Положение программ развития территорий в архитектуре системы госпланирования Казахстана

Искаков А.Е.1, Ткаченко И.Н.2
1 ТОО «Astana Aynasy», Казахстан, Нур-Султан
2 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Искаков А.Е., Ткаченко И.Н. Положение программ развития территорий в архитектуре системы госпланирования Казахстана // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 2. – С. 177-184. – doi: 10.18334/asia.5.2.41346.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326917

Аннотация:
В рамках настоящей работы предпринята попытка описания взаимосвязей между программами развития территорий и документами, включенными (и не включенными, но оказывающими прямое воздействие) в систему госпланирования в целях формирования основы для проведения дальнейших исследований данного инструмента госпланирования. Актуальность предложенной темы заключается как в недостаточной изученности системы государственного планирования Республики Казахстан со стороны современных исследователей, так и в объективном отсутствии структурированных сведений об архитектуре госпланирования Казахстана. К фундаментальным факторам, обуславливающим необходимость совершенствования системы госпланирования Казахстана традиционно относят декларативность заявляемых в документах целей, некачественную декомпозицию ключевых показателей и индикаторов, отсутствие гармонизации между уровнями планирования, занижение плановых показателей и т.д.

Ключевые слова: государственное планирование, программы развития территорий, развитие территорий, государственные программы, Республика Казахстан



Вопросы изучения взаимосвязей между элементами системы госпланирования и структурирования ее архитектуры рассматривался в работе Мут Ю.В. и соавторов [1] (Mut, Blinov, Goryaeva, Nikiforova, 2016), где в общих чертах представлены методологические подходы к разработке российских документов стратегического планирования, направленных на развитие регионов и населенных пунктов, но (несмотря на название работы) не раскрывающие пути обеспечения сбалансированности этих документов между собой, между различными категориями стейкхолдеров или согласованности документов в зависимости от хода развития социально-экономической ситуации.

Обращаясь также к изучению российских практик, примечательно, что Одинцова А.В. [2] (Odintsova, 2018) относит к факторам, сдерживающим развитие стратегического планирования на местном уровне в России: ограниченность экономических ресурсов, преобладание приоритетов вышестоящих органов над региональными приоритетами и соответствующее распределение средств, а также тенденцию передачи функций вышестоящих органов местным.

В целом можно утверждать, что данные факторы также представлены и в казахстанских реалиях, что отмечается в работах Вечкинзовой Е.А. [3; 4] (Vechkinzova, 2009). Данный автор позиционирует региональное управление как совокупность воздействий на различные сферы отношений в общественной жизни региона, в которых местные исполнительные органы выступают в роли тех, кто формулирует целевой образ экономических взаимоотношений в регионе и своим воздействием стимулирует изменения в существующих взаимоотношениях для приведения их к целевому состоянию.

Схожая позиция отмечается в работе Маркварт Э. [5] (Markvart, 2017), но автор указывает на важность обеспечения партисипативности на всех этапах жизненного цикла документов стратегического планирования. В случае же когда инструменты вовлечения различных стейкхолдеров носят формальный характер местное сообщество теряет доверие к исполнительной власти, что негативно сказывается на общественно-политической ситуации.

Наряду с вышеуказанными работами были изучены статьи казахстанских авторов, в частности Ли В.Д. [6] (Li, 2016), Абдыгаппаровой С.Б. и Адиловой А.М. [7] (Abdygapparova, Adilova, 2015), Кaфтункиной Н.С. и Попп Л.A. [8] (Kaftunkina, Popp, 2016), Косдаулетова Р.Е. [9] (Kosdauletova, 2016), Есенгельдина Б.С. и Катышева Д.М. [10] (Esengeldin, Katyshev, 2017). К сожалению, рассмотренные работы не имеют теоретической и практической ценности, носят описательный характер и достаточно ярко характеризуют текущее положение казахстанской экономической науки в целом. Эти работы имеют слабо проработанную методологию и в основном опираются на поверхностное изучение программных документов и формулируют актуальность заявленной тематики исходя из политической конъюнктуры.

Далее рассмотрим краткие результаты анализа положения основных документов, регламентирующих систему госпланирования в Казахстане – Постановление Правительства Республики Казахстан № 790 от 29 ноября 2017 года «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» [11] и Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан № 64 от 19 февраля 2018 года «О некоторых вопросах Системы государственного планирования в Республике Казахстан» [12].

Система госпланирования Казахстана состоит из трех уровней, где первый (наивысший) представляет собой совокупность генеральных целей, управленческих парадигм, общенациональных целевых индикаторов и показателей, определяющих развитие страны. К данной группе документов относятся:

· стратегия «Казахстан-2050»;

· стратегический план развития Республики Казахстан;

· прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;

· стратегия национальной безопасности.

Документы второго уровня представляют собой ряд документов, посредством которых массив национальных и отраслевых целевых индикаторов декомпозированы до уровня отдельных центральных и местных исполнительных органов. Документами второго уровня являются:

· прогноз социально-экономического развития;

· государственные программы.

Документами же третьего уровня, определяющими конкретные пути реализации вышестоящих документов, являются:

· стратегические планы центральных госорганов;

· программы развития территорий;

· стратегии развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.

Также существует ряд документов, не относящихся ни к одному из вышеуказанных уровней, но непосредственно участвующих в механизмах системы госпланирования, к которым относятся:

· концепции и доктрины;

· послания президента;

· общенациональные планы по реализации посланий;

· стратегическая карта национальных индикаторов;

· базовый перечень показателей программ развития территорий.

В целях более наглядной визуализации выявленных связей между вышеуказанными документами была составлена следующая схема, соответствующая фактической архитектуре системы госпланирования Республики Казахстан (рис. 1).

Рисунок 1. Архитектура системы госпланирования Казахстана (составлено автором)

В ходе анализа были установленные следующие связи программ развития территорий с другими элементами системы госпланирования (табл. 1).

Таблица 1

Связи программ развития территорий с другими элементами системы госпланирования Казахстана (составлено автором)

Документ
Связанные элементы
Вышестоящие
Равноуровневые
Нижестоящие
Внеуровневые
Программы развития территорий
· Стратегия «Казахстан-2050»
· Стратегический план развития Республики Казахстан
· Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны
· Стратегия национальной безопасности
· Прогноз социально-экономического развития
· Государственные программы
· Стратегические планы центральных госорганов
-
· Базовый перечень показателей

При этом следует отметить, что программы развития территорий делятся на два подуровня, где первым выступает региональный уровень: столица, город республиканского значения или область, а вторым выступает субрегиональный уровень: областной центр, город областного подчинения или район области.

В целом следует отметить, что программы развития территорий имеют наибольшее количество «входящих» в них документов – 8, на основании чего можно назвать их самым нижестоящим документом системы госпланирования. Для сравнения, стратегические планы центральных госорганов имеют только 6 «входов», а стратегии развития национальных управляющих холдингов, холдингов и национальных компаний – только 3.

Таким образом, можно утверждать, что региональное развитие в архитектуре системы госпланирования находится в подчиненном состоянии по отношению к целям, задачам и ориентирам, стоящим перед центральными госорганамии, положение данной категории документов идентифицировано в системе госпланирования в достаточной мере.

На основании результатов, представленных в настоящей работе, возможно проводить дальнейшие исследования по выявлению и категоризации стейкхолдеров, формулированию жизненного цикла программ, анализу их гармонизации со связанными документами и т.д.


Источники:

1. Мут Ю.В., Блинов Г.Н., Горяева Н.Г., Никифорова А.А. Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2016. – № 3. – c. 18-34. – url: http://spa.msu.ru/uploads/files/stati/mut_blinov_goryaev_nikiforova.pdf.
2. Odintsova A.V. The problems of institutionalizing municipal strategic planning // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5(97). – p. 99-109. – doi: 10.15838/ptd.2018.5.97.7.
3. Вечкинзова Е.А. // Вестник челябинского государственного университета. – 2009. – № 26. – c. 110-112. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vozdeystvuyuschie-na-effektivnost-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-v-respublike-kazahstan.
4. Вечкинзова Е.А. Институциональные основы оценки эффективности государственных, отраслевых и региональных программ в Республике Казахстан // Известия уральского государственного экономического университета. – 2009. – № 4(26). – c. 151-156. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-otsenki-effektivnosti-gosudarstvennyh-otraslevyh-i-regionalnyh-programm-v-respublike-kazahstan.
5. Маркварт Э. Участие жителей в стратегическом планировании -обременительная обязанность или нераскрытый потенциал? // Вестник экспертного совета. – 2017. – № 2(9). – c. 26-32. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-zhiteley-v-strategicheskom-planirovanii-obremenitelnaya-obyazannost-ili-neraskrytyy-potentsial.
6. Ли В.Д. Устойчивое развитие регионов – залог успешного функционирования государства. Вестник КазНУ. Серия экономическая. [Электронный ресурс]. URL: http://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/2260 (дата обращения: 07.11.2019).
7. Абдыгаппарова С.Б., Адилова А.М. Управление государственными проектами и программами. Вестник КазНУ. Серия экономическая. [Электронный ресурс]. URL: http://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/2807 (дата обращения: 07.11.2019).
8. Кaфтункинa Н.С., Попп Л.A. Трaектория рaзвития системы госудaрственного стрaтегического плaнировaния в Республике Кaзaхстaн. Вестник КазНУ. Серия экономическая. [Электронный ресурс]. URL: http://be.kaznu.kz/index.php/math/article/view/2517 .
9. Косдаулетова Р.Е. Эффективность государственных программ Республики Казахстан в устойчивом развитии национальной экономики. Вестник карагандинского университета. Серия экономика. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.ksu.kz/files_vestnik/Economy/Economy_4_84_2016.pdf (дата обращения: 07.11.2019).
10. Есенгельдин Б.С., Катышев Д.М. // Вестник карагандинского университета. Серия экономика. – 2017. – № 1. – url: http://vestnik.ksu.kz/files_vestnik/Economy/Economy_1_85_2017.pdf.
11. Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан. Информационно-правовая система «Әділет». [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000790 (дата обращения: 16.11.2019).
12. О некоторых вопросах Системы государственного планирования в Республике Казахстан. Информационно-правовая система «Әділет». [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016493 (дата обращения: 16.11.2019).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:45:39