Анализ перспектив развития рынка оборонной промышленности России в современных условиях

Милюшенко О.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Милюшенко О.А. Анализ перспектив развития рынка оборонной промышленности России в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 5035-5044. – doi: 10.18334/epp.13.11.119879.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576883

Аннотация:
Оборонная промышленность является ключевой отраслью, которая способна обеспечить защиту страны и ее граждан. Актуальность темы статьи обусловлена значимостью оборонной промышленности для национальной безопасности и экономического развития страны. Автор провел анализ рынка, выделил факторы роста и сдерживания развития отрасли, а также определил перспективы развития оборонной промышленности России на основе анализа матрицы PESTLE. К числу сдерживающих факторов относятся необходимость модернизации производства, недостаток квалифицированных кадров, зависимость от импорта. На современном этапе развития мировых экономических и политических связей особое внимание государства к рынку оборонной промышленности стало толчком для развития. В целом перспективы развития отрасли оцениваются как положительные. Статья может быть интересна представителям рынка оборонной промышленности и исследователям.

Ключевые слова: оборонная промышленность, оборонной-промышленный комплекс, ОПК, кибербезопасность

JEL-классификация: F52, H56, L52



Введение. Оборонная промышленность является одной из важнейших и стратегически значимых отраслей экономики многих государств, включая Россию. Сегодня она находится в условиях изменяющегося мирового политического климата и новых вызовов безопасности, что определяет ее перспективы развития и особенности.

Представленная статья призвана дополнить существующую информационную базу в части анализа современных факторов и перспектив развития рынка ОПК России. На наш взгляд, современная ситуация пока недостаточно отражена в научной экономической литературе. Динамика развития отрасли и ее перспективы, представленные в научных статьях до 2021 года (например, Ерасова Е.А. [1], Романов М.И. [2]), по естественным причинам не учитывают влияние на рынок текущего внешнеполитического кризиса.

В статье применен комплекс общеэкономических методов исследования, в том числе анализа факторов с помощью матрицы PESTLE.

Основная часть. Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации (далее – ОПК) представляет собой динамично развивающийся сектор экономики, главной задачей, которой является производство и разработка военного оборудования, оружия и других товаров, необходимых для защиты государства. Оборонная промышленность включает в себя компании, занимающиеся производством техники для армии, воздушно-космической промышленности, производством радиоэлектронных средств, снабжением военных баз и многими другими видами деятельности. Оборонная промышленность имеет стратегическое значение для государств, так как обеспечивает оборону страны и безопасность ее граждан [3].

Основная цель функционирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) заключается в производстве и поставке военного оборудования, оружия и других товаров, необходимых для обеспечения обороноспособности государства. Для достижения этой цели ОПК должен обеспечивать следующие функции:

· Разработка и производство новых образцов оружия и военной техники. Оборонная промышленность должна постоянно улучшать свои технологии и создавать новые виды вооружений, чтобы сохранять свою конкурентоспособность и обеспечивать безопасность государства;

· Организация поставок военного оборудования и оружия для армии и других военных организаций. Для обеспечения обороноспособности государства необходимо постоянно снабжать военные подразделения новым и модернизированным оборудованием и оружием;

· Обеспечение безопасности государства внутри и за его пределами. ОПК должен заниматься созданием и внедрением систем защиты от внешних и внутренних угроз, а также разработкой систем контроля и обнаружения угроз;

· Развитие научно-технического потенциала страны. Работа ОПК позволяет содействовать развитию научных и технических достижений, созданию новых технологий, развитию научной базы и кадрового потенциала;

· Создание рабочих мест и развитие экономики. Оборонная промышленность является крупнейшим работодателем и важным источником дохода для государства, поэтому ее развитие ведет к развитию экономики страны в целом.

Таким образом, основная цель функционирования оборонно-промышленного комплекса заключается в обеспечении безопасности государства и его граждан через производство и поставку военного оборудования и оружия.

Анализ рынка оборонно-промышленного комплекса позволяет оценить текущее состояние этой отрасли, выявить ее особенности и перспективы развития в России в современных условиях. Сегодня в мире наблюдается рост интереса к военным технологиям и оружию, что приводит к увеличению спроса на продукцию оборонно-промышленного комплекса. В то же время, этот рынок характеризуется высокой конкуренцией и быстрыми технологическими изменениями. Поэтому для того, чтобы быть успешным на рынке ОПК, необходимо иметь высокий уровень технологического развития, эффективную систему управления, а также компетентную команду специалистов.

Согласно отчетам Министерства промышленности и торговли РФ, в 2020 году выручка от реализации продукции ОПК составила 2,9 трлн рублей [4]. В этой сумме доля экспорта составила 18,7%, что свидетельствует о том, что Россия успешно продвигает свою продукцию на международный рынок. К 2022 году Минобороны России на форуме «Армия-2022» было заключено 36 госконтрактов с предприятиями ОПК на сумму свыше 525 млрд рублей. В рамках международного военно-технического сотрудничества портфель заказов составил 592 млн 650 тыс. долл. и 1 млрд 770 млн рублей, что говорит о том, что одной из особенностей российской оборонной промышленности является ее сильная связь с государством [5]. Большая часть предприятий в этой отрасли находится под контролем государства и получает значительную финансовую поддержку от правительства. Это обеспечивает стабильность и предсказуемость на рынке оборонной промышленности, но также может приводить к зависимости от государственного заказчика и ограничивать инновационную деятельность.

Россия является одной из крупнейших стран в области оборонной промышленности, и она имеет множество преимуществ, включая наличие огромных ресурсов и технологий, а также богатый опыт в области производства военной техники. Современная российская оборонная промышленность представляет собой комплексную систему, включающую множество предприятий, научно-исследовательских институтов, университетов и других организаций, которые занимаются разработкой и производством военной техники и оружия.

В последние годы российская оборонная промышленность переживает период значительных изменений. Главным вызовом является необходимость обновления и модернизации производства в соответствии с новыми технологическими требованиями и требованиями рынка. Это требует значительных инвестиций в исследования и разработки, а также в модернизацию производственных мощностей. Помимо необходимости модернизации, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются ОПК в данной отрасли. Одной из таких проблем является низкая эффективность производства. В России до сих пор существует устаревшее оборудование, что снижает производительность и качество производимой продукции. Это приводит к тому, что российские оборонные компании не всегда могут конкурировать на мировом рынке. Также снижение конкуренции происходит за счет недостатка квалифицированных кадров. Россия столкнулась с проблемой недостатка квалифицированных специалистов в ОПК. Это связано с тем, что не все выпускники технических вузов заинтересованы в работе в оборонной отрасли. Еще одной проблемой является зависимость от импорта. В России до сих пор существует зависимость от импорта некоторых компонентов для производства оборонной техники и вооружения. Это приводит к тому, что при санкциях со стороны западных стран, производство может быть затруднено. Тем не менее, в 2022 году начали активно развивать производство компонентов отечественного производства.

На ОПК России оказывают влияние ряд факторов:

· Политические факторы: оборонная промышленность России зависит от глобальных политических процессов и геополитических сдвигов. Например, ухудшение международной обстановки может привести к увеличению военных расходов и повышению интереса к современным военным технологиям, что может способствовать развитию оборонной промышленности.

· Экономические факторы: экономические факторы, такие как инфляция, курс валюты, уровень инвестиций и бюджетное финансирование, также оказывают влияние на оборонную промышленность России. Например, нестабильность в экономике может привести к сокращению финансирования и задержкам в производстве.

· Социальные факторы: общественное мнение и отношение к оборонной промышленности также могут оказывать влияние на ее развитие. Российские компании должны учитывать мнение общественности и стремиться улучшить свою репутацию, предоставляя безопасные и качественные продукты и услуги.

· Технологические факторы: развитие научных и технологических достижений имеет большое значение для оборонной промышленности. Научные исследования, разработка новых материалов и технологий, а также создание современного оборудования и вооружений - все это является необходимым для обеспечения высокой эффективности оборонной промышленности.

Внутренние факторы, влияющие на рынок ОПК, могут включать в себя следующие:

§ Финансовое положение компаний: финансовые результаты компаний, их рентабельность и финансовое состояние могут повлиять на их конкурентоспособность и способность инвестировать в новые технологии и разработки.

§ Кадровая политика: наличие высококвалифицированных специалистов — это один из важнейших факторов, определяющих успех оборонной промышленности. Уровень профессионализма, квалификация и опыт работников оказывают прямое влияние на качество и эффективность производства.

§ Инновации и разработки: внедрение новых технологий, инновационных разработок, поиск новых решений и идей могут повысить конкурентоспособность компаний.

Проведем оценку данных факторов с помощью матрицы решений PESTLE.

Таблица 1

Оценка факторов, влияющих на состояние ОПК

Факторы
Положительные аспекты
Отрицательные аспекты
Политический
Поддержка государственных программ в области обороны и вооружения;
Укрепление роли России на международной арене в области обороны и безопасности.
Санкции со стороны большинства стран, ограничивающие импорт технологий и оборудования;
Политическая напряженность, ограничивающая экспорт оборонной продукции
Экономический
Ключевой сектор экономики;
Повышение спроса на оборонную продукцию в сложившейся ситуации
Недостаточное финансирование и инвестирование в научно-технический прогресс;
Увеличение стоимости производства и снижение спроса на оборонную продукцию в связи с экономическими кризисами
Социокультурный
Высокий уровень профессионализма и квалификации кадров в оборонной промышленности;
Высокий уровень научно-технического потенциала и наличие технических университетов и институтов.
Низкая привлекательность оборонной промышленности как работодателя из-за высокого уровня риска и сложности работ;
Риск потери квалифицированных кадров из-за низких зарплат и условий труда.
Технологический
Высокий уровень технологической оснащенности и наличие научно-исследовательских центров в оборонной промышленности;
Возможности для разработки новых технологий и материалов
Необходимость постоянного обновления и модернизации технологической базы;
Ограничения на импорт технологий и оборудования, которые могут затруднить разработку новых технологий.
Юридический
Существование законодательства, регулирующего деятельность оборонной промышленности; наличие международных договоров и соглашений, регулирующих экспорт и импорт оборонной продукции
Риски связанные с нарушением законодательства и санкций со стороны других стран; бюрократические препятствия и неэффективность государственного управления
Экологический
Существование экологических стандартов и нормативов, регулирующих деятельность оборонной промышленности; наличие программ по снижению вредного влияния на окружающую среду
Недостаточное финансирование и внимание к экологическим проблемам в оборонной промышленности; высокий уровень загрязнения окружающей среды в некоторых регионах из-за деятельности оборонной промышленности
Источник: Составлено автором

Из матрицы PESTLE решений для оборонной промышленности России можно сделать несколько выводов. Во-первых, хотя существует несколько отрицательных факторов, таких как санкции, недостаточное финансирование научно-технического прогресса, низкая привлекательность оборонной промышленности и высокие затраты на исследования и разработки, все же существуют многочисленные положительные аспекты. К таким факторам относятся поддержка программ в обороне, высокий уровень технологической оснащенности, наличие законодательства и соглашений, регулирующих деятельность оборонной промышленности, а также существование экологических стандартов и нормативов. Во-вторых, хотя некоторые отрицательные факторы могут оказать значительное влияние на оборонную промышленность России, такие как санкции и неэффективность государственного управления, наличие положительных факторов позволяет смягчить их влияние на отрасль. В-третьих, существует потенциал для дальнейшего улучшения состояния оборонной промышленности России. В частности, увеличение финансирования научно-технического прогресса и экологических программ, а также более эффективное управление государственными ресурсами могут помочь улучшить положительные аспекты и снизить негативные факторы в отрасли. Таким образом, матрица PESTLE решений для оборонной промышленности России демонстрирует необходимость уделять внимание не только отрицательным факторам, но и положительным аспектам, а также потенциалу для улучшения состояния отрасли.

Несмотря на существующие проблемы, у рынка ОПК в России существуют положительные перспективы развития:

· Модернизация вооружений и военной техники. Российские военные технологии имеют хорошую репутацию на мировом рынке, и правительство продолжает вкладывать средства в их модернизацию. Развитие космической отрасли. Россия является лидером в мировой космической индустрии, и в последние годы правительство активно вкладывает средства в эту отрасль [1];

· Развитие космической отрасли также имеет огромный потенциал в развитии других отраслей экономики;

· Развитие кибербезопасности. Кибербезопасность является одним из главных приоритетов для многих государств, включая Россию. ОПК России имеет большой потенциал в этой области, и правительство продолжает вкладывать средства в развитие кибербезопасности [1];

· Развитие экспорта военной техники и оборонной продукции. Российские оборонные компании имеют огромный потенциал в экспорте своей продукции, особенно в страны с высокими потребностями в оборонных технологиях и вооружении;

· Развитие автоматизации производства. В свете растущей конкуренции на рынке ОПК, автоматизация производства может снизить затраты на производство и повысить его эффективность;

· Развитие внутреннего рынка. Российские оборонные компании также имеют потенциал для развития внутреннего рынка, например, за счет производства оборонной техники и снаряжения для национальной армии;

Как видно из вышеуказанных направлений развития, ОПК России имеет огромный потенциал для роста и развития в современных условиях.

Также следует отметить, что развитие российской оборонной промышленности напрямую связано с внутренней политикой государства в области обеспечения безопасности и поддержки национальных интересов. Важную роль в этом играют государственные программы, направленные на модернизацию и развитие отрасли.

Помимо четко проработанных стратегий, в 2020-2022 гг. были осуществлены следующие мероприятии:

· Развитие инноваций: В России также продолжалось активное развитие инновационной деятельности в оборонной отрасли. Были созданы новые технологии, в том числе в области беспилотных систем, кибербезопасности и искусственного интеллекта. Также продолжалось развитие научных исследований и обучение персонала.

· Создание инфраструктуры: Правительство Российской Федерации продолжило развивать инфраструктуру оборонно-промышленного комплекса, в том числе путем строительства новых производственных мощностей, ремонта и модернизации существующих предприятий, создания центров подготовки и переподготовки кадров. Также было уделено внимание развитию инфраструктуры транспортной логистики для обеспечения бесперебойной поставки продукции в военные части.

· Улучшение условий труда: были приняты меры по улучшению условий труда работников оборонной промышленности. В частности, были повышены зарплаты и выплаты стимулов, улучшены условия работы и охраны труда.

· Программа локализации производства: продолжалась реализация программы локализации производства, которая направлена на перенос производства оборонной продукции на территорию России. Цель программы - увеличение доли отечественных комплектующих и снижение зависимости от импорта.

Эти и другие мероприятия, принятые в России в 2020-2022 гг., способствовали укреплению позиций оборонно-промышленного комплекса и его дальнейшему развитию.

За последние два года крупнейшие оборонные компании России показали увеличение выручки всех показателей. В частности, в 2022 году ОАО «Рособоронэкспорт» поставила за рубеж вооружение на сумму 5,4 млрд долл [6]. Одновременно «Рособоронэкспорт» в 2022 году подписал контракты - портфели заказов на 52,9 млрд долл [6]. Данные показатели обусловлены увеличением объемов экспорта продукции, а также за счет внедрения новых технологий и повышения эффективности производства. Также в 2021 году выручка ОАО «Ростех» составила 2,06 трлн. руб., что на 9,9% больше, чем в предыдущем году. Компания является холдингом, объединяющим несколько десятков оборонных предприятий, и занимается разработкой и производством различной продукции для оборонного комплекса. Доля работ под продажи выросла в ОАО «Концерн «Калашников» с 31% в 2021 году до 51% в 2022 году [7].

Заключение. Перспективы развития ОПК России связаны с несколькими факторами. Во-первых, современные технологии предоставляют новые возможности для развития отрасли. Введение этих технологий может значительно улучшить производительность, снизить затраты и повысить конкурентоспособность продукции российских компаний. Во-вторых, Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, которые являются основой для развития нефтегазовой и химической промышленности. Однако, в связи с глобальными изменениями климата и растущей экологической осознанностью, необходимо переходить к более экологически чистым и эффективным технологиям добычи и переработки ресурсов. Третий фактор, который может способствовать развитию ОПК России, это поддержка государства. В последние годы российское правительство активно проводит политику поощрения инвестиций в отрасль, создания условий для развития научно-технического потенциала, а также поощрения экспорта продукции ОПК России на международный рынок.

В целом, перспективы развития ОПК России остаются положительными, несмотря на некоторые вызовы и проблемы. Российские предприятия ОПК имеют большой потенциал для увеличения объемов производства и экспорта военной техники и оружия, а также для развития новых технологий и материалов. Важно также продолжать работу по оптимизации производства и управлению предприятиями, а также сохранять и развивать кадровый потенциал отрасли. Только так можно обеспечить дальнейшее успешное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса.


Источники:

1. Ерасова Е.А. Оборонно – промышленный комплекс России: состояние и перспективы развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2013. – № 4. – c. 32-44.
2. Романов М.И. Динамика развития оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и перспективы // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 2. – c. 209-212.
3. Рогатин С.И. Оборонно-промышленный комплекс и потенциал его влияния на инновационное развитие экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2021. – № 4(50). – c. 5-9.
4. Объем экспорта российской военной продукции с начала 2020 года составил более $7 млрд. ТАСС: Новости в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/9267415?ysclid=lp1aaxhv7f64639964.
5. Синева М., Султанов Г., Азанов Р. Каким стал 2022 год для оборонно-промышленного комплекса России. ТАСС: Новости в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/16696305?ysclid=lo5hxksesf950554435.
6. Рособоронэкспорт поставил в 2022 году за рубеж военной техники на сумму $5,4 млрд. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/856687.
7. «Калашников» подвел итоги 2022 года. Официальный сайт Группы компаний «Калашников». [Электронный ресурс]. URL: https://kalashnikovgroup.ru/news/kalashnikov-_podvel_itogi_2022_goda?ysclid=lp1b7g3eu2595172379.
8. Дмитрак Н. Главные достижения оборонно-промышленного комплекса России в 2021 году. ТАСС: Новости в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/13308629?ysclid=lp1at90way307637988.
9. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/.
10. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс
11. Глазкова В.В. Состояние и основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Электронный менеджмент в отраслях. – 2021. – № 4. – c. 16-23. – doi: 10.26425/2658-3445-2021-4-4-16-23.
12. Мешкова А.П., Вострикова Е.О., Милюшенко О.А. Торговое эмбарго и возможности для импортозамещения // Вестник Омского университета. – 2018. – № 1(61). – c. 35-44. – doi: 10.25513/1812-3988.2018.1.35-44.
13. Грасмик К.И., Верховец О.А. Инновационное постоянство в деятельности российских компаний // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 9. – c. 84-90.
14. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О перспективных направлениях развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» №476-СФ от 10.11.2021. Council.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/130953/ (дата обращения: 01.09.2023).

Страница обновлена: 10.08.2024 в 23:41:16