях постоянных требований к качеству оказываемых образовательных услуг, выдвигаемых со стороны заинтересованных пользователей. А с другой стороны, со стороны государства требования четко регламентированы законодательными актами [10] (Razov, 2018, p. 162-167). Соответственно, именно качество образования является ключевым фактором, определяющим количество обучающихся в вузах. От качества образования зависит и распределение студентов по различным направлениям подготовки, их востребованность со стороны работодателя после окончания вуза и многое другое. Ранее государство занималось распределением и трудоустройствам выпускников, а теперь вузы и выпускники должны самостоятельно решать данную проблему [14] (Yudina, 2019). Наиболее эффективным и перспективным методом решения вопроса трудоустройства является практико-ориентированный подход, который позволяет студенту во время прохождения обучения в университете проходить практическую подготовку на предприятии.

Рассматривая причины, которые ведут к снижению количества выпускников вузов, анализируя снижение или повышение выпуска и приема на то или иное направление подготовки, можно повлиять на количество выпускаемых квалифицированных кадров. Следовательно, по данным показателям можно сделать вывод и о востребованности направления подготовки и качестве подготовки студентов. Обладая этими данными, можно рекомендовать государству и вузу определенный ряд мероприятий, следуя которым будет достигнут желаемый уровень подготовки специалистов [8] (Zorin, 2024, p. 55-61).

Помимо этого, государственный стандарт образования должен быть конкретизирован в целях повышения качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда. Современные тенденции в области информационных технологий требуют постоянного обновления образовательной системы, которые должны отвечать запросам времени и быть профессионально ориентированными [3] (Batyrshina, 2020, p. 26-39). Следовательно, при поиске критериев оценки качества образования, нужно обязательно учитывать запросы времени и современные тенденции в области науки. При комплексном подходе, который так же будет учитывать личностный фактор, влияние образования и результативность, будет осуществляться соотношение цели и результата, как мера достижения цели. Тогда, используя одинаковые единицы измерения достижения цели, можно будет оценить качество образования [13] (Chikina, 2022, p. 310-313).

Заключение

Очевидно, что для развития высшего образования необходимо повышение качества подготовки специалистов, окончивших вуз. Для выпуска квалифицированных кадров, необходима модернизация системы высшего образования в соответствии с запросами времени, потребностями государства в кадрах того или иного направления подготовки и запросами рынка труда.

Проведенное исследование позволило выявить, что, учитывая показатели выпуска и приема на то или иное направление подготовки, можно оценить так называемые популярные направления для обучения и спрогнозировать количество специалистов данного профиля после окончания вуза. Оценка востребованности направлений подготовки так же позволит сделать прогноз на необходимость государственного финансирования – выделения бюджетных мест. Контроль над распределением бюджетных мест позволит в большей степени избежать перенасыщения рынка труда специалистами наиболее востребованных направлений подготовки и компенсировать нехватку специалистов необходимого профиля.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что успешное и перспективное развитие системы высшего образования возможно только при комплексном подходе:

1. Непосредственном участии государства в финансировании и выделении бюджетных мест на востребованные направления подготовки;

2. Привлечение предприятий для заключения целевых контрактов для обучения;

3. Использовать финансирование государства и предприятий для улучшение материально-технической базы и внедрения новых технологий для обучения;

4. Корректировка и модернизация учебных программ в соответствии с запросами времени;

5. При разработке и корректировке учебных программ необходимо учитывать регионализацию университетов, для максимально эффективной подготовки специалистов требуемой квалификации;

6. Максимально обеспечить практико-ориентированный подход за счет предприятий, заинтересованных в приеме на работу кадров после получения образования;

7. Внедрение и использование цифровых технологий непосредственно в образовательном процессе;

8. Более подробное информирование абитуриента об особенностях учебного плана, загруженности в процессе обучения, для предоставления более осознанного выбора направления подготовки [4] (Vinokurova, 2022, p. 1-13);

9. Применение индивидуального подхода при обучении в системе высшего образования;

10. Применение дистанционного обучения для интеграции образования, развития системы непрерывного образования [7] (Erina, 2022, p. 130-131).

При обеспечении всех вышеперечисленных пунктов численность отчисленных студентов должна снизится, а выпускники будут более востребованными на рынке труда. Что является немаловажным фактором, который позволит приобрести уверенность в правильном выборе при получении высшего образования. Тем самым будет повышена мотивационная составляющая для дальнейшего обучения и развития. И как следствие приведет к популяризации высшего образования.

Еще немаловажным фактором для повышения качества образования, является продвижение программ, которые отвечают меняющимся потребностям рынка труда и предоставляют людям ключевые навыки, необходимые при трудоустройстве, может привести образование в соответствие с требованиями работодателей [11] (Rybakova, 2025, p. 562-568). Которые будут предоставлять работникам рабочие места, советующие их навыкам. Устранение разрыва между фактическими и ожидаемыми компетенциями, в совокупности с уровнем образования и меняющимися потребностями рынка труда, позволят максимально увеличить индивидуальную и социальную отдачу от образования. А данный факт в свою очередь приведет не только к популяризации высшего образования, к его востребованности, но и к повышению качества образования, учитывая его практико-ориентированность [16] (Huertas, 2025, p. 1-29).


Источники:

1. Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/55083/ (дата обращения: 16.06.2025).
2. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программа высшего образования – программа бакалавриата, программам специалитета, программа магистратуры». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 13.07.20225).
3. Батыршина А.Р., Зайниев Р.М. Перспективы и особенности развития современной российской системы высшего образования // Гуманизация образования. – 2020. – № 2. – c. 26-39. – doi: 10.24411.1029-3388-2020-10094.
4. Винокурова О.С. Уровень выбытия на российском рынке высшего образования и пути его снижения // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 3. – c. 1-13. – doi: 10.7256/2454-0676.2022.3.38313.
5. Гагарина С. Н., Садовникова А. С. Мотивация студентов к обучению в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-1. – c. 186-190. – doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190.
6. Де Мартино М., Ткач Г.Ф., Коваленко С.А. Современные тенденции государственного финансирования высшего образования // Высшее образование в России. – 2020. – № 3. – c. 136-152. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152.
7. Ерина И.А., Фанина Е.Н. Современные тенденции развития высшего образования // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 5 (96). – c. 130-131. – doi: 10.24412/1991-5497-2022-596-130-131.
8. Зорин И.В., Зимовина О.А., Арсений Р.М., Орешкина А.К. К проблеме управления качеством профессионального образования в современных условиях // Гуманизация образования. – 2024. – № 2. – c. 55-61. – doi: 10.24412/2541-8734-2024-2-55-61.
9. Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9:. – c. 3589-3604. – doi: 10.18334/epp.13.9.118723.
10. Разов П.В., Амерсланова А.Н. Оценка качества и востребованности образовательных услуг высших учебных заведений с учетом мнения потребителей // Власть. – 2018. – № 9. – c. 162-167. – doi: 10.31171/vlast.v26i9.6174.
11. Рыбакова И.С. Динамика приема и выпуска в вузах регионов России // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы ХХVI Всероссийского симпозиума. (Москва 2025) под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН. М., 2025. – c. 562-568.– url: https://www.doi.org/.
12. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. – 2018. – № 3. – c. 9. – doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
13. Чикина Т.Е., Крыгин С.В., Миронов Н.А. Основные подходы к оценке качества образования и способы их реализации // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – c. 310-313.
14. Юдина Т.А. Прогнозирование численности потенциальных абитуриентов российских университетов в сложившихся в стране демографических условиях с целью актуализации проблем репутационного менеджмента // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 5. – c. 4. – doi: 10.15862/04ECVN519.
15. Anelli M. The Returns to Elite University Education: a Quasi-Experimental Analysis // Journal of the European Economic Association. – 2020. – p. 1-45. – doi: 10.1093/jeea/jvz070.
16. Murillo Huertas, Inés P., Josep Lluís Raymond Bara Attained vs Effective Schooling: Assessing Educational Mismatch Using PIAAC Data // International Labour Review. – 2025. – № 164 (2). – p. 1–29. – doi: 10.16995/ilr.18842.

Страница обновлена: 11.11.2025 в 20:17:56

 

 

Trends in the development of higher education in the fields of study

Rybakova I.S.

Journal paper

Leadership and Management
Volume 12, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article presents an analysis of trends in the development of higher education in the Russian Federation in various fields of study. The dynamics of admission and graduation of students at budget places and with tuition fees in the fields of study with the largest and smallest number of accepted and graduated students from 2015 to 2024 is considered; and the relevance of various fields of study is assessed. There is an increase in the number of budget places in the field of pedagogy, and a decrease in the field of management. In places with tuition fees, there is a reduction in the number of places in all fields of study under consideration. The article substantiates the possibility of influencing the number of qualified personnel by allocating budget places to the fields of study that are not required by students but are important and necessary for the economic development. The article will be of interest to specialists and economists who deal with the analysis of trends in the development of higher education.

Keywords: higher education, field of study, number of applicants, number of graduates, budget, studies with tuition fee

JEL-classification: Р36, J44, I21, I22, I25

References:

Anelli M. (2020). The Returns to Elite University Education: a Quasi-Experimental Analysis Journal of the European Economic Association. 1-45. doi: 10.1093/jeea/jvz070.

Batyrshina A.R., Zayniev R.M. (2020). Prospects and features of the development of the modern Russian system of higher education. Gumanizatsiya obrazovaniya. (2). 26-39. doi: 10.24411.1029-3388-2020-10094.

Chikina T.E., Krygin S.V., Mironov N.A. (2022). Main approaches to assessing the quality of education and ways of their implementation. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (75-4). 310-313.

De Martino M., Tkach G.F., Kovalenko S.A. (2020). Modern trends in public funding of higher education. Higher education in Russia. 29 (3). 136-152. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152.

Erina I.A., Fanina E.N. (2022). Modern trends in the development of higher education. World of Science, Culture and Education. (5 (96)). 130-131. doi: 10.24412/1991-5497-2022-596-130-131.

Gagarina S. N., Sadovnikova A. S. (2021). Motivation of students to study at the university. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (5-1). 186-190. doi: 10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190.

Murillo Huertas, Inés P., Josep Lluís Raymond Bara (2025). Attained vs Effective Schooling: Assessing Educational Mismatch Using PIAAC Data International Labour Review. (164 (2)). 1–29. doi: 10.16995/ilr.18842.

Novikov S. V. (2023). The current state and development trends of the Russian higher education system. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9:). 3589-3604. doi: 10.18334/epp.13.9.118723.

Razov P.V., Amerslanova A.N. (2018). Assessment of the educational services quality and relevance of higher education institutions, considering the consumers’ opinions. Power. 26 (9). 162-167. doi: 10.31171/vlast.v26i9.6174.

Rybakova I.S. (2025). The dynamics of admission and graduation in universities in the regions of Russia Strategic planning and enterprise development. 562-568.

Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. (2018). Modern tools and technologies for assessing learning outcomes. Vestnik of Minin University. 6 (3). 9. doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

Vinokurova O.S. (2022). Dropout in Russian higher education and ways to reduce it. Pedagogika i prosveschenie. (3). 1-13. doi: 10.7256/2454-0676.2022.3.38313.

Yudina T.A. (2019). Prediction of the number of potential applicants of Russian universities in the current demographic conditions in the country in order to update the problems of reputational management. Vestnik evraziyskoy nauki. 11 (5). 4. doi: 10.15862/04ECVN519.

Zorin I.V., Zimovina O.A., Arseniy R.M., Oreshkina A.K. (2024). On problem of professional education quality management at contemporary conditions. Gumanizatsiya obrazovaniya. (2). 55-61. doi: 10.24412/2541-8734-2024-2-55-61.