The theory of economic security of a sovereign state in Russian academic science: on the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences

Karavaeva I.V.1
1 Институт экономики РАН

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 4 (April 2024)

Citation:

Abstract:
The article discusses the main trends of theoretical research on problems of economic security in Russian academic science of the post-Soviet period. It is shown that the scope and focus of research on the problems of economic security are clearly related to the current guidelines of economic development. A comprehensive study of the changes that have occurred in the system of challenges, risks and threats to the national security of the Russian Federation in the industrial, budgetary, financial, social and foreign policy spheres of economic relations over the past three decades is presented. Special attention is paid to the theoretical substantiation of the reasons for the formation of new challenges and threats to Russia's economic security based on the development of a global pandemic, the processes of aggravation of external sanctions pressure and the hybrid confrontation between Russia and Western countries. The actualization of the problems of ensuring the country's economic security and the need to develop its theoretical and methodological justification are substantiated. The growing importance of social and socio-political factors in the strategy of economic security of Russia as a sovereign state is analyzed; the main manifestations, trends and contradictions of this process are characterized.

Keywords: economic security theory, socio-economic security, advanced economic development strategy, economic and social development risk

JEL-classification: H110, H560, А130



Введение. В успешные, прогрессивные периоды развития хозяйственной деятельности суверенных государств экономическая безопасность как направление официальных теоретических исследований мало интересует ученых-экономистов. Необходимость изучения проблем экономической безопасности суверенного государства возникает в нестабильные, кризисные периоды развития национальных экономик, сопровождаемые резким обострением социальных отношений в обществе или вынужденным, подчас болезненным, изменением социальной структуры общества. Другим фактором, стимулирующим развитие теории экономической безопасности, становится, как правило, обострение глобального противостояния взаимодействующих в мирохозяйственной деятельности национальных экономик, форсированное развитие внешних конкурентных противоречий в периоды стагнации и депрессии, на фоне активного проявления различных социальных рисков на макро- и мезо- уровнях.

Формирование первичной концепции экономической безопасности России как суверенного государства в период 1990-х и 2000-х годов. В России очевидная потребность в официальной разработке вопросов экономической безопасности сформировалась в первой половине 1990-х годов, что было объективно обосновано формированием принципиально новой концепции и структуры национальной безопасности в условиях жесточайшего политического и экономического кризиса.

Впервые Совет Безопасности был учрежден еще в РСФСР в апреле 1991 г. съездом народных депутатов России вместе с должностью Президента РСФСР. Двумя годами позже, в Конституции России от 1993 года в статье 83 говорится о Совете Безопасности РФ как государственном органе управления, состоящим из высших государственных чиновников России и руководителей ведомств обороны и безопасности и возглавляемым президентом России. SCRF действует как форум для координации и интеграции политики национальной безопасности [7].

Затем последовал долгий путь выработки концепций национальной и экономической безопасности современной России, который только в 2010 г. ознаменовался принятием закона «О безопасности» от 2010 года, определившем правовой статус Совбеза РФ как «конституционного консультативного органа», занимающегося выработкой решений президента в области обороны и национальной безопасности России [5].

Существенное влияние на развитие этой области исследований в отечественной экономической науке в середине 1990-х гг. оказали работы академика Л. И. Абалкина, как написанные еще до официального закрепления в терминологии российской государственной политики категории «экономическая безопасность», так и опубликованные в период создания Совета Безопасности Российской Федерации и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [1].

Еще до создания Совета Безопасности РФ и принятия Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» выходит статья Л. Абалкина «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение», в которой он определил экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [8, с. 14]. В ответ на эту работу появляется целый ряд исследований таких авторов, как А. Архипов, А. Городецкий, Е. Бухвальд, В. Тамбовцев, В. Сенчагов и др., которые в рамках активного диалога дают мощный толчок к развитию исследований по вопросам экономической безопасности как с теоретической и концептуальной стороны, так и с сугубо практической на уровне хозяйствующих субъектов.

Параллельно с формированием концепции экономической безопасности в научной среде идет аналогичный процесс и на уровне государственной политики. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» появляется первое официальное определение категории «экономическая безопасность» как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [4]. В последующих документах были уточнены цель и объект стратегии экономической безопасности, а также угрозы и критерии достижения с конкретными целевыми и пороговыми значениями [2; 3; 5; 6]. Обозначенные в Указе Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Основных положениях) угрозы объективно совпадают с реальным положением дел экономики 1990-х, которая находилась в состоянии системного кризиса: рост неравенства по доходам населения и увеличение численности бедных; отсутствие системности и сбалансированной структуры экономики; рост регионального неравенства; ухудшение криминогенной обстановки в обществе и хозяйственной деятельности.

Несмотря на столь интенсивную разработку проблематики экономической безопасности, в 2000-е гг. интерес властных структур существенно снижается к развитию данной предметной отрасли экономической теории на фоне нарастания темпов восстановительного роста в российской экономике и формирования тенденций последовательного повышения уровня жизни населения.

В то же время, российские ученые продолжали концептуальное развитие вопросов экономической безопасности. Так Л. И. Абалкин обосновывал объективную встроенность экономической безопасности «в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экономических бедствий» [9, с. 85]. Сопоставляя данную позицию с зарубежными исследованиями, можно сказать, что данный тезис пересекается с концепцией «всеобъемлющей безопасности» Японии и стратегиями национальной безопасности США этого периода. При этом, академик Л.И. Абалкин также последовательно продвигал в своих работах идею принятия стратегии экономической безопасности на национальном уровне для того, чтобы государство выступало гарантом обеспечения социально-экономической безопасности посредством своевременного анализа вероятных угроз и их отражения. Для этого была предложена система ключевых индикаторов, отклонение, от оптимальных значений которых должно было вызывать настороженность [9, с. 94].

К широкомасштабному исследованию проблем экономической безопасности присоединился также и профессор В. К. Сенчагов. В научном диалоге эти авторы вывели три столпа экономической безопасности [9, с. 86; 42; 44]:

– экономическая независимость (не в дословном значении изоляции государства, а в смысле контроля над национальными ресурсами);

– стабильность и устойчивость (обеспечение спецификации прав собственности и правового и экономического комфорта предпринимательства);

– способность к саморазвитию и прогрессу (научно-технический прогресс как постоянная цель государственной политики).

С точки зрения этих известных ученых, данные ключевые позиции должны в обязательном порядке подкрепляться лояльностью и доверием населения по отношению к власти, что в своем основании имеет удовлетворенность уровнем и качеством жизни населения [9, c. 108]..

Постепенно академические научные разработки стали подкрепляться действиями экономической политики. Последовательно были приняты «Стратегия национальной безопасности 2020 года» и «Стратегия национальной безопасности до 2030 года» [3], которые стали первыми серьезными шагами к выстраиванию системы национальной безопасности государства. К сожалению, на данный момент эти документы нельзя назвать полностью удачными, так как им свойственна размытость определений, приоритетов и отсутствие системы индикативных критериев экономической безопасности.

В целом рассматриваемый нами период характеризуется осуществлением аналитических исследований, ориентированными на определение основных направлений обеспечения экономической безопасности российского государства, ориентированного на быстрый переход к рыночной системе хозяйствования. В качестве приоритетных в период первого и второго десятилетия развития постсоветской экономики можно выделить следующие направления поддержания экономической безопасности на национальном уровне:

– экономическая независимость, которая в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, но означает сохранение неизменной возможность контроля государства за национальными ресурсами [8; 9; 44];

– стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающая защиту собственности во всех ее законодательно закрепленных формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности [8-10];

– способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики [10, с. 4; 42];

– развитие институтов власти, обеспечивающих поддержку социально незащищенных слоев населения, минимизацию социальной напряженности [46; 43];

– обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста национальной экономики [19, с. 113; 44; 46, с. 3-7];

– направление финансовых потоков по различным каналам бюджетной, кредитной и инвестиционной политики в реальный сектор отечественной экономики для повышения ее инвестиционного и технического потенциала [10; 19, с. 113];

– задача повышения конкурентоспособности экономики страны в системе мирохозяйственных отношений [18-20; 44];

обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения [45];

– снижение государственного участия в экономике: радикальное сокращение госрасходов, бездефицитный бюджет, приватизация госпредприятий, жесткая денежная политика и т.д. [24];

– стимулирование технологического развития в комплексе с развитием человеческого потенциала [10; 47].

Модификация теоретических подходов к оценке экономической безопасности России в период глобальных экономических кризисов 2008-2014 гг. После финансово-экономического кризиса в России 2008-2010 гг. количество работ по проблемам экономической безопасности и в российской, и в зарубежной теоретической науке возрастает, появляются новые авторы.

Разрабатываются и новые, и традиционные вопросы. Например, причины очевидно заниженных темпов роста российской экономики по-прежнему привлекают внимание российских экономистов. Так, С. В. Кайманаков и В. М. Кульков и ряд других исследователей [32, с. 9-19] характеризуют российскую модель экономического роста как деформированную и неэффективную, а А.Е. Городецкий [21, c. 13-25] обращает внимание на причины, препятствующие формированию тенденции на долгосрочное устойчивое социально-экономическое развитие. В эти годы академик С.Ю. Глазьев начинает разрабатывать, применительно к сложившейся ситуации комплекс экономических механизмов по направлениям: реиндустриализации, развития производительных сил в направлении реструктуризации экономики сырьевого типа, активизации инвестиционной политики с целью повышения конкурентоспособности РФ в системе мирохозяйственных связей [20, с. 3-62].

Следует также отметить, что если в предыдущие десятилетия речь лишь вскользь шла о качестве рабочей силы, то теперь начинают активно прорабатываться вопросы развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения. Так, О. А. Василенко называет социально-экономическую безопасность одной из самых болезненных тем для российской экономики, ввиду недостаточных условий для воспроизводства человеческого капитала с необходимыми для современного этапа качественными характеристиками [16, c. 60-79]. А. Е. Городецкий объясняет важность инвестиций в развитие человеческого потенциала тем, что творческий труд выступает стимулирующим фактором роста и производительности, научно-технического и технологического прогресса [21, с. 13-25].

Из наиболее широко обсуждаемых вопросов – необходимые корректировки макро- и микроэкономической политики. И здесь можно привести довольно широкий перечень мер по приближению рыночной экономики к формату эффективности и самостоятельной регулировки: стимулирование перевода ресурсов из стагнирующих в растущие и перспективные сектора; определенное регулирование импорта для защиты национальных производителей; мобилизация внутренних национальных ресурсов ради стимулирования ускоренного роста; стимулирование экспортного производства обрабатывающей промышленности; антимонопольная политика и т.д. [11, с. 111-153; 21, с. 13-25; 26, с. 259-262; 41, с. 136–149].

Также стоит отметить, что в этот период впервые появляются исследования, предлагающие стимулировать развитие фондового рынка и финансовой системы в целом. В частности, в период 2005-2020 гг. Институт экономики РАН ежегодно представлял в Государственную Думу, Совет Федерации РФ и Управление Делами Президента РФ экспертные заключения на: трехгодичный Проект Федерального бюджета РФ, подготовленный Министерством Финансов России, а также Прогноз социально-экономического развития РФ, подготовленный Министерством экономического развития России. И значительную часть данных экспертных заключений составляла именно оценка влияния бюджетной, налоговой, кредитной и иных направлений финансовой политики государства на состояние экономической безопасности РФ в рамках соответствующего трехлетнего периода.

Финансовая экономическая безопасность рассматривается в научном сообществе как одно из приоритетных направлений исследований, как пример отражения глобальных вызовов на наиболее опасных направлениях преобразования государственной экономической системы. Следует также отметить, что эта тема получила дальнейшее развитие в 2020-2021 гг. Анализируя работы по данной предметной области [36, с. 220; 51, с. 307-318; 54, с. 568–574] можно выделить несколько ключевых рекомендаций в вопросах обеспечения финансовой безопасности России:

– институциональные преобразования (реформирование) финансовой сферы;

– включение в систему бюджетного обеспечения национальных программ критериев экономической безопасности;

– соотнесение критериев экономической безопасности со стандартами глобальной финансовой системы;

– повышение эффективности (гибкости) финансовой (банковской) системы в обеспечении роста реального сектора экономики;

– формирование финансовых институтов стимулирования инвестиционной активности;

– цифровизация финансового рынка.

Особую роль в теоретических исследованиях «кризисного» периода занимает проблематика экономической безопасности регионов России. Во взглядах российских исследователей, специализирующихся на оценке экономической безопасности регионов, именно в этот период сформировалось четкое понимание, что обеспечить безопасность страны в сфере ее пространственного развития можно только при условии конкретного определения, уже имеющихся и потенциальных угроз и выработке стратегического видения путей устранения этих угроз. Был поднят вопрос о многоаспектности исследования проблемы экономической безопасности территориальных образований в силу значительного разнообразия и даже разнонаправленности их производственных, социальных, демографических, коммуникативных и прочих интересов.

Аспект пространственной дифференциации начинает широко и активно исследоваться на взаимосвязанных уровнях: субфедеральном (региональном) и муниципальном (местном). Академическими исследователями теории экономической безопасности регионов активно анализируется теоретическая задача объективной оценки явления «дифференциации регионов», а также необходимости определиться с тем, до какой степени экономическое выравнивание регионов России возможно и целесообразно. А также – выработки критериев, указывающих за каким порогом дифференциация, имеющая объективную экономико-географическую природу, перестает быть угрозой экономической безопасности. В итоге данное направление исследований становится новым трендом развития теории экономической безопасности России как федеративного суверенного государства [12, с. 106-117; 13, с. 32-45; 14, с. 87-102; 15; 37; 38].

В целом, в периоды глобальных кризисов 2008 и 2014 годов самое широкое развитие в отечественной фундаментальной науке получили следующие области исследований аспектов экономической безопасности:

– методы обеспечения эффективной конкуренции и снижения рисков развития;

– возрастание значимости социальной составляющей в решении задач экономической безопасности в аспекте поиска механизмов развития человеческого потенциала, значимости роста квалификационного и социального статуса активного населения;

– углубленное исследование категории финансовой безопасности на всех уровнях управления;

– исследование экономической безопасности регионов (муниципальных образований) в аспекте пространственной дифференциации суверенного государства.

COVID-2019 как катализатор новой системы ценностей в экономической безопасности и репетиция гибридного противостояния. Во многом, определяющий вклад в переоценку теоретических взглядов и переосмысление стратегий экономической безопасности внес пандемический кризис 2019-2021 годов. За этот период существенно активизировались процессы нестабильности в мире в целом, нарастания геополитической напряженности, обострения и ужесточения демографических проблем, снижения качества и уровня жизни населения, болезненной трансформации целей, задач и реструктуризации системы здравоохранения и других национальных социальных институтов. В условиях периода пандемии усилилась турбулентность и нестабильность развития национальных экономик. При этом развитие негативной экономической ситуации сопровождалось не только новыми вызовами и угрозами, но и лавинообразным формированием новых социально-политических противоречий и конфликтов как внутри, так и во взаимодействии современных государств.

Научное сообщество отреагировало на эти события в нескольких аспектах.

Первое – ожидаемой реакцией, на вновь возникшие проблемы стало применение в качестве критериев экономической безопасности на национальном уровне индикаторов, характеризующих дифференциацию доходов населения, уровень безработицы, а также качество воспроизводства человеческого капитала [23, с. 5-31]. Во многих научных исследованиях появилась тенденция выделять связку неравенство-безработица-бедность в качестве основной угрозы экономической безопасности и даже национальной [27; 50, с. 105-114]. Стали активно исследоваться последствия социально-экономической турбулентности как неизбежная составляющая пандемической реальности.

Среди исследований с более общим и фундаментальным подходом можно выделить тренды на необходимость институциональных преобразований и реформирование финансовой системы. Перестройка и развитие институтов предлагается в следующих направлениях:

– институциональные механизмы, поддерживающие создание инфраструктуры, соответствующей требованиям глобальной интеграции [29, с. 51-64] и др.;

– преобразование базовых институтов собственности, контрактов и конкуренции (например, имитационный характер деятельности ФАС), слабость и примитивность которых порождает такие проблемы как структурная несбалансированность, низкие темпы роста, коррупция, бедность [34, с. 135-152] и др.

Важно отметить, что за три года пандемии (2019-2021 гг.) сама концепция экономической безопасности и оценка ее теоретических составляющих получили новую качественную модификацию: активизировался процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. В условиях эпидемиологического кризиса повсеместно происходило активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Впервые, практически всеми странами социальный фактор стал рассматриваться не как некое дополнение к обеспечению национальной экономической безопасности, а как ее полноценная приоритетная составляющая.

В итоге реакция на пандемический кризис отразилась в изменении проблематики, акцентах и ракурсе проводимых отечественных исследований в области экономической безопасности, и в первую очередь работ, посвященных социальным аспектам экономической безопасности, использованию финансовых, бюджетных, правовых механизмов обеспечения экономической безопасности. В данной области вскрылись новые острые вопросы, характерные не только для отдельно взятых государств, но практически для всех стран мира [33, с. 54-65; 40; 52].

В условиях пандемического кризиса активизировался также и процесс возрастания значения социальных интересов общества по отношению к сохранению экономической устойчивости и обеспечению экономического роста. Приоритетом обеспечения национальной безопасности стало активное перераспределение значительного объема производственных, финансовых, управленческих и иных ресурсов с экономических на социальные цели. Социальный фактор стал характеризоваться российскими исследователями как неотъемлемая и приоритетная составляющая экономической безопасности суверенного государства, требующая значительных финансовых затрат [28, с. 46-61; 30, с. 417-432].

Социально-политический фактор экономической безопасности России в ситуации гибридного противостояния. В 2022 г. социальный фактор (социальная составляющая) экономической безопасности трансформировался в фактор социально-политический. Начало специальной военной операции (СВО) и резкий скачок санкционного давления в значительной мере повлияли на изменение как системы экономических отношений на глобальном уровне, так и направленности вызовов и угроз экономическому развитию России как суверенного государства. Соответственно произошли изменения в повестке исследований в области экономической безопасности, так как связка риски-угрозы-перспективы также качественно преобразовалась.

Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета, и лежащего в его основе экономического развития в определенных сферах. Рассмотрим кратко основные предлагаемые меры в этом направлении [17, с. 97-100; 22, с. 4-15; 25, с. 739; 31, с. 251-270]:

– обеспечение инновационной безопасности (институциональные преобразования), с последующим увеличением конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;

– развитие реального сектора экономики (станкостроение, высокотехнологичное оборудование, автомобилестроение, приборостроение, фармацевтика, отечественное программное обеспечение, самолетостроение, судостроение и др.);

– сохранение тенденции превышения экспорта над импортом, а также обеспечение диверсификации экспорта через переход к реализации товаров с высокой добавленной стоимостью и инновационной продукции (соответственно, создание и развитие технологически продвинутых, обладающих мировой конкурентоспособностью экспортоориентированных производств).

Одной из главных тем 2022 года, озвучиваемых как в выступлениях политиков, так и на научных конференциях, и в статьях стала проблема достижения технологического суверенитета и лежащего в его основе экономического развития [17; 25; 31; 48; 49].

Не менее важной стала проблема внешнеэкономической и политической безопасности в ходе вынужденной перестройки структуры и направлений экспорта и импорта, а также санкционного воздействия отдельных государств и их непрямого участия в СВО на противоборствующей стороне. В связи с этим, появляется необходимость поиска новых торговых партнеров, цепочек добавленной стоимости, поиска нового места в мир-системе, в условиях происходящей глобальной трансформации, противодействия экономическим преступлениям, выстраивания логистических цепочек и т.д. [25; 31].

Меры развития финансовой системы также продолжают фигурировать в исследованиях, однако скорее второстепенно, в отличие от описанного выше предыдущего временного периода. Существенно большее внимание теперь уделяется социально-экономическим показателям. И это уже не импульсивный отклик на внешние шоки, как это было в 2020-2021 гг., это следствие накопленных угроз: повышенная смертность при пониженной рождаемости, падение реальных доходов населения, рост закредитованности и т.д. В этой связи, для поддержания социально-экономической безопасности необходимо сдерживать вымывание среднего класса (спровоцировать которое могут стремительная эмиграция этого слоя, рост бедности и дифференциации доходов) [25, с. 739], устранение профессионально-квалификационного дисбаланса (главным образом ввиду несоответствия заработной платы качеству рабочей силы и сложности труда), развитие человеческого потенциала (в соответствии с ожидаемой структурной перестройкой и преобразованием рынка труда) [49, с. 989-1008].

В 2022-2023 гг. начала стремительно развиваться еще одна составляющая явления экономической безопасности на глобальном уровне: приоритетные направления обеспечения экономической безопасности государства теперь включают не только реальные угрозы жизни и здоровью граждан, не только связаны с углублением явлений значительного имущественного расслоения общества, сокращением роста доходов и комфортности жизни, но и угрожают сохранению самоидентичности российского социума. Сложившаяся ситуация объективно обусловлена нарастанием глобального гибридного противостояния двух блоков государств, придерживающихся глобалистской и многополярной идеологий развития [28; 53].

Российские исследователи показали, что в условиях сформировавшегося сегодня приоритета социально-политического фактора экономической безопасности по отношению к социальному, отчетливо проявились черты системного кризиса капиталистических рыночных отношений. Наблюдается разрушение традиционных рыночных отношений и быстрое формирование новой системы отношений между экономическими контрагентами на макро-, мезо- и глобальном уровнях.

В таблице 1 отражено, какие принципиальные изменения произошли на национальном и межгосударственном уровнях в основных трендах и институтах экономического развития за период действия антироссийских санкций. Как разрушаются традиционные, и формируются новые принципы системы социально-экономических отношений между государствами и экономическими контрагентами.

Таблица 1. Новые реалии 2022-2023 гг.

Приоритеты рыночной капиталистической экономики до 2022 г.
Новые направления трансформации системы экономических отношений, начиная с 2022 г.
1. Законодательное закрепление принципов свободной конкуренции
1. Силовое (санкционное) подавление экономических конкурентов на национальном уровне и уровне межгосударственных образований
2. Последовательное развитие процессов глобализации мировой экономики (центр миропорядка)
2. Формирование «многополярной» мировой экономики, появление признаков новой регионализации рынков, развитие процесса деглобализации (фрагментации)
3. Приоритет принципа согласования экономических интересов внутри и между территориальными государственными образованиями
3. Навязывание клановых экономических интересов – жесткое применение административных, идеологических, экономических механизмов давления
4. Государственное регулирование приоритетных направлений развития экономики на национальном и межгосударственном уровнях методами финансового воздействия (субсидирование, применение налоговых, кредитных механизмов, квотирование и пр.)
4. Государственное регулирование приоритетных направлений развития экономики на национальном и межгосударственном уровнях методами жестких финансовых ограничений, а также прямого нормативного давления, с использованием запретительных санкций
5. Развитие социального фактора как неотъемлемой составляющей национальной экономической безопасности
5. Появление политического, идеологического, ограничительно-экологического, гендерного и др. факторов, наряду с социальным как приоритетных составляющих национальной экономической безопасности
Источник: составлено автором.

На наших глазах формируются новые базовые риски и вызовы экономической безопасности России как суверенного государства:

– геоэкономическая фрагментация мировой экономики на основе изменения системы экономических и социально-политических приоритетов взаимодействующих государств;

– новый этап перераспределения гео-ресурсов: энергоресурсы, Арктика, мировые ресурсы пресной воды, лесные ресурсы, территории интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированные трудовые ресурсы и т.д.;

– передел сфер информационного влияния: формирование и активное применение агрессивных методик информационного влияния на повышение управляемости потребительской средой;

– расширение (навязывание) искусственной среды потребления товаров и услуг («зеленая экономика», трансформация сферы образования, поощрение трансгендерной идеологии, сопровождаемой новыми отраслями медицины, фармацевтики, образования, медиа-услуг и т.д.);

– рост влияния на экономику экологических и социальных бедствий (природных и техногенных катастроф, пандемий, голода, продовольственные кризисы и т.д.);

– риски негативного влияния миграционного воздействия на развитие российской экономики и формирование социальных конфликтов;

– риски сохранения самоидентичности российского социума и традиционных национальных приоритетов суверенности российского государства.

Как для России, так и для других стран современного мира ситуация такова, что сегодня теоретики не могут предложить миру модель безопасного будущего. И идеологи «золотого миллиарда», и идеологи «многополярного мира» разрабатывают и пытаются применить в реальности свои варианты обеспечения национальной экономической безопасности. Этот процесс мы можем наблюдать, например, в ситуации активного процесса расширения БРИКС [35; 39].

Заключение – перспективные направления развития теории экономической безопасности в российской академической науке

В настоящее время, в условиях гибридного противостояния на первый план в работах российских исследователей выходят вопросы формирования стратегии экономической безопасности России как суверенного государств:

– разработка новых теоретических оценок и практических рекомендаций по определению основных направлений и механизмов обеспечения экономической безопасности с выделением ее социальных и социально-политических аспектов;

– разработка методов оценки национальной идентичности суверенного государства, его технологического, интеллектуального, культурного суверенитета;

– разработка механизмов экономической оценки и парирования вызовов, угроз и рисков в условиях, когда государственное регулирование и бюджетирование становится ядром всей системы развития национальной экономики;

– определение новых ориентиров реформирования финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной и ценовой политики направленных на минимизацию системных рисков развития;

– разработка стимулирующих экономических механизмов, способных обеспечить переориентацию финансовых потоков получаемых в виде доходов хозяйствующих субъектов и населения в направлении стимулирования прорывного роста инвестиционных вложений в стратегические сектора экономики (высокотехнологичный, продовольственный, транспортный, социальный и т.д.);

– развитие институтов социальной поддержки населения, сдвиг в структуре потребления в пользу инвестиций в человеческий капитал, качественное изменение уровня жизни, образования, здравоохранения, культуры;

– обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками; разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития.

Очевидно и другое: глобальные вызовы и риски уже сейчас преобразуются в новые направления развития социально-экономических отношений, а со временем – в институты развития, которые будут реализовываться по следующим направлениям [53, с. 337-341].

Первое направление. Активизация новой регионализации мировой экономики на основе единства социально-политических интересов сотрудничающих государств. Расширение сфер влияния развивающихся экономик Востока и Юга на основе внутри-блоковых принципов регулирования экономической, социальной, территориальной, демографической, гендерной и пр. структур современного общества.

Второе направление. Возрастание роли государств как хозяйствующих субъектов и инициаторов формирования новых регулирующих институтов экономического развития на национальном и межгосударственном уровнях, а также институтов обеспечения технологического суверенитета и промышленной безопасности суверенных государств.

Третье направление. Новый этап перераспределения ресурсов на геополитическом уровне: энергоресурсов, мировых ресурсов пресной воды, лесных ресурсов, территорий интенсивного сельскохозяйственного производства, квалифицированных трудовых ресурсов, ресурсов шельфа Арктики, ресурсов освоения околоземного пространства и т.д.

Четвертое направление. Передел сфер информационного влияния, формирование и активное применение на государственном уровне активных (а порой и агрессивных) методик информационного влияния, ориентированных на повышение управляемости потребительской средой, на расширение искусственной среды потребления, формируемой на основе законодательного регулирования всех социальных и социально-политических сфер жизни общества.

Пятое направление. Формирование и объединение на основе социально-политических интересов государственных резервов защиты от экологических бедствий: климатических, природных и технических катастроф, последствий биологических исследований, продовольственных кризисов и т.д.

Шестое направление. Пересмотр однополярной системы стандартов во всех сферах социально-экономического развития; перераспределение логистических связей в интересах новых геополитических структур, которые активно формируются в настоящее время и неизбежно будут корректироваться в ближайшие годы.

Сложившаяся ситуация требует переориентации экономической и промышленной политики России преимущественно на внутренние источники развития с обеспечением их эффективной защиты, с возможным привлечением ресурсов дружественных государств и с конечной целью создания конкурентоспособного современного народнохозяйственного комплекса, для которого Россия имеет, к счастью, материальные и людские возможности. При этом, реально можно говорить о возможности опережающего развития отдельно взятой страны не по всему инновационному фронту, а лишь по конкретным сегментам развития. Речь, следовательно, может идти о селективно-авангардном опережающем развитии. Задачи селективно-авангардного развития решаются сегодня параллельно с ускоренным импортозамещением нужной продукции, иногда не самыми высокотехнологичными аналогами. Приоритетом стала ориентация на выпуск собственной продукции вместо импортной, качественной и технологичной.

Необходима реформа структур управления, дополненная системой государственного регулирования институтов развития. Идеология «вульгарного» либерализма и «классического рынка» продемонстрировала свою несостоятельность. Следует чётко определить векторы экономического развития, которое невозможно без теоретически обоснованной и подтверждённой практикой экономической стратегии, понятной действующим на макро- и региональном уровнях экономическим агентам. Уникальность текущего момента состоит в том, что переход к модели «больших вызовов» может быть осуществлен в рамках давно назревшей потребности актуализации государственного стратегического планирования как совокупности скоординированных мер, направленных на установление долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения. Постановку долгосрочных национальных целей развития Российской Федерации и формирования механизмов их достижения, обеспеченных соответствующими национальными/субфедеральными проектами и государственными программами, можно расценивать как попытку перехода к новой модели социально-экономического развития – модели «больших вызовов» с отечественной спецификой [53, с. 337-341].


References:

Abalkin L. I. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Economic security of Russia: threats and their reflection]. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-16. (in Russian).

Abalkin L.I. (2002). Rossiya: poisk samoopredeleniya. Ocherki [Russia: the search for self-determination. Essays] (in Russian).

Abalkin L.I. (2002). Strategiya: vybor kursa [Strategy: choosing a course] (in Russian).

Bodrunov S.D. (2016). Gryadushchee novoe industrialnoe obshchestvo: perezagruzka [The Coming New Industrial Society: A Reboot] (in Russian).

Bukhvald E. M. (2018). Sovershenstvovanie normativno-pravovoy bazy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Improvement of regulatory framework ensuring the economic security in the Russian Federation]. The Economic Revival of Russia. (3(57)). 34-45. (in Russian).

Bukhvald E. M., Moshkova L. E. (2017). Regiony Rossii kak strategi ekonomicheskoy bezopasnosti [Russian regions as strategies for economic security]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (3). 106-117. (in Russian).

Bukhvald E.M. (2018). Federalizm kak osnova natsionalnoy bezopasnosti dlya Rossii [Federalism as the basis of national security for Russia]. Bulletin of the Institute of Economics, RAS. (1). 87-102. (in Russian).

Bukhvald E.M., Kolchugina A.V. (2019). Strategiya prostranstvennogo razvitiya i formirovanie poselencheskoy struktury ekonomiki Rossii [The strategy of spatial development and formation of settlement structure of the Russian economy]. Russian Journal of Housing Research. 6 (2). 157-174. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.6.2.40812.

Dubinina E.V., Gilmutdinova R.A., Khanova I.M. (2021). Sotsialnye aspekty ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Social aspects of economic security in Russia]. Economic Security Bulletin. (3). (in Russian).

Gegechkori I. M. (2022). Ekonomicheskie sanktsii protiv Rossiyskoy Federatsii i vneshneekonomicheskaya bezopasnost: vyzovy i ugrozy [Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats]. Auditor\\\'s statements. (1). 97-100. (in Russian). doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.

Gelvanovskiy M.I. (2011). Innovatsionnaya ekonomika kak sposob povysheniya natsionalnoy konkurentosposobnosti [Innovation economy as a method of increasing national competition]. Finance, money, investments. (1). 4-5. (in Russian).

Glazev S. (2015). O neotlozhnyh merakh po ukrepleniyu ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i vyvodu rossiyskoy ekonomiki na traektoriyu operezhayushchego razvitiya (akademicheskaya versiya doklada) [Concerning urgent measures for strengthening economic security of Russia and placing russia\'s economy in rapid development trajectory (academic version of the presentation)]. Russian Economic Journal. (5). 3-62. (in Russian).

Glazev S.Yu. (1999). Bezopasnost ekonomicheskaya [Economic security] (in Russian).

Gorodetskiy A. E. (2019). Natsionalnaya i ekonomicheskaya bezopasnost: imperativy menyayushcheysya strategicheskoy kultury [National and economic security: imperatives of a changing strategic culture]. Razvitie i bezopasnost. (4). 13-25. (in Russian). doi: 10.46960/74159_2019_4_13.

Gorodetskiy A. E. (2022). Vremya mobilizatsii: Rossiya pered vyborom istoricheskikh alternativ [Time to mobilize: Russia before choosing historical alternatives]. Razvitie i bezopasnost. (1(13)). 4-15. (in Russian). doi: 10.46960/2713-2633_2022_1_4.

Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: teoreticheskoe obosnovanie i metody regulirovaniya [Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation] (in Russian).

Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V., Lev M. Yu. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti [Russia's Economic Security in the New Reality] (in Russian).

Illarionov A. (1998). Kriterii ekonomicheskoy bezopasnosti [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki. 10 35-58. (in Russian).

Karavaeva I. V. (2020). Natsionalnaya ekonomicheskaya bezopasnost v teoreticheskikh issledovaniyakh Instituta ekonomiki RAN [National economic security in theoretical studies of the institute of economics of the russian academy of sciences (the ras)]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (2). 27-42. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2020-10013.

Karavaeva I. V. (2022). Sistemnyy krizis 2022: teoreticheskiy aspekt [Systemic crisis 2022: theoretical aspect]. Federalizm. (2(106)). 46-61. (in Russian). doi: 10.21686/2073-1051-2022-2-46-61.

Kaygorodtsev A. A. (2011). Sistema natsionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [The system of national economic security]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (4(127)). 259-262. (in Russian).

Kazantseva E.G. (2022). Ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva kak strategicheskiy prioritet v usloviyakh globalnoy transformatsii [Economic security of the state as a strategic priority amidst global transformation]. Economic security. 5 (3). 739-756. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114819.

Kolomiets A.G. (2023). Natsionalnye institutsionalnye proekty kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [National institutional projects as a tool for economic security]. Economic security. 6 (1). 51-64. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117372.

Kolpakova I.A. (2022). Rol i metody dostizheniya tsenovoy stabilnosti v strane v usloviyakh ekonomicheskoy voyny Zapada protiv Rossii [The role and methods of price stability in the country amidst the economic war of the West against Russia]. Economic security. 5 (2). 417-432. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.

Konovalenko S.A., Gadzhiev N.G., Karpunina E.V., Karpunin A.Yu. (2022). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti v sfere vneshneekonomicheskoy deyatelnosti [Ensuring economic security in foreign economic activity]. Economic security. 5 (1). 251-270. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114115.

Kulkov, V. M., Kaymanakov S.V., Tenyakov I.M. (2014). Ekonomicheskiy rost v Rossii: natsionalnaya model, kachestvo i bezopasnost [Economic growth in Russia: national model, quality and safety]. National interests: priorities and security. (38(275)). 9-19. (in Russian).

Lev M. Yu. (2021). Aktualnye trendy dinamiki tsen: problemy i resheniya v obespechenii sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti [Actual trends in price dynamics: problems and solutions in ensuring socio-economic security]. Vestnik RAEN. (1). 54-65. (in Russian). doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-1-54-65.

Lipinsky D.A., Makareiko N.V., Musatkina A.A. (2019). Legal aspects of ensuring economic security in the conditions of the digital economy development Amazonia Investiga. (8 (20)).

Mazin A.L. (2021). Oslablenie instituta konkurentsii kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti strany [Weakening of competition as a threat to the state's economic security]. Economic security. 4 (4). 1135-1152. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.4.113514.

Mironova O. A., Novoselov K.V., Khanafeev F.F. (2021). Finansovye mekhanizmy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyakh koronakrizisa [Financial mechanisms for ensuring economic security in the context of the coronacrisis]. Innovative development of economy. (5(65)). 220-226. (in Russian). doi: 10.51832/2223-798420215220.

Mityakov S. N., Romanova N.A., Mityakov E.S. (2013). Ekonomicheskaya bezopasnost regionov Privolzhskogo federalnogo okruga [The economic security of the Volga federal district regions]. Economy of the region. (3(35)). 81-91. (in Russian). doi: 10.17059/2013-3-6.

Mityakov S.N. (2016). Otsenka krizisov v ekonomike s ispolzovaniem kratkosrochnyh indikatorov i srednikh indeksov ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Assessment of economic crises using short-term indicators and average indices of Russia's economic security]. Problems of forecasting. (2). (in Russian).

Redkous V. M. (2021). Aktualnye voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii ot 2 iyulya 2021 goda [Topical issues of ensuring economic security in the national security strategy of the Russian Federation dated july 2, 2021]. Zakon i pravo. (8). 23-27. (in Russian). doi: 10.24412/2073-3313-2021-8-23-27.

Rendak A. V. (2018). Spetsifika vnutrennikh ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii [The specificity of internal threats of economic safety of Russia]. Gumanitariy Yuga Rossii. (1). 136-149. (in Russian). doi: 10.23683/2227-8656.2018.1.12.

Senchagov V. K. (1995). O sushchnosti i osnovakh strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [On the essence and fundamentals of Russia's economic security strategy]. Voprosy Ekonomiki. (1). 97-106. (in Russian).

Senchagov V. K. (2007). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [Economic security of Russia]. Eco. (5(395)). 1-21. (in Russian).

Senchagov V.K. (1997). O sushchnosti i osnovakh strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [On the essence and fundamentals of Russia's economic security strategy] (in Russian).

Senchagov V.K. (2010). Ekonomika, finansy i tseny: evolyutsiya, transformatsiya, bezopasnost [Economics, finance and prices: evolution, transformation, security] (in Russian).

Senchagov V.K., Gubin B. V., Pavlov V. K., Tambovtsev V. L. (2013). Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ustoychivogo razvitiya i ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Innovative transformations as an imperative of sustainable development and economic security of Russia] (in Russian).

Senchagov V.K., Gubin B.V., Karavaeva I.V., Pavlov V.I., Ivanov E.A., Kurnova N.V. (2012). Ekspertiza proekta federalnogo byudzheta kak instrument povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Examination of the draft federal budget as a tool for improving Russia's economic security]. Strakhovoe delo. (12(238)). 3-7. (in Russian).

Smeshko O. G., Plotnikov V. A., Vertakova Yu. V. (1998). Perspektivy rossiyskoy ekonomiki: novye vyzovy ekonomicheskoy bezopasnosti i perestroyka gosudarstvennogo upravleniya [Prospects for the russian economy: new challenges to economic security and public administration restructuring]. Economics and management. (6). 524-537. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2022-6-524-537.

Soboleva I.V. (2022). Professionalno-kvalifikatsionnyy disbalans kak vyzov ekonomicheskoy i sotsialnoy bezopasnosti [Professional and qualification imbalance as a challenge to economic and social security]. Economic security. 5 (3). 989-1008. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.

Starovoytov V. G., Starovoytov N. V. (2020). Sovremennye tendentsii dinamiki imushchestvennogo neravenstva, bednosti, bezrabotitsy kak istochnikov ugroz ekonomicheskoy i natsionalnoy bezopasnosti Rossii [Modern trends of the dynamics of property inequality, poverty, unemployment as sources of threats to the economic and national security of Russia]. Razvitie i bezopasnost. (3(7)). 105-114. (in Russian). doi: 10.46960/2713-2633_2020_3_105.

Trofimov M.N. (2021). Effektivnost finansovogo sektora kak vazhneyshee uslovie obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [The effectiveness of the financial sector as the most important condition for ensuring the economic security of the state]. Ekonomika. Informatika. (2). (in Russian).

Vasilenko O. A. (2020). Voprosy ekonomicheskoy bezopasnosti i gosudarstvennogo upravleniya v kontekste strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Issues of economic security and public administration in terms of Russia\'s economic security strategy]. National interests: priorities and security. (1(382)). 60-79. (in Russian). doi: 10.24891/ni.16.1.60.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 04:56:16