Мультипликативные эффекты в аспекте мониторинга финансово-экономических угроз технологическому развитию страны

Еремин В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028121

Аннотация:
В работе предложена логическая цепочка, основанная на том, что реализация финансово-экономических угроз влияет на технологическое развитие страны через сокращение ресурсного потенциала технологического развития регионов. При этом данное влияние складывается из двух эффектов: прямого и косвенного. Прямой эффект заключается в том, что снижение ресурсного потенциала за счет реализации анализируемых угроз приводит к сокращению объемов валового продукта региональных экономик. Косвенный эффект реализуется за счет мультипликативного распространения негативного прямого эффекта на отрасли региональной экономики непосредственно и опосредованно связанные с пострадавшими от реализации угроз. Кроме этого, косвенный эффект реализуется в результате сокращения величины регионального мультипликатора инвестиций. В работе представлены модели, позволяющие оценить мультипликативное влияние реализации финансово-экономических угроз технологическому развитию отраслей региональной экономики, определены показатели влияния этих угроз, подлежащие мониторингу

Ключевые слова: технологическое развитие, финансовые угрозы, экономические угрозы, мультипликатор инвестиций, санкции, мониторинг угроз

JEL-классификация: H110, H560, А130



Введение

Мониторинг финансово-экономических угроз технологическому развитию государства является критически важным аспектом обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития экономики. Финансово-экономические угрозы включают широкий спектр факторов – от макроэкономических рисков и финансовых кризисов до киберугроз и зависимости от иностранных технологий. Постоянное отслеживание и оценка этих угроз позволяет государству своевременно реагировать на потенциальные риски, минимизировать ущерб и обеспечить стабильное развитие технологического сектора.

Проведение мониторинга этих угроз непосредственно связано с технологическим суверенитетом страны. Сегодня Россия активно стремится развивать собственные технологии во многих областях, включая информационные системы, энергетику, транспорт и оборонные комплексы. Однако этот процесс сталкивается с рядом препятствий, связанных с внешними факторами – санкциями, ограничениями экспорта высокотехнологичных товаров и попытками блокирования доступа к ключевым технологиям.

Без конкретных точек приложения финансово-экономических угроз технологическому развитию страны, их анализ, на наш взгляд, является несколько теоретизированным. Так как угрозы действуют на конкретные предприятия, конкретные лаборатории, конкретные технологии. Но подобный микроэкономический уровень анализа, включающий в себя перечисление конкретных технологий и предприятий, представляется нам излишне подробным для такой достаточно глобальной темы. Следовательно, для определения масштаба анализа, необходимо определить – на какой аспект технологического развития страны в первую очередь действуют финансово-экономические угрозы. На наш взгляд ключевой точкой, объединяющим аспектом такого действия является ресурсный потенциал.

Воздействуя на ресурсный потенциал, финансово-экономические угрозы воздействуют непосредственно на объемы и источники финансирования технологического развития. Воздействуют на обеспечение этого развития кадрами, воздействуют на обеспечение этого развития материалами и т.п. При этом указанная выше необходимость избегать излишней детализации анализа при его одновременной практической направленности, стимулирует нас к выбору регионального уровня мониторинга. Исходя из вышеуказанного, в представленной ниже работе исследуются мультипликативные аспекты воздействия финансово-экономических угроз на ресурсный потенциал технологического развития российских регионов.

Уточнение определений

Проведенный анализ научных работ и нормативной правовой документации позволяет сделать вывод об отсутствии четкого определения понятия «угроза технологическому развитию». Лишь в отдельных работах встречается определение этого термина, где угроза технологическому развитию рассматривается как фактор, который способен негативно повлиять на научно-технологическую безопасность страны и её способность к инновационному развитию [2]. В основном масштабе работ исследователи, игнорируя определение понятия «угроза технологическому развитию», переходят непосредственно к перечислению таких угроз.

В рамках проанализированной нормативной правовой документации максимально приближенным к искомому определению является данное в Концепции технологического развития на период до 2030 г. определение: «вызовы технологического развития» – «объективно требующая реакции со стороны государства и общества совокупность проблем, угроз и возможностей в области разработки и внедрения технологий, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы без структурных изменений исключительно за счет увеличения ресурсов» [8].

Отметим схожее с искомым определением термина «угроза технологическому развитию, определение термина «угроза технологической безопасности, представленное на сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям. Согласно данному определению, «угроза технологической безопасности» – «реальная возможность наступления опасного состояния в технологическом развитии страны, региона, отрасли или предприятия, грозящего причинением ущерба технологической базе, технологическому укладу и технологической независимости» [16].

Отсутствие четких определений подчеркивает актуальность формирования авторского определения искомого термина. Отметим, что существующие трактовки понятия «угроза» исходят из потенциальности действия угрозы – таблица 1. Подобный подход необходим и в авторском определении.

Таблица 1 – Определения термина «угроза»

Определение. Угроза это:
Источник
«обещание причинить зло, неприятность; возможность возникновения чего-либо неприятного, тяжелого»
Ефремова Т.Ф. [7]
«реальная возможность обусловленных внешними факторами деструктивных изменений в отношении значимых и ценных для общества и личности объектов, субъектов, состояний»
Цыглакова Е.А. [14, с. 35]
«объективно существующая возможность нанести какой-либо ущерб личности, обществу, государству»
Пирумов В.С. [11, с. 7]
«возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости»
Ярочкин В.И. [17, с. 32]
«совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба»
Гриняев С. Н., Мареев П. Л., Медведев Д. А. [3, с. 49]
«наибольшая вероятность наступления негативных последствий»
Ефимова А.А., Герасимова Н.А. [6, с. 215]
Источник: составлено авторами на основе цитируемых исследований

Проведенный анализ позволил сформировать следующее авторское определение. Угроза технологическому развитию — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые могут препятствовать устойчивому росту и инновационному прогрессу в научно-технической сфере государства или организации. Она включает факторы, снижающие конкурентоспособность продукции и услуг, замедляющие внедрение новых технологий, создающие препятствия эффективному использованию ресурсов и обеспечивающие зависимость от зарубежных решений и компонентов.

Существующие подходы авторов к трактовке понятия «мониторинг», наоборот, достаточно разнообразны. Авторы-экономисты определяют мониторинг как надзор [18], диагностику [12], контроль [10, c. 182], наблюдение [19], технологию [1], управленческий процесс [13].

Мы рассматриваем мониторинг как одну из частей управленческого процесса. Рассматривать мониторинг как технологию, на наш взгляд, излишне академично, что не позволяет учесть необходимую гибкость мониторинговых процессов. Подход «мониторинг как надзор» больше подходит для связки «контроль-стимулирование». Подход «мониторинг как наблюдение» излишне пассивен. Исходя из этого, под мониторингом угроз с учетом специфики данной работы мы понимаем процесс непрерывного отслеживания, анализа, оценки и контроля факторов экономической и финансовой природы, которые могут негативно повлиять на уровень технологического развития в экономике страны в целом или в ее отдельной отрасли.

Определение понятия «мультипликативный эффект» дано автором в предыдущих исследованиях. Под таким эффектом подразумевается «величина прироста ВРП, наблюдаемая в ответ на прирост инвестиций в региональную экономику (в рамках данной работы – в формирование ресурсного потенциала региона)» [4, с.10]. «От объема и направления действия мультипликативного эффекта зависит величина регионального мультипликатора инвестиций – это коэффициент, который показывает на какое количество единиц увеличивается ВРП в расчете на одну наблюдаемую единицу инвестиций в региональную экономику (формирование ее ресурсного потенциала)» [4, с.11].

При этом «под ресурсным потенциалом региональной экономики понимается возможность использования ресурсов для обеспечения регионального производства» [15, с. 101].

Информационные основы мониторинга финансово-экономических угроз технологическому развитию

Мониторинг финансово-экономических угроз технологическому развитию на региональном уровне должен базироваться на перечне этих угроз, воздействующих на ресурсный потенциал технологического развития. Каждая из этих угроз характеризуется определенным перечнем показателей. Формирование перечня угроз и характеризующих их показателей предлагается осуществлять на основе комбинации двух подходов «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

Первый подход «сверху-вниз» основан на вычленении финансово-экономических угроз технологическому развитию из текста нормативных-правовых документов путем контекстного анализа данного текста. Так, например в тексте Стратегии развития станкоинструментальной промышленности до 2035 года есть ссылки на следующие финансово-экономические угрозы технологическому развитию:

- угроза сокращения объема отечественных инвестиций в НИР и ОКР, обусловленная нехваткой собственных ресурсов для финансирования проектов в сфере технологического развития – формирует нехватку финансовой составляющей регионального ресурсного потенциала;

- угроза недостаточной емкости внутреннего рынка – также формирует нехватку финансовой составляющей, реализующуюся через проблемы с окупаемостью, невозможность использовать операционный рычаг при производстве высокотехнологичной продукции;

- угроза несогласованности приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки (отсюда угроза распыления финансовых и экономических ресурсов без получения должного результата);

- угроза критической зависимости ряда российских организаций от импорта технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития (создает нехватку экономических ресурсов для формирования ресурсного потенциала требуемого объема и структуры) и т.п. [15].

В тексте Концепции технологического развития на период до 2030 года есть отсылки к следующим финансово-экономическим угрозам технологического развития:

- угроза недостаточной адаптивности отечественной экономики к системным глобальным трендам, формирующая структурную деформацию отечественной экономики – может привести к формированию неэффективной структуры распределения ресурсного потенциала региона по направлениям технологического развития;

- угроза системных нарушений баланса спроса и предложения на глобальных товарных рынках, включая применение протекционизма – оказывает инфляционное давление на процессы формирования регионального ресурсного потенциала;

- угроза низкой мотивация компаний и корпораций к исследованиям и технологическим инновациям – снижает научно-инновационную составляющую ресурсного потенциала региона;

- угроза технологической деградации производственных систем, в том числе из-за сокращения поставок инвестиционного оборудования и технологий, что делает технически невозможной реализацию ряда инвестиционных проектов (снижает материально-техническую составляющую ресурсного потенциала региона) и т.п. [8].

Наряду с вышерассмотренными документами для вычленения финансово-экономических угроз технологическому развитию страны методом «сверху-вниз» могут быть рассмотрены следующие нормативные правовые документы:

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года;

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года;

Стратегия пространственного развития до 2030 г.;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 г. и т.п.

При этом предложенное вычленение финансово-экономических угроз технологическому развитию страны из текста нормативных правовых документов должно быть дополнено анализом ситуации «на местах», на основе подхода «снизу-вверх». В рамках этого подхода анализируются опросы предпринимателей, данные отечественной статистики, отчеты отечественных и зарубежных экспертов, данные отечественных корпораций и объединений предприятий, данные региональных органов власти. Задача такого анализа – идентифицировать финансово-экономические угрозы формированию ресурсного потенциала технологического развития на региональном уровне с позиций непосредственных акторов этого развития. Примером данных такого опроса, позволяющим вычленить искомые угрозы, являются данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы на вопрос «Какие санкционные проблемы ограничивают технологическое развитие Вашей компании?» (сумма ответов превышает 100%), %

Период
Апр.-май 2022 г.
Ноя.-дек. 2022 г.
Апр.-май 2023 г.
Ноя.-дек. 2023 г.
Апр.-май 2024 г.
Ноя.-дек. 2024 г.
Трудности с получением импортного сырья и комплектующих, необходимость их замены
67,4
70,5
61,9
59,5
64,2
62,4
Серьезное удорожание импорта
40,3
38,6
44,4
44,4
46,3
47,7
Сокращение возможностей для экспорта продукции
17,1
27,3
13,5
23,8
21,6
17,4
Падение платежеспособного спроса внутри России
38,8
38,6
34,1
26,2
23,9
32,9
Рост цен внутри страны
62
48,5
61,1
57,1
58,2
57
Удорожание кредита
32,6
15,9
15,9
27,8
37,3
45
Трудности с привлечением иностранных инвесторов
1,6
3
3,2
1,6
5,2
3,3
Ограничения в импорте технологий, замедление темпов технологической модернизации
22,5
23,5
17,5
20,6
25,4
21,5
Повышение общей неопределенности в экономике
44,2
55,3
45,2
43,7
38,8
37,6
Другое
3,1
1,5
5,6
4,8
6,7
3,3
Источник [9]

Совокупное применение указанных подходов на практике позволит сформировать необходимый для проведения мониторинга перечень финансово-экономических угроз формированию ресурсного потенциала регионального технологического развития, а также – перечень конкретных показателей, характеризующих каждую угрозу, и подлежащих мониторингу.

Мультипликативная составляющая действия финансово-экономических угроз

Выделенные финансово-экономические угрозы, в случае их реализации, способны оказать негативное влияние на ресурсный потенциал регионального экономического развития. Способны снизить инвестиции в формирование этого потенциала и, таким образом, сократить объем ресурсов доступных для технологического развития экономики региона. При этом существующие исследования не рассматривают мультипликативную составляющую этого процесса. Тогда как сокращение инвестиций в конкретную точку формирования ресурсного потенциала технологического развития региона приведет к сокращению формирования данного потенциала не только в этой точке, но и в непосредственно и опосредованно связанных с ней точках на отраслевой карте экономики региона. Это сокращение произойдет по цепочкам трансформации «доходы-расходы», являющимся основой процесса распространения мультипликативного эффекта в экономике региона.

Действие финансово-экономических угроз технологическому развитию приводит к сокращению инвестиций в формирование ресурсного потенциала этого развития в конкретной точке региональной экономики. В свою очередь, сокращение инвестиций в этой точке приводит к сокращению ее заказов на оборудование, материалы, кадры и т.п. ресурсы для осуществления технологического развития. В свою очередь, поставщики этих ресурсов (определим их как группу поставщиков 1) столкнуться с падением своих доходов и, как следствие, сократят объем собственного потребления ресурсов, включая высокотехнологичные, необходимых для осуществления собственной деятельности. Следовательно, поставщики эти ресурсов (группа поставщиков 2) также столкнутся с падением своих доходов и сократит закупки у своих поставщиков (группа поставщиков 3) и так далее по цепочке.

С учетом того, что изначально речь идет о технологическом развитии, большая часть поставок в рамках этих цепочек будет поставкой высокотехнологичной продукции и ресурсов для ее производства. Следовательно, реализация финансово-экономических угроз технологическому развитию через их воздействие на формирование ресурсного потенциала в одной точке региональной экономики способна распространиться на другие точки данной экономики и связанных с ней экономик других регионов.

Выявленная мультипликативная составляющая анализируемых угроз отсутствует в нормативных-правовых документах. Отсутствует она и при анализе «снизу-вверх», так как представители бизнеса, отраслевые эксперты, по большей части рассматривают анализируемые угрозы в контексте своего вида производства, своей отрасли, не включая в анализ цепочки межотраслевого и межрегионального взаимодействия. В сложившейся ситуации мультипликативное распространение эффекта реализации финансово-экономических угроз технологическому развитию региональной экономики выпадает из анализа. Тогда как это распространение само является финансово-экономической угрозой технологическому развитию.

Тем не менее, выявления новой угрозы недостаточно. Для мониторинга необходимо формализовать действие этой угрозы на технологическое развитие страны. Отметим, что мультипликативные эффекты формирования ресурсного потенциала технологического развития могут быть положительными и отрицательными. При стимулировании технологического развития положительное действие этих эффектов заключается в том, что данное развитие действием эффекта мультипликатора будет стимулироваться не только в точке целенаправленного развития, но и в связанных с ней точках региональной экономики. В результате во всех этих точках будет наблюдаться дополнительное мультипликативное технологическое развитие и рост ВРП.

Отрицательное действие мультипликативных эффектов заключается в том, что, распространяясь на точки региональной экономики, связанные с целенаправленно развиваемой, они увеличивают доход в этих точках и спрос на ресурсы. Это способно сформировать повышенную конкуренцию за ресурсы, дефицит ресурсов и рост их стоимости. Инфляция и дефицит ресурсов способны затормозить реализацию проектов технологического развития не только в точке целенаправленного развития, но и связанных с ней точках, оказывая негативную динамику на величину валового регионального продукта.

Отметим, что при снижении темпов регионального технологического развития за счет реализации финансово-экономических угроз описанные выше эффекты меняют знак. Положительные эффекты становятся отрицательными, а отрицательные – положительными.

Исходя из вышеуказанного предлагается мультипликативный эффект реализации финансово-экономических угроз технологическому развитию региональной экономики определять исходя из влияния динамики отдельных отраслей этой экономики на величину ВРП по следующей схеме рисунок 1.

Рисунок 1 – Схема влияния на ВРП мультипликативного эффекта реализации финансово-экономических угроз технологическому развитию региональной экономики

Источник: составлено автором

При этом определение величины мультипликатора региональной экономики предлагается осуществлять по формуле (1):

(1)

где М – коэффициент регионального мультипликатора инвестиций;

О – региональный отток из процесса распространения мультипликативного эффекта на территории региона (равен сумме предельной склонности к сбережению и предельной величины налоговых выплат);

А – величина регионального акселератора инвестиций.

Определение влияния отраслевого производства на величину мультипликатора предлагается осуществлять по формуле (2):

(2)

где: n – количество видов производимой в регионе продукции;

влi – влияние i-го вида производимой в экономике анализируемого региона продукции на величину регионального мультипликатора инвестиций (при этом производство зависит от ресурсного потенциала);

дi – доля i-го вида производимой продукции в общем объеме производства продукции экономикой анализируемого региона.

Формулы (1) и (2) апробированы, на их основе рассчитано влияние на величину регионального мультипликатора инвестиций структуры регионального производства Новгородской области – таблица 3.

Акцентируем внимание на том, что знаки коэффициентов влияния, представленных в таблице 3, характерны для роста соответствующих отраслей региональной экономики. Для сокращения этих отраслей в результате реализации финансово-экономических угроз формированию их ресурсного потенциала, знаки коэффициентов изменятся на противоположные.

Таблица 3 – Влияние на величину регионального мультипликатора инвестиций структуры регионального производства Новгородской области

Производство
Влияние
пищевых продуктов, напитков, табачных изделий
0,0617
текстильное и швейное; кожи и изделий из кожи
-0,0784
изделий из дерева, кроме мебели, обработка древесины
-0,0075
бумаги и бумажных изделий; полиграфия, копирование носителей информации
-0,0232
кокса и нефтепродуктов; резиновых и пластмассовых изделий, химических веществ
0,0328
прочей неметаллической минеральной продукции
0,0034
металлургическое; готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
0,0118
электро, электронного и оптического оборудования
-0,0081
машин, транспортных средств и оборудования
0,023
Прочие виды обрабатывающих производств, включая производство мебели и ремонт машин
0,0532
Источник [5]

Рассчитанное в цитируемой работе значение мультипликатора инвестиций Новгородской области составило 2,477 в 2021 г. Возьмем это значение в качестве основы для расчетов.

Пусть негативное влияние реализовавшихся в 2021 г. финансово-экономических угроз на ресурсный потенциал технологического развития Новгородской области привело к непосредственному сокращению ВРП анализируемого региона на 3 млрд. руб. При этом на 1,2 млрд. руб. сократился объем производства пищевых продуктов, и 1,8 млрд. руб. сократился объем производства машин и транспортного оборудования. Таким образом, структура этого сокращения, следующая:

- производство пищевых продуктов – сокращение 1,2 млрд. руб. / 3 млрд. руб. = 0,4;

- производство машин и транспортных средств – сокращение 1,8 млрд.руб. / 3 млрд.руб. = 0,6.

Согласно коэффициентам таблицы 3 такое распределение сокращение производства приведет к следующему изменению величины регионального мультипликатора инвестиций:

Вследствие чего потери ВРП в 3 млрд. руб. будут не только мультипликативно усилены на сумму:

за счет потерь в прочих отраслях региональной экономики. Но и приведут к дополнительным потерям за счет сокращения мультипликативного эффекта на сумму:

Таким образом, совокупный (прямой и косвенный) объем потерь региональной экономики составит:

3 млрд.руб. + 7,431 млрд. руб. + 0,114 млрд. руб. = 10,545 млрд. руб.

Исходя из вышеуказанного, подлежащими мониторингу показателями, характеризующими мультипликативный эффект реализации финансово-экономических угроз технологическому развитию региональной экономики, являются значение регионального мультипликатора и показатели отраслевого влияния на это значение. Для Новгородской области эти показатели представлены в таблице 3. Отметим их изменчивость в динамике, подлежащую мониторингу.

Акцентируем внимание на наличие в таблице 3 отрицательных значений коэффициентов. Они означают, что инвестиции в отрасли с такими значениями сократят величину мультипликатора инвестиций и, тем самым, сформируют негативный мультипликативный эффект. Причина этого указана выше – повышенная конкуренция за ресурсы, формирующая инфляционное давление.

Но это не означает, что воздействие финансово-экономических угроз на ресурсный потенциал технологического развития этих отраслей благоприятно для региональной экономики. Кратковременно, сокращение объемов производства этих отраслей действительно может оказать позитивное воздействие на величину регионального мультипликатора за счет снижения конкуренции за ресурсы – данные отрасли получат меньше ресурсов, что высвободит ресурсы для технологического развития других отраслей, обладающих положительным значением коэффициента, характеризующего влияние их выпуска на величину регионального мультипликатора инвестиций. Но значения этих коэффициентов изменчивы в динамике. Сокращение темпов технологического развития отраслей с отрицательными значениями анализируемых коэффициентов, сократит вклад этих отраслей в региональную экономику, что приведет к росту потребности в их развитии. И, как следствие – вызовет рост значений анализируемых коэффициентов, трансформируя эти значения из отрицательных в положительные. В результате этой трансформации реализация финансово-экономических угроз развитию этих отраслей сформирует негативный мультипликативный эффект для региональной экономики.

Заключение

Представленный анализ позволяет сделать вывод о том, что реализация финансово-экономических угроз технологическому развитию России осуществляется по достаточно сложной схеме. Реализация этих угроз оказывает негативное влияние на региональные экономики. Прежде всего – на их ресурсный потенциал, необходимый для технического развития. При этом сокращение этого потенциала для конкретных отраслей региональной промышленности приводит к формированию прямого и косвенного негативных эффектов.

Прямой эффект заключается в снижении ВРП отраслей региональной экономики, столкнувшихся с реализацией анализируемых угроз. Косвенный эффект заключается в мультипликативном распространении негативного прямого эффекта на отрасли прямо и косвенно связанные с пострадавшими. При этом косвенный эффект состоит из двух составляющих – непосредственно мультипликативного эффекта и эффекта изменения величины мультипликатора. Данные эффекты предлагается учитывать при осуществлении мониторинга финансово-экономических угроз технологическому развитию на региональном уровне.


Источники:

1. Байдова Н.В., Копылова Л.Я. Диагностика и мониторинг угроз экономической безопасности // Научное обеспечение технологического прорыва: теория, практика, прогнозы: Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». Петрозаводск, 2020. – c. 21-31.
2. Войтович Н.В. Научно-технологическая безопасность: понятие, сущность и зарубежный опыт ее обеспечения // Научные труды Белорусского государственного экономического университета: Выпуск 16. – Минск: Колорград. Минск, 2023. – c. 67-74.
3. Гриняев С. Н., Мареев П. Л., Медведев Д. А. Национальная безопасность России: сущность, виды, понятийный аппарат. / Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. - М.: АНО ЦСОиП, 2021. – 172 c.
4. Еремин В.В. Методология управления динамикой валового регионального продукта путем воздействия на мультипликативные эффекты формирования ресурсного потенциала региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2025. – № 2. – c. 7-16. – doi: 10.26726/rppe2025v2mtdot.
5. Еремин В.В. Мультипликативное влияние формирования ресурсного потенциала на величину валового регионального продукта // Современная конкуренция. – 2024. – № 6. – c. 97-110. – doi: 10.37791/2687-0657-2024-18-6-97-110.
6. Ефимова А.А., Герасимова Н.А. Общая характеристика экономической категории угроза экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Белгород: БГНИУ. Белгород. Белгород, 2018. – c. 215–218.
7. Значение слова «угроза». Толковый словарь Ефремовой. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/word/ugroza.html (дата обращения: 25.04.2025).
8. Концепция технологического развития на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р (ред. от 21.10.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 25.04.2025).
9. Кувалин Д.Б., Зинченко Ю.В., Лавриненко П.А., Ибрагимов Ш.Ш., Зайцева А.А. Российские предприятия в конце 2024 года: обострение проблем в условиях внешнеэкономических санкций и высокой ключевой ставки. Проблемы прогнозирования. – 2025. – Препринт. [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/publication/rossijskie-predpriyatiya-v-kontse-2024-vysokaya-klyuchevaya-stavka/ (дата обращения: 25.04.2025).
10. Митяков Е.С. Концепция мониторинга экономической безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции– Нижний Новгород. Нижний Новгород, 2019. – c. 182-186.
11. Пирумов B. C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. – 1993. – № 1. – c. 7-16.
12. Сенчагов В. К., Лев М. Ю., Гельвановский М. И., Рубин Б. В., Иванов Е. А., Караваева И. В., Колпакова И.А., Павлов В.И., Рогова О.Л., Вайвер Ю.М., Казанцев С. В. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. - Москва: Маска, 2017. – 140 c.
13. Совик Л.Е. Реализация системного подхода к мониторингу бизнес-деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 3. – c. 227–230.
14. Цыглакова Е. А. Социология безопасности. - Балашов: Николаев, 2009. – 196 c.
15. Стратегия развития станкоинструментальной промышленности до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.11.2020 N 2869-р (ред. от 21.10.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367003/d7f346a788e604038806f4df667ee92c0a024147/ (дата обращения: 25.04.2025).
16. Угроза технологической безопасности. МЧС России. [Электронный ресурс]. URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/3084 (дата обращения: 25.04.2025).
17. Ярочкин В. И. Секьюритология: Наука о безопасности жизнедеятельности. - М.: Ось-89, 2000. – 400 c.
18. Katsikaris L., Parcharidis I. Monitoring and evaluation of the social economy // Journal of Community Positive Practices. – 2010. – № 10. – p. 84-92.
19. Poltorak A., Sirenko N., Prokopenko N., Melnik O., Trusevich I. //  Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. – 2019. – № 41. – p. 102-113. – url: http://doi.org/10.15544/mts.2019.10.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:33

 

 

Multiplicative effects of monitoring financial and economic threats to the country\'s technological development

Eremin V.V.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 7 (July 2025)

Citation:

Abstract:
The article proves that the realization of financial and economic threats affects the technological development of the country through a reduction in the resource potential of the technological development of the regions. At the same time, this influence consists of two effects: direct and indirect. The direct effect is that the reduction of resource potential due to the implementation of the analyzed threats leads to a reduction in the gross product of regional economies. The indirect effect is realized due to the multiplicative spread of a negative direct effect on the sectors of the regional economy directly and indirectly related to those affected by the implementation of threats. In addition, the indirect effect is realized as a result of a reduction in the size of the regional investment multiplier. The article presents models that make it possible to assess the multiplicative impact of the implementation of financial and economic threats to the technological development of regional economic sectors and identifies indicators of the impact of these threats to be monitored.

Keywords: technological development, financial threat, economic threat, investment multiplier, sanctions, threat monitoring

JEL-classification: H110, H560, А130

References:

Baydova N.V., Kopylova L.Ya. (2020). Diagnosis and monitoring of threats to economic security Scientific support of technological breakthrough: theory, practice, forecasts. 21-31.

Efimova A.A., Gerasimova N.A. (2018). General characteristics of the economic category threat to the economic security of the enterprise Economic security of socio-economic systems: challenges and opportunities. 215–218.

Eremin V.V. (2024). The multiplicative effect of the resource potential formation on the value of the gross regional product. Modern competition. 18 (6). 97-110. doi: 10.37791/2687-0657-2024-18-6-97-110.

Eremin V.V. (2025). Managing the dynamics of the gross regional product methodology by influencing the multiplicative effects of the formation the region resource potential. Regional problems of transforming the economy. (2). 7-16. doi: 10.26726/rppe2025v2mtdot.

Grinyaev S. N., Mareev P. L., Medvedev D. A. (2021). National security of Russia: essence, types, conceptual framework

Katsikaris L., Parcharidis I. (2010). Monitoring and evaluation of the social economy Journal of Community Positive Practices. (10). 84-92.

Mityakov E.S. (2019). The concept of monitoring economic security Russia's Economic security: problems and prospects. 182-186.

Pirumov B. C. (1993). Some aspects of the methodology of research on the problems of national security of Russia in modern conditions. Geopolitika i bezopasnost. (1). 7-16.

Poltorak A., Sirenko N., Prokopenko N., Melnik O., Trusevich I. (2019). Behavioral approach to monitoring the state of national financial security  Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. (41). 102-113.

Senchagov V. K., Lev M. Yu., Gelvanovskiy M. I., Rubin B. V., Ivanov E. A., Karavaeva I. V., Kolpakova I.A., Pavlov V.I., Rogova O.L., Vayver Yu.M., Kazantsev S. V. (2017). Optimization of indicators and thresholds in the development of financial, banking and price indicators in the economic security system of the Russian Federation

Sovik L.E. (2012). Implementing a systematic approach to monitoring of business activities. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3). 227–230.

Tsyglakova E. A. (2009). Sociology of Security

Voytovich N.V. (2023). Scientific and technological safety: the concept, essence and foreign experience of its provision Scientific papers of the Belarusian State University of Economics. 67-74.

Yarochkin V. I. (2000). Securitology: The science of life safety